Роль руси в поэме мертвые души. Сочинение на тему Образ Руси в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"


Множество образов, изображенных Гоголем, развиваются на фоне российской действительности. Можно спорить, кто является главным действующим лицом книги: Чичиков или мертвые души помещиков. Но все соглашаются, что образ России в поэме «Мертвые души», центральный и связующий, помогающий понять суть русского характера.

Образ России

Великий классик, получивший идею, хотел показать идеальную русскую жизнь в глубинке. Но замысел расширился. Гоголь не смог раскрасить будни помещиков и чиновников. Идеальные краски ушли на задний план, а серые реалии выплыли наружу. Именно этим можно объяснить настроение Пушкина во время чтения автором поэмы. Грусть и тяжесть наполняла душу поэта. Россия предстала перед читателями галерей пороков: скупости, лени, обжорства. Каждый образ дополнялся следующим персонажем и становился собирательным:

  • Мечтательный Манилов;
  • Скупая Коробочка;
  • Разгульный Ноздрев;
  • Угрюмый Собакевич;
  • Алчный Плюшкин.
Россия породила страшных людей, имеющих власть над другими, но не желающих ничего создавать. Все они выросли их хороших людей, но общество помогло им очерстветь душой и деградировать как личностям.

Добродушный романтизм Манилова становится пустотой ленивого мечтателя, беспечного и глупого. Строить нереальные прожекты, сидя в приходящей в запустение беседке, - все, что он может.

Хозяйственность и практичность Коробочки свели ее разум к тупому исканию выгоды. Она превратилась в глупую старуху, не вдумывающуюся в предмет торговли. Главное, продать.

Смелость Ноздрева заменяется невежеством, пьянкой и транжирством. Он смело врет, хамит и дерется, но трусливо сбегает от решения настоящих проблем.

Богатырская стать Собакевича стала грубостью, крепость характера преобразовалась в черствость души, а прямолинейность стала подозрительностью.
Бережливость Плюшкина переросла в безнравственность. Он не замечает близких себе людей, отказывается от детей и не радуется внукам.
Эти образы составляют основу сатиры на крепостную Русь. Безжизненная Россия ждет изменений, надеется на новые социальные классы, интересные идеи.

Любовь к России

«Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного, прекрасного далека тебя вижу»

Слова великого классика сквозят любовью к стране. Писатель как будто специально прерывает рассказы о помещиках лирическими отступлениями. Рассуждения о судьбе России сквозят верой в ее счастливое будущее. Образ птицы – тройки, летящей вдаль, - это символ настоящей России. Она несется впереди всех, ей уступают дорогу и сторонятся, боясь стать преградой.

Автор оттачивает каждое слово, характеризующее Русь: сверкающая, чудная, незнакомая. Красота природы, стремительное буйство красок противопоставляется застою жизни в поместьях бездушных дворян. Трудолюбие крестьян, их талант и свободолюбие описаны с восторгом. Гоголь верит, что русский мужик способен изобрести то, что выведет страну на новый путь.

Русь, куда ж несешься ты?».

Но он не может ответить на вопросы, которые сам ставит. Противоречия жизни приводят писателя в тупик. Он не видит решения в революции, не надеется на просвещение. Есть мысли о доблестном муже и самоотверженной девице, но точно сказать, кто нужен России, автор не может. Возможно, ответы были в продолжении поэмы, тогда зачем ее сжигать? Гоголь оставил право за читателем выбирать путь развития родины. Пусть каждый сам рассуждает и строит жизнь главных персонажей поэмы. Кто-то позволит им возродиться, а кто-то откажет им даже в продолжении выбранного ими способа существования.

В образе России соединяются две души: мертвая и живая. Верх одерживает живой и бойкий ум русского труженика, воина и богатыря. «Умирают» и становятся слабыми и безвольными лентяи, грубияне и транжиры. Пусть сегодня они еще порабощают и властвуют, но светлое будущее близко, оно уже витает в воздухе. Гоголь верит, туман скоро рассеется, откроется широкая дорога к счастью. Русь снова воспрянет и заставит меняться всех своих жителей.

Через всю поэму «Мертвые души» проходит тема России, тема народа. Вот что написал об этом Герцен: «Гоголь чувствовал, и многие другие чувствовали с ним - позади мертвых душ души живые». Беспощадно бичуя общественный порядок, существовавший в стране, писатель был уверен в светлом будущем России, в ее грядущем расцвете. Образ России совершенно не сливается с картинами жизни господствующей верхушки общества. Напротив, он резко им противостоит. Все построено на резких контрастах: замкнутость существования владельцев крепостных душ и беспредельная ширь России; духовное убожество обитателей усадеб и богатство творческих сил русского народа; неподвижность, застой мира коробочек, Плюшкиных, собакевичей и стремительное движение России вперед. Образ России также резко противостоит образу Чичикова: его внутренние качества совершенно чужды сущности русского народа. Гоголь пламенно верил в великое будущее России. Однако он неясно представлял себе тот путь, который должен был привести страну к могуществу, славе и процветанию: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа». Писатель не видел реальных способов преодоления противоречия между состоянием подавленности страны и расцветом России. «Где же тот, - писал Гоголь, - кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово вперед? Кто, зная все силы и свойства, и всю глубину нашей природы, одним чародейным мгновеньем мог бы устремить нас на высокую жизнь?» Ясного ответа на этот вопрос Гоголь дать не мог. И все-таки он надеялся. Надеялся на то, что если изменятся условия существования русского крестьянина, то проявится «его живая, хлопотливая природа». В «Мертвых душах» Гоголь показал то страшное воздействие, которое оказывала на народ зависимость его от помещиков. Именно в этом заключается суть образов дяди Митяя и дяди Миняя, крепостного слуги Плюшкина Прошки, девочки Пелагеи, не умевшей различить, «где право, где лево». Все эти действующие лица поэмы-романа находятся в подавленном, рабском состоянии. Власть коробочек и Плюшкиных определяет духовную неразвитость крепостных крестьян. Той же духовной нищетой отличаются Петрушка и Селифан. Петрушка «имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг», в котором его привлекало «не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит». В отличие от молчаливого Петрушки, разговорчивый Селифан склонен к длинным рассуждениям, но они отличаются абсолютной ограниченностью интересов. В образах Петрушки и Селифана раскрываются инертность и неподвижность, причиной которых является крепостная зависимость. Однако народ для Гоголя вовсе не сводится к Петрушке и Селифану, к дяде Митяю и к дяде Миняю. Писатель необычайно высоко оценивал природную талантливость русского крестьянина, его живой ум, острую наблюдательность. «Выражается сильно российский народ! - писал Гоголь в пятой главе поэмы, - и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света...» Слово, речь, язык, с точки зрения Гоголя, исключительно ярко отражают характер народа. Говоря об особенностях русской речи, Гоголь отмечал удивительную меткость и энергичность, свойственные русскому народу и воплотившиеся в русском слове.

Вершиной творчества Н. В. Гоголя является поэма «Мертвые души», в которой великий русский писатель правдиво изображает жизнь России в 30-х годах XIX века. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Обычно под поэмой подразумевается крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Однако перед нами прозаическое произведение в жанре романа-путешествия.

Дело в том, что замысел писателя не нашел полного воплощения: вторая часть книги сохранилась частично, а третья так и не была написана. Законченное произведение должно было по замыслу автора соотноситься с «Божественной комедией» Данте. Три части «Мертвых душ» должны были соответствовать трем частям поэмы Данте: «Ад», «Чистилище», «Рай». В первой части представлены круги российского ада, а в других частях читатель должен был увидеть нравственное очищение Чичикова и других героев.

Гоголь надеялся, что своей поэмой он реально поможет «воскрешению» русского народа. Такая задача требовала особой формы выражения. И действительно, уже некоторые фрагменты первого тома наделены высоким эпическим содержанием. Так, тройка, в которой Чичиков покидает город NN, незаметно преображается в «птицу тройку», а затем становится метафорой всей Руси. Автор вместе с читателем как бы взлетает высоко над землей и оттуда созерцает все происходящее. После затхлости закостеневшего жизненного уклада в поэме появляется движение, простор, ощущение воздуха.

Само движение при этом называется «Божьим чудом», а мчащаяся Русь именуется как «вдохновенная Богом». Сила движения все нарастает, и писатель восклицает: «Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке?..» Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Теперь становится ясно, почему именно Чичиков выступает в роли «любителя быстрой езды». Именно он по замыслу Гоголя должен был в следующей книге духовно возродиться, слиться душой с Россией. Вообще замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» дал возможность писателю выстроить по-особенному композицию поэмы. Гоголь показывает все социальные слои России: чиновников, крепостников и простой русский народ.

Образ простого русского народа неразрывно связан в поэме с образом Родины. Русские крестьяне находятся на положении рабов. Господа могут продать, обменять их; как простой товар оценивается русский мужик. Помещики не видят в крепостных людей. Коробочка говорит Чичикову: «Пожалуй, я тебе дам девчонку, она у меня знает дорогу, только ты смотри! не завези ее, у меня уже одну завезли купцы». Хозяйка боится потерять часть своего хозяйства, совершенно не думая о человеческой душе. Даже мертвый крестьянин становится предметом купли-продажи, средством наживы. Русский народ умирает от голода, эпидемий, произвола помещиков.

Писатель образно говорит о забитости народа: «Капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства».

Смекалка и оборотистость подчеркивается в образе Еремея Сорокоплехина, который «в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей». Работоспособность простых крестьян признают и сами господа: «Пошли его хоть в Камчатку, дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу». Любовь к народу-труженику, мужику-кормильцу слышится в каждом авторском слове. Гоголь с огромной нежностью пишет о «расторопном ярославском мужике», собравшем русскую тройку, о «бойком народе», «бойком русском уме».

Особого внимания требует, так называемый, центральный мир. Он незаметно вливается в повествование в самом начале поэмы, однако ее сюжетная линия не часто соприкасается с ним. Сначала он почти не заметен, но затем вместе с развитием сюжета раскрывается и описание этого мира. В конце первого тома описание превращается в гимн всей Руси. Гоголь образно сравнивает Русь «с бойкой и необгонимой тройкой», несущейся вперед.

Русский человек замечательно умеет использовать богатство народного языка. «Выражается сильно российский народ!» - восклицает Гоголь, говоря о том, что нет слова в других языках, «которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

Однако, все таланты и достоинства простого русского народа очень сильно оттеняют его тяжелое положение. «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» - рассуждает Чичиков, просматривая бесконечные списки умерших крестьян. Правдивое и безрадостное настоящее русских крестьян нарисовал Гоголь в своей незабываемой поэме.

Но великий писатель-реалист был всегда уверен в том, что жизнь в России изменится. Станет светлее и радостнее. Н. А. Некрасов высказывался о Гоголе: «Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья».

Как истинный патриот своей страны, Николай Васильевич Гоголь страстно желал увидеть счастливым русский народ, уничтожающим смехом бичевал современную ему Россию в своем замечательном произведении. Он отрицал крепостническую Русь с ее «мертвыми душами» и выражал надежду, что будущее любимой Родины не за помещиками или «рыцарями копейки», а за хранителем небывалых возможностей - великим русским народом.

Краткое содержание произведения вы, надеемся, помните. Предлагаем вам анализ этого образа, который дает ключ к пониманию всей поэмы.

Произведение является художественным исследованием общественной жизни, современной писателю, ее коренных проблем. Главное место в композиционном отношении занимает изображение двух миров - помещичьего и чиновничьего. Однако именно трагическая судьба народа является идейным стержнем произведения.

Писатель, беспощадно бичуя существовавший в стране общественный порядок, был твердо убежден в том, что русской земле уготовано славное будущее. Он верил в ее грядущий расцвет. У Николая Васильевича эта убежденность появилась из живого ощущения огромного творческого потенциала, который таится в недрах русского народа.

Образ Руси в поэме "Мертвые души" представлен как олицетворение того великого, на что только способен народ, того важного исторического дела, которое, как верил автор, могут совершить его соотечественники. Образ России возвышается над всеми образами и картинами, нарисованными в произведении. Он овеян любовью автора, который посвятил свою жизнь, свое творчество служению родной стране.

Характеризуя образ Руси в поэме "Мертвые души" кратко, необходимо сказать пару слов и о "хозяевах жизни". Ведь Гоголь не случайно ввел их в свое произведение.

Обличение "хозяев жизни"

Гоголь страстно верил в то, что России уготовано лучшее будущее. Поэтому в своем произведении он обличает тех людей, которые сковали ржавыми цепями развитие творческого потенциала народа, нации. Николай Васильевич беспощадно развенчивает дворян, "хозяев жизни". Образы, созданные им, свидетельствуют о том, что подобные Чичикову, Плюшкину, Собакевичу, Манилову люди не способны создавать духовные ценности. Они являются потребителями, лишенными творческой энергии. Помещики, выключенные из сферы живой жизни, полезной деятельности, - носители косности и застоя. Чичиков, который развернул свою авантюру, не страдает инерцией. Тем не менее активность этого героя направлена не на благое дело, а на достижение корыстных целей. Он отчужден от интересов государства. Всем этим героям противопоставлен образ Руси в произведении "Мертвые души".

Утверждение прогресса

Формы жизни, которые утверждают все вышеперечисленные персонажи, резко противоречат нуждам и запросам исторического развития страны. Для иллюстрации этой мысли автор рисует величественный образ Руси в поэме "Мертвые души". Эта страна, как считает Гоголь, обладает громадной мощью. Образ Руси в романе "Мертвые души" является олицетворением основной идеи поэмы, которая заключается в отрицании общественного застоя, социального порабощения, в утверждении прогресса.

Мнение о поэме В. Г. Белинского

Известный критик В. Г. Белинский подчеркивал, что противоречие глубокого субстанциального начала русской жизни и ее общественных форм - вот основная идея "Мертвых душ". Критик понимал под словосочетанием "субстанциальное начало" богатую одаренность народа, его извечное стремление к свободе. Николай Васильевич твердо верил в то, что его родной стране предстоят большие исторические свершения. Устремленность в будущее, взлет жизненной энергии - все это воплощает образ Руси в поэме "Мертвые души". Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке. Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу.

Картины родной природы

Лирические высказывания Николая Васильевича Гоголя наполнены высокой патетикой. О Руси он говорит с восхищением. Гоголь одну за другой рисует картины родной природы, которые проносятся перед путешественником, на быстрых конях мчащимся по осенней дороге.

Застою помещиков автор не случайно противопоставляет образ Руси в поэме "Мертвые души". Глава 11 очень важна для понимания этого образа. В ней нарисована Русь, которая стремительно движется вперед. В этом выражается вера автора в будущее своей страны, своего народа.

Размышления о русском народе

К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.

Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета. Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над "порядками" - проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво. Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.

Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.

Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль - во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова. Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.

Оценка поэмы Герценом

Патриотический пафос "Мертвых душ" высоко оценил Герцен. Он с полным основанием отмечал, что это произведение - удивительная книга. Герцен писал, что это "горький упрек современной Руси", однако не безнадежный.

Противоречия, отразившиеся в поэме

Николай Васильевич Гоголь пламенно верил в то, что Россию ждет великое будущее. Тем не менее писатель ясно представлял себе путь, по которому страна идет к процветанию, славе и могуществу. Он спрашивает: "Русь, куда ж несешься ты?". Однако ответа нет. Николай Васильевич не видел путей преодоления противоречия, образовавшегося между расцветом России, взлетом ее национального гения и состоянием подавленности государства. Гоголь не может найти того, кто бы сумел направить Россию вперед, устремить в высокую жизнь. И в этом раскрываются противоречия, свойственные писателю.

Чем был обеспокоен В.Г. Белинский

Гоголь в своем обличении отражал протест народа против существовавшего в то время крепостнического строя. Его бичующая сатира вырастала именно на этой почве. Она была направлена против чиновных правителей, владетелей крепостных душ, "рыцарей" наживы. Тем не менее писатель, который возлагал большие надежды на просвещение, не пришел к выводу о целесообразности революционной борьбы. Кроме того, в произведении присутствуют высказывания о муже, который одарен божественными доблестями, а также о самоотверженной и великодушной русской девице. Иными словами, в нем возникает религиозный мотив. которого очень заинтересовал образ Руси в поэме Гоголя "Мертвые души", был серьезно обеспокоен этими местами произведения.

"Мертвые души" - революционное произведение

Второй том своего романа Николай Васильевич писал, переживая глубокий духовный кризис. В жизни России в этот период начали проявляться тенденции, свойственные буржуазному развитию. Писатель всей душой ненавидел так называемое царство мертвых душ. Однако Гоголь с ужасом всматривался и в облик буржуазного Запада. Капитализм страшил писателя. Он не смог воспринять идею социализма, выступал против революционной борьбы. Однако, обладая могучим даром, Николай Васильевич создал, по сути, революционное произведение.

Гоголь - патриот

Посвященные России, русскому народу лирические страницы являются, пожалуй, лучшими в "Мертвых душах". Чернышевский, говоря о высоком патриотизме Николая Васильевича, писал, что Гоголь считал себя человеком, который должен служить отечеству, а не искусству. Образ Руси в поэме "Мертвые души" свидетельствует о том, что будущее страны, действительно, волновало писателя. Безусловно, Николай Васильевич Гоголь является истинным патриотом.

Интерес к творчеству Гоголя не ослабевает и в наши дни. Наверное, причина в том, что Гоголь сумел наиболее полно показать черты характера русского человека, и красоту России. В статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность», начатой еще до «Мертвых душ», Гоголь писал: «Поэзия наша не выразила нам нигде русского человека вполне, ни в том виде, в каком он должен быть, ни в той действительности, в какой он есть». Здесь намечена задача, которую Гоголь собирался решить в «Мертвых душах».

В поэме Гоголь рисует два противоположных мира: с одной стороны, показана настоящая Россия с ее несправедливостью, стяжательством и грабежом, с другой - идеальный образ будущей справедливой и великой России. Этот образ в основном представлен в лирических отступлениях и размышлениях самого писателя. «Мертвые души» начинаются с изображения городской жизни, набросков картин города и описания чиновнического общества. Пять глав поэмы отведены на изображение чиновников, пять - помещиков и одна - на биографию Чичикова. В результате воссоздается общая картина России с огромным числом действующих лиц разных положений и состояний, которые выхватываются Гоголем из общей массы, ведь помимо чиновников и помещиков Гоголь описывает и других городских и сельских жителей - мещан, слуг, крестьян. Все это складывается в сложную панораму жизни России, ее настоящее.

Типичными представителями этого настоящего в поэме являются бесхозяйственный помещик , мелочная, «дубинноголовая» Коробочка, безалаберный прожигатель жизни Ноздрев, прижимистый Собакевич и скряга Плюшкин. Гоголь со злой иронией показывает душевную пустоту и ограниченность, тупость и стяжательство этих вырождающихся помещиков-душевладельцев. У этих людей осталось так мало человеческого, что их в полной мере можно назвать «прорехами на человечестве». Мир «Мертвых душ» страшен, отвратителен и безнравственен. Это мир, лишенный духовных ценностей. Помещики, обыватели губернского города не единственные его представители. В нем, этом мире, живут и крестьяне.

Но Гоголь отнюдь не склонен их идеализировать. Вспомним начало поэмы, когда Чичиков въехал в город. Два мужика, рассматривая бричку, определили, что одно колесо не в порядке и Чичиков далеко не уедет.

Гоголь не скрыл, что мужики стояли около кабака. Бестолковыми показаны в поэме дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной Манилова, просящийся на заработки, а сам идущий пьянствовать. Девочка Пелагея не умеет отличить, где право, где лево.

Про-шка и Мавра забиты и запуганы. Гоголь не обвиняет их, а, скорее, добродушно смеется над ними. Описывая кучера Селифана и лакея Петрушку - дворовых слуг Чичикова, автор проявляет доброту и понимание. Петрушка охвачен страстью к чтению, хотя его больше привлекает не то, что он читает, а сам процесс чтения, как это из букв «вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит». Мы не видим в Селифане и Петрушке высокой духовности и нравственности, но они уже отличаются от дяди Митяя и дяди Миняя. Раскрывая образ Селифана, Гоголь показывает душу русского мужика и старается понять эту душу.

Вспомним, что он говорит о значении почесывания в затылке у русского народа: «Что означало это почесывание? и что вообще оно значит? Досада ли на то, что вот не удалась задуманная назавтра сходка со своим братом...

или уже завязалась в новом месте кат кая зазнобушка сердечная... Или просто жаль оставлять отогретое место на людской кухне под тулупом, с тем чтобы вновь тащиться под дождь и слякоть и всякую дорожную невзгоду?» Выразителем идеального будущего России является Россия, описанная в лирических отступлениях. Здесь тоже представлен народ.

Пусть народ этот состоит из «мертвых душ», но он обладает живым и бойким умом, это народ, «полный творящих способностей души...». Именно у такого народа могла появиться «птица-тройка», которой без труда управляет ямщик. Это, например ярославский расторопный мужик, который «одним топором да долотом» смастерил чудо-экипаж. Его и других мертвых крестьян купил Чичиков.

Переписывая их, он рисует в своем воображении их земную жизнь: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на своем веку?» Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром. Они наделены сказочными, богатырскими чертами. Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом». Образ народа в поэме Гоголя постепенно перерастает в образ России.

Здесь тоже просматривается противопоставление настоящей России идеальной будущей России. В начале одиннадцатой главы Гоголь дает описание России: «Русь! Русь! Вижу тебя... » и «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!» Но эти два лирических отступления разрываются фразами: «Держи, держи, дурак!» - кричал Чичиков Селифану.

«Вот я тебя палашом! - кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин. - Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж» В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской земли. В последней главе поэмы бричка Чичикова, русская тройка превращается в символический образ России, стремительно несущейся в неведомую даль. Гоголь, будучи патриотом, верит в светлое и счастливое будущее Родины. Гоголевская Россия в будущем - великая и могучая страна.