Элементы социального культурного наследия сохраняются. Духовная культура

1. Традиция – элементы социального и культурного наследия, пе-

редающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в опреде-

ленных обществах, классах и социальных группах в течение

длительного времени.

2. ВладимирМономах – великий киевский князь, выдающийся

государственный деятель и писатель Древний Руси. Одним из главных

средств воспитания детей Мономах считает образование. Мономах

впервые в отечественной литературе выдвинул задачу связи воспита-

ния с практическими потребностями личности и обосновал идею дея-

тельности, уделял внимание развитию у детей инициативы и

самодеятельности.

3. Домострой – принадлежит к типу нравоучительных и семейно-

бытовых произведений, в котором излагались права и обязанности

главы семьи и его домочадцев. Он делится на 27 глав, некоторые из

них касаются вопросов воспитания семейного и общественного.

4. М.В. Ломоносов – русский ученый – энциклопедист, побор-

ник отечественного просвещения, сторонник бессословной системы

образования.

5. К.Д. Ушинский – педагог – демократ основоположник русской

педагогической науки в России, принципы педагогических взглядовК.Д.

Ушинского– народность, самобытность русской педагогической науки,

воспитание в труде.

6. А.С. Макаренко – педагог и писатель советского периода. Он

выдвинул основные принципы создания и педагогического руковод-

ства детским коллективам, разработал методику трудового воспита-

ния, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и

воспитания детей в семье.

7. П.П. Голонский – российский педагог, психолог и философ.

До октябрьской революции был идеалистом. После революции пере-

шел на марксистские позиции. В психологии был приверженцем не

просто поведения, но «сознательного поведения». Считал необходи-

мым обучение в новой единой трудовой политической школе.

8. В.А. Сухомлинский – украинский (советский) педагог, ис-

следовал вопросы создания детского коллектива, становления мораль-

но-этических норм у молодых.

9. Общепедагогические вопросы – вопросы воспитания, обу-

чения и развития личности.

10. Дидактические вопросы – вопросы теории обучения. Тре-

бования к отбору содержания обучения в том или ином предмете, прин-

ципы обучения и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое

пособие к курсу «Психология человека». М., 1999.

2. Гиппенрейтер И.О. Введение о общую психологию. М., 2003.

3. Л.Д.Столяренко «Основы психологии». Учебное пособие для сту-

дентов Ростов/на Дону издательствоФеникс 2003. (можно издания

прежних лет).

4. Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 2002.

5. ПетровскийА.В. Психология: Учебное пособие для ВУЗов. М., 2001.

6. Е.Н. Пронина «Психология и педагогика» Учебник для студентов.

В.В. Лукашевич Москва, 2001.

7. «Психология и педагогика», курс лекций издательство «Совершен-

ство» Москва, 1998.

8. «Психология». Словарь. / Под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Ме-

щерякова Москва, 1996. (можно другой год).

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб., 2003.

10. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для

«Социальные проблемы» - Профессиональный цикл врача. Социальные проблемы врачей и предлагаемые решения. Социальные проблемы врачей. Актуальные вопросы врачей в разрезе социальных групп. Резюме. Количество публикаций за месяц. В опросе приняло участие: 10 экспертов. Экспресс-опрос экспертов по актуальным проблемам медицинских работников и отрасли в целом.

«Социальная геронтология» - Социально-психологические проблемы пожилых людей. Заболевания. Модель помощи на дому. Принципы функционирования службы помощи на дому. Четыре десятилетия поздней взрослости. Деятельность пенсионеров. Потеря ролей и ролевая неопределённость. Основные цели социальной защиты пожилых людей в России. Потребности обслуживания на дому.

«Пожилой человек» - Методы: анкетирование, исследование, анализ. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Хотите ли вы дожить до глубокой старости? Гипотеза: Отношение современного общества к пожилому человеку. Действительно ли старость – тяжелый период жизни? Объект исследования: отношение молодёжи и людей старшего возраста к пожилым людям.

«Социальная политика» - Средний класс уничтожен, созданы условия для кланово-мафиозного капитализма. Проблемы финансирования социальной политики. Перспективы на будущее мрачны. Основные дилеммы современной социальной политики Брюссель, 1995. Институциональная Относительная бедность Универсальность Вертикальное равенство. Две составные части социальной политики.

«Социальная защита» - Результат: система социальной защиты оказывается в тисках. Идет ли речь об «истощении модели общества»? (Ю.Хабермас). Предлагалось сделать опорой политического и социального действия участие граждан.*. Исключительно благоприятная экономическая конъюнктура или надежная система защиты труда? Иными словами, уходит желание устанавливать, пусть даже силой, царство целей в истории.

«Социальная политика РФ» - Уровень образования населения, соотнесенный с наивысшими в мире достижениями. Прирост сбережений. Натуральные. Увеличение социальных расходов государства, создание условий для улучшения жизни. Номинальные доходы. Некоммерческие трансферты (спонсорство). Ожидаемая продолжительность жизни. Доходы от различных видов деятельности.

Всего в теме 17 презентаций

1. Введение …………………………………………………………………………..…….2

.…………… ….….…….2

2. Основная часть ………………………………………………………………….…..4

2.1. Традиции ………….………………………………………………………………..4

2.1.1. Традиции в разные периоды времени ………...…… ……….………6

2.2. Обычаи ……………………………………………………………………..……….8

2.3. Нравы ………………………………………….…………………………...………10

2.4. Ценности ……………………………………..……..…………………….………11

2.4.1. Типы ценностей ..……………………….………………………….…...…..12

2.5. Культурные заимствования …………………………………….…………..14

3. Значение элементов культурного наследия ………………………….…15

1. Введение

1.1. Культура в развитии общественной жизни

Культура - одно из двух трёх самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.

В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие “культура” в переносном значении аналогично понятию “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин “цивилизация”. Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки, искусства и политических учреждений. Долгое время понятия “культура” и “цивилизация” были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ И. Кант, а в начале ХХ века немецкий философ О.Шпенглер и вовсе противопоставил их.

Культура представляет собой способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и нематериальных продуктах, которые приняты и признаны в социальных общностях и передаются от поколения к поколению. Культура – сугубо человеческий феномен, а человек – феномен культуры. Это означает, во – первых, что культура возникает и существует только в связи с человеческой деятельностью, присуща только человеку, животные культурой не обладают (хотя их поведение гораздо более “социально”, нежели предполагалось ранее). Во – вторых, это означает, что родившийся ребенок – лишь “кандидат” в люди, он формируется как человек, как личность только в процессе освоения культуры – ее ценностей, норм, идеалов и др.

Образование и воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Культура означает приобщение человека социуму, обществу. Любой человек прежде всего овладевает той культурой, которая была создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым, обогащая его.

Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Процесс социализации можно представить как непрерывное овладение культурой. Н. А. Бердяев выразил противоречия процесса социализации, культуры. Ее противоречивость проявляется в противоречии:

· между социализацией и индивидуализации личности,

· между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку,

· между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.

Эти противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но являются источником ее развития. Для культуры как социального явления основополагающими, системообразующими являются понятия, культурной статики и культурной динамики. Первое характеризует культуру в покое, второе – как процесс в движении и изменении. Базисные элементы культуры существуют в двух видах – материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, а нематериальных – духовную. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывая его способности, творческие возможности, дарования. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура топоса, культура отношения к собственному телу, физическая культура. Духовная сторона культурной статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.

Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, носит название культурного наследия. Наследие – важный фактор сплочения науки, средство объединения общества в периоды кризисов. В культурную статику входит понятие культурного ареала – географического района, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. Культурное наследие выражают культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

2. Основная часть

2.1. Традиции

Понятие “традиция” от латинского traditio , означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным, определенное умение или навык.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течении длительного времени. Существует множество видов традиций, И.В. Суханов приводит пример революционных традиций, и определяет их как процесс воспроизводства у новых поколений советских людей, тех морально-политических качеств, которые были выработаны российским рабочим классом в период трёх революций и гражданской войны. Конечная цель традиций сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений. Но если мы будем повторять пройденное, то прогресс остановится, поэтому человечество вносило и вносит что-то новое в то, чем занимались предыдущие поколения.

Однако традиции, не смотря на свою устойчивость, консерватизм, разрушаются. В процессе развития общества традиция дополняется другими средствами воспроизводства и подвергается целостности и устойчивости культуры (идеология, право, религия, политика и другими формами духовностей). Отсюда и возникло историческое направление, которое так и называется – традиционализм, сущность которого можно свести к предположению о существовании некоторой «изначальной традиции», которое считается единой у всех культур и стоящей у их истоков в качестве изначального состояния мира, постулируется единство всех культур, а множественность и разделение культур, как регресс, упадок, отход к изначальной позиции.

Традиции возникли давно, и в древние века они определяли общественную и личную жизнь человека. Традиции содержали наставления, нравственно-эстетические нормы, правила и навыки хозяйственной деятельности,

устройства жилища, способы воспитания детей, оказания помощи больным, использования лекарственных средств. Устойчивость, повторяемость, закрепление в обычаях – все это сделало традицию средством передачи культуры народа. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Плохое отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. «Слепое преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни».

Различают жесткие традиции, не допускающие нововведений и отклонений в поведении. Для них характерно очень длительное существование, передача из поколения в поколение без изменений. Другой тип представляют пластичные, подвижные традиции. Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом основа традиций также остается без перемен. В этом случае традиции могут «обрастать» новыми нормами, правилами, приемами, они изменяются в зависимости от той или другой обстановки, допускают варианты поведения в разных обстоятельствах.

Традиционные формы культуры в основном распространялись в те периоды истории общества, когда социальное развитие шло медленным темпом, жизнь подчинялась заведенному порядку. Усилению роли традиций способствовали замкнутость культурной жизни, ограниченность перемен, отсутствие или слабое развитие письменности. В этом смысле традиционные формы культуры выражали социальный консерватизм и были выгодны правящему классу эксплуататоров, ибо поддерживали устойчивость власти. Поэтому культурный прогресс, развитие общественной жизни были связаны с преодолением традиции, которые сковывали инициативу и творчески-преобразовательную деятельность народа. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что «традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами животных».

Общества различаются между собой характером и содержанием традиций, темпами их обновления и распространения, способами закрепления и передачи другим поколениям. Некоторые традиционные формы культуры длительное время сохраняются без перемен.

Таковы, например, традиционные народные игры, приготовление пищи, ритуалы торжественных событий. Культурные традиции уходят в глубь веков, но от этого не теряют своей современности.

Особое место в обществе занимают ценности. Ценность - это конкретные, значимые для данного субъекта и удовлетворяющие его потребности предметы.

« Ценность отождествляется со значимостью, либо низводится до обыденно-литературного понятия ценности, употребляемого для обозначения всех форм человеческой значимости».

Другая трактовка ценностей в отечественной социологии наиболее распространена и находится на стыке позитивистской трактовки ценностей и марксистского понятия стоимости и полезности. Наиболее ярко данная позиция представлена у «родоначальников» советской социологии А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова. Здесь ценностные компоненты включены в мотивационную структуру личности, где побудительные мотивы человеческой деятельности выстраиваются в своеобразную цепочку: потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь, "превращаются" в ценности. Каждое из этих преобразований содержит в себе определенные качественные изменения. При преобразовании потребностей в интересы на первый план выходят те характеристики деятельности, в которых проявляется отношение к социальным институтам. Здесь стимулом человеческой деятельности является не то, что, безусловно, необходимо, а то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия. Ценностные представления затрагивают личность, структуру самосознания, личностные потребности. Здесь на первый план выходит то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляются самоутверждение и свобода личности. Следовательно, ценностное восприятие действительности - это такое её видение, которое опосредствуется социальными чувствами и развитыми формами духовного творчества и которое возвышается над миром непосредственных потребностей и интересов.

Таким образом, А.Г. Здравомыслов делает вывод о том, что «ценности - это обособившиеся в ходе развития истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы».

Ценности – это общепринятые убеждения. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждое общество устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Ценности формируются под воздействием убеждений и верований. Убеждения и верования – это субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Наибольшее развитие верования получили в крупнейших мировых религиях. Именно религии оказали решающее воздействие на формирование культуры в мире.

Верования рождаются при дефиците информации, а убеждения являются логически обоснованными знаниями о действительности. В основе убеждений и верований лежит знание . Именно знание придает убеждениям и верованиям тот или иной смысл, одаривает их идеей.

Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советские люди верили в светлое коммунистическое будущее.

Ценности – это абстрактные идеалы, которые разделяются большинством членов общества. Так, ценности американского общества составляют ядро американского образа жизни. Среди них – достижения и успех, материальный комфорт, практичность и эффективность, прогресс, свобода.

Регулированием поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры происходит с помощью культурных норм

Ценности – это абстрактные идеалы, которые разделяются большинством членов общества. Регулированием поведения людей происходит с помощью культурных норм.

Правила .

Люди придумали множество разных правил и в разных культурах мы наблюдаем большую или меньшую разницу между этими правилами. Возьмем, к примеру, законодательные системы современной России и Китая (правовые нормы). Как известно, с 1996 г. на смертную казнь в России ввела мораторий. В Китае же она применяется, существует несколько десятков преступлений, за которые в Китае следует наказание в виде смертной казни (в России за те же преступления вообще нет никаких наказаний). Назовем несколько таких наказаний: за коррупцию, за наркотики, за проституцию, за угон автомобиля.

Люди сами создают различные культурные образцы, которым впоследствии подчиняются и которые принимают за само собой разумеющиеся. Образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение в определенном направлении, называют культурными нормами . Они предписывают нам, что мы “должны”, и чего мы “не должны”. Кроме того, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. Осуществляя те или иные действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное.

Образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение в определенном направлении, называют культурными нормами. Они предписывают нам, что мы должны, что следует или чего нам не следует делать. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий.

Рассмотрим основные типы норм в порядке возрастания их социальной значимости.

Привычки. Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения. Поведенческий образец становится обычаем только тогда, когда в силу длительного следования он становится поведенческим стереотипом, привычкой. Привычка является основным механизмом системы культурных норм.

Обычаи. В отличие от привычек обычаи – это массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений. Они формируются в ходе удачных и неудачных попыток различных социальных групп, общества и представляют из себя набор образцов поведения, который помогает людям наилучшим образом взаимодействовать друг с другом.

Так, на Руси было принято рожать детей в жарко натопленных банях, а в одном из племен южноамериканских индейцев женщины рожают в висячем положении, на деревьях. Все это – обычаи.

Некоторые обычаи оказываются наиболее важными, способствующими безопасности и социальному порядку в обществе. Их называют нравственными нормами, или нравами . Нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индивидом, вступает в силу социальный контроль поведения , что делает для этого индивида психологически трудным совершение запрещенных действий.

Например, для нас нравственная норма делает каннибализм эмоционально невозможным.

Среди многообразия человеческих культурных обычаев обнаруживаются и некоторые общие черты. Те из них, которые присущи всем или почти всем обществам, называютсякультурными универсалиями. К их числу относится язык со сложной грамматикой. Во всех культурах существует определенная форма семейной системы, ценности и нормы которой связаны с заботой о детях. Универсалиями являются институт брака, религиозные ритуалы и права собственности. Во всех культурах в той или иной форме содержится запрет инцеста (кровосмешение). Антропологи также говорят о существовании многих других культурных универсалий, в том числе искусства, танца, украшений, игр, обычаев дарить подарки, шуток и правил гигиены.

Часть обычаев составляют образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости.

Манеры – это внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее примитивные общества имеют несколько тысяч обычаев, а в современном обществе их число значительно увеличивается. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Обычаи и традиции часто проявляются в обрядах и ритуалах.

Обряды и ритуалы – это символические коллективные действия, воплощающие в себе те или иные социальные идеи и вызывающие определенные коллективные чувства. Обряды и ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни и оказывают сильное эмоционально-психологическое воздействие на людей. Разные общества создают особые, уникальные ритуалы, связанные с одними и теми же событиями.

Институциональные нормы .

Институциональные нормы отличаются от простых обычаев и нравственных норм, прежде всего тем, что они сознательно и тщательно разрабатываются. В результате устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им.

Армия, образование, религия,– все это социальные институты, поддерживающие собственную нормативную базу. Например, институциональные нормы армии заложены в армейском уставе, олимпийского движения – в Олимпийской хартии, и т.д. Нормативные кодексы как этих, так и других институтов развиваются постепенно из обычаев и нравственных норм.

Законы.

В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, законы - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.). Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказывается, изолируется или даже уничтожается. Законы устанавливаются и санкционируются государством. Их обеспечение нередко требует применения мер государственного принуждения.

Необходимо сказать об особом значении языка в культуре. Язык это средство, инструмент для познания окружающего мира.Язык – главное средство, с помощью которого люди передают друг другу информацию, взгляды и эмоции. Язык связан с основами культуры и со всеми человеческими отношениями, с его помощью происходит социализация личности, передача культуры другим поколениям.

Динамика культуры

Культура как и общество не стоит на месте, она изменяется. Культурные изменения включают в себя различные аспекты: изобретения, появление новых слов в нашем языке, изменение норм поведения и морали, новые формы искусства, музыки. Часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Так изменение норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными общностями. Все изменения культуры, называют «социокультурными изменениями ».

П. Сорокин в труде «Социальная и культурная динамика» исследуя социокультурные изменения, проанализировал различные аспекты человеческой культуры - искусство, образование, этику, законодательство, военное дело. Сорокин предложил разделить ее на два противоположных типа - «умозрительный» и «чувственный». Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как «идеалистическая».

Умозрительная культура по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями. Чувственная культура материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется. Потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, убежище, комфорт). Для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение. Промежуточная, «идеалистическая культура » представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов.

Большинство социокультурных изменений, согласно Сорокину, имеет характер постоянно изменяющихся, периодически повторяющихся процессов.

Рассмотрим другие процессы социокультурных изменений:

1). Диффузия. Диффузия (от лат. diffusio - распространение, рассеивание) представляет собой распространение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедрение. Она действует как внутри обществ, так и между ними. Так, методы научного управления, разработанные американской школой Ф. Тейлора, были внедрены в других обществах.

Диффузия возможна только в тех обществах, которые вступают друг с другом в тесный контакт. Группа принимает некоторые культурные черты и отвергает другие. Так, мы принимаем многое из европейской кухни, но тем не менее не принимаем католической религии.

2). Ассимиляция. Ассимиляция (от лат. assimilatio - уподобление) - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам.

Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

3). Амальгамизация (от лат. amalgama – сплав) - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, мордвы, татар и др.).


Похожая информация.