Почему время стало течь быстрее. Время идет быстрее, чем раньше

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве – летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию - таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир - это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год – это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних - это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий - наши 20-е, наши 30-е и так далее – они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, – мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

Когда человек становится старше, то замечает, что время идет быстрее, чем раньше. Иногда мы вспоминаем прошлое и с удивлением отмечаем, что от какого-то события прошло уже 15, 20, 30 лет, хотя кажется, что оно было вот только что.

Если в детстве время тянется как-то долго, то постепенно оно все ускоряется и ускоряется. Кажется, что вот только что лето началось, а уже конец зимы и новое лето впереди.

Пока люди заняты делами, то не ощущают этого движения. Однако, однажды они останавливаются и понимают, что молодость уже прошла, а потом также внезапно понимают, что старость уже у порога. Но как же так? Только что ведь были молодыми и вдруг всё.

Когда наша жизнь только начинается, то нам предстоит пройти много этапов: садик, школа, армия, институт. И все это так долго тянется, всё ждёшь чего-то, когда наконец жизнь-то настоящая начнется. И вот ба-бах! Началось! И впереди космос, в котором уже нечему тебя притормозить, только вперёд, только с ускорением.

Наша жизнь, как ракета, поднять в воздух ее тяжело, а как выйдет за пределы атмосферы… Эй, скажите кто-нибудь, как остановить эту штуку?! А никого вокруг умного не осталось, мама и папа остались где-то там позади. Да и они не знают ответа на этот вопрос, сами летят куда-то. Так и движемся мы вперед с ускорением, пока топливо не иссякнет.

Почему время идет быстрее, чем раньше?

Дело в устройстве нашей памяти. Ведь наша память — это не пленка, в которой все разложено в хронологическом порядке. Если бы для того, чтобы что-то вспомнить, нам приходилось бы долго-долго отматывать память назад, то тогда бы мы чувствовали масштаб времени.

Наша же память — это банк данных, все воспоминания одинаково доступны. Вот тебе рядышком твой пятый день рождения и свадьба. Твой первый день на работе и увольнение спустя 10 лет. Нет никакой меры измерения, по которой можно было бы мерить память.

Кстати, наша память еще и очень изменчивая штука. Согласно психологическим исследованиям, если мы что-то помним, то еще совсем не факт, что это было.

Мне кажется, что когда люди предаются воспоминаниям, то удивляются они не тому, как много времени прошло, а тому, что что-то вообще было. Бывает, что помнишь такую седую древность, что удивляешься, что такое вообще возможно. Но при этом может казаться, что еще более раннее воспоминание было, как сейчас.

Это происходит потому, что для нашего сознания времени не существует. Ведь что такое время? Это просто констатация того, что мы не можем вернуться назад. А в воспоминаниях можем. И вот это несоответствие и создает чувство ностальгии и страх, что время летит слишком быстро. Это как в детстве, когда слишком далеко уходишь от дома. Хочешь вернуться домой, а не можешь. Ветер времени уносит тебя всё дальше.

Что с этим можно сделать?

А может не так уж это плохо, а? Ну несет нас куда-то? Ну и что? Когда задаешь себе эти вопросы, то понимаешь, что страшно не оттого, что время тебя откуда-то унесло, а потому, что не знаешь, куда оно принесет. Точнее знаешь, но как-то тебе не нравится этот пункт назначения. Тут мы упираемся в . Кажется, что нас кто-то обкрадывает. Мало того, что фильм про нашу жизнь не бесконечный, так еще как-будто его кто-то проматывает с ускорением.

Время нельзя замедлить, но можно сделать кое-что другое. Понять, что время вообще не имеет значения, как не имеют значения пройденные километры. Имеем значение только мы, здесь и сейчас. Путь не имеет значения, имеет значение только путник.

Время и воспоминания — это всего-лишь иллюзии. Когда человек не обращает на них внимания, то он счастлив, ведь может наслаждаться настоящим. Так что, если вы не замечаете как бежит время, это очень хорошо, это значит, что вы счастливы, что вы в настоящем живете.

Когда человек живет прошлым или будущим, то время замедляется, но вместе с тем человек чувствует себя плохо. Так что не переживайте особенно, что время идет быстрее, чем раньше. Суть не во времени.

15.11.2018

Мы подвели итоги исследовательской работы Проекта за 10 лет (включая работу на форуме), выложив их в виде файлов в разделе сайта "Эзотерическое Наследие" - "Философия Эзотерики, наши пособия с 2018 года".

Файлы будут редактироваться, корректироваться и обновляться.

Форум очищен от исторических постов и отныне используется исключительно для взаимодействия с Адептами. Для чтения нашего сайта и форума регистрация не требуется.

По всем возникающим вопросам, в том числе по нашим исследованиям, можно писать на почту Мастеров Центра

02.07.2018

С июня 2018 года в рамках группы "Эзотерическое Целительство" проходит занятие "Индивидуальное Исцеление и работа с Практиками".

В этом направлении работы Центра могут принимать участие все желающие.
Подробности по .


30.09.2017

Обращение за помощью в группу "Практического Эзотерического Целительства".

В Центре в направлении "Эзотерического Целительство" с 2011 года работает Группа Целителей под руководством Мастера Рейки и Проекта - Оракул.

Для того, чтобы обратиться за помощью, пишите на нашу почту, с пометкой "Обращение в Группу "Целителей Рейки":

  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

09.02.2019

- Глобальная катастрофа цивилизации (200-300 лет назад)

08.02.2019

07.02.2019

- "Еврейский вопрос"

12.01.2019

10.01.2019

- "Еврейский вопрос"

29.12.2018

- "Еврейский вопрос"

20.12.2018

Популярные материалы

  • Атлас физического организма человека
  • Древние экземпляры Ветхого Завета (Торы)
  • Типы Монад - Геном Человека, теории о возникновении различных рас и наши выводы о создании различных типов Монад
  • "Яхве против Баала - хроника переворота" (А. Скляров, 2016)
  • Яростная борьба за Души
  • Джордж Оруэлл "Мысли в пути"
  • Таблица психологических эквивалентов болезней Луизы Хей (все части)
  • О лицемерии и лжи...- иллюзии и реальность, на примере исследования социальных сетей...
  • Время стало сжиматься и бежит быстрее? Необъяснимые факты уменьшения часов в сутках.
  • Эзотерический подход к Религии (Философ)
  • Химеры нового времени - о генномодифицированных продуктах
  • Простаки за границей, или путь новых паломников. Отрывки из книги Марка Твена о Палестине (1867 год)
  • Как журналист «Комсомолки» за семь недель навсегда распрощался с очками. (1-7 части)
  • Единство и однообразие монументальных сооружений разбросанных по всему миру. Противоречия официальной версии строительства Петербурга и окрестностей. Мегалитическая и полигональная кладка в некоторых сооружениях. (подборка статей)
  • Апокрифическое евангелие от Фомы о детстве Йешуа (Иисуса Христа)
  • Миру надоели евреи
  • Человеческий интеллект начал медленно снижаться
  • Исламизация стран и переход из христианства в ислам, подборка материалов прессы
  • Секретная программа изучения Марса.СМИ: NASA скрывает от землян всю правду о Марсе. Есть доказательства (подборка материалов)
  • Канадские ученые готовят разоблачение Матери Терезы
  • ТЕКСТЫ ТОРЫ online, Тегилим (псалмы) и история Артефакта, Пшат и Драт, Хумаш - Пятикнижие
  • Программы для on-line работы: TeamSpeak 3 (Тимспик). Инструкции эксплуатации.

Наверное, многие замечали, что последние годы с ходом времени творится что-то неладное. Дни и месяцы стремительно летят, обгоняя наши возможности, и мы все меньше успеваем сделать. Казалось бы, только начался день, а глядь, уже и заканчивается!

Не успели мы «въехать» в третье тысячелетие, как двенадцать лет уже пробежали, а мы и не заметили. Прежнее объяснение этого явления, что, дескать, чем взрослее становится человек, тем быстрее летит его жизнь, уже неактуально. Ныне стремительный бег времени замечают не только люди в возрасте, но даже подростки и юноши! Так что же все-таки происходит со временем?

Сутки стали короче

В приватной беседе один батюшка, известный особым даром видеть невидимое, поведал впечатляющую информацию; время стало сокращаться! По сравнению с тем, что было сто и более лет назад, нынешние сутки стали короче. По реальной, а не календарной длительности, если брать за эталон старое, не изменявшееся веками время, современные сутки длятся всего 18 часов против прежних 24.

Получается, что каждый день мы недополучаем около 6 часов, и именно поэтому нам вечно не хватает времени, дни летят в ускоренном режиме. Особенно заметно сокращение суток проявилось на рубеже XX и XXI веков.

Можно усомниться в прозорливости священника и объективности его выводов. Но, оказывается, есть и другие факты, указывающие на сокращение времени.

На священном Афоне монахи даже ночи проводят в молитве. Причем у афонских старцев давно выработалось особое молитвенное правило: в определенный промежуток времени они должны прочитать столько-то молитв, и так каждый день, строго по часам. Прежде монахи успевали за ночь полностью выполнить эту «программу», и до ранней утренней службы у них даже оставалось немного времени, чтобы отдохнуть. А ныне, при том же самом количестве молитв, старцам уже не хватает ночи, чтобы успеть их закончить!

Не менее удивительное открытие сделали иерусалимские монахи, служащие на Святой земле. Оказывается, уже несколько лет лампады у гроба Господня горят дольше, чем раньше. Прежде масло в большие лампады доливали в одно и то же время, накануне Пасхи. За год оно полностью выгорало. Но теперь, уже в который раз, перед главным христианским праздником остается еще немало масла. Получается, что время опережает даже физические законы горения!

Сказалось сокращение суток и на производительности труда. В былые времена, пользуясь простейшими инструментами, люди успевали сделать гораздо больше, чем можем мы сейчас. Протоиерей Валентин Бирюков вспоминает, что в 30-е годы его отец, вернувшись из ссылки к семье, при минимуме помощников умудрился всего за неделю построить новую хорошую избу. А в воспоминаниях Бориса Ширяева о соловецком лагере есть эпизод, как 50 заключенных, из которых почти половина были «доходяги», построили и ввели в эксплуатацию здоровенную баню всего за 22 часа! На вооружении у строителей были только ручные пилы и топоры. Мы же сейчас, даже имея современные электрические инструменты, при всем желании не сможем угнаться за работягами прошлого! И не только потому, что стали ленивее и слабее, но и потому, что времени не хватает.

Последние времена

Последние времена и до конца света остались считанные годы или десятилетия. Никто не может говорить об этом уверенно, но намек имеется в Евангелии: «…Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам… тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (от Матфея 24: 7-22).
О сокращении суток перед концом света говорят некоторые святые отцы, например, святой Нил Мироточивый: «День будет вращаться, как час, неделя, как день, месяц, как неделя и год, как месяц…»

Проблема непостоянства времени была осмыслена на стыке философии и богословия великим русским мыслителем Алексеем Федоровичем Лосевым. «Рассматривая время по его существу, как оно дано нам в живом опыте, мы констатируем некую принципиальную неустойчивость, характерную для существа времени. Оно… неоднородно, сжимаемо, расширяемо, совершенно относительно и условно… С 1914 года время как-то уплотнилось и стало протекать скорее. Апокалипсические ожидания объясняются именно сгущением времени…»

Замедление жизни

Осмысливая проблему сокращения времени, невольно обращаешься к фантастике Герберта Уэллса. В той или иной степени сбылись многие его предсказания - например, про искусственное изготовление алмазов и создание батискафов для исследования океанских глубин. Вспомним же уэллсовский рассказ «Новейший ускоритель».

Профессор Гибберн изобрел чудесный эликсир, при помощи которого можно изменить время для конкретного человека. У выпившего снадобье в сотни раз ускоряются все процессы в организме, и он успевает за секунду сделать столько, сколько в обычной жизни не сделал бы и за несколько минут. При этом мир вокруг кажется застывшим, и даже пчелы передвигаются со скоростью улитки.

Понятно, что это сказка, но сказка ложь, да в ней…
В случае с нашим реальным временем мы имеем в некотором роде обратный эффект. По каким-то загадочным причинам в мире могли замедлиться процессы жизнедеятельности. Мы медленнее дышим, сердце бьется реже, клетки регенерируются дольше.

Благодаря замедленной работе организма мы за каждую минуту времени успеваем сделать примерно на 25 процентов меньше, чем успевали представители прежних поколений. Соответственно, изменилось мироощущение, и время в нашем восприятии ускорило свой бег и пролетает на четверть быстрее.

Но это всего лишь версия, которая, кстати, не объясняет пример с лампадами у гроба Господня. Более вероятно, что и само время, несмотря на свое кажущееся постоянство, может «сжиматься». А что по этому поводу думают ученые?

Земля состарилась

Интересные объяснения изменчивости времени давал известный ученый-физик, доктор технических наук, член-корреспондент Белорусской академии наук, ныне покойный Виктор Иозефович Вейник.

Академик Вейник выдвинул научную гипотезу, что у времени, как у физического явления, есть материальный носитель - некое вещество времени, названное им «хрональным полем». В ходе экспериментов ученого наручные электронные часы, помещенные в созданную им экспериментальную установку, могли замедлять или ускорять свой ход. Исходя из своих опытов с веществом времени, Вейник сделал вывод, что существует временное поле планеты - «хроносфера», управляющее переходом прошлого в будущее.

Ученый рассматривал скорость протекания некоторых процессов (он назвал это термином «хронал») и пришел к выводу, что в мире интенсивность этих процессов понижается - например, интенсивность радиоактивного распада атомов, ядерных и химических реакций.

Из всех живых существ наибольшая скорость работы организма наблюдается у новорожденных. У них все процессы протекают быстро - малыши быстро растут, быстро набирают вес, быстро учатся понимать мир… И окружающая жизнь, соответственно, им кажется очень медленной. Если ребенку всего два дня от роду, то для него одни сутки - это половина его жизни! А с возрастом скорость уменьшается во много раз. Это сказывается и на нашем восприятии времени - чем меньше интенсивность процессов, тем быстрее летит время.

Для пожилого человека недели начинают мелькать так же быстро, как в его молодости - дни.
Но это еще не все. Оказывается, стареют не только конкретные люди. Постепенно «ветшает» все общество и цивилизация в целом! На нашей планете неуклонно снижается скорость процессов жизнедеятельности, отчего бег времени ускоряется для всего сущего на Земле.

В древнейшие времена, при высокой скорости процессов, жизнь на планете буквально кипела - динозавры были с трехэтажный дом, трава - как нынешние деревья, а процесс радиоактивного распада атома был невероятно интенсивным. Первые люди также отличались гигантизмом, подтверждения этому можно найти в Библии: ”В то время были на земле исполины… это сильные, издревле славные люди» (Быт 6:4).

Со временем «буйство” жизни все более ослабевало, представители растительного и животного мира уменьшались в размерах, мир стал стареть. Ныне интенсивность всех процессов понизилась в тысячи раз, и в наши дни мы даже можем ощущать замедление времени, происходящее буквально на глазах.

Кстати, и сейчас на Земле есть еще места с несколько повышенным хроналом, например, остров Сахалин. Лопухи там подобны здоровенным зонтам, а трава имеет размеры кустарника. Французские ученые попытались посадить этих гигантов на своей земле, но потерпели фиаско. Через год пересаженные великаны стали обыкновенными, невысокими и ничем не примечательными растениями. А один любознательный ученый проехал от Москвы до Владивостока с радиоактивными часами и нашел, что скорость распада атомов, отражающаяся на ходе часов, в разных местах неодинакова.

Сжатие времени

К проблеме сжатия времени проявляют живой интерес и представители оккультного направления в альтернативной науке - эниологии, изучающей закономерности энергоинформационного взаимодействия в природе, обществе и Вселенной. Что любопытно, в этой области их выводы перекликаются с упомянутыми выше пророчествами о Последних временах.
По мнению доктора медицины Юрия Лира, реальное время во Вселенной заметно ускорилось (а мы, соответственно, не успеваем за ним). Этот процесс начался еще в середине XX века, когда Солнечная система вошла в невероятно мощный поток, идущий из центра нашей галактики и несущий огромное количество энергии и информации в самых разных вариациях. Это повлияло на психику каждого человека и восприятие людьми окружающего мира.

По поводу изменения хода времени есть много теорий, - рассказывает Лир. - Наиболее убедительным считаю мнение советского ученого, профессора Николая Александровича Козырева, опытным путем доказавшего, что время - это энергия, в которой пребывает Мироздание. И эта энергия может менять плотность протекания. Согласно теории Козырева, если у Солнечной системы меняется скорость вращения, автоматически меняется и время.

Там, где больше энергии, время «уменьшается», сжимается.
- Увы, мы не ощущаем себя жителями планеты и обращаемся с нашим общим домом Землей хуже некуда! - продолжает доктор Лир. - Сознание современного человека искусственно сужено и привязано к конкретной точке проживания. Он не ощущает, что происходит с планетой. Отсюда отсутствие ответственности за все, что он делает в конкретное время. Как это ни печально признавать, но катастрофические явления вроде цунами и тайфунов - это следствие отношения людей друг к другу, страшная плата за неразумность человеческого поведения.

Почему волны жуткого цунами обрушились именно на Индонезию и Таиланд? Я считаю, что там сегодня расположена главная клоака человечества. Все, что могут позволить себе богатые извращенцы, - все там есть. В гигантских масштабах и задешево. То есть это современные Содом и Гоморра. Отсюда и результат. А теперь приходит черед США расплачиваться за падение духовности, гордыню, самонадеянность и стремление управлять миром…

Но несмотря на водные катаклизмы, главная опасность для нынешнего человечества кроется не в воде, а в огне.
- Налицо поступление на Землю все большего количества энергии, - уверен Юрий Лир. - В наши дни Солнце настолько увеличило все виды излучения, что многие из них перестали поддаваться обычному приборному изучению! Спектр солнечного излучения уверенно движется от желтого цвета к белому, то есть светило накаляется. Это тот самый огонь, о котором в Новом завете говорят Спаситель и апостолы. Если объединить это с пророчествами в тибетской Книге мертвых, с календарем древних египтян и тайным, сакральным календарем к индейской книге майякиче «Пополь Вух» (это библия индейцев майя), то станет ясно: очень скоро нас ждет переход в новое состояние, в иное время.

Для нас, сегодняшних, это означает одно: следуя призывам древних пророков, нужно вести себя по-человечески, а не по-скотски. Тем, кто не вписывается в систему морально-нравственных ценностей, в будущем места нет! Человечество, не желающее соблюдать законы Того, Чьим порождением оно является, обречено…
И все же ни в коем случае не стоит впадать в отчаяние и опускать руки, предвидя близкий конец света! Во-первых, конец всего сущего на Земле в руках Божиих, а «о дне том и часе» не знает никто, кроме Самого Творца. А во-вторых, не надо думать о судьбе всей планеты - давайте подумаем лучше о себе, о своей жизни и своем предназначении на Земле. Ведь отвечать за то, как ты прожил свою жизнь, длинная она или короткая, придется только тебе и никому другому.

Дайана Раэб (Diana Raab)

Американский писатель, психолог, преподаватель и мотивационный оратор.

Почему время с возрастом начинает течь быстрее

Бесконечное лето из детства заканчивается, время начинает двигаться всё быстрее и быстрее. С этим печальным фактом рано или поздно сталкивается каждый.

Существуют различные теории, почему так происходит. Наиболее логичная заключается в том, что в детстве и юности мы постоянно делаем что-то впервые. Первый поцелуй, первая ночёвка вне дома, первая любовь, первый день в школе или университете, первый автомобиль… Каждое такое первое событие завораживает и заставляет нас запоминать мельчайшие детали. А чем подробнее мы его помним, тем более насыщенным оно кажется.

Когда же мы переживаем подобный опыт снова и снова, уже нет той новизны. Поэтому время ускоряется.

Аналогичное состояние мы испытываем в . Первые несколько дней пролетают не так быстро, как последующие. Это происходит из-за того, что во второй части поездки окружение становится всё более и более знакомым.

Нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman), который изучает восприятие времени, называет его эластичной вещью, которая меняется в зависимости от того, насколько плотно мы взаимодействуем с нашим опытом. Чем сильнее эта связь, тем медленнее движется время.

Время замедляется, если мы внимательны. Потому что мы просто начинаем больше замечать.

Подобное особенно часто бывает во время чрезвычайных ситуаций или каких-то травматических событий, так как в этом случае мы более склонны сосредотачиваться на деталях. Если вы когда-то попадали в автомобильную аварию, то наверняка помните ощущение, будто скорая едет целую вечность.

Как замедлить время

Если время зависит от нашего восприятия, значит, мы способны его замедлить.

Хороший путь - тренировать осознанность.

Это можно делать во время еды, медленно и долго смакуя каждый кусочек пищи. В это называется осознанным питанием.

Другой способ - побыть на природе, наблюдая за водой или деревьями и слушая пение птиц.

Вот несколько тем, которые вы можете использовать для этого упражнения:

  • Напишите об особых моментах прошлого года.
  • Напишите обо всех моментах, связанных с рождением или смертью, которые подействовали на вас.
  • Напишите о достижениях, которыми вы гордитесь.
  • Напишите письмо благодарности тому, кто сделал для вас что-то доброе.
  • Напишите о новой страсти.
  • Напишите о каких-либо позитивных трансформациях в вашей жизни.

Другие способы развития осознанности описаны в этих статьях.

Время – относительное понятие, придуманное людьми для обозначения той формы, в которой протекают физические и психические процессы жизнедеятельности. Время нужно для того, чтобы измерять жизнь. Но почему с возрастом время течет быстрее?

Еще А. Эйнштейн говорил, что время – это иллюзия, так же как и пространство. С великим физиком согласны и психологи.

Как можно узнать каково на самом деле время, если единственный инструмент познания – человеческий мозг? Весь окружающий мир – субъективное отражение объективной реальности. Психика определяет мир и течение времени. Личный жизненный опыт, сознание, память, мышление – все это не где-то снаружи, а внутри.

Если бы человек летел со скоростью света в открытом космосе, он воспринимал бы время так, как если бы ходил по земле, но год его полета был бы равен ста годам на Земле!

Два человека воспринимают одно и то же событие по-разному. То, как человек привык воспринимать мир, для него является нормой, он так привык жить. Трудно представить и догадаться что мир не такой, каким мы его видим. Простой пример: немало людей, страдающих дальтонизмом, узнают об этом совершенно случайно и только во взрослом возрасте. Например, на курсах по вождению автомобиля обнаруживается, что человек не различает красный свет на светофоре.

Физика относится к разряду точных наук, но физическое измерение времени не совпадает с тем, как его воспринимает человеческий мозг. Психика изменяет законы физики. У каждого человека есть свои, внутренние часы .

Когда человек счастлив, минуты для него пролетают очень быстро, и когда он находится в опасной ситуации, секунда практически останавливается, невероятно растягиваясь. Период, насыщенный событиями, по прошествии времени воспринимается как более продолжительный и долгий. Когда человеку скучно, часы идут медленно, кажется, что день никогда не закончится, но после, оглядываясь на череду таких дней, кажется, что время пролетело очень быстро и понапрасну.

В наши дни все большее количество людей замечает, что время с возрастом летит все быстрее , а ученые все чаще принимаются за изучение этого феномена.

Есть несколько версий , почему с возрастом время течет быстрее. Самые распространенные из них:

  • изменяется и ускоряется пространственно-временной континуум,
  • время ускоряется по мере замедления обмена веществ в организме человека;
  • люди в последние годы стали воспринимать время как все более ускоряющееся из-за информационной перегруженности,
  • с возрастом время ускоряется из-за того, что жизнь становится менее насыщенной новым опытом.

Последней версии придерживается большинство психологов.

Жизнь не измерить часами

Человеческий мозг концентрируется и запечатлевает в памяти новый опыт и значимые события чаще и ярче, нежели привычные действия. Количество прожитого времени исчисляется не годами, а важными событиями.

Психологами доказано, что восприятие времени зависит от того что думает, чувствует и делает человек в текущий момент.

В детстве и юности ребенок познает мир и себя. Каждый день он знакомится и изучает нечто новое, поэтому период жизни до 18 лет всегда кажется насыщенным и продолжительным. Взрослея, все меньше нового находит для себя индивид, все больше повторений и привычных действий. Шаблонные занятия складываются в «серые будни».

Взрослый человек живет «на автопилоте», поэтому мозг все реже «запечатлевает» жизнь. В 5 лет за один день малыш узнавал столько всего нового, сколько не узнает взрослый и за год жизни в 50 лет.

Занимаясь чем-то новым, необычным, познавая мир, человек «включает» мозг, большую часть времени работающий в «спящем режиме». Когда активируется внимание, мышление, воображение, ощущение и другие познавательные процессы, время словно бы замедляется. Почему и зачем? Чтобы появилась возможность усвоить информацию, сделать вывод, отреагировать правильно.

Экспериментально доказано, что в экстремальной ситуации головной мозг работает лучше. Так же известно, что в экстремальной ситуации замедляется время. Организм реагирует на стресс, инстинкт самосохранения активирует работу мозга и он начинает работать лучше. За долю секунды в опасных условиях можно придумать решение проблемы, которое не было бы найдено в спокойной обстановке.

Жизнь – это череда прожитых событий, а не лет. Чем более насыщенна жизнь, тем более долгой она кажется.

Шкала М. Кинера

Австралийский дизайнер М. Кинер спроектировал интерактивную шкалу , объясняющую как восприятие времени изменяется с возрастом. Его проект основан на теории П. Жане, разработанной еще в 1897 году.

Согласно этой теории, люди воспринимают время относительно, сравнивая его с уже прожитым периодом жизни. Чем больше прожито лет, тем короче кажется каждый следующий год по отношению к прожитому времени:

  • в возрасте одного года вся жизнь человека равна одному году, это 100% жизни,
  • в возрасте двух лет один прожитый год становится 50% жизни,
  • три года – 33, 3% жизни,
  • в двадцать лет один год – 5 % жизни,
  • в тридцать лет один год воспринимается как 3% жизни,
  • в девяносто лет год воспринимается как 1% жизни.

В семьдесят шесть лет год жизни воспринимается по длительности как каникулы после первого курса в университете.

Интересно, что после тридцати лет ускорение жизни замедляется и сохраняется восприятие одного года как примерно равного 3% жизни.

Таким образом, чем старше человек, тем меньшим периодом для него становится год. Именно по этой причине субъективно пожилые люди серединой жизни и лучшим временем считают возраст 18 лет.

Американский психолог Х. Хершвилд изучал явление прокрастинации (привычка откладывать даже срочные дела «на потом») и обнаружил, что человек себя в будущем представляет как некоего другого человека. Откладывая жизнь на потом, человек обманывается, думая, что решать проблемы и жить будет уже не он, а кто-то другой.

Откладывая жизнь, человек тратит время зря, и при взгляде назад кажется, что жизни не было вовсе, она промелькнула как мгновение.


Чтобы замедлить бег времени
психологи рекомендуют:

  • сделать свою жизнь более насыщенной яркими, новыми, эмоционально глубокими событиями;
  • постоянно узнавать и учиться чему-то новому;
  • чувствовать и говорить о чувствах искреннее, не играя и не откладывая «на потом»;
  • развиваться как личность;
  • выходить из зоны комфорта;
  • заниматься любимым и интересным делом;
  • не бояться менять свою жизнь, совершать то, что не свойственно и не привычно;
  • не бояться идти навстречу трудностям, страхам, конфликтам, переменам.

Нужно наполнять жизнь жизнью, оживлять ее, наслаждаться каждым днем, ценить мгновения и не тратить время зря!