Из какого произведения соня мармеладова. Правда Сони Мармеладовой

Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова. Да, Соня - «блудница», как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой - «несколько, книг содержания романтического», видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое? Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями.

Раскольников - это не просто преступник, а жертва своего же преступления. Душа его болела, отчего он никак не мог оправиться, пока не нашел в мире человека, способного понять его и помочь. Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает чувство жалости. Жалость охватывает его при мысли, что он «пришел мучить» Соню; он не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно его поражает смирение, с которым она от него принимает страдание: «После службы Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: «Как? Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения... Ему стало ужасно тяжело». В сущности, отношение Сони к Раскольникову - это отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение. Соня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает ему. Она вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в иных цветах. Это и помогло Раскольникову обрести веру. Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: «...Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось». Достоевский изначально признает абсолютность человеческого «я», духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемым Богом.

В романе автор ставит вопрос о наиболее важных, общих проблемах жизни, выборе пути. Ответ получаем из изысканий, самоанализа героев. Достоевский каждому герою дает право выразить свою идею: Раскольникову, Лужину, Свидригайлову, Соне. Раскольникова волнуют вопросы о мире, о месте человека, почему все именно так? Его страждущая душа мечется, ищет ответ. У Раскольникова созрела теория, что все люди делятся на две категории - обыкновенных «тварей дрожащих» и необыкновенных «право имеющих», и он вынашивает идею преступления - проверить себя, кто он есть. Совершив преступление, Раскольников убеждается, что его теория неверна, что он убил «ничтожество», а сам уподобился «твари дрожащей». Гордость не позволяет ему признаться в содеянном, принять помощь близких. Это приводит его в тупик. Раскольников ищет оправдания своему поступку, ищет «преступивших», как и он сам. Поэтому он приходит к Соне. Но Соня «преступила», стала грешницей не для себя, а для других. В отличие от Раскольникова она осознает себя грешницей. Раскольников стремится убедить Соню, что она его не лучше. Раскольников доказывает это самому себе. Чтение Соней Евангелия Раскольникову символично. Соня духовно выше, сильнее Раскольникова. Она страдает сама, а Раскольников несет страдание другим. Соня способна сердцем проникнуть в смысл бытия, она верит в существование высшего, божественного смысла жизни и никто не вправе судить другого. Соня говорит Раскольникову: «от бога вы отошли, и вас бог поразил»- значит, все в воле божьей, еще можно к богу вернуться. Воскресение Лазаря - это способность Раскольникова к воскрешению. Пример Сони очень важен для Раскольникова. Она укрепила его в его отношении к жизни.

Соня и Раскольников читают Евангелие. Мне кажется, что сцену чтения Евангелия Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Сцена чтения Евангелия в романе психологически наиболее напряженная: сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в веру. Раскольников недоумевал, как в Соне позор и низость совмещаются с противоположными и святыми чувствами. Но просто Соня духовно выше, сильнее Раскольникова. Соня сердцем верит в существование высшего божественного смысла жизни. Раскольников спросил Соню: «Так ты очень молишься богу-то, Соня?». Соня, стиснув его руку, ответила: «Что же бы я без бога-то была?». «А тебе бог что за это делает?» - допытывался Раскольников, «Все делает!» - отвечала Соня. Раскольников с любопытством всматривался в Соню, как это хрупкое и кроткое существо может так, дрожа от негодования и гнева, быть убеждена в своей вере. Тут он заметил книгу на комоде - Евангелие. Мне кажется, что неожиданно для самого себя, он попросил Соню почитать про воскресение Лазаря. Соня колебалась, зачем это неверующему Раскольникову, он настаивал. Я думаю, Раскольников в глубине души помнил воскресение Лазаря и надеялся на чудо воскресения самого себя. Соня начала читать сначала робея, подавляя спазмы горла, когда же дошла до воскресения - голос ее окреп, звенел как металл, вся она дрожала в предвкушении чуда воскресения и чуда, что Раскольников услышит и уверует также как верует она. Раскольников с волнением слушал и наблюдал за ней. Соня дочитала, закрыла книгу и отвернулась. Молчание продолжалось пять минут. Вдруг Раскольников с решимостью во взгляде заговорил: «Пойдем вместе. Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!» Значит чудо все-таки произошло, Раскольников в душе понял, что оставаться так не может, надо сломать что надо, взять страдание на себя. Пример Сони был очень важен для Раскольникова, она укрепила его в его отношении к жизни, к вере. Раскольников принял решение, и это был уже не тот Раскольников - мечущийся, колеблющийся, а просветленный, знающий, что делать. Я думаю, что воскресение Лазаря - это воскресение Раскольникова.

Итак, человеком, который подтолкнул главного героя к признанию, помог ему воскреснуть духовно, является Сонечка Мармеладова. Судьба жестоко и несправедливо обошлась с ней и ее близкими. Во-первых, судя по всему, Соня потеряла мать, а затем и отца; во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги. Но жестокость судьбы не сломила ее моральный дух. В условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный настоящего человека. Ее путь -- самопожертвование и религия. Соня способна понять и облегчить страдания любого, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Она жалеет Катерину Ивановну, называя ее «ребенком, справедливой», несчастной. Ее великодушие проявилось уже тогда, когда она спасает детей Катерины Ивановны, жалеет отца, умирающего у нее на руках со словами раскаяния. Эта сцена, как, впрочем, и другие, внушает уважение и сочувствие к девушке с первых минут знакомства с ней. И неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Софье Семеновне. Именной ей, а не Порфирию Петровичу, Родион решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Он жаждал любви, сострадания, человеческой чуткости, того высшего света, который способен поддержать человека во тьме жизни. Надежды Раскольникова на сочувствие и понимание со стороны Сони оправдались. Эта необыкновенная девушка, которую он назвал «юродивой», узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, себя не помня, говорит, что «нет несчастнее никого теперь в целом свете», чем Раскольников. И это говорит та, которую бедность семьи обрекла на позор и унижение, та, которую называют «девицей отъявленного поведения»! Неужели заслуживает такой участи девушка чуткая и самоотверженная, тогда как Лужин, не страдая от нищеты, мелочен и подл? Именно он считает Соню безнравственной, развращающей общество девицей. Пожалуй, ему никогда не понять, что только сострадание и желание помочь людям, избавить их от тяжкой участи объясняют поведение героини. Вся ее жизнь -- сплошное самопожертвование. Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпевать любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть. Судьба Сонечки убедила Раскольникова в ошибочности его теории. Он увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних. Соня, самоотверженная в своей преданности и семье, и любви, готова разделить участь Раскольникова. Она искренне верит, что Раскольников сможет воскреснуть для новой жизни. Правда Сони Мармеладовой -- это ее вера в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.

В словах Раскольникова о “вечной Сонечке” выражена идея христианского терпения, жертвенности и сострадания. В эпилоге романа мы читаем о том, что каторжные не любили Раскольникова, но любили Соню: она представляла для них живое воплощение веры, истины. Раскольников пытается оправдать своё преступление состраданием к тем обездоленным и униженным людям, которые его окружают (“За одну жизнь -- тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения”). Но сострадание требует собственной крови -- это донорская позиция. Соня сильнее Раскольникова внутренне. Раскольников -- взрослый, образованный человек, мужчина, хватается за неё, как за камень, который лежит в основании жизни. Самые тяжёлые страдания несут к Богоматери -- “Утоли моя печали”. У Сони та же характеристика. Отец Сони, Мармеладов, без неё умереть не может, он умирает у неё на руках. В своей книге о Достоевском Ю.Карякин написал о главном герое романа: “У человечества не так много истин, но добываются они всегда невероятно дорогой ценой и всегда заново”. Вслед за Сонечкой Мармеладовой Раскольников идёт от мёртвой жизни к жизни живой.

Через страдания очищается душа, и Соня это понимает. Когда Раскольников рассказывает ей об убийстве, она говорит: “Что ж ты над собой сделал!” -- она пытается понять, что происходит в его душе. Разумеется, при разборе этой темы невозможно обойтись без анализа эпизодов разговоров Раскольникова с Соней. Вот на что необходимо обратить внимание при анализе. Первый раз Раскольников приходит к Соне домой, его ужасает её комната. Так же, как и его комната-гроб, это уродливое пространство способно изуродовать душу человека, в нём живущего.

Соня “способна думать”, и эти мысли способны мучить её, но только это не отвлечённое философствование. У Сони, в отличие от Раскольникова, есть надёжная духовная основа -- её вера, и сила Сони в её вере, в смирении. Герои читают эпизод из Евангелия -- воскрешение Лазаря: небывалое чудо, прошло уже четыре дня со дня смерти Лазаря, и бесконечная вера Марфы в Иисуса воскрешает возлюбленного брата. Здесь возникает символическая параллель: четыре дня Раскольников лежал в бреду после убийства. И ему суждено увидать великое чудо, только Раскольников пока не верит в возможность этого чуда, а Соня верит. Ещё в разговоре о Катерине Ивановне есть замечание о том, что “какое-то ненасытимое сострадание… изобразилось вдруг во всех чертах лица её”. Это самое “ненасытимое сострадание” Сони тоже великое чудо, и Раскольников чувствует это. Поэтому он целует ногу Сони, встав перед ней на колени. Соня в момент чтения Библии стоит несоизмеримо выше Раскольникова, хоть он и говорит ей, что у них одна дорога, один путь. И несмотря на то что они -- убийца и блудница, странно сошедшиеся за чтением вечной книги, всё же и сам Раскольников чувствует в Соне эту внутреннюю, скрытую от глаз силу, не давшую ей опуститься в “смрадную яму”.

Смысл бунта Раскольникова в том, что если им (Соне и Раскольникову) назначено стать материалом, то необходимо против этого восстать, взять власть (освободившись от ветхих нравственных преград) и изменить этот жестокий и злой мир. Соня не может принять этого безбожного бунта. Для Сони единственно возможный путь -- это вера, надежда, раскаяние, искупление, смирение. Она не может “переступить”, “осмелиться” не потому, что боится, а потому, что невозможен для неё такой путь, не может она позволить себе “убить свою душу”.

Следующая сцена, где появляется Соня, -- поминки. Здесь происходит обвинение в краже и история со Свидригайловым, а далее -- второй разговор между Соней и Раскольниковым о том, “кому жить?”. Здесь Соня произносит очень важную для понимания этого образа фразу: “Кто меня поставил судьёй?” Не может человек посягать на законы Господа, не люди сотворили этот мир, не им его и разрушать, править. Раскольников во второй раз приходит искать путь спасения: или убедить Соню в своей правоте, или разубедиться самому, принять её правду -- но этого он пока не может. “Что это вы над собой сделали?” -- восклицает Соня, ведь для неё очевидно, что, убив ближнего, человек убивает себя: “Нет теперь никого несчастнее тебя в целом свете”. Чудо, в которое верит Соня, -- чудо раскаяния и воскресения. Соня всей душой жаждет этого чуда для Раскольникова, потому что видит в нём бесконечное страдание, а значит, возможность для осуществления этого чуда. И Соня же провожает Раскольникова, когда тот идёт признаваться. Она готова с ним идти, следовать за ним повсюду, потому что уже бесконечно любит его, а Раскольников всё ещё не понимает или не верит этому: “Эта-то, эта-то чего? …я-то что ей? Чего она плачет, чего собирает меня, как мать или Дуня?” Но уже после свершения чуда Раскольников поймёт и осознает своё чувство к Соне и её беспредельную любовь, способную воскресить в нём всё то живое, что он погубил в себе сам, пойдя на преступление.

Образ Сони имеет две трактовки: традиционную и новую, данную В. Я. Кирпотиным. Согласно первой, в героине воплощены христианские идеи, по второй -- она носительница народной нравственности. В Соне воплощен народный характер в его неразвитой “детской” стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме -- в сторону юродивой -- недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой.

Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию. Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Сонечка выступает от лица всех “униженных и оскорбленных”. Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.

Раскольников признаётся Соне: “Ты мне нужна, потому я к тебе и пришёл… Разве ты не то же самое сделала? Ты тоже переступила…смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь…свою (это всё равно!), но ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдёшь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдём!”.

Ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий.

Но наряду со своей спасительной миссией Соня является еще и “наказанием” бунтарю, постоянно напоминая ему всем своим существованием о содеянном. “Да неужто ж человек -- вошь?!” -- эти слова Мармеладовой заронили первые семена сомнения в Раскольникове. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, могла выстоять и победить в противоборстве с античеловеческой идеей Родиона. Она всем сердцем боролась за спасение его души. Даже когда сначала в ссылке Раскольников избегал ее, Соня оставалась верной своему долгу, своей вере в очищение через страдание. Вера в Бога была ее единственной опорой; возможно, что в этом образе воплотились духовные искания самого Достоевского.

Таким образом, в романе “Преступление и наказание” автор отводит одно из главных мест образу Сонечки Мармеладовой, который воплощает в себя как мировую скорбь, так и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Достоевский от лица “вечной Сонечки” проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.

Но мое личное отношение к Соне Мармеладовой несколько отличается от традиционного и общепринятого.

Литературные критики Вайль и Генис в своей статье «Страшный суд» писали, что «Раскольников судит себя, глядя на свои ипостаси. Соня - со всей жестокостью ее бесконечной, нерассуждающей доброты…». Этого довольно. Доброта Сони мертва и мнима, как и святость покойной Лизаветы. Для чего Софья Семеновна стала проституткой? Из жалости к сводным брату и сестрам? Почему тогда она не ушла в монастырь, взяв их с собой, ведь там им жилось бы явно лучше, чем с отцом-алкоголиком и устраивающей им побои матерью? Предположим, что она не хотела бросать на произвол судьбы Мармеладова с женой. Но для чего тогда давать отцу деньги на выпивку, ведь именно это погубило его? Наверное, ей жалко его, он не напьется, будет страдать. Самое время вспомнить фразу: «Любить всех, значит не любить никого». Сонечка видит только свои добрые поступки, но она не видит, не хочет видеть то, как они проявляются на тех, кому она помогает. Она, как и Лизавета, делает все, о чем ее просят, не разбирая зачем это, что из этого получится. Похоже, что доброта ее даже идет не из души, она вложена в нее подобно микросхеме. Как робот, Соня выполняет то, что предписано Библией, или то, что ей кажется, предписано Библией - потому что налицо противоречие между грехом и святостью образа Сони.

Образ непорочного и одновременно грешного ангела в романе «Преступление и наказание» стал для публики настоящей сенсацией. приоткрыл для читателей иную сторону жизни. Личность Сони Мармеладовой отличалась от привычных литературных героев. Ее преступление, смирение и желание искупить вину стали моральными ориентирами для всех запутавшихся.

Преступление и наказание

Основу для романа Достоевский собрал во время собственной каторжной ссылки. В Сибири у писателя не было возможности писать, зато появилось достаточно времени для интервью со ссыльными и их близкими. Поэтому образы главных героев романа имеют собирательный характер.

Изначально роман задумывался автором как рассказ-признание. Повествование велось от первого лица, и главной задачей для Достоевского было показать внутреннюю психологическую правду запутавшегося человека. Писатель увлекся идеей, и серьезная повесть переросла в роман.


Изначально ее роль в романе «Преступление и наказание» была второстепенной, но спустя несколько правок образ главной героини занял важное место в повествовании. С помощью Сони Достоевский доносит до читателей важную мысль романа:

«Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».

Анализ произведения доказывает, что автор отлично справился с поставленной задачей. Соня - олицетворение страдания и искупления. Характеристика героини открывается читателю постепенно. Все цитаты о бывшей проститутке наполнены любовью и заботой. Достоевский наравне с переживает за судьбу девушки:

«...Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

Биография и сюжет романа

Софья Семеновна Мармеладова родилась в семье мелкого чиновника. Отец девушки - пожилой мужчина, мало зарабатывает и любит выпить. Мать Сони давно умерла, девушка воспитывается мачехой. Новая супруга отца испытывает к падчерице смесь чувств. Все недовольство несостоявшейся жизнью Катерина Ивановна срывает на ни в чем не повинной девушке. При этом женщина не чувствует к младшей Мармеладовой ненависти и старается не обделять девушку вниманием.


Соня не получила образования, так как, по мнению отца, не отличается умом и сообразительностью. Доверчивая и добродушная героиня слепо верит в бога и безропотно служит интересам супругов Мармеладовых и детям мачехи от первого брака.

Девушке уже 18 лет, хотя внешность героини больше подошла бы ребенку: белокурые волосы, голубые глаза, угловатая фигура:

«Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

Семья живет в российской глубинке, но после потери отцом постоянного заработка Мармеладовы перебираются в Петербург. В столице Семен Захарович быстро находит работу и так же быстро теряет ее. Начальство не готово мириться с пьянством работника. Обеспечение семьи полностью ложится на Соню.


Оставшись без средств к существованию, девушка видит один выход – бросить работу швеи, которая приносила слишком мало денег, и устроиться проституткой. За постыдный заработок девушку выгнали из квартиры. Соня живет отдельно от родных, снимает комнату у знакомого портного:

«...дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела».

Девушка легкого поведения получала от правительства «желтый билет» – документ, доказывающий, что барышня торгует телом. Даже постыдная работа не спасает семью Мармеладовых.

Семен Захарович погибает под копытами экипажной лошади. В суете и переполохе происходит первое знакомство девушки с Раскольниковым. Мужчина уже заочно знаком с девушкой - непростую судьбу Сони поведал во всех подробностях Родиону старший Мармеладов.

Материальная помощь со стороны незнакомого человека (Родион Раскольников оплачивает похороны отца) трогает девушку. Соня отправляется поблагодарить мужчину. Так завязываются непростые отношения главных героев.

В процессе организации похорон молодые люди много времени проводят за разговорами. Оба чувствуют себя изгоями общества, оба ищут утешения и поддержки. Маска холодного циника, которой прикрывается главный герой, падает, и перед чистой Соней предстает истинный Родион:

«Он вдруг переменился; выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел...»

Смерть Мармеладова окончательно подорвала здоровье мачехи. Катерина Ивановна умирает от чахотки, и на плечи Сони ложится забота о младших членах семьи. Помощь девушке приходит неожиданно - господин Свидригайлов устраивает малюток в детский дом и обеспечивает младшим Мармеладовым безбедное будущее. Таким страшным образом устроилась судьба Сони.


Но желание идти на жертвы толкает девушку в другую крайность. Теперь героиня намерена посвятить себя Раскольникову и сопровождать арестанта в ссылку. Девушку не пугает, что любимый человек убил старуху, чтобы проверить безумную теорию. Правда Мармеладовой в том, что любовь, вера и бескорыстие исцелят и направят Родиона на верный путь.

В Сибири, куда отправляют главного героя, Соня устраивается на работу швеей. Позорная профессия остается в прошлом, и, несмотря на холодность молодого человека, Соня хранит верность Родиону. Терпение и вера девушки приносят результат - Раскольников осознает, насколько нуждается в Мармеладовой. Наградой для двух израненных душ стало совместное счастье, пришедшее после искупления грехов.

Экранизации

Первый фильм, посвященный преступлению Раскольникова, снят в 1909 году. Роль верной спутницы Родиона исполнила актриса Александра Гончарова. Сама кинокартина давно утеряна, копий пленки не существует. В 1935 году американские кинематографисты сняли свой вариант трагедии. Образ непорочной грешницы достался актрисе Мэриэн Марш.


В 1956 году собственный взгляд на драму запутавшегося человека показали французы. Роль Сони сыграла , но в экранизации имя главной героини заменили на Лили Марселен.


В СССР первая картина о судьбе Раскольникова вышла в 1969 году. Режиссер картины - Лев Кулиджанов. Софью Семеновну Мармеладову сыграла Татьяна Бедова. Кинолента вошла в программу Венецианского кинофестиваля.


В 2007 году на экраны вышел сериал «Преступление и наказание», в котором образ главной героини воплотила .


Многосерийный фильм не понравился большинству кинокритиков. Основная претензия - Родион Раскольников не испытывает человеческих чувств. Герой одержим злобой и ненавистью. Раскаяние так и не затрагивает сердца главных персонажей.

  • Первого ребенка Достоевского звали Соня. Девочка умерла спустя пару месяцев после рождения.
  • В Петербурге героиня проживала в здании бывшей казенной палаты. Это реально существующий дом. Точный адрес Сони - набережная канала Грибоедова, 63.
  • Рэп-исполнитель использует в качестве псевдонима имя главной героини из «Преступление и наказание».
  • В первой версии романа биография Сони выглядит иначе: героиня вступает в конфликт с Дуней Раскольниковой и становится объектом безумной, но непорочной любви Лужина.

Цитаты

«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!»
«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо...»
«...И скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь?..»
«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!»

Сочинение-характеристика по литературе на тему «Преступление и наказание»: Соня Мармеладова (с цитатами). Правда и духовный подвиг Сони Мармеладовой. Мое отношение к героине

«Преступление и наказание» является самым известным романом Федора Достоевского, как и в России, так и за рубежом. Писателю удавалось уловить тонкую организацию человеческой души, раскрыть ее и увидеть причины, которые побуждают человека совершать те или иные поступки.

Образ Сонечки Мармеладовой в романе является воплощением духовной чистоты и доброты. Узнает о ней читатель со слов ее отца Семена Мармеладова, который давно потерял веру в улучшение своего положения и в собственное исправление. Он — бывший титульный советник, лишивший себя благ и людского уважения, скатившийся до нищеты и ежедневной попойки. У него есть дети и жена, пораженная страшной болезнью — чахоткой. Мармеладов отзывается о Сонечке со всей отцовской теплотой, благодарностью и простой человеческой жалостью. Соня — его единственная родная дочь, которая безропотно терпит притеснения со стороны мачехи, и под конец решается на отчаянный шаг — становится публичной женщиной, чтобы хоть как-то обеспечить нужды семьи.

Вот какой рисует Соню Мармеладову автор: «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». Нелегкая судьба Сони Мармеладовой отразилась в ее грустном облике.

В начале повествования у читателя возникает искреннее сочувствие к девушке, чья участь состояла из страданий и унижений. Соня выставила на продажу свое тело, этот поступок покрыл ее позором в глазах благородных и благополучных людей, которые видели в ней лишь уличную женщину. Но только родные и близкие знали настоящую Соню Мармеладову, и после ее узнает Родион Раскольников, главный герой романа. И вот теперь перед читателями предстает не только приниженная и бедная девушка, а сильная и стойкая душа. Душа, которая под гнетом обстоятельств не потеряла веру в людей и в жизнь. Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова очень важна: именно она подтолкнула его к раскаянию и осознанию своей вины. Вместе с ней он приходит к Богу.

Соня любит и жалеет своего отца, не держит зла на больную мачеху, ведь она понимает, что они все несчастны, как и она сама. Девушка не осуждает Раскольникова за преступление, а просит его обратиться к Богу и покаяться. Маленькая и робкая Соня не поселила в своем сердце ненависть к миру, который так жестоко с ней обошелся. Ее могут обидеть, оскорбить, ведь героиня романа — скромная и безответная девушка, ей сложно постоять за себя. Но она находит силы жить дальше, сочувствовать и помогать ближним, не требуя ничего взамен, не теряя человечности и доброты.

Источник духовной стойкости Сони кроется в жаркой и искренней вере в Бога. Вера не оставляла героиню на протяжении всего романа, она вселяла в несчастную душу силы для встречи нового дня. Духовный подвиг Сони Мармеладовой заключается в самоотречении ради семьи. Весьма символично, что она в первый раз продает себя за 30 рублей, то же число серебренников получил Иуда, продав Христа. Как и Сын Божий, героиня принесла себя в жертву ради людей. Мотив самопожертвования Сони пронизывает весь роман.

Вместо того чтобы бросить вызов и вступить в борьбу со своим жалким существованием, ответить всем тем, кто попирал и унижал, собрать все обиды, что так долго таило сердце, — Соня Мармеладова выбрала иной путь. Путь, который проложен самим Богом, — честность, доброта, сострадание и любовь. Вот поэтому Раскольников выбрал ее для излияния своих душевных мук, проникаясь к ней истинным уважением. Ведь маленький и слабый с виду человек способен на большие и благородные поступки. Значение образа Сони Мармеладовой в том, что она своим примером показала Родиону, как спасти человечество без ритуальных убийств: сильной и преданной любовью до самоотречения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сонечка Мармеладова является персонажем романа "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского. Книга написана после каторжных мытарств. Поэтому в ней явно прослеживается религиозный оттенок убеждений автора. Он ищет правду, обличает несправедливость мира, мечтает о счастье человечества, но при этом не верит в то, что мир можно переделать насильственным путем. Достоевский убежден, что нельзя избежать зла ни при каком общественном устройстве, пока зло есть в душе людей. Федор Михайлович отвергал революцию как преобразователь общества, он обратился в сторону религии, пытаясь решить исключительно вопрос повышения нравственности у каждого отдельного человека. Именно эти идеи отражает в романе героиня Сонечка Мармеладова.

Характеристика героя

Два главных персонажа романа - Соня Мармеладова и Родион Раскольников - идут по сюжету как встречные потоки. Идейная часть произведения представляется читателю через их мировоззрение. Через Сонечку Достоевский показал свой нравственный идеал, несущий веру и любовь, надежду и понимание, душевную теплоту. По мнению автора, именно такими должны быть все люди. Через Соню Федор Михайлович говорит, что каждый, независимо от положения в обществе, имеет право жить и быть счастливым. Героиня убеждена, что добиваться счастья, и своего, и чужого, преступным путем нельзя, а грех в любом случае остается грехом, во имя кого или чего бы он ни был совершен.

Если образ Раскольникова - это бунт, то Сонечка Мармеладова в романе "Преступление и наказание" олицетворяет смирение. Они являются двумя противоположными полюсами, которые не могут существовать один без другого. Однако о глубинном смысле этого бунта и смирения литературоведы спорят до сих пор.

Внутренний мир

Сонечка Мармеладова глубоко верует в Бога и обладает высокими нравственными качествами. Она видит в жизни глубочайший смысл и не понимает идей своего антагониста о бессмысленности существования, считая, что за каждым событием стоит предопределенность от Бога. Соня уверена, что человек ни на что не может повлиять, и его главная задача - это проявлять смирение и любовь. Для нее такие вещи, как сочувствие и сострадание, являются одновременно смыслом жизни и великой силой.

Раскольников судит о мире только с позиции разума, с бунтарской горячностью. Он не желает примириться с несправедливостью. Это становится причиной его душевных мучений и преступления. Сонечка Мармеладова в романе Достоевского тоже переступает через себя, но не так, как Родион. Она не хочет губить других людей и причинять им страдания, а приносит себя в жертву. Это отражает мысль писателя о том, что для человека должно быть важнее не эгоистическое личное счастье, а страдания во благо других. Только так, по его мнению, можно достичь истинного счастья.

Мораль сюжетной линии

Сонечка Мармеладова, характеристика и внутренний мир которой так тщательно проработаны в романе, отражает мысль автора о том, что каждый должен осознавать ответственность не только за совершенные поступки, но и за все зло, творящееся в мире. Соня чувствует вину за совершенное Раскольниковым преступление, поэтому принимает все близко к сердцу и старается возродить его своим состраданием. Соня разделяет судьбу Родиона после того, как тот открывает ей свою тайну.

В романе это происходит символически: когда Соня читает ему сцену воскрешения Лазаря из Нового Завета, мужчина соотносит сюжет с собственной жизнью, а потом, придя к ней в следующий раз, сам рассказывает о содеянном и пытается объяснить причины, после чего просит ее помощи. Соня наставляет Родиона. Она призывает его отправиться на площадь, чтобы каяться в преступлении перед народом. Сам автор здесь отражает идею подвести преступника к страданию, чтобы тот через него смог искупить вину.

Нравственные качества

Соня Мармеладова в романе воплощает лучшее, что может быть в человеке: веру, любовь, целомудрие, готовность пожертвовать собой. Ей приходилось заниматься проституцией, но, окруженная пороком, она сохранила душу чистой и продолжала верить в людей и в то, что счастье достигается только ценой страдания. Соня, так же как и Раскольников, преступившая евангельские заповеди, тем не менее осуждает Родиона за презрение к людям, не разделяет его бунтарских настроений.

Автор попытался через нее отразить всю суть народного начала и русской души, показать природное смирение и терпение, любовь к ближнему и Богу. Мировоззрения двух героев романа противопоставляются друг другу и, постоянно сталкиваясь, показывают и противоречия в душе Достоевского.

Вера

Соня верит в Бога, верит в чудо. Родион, напротив, считает, что никакого Всевышнего нет и чудес тоже не бывает. Он пытается раскрыть перед девушкой, насколько смешны и иллюзорны ее представления, доказывает, что страдания ее бесполезны, а жертвы безрезультатны. Раскольников судит ее со своей точки зрения, говорит, что грешной ее делает не профессия, а напрасные жертвы и подвиги. Однако мировоззрение Сони непоколебимо, даже будучи загнанной в угол, она перед лицом смерти пытается что-то сделать. Девушка даже после всех унижений и страданий не потеряла веру в людей, в доброту их душ. Ей не нужны примеры, она просто верит, что все заслужили светлую долю.

Соню не смущают ни физические уродства, ни уродства судьбы, она способна к состраданию, может проникнуть в суть человеческой души и не хочет осуждать, ведь чувствует, что любое зло совершается человеком по какой-то неизвестной, внутренней и непонятной другим причине.

Внутренняя сила

Многие мысли автора отражает Сонечка Мармеладова в романе "Преступление и наказание". Характеристика ее дополняется и вопросами о самоубийстве. Девушка, вынужденная пойти на панель, чтобы семья перестала голодать, в какой-то момент думала о том, чтобы наложить на себя руки и одним рывком избавиться от позора, выбраться из зловонной ямы.

Ее останавливала мысль о том, что же будет с ее близкими, пусть и не совсем родными. Для того чтобы удержаться от самоубийства в такой жизненной ситуации, требуется гораздо больше внутренней силы. Но религиозную Соню сдерживала не мысль о смертном грехе. Она волновалась "о них, своих". И хотя разврат для девушки был хуже смерти, она выбрала его.

Любовь и смирение

Еще одна черта, пронизывающая характер Сонечки, - это способность любить. Она откликается на чужое страдание. Она, подобно женам декабристов, следует за Раскольниковым на каторгу. В ее образе Достоевский представил всеобъемлющую и всепоглощающую любовь, не требующую ничего взамен. Это чувство нельзя назвать полностью высказанным, ведь Соня никогда не говорит вслух ничего подобного, и безмолвие делает ее еще прекраснее. За это ее уважают и отец, спившийся бывший чиновник, и мачеха Катерина Ивановна, помутившаяся рассудком, и даже развратник Свидригайлов. Раскольникова ее любовь спасает и исцеляет.

Убеждения автора

Каждый герой обладает своим мировоззрением и верой. Каждый остается верен своим убеждениям. Но Раскольников и Сонечка приходят к тому, что Бог может указать путь каждому, стоит лишь ощутить его близость. Достоевский через своих персонажей рассказывает о том, что каждый человек, пришедший к Богу через тернистый путь нравственных мучений и изысканий, уже не сможет смотреть на мир так, как раньше. Начнется процесс обновления и перерождения человека.

Федор Михайлович Достоевский осуждает Раскольникова. Автор отдает победу не ему, умному, сильному и гордому, а смиренной Соне, образ которой выражает высшую истину: страдание очищает. Она становится символом нравственных идеалов автора, которые, по его мнению, близки русской душе. Это смирение, молчаливая покорность, любовь и всепрощение. Вероятно, в наше время Сонечка Мармеладова тоже стала бы изгоем. Но совесть и правда всегда жили и будут жить, а любовь и добро выведут человека даже из пучины зла и отчаяния. В этом и заключается глубинный смысл романа Федора Достоевского.

Ключевые качества

Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей известного романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Благодаря этому образу читатели задумываются о лучших человеческих качествах: самопожертвовании, милосердии, умению преданной любви и искренней веры в Бога.

Идеи и образ Сони

Соня – юная девушка в возрасте около восемнадцати лет, худенькая, голубоглазая и светловолосая. Она — дочь бывшего чиновника Мармеладова. После потери места на службе он начал беспрестанно пить, из-за чего его жена Катерина с детьми ведут нищенское существование и голодают. Девушка жертвует чистотой своего тела ради того, чтобы обеспечить пропитание семьи, однако она не винит в этом Катерину Ивановну, которая заставила ее пойти на панель, а просто смиряется со своей судьбой. Соня идет на грех ради семьи, но ей очень стыдно перед собой и перед Богом, в которого она глубоко верит. Из-за того, что она переступила нравственные законы, она стесняется находиться рядом с приличными женщинами – с матерью и сестрой Раскольникова; Соня не может даже сесть в их присутствии, боясь, что это их оскорбит. Каждый поступок кроткой и скромной девушки совершается не ради нее самой, а ради кого-то; несмотря на род своих занятий Соня предстает перед читателями как истинная христианка и праведница. В основе всех совершаемых девушкой действий лежит бесконечная, христианская любовь к ближним: из-за любви к отцу она дает ему деньги на выпивку, из-за любви к Раскольникову помогает ему очистить душу и едет с ним на каторгу.

Соня как путь к искуплению

Образ Сони Мармеладовой и ее идеи являются своеобразной противоположностью образу Родиона Раскольникова с его теорией. Девушка во всем руководствуется законом Божьим и поэтому не понимает идей молодого человека; для нее все люди – равны, и никто не может возвышаться над всеми и тем более отнимать чью-то жизнь. Именно Соне Раскольников рассказывает о совершенном преступлении, и благодаря девушке он смог раскаяться и признаться в этом и следствию. Соня готова отправиться на каторгу вместе с ним, ведь она тоже переступила библейские заповеди и считает, что должна пострадать ради очищения. “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, — говорит ей Родион Раскольников. Сокаторжники молодого человека ощутили доброту и любовь ко всему окружающему, исходящие от Сони, относящейся ко всем с уважением, и потому полюбили ее. Благодаря Соне Раскольников впоследствии смог раскаяться в своем поступке по-настоящему, обратиться к Богу и начать новую жизнь с новыми убеждениями.

Любимый герой Достоевского

Соня Мармеладова была одной из любимых героинь Федора Михайловича Достоевского. Через образ и убеждения девушки писатель открывает свои собственные мысли и идеи относительно веры в добро и в Бога, любви к людям и справедливости.