Максим кучеренко с женой. Любовь — это безрассудство в чистом виде

Командующий 6-й германской армией Ф. Паулюс (крайний слева) после пленения. 31 января 1943 года. Фото: архив РГАПСИ

По клинку кислотой вытравлены надписи на русском и английском: «Гражданам Сталинграда Крепким как сталь От короля Георга VI В знак глубокого восхищения британского народа». Экспонируется в музее Сталинградской битвы в Волгограде.

За 28 дней была завоевана Польша, а в Сталинграде за 28 дней немцы взяли несколько домов. За 38 дней была завоевана Франция, а в Сталинграде за 38 дней немцы продвинулись с одной стороны улицы на другую… Это сообщало Лондонское радио в 1942 году. Тогда ни у кого в Европе и США не было сомнений, что на Волге творится большая история. Однако идет время, и мы, кто с горькой обидой, а кто просто с удивлением, обнаруживаем, что слово «Сталинград» уже не для всех священно. С высоких европейских трибун слышны стоны о невинных немецких солдатах, в медиапространстве носятся фейки о равноценности произошедшего в сталинградском котле и в Тунисе. О том, почему так коротка бывает память, наш разговор с научным руководителем Института всеобщей истории РАН Александром Чубарьяном.

Александр Оганович, ревизия истории Сталинградской битвы дело рук журналистов и политиков или ее поддерживают и ученые?

Александр Чубарьян: Существует общее свойство времени, которое уносит с собой чисто эмоциональные оценки событий. А отношение к фактам истории как к чему-то священному — это эмоции. Ими жили и живут многие наши граждане. Особенно старшего поколения. Современность же выносит на свет новые документы, открывает архивы, заставляет ученых тщательно и досконально исследовать историю войны. Это относится и к Сталинградской битве. Есть и еще один фактор, который влияет на оценку войны в мире, и вряд ли его можно назвать объективным. Это нынешнее общее наступление на Россию. Впрочем, этот фактор влияет скорее на средства массовой информации, чем на академические научные круги. Да, есть попытка размыть основополагающие символы нашей победы, среди которых «Сталинград».

Эти настроения существуют и среди некоторых наших бывших коллег. Скажем, на Украине, где набирает очки идея о неучастии в Великой Отечественной войне. Чтобы ее продвинуть в обществе подвергаются сомнению самые героические страницы истории Советского Союза. На этом фоне раскручивается кампания по пересмотру итогов Второй мировой войны, что происходит и в ряде других стран. Это распространено в средствах массовой информации, среди общественных деятелей и меньше в академической сфере.

Многие помнят, как в Берлинской национальной библиотеке состоялась презентация российско-германского учебного пособия по истории XX века. После трудных дискуссий, на фоне политических споров и попыток пересмотреть итоги Второй мировой ученым все-таки удалось договориться…

Александр Чубарьян: Да, мы продолжаем эту работу… К слову, в Германии уже вышло второе издание этого пособия. Первое распродали вмиг. Пособие оказалось не только удачным, но и коммерческим проектом. Проект развивается успешно. Уже закончен том о XVIII веке и в стадии завершения книга о XIX столетии. Пособие о XX веке состоит из нескольких глав по ключевым событиям нашей общей истории. Мы пришли к результату после более чем десяти лет различных конференций, построения планов, их обсуждения и критики.

Шифрограмма Молотова советскому послу в Kондоне с текстом послания Cталина Черчиллю о начале наступления в районе Cталинграда. Фото: РГАСПИ

Немецкие ученые, надо отдать им должное, предложили, чтобы была отдельная глава о Сталинграде. Мы же не хотели давать специального раздела по войне, потому что не были уверены, что победители и побежденные смогут прийти к компромиссу. Вначале мы наметили 20 глав-модулей, которые собирались писать совместно, в соавторстве. На две трети этот план удался. Из 20 глав 14 мы сделали вместе. Но главу о Сталинграде писали все же параллельно: российский ученый — свою версию, немецкий — свою. То, что написал наш немецкий коллега, было достаточно объективно. Показал и германские злодеяния, и советский героизм. Но там все же были некоторые пассажи, с которыми мы согласиться не могли.

О «пассажах» поконкретней?

Александр Чубарьян: Например, немецкий коллега объяснял героизм защитников Сталинграда заградотрядами, которые стояли за нашими войсками, и репрессивными мерами. Эта тема сейчас активно муссируется в западной литературе. Как и знаменитый N 227 приказ Сталина «Ни шагу назад!» и последствия его для дезертиров. Российские историки не отрицают существования заградотрядов, не пытаются затушевать жестокую суть приказа «Ни шагу назад!». Дискуссия на этот счет идет и внутри нашего сообщества. Но это, с моей точки зрения, абсолютно не объясняет главного: как одержали победу. Детали не должны влиять на общую оценку. Особенно когда речь идет о том, что узнает о войне молодежь, у которой нет той эмоциональной подпитки, а значит, и защиты от исторических мифов — фейков о Сталинграде, которая была у старших.

Поздравительная телеграмма Рузвельта Сталину от 5 февраля 1943 года: «В качестве Главнокомандующего вооруженными силами соединенных Штатов Америки я поздравляю Вас с блестящей победой Ваших войск у Сталинграда, одержанной под Вашим верховным командованием. Сто шестьдесят два дня эпической борьбы за город, борьбы, которая навсегда прославила Ваше имя, а также решающий результат, который все американцы празднуют сегодня, будут одной из самых прекрасных глав в этой войне народов, объединившихся против нацизма и его подражателей. Командиры и бойцы Ваших войск на фронте, мужчины и женщины, которые поддерживали их, работая на заводах и на полях, объединились не только для того, чтобы покрыть славой оружие своей страны, но и для того, чтобы своим примером вызвать среди всех объединенных наций новую решимость приложить всю энергию к тому, чтобы добиться окончательного поражения и безоговорочной капитуляции общего врага. Франклин Д. РузВельт». Фото: РГАСПИ

А наши зарубежные коллеги, которые работают над такими темами, как «Сталинградская битва», должны помнить, что в истории любого народа есть священные, даже святые события, которые стали символами. Прикасаться к ним, даже с научной целью, нужно с большой осторожностью и уважением, какие бы новые факты не обнаруживались.

Вы упомянули модное слово «фейки». Они касаются и Сталинграда?

Александр Чубарьян: Например, сравнивают по кровопролитности и потерям бои, которые до открытия Второго фронта вели союзники в Африке, и явно преувеличивают значение побед в Эль-Аламейн. Это старая история. Я противник того, чтобы недооценивать вклад союзников в Победу. Хотя, конечно, никакого сравнения Сталинграда с Эль-Аламейн по влиянию на ход войны быть не может. А то, что в Великобритании и других странах отдают должное своим солдатам, которые воевали и одержали победу, это нормально. Но если реально смотреть на вещи, ни в одной из названных стран эти бои не сохранились в памяти о войне в такой степени, как Сталинградская битва.

Нападки на символы Победы связаны с общей атакой на Россию. Это некий атрибут международной обстановки. Когда в мире соблюдаются более-менее корректные отношения, такие «наезды» отходят в сторонку. Они случаются, но редко. А вот когда это государственная политика с подключением СМИ, все эти мифы всплывают на поверхность. И цель как бы оправдывает средства. Но в некоторых странах отмечают эту дату. Один из каналов французского телевидения показал 27 января специальную программу и фильм, посвященный Сталинградской битве, с признанием роли этой победы для хода Второй мировой войны.

Возникновение святынь — сложный и длительный процесс, в который вплетается и психология, и традиции, и случайности, и законы. Когда Сталинград стал символом Победы?

Александр Чубарьян: Сразу после победы над армией Паулюса. Если угодно, это как Ватерлоо для XIX века. Сейчас больше внимания обращается на военную сторону Сталинградской битвы, на соотношение сил, на блестящие операции, тактику и стратегию… Это все верно. Но важно вспомнить о том, что тогда наши люди поверили в возможность победить. А союзники поняли, что Советский Союз может выиграть эту войну даже без них. Ни один другой город, ни одна другая битва не получили такого почитания в памяти Европы, как Сталинград. Метро и площадь в Париже, улицы и бульвары в Бордо, Лионе, Ницце, Милане… Проспект в Брюсселе, площади в городах Чехии… На Тегеранской конференции Черчилль вручает Сталину меч за победу. Рузвельт, выступая, говорит о великом значении Сталинграда. С ними солидарен де Голль.

«Нападки на символы Победы связаны с общей атакой на Россию. Это некий атрибут международной обстановки»

А с другой стороны, в Германии впервые, единственный в ходе войны, был объявлен трехдневный траур. Больше такого не повторялось. По радио выступали Гитлер и Геббельс — там тоже понимали военное и политическое значение Сталинграда. Но самое главное, об этом мне говорил немецкий коллега-историк, который воевал и был у нас в плену, в Германии появилось ощущение неизбежности поражения. Потерпела крах огромная группировка во главе с прославленным человеком, который был любимцем Гитлера. Это был моральный удар огромной силы. Паулюс потом написал, что он впервые понял это, когда услышал про покушение на Гитлера. Заговорщики «почувствовали» беду.

Максиму Кучеренко и Владимиру Ткаченко, участникам группы« Ундервуд», по 32 года. Оба врачи, немного романтики и немного циники, оба из Крыма. В сентябре состоялся релиз их третьей пластинки под названием« Бабло победит зло», и мы решили познакомиться с этим ироничным талантливым дуэтом поближе.

COSMO Что« Ундервуд» делал последние 2 года — вас было не слышно, не видно?
Владимир Мы затаились, и правильно сделали! Люди, у которых по 30 концертов в месяц, не могут сочинять хорошие песни, нет времени. Хорошо, если твоя фамилия Маккартни, но в любом другом случае… «Прощай, детка», «Привет, киска» — тексты становятся более поверхностными. Я решил набраться вдохновения и съездил в Африку, в Кот-д"Ивуар(Берег Слоновой Кости). Увидел, как добывают жидкий латекс из дерева, попробовал овощ окра, побывал в центре гражданской войны.
Максим А я ездил по России, проводил тренинги по психологии бизнеса. Потом мы написали саундтрек к фильму« Слова и музыка», а Владимир написал музыку к спектаклю Театра Сатиры« Яблочный вор» режиссера Ольги Субботиной. Сейчас мы пишем музыку к фантастическому фильму под рабочим названием« Марсианские хроники», который снимается на «Мосфильме». И еще мы сочиняли стихи для нашего сборника поэзии« Звук и тишина».

COSMO Очень многие помнят вас по песне« Гагарин, я вас любила…» и считают группой одной песни…
Владимир Тогда« Битлз» тоже группа одной песни — Yesterday. Просто« Гагарин» — это самая успешнорадийная песня.

COSMO Она еще звучала в фильме Романа Качанова« Даун-Хаус».
Максим Наш продюсер Олег Нестеров подключил нас к этому проекту. Но мы не участвовали в общей тусовке, даже с режиссером не знакомы. Знаем только, что А. К. Троицкий — музыкальный консультант этого фильма — на страницах Cosmo потом назвал нас единственным ценным, что было передано Украиной России после Гоголя.

COSMO Как вы познакомились друг с другом?
Максим В 92-м году, когда учились в Симферополе на 2-м курсе медицинского института. Нам тогда еще давали деньги родители, мы чувствовали себя потерянно. Как, впрочем, и многие молодые люди, которых запихнули в мединститут. Я стал знакомиться с симферопольскими неформалами, и один поэт познакомил меня с Владимиром, который из Херсона родом. Как мне рассказывали, Владимир — такой странный человек из третьего общежития, который снимает кино на 8 мм… А я снимал тогда кино на 16 мм. Мы схлестнулись на почве кинопленки и проявителей. Потом я узнал, что Владимир владеет инструментом, хорошо поет песни и любит мою любимую группу Doors. А я сочинял стихи. Ну и однажды я предложил организовать группу.

COSMO И вы стали давать концерты на крышах Симферополя.
Владимир Но до этого мы выступали на Ялтинской и Алуштинской набережных. Тогда мы еще не назывались« Ундервуд». Пели песни« Аквариума», «Аукцыона», Doors, Вертинского, Тома Уэйтса и 3−4 наши свежесочиненные.
Максим На заработанные деньги купили немецкий комбешник на Ялтинской набережной за 20 баксов у дядьки, который играл музыку в ресторане напротив. Это был наш первый совместный материальный объект!
Владимир Мы 3 года назад выступали на набережной Ялты и потом ели в том самом ресторане, где в 95-м году в первый раз нашли розетку, в которую воткнуться…
Максим А позже мы начали устраивать мероприятия на крыше общежития. Туда сбредались разные люди, некоторые посиделки заканчивались конфликтами…
Владимир Моя комната вся была разрисована фресками, которые оставили прежние жильцы. С потолка на меня по утрам смотрел лубочный Господь, на стенах — драконы и ангелы… А третий этаж выходил на крышу пристроенной встык поликлиники. Мы протягивали туда удлинители из ближайших комнат, врубали инструменты и играли.

COSMO А потом ваши любительские записи на кассетах распространяли на набережных…
Владимир В 98-м году мы выпустили наш первый любительский сборник, записав его в Севастополе в одном клубе. Сделали 500 экземпляров. Дарили или продавали за 2 гривны 50 копеек. Потом мы жили на эти деньги в лагере на Медведь-горе. Там мы тоже устроили бизнес — брали плату за вход на Медведь-гору. Один раз к нам подошла женщина и сказала: «А может, вы пропустите первого космонавта Украины?» Мы ответили: «Конечно». Перед нами вырос мужчина большого роста по фамилии Коданюк. Мы поздоровались и пропустили его бесплатно.(Смеются.) Вообще, мы очень хорошо приспосабливаемся к миру, к продюсеру…

COSMO С продюсером вы на равных?
Максим Нестеров ведет с нами диалог и верит нашему« нет». Например, мы отказались выступать на фестивале« Нашествие» в этом году — ушли в отпуск, поехали домой. Он не настаивал. Нам нужна была зарядка в канун релиза третьего альбома.

COSMO А почему каждый из вас не захотел выступать по отдельности?
Максим Мы малопонятны в одиночку и очень убедительны вдвоем. Не знаю, почему мы так склеились… Может, потому что имели похожих бабушек, которые говорили на смешанном украинско-русском языке. И потому что воспитывались на одной речке Днепр, только в разных ее частях. И жили в одинаковых маленьких домиках-времянках в Симферополе, которые стоят прямо на земле… Организовалось общее множество, которое нас сблизило.
Владимир Мы и по гороскопу достаточно плотно друг к другу подогнаны. Я Скорпион, он Лев. К тому же мы психологически устроены по‑разному. Я рефлексирующий шизоид. А Максим — аффективный психопат. Если бы в группе было два философа или два психопата — вот это было бы скучно и грустно.

COSMO Это классификация Максима?
Максим Скорее, Крейчмер, а не моя. Мы, кстати, до сих пор поддерживаем общение с сообществами врачей. Не теряем связи с теми, кто работал в херсонской реанимации или в севастопольской психиатрической больнице. Врачи — замечательные люди, а врачебная культура очень гуманистичная и простая. Медицина вообще очень легко объясняет мир.

COSMO Вы оба практикующие врачи?
Владимир Я уже нет, а до 2000 года работал анестезиологом-реаниматологом.
Максим А я принадлежу к институту восточноевропейского гештальта. Лечу неврозы, ситуативные вещи — но не психоанализом, а более гуманизированно. Иногда мы появляемся вместе на конференциях, поем…

COSMO А приходилось ставить диагнозы звездам шоу-бизнеса?
Максим Мы редко общаемся со звездами. Потому что это поляна с выстроенной иерархией. И, попадая в эту иерархию, начинаешь делать карьеру, а нам это неинтересно. Нам хватает друг друга и обычных людей. Мне, например, очень интересны человеческие отношения, их смысл. А Владимиру — общая драматургия жизни. Весь опыт мы складываем в общую мясорубку« Ундервуда», и получается мощный выхлоп — не реализм и не гламур, а синтез другдруговский.

COSMO Вы согласны, что ваш первый альбом напоминает творчество« Несчастного случая»?
Максим Мы тогда не слушали« НС». Но мы находимся в той же логике, наверное. Недавно позвонил Алексей Кортнев и признался, что он все наши песни знает наизусть! И лучше третьего куплета песни« Истребитель № 0» он ничего в жизни не слышал.

COSMO Говорят, Эдуард Лимонов признался вам в своем почтении.
Максим Можешь представить себе Лимонова в чем-либо признающимся? Я — нет.
Владимир Просто один мой приятель в Херсоне прочитал книжку Лимонова« В плену у мертвецов», в которой действительно написано, что Лимонов, сидя в тюрьме, слушал радио. И все, что лилось оттуда ему в уши, Лимонов подразделял на «говно» и «не говно». Ему понравились« Мумий Тролль», «Полковнику никто не пишет» и «Гагарин».
Максим К счастью, нас причисляют к позитивным коллективам, которые могут вдохнуть жизнь, подарить хорошее настроение, привнести южное, светлое, доброе. Вот Лимонову помогли коротать дни в тюрьме…(Смеется.) Наша музыка лечит.

COSMO Интересно, что вы решили серьезно ею заниматься только в 27 лет.
Владимир Тогда я решил, что пора, взял отпуск и приехал на месяц с целью раздать наши демозаписи в звукозаписывающие компании Питера и Москвы. Заодно пришел на «Снегири-рекордз», спросил, может ли меня послушать Олег Нестеров. Мне ответили, что Олег — человек очень занятой и слушать меня не станет, но мы можем пригласить его на свое выступление… А мы просто не могли пригласить его, так как группа тогда была расформирована(я работал в реанимации в Херсоне, а Максим — в отделении психиатрии в Севастополе). И я ушел. В тот же вечер я был в гостях у московской приятельницы, взял ее магнитофон и спел десяток песен под расстроенную гитару. Магнитофон чуть-чуть« подтягивал» при записи, но все равно была в этой« демке» какая-то магия, дух необыкновенный! На следующее утро я отправился на «Снегири» и попросил вернуть старую« демку» взамен новой. Так сложились пазлы у этой кассеты с воображением Олега Нестерова, что он нам перезвонил через неделю и попросил прислать еще что-нибудь. Все лето 2000 года Олег Нестеров слушал у себя в машине только наши песни. В ноябре 2000 года мы встретились на железнодорожной станции Снегиревка, неподалеку от Херсона, и поехали в Москву.

COSMO А что это за слово« ундервуд»?
Владимир Это название печатной машинки, которую купил Максим у дочки одного нашего севастопольского друга. Мы оба больше любим печатать, чем писать. Радость печатного слова всегда глубже. У меня в общежитии в комнате тоже стояла печатная машинка« Москва», на которой я набирал тексты. Было еще несколько вариантов названия — «Вишневый де сад», «Обед нагишом»… Остановились на «Ундервуде» еще и потому, что тогда вышел трехтомник Довлатова, который все читали. И мы тоже. Первая часть его« Дневников» называется« Соло на ундервуде».

COSMO Говорят, что вы как-то питались необычно, когда записывали последний альбом. Читаю: «Сухие продукты компании „Сибирский берег“, развозная пицца, крем-суп из креветок, маринованный чеснок, кукурузные хлопья „Фитнес“, лианозовское молоко „полторашка“, херсонские абрикосы, крымское вино не позже 2000 года…»
Владимир Абрикосы растут у меня на даче в Херсоне. Мои родители их собрали, прислали мне посылочку. И мы ели эти абрикосы, взращенные на черноземье Потемкинского острова, удобренные илом со дна озера, запивая вином. Не самая безопасная смесь, конечно, но творчество шло хорошо.
Максим Мы с Владимиром снимаем общую творческую лабораторию — двухкомнатную квартиру, где периодически что-то готовим для себя и для друзей. Были прямо брутальные формы еды. Мы высыпали на сковородку овощную смесь, варили макароны, жарили рыбные палочки, мясо, готовили плов. Вообще, с одной сковородкой можно творить чудесные вещи. Я даже боюсь приобретать что-либо электрическое, потому что еще больше возможностей будет что-либо приготовить. Сковородка как гитара — в ней есть определенная неисчерпаемость! И в разные периоды времени открываются все новые ее ресурсы. Например, хорошо жарить свернутый в рулончик длинный бекон, заколов его предварительно зубочистками и посыпав специями и сыром. Со стаканом вина это суперперекус!
Владимир Под еду, например, родилась песня« Сегодня модно быть диджеем». Мы сидели за столом с диджеями, наблюдали за ними. Такие модные люди, которые продают свой образ жизни и легкость бытия… В 2 часа ночи сидят парни в центре города в квартире, которая стоит немало… Эти их разговоры, их однополая любовь друг к другу, которая нам не очень понятна… И они счастливы. Мы начали шутить над ними и шутили месяца полтора. В результате получилась песня, которая с ходу попала на радио Maximum.

COSMO У вас еще есть интересные песни. «Секс — это грязное дело», например.
Максим Там есть еще продолжение: «…любовь чиста». Ну да, секс — это грязно в видении многих людей. Из-за этого родился такой феномен, как платоническая любовь. Когда импульс влечения должен реализоваться в теле, в сексе, но человек его в себе растягивает садистским образом. Вообще, до 20−22 лет не очень понятно, что такое секс. На фоне сексуальной успешности наших соратников по институту — таких мачо, легких бандитов — мы с Владимиром были более романтичны по отношению к женскому полу. И постоянно писали песни.

COSMO Сублимировали, значит. А ты, Максим, так напоминаешь мачо!
Максим Но я выбрал постоянство. У Виктора Цоя, например, за всю его жизнь было две женщины — Первая жена и Вторая жена. И в этом однолюбстве есть постоянный ресурс, который позволяет аккумулировать энергию больше в творчестве, чем в плотских радостях. Я женат, жена стоматолог. Дочке 3 года. Они живут в Симферополе. Жена открыла свой стоматологический кабинет и не хочет переезжать в Москву. Поэтому я езжу к ним раз в месяц.
Владимир У меня есть гражданская жена, с которой я живу 4 года. Я тоже консервативный. Она родом из Крыма, и мы с ней закончили один и тот же институт, но познакомились уже здесь, в Москве. Она гинеколог.

COSMO Вы как настоящие крымские парни любили крутить курортные романы?
Максим Где-то между 18 и 20 годами вообще все отношения строились по типу курортного романа. Летом девушка из Москвы приезжала вся в ожидании чего-то, видела море и… Тут главное было обозначиться добрым южным парнем, у которого в руках бутылка портвейна и гитара. И еще он плов умеет готовить и стихи читает. Власть была над ними колоссальная. Аж самому страшно было! Надо отдать должное, москвички всегда были самостоятельные, умные. Но сейчас они стали немножко другими — в них меньше романтики. Они любят экспериментировать, но они больше пользователи, чем исследователи.

COSMO А потом девушек бросали, да?
Максим Нет, у меня потом наступал телефонный период отношений. После этого были встречи в Москве, но все было уже по‑другому. Москва не море, портвейн не катил, девушки спешили зарабатывать деньги… В общем, все заканчивалось тем, что у них не хватало сердца греть поэта.

COSMO А с женой ты познакомился тоже« по-курортному»?
Максим Нет. Мы работали в одной поликлинике, нас познакомили общие друзья. Однажды мы пришли с моим приятелем на его выпускной. Там были накрытые столы и мы начали кушать отбивные, не принадлежащие нам, потому что предварительно выпили. Потом пришла моя будущая жена, не знавшая меня, и спросила: «А кто съел мою отбивную?» Ей сказали, что есть такой Кучеренко, который уже ушел. Но потом мы все-таки встретились и нас представили друг другу со словами: «Это он съел твою отбивную».

COSMO А тебя, Владимир, привлекают стервы? Песня« Машина динамо» с нового альбома посвящена им.
Владимир Да, ведь настоящая стерва — она все равно с сердцем. Но оно так глубоко запрятано, что она не считает нужным копаться в себе, это лишняя трата времени.
Максим Зато она счастлива и всегда радостна! Вообще, счастливы те женщины, которые умеют отключаться и не любят утопать в чувствах. А очень чувственные девушки всегда имеют любящих отцов, которые для них не просто часть семейной геометрии, но герои их жизни. И подобных им мужчин они чаще всего не встречают на своем пути — им кажется, что их нет. Поэтому такие девушки, как правило, менее счастливы в личной жизни.

COSMO А какие у вас отношения с Ириной Хакамадой?
Максим Хороший переход!
Владимир В ночь перед выборами 2004 года Ирина устроила вечеринку, она тоже баллотировалась на президентский пост. Там состоялась премьера нашей песни« Покуситесь на президента». Мы пообщались.
Максим Она такая сердечная, она же… самурай по папе. Она находится в хорошем контакте — видит человека, слышит его. И у нее какой-то свободный муж, с длинными волосами…
Владимир Она милая, модная, в джинсах. Приятно видеть политика, особенно женщину, в джинсах.

COSMO С тех пор как вы переехали жить в Москву, замечали как врачи психические перемены в себе?
Максим Первое, что связало меня с жителями Москвы, — это нарушение сна. В Херсоне и Симферополе в 6 вечера все магазины закрываются, после 23 часов звонить кому-либо некорректно. А здесь до утра все бодрствуют. Говорят, что Сталин привил эту привычку. Он засыпал в 4-м часу, а просыпался в час дня, а все министерства работали круглосуточно. Вообще, у людей наблюдаются психические отклонения, но проявляются они менее ярко, чем в тихих городах. «Ярких форм нет! Роскошных картин заболеваний нет!» — беспокоятся доктора. А все из-за патоморфоза — способности заболеваний изменяться. Например, грипп протекает сейчас не так, как он протекал 10 лет назад. А шизофрения — не так, как она протекала до 50-го года ХХ века. Сейчас у городских жителей редукционная форма шизофрении, у которой внешних симптомов мало.
Владимир Я адаптировался первые полгода. Глаза у меня разбегались, ноги подкашивались от большого количества людей и скопления машин. Но стресс мы победили взаимной поддержкой друг друга.

Эта популярнейшая группа “родилась” в Симферополе, а завоевала народную любовь, уже перебравшись в Москву. Причем за последние 10 лет популярность только растет...

Группа “Ундервуд” — это не только “Гагарин, я вас любила о-о-о...” В сентябре коллектив представил уже седьмой свой альбом — “Женщины и дети”, который сами создатели характеризуют как “альбом-путешествие”, а на днях приедет в Киев с новой программой. В преддверии этого события мы поговорили с главными “ундервудовцами” Максимом Кучеренко и Владимиром Ткаченко.

Лиза. Максим, вы как-то сказали, что ваши песни — это “поминальные записки из XX века будущим поколениям”. Что вы имели ввиду?

Максим. Я, наверное, имел ввиду, что я очень умный. (Смеется.) Я это где-то прочитал. Кто это сказал? То ли Марк Захаров, то ли Фаина Раневская... И эти “поминальные записочки” у меня как-то в голове засели. Уже как минимум 10 лет наши песни знают, их приходят послушать, их поют, к ним есть интерес. Я думаю, что еще 10 лет пройдет, и еще 10 лет, а потом все кончится.

Лиза. Группа “Ундервуд” уже достигла совершеннолетия, и за 18 лет с вами наверняка случалась масса забавных историй...

Максим. Работали мы как-то в российской глубинке, в городе Соликамске, в местном ДК — классическом советском сооружении. Зал сидячий, экзотика! Вышли на сцену и увидели полный зал бабушек. Они смирно сидели на своих бесплатных местах на бесплатном городском мероприятии. Я сразу сориентировался, представил нас как “джаз-коллектив” и пересказывал содержание каждой последующей песни. Играли мы тихо, вкрадчиво. Бабушки светились и хлопали в ладошки. Самая смешная комедия — комедия положений. Выходишь, и ты вроде как Джим Моррисон, а тут — бах! — и ты Кобзон.

Владимир. А еще смешные моменты связаны с забывчивостью. Вот, например, играл у нас одно время басист, так он ехал на концерт в такси и забыл там бас-гитару. Или барабанщик, который приехал на концерт, а палочки дома забыл. Пошел в лесок, сломал две веточки, так концерт и отыграл... Хорошо, что это произошло не одновременно.

Лиза. Каждый из вас давно и счастливо женат. Как познакомились с женами?

Максим. Однажды, будучи выпускником мединститута, я попал на торжественный банкет сокурсников. Изрядно выпив, мы захотели есть. В этот момент подали горячее. Мой друг сказал, мол, приступай к порции, пока никого нет. Я и приступил. Прошло три года, и я познакомился со своей будущей женой Юлей. Мы работали в одной поликлинике. Она — стоматолог, я — врач психиатр-психотерапевт. Вспоминали мы как-то наши студенческие годы, и тут выяснилось, что я на том банкете съел ее порцию мяса по-французски. Тогда она очень гневалась, что пришел “черт знает кто” и слопал ее горячее. Теперь жена сама мне готовит разные вкусные блюда, а я не могу нарадоваться!

Владимир. Мы со Светой познакомились на какой-то земляческой крымской тусовке в Москве. Оказалось, что мы вместе учились в мединституте и у нас полно общих друзей и знакомых. При этом встретиться мы умудрились не в Крыму, а за тысячу километров от дома, в Москве.

Лиза. Есть ли в вашей повседневной жизни место романтике? Какими романтическими поступками удивляете жен?

Владимир. Любовь — это и есть романтика и безрассудство в чистом виде. Поэтому любой поступок влюбленного человека нужно оценивать не с обычной точки зрения, а с точки зрения безрассудного романтизма, если его вообще нужно оценивать. Любовь дарит душе какие-то новые удивительные и необъяснимые по красоте своей миры. В сознании человека появляется новый магнит — и все железные опилки души, все болтики и гаечки, весь твой каркас, все мироустройство твое начинает тянуться к этому магниту.

Лиза. Вы еще и многодетные отцы... Чему учите своих детей, и чему сами научились у них?

Владимир. Каждый ребенок уникален, и задача родителей — развить эту уникальность. Наказывающие процедуры мне кажутся неоправданными, лучшая терапия — разговор. Своего старшего сына Сашу, которому 20 лет, я всегда пытался научить относиться к жизни со спокойным анализом и без излишней горячности. Кроме того, мужчине важно понимать отличие формы от содержания и баланс между ними. В общем, у нас с ним философские разговоры. А у своей маленькой дочери Сони я научился не отвергать ее предложений. Она мне всегда что-то приносит: то еду какую-то, то чай, то гитару. Лучше сейчас не отказываться, чтобы в старости пресловутый стакан воды был надежно у тебя.

Максим. Моя старшая дочь Аня разделила все тяготы раннего периода нашего брака. У нас не было своей крыши над головой, жили у родителей. Однажды Аня услышала о птицах, которые не могут жить друг без друга, что они называются “неразлучники”, и сказала: “Эти птицы — как мои папа и мама”. Тогда я понял, что мы — сила, и мы по жизни вместе. И как-то с этого момента все начало складываться. У нас появилась квартира в Крыму, семья обрела свой очаг... Средняя дочь родилась после нашей прекрасной семейной поездки в Грецию. Арина — средиземноморское чадо: темпераментная, теплолюбивая, зажигательная и открытая. Ее не интересуют материальные ценности, игрушки. Ей нужен только шоколад и веселье. Младший сын Роман родился после семейной автоэкспедиции на Кавказ. Немудрено, что после того, что мы пережили, родился именно мальчик... А вообще главное, что может сделать отец для своих детей — это любить их мать. Это придумал не я. Я просто наблюдаю, как это великое знание работает. Дети сканируют все нюансы отношений мужчины и женщины. Бог дал мне прекрасную жену. Ее красота пленяет меня до сих пор, в ней сердечность, ум, женственность и терпимость... Отчасти я повторяю путь своих родителей — у них долгий и любящий брак. Юля сдружилась с моими отцом и матерью. Моя теща, мои родители, мои дети и моя супруга — мы единая банда!

В последних числах марта вы выпустили шестой номерной альбом «Бабл-гам». Название пластинки – это метафора?

Максим Кучеренко : Мир вообще похож на мыльный пузырь – он может лопнуть в любой момент. Человеческая жизнь тоже очень хрупкая субстанция, как надувной пузырь из жевательной резинки – она принимает разную форму, разный вкус, её можно выплюнуть… Вообще, бабл-гам – это сфера. Если говорить языком геометрии, самое исчерпывающее представление о жизни и о мире – это круг, мандала, или шар, к примеру. Известный и всеми нами любимый, не принявший миллион долларов от математического сообщества учёный Григорий Перельман доказал теорему Пуанкаре, где сказано, что «любое сложное трехмерное пространство может быть описано как гомеоморфная сфера». Не буду это расшифровывать, но это как раз о том, что сфера является базисным элементом. А мы рассматриваем сферу в музыкально-поэтическом ключе – и доказываем свою теорему Пуанкаре этим альбомом.

А вы бы на месте Перельмана приняли миллион долларов?

Владимир Ткаченко : Конечно, приняли бы!

М.К. : У нас жены есть. У Перельмана мама, которую он боится, а у нас жены, которых мы боимся. (Смеётся).

«Я родился в эпоху застоя, живу в эпоху отстоя…» - поете вы в одной из песен нового альбома. Откуда такая ностальгия по советскому прошлому?

М.К. : Каждый здоровый человек склонен испытывать определенные чувства, связанные с его детством, потому что в детстве происходит всё самое главное, и туда всё время тянет. В детстве ведущим моментом является спонтанность, и если мы ее потеряем, то превратимся в русскую попсу - продуманную, коммерческую, недифференцированную и убогую. Поэтому для творческого человека спонтанность особенно важна. Спонтанно выскакивают все эти Волки из «Ну, погоди!», Чебурашки, вся эта магия…

И как вам удается эту детскую спонтанность не терять с возрастом? Группе-то уже 15 лет исполнилось.

В.Т. : А мы не напрягаемся. Если бы мы напрягались, это было бы заметно. Спонтанность рождается из легкости. Легкости не в смысле поверхностного отношения к жизни, а в смысле знания, что все проблемы преодолимы. Эта мысль все время поддерживает на плаву.

Как вам кажется, что изменилось в вас самих за время существования «Ундервуда»?

М.К. : В последние лет десять мы наблюдали, как страна переходит из эпохи временного хаоса в эпоху временного консерватизма, а консерватизм для России – это не так уж плохо, потому что она в нем существовала всегда. Но мы сами меняемся гораздо медленнее, чем общество.

В.Т. : Поскольку мы южане, то мы скорее переживаем непрерывный гедонизм. (Улыбается ).

Недавно полетали в аэродинамической трубе – очень мило, почувствовали себя воробушками.

Так вот, значит, какова ваша жизненная философия!

М.К. : Ну вообще нацией абсолютных гедонистов называют французов, у русских это менее выражено. Но гедонизм вообще свойственен южанам. Чашечка кофе, которую можно по два часа пить…

В.Т. : У гедонизма есть весьма сносное определение – это получение удовольствия от жизни. Конечно же, мы гедонисты чистой воды, и радуемся этому. Правда, кофе по два часа не пьем – мы это быстрее делаем, и обычно с утра.

А что вы можете делать подолгу?

В.Т. : Можем очень долго разговаривать друг с другом на отвлеченные темы. Нас масса вещей веселит, и когда есть хорошая шутка в разговоре, то он может длиться бесконечно долго. Любим за бокалом хорошего вина пошутить, посмеяться и обсудить то, что нас окружает. Это, кстати, одна из сторон нашего гедонизма – обсуждать жизнь во всех её проявлениях.

Вы из Крыма, но большую часть времени проводите в Москве. Не устаете от неё?

В.Т .: Мудрено от неё не уставать. Устаём, конечно. Я с нетерпением жду того дня, когда мы с группой сядем в поезд и уедем на гастроли. Хочется к этому городу относиться спокойнее, но не получается, да и слава богу, что нет. К Москве привыкнуть невозможно, мы это поняли однажды и расслабились, что является ещё одной из сторон нашего гедонизма. (Улыбается ).

Сколько алкоголя – слишком много?

М.К. : Ну 250 граммов, конечно, это край, особенно если завтра надо заниматься делами. Хотя вот литр виски мы недавно осушили в самолете по пути в Крым. Тогда нас обрадовали вестью о том, что собираются присвоить нам звание заслуженных артистов Крыма, мы на радостях взяли бутылку и потом предстали перед организаторами церемонии в жутком состоянии. Выпить можем много, да.

Что для вас лучший допинг?

В.Т. : Утро – лучший допинг. Я утром себя чувствую прекрасно, и когда я просыпаюсь в хорошем настроении, лучшего допинга не найти.

М.К. : Я сижу и думаю об одном допинге, но я вам не скажу о нем.

Да скажи уж. Нам можно.

М.К. : Можно? Ну… нет, всё-таки не скажу. (Смеется ). Общение с детьми.

То есть от допинга появляются дети?

М.К.: Типа того. А если серьёзно, то общение с детьми – это очень здорово. Я не думал, что такие рутинные вещи, как прийти на родительское собрание или посмотреть, как ребенок вместе с двадцатью другими хоботами поет песенку про Масленицу, - это так радостно.

Знаю, что вы недавно летали в аэродинамической трубе. А настоящим экстремальным спортом вы занимаетесь?

В.Т. : Нет, мы совсем не экстремальные люди. Экстремальщики хотят познать изнанку жизни и вывернуть свою жизнь на эту изнанку, а гедонисты, наоборот, ленивые. Так что мы далеки от этого. Но в аэродинамической трубе мы правда полетали – очень мило, почувствовали себя воробушками.

А как же адреналин?

В.Т. : В жизни слишком много адреналина и без экстремальных видов спорта. Бывают моменты, когда от адреналина не знаешь куда деваться, а если ещё и экстремальными видами спорта себя пичкать… Для этого надо жить в спокойном месте, понюхивать палочки. А когда ты живешь в таком городе, как Москва, то возникает стресс.

М.К. : Я вообще не разделяю современные видения, что адреналин – это хорошо. Хорошая энергия – ровная. Мы ценим сбалансированный стиль поведения, потому что в нашем бизнесе и так каждый второй – психопат. А лично я испытываю подъем после занятий йогой. Самое веселое занятие – это как не превратить себя в бобра. В нашем возрасте многие наши сверстники набирают лишний вес и становятся такими бобрами – вот от этого йога помогает.

Тебя привлекает йога вместе с философией?

М.К. : Я не большой поклонник восточной философии, всяких там поездок в Тибет... У нас и в России происходит очень много самодостаточных вещей. Есть такая группа «Курск» - финны, которые поют на русском языке – и они недавно сказали: «Когда приезжаешь в Россию, то сразу понимаешь, что в жизни говно, а что нет». Мне кажется, хорошо сказано.

27.11.2013 18:02

Группа «Ундервуд»: «Небеса устраивают нам испытания и вознаграждают нас дарами»

Текст:
Фото: Игорь Верещагин

Рок-группа «Ундервуд» известна широкому кругу слушателей. Песни из их репертуара можно услышать в плеерах людей разных профессий и мировоззрения И каждый находит что-то свое. Музыка передает настроение, а стихи в композициях наполнены глубочайшим смыслом. В сентябре этого года группа выпустила новый альбом под названием «Женщины и дети», презентация которого прошла 7 сентября в Москве. Также недавно Максим Кучеренко и Владимир Ткаченко стали официальными членами Союза Писателей. Поздравления лидерам и творческих успехов. С обновленной концертной программой группа выступила на нескольких концертных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, а также в рамках презентации альбома группа посетила другие крупные города России и Украины. А сейчас несколько слов о творчестве, эмоциях и новом альбоме.

Корреспондент Павлова Алла пообщалась с лидерами группы Максимом Кучеренко и Владимиром Ткаченко.

Известная рок-группа «Ундервуд» дала специальное интервью для корреспондента РБ перед своим концертом. В сентябре этого года группа выпустила новый альбом под названием «Женщины и дети».

Много песен в вашем творчестве в той или иной степени высмеивают недостатки и пороки. Главный порок для Вас?

М.К.: Самый главный порок для нас — это уныние, отсутствие энергетики. То, когда человек не способен позаботиться о себе, об окружающих. Яркие краски мира для человека с этим злом меркнут и такой человек занимает позицию энергетического нуля. Я думал почему все таки в Христианстве, в заповедях уныние является тяжёлым грехом. Ведь, если задуматься, большая беда в этой нулевой точке. Точке невозврата и нуля температур. Вот это самый серьезный обвал души.

В вашем репертуаре есть замечательная песня «Человек с ноутбуком», существует стереотип, что люди живущие в компьютере живут параллельно в социальных сетях. Ваше отношение к социальным сетям?

В.Т.: К социальным сетям у меня позитивное, положительное отношение. Мы понимаем, что в век цифровых технологий и социальных сетей, очень сложно оставаться в стороне, к тому же это очень удобно в плане общения. Поэтому нельзя без уважения относится к идее создания социальных сетей. Отчасти это очень забавно, «зафрендить», «лайкнуть», но у меня лично уже начинается усталость. Но надо отметить, что сейчас миром правят гаджеты и социальные сети.

Я прослушала ваш новый альбом, в нем, как и во всем вашем творчестве прослеживается два направления песен. Одни драйвовые, рок-н-рольные, наполненные сарказмом, а другие мягкие, лирические. И вы, очевидно, тоже такие разные. У вас есть строгое разделение в творчестве? Например, один пишет лирику, другой — драйв.

В.Т.: Такого четкого разделения нет. Учитывая особенности характера и разность эмоциональных температур господ Ткаченко и Кучеренко. Естественно, у Максима есть предпочтение писать более энергичные, рок-н-рольные, заводные песни. У меня, в силу моего душевного склада предпочтение писать более лирические песни. Согласен, что это заметно невооруженным взглядом, особенно на последней пластинке. Но точно могу сказать, что это не является тенденцией, так у меня есть танцевальные, сатиристические композиции, а у Максима есть прекрасные лирические баллады, под которые хочется плакать и думать.

Я считаю, что любому мастеру, любому творцу не следует зацикливаться на каком-то одном стиле. Это порождает пустоту внутри и исчерпанность, можно закончиться как индивидуальность. Нужно уметь переключаться. Внутри поэта должен быть внутренний тумблер переключения, которым нужно очень грамотно уметь управлять.
По большому счету, есть только два направления — лирика и драйв. И в группе «Ундервуд» все это есть, так сказать, в нашем творчестве этот самый тумблер переключения работает четко. И нас нет разделения на то, что один лидер рок-н-рольный парень, другой лирик. Наше творчество полноценно тем, что оно совместно.

Что является источником вашего вдохновения?

М.К.: Источником вдохновения для нас являются самые разные вещи, которые воздействуют на органы чувств. При этом, разумеется, органы чувств должны быть готовы к получению информации. Человек должен быть готовым получать сигналы из вне. Кластерный и безынтересный продукт может получиться, когда человек не умеет слушать и прежде всего самого себя. Иногда необходимо просто закрыть глаза и систематизировать всю информацию.

Здесь хочется процитировать писателя Виктора Ерофеева, который недавно стал кавалером французского ОрденаПочетного легиона, за культурные заслуги во Франции. Он сказал: «Я радиоприемник, который шипит в поисках волны, но все должен расшифровать и записать». Здесь интуитивное понимание нашей роли обобщено очень ярко. Этот приемник должен быть всегда включен и принимать волны, находясь в рабочем состоянии. Собственно, тогда вдохновение и получается. Кто-то считает, что вдохновение это влюбленность. Но это одно из самых коротких вдохновений.

Для кого ваши песни? Можете описать этих людей, их образ жизни?

В.Т.: Как раз вчера один очень умный маркетолог задавал этот вопрос. И этот вопрос нам задают раз по десять за год. Для кого? Кто ваша аудитория? Тут мы конечно растерялись в очередной раз. У группы «Ундервуд» нет ярко выраженной возрастной или целевой аудитории. При этом часто происходит наоборот. Сначала пишется альбом, потом к этому альбому «приклеивается аудитория». Поэтому аудитория нашей группы самая разная по возрасту, по взглядам на жизнь, единственное, что объединяет эту группу это любовь к красоте, любовь к русскому языку, понимание «красивости» языка, который мы можем себе позволить в силу соей особенности в опыте написания песен. Кому это близко и находят песни для души в нашем репертуаре.

Мы понимаем, что те поклонники, которых мы видим на своих концертах это не вся наша аудитория. Есть люди, которые любят группу «Ундервуд», но в силу занятости они не могут посетить наши концерты.
Например, хирурги, которые оперируют с утра до ночи, а вечером садясь в машину, по дороге домой слушают песни группы «Ундервуд». Это один из примеров, но мы знаем, что таких людей очень много, но мы всех хотим увидеть на наших выступлениях.

Ваш новый альбом называется «Женщины и дети». Ваше отношение к женщинам и детям?

М.К.: Очевидно, что это большая часть человечества, если взять в расчет все население Земли. Оно представлено стариками, женщинами и детьми. Общество предоставляет широкий социальный выбор:людей жить в семье, тюрьме, в офисе или монастыре, а может быть отшельником. И особенно никто не против твоего выбора.

Женщины и дети для мужчины — это кроме всего прочего ещё и погружение в индустрию. Становясь семьянином ты не можешь не принимать участие в круговороте дерьма и капитала. Потому что тебе необходимо покупать недвижимость, тратить деньги на обучение и быт. В этой связи ты изменяешь своему внутреннему анархисту, который требует вещей бескомпромисных. Об этом заглавная песня альбома.Семья — это не просто счастье человека, а также и элемент труда, выносливости, толерантности. Мы хотели развернуть эту тему в своем новом альбоме. Женщины и дети — это сила, которая может тебя разрушить или преобразить.

Семья и творчество единое целое или две разные независимые сферы вашей жизни?

В.Т.: Семья — это земной базис когда ты находишься в кругу семьи тебе нужно выполнять какие-то земные обязанности. Семейное гнездо — это земной базис, важный для человека. Хорошо, когда находишься в условиях семьи. Главное, чтобы семья понимала, что у творческого человека особенный график. Твоя работа, твой творческий процесс — это не стабильные пять на два с девяти до шести, или сутки через трое в отделении реанимации. Ты живешь в особенном ритме, большую часть в творческом процессе. Даже, если ты сидишь закрыв глаза ты все равно работаешь. а не просто отдыхаешь.

Писать песни я предпочитаю в полном одиночестве, в тишине, поэтому закрываю окна и двери, чтобы не мешали посторонние шумы. Так как я всегда работаю, поэтому одиночество в процессе творчества для меня это необходимая составляющая, чтобы систематизировать полученную информацию. Это сложно, но когда что-то рождается из твоих мыслей и чувств — это здорово.