Какой американский социолог который выделил общества. Каковы основные признаки общества? Общая социология

1. Понятие общества

Системный подход к анализу общества

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле . В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях . С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз . Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).


| |

Употребление слова "общество" повсеместно, однако четко сформулировать суть этого понятия сможет далеко не каждый. Определение данного явления и обозначающего его понятия дает социология, а также обществоведение. Последняя наука в данном вопросе имеет наиболее значительный вес, поскольку именно общество является предметом ее изучения. В отличие от всех прочих наук, она целенаправлено рассматривает все возможные стороны общества. Остальные науки выделяют лишь одну конкретную сторону явления.

Однако мы остановимся на представлении, которое дает нам социология, так как в нашей статье мы собираемся рассмотреть вопрос: "Каковы основные признаки общества?" - а также некоторые сопутствующие аспекты. Они помогут нам более осознанно оперировать данным понятием и в целом будут полезны для расширения знаний в данной сфере.

Взгляд на понятие общества

Приведем некоторые данные из социологии, отображающие суть общества. Так, эта наука рассматривает понятие с двух основных сторон, соответственно, представляя разноплановые значения. Поговорим о каждом по отдельности, при этом затронем отличительные черты общества.

Исторически-экономический аспект

Первая сторона изучения заключается в рассмотрении общества с учетом исторического, экономического, географического и политического факторов. В соответствии с этим аспектом общества идентифицируются как структуры, большие, нежели просто группы людей или общности.

Чаще всего в таком русле выделяются такие вполне конкретные виды, как первобытное, рабовладельческое, феодальное и другие. Они отличаются общностью уровнем развития технологий,

При рассмотрении этого же, исторически-экономического, аспекта, выделяются общества, сформировавшиеся на территории определенной страны или континента. Это и русское, и американское, и западный мир в целом, и восточный.

Исходя из перечисленных фактов, подытожим этот блок информации определением: общество - система, ограниченная во времени и территории. Любая эпоха с ее ценностями и уровнем развития технологий является таким обществом.

Основные признаки

Ученый Э. Шилз дает нам ряд признаков, по которым выделяется общество, исходя их рассматриваемых формирующих факторов:

Как целостная функционирующая не входит в какие-либо крупнейшие системы);

Есть собственная четко определенная территория;

Имеет название, историю образования и развития;

Пополнение и разрастание общества происходит за счет человеческих ресурсов, являющихся его же представителями (за редкими исключениями);

Как признак, взаимодополняющийся с предыдущим, - в брак вступают представители одного объединения;

Имеется функционирующая собственная система управления;

Характерно наличие общих для представителей норм, традиций, которые формируют культуру;

Время существования общества обязательно больше, чем продолжительность жизни отдельного представителя.

  • территория - она же играет роль основной материальной базы для существования и развития социальных отношений;
  • автономность - самодостаточность, позволяющая существовать без экономических и прочих связей с другими обществами;
  • интегративность - объединение всех индивидов в процессе социальной жизни, поддерживание и воспроизводство поколений;
  • универсальность - всеохватывающий (для индивидов-участников).

Социолого-философский аспект

Итак, мы уже узнали, каковы основные признаки общества в соответствии с экономически-географическим аспектом изучения. Настало время рассмотреть второй аспект исследования этой темы в социологии.

Второе значение общества является чисто социологическим и философским, если рассматривать его в целом. В исследованиях этого направления социология опирается на результаты практических наблюдений и экспериментов над меньшими структурами - малыми общностями (семьями, родами, народами). Выстраивается своеобразная иерархия структур, от меньшего к большему. В итоге получаем функциональное единство общностей.

Рассматривая различные институты общества с этой, практической точки зрения, социология затрагивает проблемы мироздания - происхождения социума, единой цели его существования. У каждого общества есть своя такая история. Так, американская теория "начала начал" берет за основу неких отцов-основателей. Размышления на эту тему социологов времен Советского Союза обращаются вокруг Октябрьской революции 1917 г.

Резюмируем кратко сказанное в рамках социологического аспекта: общество - крупнейшая охватывающая все остальные, делая их своей частью. Продолжаем далее рассматривать вопрос о том, каковы основные признаки общества.

в социологическом контексте

Исследователь социологических вопросов Р. Кёниг приписывает обществу следующие признаки:

  • определенный образ жизни индивидов;
  • экономические и идейные объединения, сформированные на договоренностях;
  • наличие социальных единств (различные народы);
  • целостность социальных единств, т.е. меньших структур;
  • исторические предпосылки образования и развития именно этого, конкретного, общества;
  • социальная реальность — процессы, в которых завязываются отношения индивидов.

Некоторые основополагающие свойства

До этого мы уже рассмотрели два аспекта изучения общества социологии, упомянули некоторые формы общества в качестве примеров. Узнали мы и о признаках, присущих обществу при изучении с экономической и социологической сторон. Теперь считаем целесообразным остановиться подробнее на некоторых его важнейших свойствах. К таковым в социологии причисляют автономность и самодостаточность.

Автономность и самодостаточность как свойства

Ранее мы лишь кратко упоминали свойство автономности структуры общества. Теперь об этом подробнее.

Возможность общества существовать отдельно от других, поддерживать функционирование меньших структур, входящих в свой состав, и есть автономность. Это свойство, на первый взгляд, несколько отходит на второй план в условиях тотальной глобализации абсолютно всех мировых процессов на сегодняшний момент. Однако это обманчивое впечатление: усиление международных контактов имеет некоторые признаки того, что автономность становится не такой явной, однако этот процесс совсем иного рода.

Ярким подтверждением автономности социумов, к которым относится население стран мира, является наличие собственных систем власти в них. В пределах стран существуют меньшие общности людей, входящих по принципу иерархичности в общество в целом.

Изучая далее институты общества, скажем несколько слов о самодостаточности. Самодостаточность - это присущее народу конкретной страны свойство, обеспечивающее возможность существовать полностью в изоляции от всех остальных социумов. После того как между территориями мира произошло разделение труда (производственная специализация), самодостаточность не наблюдается ни у одной страны. У современных обществ появилось новое неотъемлемое качество - взаимодополнение по экономическим причинам.

Прочие свойства

Важная часть любого общества - его культурный массив. В это понятие входит множество явлений, нет необходимости их рассматривать в рамках нашей темы. Скажем лишь, что на основе общих традиций, самоосознания, моральных ценностей индивидов формируется культурное общество. Его становлению предшествует богатая история.

Меньшие общности способны выполнять свои функции в единой системе общества страны самостоятельно. Это основное проявление свойства саморегулирования.

Заключение

В качестве заключения сделаем вывод: общество и его признаки рассматриваются в социологии в различных аспектах. При этом учитываются экономические, географические, исторические, культурные и прочие факторы. Общества современности предстают в основном в виде стран и их населения. Важнейшие свойства их - автономность и самодостаточность.

Таким образом, мы разобрались в вопросе о том, каковы основные признаки общества, формирующие его как явление. Надеемся, что полученная информация будет полезна для осознанного взгляда на современный социум.

В социологии не раз предпринимались попытки дать окончательное определение общества и выделить его существенные признаки – наиболее типические, устойчивые и повторяющиеся моменты его жизни. Так, Эмиль Дюркгейм усматривает первооснову устойчивости и единства общества в признаках наличия коллективного сознания, общей воли, препятствующей губительной силе человеческого эгоизма. Нейл Смелзер определяет в качестве отличительных признаков общества как объединения людей наличие географических границ, общую законодательную систему и определённую национальную идентичность. Американский социолог Эдвард Шилз полагает, что основу общества составляет такая его характеристика, как функционирование публичной власти, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.

Э. Шилз выделяет следующие признаки общества:

– браки заключаются между представителями данного объединения;

– оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

– объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

– у общества есть собственное название и собственная история;

– оно обладает собственной системой управления;

– объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

– его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой .

И всё же по каким признакам можно судить об обществе?

Первым признаком общества называют обычно территорию, на которой происходит консолидация социальных связей. Наша планета предоставила возможность многим общностям найти свою экологическую нишу для обеспечения удовлетворения витальных потребностей людей и придать жизнедеятельности индивидов свои неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом. Территория – это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

Второй отличительной чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику общества, социологи расходятся в объяснении ее основополагающих причин. Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивости и единства общества в «коллективном сознании», в наличии общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма. Р. Мертон считает, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством населения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности. Э. Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру .

Третьей отличительной чертой общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять последним широкие возможности для самоутверждения и саморегуляции. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная при этом, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые навыки и познакомиться с достижениями культуры, науки. Только общество может предоставить ему возможность сделать головокружительную карьеру и подняться на вершину социальной иерархии. Иными словами, общество обладает той самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне выполнять свое основное предназначение – предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей.

Автономность и самодостаточность общества проявляются именно в отсутствии внешних управленческих импульсов. Общество регулируется и управляется исключительно теми институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого. Саморегуляция – важное свойство общества, обеспечивающее его самостоятельность независимо от размера.

В-четвертых, общество отличает большая интегрирующая сила. Она социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Благодаря указанному качеству общество оказывается восприимчивым к нововведениям, ибо органично вбирает в себя новые социальные образования, институты, нормы, обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития. И сами люди, связанные с обществом невидимыми нитями общности языка, культуры, происхождения, тяготеют к нему. Оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создает неповторимую атмосферу духовного единения .

Главная черта общества – его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нём на основе необходимого для них общего способа существования. Однако, в процессе исторического развития менялись второстепенные признаки общества, что и было проанализированно мной в этом параграфе.

Общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие общества применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории групп. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э.Шилз.

Таким критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровнородственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное - они не являются частью другого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя на первый взгляд у них есть все необходимые для этого: кровнородственная система, территория, история, культура, название, управление.

Понятие общества приобретает совершенно определенное значение, когда мы говорим о <российском обществе>, имеющем географические границы, общую законодательную систему и некое национальное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают социологи, когда создают набор конкретных определений общества. В 1967 г. Р.Марш пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:

1) постоянная территория - например, Испания в своих государственных границах;

2) пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;

3) высокоразвитая культура - модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;

4) политическая независимость - общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные общества типа Бельгийское Конго до получения независимости, нельзя было считать таковыми.

Автор этой классификации признавал неполноту и дискуссионный характер своих критериев. К примеру, можно ли применить критерий <высокоразвитая культура> к стране, где проживают представители различных религиозных верований и этнических групп, будь то США, Индия или СССР. Здесь нет общих ценностей и идеалов, воспринятых всем населением. Их культуру правильнее называть совокупностью субкультур, с огромным трудом связанных воедино политической и законодательной властью. Возможно, поэтому оказался столь непрочным Советский Союз. Критерий <политическая независимость> является не менее спорным. На территории СССР находились сложившиеся и очень древние этносы, обладавшие высокоразвитой культурой, но не имевшие политической независимости, но существовавшие на правах союзной республики, в частности Армения, Грузия, Эстония.

Шилз (shils) Эдвард Алберт

(1911) - амер. социолог. В социологии Шилз - сторонник концепции равновесия, в соответствии с которой общество рассматривается как система, восстанавливающая "соц. порядок" в условиях нарушения его равновесия. Шилз - один из ярых приверженцев концепции деидеологизации. Именно он дал название этой концепции, выдвинув лозунг "конец идеологии" как попытку обоснования чистой, свободной от ценностных суждений, социальной науки.

Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

1. Оно не является органической частью какой-либо более крупной системы

2. Браки заключаются между представителями данной общности

3. Оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности

4. Оно имеет свою территорию

5. У него есть самоназвание и своя история

6. Оно обладает своей системой управления

7. Оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида

8. Его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.


Похожая информация:

  1. I. В саду Эдемском было два дерева, одно - дерево жизни, другое - дерево познания добра и зла, и это означает, что человеку дана свобода выбора в духовных вопросах.

Общество -- социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Жан-Жак Руссо считал, что именно семья -- самое древнее из всех обществ. Она -- подобие отца, народ -- детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.

Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта, полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера, общество -- продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество -- это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

§ оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

§ браки заключаются между представителями данной общности;

§ оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

§ оно имеет свою территорию;

§ у него есть самоназвание и своя история;

§ оно обладает своей системой управления;

§ оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

§ его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие:

§ наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей;

§ универсальность (всеобъемлющий характер);

§ автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;

§ интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

В то же время сложился ряд научных теорий:

Инструментальная концепция ставит на первое место человеческую сообразительность. Человек изобрел специальные орудия труда -- инструменты. Повысилось благосостояние, что привело к разделению труда, функциональному делению общины, а также появлению экономических различий между людьми, живущими в общине.

Сексуальная концепция базируется на физиологических характеристиках человека. Установление контроля над рождаемостью связано с возникновением семей и установлением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины.

Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Мужчины создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства, в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма утверждают: социальная организация возникла в момент договора мужчин о распределении женщин.

Кратическая концепция опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющих подсистем.

Личные качества человека (ум, сила, изобретательность и т.п.) распределены между людьми неравномерно, поэтому превращаются в монополию. Человек, обладающий этими качествами, занимает позицию лидера. Лидеры (элита) формируют и поддерживают систему правил (норм), сохраняющих неравенство. Эти правила легли в основу социальной организации.

Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Закон выживания требует объединения человеческих усилий, что связано с их координацией, разделением и комбинированием функций индивидов. Возникает необходимость предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с использованием языка. Разрабатывая символы и знаки, правила их толкования, активно используя речь, люди формируют мир коммуникаций. Он предваряет, опосредует и завершает циклы материальной деятельности людей. В результате возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий и специальных функций, формируется общество.