Танец исполняется под Гавайскую музыку, где присутствует особенный ритм, который гармонизирует и выстраивает человека. Хула – танец Гавайских островов

Гавайская культура богата различными историями, которые любят рассказывать местные жители. Вожди (капуна) рассказывал своему народу поучительные истории о жизни и традициях племени. С помощью хула, гавайского народного танеца, также «рассказывались» поучительные истории. Танец сопровождается особой песней, меле. Существует две разновидности танца хула: стиль, созданный полинезийцами называется Кахико хула (Kahiko Hula), а более новый, созданный в XIX и XX веках под воздействием западной культуры, носит название Ауана (Auana Hula).

Полинезийцы приплыли на Гавайские острова с юго-запада Тихого океана на самодельных каноэ. Они обосновались на зеленых островах с плодородной почвой и проставляли своих богов танцем хула. Лака является богиней-покровительницей танца хула, но танец также предназначался и для другой богини, Пеле. Многие поколения танцоров проходили длительный и суровый курс обучения.

Школа танца хула (халау хула) устанавливает особые правила, например никаких стрижек волос или подстригания ногтей. Выпускники школ принимали участие в ритуале очищения и омывались в океанской воде. После ритуала начиналось огромное празднество (луау), на которое вместе с выпускниками приглашались все члены семьи. В настоящее время школы танца хула продолжают обучать традиционному танцу хула. И как раньше, окончание школы сопровождается пиром и танцами.

Происхождение танца хула

Изначально танец хула предназначался для поклонения богам. В прежние времена, танец танцевался на помосте, на котором также стоял алтарь богини Пеле. Традиционный костюм состоял из лей (цветочной гирлянды-бус), пау (юбки) и браслетов на ноги, сделанных из китовой кости или зубов собаки. Сегодня костюмы более «скромные», и школы танца рекомендуют своим ученицам надевать длинные юбки и топы, или свободное платье, а своим ученикам - штаны или мало.

Танцорами могли быть как мужчины, так и женщины, но певцы обязательно были мужчинами. В песне (меле) рассказывалась история, а танец выделял некоторые строчки особыми хореографическими движениями. Движения танцоров-мужчин были более резкими, а танец девушек отличался большей плавностью.

Хула также сопровождался игрой на музыкальных инструментах. Музыка помогает танцорам и певцам держать ритм. Традиционно в песнях использовались маракасы, бамбуковые трубы и барабаны. Первоначально использовались барабаны, сделанные из одной тыквы, (ипу), а потом и барабаны, сделанные из двух тыкв (ипу хеке). Браслеты на ноги из зубов собаки также считались музыкальными инструментами. Сейчас также для поддержания ритма и придания глубины звучания используется укулеле (гавайский музыкальный инструмент), обычная и басс-гитара.

Общественное порицание танца и его возрождение

С прибытием на острова миссионеров в начале XX века, роль танца начала меняться. Миссионеры-протестанты объявили танец языческим, и вскоре он был запрещен. Миссионеры осудили сам танец, недостаточно одетых танцовщиц и политеизм (поклонение многим богам). Миссионеры подтолкнули даже королевскую семью к тому, чтобы они также перестали практиковать танец. С того момента танец хула исполнялся тайно и передавался от поколения к поколению.

С пришествием на престол короля Дэвида Калакауа, который высоко ценил национальное гавайское искусство, танец хула возродился и стал медленно перевоплощаться. Танец теперь назывался Хула Куи (Hula Kui), что означает «старый и новый», поскольку в нем смешались древние танцевальные традиции и более поздние интерпретации старых стилей.

С началом развития туристического бизнеса на Гавайях в начале XX века, хула снова претерпела изменения. Обычно в фильмах хула изображается как ритмичное раскачивание девушек под нежную музыку, что сильно отличается от настоящего танца. Было написано много прекрасных песен для нового «туристического» танца хула, и было сшито много красивых и завораживающих костюмов на продажу. Самыми популярными были юбки из искусственных материалов, а романтические песни пелись для развлечения туристов. Школы танца продолжают обучать более традиционным стилям хула, которые танцуют старшие члены местных семей. Традиционное одеяние очень скромное, а те костюмы и танец, которые можно видеть в фильмах, не являются подлинными.

Танец хула сегодня

В настоящее время ежегодно проводится два важных события в мире танца хула: первый фестиваль носит название «Празднество веселого монарха» (Merrie Monarch Festival), во время которого отдельно соревнуются женские и мужские команды танцоров. Во время этого фестиваля выбирают Мисс Алоха Хула. Другим событием является соревнование в традиционном танце хула короля Камехамеха и состязание певцов, которые проводятся каждый июнь.

Танец хула является важным элементом гавайской культуры, в не зависимости от количества его изменений, и вы можете тоже насладиться танцем в качестве зрителя или непосредственного участника.

«Танец Богини. Пробуждение Женщины»

Добрый день. Сегодня я хочу немного поговорить с вами о Красоте с точки зрения богатства, изобилия и раскрытия «внутреннего цветения», о том, откуда берется это цветение.

Для женщины главное богатство – это она сама!! ! Причем, это не зависит от возраста женщины, это зависит от ее внутреннего состояния, от энергии и света, которые она излучает.

Где же взять энергию , которая будет наполнять саму женщину и всех вокруг нее? Силу, которая будет помогать её мужчине подниматься вверх по лестнице Жизни, детям расти и развиваться и всем вокруг процветать? Как не «зациклиться» на чем-то, или на ком-то, а продолжать развиваться и расцветать самой?

Есть Источник , который наполняет Женщину всегда. У каждой он свой. Кому-то помогает вышивание, кому-то прыжки с парашютом, приготовление любимых блюд, рисование, музыка, прогулки под луной, кошки, собаки, отдых у моря. Есть еще один способ, который обожают все девчонки в детстве, это…танец!!!

Сегодня я расскажу Вам о Гавайском Храмовом танце Ху ла . Ударение на первый слог. Этот танец отличается от всех остальных. В нем сочетаются грациозность, легкость и четкостью движений, ритм, красота каждой рассказанной в танце истории. В Гавайской музыке очень много символизма, легенд, обычаев.

Что же дает нам Гавайский танец Хула:

Здоровье и внутреннее состояние:

  • Общее улучшение, укрепление здоровья
  • Прекрасное, «поющее - мурчащее» настроение
  • Улучшение подвижности и функций суставов!!!
  • Улучшение, гармонизация функций органов малого таза (в т.ч. уменьшение гинекологических вопросов)
  • Красивое, гибкое, грациозное, живое тело (в т.ч. укрепление внутр. стороны бедер, предплечий, улучшение формы ягодиц)
  • Большее чувствование собственного тела, принятие себя
  • Ощущение «я собой очень довольна» всегда
  • Раскрытие собственной сексуальности
  • Стрессоустойчивость, вернее стресс проходит мимо
  • Меньшая раздражительность, состояние мурчащей кошечки
  • Восстановление согласованной координации рук и ног
  • Обретение спокойного, сильного, сосредоточенного состояния, самодостаточности
  • Ощущение наполненности силой и энергией
  • Обретение, или усиление «внутреннего стержня», уверенности
  • Большая соединенность с самой собой, чувствование своих истинных желаний
  • Выносливость, меньшая утомляемость, большая физическая сила
  • Реальное омоложение за счет перераспределения «подавленной» энергии
  • Внутреннее «цветение» и проявление красоты внешней, пробуждение женственности

Побочное действие - исчезновение целлюлита)))

Интересно, что в стриппластике очень много движений, похожих на движения Хула )) это движения бедрами, которые позволяют "разбудить" женственность, молодость, красоту

Реализация в социуме:

  • Больший успех в бизнесе, собственном деле
  • Творческие, креативные идеи и проекты
  • Смелость в проявлении и реализации своего дела
  • Большая смелость и решительность в сочетании с женственностью
  • Гармоничное усиление волевых качеств
  • Мудрость, ясность, спокойствие в принятии решений
    • Спокойствие и четкость на переговорах
    • Точное и тонкое чувствование ситуации
    • Состояние силы и уверенности, следовательно, принятие верных, эффективных решений
    • Гармоничное управление коллективом
    • Эффективное выстраивание отношений с партнерами

Отношения, семья:

  • Гармонизация отношений в семье
  • Чувствование и понимание любимых
  • Большая радость и доверие в отношениях
  • Переход отношений на более высокий уровень
  • Уменьшение конфликтов в семье
  • Яркость сексуальных ощущений
  • Выбор достойных партнеров и отношений
  • Создание отношений изначально на высоком уровне

Можно долго и сложно идти по пути самообразования, можно учиться с тренером, можно преодолевать трудности, а можно легко и радостно танцевать и получать наилучшие для себя результаты. Выбор всегда за нами! Женский путь к успеху возможен и через танец!!!

Танец у каждой Женщины особенный , некоторые из нас совсем не умеют танцевать, многие не чувствуют целиком свое тело. Но с помощью танца легче всего раскрыть свою индивидуальность и сексуальность!

Что же это за чудесный танец, который дает такие результаты?

В Гавайском танце Хула раскрываются аспекты внутренней силы, энергии и здоровья на всех уровнях – физическом, эмоциональном, ментальном, духовном. Немногие современные практики, а тем более танцы, имеют такое уникальное, мощное сочетание. Хула – одна из трех таких практик.

Что происходит с телом и в теле ?

Основной элемент танца - плавные движения бёдер. Но совсем не так как в восточных танцах. Здесь идет мощнейшая работа на укрепление мышц, которые редко задействуются в танцах – боковые мышцы туловища. Через несколько месяцев заметно укрепляется и стройнеет талия, не за счет скручиваний, которых нет, а за счет движений бедер в другой плоскости и дыхания. Бёдра символически и физически связывают верхнюю и нижнюю части тела – туловище и ноги.

1. Здоровье, молодость, соединенность!

Танец дает нам возможность воспользоваться своими собственными внутренними дарами, пробудить молодость, здоровье, силу, женственность, красоту, осознанность и внимание.

Он восстанавливает энергетическое равновесие, улучшает координацию движений, улучшает состояние суставов, пробуждает и гармонизирует сексуальную энергию, выстраивает осанку, гармонизирует эмоциональное состояние. Его исполнение приводит к восстановлению взаимодействия между верхней и нижней, а так же правой и левой частями тела. Все эти части становятся соединенными, движения согласованными и тело становится более гибким и гармоничным. Восстанавливается контакт с телом, что очень сложно и долго достигается другими способами.

2. А эмоции!!! А баланс!!!

Вот Вам пробуждение и исцеление Внутреннего ребенка.

Где Вы видели девочку в красивом платье, крутящуюся в танце и в слезах? Если ей не жмут туфельки – то нигде!! Серьезная -да, грустная -никогда) Невозможно быть «загруженной» или несчастной, думать и грустить когда делаешь то, что интересно и нравится.

В этом танце не только польза укрепления тела, но и особая мудрость. Раньше на Гавайях не было письменности и люди передавали знания в танце, в легендах. Конечно, наш внутренний ребенок (Унихипили) это чувствует, детям нравятся сказки)))

Это не имеет религии, возраста, пола и национальности. Какая национальность у здоровья и мудрости? Какой цвет глаз у радости? На каком языке говорит твоя Истина?

3. Находиться в моменте здесь и сейчас. В танце ноги танцуют одно, руки рассказывают прекраснейшую историю, слушаем слова и ритм музыки, запоминаем, подпеваем и голова все это совмещает!!! Все Ваше внимание только в моменте сейчас, не в прошлом и не в мечтах, а точно здесь, в танце. Один из Гавайских принципов - KALA, говорит нам о том, что энергия идет за вниманием. Где Ваше внимание, там и Вы. Если это мечты или воспоминания, то в настоящем Вас нет, а все создается в моменте сейчас! Танец помогает натренировать нашу способность быть в настоящем!

4. … И ни одной посторонней мысли в голове. Полная тишина. Только движения и ритм… Антистрессовая терапия, самая натуральная!!!

5. Управление собственным Дыханием.

Что может быть важнее, чем освобождающее, расслабляющее Дыхание - то, что доступно в любой момент для помощи себе? Это один из двух наиважнейших ритмов Жизни.

6. Я довольна собой! Я себя принимаю! Я себе нравлюсь! Это то, что каждая женщина просто обязана говорить себе каждое утро и, вообще, каждую свободную минуту! У нас так много претензий к себе и так мало похвалы и одобрения... Когда танец начинает получаться, то радость от слаженности и соединенности собственного тела просто переполняет! Начинают растворяться лишние килограммы, прибавляется уверенности, сексуальности, чарующей красоты и, конечно, Алоха!

Кто может быть красивее, чем сияющая, радостная, довольная собой, любящая Женщина?

7. Быть самой собой и проявлять это!

Так просто выражать себя в движении и радости, наслаждаться! Делать то, что нравится! Если счастливы мы, то и все вокруг расцветают!

Хула – часть культуры и Гавайских традиций. Есть несколько версий рождения этого танца. Считается, что богиней танца Хула является Лака, богиня леса. А первыми танцорами были, конечно, боги и богини, для которых танец Хула был священным ритуалом.

По другой версии Хула придумали специально для беременных женщин. Танец помогает нормализовать все женские процессы, подготовить тело к родам и почти обезболить их. Если брать физическое воздействие, то движения Хула улучшают кровообращение в области малого таза. А танцовщицы начинают расцветать, меняется цвет кожи, даже губы становятся более полными, а мужчины провожают таких Женщин взглядами. Тело становится очень красивым, гибким.

Хула – танец соединения и пробуждения тела, танец красоты и энергии! Самослово Хула переводится как "разжигание священного внутреннего огня". Представляете, Священного!!! А в современной жизни принято подавлять как раз этот священный огонь и проявления своих чувств и желаний. Интересно, что Гавайки очень красивые, гибкие, грациозные, хоть и иногда полные. Женщины не болеют остеопарозом, у них нет климакса и женских болезней. Они могут рожать детей в любом возрасте. Фантастика? Нет, реальность!!!

Мужчины тоже танцуют Хула , это красивейший, мощный танец силы!

Танцоры Хула прекрасно чувствуют свое тело и управляют им. Бедра, руки и ноги могут двигаться независимо друг от друга, в разных ритмах, но определенным, выстроенным образом. Это развивает и балансирует полушария головного мозга. Это дает структурированность внутри.

Гавайцы очень бережно и с почтением относятся к телу. Они танцуют в любом возрасте и их тела остаются гибкими, бодрыми и здоровыми, полными сил и энергии.

Возможен другой перевод: Хула - «невхождение на ненужный путь», благодаря тому, что особенный, сильный ритм музыки удерживает тебя в состоянии силы и концентрации внимания в настоящем моменте. Не возможно думать еще о чем то, кроме танца в этот момент. И именно в этом танце через собственное тело учишься намеренно менять, переключать ритмы - напряжение и расслабление.

Танец исполняется под Гавайскую музыку, где присутствует особенный ритм, который гармонизирует и выстраивает человека.

Танцевать Хула можно мужчинам и женщинам в любом возрасте, без специальной подготовки.

У Вас есть уникальная возможность обучаться и танцевать с «играющими», в нашем случае - танцующими тренерами.

Занятия проводит команда тренеров, которые обучались на Гавайях и в Москве у сильнейших учителей Хула , непосредственных носителей и мастеров этой линии знаний. Каждое занятие это особенное событие, приключение не похожее друг на друга.

P.S. Конечно, танец невозможно рассказать, нужно танцевать и чувствовать самим!
Выбирайте СВОЙ танец , чтобы в нем сочетались и сила и наполненность энергией, здоровье, радость, красота и любовь!

Подарите себе возможность наслаждаться движениями, послушайте реакцию собственного тела и выбирайте самое лучшее для себя!!!

Записывайтесь прямо сейчас и получайте уникальную индивидуальную разминку на занятии!

Записаться на «Танец Богини» можно по телефону 8 903 545 49 80

С любовью. Елена

В уединенных местах на островах Гавайев танцуют мужчины, движения их сильны и малообъемны, но изящны. Под ритм полированной тыквы, задаваемых точными ударами певца. Океанские волны конкурируют со звонким ритмом тыквы, с их пением, и их хула.

Kahiko - это наиболее древняя форма хулы. Его никогда не танцевали в юбке из травы, и он не сопровождался игрой на гавайской гитаре укулеле. Это, скорее, торжественная Хула со священным смыслом и для реализации сильной, значимой цели.

Он был единственным стилем вплоть до 1893 года, когда искусство хула получает второе рождение (об этом я расскажу ).
И, кстати, первоначально хула называли "Ha`a" . Название было изменено на «Хула» в начале l9 века.

Как появилась Хула Кахико

В пред-европейском периоде, хула была тесно связана с религиозной практикой. Дошедшие до нас танцы под барабан паху представляют собой самые священные, посвященные богам обряды: ритуалы и молитвы окружали все аспекты обучения и практики хула. Учителя и студенты халау (школ хула) поклонялись Лака (Laka), богине хула, и регулярно делали ей подношения.

Хула имеет свои истоки в древней истории. Есть много разных легенд, окружающих происхождения хула:

  • По одной из легенд, Laka - богиня хула - изобрела танец на священном месте в Ka"ana, на острове Молокаи.
  • Другая легенда рассказывает нам, что Hi"iaka cтанцевала его, чтобы успокоить свою гневную сестра Pel"e, богиню вулканов, и это случилось на северном берегу долины Кауаи в Ha"ena.
  • Третья гласит, что сама Пеле исполнила его, бежав от другой своей сестры Namakoakaha"I (богини океанов). Когда Пеле, наконец, достигла цепи кратеров на Большом Острове, где ее уже не могли достать волны, она станцевала первый танец хула, означавший, что она победила свою сестру.

Сегодня покровительницей хула является богиня Лака, и она упоминается наиболее часто, когда речь заходит о современной Хула.

Однако древняя хула в стиле Kahiko обычно танцует "меле", которые описывают историю лишь двух сестер - Hi"aka и Пеле.

Стиль Kahiko - это стиль энергичный, требующий силы и ловкости, и лишенный таких привычно-знакомых нам нежных движений и плавностей. Он танцуется с суровым взглядом и довольно резкими движениями - в дань уважения своим богам и корням (обратите внимание на фото - какие взгляд и жесты у женщины (wahine). танцующей в стиле kahiko).

Танцевать в этом стиле очень не просто - но именно это и есть истинная гавайская хула.

Танцоры-Миротворцы, или шаманский клан Ариори

Известно, что вплоть до 1200 года (то есть до , который, по сути, провел культурно-религиозную революцию на островах) существовал особый шаманский клан Ариори , и направление, в котором они работали, называлось МИРОТВОРЧЕСТВОМ.

Все его члены владели такими искусствами как:

  • искусство ЖИТЬ В МИРЕ С САМИМ СОБОЙ,
  • СОЗДАВАТЬ ГАРМОНИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ между отдельными людьми,
  • А ТАКЖЕ между людьми и природой и внутри самой природы.
Используя пение, танец и поэзию как средство воздействия, они путешествовали с острова на остров, на каждом из них устраивая свои представления.
Уважение к шаманам Ариори было столь велико, что НА ВРЕМЯ ИХ ПРИСУТСТВИЯ ВСЕ ВОЙНЫ ПРЕКРАЩАЛИСЬ (!).
Пересказывая мифы и легенды, они напоминали воюющим об их общих корнях и предназначении на этой земле, а используемые ими шутки (порой непристойные и непочтительные) заставляли противников осознавать всю пагубность вражды.

Именно НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ПРИВНЕСЕНИЕ МИРА является ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ЧЕРТОЙ шаманов Полинезии.
Тогда как большинство шаманов других стран следуют Путем Воина, концентрируясь на развитии силы и покорении себя -
полинезийские шаманы следуют путем, который kahuna ХХв. Серж Кахили Кинг в книге "Городской шаман" называет Путем Искателя приключений, что означает быть сосредоточенным на любви, по-гавайски aloha, и раскрытии собственного "Я".

В то время существовала только одна танцевальная труппа. Она состояла только из мужчин, причем мужчин kahuna (то есть каждый из них был мастером и мог преподавать). Танцевала эта труппа при дворе действующего верховного вождя, а затем и короля островов.

В ее обязанности входили такие удивительные задачи как:

1) появление наследника вождя/короля (т.е. поддержание детородных функций четы),

2) и поддержание мира и процветания на Гавайях (т.е. создание и поддержание определенной культурно-духовной атмосферы у власти и народа силой своих умений и знаний).

Как возможно было танцем достичь такого мистического эффекта?

Тот же kahuna Серж Кахили Кинг рассказывает об этом так:

"Что же касается СВЯЩЕННОГО ТАНЦА ХУЛА, то исполнитель погружался в своего рода состояние транса, перед исполнением медитируя на образе божества, духа или содержании танца.
Сам же танец был тщательно продуманной хореографической постановкой, сила воздействия которой обусловливалась способностью танцора ВОЙТИ В СОСТОЯНИЕ , соответствующее истории, рассказываемой танцем - например, состояния любви, безконфликтных отношений, благодарности, радости и т.д.
Именно так происходила передача ЗНАНИЯ от кахуна к простым людям.
Потому что ИСТИННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ ХУЛЫ - обучать и вдохновлять публику".

Именно поэтому в древние времена танцевать Хула кому угодно было Капу - запрещено (аналог табу в Новой Зеландии). Это искусство было святое, Kahiko Хула танцевали только Kumu Hula (учителя) и ученики, прошедшие обучение и посвященные в танцоры Хула.

Куму Хула, по сути, выполняли задачи священников на древних Гавайях (не только они, но они в том числе).

И, поскольку до 1820г. у гавайцев не было письменности, Куму Хула несли ответственность за сохранение генеалогии королевской семьи, истории значительных боев, истории и культуры народа, а также историй из жизни их богов и богинь.

Вот почему hula kahiko обучали только тех, кто был достоин этого знания (потенциал кандидатов определял kahuna). Как правило же, его знание передавалось от поколения к поколению. Для самой семьи и для ребенка с этого дня изучение хула получало главный приоритет, а секреты искусства хула должны были храниться в ней строго, не выходя за пределы семьи.

Выбранные для обучения дети забирались из семей и жили в Халау, школе хула, со своим учителем - так же, как в Индии отдавались дети на обучение гуру. Эти школы всегда находились в уединенных местах, подчеркивая сакральность получаемых знаний. Ученики занимались в строгой дисциплине с самого начала, танцуя практически до полного изнеможения.

Моя наставница Kumu Kaipo рассказывала, что мать обучала ее танцевать хула с 3-х лет, заставляя по 4 часа каждый день оттачивать всего одно базовое движение ka"o (!).

Затем, когда Kumu Хула были удовлетворены работой своих учеников, собирался большой праздник lu"au, и Kahiko выполнялся для всех зрителей.
Kumu Хулаособым речитативом поет песню oli и отбивает ритм, а его ученики с военной точностью и суровостью танцуют Kahiko - так, словно собираются в бой. По завершении танца все мужчины поют в унисон зачин песни oli, с которого начинали танец.

Сегодня эта древняя форма хула по-прежнему выполняется, что является предметом гордости самих гавайцев.

Oli - это пение во время танца самой песни-истории, которая называется mele.

Поэтому бывает, такой ритмовый танец под пение называют "Меле Хула", что означает "песня -танец", или "Kahiko", но правильное название - "Хула Kahiko".

Инструменты и одежда для hula kahiko

Каждый танец хула Kahiko посвящался кому-то из древних богов, восхваляя их и их деяния. обычно Он сопровождался древней песней mele и исполнялся только под эти древние гавайские инструменты:

Одеждой в то время танцорам-мужчинам служили набедренные повязки, женщинам - короткие юбки (еще одна причина запрета танца с приходом христиан). Современных юбок-пау до середины икры, как и юбок из травы, до конца 19 века, не было.

А вот все элементы украшений, в т.ч. традиционные цветочные гирлянды - леи, а также браслеты и ожерелья - были. После танца леи подносились на алтарь богини Лака, покровительницы хула, в дар.

Hula Kahiko сегодня

Сегодня Куму Хула - уже не священники, но они по-прежнему высоко почитаются среди гавайцев как хранители их богатой культуры и истории. Также, и сегодня изучение хула на Гавайях происходит только посредством ученичества в школах Халау, то есть исключительно прямой передачи, с посвящением Хула у алтаря богини Лака в финале. Собственно, само ученичество осталось практически без перемен, за исключением одного: теперь изучать и танцевать хула могут и женщины.

Говорят, эта перемена случилась несколько веков назад,когда с приходом Паао острова вошли в затяжной период войн за власть, и мужчины были на войне. Однако, движения традиционной хула по-прежнему сильны. Настроение может быть мягче, но все же сохраняется очень серьезным в дань традиции.

Найти культурный центр и спросить вокруг, где выполняется Хула Kahiko. Пусть ритм mele пронизывают ваше существо, и пусть hula оживит вашу душу.

Не считайте такие поиски слишком сложными - наоборот, проявляя жест уважения к чужой культуре, вы откроете сердца хранителей гавайской мудрости вам навстречу - ведь кто бы не хотел подружиться с людьми, которые проявляют интерес к твоей культуре?

В наше время гавайская Хула становится очень популярной во многих странах мира. Например, в Японии, в одной из школ танца, Хула обучается 5000 человек. Так же издается специальная литература, посвященная Хула. Японские доктора подтвердили, что танец этот является хорошим занятием для людей разного возраста и помогает сохранять здоровье. Хула приводит к общему расслаблению, повышает уровень жизненных сил, исправляет координацию движений, кардинально улучшает самочувствие. На Гавайях танец Хула традиционно занимал - и занимает до сих пор - высокую позицию в культуре, и является частью как светской стороны жизни так и духовных церемоний и ритуалов.

Хула, богиней которого является Лака, - традиционная форма духовной практики и дисциплины.
Перед выступлением танцоры подносили на алтарь богини благоухающие цветы и священные растения:
- МАИЛЕ символизировало пуповину, которая связывала богиню с танцем и землей;
- дерево ЛЕХУА – мужское, а цветок ЛЕХУА – женский (возложение их на алтарь означало соединение в танце мужского и женского аспектов);
- трава ПИЛИ, помещенная на алтаре, символизировала знания приходящие во время танца, которые необходимо помнить;
- последним возлагали на алтарь сандаловое дерево ИЛИАХИ, его аромат вдохновлял танцоров.
Когда все растения были возложены на алтарь и были вызваны духи этих растений, танцоры могли получить вдохновение от богини и с ее помощью превратить обычный заурядный танец в необыкновенное и захватывающее действие.

Танец Хула имеет свою долгую историю и много различных форм. Некоторые из них предназначались только для аристократов и священников, как элитные ритуалы и церемонии, исполняемые только в храмах и исключительно мужчинами.
Другие танцы являлись частью публичных ритуалов или выполняли функцию развлечения. Одновременно, с наступлением эры миссионеров, Хула пережила кризис. Большинство учителей могли обучать танцу только тайно, и многие формы хула безвозвратно исчезли. То, что осталось и шаг за шагом начало возрождаться, не является, на самом деле, ТЕМ САМЫМ танцем, однако содержит много элементов старой традиции. Сейчас существует два рода Хула – традиционная и современная. В традиционной Хула применяются традиционные шаги и инструменты. Современная хула может заимствовать шаги и инструменты из других культур (например, гитару), она более свободная, и часто исполняется для туристов.

Современную хулу, в большинстве своем, исполняют женщины. Однако, согласно традиции, учителями в основном являются мужчины. Одним из необыкновенных современных представителей мастеров Хула является куму – учитель Георг Наопе. В соответствии с гавайской традицией он начал учится танцу и песне в 3 года - прабабка отправила его на учёбу к своей близкой подруге. В то время Хула ещё находилась в «подполье». Маленький Георг учился петь каждый день по 4 часа в течение 12 лет. Учился у великих мастеров Хула и даже не представлял, что сам станет мастером: в 1942 году он первым открыто стал обучать древнему стилю Хула – кахико. Много лет Наопе тяжело работал над возрождением и возвращением традиции Хула. В 70-х годах ежедневно он обучал людей традиционному танцу, а по вечерам играл и пел в маленьком баре на Вайкикки. В то время Хула не была популярна и зарабатывать таким образом было нелегко.

Одна из главных заслуг Георга Наопе – фестиваль Хула (проводится с 1961 года), который сегодня является очень популярным и зрелищным культурным событием. Название фестиваля «Мери Монарх» связано с гавайским королем Давидом Калакауа, который управлял Гавайями с 1874-1891. Калакауа верил в то, что Хула является языком и ритмом сердца гавайцев. Вначале целью фестиваля было возрождение и распространение танцевальной традиции. Сегодня же - это конкурс для разных групп и школ Хула со всех островов.

Нельзя не вспомнить великую Иолану Луахине, которая танцевала необыкновенно и была в исполнении Хула наилучшей. О ней говорят как о чародейке, мистике, певице и гении танца. Во время выступления всё её тело менялось, да и сам танец никогда не повторялся. Это была импровизация, жизнь в Хула. Своими танцами она переводила зрителей на более высокий уровень духовного и эстетического переживания. Иолана открывала все фестивали Мэри Монарх и когда она пела и танцевала, с вулканов прилетали птицы ИИО. Скончалась Луахине от рака в 1976 году.

Одним из представителей более молодого поколения гавайских учителей Хула является куму Kавайикапуакалани Хюветт – автор и композитор многих песен. Ещё в детстве старшие члены его семьи передавали ему разные аспекты гавайской традиции.

Сейчас всё меньше гавайцев интересуются гавайскими традициями. И гавайские учителя охотно учат Хула американцев и японцев.

Куму Хьювет является учителем Сьюзен Флойд – представителницы группы учителей хула, которые не являются урожденными гавайцами. Сьюзен много лет живет на Гавайях и училась у замечательных мастеров. Она настолько хорошо знает традиции и культуру гавайских островов и так красиво танцует, что обучение у нее осчастливит каждого.

Основы традиционной Хула уходят своими корнями в древнейшие знания Хуна, в которой танец являлся не только развлечением, но и способом коммуникации, духовным светом и оздоровлением.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТАНЦА ХУЛА

Танец Хула дает не только удовольствие и релаксацию, но и проводит терапевтическую работу.

Слово хула можно перевести как «разжигание священного огня». Многие люди чувствуют после сессии танца подъем энергии и радость жизни, расслабление и обретают утерянное равновесие. В хула существенным элементом терапии является плавное движение бёдер. Бёдра символически и физически связывают верхнюю и нижнюю части тела – туловище и ноги. Расслабление мышц бёдер и оздоровление этой части тела способствует лучшему движению энергии от ног к туловищу, что увеличивает жизненную силу, способствует эмоциональному равновесию и лучшему «заземлению» и одновременно способствует интеграции духовных и физических аспектов человека. Важно так же обратить внимание на тот факт, что гавайская культура характеризуется отсутствием конфликта между физическим и духовным и является наполненной афермацией жизни. Расслабление и оздоровление бёдер, как основы целого тела, приводит к построению очень спокойной и расслабленной основы всей личности. Другим важным интегральным элементом в науке танца хула является ритм, гармонизирующий психику. Хула – полиритмичный танец. Его исполнение приводит к восстановлению координации между верхней и нижней, а так же правой и левой частями тела. Они могут двигаться независимо, иногда в разных ритмах, но скоординированным способом, что уравновешивает полушария головного мозга и восстанавливает полную координацию движений.

Другим переводом Хула может быть «невхождение» на неправильную дорогу, благодаря тому, что находишься в ритме. Развитие лучшей координации движения, синхронизации мозга и чувства ритма, помогает человеку подготовиться к многочисленным ситуациям в жизни и стать более внимательным. Легче становится уберечь себя от жизненных ошибок. Очередным терапевтическим аспектом хула является гавайская музыка, песни и символичное значение легенд. Музыка и песни оказывают на многих людей успокаивающе воздействие. Само прослушивание этих произведений уже является формой музыкальной терапии. Танец хула можно танцевать в любом возрасте и без специальной подготовки.

На Гавайях хула является очень популярной, это часть культуры. Для гавайцев естественно то, что люди в пожилом возрасте танцуют хула. Их тела бодры, гибки и полны радости жизни, мудрости и энергии. Чем старше танцор, тем более он ценен, так как Хула – язык сердца, а сердце всегда остается молодым. Обратное происходит в культуре западной – чем старше танцор, тем меньше людей хотели бы видеть его танец.

В случае людей «продвинутых» (получивших развитие), Хула может быть формой работы с энергией, духовной практикой, молитвой. В движениях хула и в словах гавайской песни содержится вечная мудрость как гавайской культуры, так и эзотерической традиции – Хуна.

Давным-давно жила-была Лака. По роду деятельности она была богиней и жила на Гавайях – что еще нужно женщине для счастья? Все складывалось так великолепно, что Лака даже танец придумала, назвала его хула, и стала танцевать по поводу и без…Нет, не так. В далекие времена жил на земле добрый гавайский молодец по имени Хииака. И была у него сестра Пеле – женщина несколько неуравновешенная, но во многом это объяснялось тем, что она была богиней вулканов. Как-то раз Пеле совсем разнервничалась, и Хииака, перепробовавший уже все средства, дабы успокоить свою сестру, придумал танец, наивно полагая, что он поможет там, где валиум помочь не смог. Или так: богиня вулканов Пеле может быть и была склонна к резким перепадам настроения, но она и в подметки не годилась своей сестре – богине океанов Намакаокахаи. Вот где был воистину океан страстей и в прямом, и в переносном смысле. Так что, Пеле сама была жертвой неуравновешенной сестры, и это она, а не ее брат, придумала танец хула…

Да, похоже, что древние легенды расходятся в вопросе о том, как появился гавайский танец хула. Но это не столь важно, ведь в остальном все просто: надели пау с леями, повязали мало, вооружились ипу, паху, илиили и пуили, рассчитались на олапа и хоопаа, и вперед!

Хула – с давних времен и до наших дней

Когда-то давно гавайский танец хула был посвящен богам и исполнялся исключительно в их честь. Женщины надевали на себя юбки пау, а все то, что не закрывалось пау, пряталось под гирляндой-бусами из цветов, называемых леи. На ноги надевались браслеты из китовой кости или собачьих зубов. Мужчины, танцующие хула, вместо юбок использовали мало – специальные повязки. Мужчины и женщины поднимались на помост перед алтарем богине Пеле или богине Лака, и начинали танцевать. Существует версия, что когда-то хула был дозволен исключительно мужчинам, но, со временем, этот танец стали танцевать и женщины. А вот песни меле, сопровождающие танец, могут исполнять только представители сильного пола.

Перед началом танца богам преподносились в дар цветы - для пущей уверенности в том, что хула удастся. Для волнений об этом основания были – существовало поверье, что если кто-то из танцующих оплошает во время танца, то беды не миновать. Вот и пытались исполнители подстраховаться.

Жертвенные букеты состояли из маиле, которое символизировало связь между богами и танцем и землей, лехуа (соединение мужского и женского начал), пили (знания, приходящие во время танца) и илиахи (это сандаловое дерево, которое возлагалось на алтарь для вдохновения танцоров своим запахом).

Исполнители хула делились на две группы: олапа – танцоры, совершающие активные движения танца, и хоопаа – исполнители, сидящие на земле, поющие и играющие на музыкальных инструментах.
Хула сопровождался игрой на традиционных гавайских инструментах – ипу и ипу-хеке (барабаны из тыквы), паху и пуниу (барабаны с мембранами из рыбьей кожи), илиили (маракасы из вулканического камня) и др. Сегодня с музыкой немного проще – для хула используют гитары, электрогитары и укулеле, что на поверку является обычной гавайской гитарой.

Но вернемся в те времена, когда хула танцевался под ипу-хеке и илиили. Гавайцы безмятежно танцевали свои танцы ровно до того момента, пока в 1820 году до них не добрались американские миссионеры-протестанты. Танцовщицы в одних юбках не растопили суровые сердца гостей, которые, в свою очередь, по-хозяйски постановили, что танец языческий и запретили его. Гавайцы – народ миролюбивый и неконфликтный, в отличие от своих богинь, а потому, сопротивляться не стали и завязали с танцами. Так бы и канул хула в Лету, но в 1874 году к власти на Гавайях пришел король Дэвид Калакауа, которого сохранение культурных традиций его страны заботило больше, чем американских миссионеров. Именно благодаря этому монарху танец хула был возрожден, а затем, годы спустя, благодаря принцессе Рут Кеэликолани, возник современный вариант хула – куи. Последнее переводится с гавайского языка как «сочетание старого и нового».

Прошлый, 20-й век, был ключевым для гавайского народного танца. Наплыв туристов превратил хула в коммерческий продукт, что, должно быть, сказалось на качестве, но зато, наряду с другой гавайской экзотикой, помогло превратить Гавайи в модный курорт.

Хула, я тебя знаю!

Сегодня существует две разновидности хула. Кахико – так называют древнюю форму танца. Под древней формой имеется в виду та, которая существовала на Гавайях до прихода ханжей-миссионеров. Ауано – современный хула, тот, что формировался в 19-20 веках. Если кахико был совершенно первобытным и не имеющим аналогов танцем, то ауано почерпнул кое-что из европейских культур. Например, как уже упоминалось выше, современный хула сопровождается игрой не только на национальных гавайских инструментах, но и гитарах и контрабасе.

Кахико имел множество разновидностей, однако, большинство из них были посвящены либо вождям, либо богам. Каждое движение в хула – это слово, часть повествования. Любой жест ладонью – логически выверенная нить рассказа. Танцор хула рассказывает зрителям о жизни всего живого на земле – при помощи пластики и танцевальной пантомимы человек может перевоплотиться в ветер, огонь, птицу, животное, растение. Он может рассказать о красоте природы Гавайских островов, а может поведать историю любви молодых людей, рождения детей и жизни человека в целом. Вот так танец может рассказать все о Гавайях. Правда, чтобы понять этот рассказ, нужно быть гавайцем…

В хула ауана для нас все более понятно – сказывается влияние европейской культуры на танец. Более привычные для нашего уха мотивы, понятные движения. Один минус – под влиянием христианских миссионеров танцовщицы теперь не ограничивают свой наряд одной короткой юбочкой, облачаясь в закрытые платья и длинные сарафаны. Но это больше заботит мужскую часть публики. Женщины же в большинстве своем следят за плавными, но ритмичными движениями танцовщиц и мечтают тоже овладеть искусством танца хула. Сегодня эта мечта легко может превратиться в реальность – школы хула есть не только на Гавайях, но и по всему миру, и требования в них не такие строгие, как в былые времена. Да, когда-то давно ученикам школы танца хула приходилось не сладко – они должны были полностью подчиняться строгому учителю куму и четко следовать ряду правил, часть которых попахивает безумием – например, не стричь волосы и ногти на протяжении всей учебы (а длилась эта учеба, бывало, годами).
Сегодня же – добро пожаловать! В современных школах хулу вам не запретят стричься хоть наголо, не заставят продавать душу гавайским богам и приносить им в жертву ягненка (правда, последние две вещи и раньше не заставляли делать). Тем более, что хула – танец не только красивый, но и для здоровья полезный.

Хулатерапия

Официально термина «хулатерапия» не существует. Но это просто досадное недоразумение. О терапевтическом воздействии хула расскажет вам не только любой гаваец, но и целый ряд специалистов, изучающих полезные свойства хула и танцев в целом. Так вот, эти ребята уверяют, что хула дарит танцору заряд энергии, но при этом, этот танец несет и расслабляющее действие. Главный акцент идет на бедра – плавные, волнообразные движения расслабляют тело, дарят мышцам и костной системе настоящий «активный отдых».

Символически в хула движение бедер означает гармонию между верхней и нижней частями тела. На практики же подобные движения служат своеобразным массажем и действительно несут в себе «гармонию» - помогают жидкости в теле хорошо циркулировать, а значит, не образовывать отеки.
Вместе с гармонией тела хула дарит и гармонию души. Утверждают, что регулярное занятие хула дарит душевное равновесие человеку, танцующему этот танец.

Хорошо подойдет хула для женщин, у которых нечетко выделена талия – опять-таки, за счет танцевальной «гимнастики» для бедер, разрабатывается область талии и проявляются женственные изгибы. Занятия хула пойдут на пользу и тем, у кого есть проблемы с чувством ритма, например, детям. Этот танец помогает восстановить полную координацию движений, а это означает, что строго нормированные занятия с контролем тренера помогут людям, восстанавливающимся после травм и тем, кто по какой-либо другой причине испытывает трудности с координацией.

На Гавайях очень многие пожилые люди танцуют хула. Хула же, в благодарность, дарит им гибкость до глубокой старости, здоровье и крепость суставов, жизненную энергию.

Хула с человеческим лицом

Танцевать хула и не знать имен его «танцевальных гуру» - это как заниматься балетом и никогда не слышать таких имен, как Анна Павлова, Майя Плисецкая и Айседора Дункан.

Гавайский танец во многом обязан Георгу Наопе – великому куму. Георг начал учиться хула с трех лет – он по несколько часов в день учил песнопения меле. История эта получает дополнительную мелодраматичность благодаря тому нюансу, что в те времена хула был еще запрещен, а потому занятия проводились подпольно. Вот так Георг нелегально учился хулу 12 лет. Учения не прошли зря – Наопе вырос и стал первым куму, который открыто обучал искусству кахико. С учетом того, что хула тогда был мягко говоря, не очень популярным, Наопе был вынужден подрабатывать по вечерам танцуя в кабаках, чтобы сводить концы с концами.

Именно Наопе был первым организатором фестиваля хула «Мэри Монарх», который проводится с 1961-го года и по наши дни. Сегодня этот фестиваль как никогда популярен и тысячи туристов со всего света приезжают посмотреть на него. Кстати, свое название «Мэри Монарх» фестиваль получил в честь короля Дэвида Калакауа, который, как мы помним, еще в конце 19 века не дал зачахнуть национальному танцу.
Богиней танца хула (да простят меня Пеле и Лака) называют великую Иолану Луахине. Считается, что никто до нее так не танцевал хулу, и не родился тот танцор, который бы был на ее уровне. Она была виртуозна и гениальна в танце. Она выступала каждый раз на открытии «Мэри Монарх» и, говорят, что посмотреть на ее танец слетались птицы с вулканов. В 1976 году богиня доказала, что она все-таки человек, скончавшись от рака.

Куму Кавайикапуакалани Хюветт прославился как композитор и автор многих меле и мелодий для хула ауану. Так же он является куму первой прославленной из не рожденных на Гавайях исполнительницей хула - Сьюзен Флойд. Женщина вот уже много лет живет на Гавайях, и до такой степени виртуозно овладела искусством хула, что учиться у нее мечтают многие коренные гавайцы.

Не известно, верят ли до сих пор гавайцы в своих богинь Лака и Пеле, но коллективное детище этих небожительныц живо – танец хула, когда-то чуть не исчезнувший с лица земли терпит второе возрождение. Его популярность растет с каждым днем, и она давно покинула пределы Гавайских островов. Сегодня особенно много школ хула в Америке и Японии, где их посещают тысячи учеников. Медленно, но уверенно хула находит поклонников и почитателей и у нас. Например, в лице нас с вами, правда?