Мастерство изображения мира человеческих чувств бунина. Разум и чувства в произведениях Бунина и Куприна — сочинение

Людям свойственно не только воспринимать окружающий мир, но каким-либо образом воздействовать на него, испытывая радость, грусть, огорчение, счастье или воодушевление. Выражать в произведениях свойственно многим талантливым художникам различных времен и народов. Кажется, сами слова - «живопись», «живописать» - располагают к этому.

Чувства человека

Все, что мы воспринимаем, в той или иной мере вызывает у нас определенные чувства. Например, наблюдая красивый закат солнца на природе или спокойное ласковое море, каждый из нас, наверное, испытывает и умиротворения. Или восхищение поступком героя, или удивление от чего-либо, ранее не виданного! Эти эмоции, проявляемые нами, и называют чувствами. Обычно, говоря о том, что кто-то бесчувственный, подразумевают его полнейшую безэмоциональность, апатию к происходящим вокруг событиям. Чувства - это высшее проявление эмоций. Наиболее сильные - радость, удивление, страх, сострадание, гнев и множество других.

Чувства в живописи

Творческие люди бывают наиболее подвержены эмоциям. Некоторые из художников предпочитают жить «широко шагая» с «открытыми настежь глазами и душой». А некоторые - успешно сублимируют в произведениях живописи. Обратимся для примера к одной из таких картин, описывающих подобные эмоции.

Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка»

Эта русская сказка знакома многим детям с самого детства. Ослушник Иванушка испил водицы из лужицы и стал козленочком. Его сестрица Аленушка предупреждает о том, что может случиться, но брат не внемлет ей. Когда это случается с Иваном, сестра испытывает чувства горя, безысходности, отчаяния, скорби и печали. На картине она изображена у пруда на «горючем» камне. Укрывшись от людских глаз, девушка переживает сложную гамму эмоций, мастерски показанных художником.

Пример 2. К. Брюллов, «Всадница»

Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться по-разному. изображает молодую красавицу, подъехавшую на коне к веранде дома. Ее встречают собаки и маленькая девочка. Вся картина проникнута эмоциями: чувством радости встречи, восхищения праздничным разнообразием и обожанием жизни в ее ярчайших проявлениях красоты и грации.

Пример 3. И. Айвазовский, «Девятый вал»

Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться посредством изображения явлений природы. Так, в мы видим ощущение силы, мощи и могущества природы. В то же время приходит на ум осознание ничтожности всего человеческого перед стихией. Такую сложную бурю чувств художник воплощает в данном произведении.


Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях Бунина и Куприна

И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, находят его новые грани и проявления, но мы можем найти и общие черты. У обоих авторов встречается и всепоглощающая, глубокая и чистая любовь, и любовь слабая, которая не может противостоять поворотам судьбы и социальному неравенству.

Например, в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» мы читаем о верной, горячей любви на всю жизнь – любви Надежды. Но любовь ее безответная. Она любила Николая Алексеевича всю жизнь; из-за этой любви не вышла замуж, не простила ему того, что ее бросил («Простить я вас никогда не могла»). А у Николая Алексеевича тоже была любовь, но это любовь забвения. Он забыл Надежду и ее чистое глубокое чувство. Он говорит: «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?» Но тут же размышляет: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Герои расстались не только из-за социального конфликта, здесь есть еще и психологическая разница: у Надежды сильный характер, горячее сердце, а у Николая Алексеевича характер мягкий, слабый, нерешительный. В этом эпизоде и заключается трагичность рассказа.

С совсем другой ситуацией мы сталкиваемся в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Генерал Аносов в нем спрашивает Веру: «А где любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». Для героя его собственный вопрос является риторическим. Но Вера столкнулась с такой любовью. «Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». В данном произведении любовь трагична, она непрерывно связана со смертью. В своей исповеди Желтков пишет: «Остается только одно – смерть». Предчувствие этой трагедии посетило Веру, когда она рассматривала подаренный Желтковым гранатовый браслет. «Точно кровь!» – подумала она.

В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы опять встречаемся с темой любви, хотя она в данном произведении не является главной. Автор показывает еще некоторые ее стороны. С этим светлым чувством мы столкнемся на страницах, в которых рассказывается о чувстве дочери главного героя к заграничному принцу. Но у любви есть и другие, отталкивающие, стороны: «…была изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья…только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги…». Но ведь это же насмешка над самым великим и чистым чувством человека! Но, оказывается, есть в нашей жизни и такое.

Очень красиво А. И. Куприн описывает любовь двух молодых людей в рассказе «Олеся». Чтобы создать яркую картину любви полесской колдуньи Олеси и русского интеллигента Ивана Тимофеевича, автор окружает героев таинственностью полесского леса и природы в целом. Олеся – представительница любимых Куприным «естественных людей», «детей природы», не испорченных цивилизацией, способных на полноту чувств. Девушка выросла в лесу, она любит и понимает природу, у нее чуткое сердце, острый ум, добрая душа. Но самое главное в ней то, что любит она всем сердцем, искренне, глубоко, нежно и заботливо. Во имя любви она способна на большие жертвы. Девушка пошла на физические и моральные муки, выполнила абсурдное желание своего любимого, хотя предполагала, чем это закончится.

В любовь двух молодых людей вмешалось не только суеверие и необразованность жителей деревни. Их любовь была обречена, потому что между характерами героев существует огромная разница: у Олеси чуткое, горячее сердце, способное на подвиг во имя любви. А у Ивана Тимофеевича сердце ленивое, холодное, глухое ко всему окружающему. Он «не послушался тогда смутного влечения сердца», не остановил свою любимую, и все закончилось трагично.

В каждом произведении мы находим все новые и новые стороны самого прекрасного из человеческих чувств – чувства любви. Произведения И. А. Бунина и А. И. Куприна открыли новые грани этого непонятного, но в тоже время прекрасного чувства. Они оба пишут о несчастной любви, рушащейся из-за неожиданностей судьбы, социального неравенства или характеров самих героев.

    В произведении И.С. Тургенева поднимается одна из важнейших проблем соврменности: разум и чувство. Что важнее: человек, руководствующийся умом или личность, живущая чувствами? На примере Базарова Тургенев нам показывает расцвет разума. Базаров признает все то, что можно потрогать или научно доказать. Он теоретик, для него главное - опыт и научное знание. Он так и говорит: Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта. И красоту природы он не замечает. Для него она только объект для опытов. Чувства, любовь, романтику Базаров тоже отвергает. Отвергает, пока сам не понял, что это такое.

    После встречи с Одинцовой, Базаров меняется. Это уже не тот холодный скептик, которым мы видели его вначале романа. Это влюбленный человек, познающий, что кроме разума, есть и что-то нечто, не поддающееся объяснению. И это любовь. Ее сложно описать словами. Но когда она приходит, все разумные доводы кажутся смешными. В конце романа Базаров, получив смертельное ранение, понимает, что жизнь его уходит. Он начинает говорить поэтическим языком: Дуньте на умирающую лампаду и она погаснет. Чувства одерживают вверх.

    Мне кажется, Тургенев хотел показать нам то, что человек, не способный на чувства, или руководствующийся только разумом, весьма уязвим.

    На примере Базарова Тургенев показал нам конфликт разума и чувства. С одной стороны, Базаров отвергал поэзию, красаоту, любовь, а с другой стороны, он не устоял перед настоящей любовью.

    Разум и Чувство в произведении Отцы и дети можно рассмотреть на примере главного героя Базарова.

    В начале произведения мы видим то, как уверен Базаров в том, что нужно жить разумом, все взвешивать и раскладывать на полочки.

    Но к молодому человеку приходит Чувство и все меняется, он не может разумом понять это перевоплощение и теряет свои догмы.

    Действительно вроде бы Разумом жить легче, правильнее что ли.

    Но реально скучно и совсем жизнь становится не ценна, так как разум просчитывает всю нашу жизнь наперед. Скука.

    А вот когда появляются эмоции, чувства, тогда понимаешь как хороша жизнь, как она ценна и как хочется жить дальше.

    Чувство с разумом постоянно конфликтуют между собой. Иногда проявляются такие моменты, когда чувственность берт верх над разумностью. В этом случае разум нашптывает одно, а чувства совсем другое. Такую конфликтную ситуацию хорошо описал И. С. Тургенев в произведении Отцы и дети. Главный герой этого произведения Евгений Базаров был нигилистом и отрицал музыку, поэзию, любовь. Но после встречи с Анной Сергеевной Одинцовой, у него вдруг появились чувства, которые и вступили в конфликт с разумом нигилиста. Неожиданно для себя он понял, что есть на свете и любовь, и поэзия, и музыка, и красота. Для него это открытие оказалось мучительным испытанием. Разум говорил одно, а чувства совсем другое. Он мечется, у него вс валится из рук и жизнь кажется ему невыносимой. А вс это произошло из-за того, что его разум оказался в разладе с чувствами и нарушилась гармония, необходимая для счастья.

    Самый яркий аргумент в сочинение Разум и чувства по роману Отцы и дети - это скрытая любовь Базарова, который отрицал все на свете (разумом), к Одинцовой. Базаров - это человек, который всю жизнь жил по велению собственного разума, который называл белибердой подчинение чувствам, но когда случился конфликт между его собственными чувствами и умом, победителем явно оказалась первая, эмоциональная сторона.

    Так что как бы человек своим умом не делал вывод, что чувства - это слабость, рано или поздно эта слабость может пересилить даже самого волевого, мыслящего человека, коим себя считал Базаров.

    Конечно, написанного не хватит на сочинение, но аргументацию вы поняли. Успехов!

    При написании сочинения по произведению Ивана Сергеевича Тургенева Отцы и дети тема Разум и Чувство стоит внимательно обдумать произведение и понять противостояние данных движущих сил.

    Их можно назвать движущими силами человека. Эти силы могут работать сообща, а так же противостоять друг другу.

    В романе Тургенева Отцы и дети главным героем является Евгений Васильевич Базаров, который по своей натуре отрицает и опровергает все, в том числе и любовь. Для него любовь - это белиберда, непростительная дурь.

    Но все его взгляды меняются при вмтречи с Анной Одинцовой. Его разум пытается одержать верх над чувствами. Ему сложно принять чувства, так как раньше им руководил разум и холодный рассудок.

    Но в резкльтате чувства и побеждают разум, одерживая верх.

    Это наглядный яркий пример того, что нами и нашей жизнью руководствуются две силы, магикана. Чаще всего глубокие и искренние чувства являются сильнее разума.

(информационно-творческий проект.)

Якупова Анастасия,

Кузнецова Вера,

ученицы 4 «А» класса МБОУ «СОШ №3

им. Героя РФ А.Н. Епанешникова» Елабужского

муниципального района РТ.

Научный руководитель: Гурьева О. Д.
Введение.

В нашей повседневной жизни (общаемся ли мы в кругу семьи или с друзьями, отвечаем ли на уроках, читаем книги или слушаем музыку), мы всегда испытываем различные чувства: радость или грусть, воодушевление или огорчение, гордость или обиду. Это значит, что воспринимая окружающий мир, люди выражают своё определённое отношение к явлениям и предметам. Талантливые люди могут выразить свои чувства в искусстве: музыке, поэзии, живописи.

Существует древняя легенда, рассказывающая, как греческий художник Аппеллес написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

Легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя. Само слово «живопись» значит писать «жизнь» .

Проблема проекта заключается

В изучении и анализе картин художников-живописцев 19-20 веков, в которых богатым языком живописи изображаются разнообразные чувства,

В умении связывать предмет изучения с собственными идеями,

В поиске своей позиции (умение оценивать, сопереживать).

Цель проекта заключается

В стимулировании воображения,

В умении давать определения человеческим чувствам, изображённым художниками в живописи,

В умении обнаруживать и формулировать причины, побудившие эти чувства.

Для достижения поставленных целей были определены задачи:

Изучение теоретического материала о чувствах человека,

Выбор картин известных русских живописцев для исследовательской работы,

Выявление характерных особенностей произведений, в которых чувства детей изображены языком живописи.

Гипотеза:

Возможно ли на живописных полотнах изобразить чувства человека.

Дают ли произведения живописи представление о чувствах человека.

Методы работы:

Изучение литературы.

Выбор картин, посвящённых чувствам детей.

Анализ полотен художников – живописцев.

Обобщение найденной информации.

Структура проекта :

Проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Для решения поставленных задач использовались различные источники.


Чувства человека. Классификация чувств.

Сначала необходимо разобраться в самих чувствах.

В нашей жизни бывают события, благодаря которым мы испытываем радость, восхищение, удивление, в этот момент мы смеёмся, хлопаем в ладоши, поднимаем брови. А бывает так, что мы по какой-то причине расстроены, опечалены, горюем, тогда мы плачем, рыдаем, жалуемся. Иногда бывают более сильные эмоциональные состояния, когда человек разозлён, разгневан, испуган «до смерти». В этом случае человек может потерять сознание, очень сильно покраснеть или побледнеть, начать заикаться.

Реакция человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира – это эмоция . Эмоция обычно отражается на лице, в мимике человека, в его движениях и походке. Эмоции могут проявляться не только внешне. При сильных эмоциях изменяется работа сердца и других органов тела.

Если понаблюдать за питомцами, то можно заметить, как виляет хвостом собака, радуясь приходу хозяина, или как урчит кошка от ласки. Животным присуще так же гнев, страх, уныние, любопытство. Однако эмоции людей значительно богаче, разнообразнее. Они связаны с условиями жизни, работой человека, с другими людьми, которые его окружают. Человек может понять своё состояние, сам его изменить, побороть отрицательные эмоции. Например, он может подавить в себе гнев, раздражение, скрыть неприязнь, нелюбовь к другому человеку, остаться вежливым и спокойным, когда хочется накричать, нагрубить. Конечно, это получается только у волевого, сильного человека, который научился управлять своими эмоциями. Люди чувствуют не только то, без чего не может жить их организм, или то, что ему мешает. Человек чувствует и другое: любовь к близким, восхищение при встрече с прекрасным, удивление при виде незнакомого явления. Самым прекрасным человеческим чувством является любовь – особое отношение человека к другому человеку, объекту природы, занятию. Это – желание постоянно быть рядом с предметом любви, радовать себя общением с ним. И самое главное, любовь побуждает человека делать добро, приносить радость тому, кого он любит.

Без чувств и эмоций человек превратился бы в подобие робота, которому неведомы ни беды, ни радости, ни удовлетворенность трудом, ни стремление к счастью.

Все чувства, которые мы выражаем, можно поделить на:

положительные

- радость

- любовь

- восторг

- удовлетворение;
отрицательные

- гнев

- страх

- ужас

- отвращение.

Произведения русских живописцев, на полотнах которых изображаются чувства людей.

А теперь обратимся к живописи, Н. Заболоцкий писал:

Любите, живопись, поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


Лучшие художники России, каждый по-своему, ощущали и воплощали в своих произведениях чувства человека. Рассмотрим картины, в которых очень живописно отображены чувства детей.
Фёдор Павлович Решетников - «Опять двойка».

Сюжет картины художника взят из жизни. У Федора Павловича была дочь Люба. Именно, с ней, с её школьными годами и связана работа. Естественно, это не она там на картине. Можно предположить, что она сама в качестве персонажа двоечника отказалась бы позировать. Задумав написать картину, художник пришёл на урок, где его внимание привлёк один мальчик. Его вызвали к доске, а он даже книжку в руки не брал: стоит у доски, глаза опустил, мел в руках вертит, не знает, что делать с этой задачей. Ясное дело, что грядёт двойка! Художник попытался представить, что ждет мальчика, когда он придёт домой. Так родился замысел картины. Художник даже предложил позировать этому мальчику Серёже, но тот отказался.

На картине «Опять двойка» у мальчика опущенный взор, пылающие щеки. Мальчик склонил голову, ему стыдно , вот – вот он заплачет.
Виктор Михайлович Васнецов - «Алёнушка».

В сказке о сестрице Алёнушке и братце Иванушке говорится о том, как Иванушка выпил водицы из лужи и стал козлёночком. Печальная судьба у Иванушки - непослушника и у бедной Алёнушки.

Художник изобразил сидящую у пруда на «горячем» камне девушку, она скрылась от людских глаз, чтобы выплакать своё безысходное горе . Обхватив руками колени, поникнув головой, смотрит в воду с безнадёжным отчаянием . Мысли, путаясь, проносятся одна за другой: «Как жить? Что будет с братом?» Сестрица Алёнушка испытывает глубокое чувство скорби и печали.

Природа прекрасная и печальная, художник использует мрачные краски для картины; небо хмурое. Художник взял для своей картины горестный мотив-жалобу о долготерпении, самопожертвовании, душевной красоте русской женщины, о её горькой судьбе, не раз поведанной в сказках. Каждая былинка тоскует, жалуется вместе с девочкой, её печаль разделяют и тонкие, оголённые ветром осинки, и поникшая осока, и заплаканное небо.

Где Васнецов мог увидеть такую природу и придумал ли он лицо этой Алёнушки?

Неподалеку от Абрамцева, в деревне Ахтырки, где Васнецов жил летом, художнику полюбился старый заросший пруд. Глухо огороженный густым ельником, с нежными осинками на берегу, этот уголок напоминал ему природу далёкого Вятского края. Здесь, у ахтырского пруда, задумал художник свою картину – сказку о бедной Алёнушке. В этих же окрестностях он встретил девушку, поразившую его воображение. Почти ещё девочка, в дешевеньком сарафане, она шла, погружённая в какое-то своё горе. Именно этот образ запечатлён на картине художника.


Василий Григорьевич Перов - «Тройка» .

Художник Перов в картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» изобразил детей с грустными лицами.

Был случай, когда на глазах художника Перова трое ребятишек не смогли удержать бочку с водой – сани катились вниз, бочка опрокинулась и превратила скат в сплошную ледяную гору. Закоченевшими руками дети водворили бочку на место и вновь направились к проруби.

Художник хотел не просто рассказать людям о тяжёлом труде этих ребятишек. Он хотел показать их в момент наивысшего напряжения сил, чтобы его картина не говорила, а кричала о бесчеловечном отношении к беззащитным детям. На заднем плане этой картины изображены взрослые: один человек толкает сани, помогает детям в их нелегком труде. Чувство сострадания и милосердия изображены художником в этом образе. Спина удаляющего прохожего, как равнодушие к непосильному детскому труду, участи маленького человека.


Василий Иванович Суриков - «Взятие снежного городка».

Картина Сурикова «Взятие снежного городка» даёт представление о размахе празднования Масленицы, любимого в народе праздника. Художником показана не только широта праздника, но и широта русской души. Все персонажи картины полны здоровья и красоты. Колорит картины построен на ярких, чистых цветах, мелькающих в одеждах толпы, кушаках, узорных платках. Мы видим буйство красок и народное веселье.

Игра «Взятие снежного городка» осталась от глубокой старины в память завоевания Сибири Ермаком. «Городок» был отголоском целой эпохи, когда русские поселенцы должны были обороняться от « инородческих племен».

У людей весёлые и задорные лица. На картине художник изображает:

Стремительное движение разгоряченного всадника на вздыбленном коне, пробившегося к городку и ломающего снежную стену;

Строй защитников городка, вооружённых хворостинками, метлами, трещотками;

Светящиеся радостью и весельем лица победителей.

Выделяется на картине крестьянский мальчик в зипуне, подпоясанный кушаком. Его лицо с нежным румянцем как бы окутано морозным свежим воздухом. На примере этого героя мы можем пронаблюдать радость мальчика от участия в общей игре, веселье , счастье.


Карл Павлович Брюллов - «Всадница».

На картине «Всадница» Брюллов изображает молодую красавицу. Девушка осадила коня перед верандой дома, ей навстречу выбежали собаки и маленькая девочка, с восхищением и обожанием смотрящая на всадницу.

Портрет как бы наполнен движением, звуками: собаки лают, кажется, ещё слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах. Конь горяч, но сама всадница неподвижно, словно на пьедестале, восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне тёмной зелени парка (зелёное на зелёном). Портрет проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни.
Константин Егорович Маковский - «Дети, бегущие от грозы».

На картине «Дети, бегущие от грозы» художник Маковский передаёт чувства детей, испугавшихся грозы. Художник красками, жестами, мимикой передаёт испуг ребёнка.

Художник удачно выхватил из деревенской жизни маленький эпизод. Деревенская девочка-подросток с младшей сестрёнкой оказались один на один с разбушевавшейся стихией. Она застала их внезапно. Дети собирали грибы в ближней роще, о чём свидетельствует подвязанный фартук с грибами. Гроза надвигается, нужно успеть домой. Взгляд детей говорит о мощи стихии. Сильный ветер растрепал волосы, снял с головы платочек, пригнул верхушки травы. Босые ноги бегут по прогнувшимся мосткам. И только светлое пятно на заднем плане картины даёт нам надежду, что дети ещё успеют добежать до ближайшего укрытия. И мы с вами сочувствуем и переживаем вместе с ними.

Известные русские художники сумели выразить в живописи чувства человека. Каждый сюжет – это своеобразная книга о жизни человека и общества в целом.

Алёнушка на картине Васнецова испытывает глубокое чувство скорби и печали.

Вот-вот заплачет от стыда за опять полученную двойку герой картины художника Решетникова. Испуганные дети убегают от грозы на картине Маковского.

Чувство сострадания и милосердия изображены художником Перовым в образе взрослого человека, помогающего детям. На картинах Сурикова «Взятие снежного городка» передана атмосфера радости. Портрет «Всадница» проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни. Выходит, что живопись может наглядно рассказать обо всём разнообразии человеческих чувств.


Список используемой литературы.

  1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 160с. Ил. – (Начальная школа 21 века)

  2. Алехин А. Д. Когда начинается художник. Кн. Для учащихся – М: Просвещение, 1993. – 160с.

  3. Ионина Н.А. 100 великих картин. М: Вече – 2002- 512с.

  4. Самин Д.К. 100 великих художников. М: Вече, 2005- 480с.

  5. Фенина С.В Беседы о русских художниках М: Русский язык 1990

  6. Энциклопедия русской живописи/ под ред. Т.В. Калашниковой: - М: ОЛМА – ПРЕСС, 2000 – 351с.: илл.

И.А.Бунин и А.И.Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших - это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, но мы можем найти и общие черты. У обоих авторов встречается глубокая и чистая любовь, и любовь слабая, которая не может противостоять поворотам судьбы и социальному неравенству.

В рассказах И.А. Бунина любовь становится источником душевных сил, нередко она оказывается самым значительным и счастливым событием в жизни человека.

Сборник «Темные аллеи» стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви, в котором нет рассказа со счастливым концом. Возможно, он считает важным показать читателю не столько саму любовь, сколько те чувства, которые она влечет за собой. Например, рассказ «Темные аллеи». Старик-генерал приезжает на почтовую станцию в Тульскую губернию и встречает свою возлюбленную, с которой не виделся тридцать пять лет. Когда он был молодым человеком, то легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга. Все эти годы хозяйка горницы любила только Николая Алексеевича. А он пытается оправдаться: «Все проходит мой друг….Любовь, молодость - все, все. История пошлая, обыкновенная ». И Надежда мудро ответила: «Все проходит, да не все забывается. Простить я вас никогда не могла. Как не было ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Но, когда генерал уезжает, он признается сам себе: «Разве неправда, что она дала мне лучшие моменты в жизни?» Счастья в семейной жизни так и не обрел. Сословные предрассудки в свое время помешали будущему генералу соединить свою судьбу с простолюдинкой.

Для И.А.Бунина любовь- это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Он писал, что «всякая сильная любовь избегает брака». Земное чувство есть лишь короткая вспышка в жизни человека, и И.А.Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения в своих рассказах.

А.И.Куприну так же в полной мере удалось в небольшом по обьему произведении «воспроизвести » себя, высказаться о самом главном для него. В повести «Гранатовый браслет» прослеживается любовь двух людей разного социального положения: простого чиновника и дворянки. Эта повесть о любви, любви высокой, самоотверженной, не требующей ничего взамен, любви, которая встречается «раз в тысячу лет». В течение восьми лет Желтков безответно был влюблен в княгиню Веру Николаевну. На праздники он посылал ей письма. Для чиновника его любовь стала смыслом жизни, самой жизнью. Он полностью отдался этому чувству. В день именин Вера получает от влюбленного в нее Желткова гранатовый браслет с письмом, где он просит не сердиться на его вмешательство в ее жизнь и принять этот дар. Выера, привыкшая во всем слушаться мужа, спрашивает у него совета. Повесть кончается трагически. Брат и муж Веры требуют у Желткова прекратить вмешиваться в их личную жизнь. Но чиновник бессилен перед своим чувством. Он видит лишь один выход- умереть. Вера потрясена. Она посещает квартиру Желткова, где впервые видит его, уже мертвого. В этот момент княгиня понимает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Любовь способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира, помогать ему обнаружить в себе силы, о наличии которых он сам даже не подозревал. Но ничего уже изменить было нельзя. Даже смерть Желткова не может разлучить его с Верой. Она слышит его голос: «Успокойся, я с тобой…потому что мы с тобой любим друг друга только одно мгновение, но навеки». Любовь нередко приносит страдания и муки, она зачастую ранит человеческое сердце и обрекает его на боль неразделенного и безответного чувства…

В каждом произведении мы находим все новые и новые стороны самого прекрасного из человеческих чувств- чувства любви. Произведение И.А.Бунина и А.И.Куприна открыли новые грани этого непонятного, но в тоже время прекрасного чувства. Они оба пишут о несчастной любви, рушащейся из-за неожиданностей судьбы, социального неравенства или характеров самих героев.