Богатство что входит. Что такое богатство? Богатство с разных точек зрения

СЛОВАРЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

В материале даны различные варианты трактовки некоторых широко используемых экономических терминов, а также в некоторых случаях, необходимые пояснения. Для перехода к конкретному термину, необходимо щелкнуть мышкой термин в списке:

БАРТЕР

БОГАТСТВО

ИЗДЕРЖКИ

ИНФЛЯЦИЯ

КАПИТАЛ

КОНКУРЕНЦИЯ

КРЕДИТ

МЕНЕДЖЕР

МОНОПОЛИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

ПРОФСОЮЗ

СОБСТВЕННОСТЬ

СПРОС

ТОВАР

ФИРМА

ЭКОНОМИКА

«Толковый словарь Ожегова»

товарообменная сделка, натуральный обмен

«Словарь экономических терминов»

натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар за товар». Пропорция такого обмена устанавливается обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре. Сделки, основанные на прямом обмене товаров, называются бартерными.

«Словарь терминов антикризисного управления»

прямой безденежный обмен товарами и услугами. Он определяется единым договором (контрактом), в котором производиться оценка товаров или услуг с целью создания условий для эквивалентности обмена, для определения страховых сумм, оценки претензий, начисления санкций, таможенного учета и т.д. Основной причиной бартера выступают «валютные проблемы» (нехватка иностранной валюты, неустойчивость отечественной валюты и т.п.)

«Финансовый словарь»

Прямой безденежный обмен товарами или услугами

«Большой энциклопедический словарь»

Бартерная сделка (от английского ЬагЬег - товарообмен) - договор обмена

определенного количества товара (товаров) на эквивалентное по стоимости количество

других товаров, то есть без использования денежных средств (национальных или

валютных)

«Современная энциклопедия»

Бартерная сделка (от среднеанглийского Ьайег - товарообмен), обменная сделка, при которой товар (услуги) поставляют в обмен на эквивалентное по стоимости количество других товаров (услуг)

«Финансовый словарь»

Бартерная сделка - экспортно - импортная операция по обмену определенного количества одного или нескольких товаров на эквивалентное по стоимости (цене) количество другого товара или товаров. Бартерная сделка позволяет без использования валютных, денежных средств осуществлять прямой обмен товарами во внешней торговле. При этом внешнеторговые партнеры, обычно с ведома соответствующих государственных органов, проводят нередко одновременно экспортные и импортные операции, исключающие денежные расчеты между сторонами. Бартерные сделки могут носить как двусторонний, так и многосторонний характер. По своему содержанию Бартерные сделки противоречивы, так как, с одной стороны, они расширяют внешнеторговый обмен, а с другой стороны - ограничивают его рамками товарообменного соглашения. Объектом бартерного обмена, как правило, является определенный вид товаров.

Богатство

Богатство - Обилиематериальных ценностей, денег, народные богатства.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

Богатство –множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Достаток, достояниe, состояние, достаточность, зажиточность, предметы составляющие имущество человека, и самый быть, состояние зажиточного.

Богатство –в масштабе общества представляет собой совокупность полезных благ, накопленных обществом за весь период его производственной деятельности. Эта совокупность включает:

    а) производственные основные фонды (активная часть – машины и оборудование, пассивная – здания и сооружения);

    б) непроизводственные основные фонды (жилые дома, а также здания и оборудование учреждений образования, здравоохранения, культуры и т.д.);

    в) материальные оборотные средства (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, энергия);

    г) личное имущество населения (потребительские товары длительного пользования).

Богатство- обилие материальных ценностей (денег, драгоценностей, недвижимого имущества и т.п.), большое состояние.

«Большой толковый словарь русского языка» Санкт-Петербург «Норинт» 2000год.

Богатство - природные, а также созданные и накопленные людьми, странами материальные и духовные ценности; всё, что представляет ценность для людей, общества, государства.

Богатство – всё, что имеет рыночную оценку и может быть продано за деньги или обменено на иные блага.

Богатство – обилие материальных ценностей, денег.

Краткая экономическая энциклопедия Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова, В.Т. Пуляев. Москва 2000

Богатство – совокупность ценных качеств.

Богатство вещественное – реальные активы, длительного пользования, которые непосредственно дают отдачу в течение некоторого периода времени.

Экономическая энциклопедия А.И. Абалкин. Москва 1999.

Богатство национальное - совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процессе воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество; страна.

Национальное богатство – важнейший показатель, характеризующий мощь и потенциальные возможности страны.

Экономическая энциклопедия А.И. Абалкин. Москва 1999.

Национальное богатство – основа материального и культурного развития общества.

Большой экономический словарь. Под редакцией А.Н. Азримяка. Москва 2000.

Богатство – любая собственность, которая состоит из благ и может быть по желанию владельца обменена на деньги.

Богатство – вся собственность, которая имеет денежную ценность или ценность для обмена; все материальные объекты, которые обладают экономической полезностью (например запас полезных благ, которые ценны для жизни в данный период времени.

Богатство – совокупность предметов, служащих для удовлетворения человеческих потребностей и находящихся в обладании лица, группы или народа; в частности, имущество, значительное по сравнению с потребностями обладателя и имуществами других лиц.

И В. Липсиц Экономика, История и современная организация хозяйственной деятельности. Москва 1999 год.

Богатство – в масштабе общества представляет собой совокупность полезных благ, накопленных обществом за весь период его производственной деятельности.

Е.Ф. Борисов, А.А. Перова, Ф.Ф. Стерликов. Экономика. Справочник. Москва 1997.

Национальное богатство – совокупность ресурсов страны, определяющих условия для производства товаров, оказания услуг и обеспечение жизни людей.

Главный редактор А.Д. Некипелов. Популярная экономическая энциклопедия. Москва 2000.

Национальное богатство – совокупность природных ресурсов создающих средства производства благ и ценностей, которыми располагает страна.

Словарь по экономике и праву. Л. Лозоновский, Б. Райзберг. «Омега» Москва 2001.

Петти о богатстве : Образование происходит в сфере материального производства, благодаря именно труду. Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать.

Богатство у классиков : С точки зрения основы и источника, богатство- это накопление национального капитала. С точки зрения реализации – это рост количества благ на душу населения.

Богатство у меркантилистов : Богатство создаётся трудом, но выражается в золоте и серебре. Источник богатства народов они искали в сфере обращения (торговле).

Д.И. Платонов, История экономических учений, Москва 1998.

Богатство у физиократов : физиократы представляли землю как единственный источник богатства народа.

Е. М. Майбурд. Введение в историю экономической мысли. Москва 2000.

Богатство по Адаму Смиту : Богатство страны – это её богатство. Рост количества предметов потребления на душу населения.

Богатство народа заключено в его труде, земле и капитале, особенно если это непрерывно совершенствуется.

Е. М. Майбурд. Введение в историю экономической мысли. Москва 2000.

Определение термина «богатство» во многом зависит от оценочных суждений людей в тот или иной временной период. Отчасти это нормативная категория и вне воззрений человека о ценности какого-либо блага не существует.

Что же такое богатство?

В словаре можно отыскать следующие определение богатства – обладание материальными и нематериальными благами (недвижимостью, личным имуществом, деньгами, средствами производства). В социологиивстречается такое определение: богатство – наличие у человека значительных ценностей по отношению к другим людям. Существует даже официальное определение богатства ООН – это мера в денежном эквиваленте, включающая в себя сумму человеческих (навыки и образование), физических (оборудование, здания, ) и естественных активов (полезные ископаемые, топливо, земля, леса). Экономическая теория несколько по-иному определяет богатство – разница между пассивами и активами на текущий момент времени.

Экономисты классической школы первыми начали изучать термин богатства и способы его накопления. Адамом Смитом была создана теория о природе капитала и методах его умножения.


Продолжил развитие взглядов Смита Давид Рикардо, который прибавил к существующей теории дополнения о международной торговле и земельной ренте. Томас Мальтус первым указал на стремительный рост населения, как на угрозу благосостоянию страны в целом. Углубил концепции своих предшественников Джон Стюарт Милль, который дал обоснование наличие свободного рынка, как необходимую составляющую экономического роста и увеличения благосостояния людей и общества в целом.

Различные определения богатства утверждались разными людьми и в разнообразных контекстах. Фактически понятие богатства – это нормативный процесс с совершенно различными этическими значениями.

Способы достижения богатства

Достичь необходимого уровня благосостояния можно различными способами. Например, полезные ископаемые принадлежат в целом государству, но отдельные месторождения ископаемых находятся в собственности конкретных лиц. Государство богато практическими всеми видами естественных богатств. Владельцы частных компаний распоряжаются ресурсами страны, это их прекрасно материально обеспечивает.

Если рассматривать богатство, как форму деятельности, то это означает, что его возможно достигнуть, занимаясь той или иной деятельностью. Даже если занятие интересно лишь тому, кто им занимается и окружающие считают его немного странным, но вполне возможно, что человек реализует себя на 100%, так как он этого желает. Его тоже можно считать богатым, он счастлив и считает себя вполне состоявшимся.

Вывод напрашивается сам собой, в действительности богат только тот человек, который может себе позволить жить той жизнью, которой захочет. Эта жизнь может быть, и не связана с кругленькими суммами на банковских счетах, однако богатство его жизни состоит в том изобилии, которое он себе представляет. Возможно, он и не попадет в списки известных миллионеров, но это не помешает ему наслаждаться богатством собственной жизни.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Богатство – совокупность предметов, служащих для удовлетворения человеческих потребностей и находящихся в обладании лица, группы или народа; в частности, имущество значительное по сравнению с потребностями индивида (, …).

Богатство – запасы денег или чистые накопления или запасы реальных или финансовых активов, имеющихся к данному моменту времени. Богатство может быть представлено банковскими счетами, акциями, имуществом, бизнесом и всем тем, что приносит его владельцу доход или может быть продано (Глоссарий.ру: словари по общественным наукам ).

Если спросить человека, как он понимает слово «богатство», то выяснится, что для абсолютного большинства значение этого слова совпадет с определением, данным в толковом словаре «Webster»: богатый – человек, в изобилии владеющий материальными благами. (Стэнли, Т. Дж., Данко, У.Д., 2005)

Итак, богатство понимается и как крупные запасы финансовых средств, и как значительное превышение возможностей над потребностями, и как изобилие материальных благ.

Однако, большинство людей, ведущих образ жизни с высоким уровнем потребления, на самом деле почти не владеют большими материальными средствами. Они не имеют отношения к частному бизнесу, нефтяным или газовым концессиям. И наоборот, те, кого мы определяем как состоятельных людей, предпочитают обладать приносящим доход имуществом и ценными бумами, а не демонстрировать шикарный образ жизни и высокий уровень потребления. (Стэнли Т., 2005)

Весьма проблематично определить четкую границу, после которой можно считать человека богатым, так как в определении богатства большую роль играют субъективные представления о богатстве человеком.

Одним из способов, который помогает нам определить, можно ли считать человека богатым, основывается на анализе величины финансового состояния – «не следует судить по одежде, необходимо смотреть вглубь».

В данной работе я использую способ определения богатства как Т. Стэнли и У. Данко, а именно, начиная с состояния в один миллион долларов и выше. Потому что такой капитал можно приобрести самостоятельно, без наследства. Достижение подобной цели вполне возможно для многих. (Стэнли Т., 2005).

Итак, под бедностью чаще всего понимают низкий уровень доходов и расходов, как отсутствие необходимых ресурсов, как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов. Под богатством же понимают наличие крупных запасов финансовых средств, значительное превышение возможностей над потребностями и изобилие материальных благ.

3. Деньги как символ богатства и бедности

Не всегда деньги являлись символом богатства/бедности. Часто богатство символизировалось, к примеру, с властью. Это можно увидеть при рассмотрении истории восточных стран, СССР, где именно власть является главным символом богатства. Однако, на сегодняшний день именно деньги являются одним из главных символов богатства/бедности. Деньги не мера, не показатель, а именно символ богатства или бедности, потому что нет численных определений богатства или бедности.

Кроме того, деньги обладают и другой символической нагрузкой: воплощают в себе любовь, безопасность, власть.

Символ - элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.)

Символ ,греч . 1) у древних греков первоначально под словом С. разумелся всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для определенной группы лиц, например, для поклонников Кибелы, Митры. С. назыв. знаки отличия корпораций государственных, общественных или религиозных. В первые века христианства, в эпоху возникновения многих ересей, тайных религиозных сообществ, С. назыв. знаки, по которым единомышленники узнавали друг друга (знак рыбы у первых христианских общин), а позже краткое изложение основ тайного учения.

2) Вещественный знак, предмет, словесный или пластический образ, заменяющий общее понятие: лев - С. силы, лисица - С. хитрости, роза - С. любви, фиалка - С. невинности, река - С. времени, движения, орел - С. государства, меч - С. военной власти, снег - С. чистоты, белый цвет - С. радости, черный - С. печали, зеленый - С. надежды, голубой - С. любви, красный - С. свободы и пр. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона )

Следовательно, деньги как символ богатства/бедности являются предметом символом или образом, заменяющий общее понятие «богатства/бедности».

Следовательно, богатство/бедность продуцируют сильные эмоции, а, с другой стороны, эти понятия имеют яркую эмоциональную окраску и соответствующее эмоционально насыщенное поведение.

Богатство ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл. костр. богасьво, арх. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель ж., зап. богатье ср. (см. также багатье), животы, имение, имущество, достаток, достояние, состояние; достаточность, зажиточность; предметы, составляющие имущество человека, и самый быт, состояние зажиточного; противопол. бедность, недостаток, убожество, нищета, нужда, нужа. Богатство спеси сродни. Богатство дмет, а бедность гнет. Богатство дрочит (пучит), а убожество плющит. Не тот человек в богатстве, что в нищете. Богатство - вода, пришла и ушла. Глупому сыну не в помощь богатство. Не с богатством жить, с человеком, говор. о замужестве. Ни конь без узды, ни богатство без ума. Богатство ум рождает (ум дает). Бедность плачет, богатство скачет. В аду не быть, богатства не нажить. Не от скудости (убожества) скупость вышла, от богатства. | Пышность, великолепие, роскошь. Украшения храма славятся богатством. Богатый, богатущий сев., богатенный ряз. обильный, изобильный, избыточный, многий. Богатая жатва. Богатая медная руда. Богатое воображение. | Обладающий большим имуществом, имением, богатством. Мужик богатый, что бык рогатый, зазнается. Богатому житье, а бедному вытье. Богатый мужик бережет рожу (в драке), а бедный одежу. Чем богатее (богаче), тем скупее. И богатенек, да скупенек. Богатый - ума купит; убогий и свой бы продал, да не купят. Муж жену любит здоровую, а брат сестру богатую. Кто тороват, тот не богат. На что мне (или: Не надо мне) богатого, подай тороватого. Не проси у богатого, проси у тороватого. Не богатый кормит, тороватый. У богатого черт детей катает. Будешь богат, будешь и рогат. Кто богат, тот и рогат, горд. Богатому не спится: богатый вора боится. Не богат, да тороват. Смотря на людей, богат не будешь. Ведь я не на богатого мужика шлюсь, а на Бога, говорят если не верят божбе. Снег и дождь на свадебный поезд - богато жить. Богатому черти деньги куют. Богатому нужный не товарищ. Не силен, не борись: не богат, не сердись. Будешь богат, будешь и скуп. Богатым быть трудно, а сытым (а довольным) не мудрено. Богато нареч. избыточно, изобильно, пылко, роскошно, великолепно; | ряз. тул. хорошо, славно, именито, прекрасно; | вор. орл. малорос. много. У нас богато овец. Богач, богатина, сиб. богатей м. богачка, богачиха, богачуха ж., арх. богатуха об. богатырь южн. зап., богатый имуществом человек; заживный, зажиточный, весьма достаточный, состоятельный, денежный. | Богач, огонь, см. богатье. Богачи - пузачи; голяки - голенастики. У богатого богатины пива-меду много, да с камнем бы его в воду. Бога хвалим, Христа величаем, богатого богатину проклинаем. Богачье ср. собират. богатый люд, богачи. Тут съехалось такое богачье, что страх. Богатич м. богатична ж. сын или дочь богача. Неудатны богатичи живут; нуждичи небалованные лучше. Богатичи, что поповичи да голубые кони: редко удаются. Богачовый, богачихин, принадлежащий богачу. Перед воротами, перед богачевыми, песня. Богатить кого, обогащать, наделять богатством. Что богатит, то и зорит, торговля. Богатиться или богатеть, обогащаться, наживаться; быть обогащаему. Смолоду не богателось, а под старость захотелось. Богачение ср. действие богатящего, обогащение. Богатение, состояние богатеющего. Он набогатился, нажился, и меня обогатил, и сам разбогател. Богатитель м. богатительница ж. обогащающий кого, дарующий богатство. Земля-матушка богатительница наша. Богатка, богатница, богатинка ж. твер. смол. растен. Conyza; коморник, блошник; | растен. пушки, Erigeron, блошница, неувяда; на Ивана-купала гадают ею: втыкают почку в щель избы, или кладут под иконы; расцветет, к добру; усохнет, к худу. Сложные слова: богатолюбивый, богатодарный и пр. понятны по себе, но тяжелы и малоупотребительны.

А.Г. Долженко
  • Н.В. Сомин
  • проф.
  • Библейский словарь Геце
  • Сокровищница духовной мудрости
  • А.Г. Долженко
  • Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев
  • святитель
  • Бога́тство – 1) духовные и материальные , даваемые человеку; 2) материальные блага вообще, достающиеся человеку вне зависимости от того, добывает ли он их в соответствии с Божьим или нет; 3) то, что дорого человеку в каком-либо отношении (пример: дети - наше богатство; мои года - моё богатство).

    Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во , возможность соединения с Богом.

    Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем ().

    Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым (). Оно также называется неправедным (), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих.

    Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над . «Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу » . Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. «По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (), или таланты, распределенные между людьми (), или имение, отданное во временное управление () » . Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.

    Божественная заповедь требует помощи нуждающимся. Христианская норма отношения к собственности должна основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга » (). Эта заповедь должна служить для христиан и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования всех типов межчеловеческих отношений, включая и отношения имущественные. «Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве » .

    Сам процесс одаривания нуждающегося, акт помощи ему является прямым долгом обеспеченного человека. Обладая избытком имущества, обеспеченный человек обладает не своим, а чужим. Он обладает данным ему Богом добром, которое ему дал Бог, чтобы удовлетворить нужды неимущего. В конечном счете, он обладает собственностью неимущего, которую он должен просто вернуть. И здесь возникает парадокс христианской этики служения бедному. «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же », – учит святой . И раздающий богатство не является благотворителем в точном смысле этого слова, но даже виновным. «Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других », – говорит святой .
    учит, что, не оказывая помощь ближнему, богатый превращается в грабителя. Истолковывая учение Спасителя о неправедном богатстве (), блаженный подчеркивает, что неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Причем, такое поведение имеет серьезные социальные последствия, провоцирует общественную нестабильность, напряжение и конфликты. «Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми » .

    Таким образом, экономическое неравенство, выражающееся в разделении общества на богатых и бедных, не является некой статической реальностью оправданной свыше. Оно попускается человечеству как испытание, как данность, которую он должен не культивировать и сохранять, а изменять и преодолевать. Сохраненное как данность, экономическое неравенство равнозначно господству страсти . А преодолеваемое в единении любви оно свидетельствует об исполнении долга перед ближним.

    Апостол Иаков говорит: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (). Истинное, духовное богатство, доступно любому человеку, Господь безмерно дарует его всем желающим, не зависимо от их социального положения, врождённых способностей и деловых качеств.

    Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; ибо умирая ничего не возьмёт он с собой, и не сойдёт с ним в землю слава его. ().

    Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” ()

    Не поможет богатство в день гнева ().

    Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” ().

    Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» ().

    Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу ().

    Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ().

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ().

    Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! ().

    Само по себе богатство – ничто. Но в каком-то смысле оно – талант… Талант, который, может быть или приумножен, или зарыт в землю. Или приобретен для вечности, чрез расточение в этой временной жизни, или, наоборот, утрачен в эгоистическом его сохранении…
    иеромонах Мефодий

    Меня однажды поразило (дело было еще до перестройки, в 80-е), когда мой духовный отец - протоиерей Владимир Рожков, увидев у входа в храм многодетную семью с пятью детьми, сказал: «Смотри - богатый человек, у него пятеро детей». С той поры мое отношение к этому слову потеплело. Настоящее богатство, конечно, не в том, какая у человека машина (тем более, что она в одну секунду может превратиться просто в ничто, в рухлядь), а в чем-то большем…
    протоиерей Андрей Лоргус

    Даже находясь еще вне Царства Божия, мы уже удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены умственно и эмоционально, наша жизнь так полна, что нам может показаться, будто большего уже не может и быть, что мы достигли полноты, цельности, предела нашего поиска. Но мы должны понять и должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать о том, что как мы ни бедны – мы так богаты, но одновременно устремляться к подлинному сокровищу Царства Божия, не давая себе увлечься тем, что уже имеем, чтобы не отвернуться от того, что еще впереди.
    Мы должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая заповедь блаженства говорит о нищенстве, и только если мы живем этой заповедью, мы сможем войти в Царство Божие. У этой заповеди двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что, хотим мы того или нет, мы не обладаем ничем, что могли бы удержать; мы обнаруживаем, что мы – ничто и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая, безнадежная нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел нас в бытие; мы ничем в этом не участвовали, это не было действием нашей свободной воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой момент не мог бы ее у нас отнять, и в этом смысле всё, чем мы являемся, и всё, что у нас есть – недолговечно. У нас есть тело – но оно умрет; у нас есть ум – но достаточно крошечному сосуду разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое, живое сердце, но приходит мгновение, когда мы хотели бы выразить всё свое сочувствие, всё свое понимание кому-то, кто в этом нуждается, – а у нас в груди только камень…
    Так что можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем, потому что мы не вольны ни в чем, что у нас есть. И это могло бы привести нас не к чувству, что мы принадлежим Царству Божию, и к радости об этом, но к отчаянию – если бы мы не помнили, что, хотя ничто не наше так, что нельзя было бы у нас отнять, – однако всё это у нас есть. Мы богаты, и всё, чем мы обладаем, есть дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё – непрерывный поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой. А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится нашим – но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты – и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах. Один из наших русских богословов, отец , сказал: «Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной». Я думаю, что это действительно так; и в то мгновение, когда мы стараемся разбогатеть, удержав что-то для сохранности в руках, мы оказываемся в проигрыше, потому что пока у нас в руках ничего нет, мы можем брать или не брать, или делать ими что угодно.
    Вот это и есть Царство Божие: мы чувствуем, что свободны от обладания; и эта свобода устанавливает нас в таких взаимоотношениях, где всё – любовь человеческая и Божия любовь.
    Так что если рассуждать в таких категориях, можно это перенести на то, о чем я уже говорил раньше. Да, мы богаты; но никогда не должны обольщаться этим достоянием и воображать, будто можно разрушить старые житницы, старые амбары и строить новые для того, чтобы сложить туда еще и еще больше добра (см.