Абстракционисты 20 века. Известнейшие абстрактные картины

Абстракционизм — стиль или направление в живописи. Абстракционизм или абстрактный жанр подразумевает отказ от изображения реальных вещей и форм. Абстракционизм направлен на то, чтобы вызвать у человека определённые эмоции и ассоциации. Для этих целей картины в абстрактном стиле пытаются выразить гармонию цвета, форм, линий, пятен и так далее. Все формы и цветовые сочетания, которые находятся в периметре изображения, имеют идею, своё выражение и смысловую нагрузку. Как бы ни казалось зрителю, глядя на картину где кроме линий и клякс ничего нет, всё в абстракции подчинено определённым правилам выражения.

На сегодняшний день абстракция настолько широка и разнообразна, что сама подразделяется на множество видов, стилей и жанров. Каждый художник или группа художников пытаются создать нечто своё, нечто особенное, которое бы лучшим образом могло достучаться до чувств и ощущений человека. Достичь этого без применения узнаваемых фигур и объектов очень сложно. По этой причине полотна абстракционистов, которые действительно вызывают особые ощущения и заставляют поражаться красоте и выразительности абстрактной композиции, заслуживают большого уважения, а сам художник считается настоящим гением от живописи.

Считается, что абстрактную живопись придумал и разработал великий русский художник . Его последователями были и , которые не только исследовали философию абстракционизма, но также разработали новое направление в этом жанре — Лучизм. ещё более «усовершенствовал» технику абстракции, добившись полной беспредметности, который был назван — Супрематизм. Не менее известными абстракционистами стали: Пит Мондриан, Марк Ротко, Барнетт Ньюманн, Адольф Готтлиб и многие другие.

Абстрактная живопись , которая буквально взорвала мир искусства, стала символом начала новой эпохи. Эта эпоха означает полный переход от рамок и ограничений к полной свободе выражения. Художник более ничем не связан, он может писать не только людей, бытовые и жанровые сцены, но даже мысли, эмоции, ощущения и использовать для этого любые формы выражения. Абстракционизм, как живопись личного переживания, ещё долгое время находился в андеграунде. Его, как и многие другие жанры живописи в истории, высмеивали и даже подвергали осуждению и цензуре, как искусство не имеющее никакого смысла. Однако со временем положение абстракции изменилось и теперь она существует наравне со всеми другими формами искусства.

В. Кандинский — Несколько кругов

В. Кандинский — Композиция VIII

Виллем де Кунинг — Композиция

Одноствольный узор, Вильям Моррис

«Абстракционизм», называемый также «беспредметным искусством», «нефигуративным», «нерепрезентативным», «геометрической абстракцией» или «конкретным искусством», является довольно расплывчатым зонтичным термином для любого объекта живописи или скульптуры, который не отображает узнаваемые объекты или сцены. Однако, как мы видим, не существует четкого консенсуса в отношении определения, типов или эстетического значения абстрактного искусства. Пикассо думал, что такого понятия вообще не существует, в то время как некоторые искусствоведы считают, что все искусство абстрактно — потому что, например, никакая живопись не может рассчитывать на то, чтобы быть чем-то большим, нежели грубым резюме того, что видит художник. Кроме того, существует скользящая шкала абстракции: от полу-абстрактного до полностью абстрактного. Поэтому, хотя теория относительно ясна — абстрактное искусство отстранено от реальности — практическая задача отделения абстрактных от не абстрактных произведений может быть гораздо более проблематичной.

В чем идея абстрактного искусства?

Начнем с очень простого примера. Возьмем плохой (ненатуралистичный) рисунок чего-либо. Исполнение изображение оставляет желать лучшего, однако если его цвета красивы, рисунок может поразить нас. Это показывает, как формальное качество (цвет) может переопределить репрезентативное (рисунок).
С другой стороны, фотореалистичная картина, скажем, дома может демонстрировать превосходную графику, но сам предмет, цветовая схема и общий состав могут быть абсолютно скучными.
Философское обоснование оценки ценности художественных формальных качеств проистекает из утверждения Платона о том, что: «Прямые линии и круги… не только красивые… но вечные и абсолютно красивые».

Конвергенция, Джексон Поллок, 1952 г.

По сути, изречение Платона означает, что нон-натуралистичные образы (круги, квадраты, треугольники и т. д.) обладают абсолютной, неизменной красотой. Таким образом, живопись может быть оценена только за ее линию и цвет, ей не нужно изображать естественный объект или сцену. Французский художник, литограф и теоретик искусства Морис Денис (1870-1943) имел в виду то же самое, когда писал: «Помните, что картина — до того, как стать военным конем или обнаженной женщиной … по существу плоская поверхность, покрытая цветом, собранным в определенном порядке».

Френк Стелла

Типы абстракционизма

Чтобы все было просто, мы можем разделить абстрактное искусство на шесть основных типов:

  • Криволинейный
  • Основанный на цвете или свете
  • Геометрический
  • Эмоциональный или интуитивный
  • Жестикуляционный
  • Минималистский

Некоторые из этих типов менее абстрактны, чем другие, но все они связаны с отделением искусства от реальности.

Криволинейный абстракционизм

Жимолость, Вильям Моррис, 1876 г.

Этот тип сильно связан с кельтским искусством, в котором используется ряд абстрактных мотивов, включая узлы (восемь основных типов), чересстрочные шаблоны и спирали (включая трискеле или трискелион). Эти мотивы не были изобретены кельтами, многие другие ранние культуры использовали эти кельтские орнаменты на протяжении веков. Тем не менее, справедливо сказать, что кельтские дизайнеры вдохнули новую жизнь в эти узоры, сделав их более замысловатыми и сложными. Позже они вернулись в течение 19-го века и особенно проявились в книжных обложках, тканях, обоях и ситцевых рисунках, подобных работам Уильяма Морриса (1834-96 гг.) и Артура Макзмурдо (1851-1942 гг.) . Криволинейная абстракция также характеризуется таким понятием, как «бесконечная картина» — широко распространенной особенностью исламского искусства.

Абстракционизм, основанный на цвете или свете

Водяная лилия, Клод Моне

Этот тип проиллюстрирован в работах Тернера и Моне, которые используют цвет (или свет) таким образом, чтобы отделить произведение искусства от реальности, поскольку объект растворяется в вихре пигмента. Примерами могут служить картины Водяная лилия Клода Моне (1840-1926), Талисман (1888, Musee d’Orsay, Париж), Пола Серузье (1864-1927). Несколько из экспрессионистских картин Кандинского, написанных в свое время с Der Blaue Reiter, очень близки к абстракции. Цветная абстракция вновь появилась в конце 1940-х и 50-х годов в виде цветной живописи, разработанной Марком Ротко (1903-70) и Барнеттом Ньюманом (1905-70). В 1950-х годах во Франции возникла параллельная разновидность абстрактной живописи, относящейся к цвету, известная как лирическая абстракция.

Талисман, Пол Серузье

Геометрическая абстракция

Буги-Вуги на Бродвее, Пит Мондриана, 1942 г.

Этот тип интеллектуального абстрактного искусства появился примерно с 1908 года. Ранней рудиментарной формой был кубизм, в частности аналитический кубизм, который отклонил линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины в живописи, чтобы сосредоточиться на ее двумерных аспектах. Геометрическая абстракция также известна как конкретное искусство и безобъектное искусство. Как и следовало ожидать, он характеризуется не натуралистскими образами, как правило, геометрическими формами, такими как круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и т. д. В некотором смысле, не содержа абсолютно никакой отсылки к естественному миру и не будучи связанным с ним, геометрический абстракционизм – это самая чистая форма абстракции. Можно сказать, что конкретное искусство для абстрактного искусства – это то же, что веганство для вегетарианства. Геометрическая абстракция представлена Черным кругом (1913, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), написанным Казимиром Малевичем (1878-1935) (основателем супрематизма); Буги-Вуги на Бродвее (1942, MoMA, Нью-Йорк) Пит Мондриана (1872-1944) (основатель неопластицизма); и Композиция VIII (The Cow) (1918, MoMA, Нью-Йорк) Тео Ван Досбурга (1883-1931) (основатель Де Стиля и Элементаризма). Другие примеры включают произведения Обращение к площади Йозефа Альберса (1888-1976) и Op-Art, созданные Виктором Вазарели (1906-1997).

Черный круг, Казимир Малевич, 1920 г.


Композиция VIII, Тео Ван Досбург

Эмоциональное или интуитивное абстрактное искусство

Этот тип искусства охватывает сочетание стилей, общая тема которых — натуралистическая тенденция. Этот натурализм проявляется в виде используемых форм и цветов. В отличие от геометрической абстракции, которая почти анти-природа, интуитивная абстракция часто изображает природу, но менее репрезентативно. Двумя важными источниками для этого типа абстрактного искусства являются: органическая абстракция (также называемая биоморфной абстракцией) и сюрреализм. Пожалуй, самым знаменитым художником, специализирующимся на этом виде искусства, был рожденный в России Марк Ротко (1938-70). Другие примеры включают полотна Кандинского, такие как Композиция № 4 (1911, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen) и Композиция VII (1913, Третьяковская галерея); Женщина (1934, Частная коллекция) Джоан Миро (1893-1983) и Неопределенная делимость (1942, Художественная галерея Allbright-Knox, Буффало) Ив Танги (1900-55).

Неопределенная делимость, Ив Танги

Жестикуляционное (жестовое) абстрактное искусство

Без названия, Д. Поллок, 1949 г.

Это форма абстрактного экспрессионизма, когда процесс создания картины становится более важным, чем обычно. Например, краска наносится необычным способом, мазки часто очень рыхлые и быстрые. Известные американские экспоненты жестовой живописи включают Джексона Поллока (1912-56), изобретателя Action-Painting и его жену Ли Краснера (1908-84), которая вдохновила его на изобретение собственной техники, так называемой «капельной живописи»; Виллем де Кунинг (1904-97), известный своей работой в серии Женщина; и Роберт Мазервелл (1912-56). В Европе эта форма представлена группой Cobra, в частности Карел Аппель (1921-2006).

Минималистическое абстрактное искусство

Обучение рисованию, Эд Рейнхардта, 1939 г.

Этот тип абстракции был своеобразным авангардным искусством, лишенным всех внешних ссылок и ассоциаций. Это то, что вы видите – и больше ничего. Оно часто принимает геометрическую форму. В этом направлении доминируют скульпторы, хотя в него также входят некоторые великие художники, такие как Эд Рейнхардта (1913-67), Фрэнк Стелла (1936 г.р.), чьи картины большого масштаба и включают в себя скопления формы и цвета; Шон Скалли (1945 г.р.) ирландско-американский художник, чьи прямоугольные формы цвета, похоже, имитируют монументальные формы доисторических структур. А также Джо Бэр (1929 г. р.), Эльсуорт Келли (1923-2015), Роберт Мангольд (1937 г.р.), Брайс Марден (1938 г.р.), Агнес Мартин (1912-2004) и Роберт Райман (1930 г.р.).

Эльсуорт Келли


Фрэнк Стелла


Красота окружающего мира, переживания и значимые события в жизни с древности побуждали человека передавать зрительные образы с помощью красок. Живопись прошла долгий путь от наскальных рисунков и античных фресок до уникальных, поражающих реализмом, произведений искусства.

К концу XIX века некоторые художники стали искать новые способы выражения, стараясь привнести в свои произведения нетрадиционный взгляд, новую философию. С этого времени владеть в совершенстве техникой исполнения было уже недостаточно.

Так, на рубеже веков появилось направление под названием "модернизм" с присущим ему пересмотром классического искусства, вызовом устоявшимся эстетическим канонам. В его рамках развилось совершенно особое течение - абстракционизм.

Определение понятия

Латинское слово abstractio переводится на русский язык как «отвлечение». Его использовали для определения нового стиля в живописи, возникшего в начале XX века. Использовали не случайно, поскольку художники-абстракционисты, не придавая большого значения уровню исполнения, на первый план ставили особое видение автора и новые средства выражения.

Другими словами, абстракционизм - это специфический вид изобразительного творчества, отказавшийся от передачи реальных форм и предметов. Поэтому зачастую его характеризуют как нефигуративное или беспредметное искусство.

Вместо передачи визуальных образов абстракционисты сосредотачивают внимание на отображении внутренних, интуитивных закономерностей постижения мира, которые скрыты за видимыми предметами.

По этой причине в их произведениях невозможно найти ассоциации с привычными вещами. Главную роль здесь играет соотношение цветов, пятен, геометрических фигур и линий. Кроме художников, искусством абстракции увлеклись некоторые скульпторы, архитекторы, дизайнеры, музыканты, фотографы и даже поэты.

Исторические вехи

Родоначальником абстракционизма принято считать Василия Кандинского. В 1910 г. он написал в Германии свою первую картину в новой на тот момент технике. Более того, в 1911 г. в Мюнхене вышла в свет книга Кандинского «О духовном искусстве».

В ней он изложил свою эстетическую философию, сложившуюся под влиянием трудов Р. Штайнера и Е. Блаватской. Книга имела огромный успех, а новое течении в живописи получило название "абстракционизм". Это стало отправной точкой: теперь беспредметный подход в творчестве приобрел популярность в различных видах изобразительного искусства.

Несмотря на то что у истоков абстракционизма стояли русские художники, такие как Кандинский В. и Малевич К., в Советском Союзе 30-х годов новое направление было предано остракизму. В годы Второй мировой войны центром абстрактного искусства становится Америка, куда из Европы иммигрировали многие его представители. Здесь еще в 1937 г. был открыт Музей беспредметной живописи.

Послевоенный абстракционизм прошел несколько стадий развития, включая возрождение нефигуративного искусства в России с началом перестройки. Художники наконец получили возможность создавать живописные полотна в разных направлениях. Личные субъективные переживания переносились ими на полотна с помощью цвета, особенно белого, который стал одним из главных слагаемых современного беспредметного искусства.

Направления абстракционизма

С первых лет появления нового вида изобразительного творчества в его рамках стали развиваться два основных направления: геометрическое и лирическое. Первое нашло свое отражение в творчестве Казимира Малевича, Питера Мондриана, Робера Делоне и др. Лирическое же направление разрабатывал Кандинский Василий, Джексон Поллок, Ханс Хартунг и пр.

Геометрический абстракционизм использует упорядоченные фигуры, плоскости и линии, а лирический, напротив, оперирует хаотично разбросанными цветовыми пятнами. В свою очередь, на основе этих двух направлений сформировались другие течения, связанные с абстракционизмом единой эстетической концепцией: систематизм, конструктивизм, супрематизм, орфизм, ташизм, неопластицизм, лучизм.

Лучизм и лирика

Открытия в области физики начала XX века послужили толчком к появлению внутри геометрического направления такого течения, как лучизм. У его истоков стояли русские художники М. Ларионов и Н. Гончарова. Согласно их представлению, любой предмет - это сумма лучей, которые передаются на полотне косыми цветными линиями. Задача художника - в соответствии с собственным эстетическим видением создать из них форму.

А 50-е годы прошлого века геометрическая абстракция, включая лучизм, на время уступила место лирическому направлению. Для него характерна импровизационность исполнения, а также обращение к эмоциональному состоянию художника. Другими словами, лирический абстракционизм - это своего рода моментальный снимок душевных переживаний человека, выполненный без изображения предметов и форм.

Геометрический лиризм Кандинского

Как уже отмечалось, стиль абстракционизм обязан своим появлением В. Кандинскому. Готовившийся к карьере юриста, он впоследствии увлекся живописью и, пройдя стадии увлечения различными направлениями модернизма, создал собственный, неповторимый тип абстрактной живописи.

Провозгласив отход от природы к сущностям явлений, Кандинский занимался проблемами сближения цвета и музыки. Кроме того, в его творчестве отчетливо прослеживается влияние символизма в отношении цветовой интерпретации.

В разные периоды жизни художник увлекался то геометрическим, то лирическим направлением. В результате абстракционизм в живописи Кандинского, особенно позднего периода, совмещает принципы обоих течений.

Неопластицизм Питера Мондриана

Голландец П. Мондриан, наряду с Кандинским В., считается одним из родоначальников абстрактного искусства. Вместе со своими последователями художник основал в 1917 г. общество «Стиль», выпускавшее одноименный журнал.

Эстетические взгляды Мондриана легли в основу нового направления - неопластицизма. Его характерная черта - использование крупных прямоугольных плоскостей, раскрашенных в основные цвета спектра. Это, безусловно, можно классифицировать как геометрический абстракционизм.

Картины Мондриана П., одержимого равновесием горизонталей и вертикалей, представляют собой полотна, состоящие из прямоугольников разной величины и разного цвета, разделенных черными жирными линиями.

Неопластицизм оказал заметное влияние на архитектуру, дизайн мебели, интерьеров, а также на типографское искусство.

Супрематизм Малевича

Абстракционизм в искусстве Казимира Малевича характеризуется определенным приемом наложения двух красочных слоев для получения цветового пятна особого рода. С именем художника связано появление супрематизма - направления, в котором сочетаются самые простые геометрические фигуры разного цвета.

Малевич создал свою уникальную систему абстрактного изобразительного искусства. Его знаменитый «Черный квадрат», написанный на белом фоне, до сих пор является одной из самых обсуждаемых картин художников-абстракционистов.

В конце жизни Малевич от беспредметной вернулся к фигуративной живописи. Правда, в некоторых полотнах художник все-таки пытался соединить приемы реализма и супрематизма, как это можно наблюдать в картине «Девушка с древком».

Неоспоримый вклад

Отношение к беспредметной живописи самое разное: от категорического неприятия до искреннего восхищения. Тем не менее нельзя отрицать влияние, которое оказал на современное искусство жанр абстракционизм. Художники создавали новые направления, откуда черпали свежие идеи архитекторы, скульпторы, дизайнеры.

И эта тенденция продолжается. Например, в современной беспредметной живописи развивается сюжетное направление, для которого характерно построение изображения, вызывающего определенные ассоциации.

Порой мы даже не замечаем, сколько предметов, выполненных в этой технике, нас окружает: мебель и ее обивка, ювелирные украшения, обои для рабочего стола и т. д. В фотошопе и компьютерной графике тоже широко используются абстрактные приемы.

Таким образом, абстракционизм - это художественное явление в искусстве, которое, независимо от нашего отношения к нему, занимает важное место в современном обществе.

Как часто далекие от искусства люди не понимают абстрактную живопись, считая ее непонятными каракулями и провокацией, вносящей разлад в умы. Они иронизируют над творениями авторов, не стремящихся точно изобразить окружающий мир.

Что такое абстракционизм?

Открывающие новые возможности для выражения собственных мыслей и чувств, отказались от привычных техник, перестав копировать действительность. Они считали, что это искусство приучает человека к философскому образу жизни. Живописцы искали новый язык, чтобы выразить переполнявшие их эмоции, и нашли его в красочных пятнах и чистых линиях, которые воздействуют не на разум, а на душу.

Ставшее символом новой эпохи, - это направление, отказавшееся от форм, которые максимально приближены к действительности. Не всем понятное, оно дало толчок для развития кубизма и экспрессионизма. Основной характеристикой абстракционизма является беспредметность, то есть на холсте отсутствуют узнаваемые предметы, а зрители видят что-то непонятное и неподвластное логике, находящееся за гранью привычного восприятия.

Самые известные художники-абстракционисты и их картины - это бесценное сокровище для человечества. Полотна, написанные в этом стиле, выражают гармонию форм, линий, цветовых пятен. Яркие сочетания имеют свою идею и смысловую нагрузку, несмотря на то что зрителю кажется, будто в работах, кроме причудливых клякс, ничего и нет. Однако в абстракции все подчиняется определенным правилам выражения.

"Отец" нового стиля

Основателем уникального стиля признан Василий Кандинский - легендарная личность в искусстве XX столетия. Русский живописец своим творчеством хотел заставить зрителя чувствовать то же, что и он. Это кажется удивительным, но к новому мировоззрению будущего художника подвигло важное событие в мире физики. Открытие разложения атома серьезно повлияло на становление самого известного художника-абстракциониста.

"Оказывается, все можно разложить на отдельные составляющие, и эта сенсация отозвалась во мне, словно разрушение всего мира", - заявил Кандинский, который являлся выдающимся певцом времени перемен. Как физика открывала микромир, так и живопись проникала в душу человека.

Художник и философ

Постепенно известный художник-абстракционист в своем творчестве уходит от детализации своих произведений и экспериментирует с цветом. Тонко чувствующий философ посылает свет в самые глубины человеческого сердца и создает полотна с сильнейшим эмоциональным наполнением, где его краски сравниваются с нотами прекрасной мелодии. На первое место в работах автора становится не сюжет полотна, а чувства. Сам Кандинский считал человеческую душу многострунным роялем, а художника сравнивал с рукой, которая посредством нажатия на определенную клавишу (цветовое сочетание) приводит в ее в вибрацию.

Мастер, дающий людям подсказки для осознания своего творчества, ищет гармонию в хаосе. Он пишет полотна, где прослеживается тонкая, но явная нить, которая связывает абстракцию с реальностью. Например, в работе "Импровизация 31" ("Морской бой") в цветовых пятнах можно угадать изображения лодок: парусные суда на холсте противостоят стихии и накатывающим волнам. Так автор пытался поведать о вечном сражении человека с окружающим миром.

Американский ученик

Известные художники-абстракционисты 20 века, работавшие в Америке, являются учениками Кандинского. Его творчество оказало огромное влияние на экспрессивный абстракционизм. Армянский эмигрант Аршил Горки (Возданик Адоян) творил в новом стиле. Он разработал специальную технику: раскладывал на полу белые холсты и лил на них краску из ведер. Когда она застывала, мастер процарапывал в ней линии, делая что-то наподобие барельефов.

Творения Горки насыщены яркими цветами. "Аромат абрикосов в полях" - это типичное полотно, где зарисовки цветов, фруктов, насекомых трансформируются в единую композицию. Зритель чувствует исходящую от работы, выполненной в ярко-оранжевых и насыщенных красных тонах, пульсацию.

Роткович и его необычная техника

Когда речь заходит о самых известных художниках-абстракционистах, нельзя не упомянуть Маркуса Ротковича - еврейского эмигранта. Талантливый ученик Горки воздействовал на публику интенсивностью и глубиной красочных мембран: он накладывал два или три цветовых прямоугольных пространства одно над другим. И они словно затягивали человека внутрь, чтобы он испытал катарсис (очищение). Сам создатель необычных полотен рекомендовал рассматривать их на расстоянии не менее 45 сантиметров. Он говорил, что его работы - это путешествие в неизвестный мир, куда зритель вряд ли предпочтет самостоятельно отправиться.

Гениальный Поллок

В конце 40-х годов прошлого века один из самых известных художников-абстракционистов Джексон Поллок изобрел новую технику разбрызгивания краски - капельную, которая стала настоящей сенсацией. Она поделила мир на два лагеря: тех, кто признавал картины автора гениальными, и тех, кто называл их мазней, недостойной называться искусством. Создатель уникальных творений никогда не натягивал полотна на холст, а располагал их на стене или полу. Он ходил с банкой красок, смешанных с песком, постепенно погружаясь в транс и приплясывая. Кажется, он случайно разливал разноцветную жидкость, однако каждое его движение было продумано и осмысленно: художник принимал в расчет силу гравитации и впитываемость краски холстом. Получалась абстрактная путаница, состоящая из клякс разных размеров и линий. За изобретенный стиль Поллока окрестили "Джеком-Разбрызгивателем".

Самый известный художник-абстракционист давал своим работам не названия, а номера, чтобы у зрителя имелась свобода воображения. "Полотно № 5", находившееся в частной коллекции, долгое время было скрыто от глаз публики. Вокруг окутанного завесой тайны шедевра начинается ажиотаж, и наконец-то он появляется на аукционе Sotheby’s, мгновенно становясь на то время самым дорогим шедевром (его стоимость - 140 миллионов долларов).

Найдите свою формулу, позволяющую понять абстракционизм

Существует ли универсальная формула, которая позволит зрителю воспринимать абстрактное искусство? Возможно, в этом случае каждому придется нащупать собственные ориентиры, основанные на личном опыте, внутренних ощущениях и огромном желании открыть для себя неизвестное. Если человек захочет обнаружить тайные послания авторов, он их обязательно найдет, ведь так заманчиво заглянуть за внешнюю оболочку и увидеть идею, являющуюся важной составляющей абстракционизма.

Трудно переоценить переворот в традиционном искусстве, который произвели известные художники-абстракционисты и их картины. Они заставили общество взглянуть на мир по-новому, увидеть в нем иные краски, оценить необычные формы и содержание.

Возникновение Абстракционизма :

Абстракционизм, как направление, возник в начале 20 в. одновременно в нескольких европейских странах. Признанными основоположниками и вдохновителями этого движения считаются художники Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан, Франтишек Купка и Робер Делоне, изложившие основные положения Абстракционизма в своих теоретических трудах и программных заявлениях. Разные по целям и задачам, их учения были едины в одном: Абстракционизм как высшая ступень развития изобразительного творчества создает формы, присущие только искусству. «Освобожденный» от копирования действительности, он превращается в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил».

Как художественное явление Абстракционизм оказал огромное влияние на становление и развитие современного архитектурного стиля, дизайна, промышленного, прикладного и декоративного искусства.

Особенности Абстракционизма:

Абстракционизм (от лат. Abstractus – отвлеченный) – одно из главных художественных направлений в искусстве 20 века, в котором структура произведения основывается исключительно на формальных элементах – линии, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации. Произведения Абстракционизма отрешены от форм самой жизни: беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движение мысли и эмоциональные сопереживания.

С момента появления Абстракционизма в нем наметились две основные линии:

  • Первая геометрическая , или логическая абстракция , создающая пространство путем сочетания геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Она находит воплощение в супрематизме К.Малевича, неопластицизме П.Мондриана, орфизме Р.Делоне, в творчестве мастеров постживописной абстракции и оп-арта;
  • Вторая — лирико-эмоциональная абстракция , в которой композиции организуются из свободно текущих форм и ритмов, представлена творчеством В.Кандинского, работами мастеров абстрактного экспрессионизма, ташизма, информального искусства.

Мастера Абстракционизма:

Василий Кандинский, Казимир Малевич, Франтишек Купка, Пауль Клее, Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Роббер Делоне, Михаил Ларионов, Любовь Попова, Джексон Полок, Йозеф Альберс и другие.

Картины художников: