Общность определение. Народ как социальная общность

По горизонтали:

3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их терри-

тории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера (Нация)

5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям (Наука).

6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью (Прибыль)

8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении (Суж-

10. Единичный представитель человеческого рода (Индивид).

11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общест-

ва (Акция).

По вертикали:

1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную неза-

висимость (Конфедерация)

2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг (Деньги).

4. Приспособление человека к окружающему миру (Адаптация).

7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания (Фи-

лософия).

8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (Сословие).

9. Человек, находящийся вне своей социальной группы (Маригинал).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

Члены жюри:

5.5. 10 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. 1.1.Какого типа социального контроля не существует

а) Формального и неформального б) Контроля Эго и супер-эго в) Внутреннего и внешнего г) Аффективного

1.2. Маргинальность - это

а) Состояние индивида, при котором он входит в две и более группы, но при этом до конца не разделяет нормы и ценности ни одной из них б) Стремление соответствовать нормам и ценностям группы в) Полное или частичное нарушение норм и ценностей группы

г) Напряжение, возникающее у личности в случае несоответствия ожиданиям группы.

1.3. Наглядно-чувственный образ предметов и явлений, получаемый через органы чувств, но сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия,

называется:

а) ощущением

б) восприятием

в) представлением

г) воображением

1.4.Только для президентской республики характерны следующие утверждения

а) в президентской республике имеет местонаиболее четкое разделение властей б) президент обладает отлагательным вето в) президент является главой исполнительной власти

г) президент избирается путем всенародного голосования

1.5. Какая идеология отрицала принцип разделения властей?

а) либеральная

б) коммунистическая

в) неолиберальная

г) христианско-демократическая

1.6.Десятая конфета не доставляет такого удовольствия, как первая. Это пример:

а) общей полезности

б) закона убывающей полезности

в) дефицита

г) альтернативной стоимости

1.7. Взаимозаменяемые товары:

а) имеют одинаковую цену б) дополняют друг друга при сбыте

в) конкурируют друг с другом на рынке г) стимулируют сбыт друг друга

1.8.Какой орган осуществляет надзор за исполнением законов в РФ?

б) прокуратура

в) Совет Федерации

г) следственное управление

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте

краткий ответ.

1. Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах,

возможность культурного наследия.

2. Удовлетворение важнейших потребностей общества, наличие устойчивых форм организации людей, наличие комплекса статусов, традиций, ритуалов, норм и цен-

_____________________________________________________________.

3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания на-

логов, символика.

_____________________________________________________________.

1. отличия человека от животного, 2. социальные институты, 3. признаки государства

3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из

приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных

вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

чем пропусков в тексте!

Первым источником религиозно-философской мудрости и мысли стала так называемая

1_______________, в которой сильны проявления мифологического сознания.

Более понятной и вместе с тем философской является другая группа текстов, появившаяся позднее - 2 _____________________(само это слово обозначает процесс обучения муд-

рецом своих учеников). Именно в этих текстах впервые была выражена идея

3____________ - переселения душ живых существ после их смерти. Согласно закону

4____________, тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с моральными норма-

ми, родится в будущем представителем одной из высших 5 _______ общества.

Иными словами, каждый получает то, что заслуживает. Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить свой кармический долг прежних существований. Самый надежный путь - жизнь

Еще одним способом освобождения души является комплекс практических упражнений,

самоконтроль, жесткая дисциплина, а именно - система 7_________________. Цель эта-

пов тренировки - достижение состояния, помогающего освобождению

8_________________.

1. Ведиче-

5. Реинкар-

ская лите-

отшельник

8. Конфуциан-

Ответ: 1 3 5 2 6 4 7 11

4.Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Общественное сознание, индивидуальное сознание, сознание, мораль, религия, право-

сознание, уровни сознания, обыденное сознание, теоретическое сознание, компоненты,

идеология.

Сознание

общественное сознание

индивидуальное сознание

компоненты

теоретическое

правосознание

идеология

обыденное сознание

5. Решите правовую задачу

5.1. Несовершеннолетнему Андрею исполнилось 15 лет. Он с друзьями решил отметить день рождения. Ребята приобрели и распили крепкие спиртные напитки в парке. В результате сильного алкогольного опьянения Андрей и его друзья стали приставать к гражданам в парке,

сопровождая свои действия нецензурной бранью. Они разбили несколько плафонов на фона-

рях, установленных в парке. Данные действия заметили сотрудники полиции и общественной безопасности и пресекли действия несовершеннолетних правонарушителей. Один из сотруд-

ников обещал всей группе длительные сроки ареста по всей строгости Уголовного кодекса РФ.

Как следует квалифицировать действия несовершеннолетних? Какое они понесут наказание,

если Андрею на момент совершения деяния исполнилось 15 лет, а его друзья старше на один год? Прав ли сотрудник полиции?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.2. За брак в работе токарю Ермакову был объявлен выговор. Кроме того, его частично ли-

шили премии. Считая, что за один поступок не может быть два наказания, Ермаков обратился в Комиссию по трудовым спорам с просьбой отменить приказ о лишении премии.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.1. Действие несовершеннолетних следует квалифицировать как административное правона-

рушение. Андрей не может нести уголовную ответственность, так как она наступает в РФ с

16 лет в общих случаях. В особо тяжких случаях она наступает раньше. Поскольку поведение юношей носит характер административных нарушений, то и санкции к ним будут применены по Административному кодексу. Сотрудник полиции не прав.

5.2.Согласно Трудовому Кодексу РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть не-

исполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисци-

плинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в го-

сударственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

6. Решите логическую задачу.

На экономическом саммите встретились главы трех государств - А, В и С. Один из них был законно избранным президентом, второй - наследный монархом, а третий военным дикта-

тором. Когда у них спросили, кто есть кто, ответы были следующие:

А: «В монарх, а С - диктатор» В: «А - законно избранный президент» С: «Диктатором являюсь я или А»

Как выяснилось впоследствии, правду сказал лишь тот из них, кто был монархом. Определи-

те, есть кто. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: А диктатор, В президент, С монарх

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ: Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем са-

мым умалив достоинство первой.

Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий - оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и наших ожиданий.

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

8. Решите кроссворд.

По горизонтали:

1. Социальное поведение, отклоняющееся от социально приемлемого в обществе (Девиа-

2. Группа, которая обладает властью или влиянием над другими группами (Элита).

4. Некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему (Конформизм).

7. Соответствие нашего знания или сказанного существующему на самом деле (Истина). 9. Нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям,

бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага (Альтруизм). 11. Замкнутая, обособленная социальная группа со строго определенным родом занятий,

своеобразным стилем жизни, обычаями, традициями, нормами (Каста).

13. Политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу про-

водимой политики, целям и методам осуществления государственной власти (Оппозиция).

По вертикали:

3. Одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враж-

дующих сил, тенденций (Антагонизм).

5. Любой вид деятельности, приносящий прибыль или денежный доход (Бизнес).

6. Способ деятельности и мышления, обеспечивающий выход личности за пределы тради-

ционного, привычного, заданного бытия (Творчество).

8. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя

(Толерантность).

10. Раздел экономической теории, изучающий функционирование экономики в целом,

экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений (Мак-

роэкономика).

12. Процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства (Стратификация).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

Члены жюри:

5.6. 11 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его от-

личие от познания естественнонаучного.

а) В социальном познании возможности эксперимента ограничены.

б) Социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных в) Социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным в силу на-

личия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования г) В социальном познании совмещаются субъект и объект познания

1.2. Критерием истины согласно сенсуалистам является:

б) практика

г) ощущение

д) соглашение ученых

а) уровень разделения труда в обществе б) уровень развития науки

в) степень свободы личности и система обеспечения и защиты прав человека г) уровень развития производительных сил

1.4.Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать

а) семейное положение

б) доступ к политической власти

в) уровень дохода

г) принадлежность к конфессии

д) национальность

1.5. Тоталитарный режим характеризуется

а) Полным контролем всех сфер общества

б) Цензурой на СМИ

в) Наличием оппозиции

г) Территориальной экспансией

1.6.Федеративное устройство государства предполагает

а) наличие двух уровней власти б) относительную правовую независимость административных единиц

в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия субъектам и контролирует их полный суверенитет г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же цен-

тру вопросы только культурного характера

Понятие социальной общности людей позволяет рассматривать этапы в развитии человеческого сообщества, как социально-природного целого, при этом, особенности институализации могут, как рассматриваться, так и не рассматриваться. К видам социальных общностей людей относят: род, племя, народность, нацию, вне-национальные inter-национальные общности.

Род как социальная общность людей, определяется наличием структурированных родственных связей. Эта форма общности соответствует древнему, первоначальному развитию человеческих сообществ. Племя как социальная общность характеризуется тем, что состоит из нескольких родов. В рамках племени обеспечивается генетическая чистота новых поколений. Племя, по сравнению с родом, выступает более прогрессивной формой общности, для которой характерна единая организация жизни и наличие руководящей структуры. Существование племен характеризуется не только присутствие кровно-родовых связей и управленческой структурой, но также и способом, укладом жизни. Этот способ или уклад характеризует конкретные формы освоения данным сообществом природы. В этом плане надо отметить существующую «специализацию» племен (животноводческие, земледельческие, рыболовецкие и т.д.).

Народность следующая форма социальных общностей людей. По сравнению с племенем в народности заметен шаг к усилению социально организационных характеристик жизни человеческого сообщества, по сравнению с акцентировкой кровнородственного момента (в племени). Для народности характерны следующие признаки: язык, единство природных характеристик (этнические характеристики), проявляемое у всех представителей данной народности; особенности культуры (включающие в себя способы жизнедеятельности и их отражение в духовной жизни), территория проживания.

Нация как социальная общность людей характеризуется следующими признаками: общность языка, культуры, территории, единство этнических черт, а также общность экономической жизни. Учитывая, что наличие экономического процесса связано с проявлением капитализации общественных связей, символом которого выступает крупное машинное производство. Общность экономической жизни устанавливается по отношению к тому или иному этносу, как имеющая место лишь тогда, когда для данного народа главным признаком, характеризующим организацию его жизни, является установление связей с природой и с другими сообществами через создание собственных технологий, в которых используются возможности машин. Речь идет о переходе от натуральных форм хозяйствования на земле к формам создания искусственной среды, опосредующей отношение человеческого сообщества к природе. Это опосредование сущностно меняет характеристики и самого сообщества, в частности, оно приводит к ослаблению статуса кровно-природной, мускульной силы людей как ведущей. Именно в этот период возникает, и все более усиливается связь людей, обусловленная не кровнородственными характеристиками. Эти характеристики хотя и остаются, но перестают играть решающую, знаковую роль в человеческом сообществе.

Именно для нации характерна общность экономической жизни, поэтому, общность людей в своем развитии прямо приводит к появлению новых общностей - интернациональных, в которых обозначен выход людей за границы связей, определяемых с акцентированием природно-социальных аспектов.

Возникновение интернациональных общностей происходит тогда, когда общность экономической жизни охватывает ряд регионов, в которых присутствуют разные народы. В рамках интернациональных общностей (американский народ, советский народ) возникает проблема сохранения культурной самобытности входящих народов, их языков.

В рамках мирового экономического процесса происходит постепенная невилировака особенностей культурной жизни разных народов, включая и их языки. В этом плане стоит задача достижения сознательной ориентации на сохранение культурных достижений всех народов. Эта задача по сути является задачей противопоставления собственно человеческого технологизации социальной жизни, в рамках которой и сам человек превращается в винтик безличного процесса, не имеющего собственно культурных определений.

Теория обслуживающая технологизацию общественной жизни, обосновывающая ее позитивность или хотя бы нейтральность, по отношению к процессу разрушения культуры, - это теория космополитизма. Главная идея этой теории состоит в том, что человек не должен искать культурного контекста собственного существования, что, находясь в потоке технологических манипуляций, называемых современным способом существования человеческой цивилизации, - человек должен абстрагироваться от отсутствия первого и присутствия второго и в своем существовании находить замену потерянного содержания в общественном технологическом движении. Иначе говоря, космополит - это тот, который независимо от места нахождения и социального контекста существования чувствует себя одинаково хорошо и не является защитником, каких либо существующих или утраченных культурных миров.

Речь идет о том, что позиция космополита характеризует укорененно-внешние отношения индивида к любому культурному содержанию. Для космополита характерно преобладание вне-культурных определений существования, полное сосредоточение на цивилизационных определениях. Именно эта позиция, выражающая и обосновывающая космополитизм, тщательно завуалирована, так как лишь в подтексте обнаруживается связь чисто цивилизационной позиции индивида с интересами господствующих социальных групп. В категориальном плане позиция космополитизма могла быть выражена в виде потери связки всеобщего с особенным. Реальный вариант состоит в том, что всеобщее вне особенного не существует. Универсально-планетарная идея, которую берет на вооружение космополитизм, абсолютизирована в результате утверждения космополитами не существенности, малозначимости для человека той или иной особенности территориально определенной области на планете. Именно в этом выражается отрыв субстанциональной основы причастности к универсальному материальному миру, который всегда выражается в наличии у человека своей родины, то есть места на планете, любя которое, человек любит всю планету. Космополитизм характеризует человека как гражданина Мира. В этом выражается наличие у него манипулятивно-соотносительного статуса. Здесь устанавливается соотношение индивида со сферой отчужденно-нормативно регламентирующей характеристики существования. Всеобщее, проявляя себя, получает свою содержательность, осмысленность, через общее, особенное. По отношению к этой сфере человек выступает единицей, которая должна. соотносясь с ней, подчиняться ее стандартам. Именно подчинение выступает главным в определении понятия гражданин. В таком определении специально не акцентируется культурные возможности человека.

Идея мирового гражданства возникает на почве углубления капиталистических трансформаций общественных связей. Эта идея призвана, во-первых, обосновать отказ от значимости и самоценности культурной позиции человека, заменив ее способностью адаптироваться в «технологизации» общественной жизни. Во-вторых, идея мирового гражданства направлена на разрушение национального в отношении к странам технологически более развитым. В этом смысле возникает манипуляция с феноменом национального: национальное противопоставляется мировому. Отрицается необходимость поддержания специфики национального на основе утверждения необходимости подчинения его мировому. Однако данная манипуляция с понятием национального строится на абстрактном понимании понятия мирового. Когда мировое рассматривается а-национальным, оно выступает реально не существующим. Такой ход мысли, является распространенным. В этом случае имеет место идеологическая процедура, в результате которой, мировое оказывается очищенным от массива национального. После такого очищения в понятие мирового включается указание на наличие какого то массива (количества) участников, единиц экономического финансового процесса охватывающего всех, а также в понятие мирового включается указание на причастность этих единиц к общетехнологическому, финансовому процессу охватывающему всех. Речь идет, таким образом, об абстрактном образе совершающегося повсеместно процесса цивилизационного движения, в котором индивид является в той или иной мере соучастником и выражает образ космополита - гражданина мира. Так как этот процесс имеет свои нормы и установления по отношению, к которым данный индивид определяет свое место, в том числе речь идет о месте, не фиксированном в какой либо точке земного шара. Это объясняется тем, что мировой процесс, как каковой, должен определяться не столько характеризующими его результатами, сколько фактами продолжения начатого движения. Речь идет об экономическом процессе, который охватывает весь мир. Для него не суть важными оказываются различные национальные характеристики общественной жизни. Поэтому, реальный статус национального нивелируется, уступая место статусу собственно экономическому. Под флагом космополитизма решаются различные, не только национальные, но и политические, религиозные, идеологические и прочие проблемы.

Проблема глобализации как проблема экономического превосходства развитых и попытка насильственного приобщения к такому уровню экономически недостаточно развитых стран является в настоящее время мощной тенденцией в мировом процессе, который игнорирует национальные традиции, и заставляет усиленно развивать национальную экономику.

Совместный труд, объединяющий некоторое количество , помогает выработать схожее отношение к жизненным ценностям и традициям для каждого человека. При этом социология в данном случае понимает труд не как производство чего-либо или переработку, а как глобальный процесс.

До эпохи Возрождения понятие «народ» было связано исключительно с представлением об общности людей, существовало даже описательное понятие «стадо Христово», синонимичное категории «народ». Очевидно, онтологическое трактование не имеет социологической основы, при таком понимании нет внутренней градации (в стаде все равны, все вперемежку), функциональности. Между тем, с развитием философской мысли и разработки ряда социальных концепций понимания личности и общности, стало очевидно, что «народ» даже как племя неоднороден, есть группы, микро- и макро-, есть коллективы, которые имеют роль в становлении народа, народности, формировании исторического процесса.

Историческая роль народа и определение общности в ключе развития истории

Роль народа в исторических переменах разнится в зависимости от эпохи. К примеру, революционные потрясения, безусловно, стали стимулом к развитию, а вот войны погубили некоторые общности, став причиной регрессии. Аналогично в производственной сфере, которая более определяет сущность «народа» как социальную: формирование экономического баланса и удовлетворение нормы потребления приводило к стогнации, а вот рост потребностей на фоне низкого уровня производства – к прогрессивному развитию (механизации, техническим революциям, научным открытиям). Логично предположить, что совместный труд и борьба за прогресс являются связанными характеристиками, давая народу как социальной общности. Единство народа все больше приближается к человеческой сути и проявляется с развитием общества.

Любопытно, что, к примеру, такая объединяющая категория как «язык», «языковая коммуникация» проигрывает «трудовому» объединяющему фактору. Язык народа, не являясь определяющим фактором общности народа, является опорой для создания связи между людьми, тогда как труд определяет специфику развития и саму возможность единения.

После рассмотрения факторов создания общности народа, хотелось бы определить, значат ли что-то эти факторы в сплачивании народа, стоит ли признаком народа определять духовную культуру, психологические и социальные характеристики. Даже специализированная литература, к сожалению, не предоставит точного ответа на этот вопрос. Духовным факторам внимания уделяется мало, приоритет отдается объективным материально-производственным.

Делая выводы, можно с уверенностью сказать, что народная общность, являясь союзом, связью людей, может строиться не только на материальных, но и на субъективно-сознательных факторах, к тому же без них сложиться нормальному социальному обществу практически невозможно.

Страница 20 из 24

Социальные общности.

Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающимися более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.

Социальные общности не создаются людьми сознательно, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Разного вида общности образуются на разной объективной основе. Одни виды общностей - непосредственно общественным производством, например, производственный коллектив, общественный класс, социально-профессиональная группа. Другие возникают на этнической основе: народности, нации (этнические общности), и наряду с экономикой их природа и характер определяются еще и рядом других факторов. Объективной основой третьих общностей – социально-демографических - выступают естественные демографические факторы: пол, возраст и т.д.

Любая общность формируется на основе одинаковости условий жизни людей, из которых она образуется. Но совокупность людей становится общностью только тогда, когда они смогут осознать эту одинаковость условий, проявить свое отношение к ним. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является “своим”, а кто “чужим”. Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями. Осознание этого проявилось у родоплеменных обществ первобытнообщинного строя. Это осознание присуще и любой народности и нации.

Народность – термин, обозначающий принадлежность к народу или наличие каких-то его качеств. Народ – это большая группа людей, связанных главным образом местом своего пребывания. В этническом смысле этим термином называются все исторически сложившиеся типы этнических общностей: племен, народностей, наций. В переводе с греческого этнос (ethnos) означает народ. С начала 50-х годов нашего века народностью стали называть различные виды этноса, находящиеся на стадии развития между племенем и нацией. Таким образом, народность – это этническая и социальная общность, которая исторически следует за племенем и предшествует нации.

Другой этнической общностью является нация. Нация (от лат. natio – народ) – тип этноса, исторически складывающийся и воспроизводящийся на основе общности территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада и сознания единства и отличия от подобных образований (самосознания). Это определение является господствующим в современной литературе. Однако в настоящее время, определяя нацию, часто делают упор не на этнические признаки, а на признаки стадиальные и этносоциальные, отличающие нацию от исторически предшествовавшей ей народности. К таким признакам относятся: унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации; развитие профессиональной культуры и искусства; формирование классово-социального состава, соответствующего уровню промышленного развития и др.

Национальность – это принадлежность к той или иной нации. Вместе с тем в западноевропейских языках это понятие используется главным образом для обозначения государственной принадлежности людей (подданства), а для обозначения этнической принадлежности нередко применяется выражение “этническая национальность” (ethnic nationality).

Проблемой этнических общностей занимается этносоциология, в которой существует свой категорийный аппарат. В центре ее внимания находятся межэтнические отношения, связанные с проблемой этнических меньшинств, ассимиляции и т.п. Этническое меньшинство – это совокупность людей, с которыми обращаются иначе, чем с другими членами общества, из-за характерных для них физических и культурных особенностей. Под ассимиляцией понимается полное уничтожение этнических меньшинств насильственным способом или путем постепенного их смешения с основным (титульным) этносом.

Следует заметить, что несмотря на наличие различных точек зрения, не является разновидностью этнической общности раса. Раса – это исторически сложившаяся группа человечества, характеризующаяся общими наследственными признаками, обусловленными единством происхождения и областью расселения. К таким признакам относятся: цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, рост и др. Современное человечество подразделяют на три основные расы: негроидную, европеоидную и монголоидную.

Отличительные признаки рас имеют второстепенное значение. Все расы абсолютно равноценны в биологическом и психологическом отношениях, находятся на одном и том же уровне эволюционного развития. Вместе с тем на протяжении всей человеческой истории предпринимались попытки возвысить одну расу и принизить другую. Они наиболее ярко проявились в теории и практике расизма. Расизм – это дискриминация, эксплуатация или жестокое угнетение общности, принадлежащей к другой расе.

Исторические общности людей: род, племя, народность и нация . Первой исторической формой общности людей является род - организация первобытного общества, основанная на кровном родстве, коллективном владении средствами производства, общности элементов первобытной культуры, языка, традиций и т.д.

Формой более широкой этнической общности, свойственной первобытнообщинному строю, является племя , которое, как правило, состояло из нескольких родов. Племена основывались также на родовых отношениях, кровнородственных связях людей. Принадлежность человека к племени делала его совладельцем общей собственности и обеспечивала участие в общественной жизни.

Нация - это такая историческая общность людей, которая имеет общую территорию, язык, культуру и, главное, общую экономику. Нации образуются из многих или нескольких народностей

Народность как общность людей формируется с возникновением частнособственнических отношений. Развитие частной собственности, обмена, торговли разрушило былые родоплеменные связи, породило новое разделение труда и классовое расслоение. Народность складывается из близких по происхождению и языку племен. Для народности как исторически сложившейся общности людей характерны такие признаки, как общность территории, экономические связи, единый язык и культура и т.д. Возникнув в рабовладельческом и феодальном обществе, народности сохраняются и даже формируются вплоть до наших дней.

5. Семья в социальной структуре общества. Проблемы семь и брака.

Семья представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, определенными юридическими нормами. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностями общества. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя различные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии, выполняя целый ряд важных социальных функций. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.

Семья - это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности.

Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки.

6. Политика как общественное явление. Власть. Виды Власти

В переводе с греческого политика означает искусство управления государством, определенный способ осуществления целей государства внутри и за пределами его территории. Все философы, начиная с Аристотеля, подчеркивали самое характерное для политики как общественного явления - ее прямую или опосредованную связь с властью

Таким образом, политика представляет собой особую сферу жизнедеятельности общества, связанную с отношениями между классами и социальными группами по поводу власти.

Понятие "власть" соотносится, как правило, с политической властью, хотя в действительности существуют разновидности общественной власти, возникшие задолго до появления государства. В общем плане власть - это способность и возможность осуществлять свою волю классом, группой, партией или личностью, оказывать воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или какие-либо другие средства принуждения и убеждения. Так, в первобытнообщинном строе власть носила общественный характер, осуществлялась всеми членами рода, которые избирали авторитетного старейшину. Выделяют несколько видов власти - экономическую, политическую, классовую, власть группы или отдельной личности. В истории существовали и семейные виды власти, такие, как матриархат и патриархат. Власть выполняет ряд функций: господства, руководства, управления и организации, контроля, которые присущи любому ее виду.

политическая система представляет собой сложное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют три составных части: 1) подсистему политических идей, теорий, взглядов, эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) подсистему политических отношений между обществом и государством, различными классами и социальными группами, государствами и т.д. по поводу власти; 3) подсистему политических институтов, образующих политическую организацию общества: государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации