Определение авторства художественного произведения. Атрибуция в европейском искусствоведении

Марусенко М. А. Атрибуция анонимных и псевдонимных литературных произведений методами распознавания образов. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. - 164 с.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Атрибуция произведения" в других словарях:

    Атрибуция (лат. attributio приписывание): Атрибуция произведения Атрибуция (психология) Атрибуция (авторское право) … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Восприятие#Атрибуция. Атрибуция (от лат. attributio приписывание) механизм объяснения причин поведения другого человека: авторства; создания («Что? Где? Когда?» типа и сути, места и времени);… … Википедия

    - (от лат. attributio приписывание), установление принадлежности анонимного художественного произведения определенному автору, местной или национальной художественной школе, а также определение времени его создания. В прошлом атрибуция… … Художественная энциклопедия

    Атрибуция - (от лат. attributio приписывание) установление автора анонимного произведения или произведения, опубликованного под нераскрытым псевдонимом … Издательский словарь-справочник

    - [лат. attributio приписывание] установление автора художественного произведения (книги, картины и т.д.) или времени и места его создания. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. АТРИБУЦИЯ лат. attributio, от attribuere, приписывать.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Англ. attribution от лат. attributum определение подлинности и авторства художественного произведения, а в крайнем случае определение школы, страны и времени создания. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Современная энциклопедия

    - (от лат. attributio приписывание) установление автора, времени и места создания художественного произведения. Опирается на анализ стиля, иконографии, сюжета, техники, на результаты физических и химических исследований и т. д … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. atributio – приписывание) – установление автора художественного произведения или времени и места его создания. Опирается на анализ стиля, иконографии, сюжета, техники, на результаты физических и химических исследований и т.п. Большой… … Энциклопедия культурологии

    Атрибуция - (от латинского attributio приписывание), установление принадлежности анонимного художественного произведения определенному автору, местной или национальной художественной школе, а также определение времени его создания. Основан на эмпирических… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Николай Рерих. В 2 томах. Том 2. Альбом (эксклюзивное подарочное издание) , . Перед вами эксклюзивное подарочное издание в переплете из натуральной кожи и шелка с золотым тиснением и трехсторонним золоченым обрезом. Книга вложена в оригинальный футляр. Актуальность и…
  • Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства 16-20 веков , . В настоящий сборник вошли статьи, посвященные атрибуции памятников русского и западноевропейского искусства XVI-XX вв., среди которых представлены мебель, оружие, карнавальные сани, предметы…

Оценка и атрибуция картин – услуги, которые требуются не только коллекционерам. Многие обычные люди порой не имеют представления об истинной ценности полотен, доставшихся в наследство от родственников или случайно найденных на старых чердаках. Вопрос о стоимости старого холста возникает обычно в момент, когда владельцу хочется его продать. Конечно же, каждый обладатель произведения художественного искусства рассчитывает получить за свое сокровище достойные деньги. Чтобы не оказаться жертвой предприимчивого мошенника и получить заниженную сумму, необходимо оценить картину у специалиста.

Бывает и обратная ситуация. Вам предлагают произведение якобы известного автора, внешне полотно вам нравится и вы хотели бы его купить для украшения интерьера или выгодного вложения денег. Но при этом на полотне нет подписи, поэтому вы сомневаетесь в правдивости утверждения продавца. В этом случае требуется профессиональная атрибуция картины, то есть официальное установление авторства, периода написания, принадлежности к той или иной школе живописи.

И в первом, и во втором случае следует обращаться в серьезные организации, имеющие право производить такую деятельность как оценка картин и атрибуция. Если вы хотите продать картину по адекватной цене или выяснить ее истинное происхождение – наш антикварный салон-магазин окажет вам всестороннюю поддержку. Обращайтесь к нам: профессиональные искусствоведы и эксперты проведут все необходимые исследования. Вы получите достоверное заключение о рыночной стоимости полотна и будете защищены от намеренного обмана.

Как осуществляется атрибуция полотен?

В нашем салоне-магазине представлены минимальные расценки на процедуру атрибуции. Выяснив точное авторство произведения, вы существенно повысите потенциальную стоимость картины.

При помощи специальных исследовательских методов мы определяем сюжетное направление, стиль написания, состояние полотна и использованные при создании шедевра материалы. Анализируя полученные данные в комплексе, мы определяем место и время написания картины. Путем тщательного изучения отдельных характеристик художественного объекта специалисты устанавливают личность художника. Количество проводимых исследований с целью установления авторства достигает сорока пяти анализов. В некоторых случаях для этого используется рентгенографическое исследование.

Примечательно, что не всегда наличие подписи точно доказывает авторство. Недобросовестные владельцы галерей или мошенники зачастую пользуются таким приемом как нанесение фальшивой подписи с целью завысить стоимость картины. Поэтому крайне важно доверить атрибуцию серьезным и порядочным специалистам.

Определение авторства художественного произведения. Атрибуция в музееведении - описание экспоната по ряду признаков, к числу которых принадлежат: название, назначение, форма , конструкция , материал , размеры, техника изготовления, авторство .

Направления атрибуции

Атрибуцией текста называют как исследование по определению его авторства, так и результат этого исследования. Проблема установления авторства в литературе связана с существованием анонимных и псевдонимных текстов и представляет собой одну из древнейших филологических задач, входящих в область текстологии . В последние десятилетия в задачах атрибуции применяются математические методы, предпринимаются попытки автоматизировать эксперимент по определению авторства.

Атрибуции подвергаются:

  • литературные произведения (в филологии и искусствоведении - определение авторства; в музееведении - описание произведения искусства как предмета хранения);
  • предметы материального быта (в музееведении);
  • изображения материальных бытовых предметов (в музееведении).

Исследования

См. также

Напишите отзыв о статье "Атрибуция произведения"

Примечания

Литература

  • Марусенко М. А. Атрибуция анонимных и псевдонимных литературных произведений методами распознавания образов. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. - 164 с.

Отрывок, характеризующий Атрибуция произведения

У Анны Павловны 26 го августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образа преподобного угодника Сергия. Письмо это почиталось образцом патриотического духовного красноречия. Прочесть его должен был сам князь Василий, славившийся своим искусством чтения. (Он же читывал и у императрицы.) Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова, совершенно независимо от их значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие – ропот. Чтение это, как и все вечера Анны Павловны, имело политическое значение. На этом вечере должно было быть несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Уже довольно много собралось народа, но Анна Павловна еще не видела в гостиной всех тех, кого нужно было, и потому, не приступая еще к чтению, заводила общие разговоры.
Новостью дня в этот день в Петербурге была болезнь графини Безуховой. Графиня несколько дней тому назад неожиданно заболела, пропустила несколько собраний, которых она была украшением, и слышно было, что она никого не принимает и что вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших ее, она вверилась какому то итальянскому доктору, лечившему ее каким то новым и необыкновенным способом.
Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства; но в присутствии Анны Павловны не только никто не смел думать об этом, но как будто никто и не знал этого.
– On dit que la pauvre comtesse est tres mal. Le medecin dit que c"est l"angine pectorale. [Говорят, что бедная графиня очень плоха. Доктор сказал, что это грудная болезнь.]
– L"angine? Oh, c"est une maladie terrible! [Грудная болезнь? О, это ужасная болезнь!]
– On dit que les rivaux se sont reconcilies grace a l"angine… [Говорят, что соперники примирились благодаря этой болезни.]
Слово angine повторялось с большим удовольствием.
– Le vieux comte est touchant a ce qu"on dit. Il a pleure comme un enfant quand le medecin lui a dit que le cas etait dangereux. [Старый граф очень трогателен, говорят. Он заплакал, как дитя, когда доктор сказал, что случай опасный.]
– Oh, ce serait une perte terrible. C"est une femme ravissante. [О, это была бы большая потеря. Такая прелестная женщина.]
– Vous parlez de la pauvre comtesse, – сказала, подходя, Анна Павловна. – J"ai envoye savoir de ses nouvelles. On m"a dit qu"elle allait un peu mieux. Oh, sans doute, c"est la plus charmante femme du monde, – сказала Анна Павловна с улыбкой над своей восторженностью. – Nous appartenons a des camps differents, mais cela ne m"empeche pas de l"estimer, comme elle le merite. Elle est bien malheureuse, [Вы говорите про бедную графиню… Я посылала узнавать о ее здоровье. Мне сказали, что ей немного лучше. О, без сомнения, это прелестнейшая женщина в мире. Мы принадлежим к различным лагерям, но это не мешает мне уважать ее по ее заслугам. Она так несчастна.] – прибавила Анна Павловна.

/ Применяемая методика

М етоды распознавания образов были впервые применены при атрибуции анонимных и псевдонимных произведений на основе индивидуальных характеристик авторского стиля в работе М.А. Марусенко в 1990 году.

В данной работе текст рассматривается как сложный лингвистический объект, характеризующийся обширным инвентарем элементов и многоуровневостью анализа. В основу нового метода атрибуции анонимных и псевдонимных произведений был положен многомерный статистический анализ, представленный в его наиболее развитой форме – теории распознавания образов.

В терминах распознавания образов стиль определяется как набор свойств (параметров), характеризующих состав, способы объединения и статистико-вероятностные закономерности употребления речевых средств, образующих данную разновидность языка . Набором свойств, характеризующих структуру текста в синтаксическом аспекте, становится в данном случае совокупность информативных параметров, чей состав определяется путем выполнения специальной процедуры отбора информативных параметров для каждого конкретного случая.

Важное теоретическое положение рассматриваемой работы заключается в том, что процедура атрибуции расчленяется на три относительно самостоятельных этапа :

  1. Формирование литературно-критической атрибуционной гипотезы, которое выполняется методами традиционного филологического анализа с применением всех доступных субъективных и объективных методов и приемов атрибуции.
  2. Поверка литературно-критической гипотезы, для выполнения которой используются средства теории распознавания образов.
  3. Интерпретация результатов проверки атрибуционной гипотезы.

Гипотеза считается статистически подтвержденной, если результаты распознавания согласуются с исходной литературно-критической атрибуционной гипотезой (при установленном уровне значимости). В противном случае гипотеза считается опровергнутой, и проверяется либо альтернативная гипотеза, либо переформулированная исходная гипотеза. При реализации такой схемы атрибуции статистико-вероятностные методы анализа языка и стиля используются лишь в качестве вспомогательных средств для проверки исходной атрибуционнной гипотезы, сформированной с помощью филологических методов атрибуции.

Проверка литературно-критической гипотезы происходит в несколько этапов с использованием определенного комплекса процедур:

  1. Определение априорного набора индивидуальных стилистических параметров. Поскольку параметры из априорного словаря параметров должны определять стиль в структурно-синтаксическом аспекте, они берутся из работ тех авторов, которые исследовали структуру и состав предложения математическими методами.
  2. Определение априорного набора классов. Состав априорных классов определяется требованиями временной и жанровой однородности, а объем измеряется в основных единицах синтаксиса - предложениях.
  3. Описание классов из априорного алфавита классов на языке параметров из априорного словаря параметров. Каждому лингвистическому объекту, подвергаемому анализу в целях стилистической диагностики, ставится в соответствие математический объект p, характеризуемый n-мерным вектором, где n – число параметров.
  4. Определение информативного набора параметров. Этот этап атрибуции заключается в выделении из имеющегося информационного параметрического пространства необходимого и достаточного числа параметров для отнесения объекта к классу, благодаря чему удаляются «шумовые» параметры.
  5. Выбор решающего правила. Задача установления автора анонимного или псевдонимного текста в данной работе рассматривается как задача нахождения расстояния между многомерным вектором, соответствующим априорному классу M1, и многомерным вектором, соответствующим априорному классу M2 неизвестного автора. Решающим правилом называется функция, выбранная для измерения этого расстояния и принятия решения о сходстве или различении этих объектов. Применяемый алгоритм распознавания должен обеспечивать разделение пространства признаков на области, соответствующие классам, с минимумом ошибок распознавания. В данной работе алгоритм распознавания предусматривает двухступенчатую процедуру распознавания: детерминированную и вероятностную.
  6. Оценка качества классификации. Поскольку полученные в результате математической процедуры классификации классы могут представлять собой артефакты, необходимо проведение оценки качества классификации, которая может повлечь за собой корректировку составов полученных классов.

Конкретные математические выражения для каждого этапа процедуры атрибуции приводятся в гл. 3 настоящей работы.

Применение разработанного М.А. Марусенко математического аппарата к реальному историко-литературному материалу показало его высокую эффективность [Марусенко 2005; В поисках потерянного автора, 2001; Синелева, 2001]. В настоящее время проводится несколько исследований по атрибуции художественных и публицистических произведений с применением данного метода [Хозяинов, 2006; Чепига, 2007]. По результатам проверок реальных атрибуционных гипотез, описанных в нескольких работах, можно сделать вывод об устойчивости системы распознавания к колебаниям объема текстов и к временной эволюции параметров авторского стиля. В большинстве случаев система распознавания обеспечивает полное разведение объектов по соответствующим классам, в противном случае после оценки качества классификации может быть выдвинута гипотеза о существовании еще одного или нескольких классов авторов, не учитываемых в первоначальной атрибуционной гипотезе. При этом последовательное применение детерминированного и вероятностного алгоритмов распознавания исключает случаи отказов от распознавания. В целом эксперименты по проверке надежности распознающей системы показали, что она способна обеспечивать «стопроцентно надежное определение принадлежности текста данному автору»

Подробности Категория: Об искусстве Опубликовано 21.04.2014 15:20 Просмотров: 3723

Это достаточно актуальный вопрос для любого вида искусства.

В литературе, например, существуют анонимные и псевдонимные тексты, авторство которых установить проблематично. Это касается и живописи, особенно иконописи . К тому же существуют многочисленные копии живописных полотен, созданные самим автором или (чаще всего) другим художником, которые выдаются за подлинники.
Установление авторства анонимного произведения, времени и места его создания называется атрибуцией. Какие же методы использует атрибуция для установления авторства художественного произведения?
Исследователь опирается на анализ стиля, материала, техники, сюжета, манеры и других данных. Чем шире круг прямых и косвенных данных, тем точнее атрибуция. Известно, что в использовании материалов и технологических приёмов построения картины существуют определённые закономерности, характерные для определённых эпох, национальных и местных школ, отдельных мастеров. Типичные признаки присущи каждому элементу картины: основе, грунту, рисунку, красочному слою. Да и весь живописный процесс характеризуется признаками, характерными для отдельных художественных школ и эпох.
Атрибуция (лат. attributio) – в переводе с латинского означает «приписывание». И это так, потому что результатом исследования данного произведения является приписывание авторства какому-либо художнику (писателю, композитору и т.д.).

Атрибуция: как было раньше?

Первоначально атрибуция основывалась только на интуиции специалиста, занимающегося установлением авторства художественного произведения. Такой метод назывался «знаточеством». И здесь ведущая роль принадлежит Джованни Морелли (1816-1891), настоящее имя Николаос Шеффлер, который первым предложил метод сравнительного анализа.

Франц фон Ленбах «Портрет Джованни Морелли»
Новый метод заключался в следующем: обнаруживать авторство картин не по самым заметным деталям, которые ориентируются на общие требования, а наоборот, по малозаметным, которые выдают автоматизм художника. Например, по мочке уха. Подразумевается, что художник не придаёт особого значения этой детали человеческого образа, да и зритель тоже. Поэтому она изображается художником автоматически и повторяется в его работах.
Конечно, метод этот не может быть назван универсальным, хотя он применяется до сих пор. Какой бы тонкой ни была интуиция специалиста, её всё-таки недостаточно для точного установления авторства произведения.
Этот тип профессионала, занимавшего знаточеством, возник около 150 лет назад. Знаток переезжал из одного музея в другой, из страны в страну и занимался атрибуцией на основе своей зрительной памяти и выработанной интуиции. Его выводы не всегда были безошибочными, но позволяли сделать достаточно точный вывод о подлинности и авторстве указанного произведения. Кроме того, важно отметить, что знатоку верят вне зависимости от того, прав он или нет, т.к. большое значение имеет его авторитет. Часто известное имя такого специалиста являлось гарантией для покупателя художественного произведения. И не учитывалось даже то, что знаток часто не аргументировал свои выводы.
Произведения живописи прошлых лет и столетий часто переделывают (вкусы в разное время меняются), они иногда страдаю в смысле узнавания от реставрации. Кроме того, существует множество анонимных произведений. Например, известны сотни имён живописцев Южных Нидерландов XV в., а в музеях мира только единицы из них имеют документально подтверждённое авторство.
Иногда картина бывает потеряна или хранится в неподобающих условиях, и когда она снова найдена, начинает жить под новым именем или числится безымянной. Иногда в музее можно увидеть картины с такими подписями: "Неизвестный французский мастер XVI в.» или «Школа Рубенса». Картины, утратившие имя творца или получившие фальшивое имя, исследуют, чтобы установить историческую и личностную истину.
К этому количеству «неопознанных» картин прибавляется ещё бо́льшее количество копированных картин. Во все эпохи это было распространено. Ученики копировали картины своих учителей, существуют авторские копии, а также копии, начатые автором, а законченные его учеником и т.д.
Когда в XVIII в. в России стал популярен парадный портрет, к копиям прибегали очень часто. Ведь портреты лиц царской фамилии, например, писали самые известные русские или зарубежные портретисты. Но всегда делались многочисленные копии для дворцов и государственных учреждений, и эти копии чаще всего создавали другие художники. А сколько было талантливых копиистов среди крепостных! Они могли удивительно точно скопировать картину любого известного художника, но установить авторство копий сейчас практически невозможно.
Другая причина создания многочисленных копий известных полотен – желание музеев во что бы то ни стало иметь в своей коллекции шедевр. И если его не было, то приходилось «создавать» самим: выдавать за него старую копию или даже делать новую и подписывать под ней имя знаменитого автора.
Известно, что Рембрандту и другим известным художникам приписывают столько картин, что их количество во много раз превышает число реально созданных ими картин. Очень много подделок французских импрессионистов . А в наши дни часто подделывают произведения русских художников XIX-XX вв. В общем, соблазн фальсификаций и раньше, и сейчас очень велик. Ведь в случае, если продавцу удаётся обмануть, а покупателю оказаться обманутым, обманщик может получить фантастическую прибыль. « Мир желает быть обманутым, пусть же его обманывают», - эти слова приписывают папе римскому Павлу IV.

Эксперты утверждают, что сегодня российский рынок живописи буквально переполнен копиями работ знаменитых мастеров, которые выдаются за оригиналы и продаются за огромные деньги.

Примером того, как могут ошибаться самые опытные эксперты, служит история с картиной псевдо-Шишкина «Пейзаж с ручьем», которую весной 2004 г. Sotheby"s едва успел снять с русских торгов. На аукционе эта картина была представлена ранней работой И. Шишкина в период его стажировки в Европе у художников Дюссельдорфской школы. Полотно было оценено в сумму около 1 миллиона долларов. Оказалось, что это подретушированная работа голландского живописца Дюссельдорфской школы Маринуса Адриана Куккука. За год до этого картина была продана на шведском аукционе Bukowskis за 65 тысяч фунтов. Но курьёз в том, что к моменту появления на аукционе в Лондоне её «подлинность» была засвидетельствована уважаемыми экспертами Государственной Третьяковской галереи и Sotheby"s.

Сравните эти картины.

И. Шишкин «Пейзаж с ручьём»

Картина Маринуса Адриана Куккука

А как сейчас?

В связи с таким размахом фальсификаций располагает ли сегодняшняя наука средствами, которые позволили бы научно обосновывать суждение о подлинности произведений?
Конечно, с развитием естественных наук в конце XIX-начале XX вв. появились новые возможности для атрибуции: технологические экспертизы, макро- и микросъемки, рентгенография, применение инфракрасного и ультрафиолетового излучения и др. Все эти методы позволяют точно определить материал, из которого создано произведение, разнородность отдельных элементов, датирование живописных произведений по виду основы, красящего слоя, подрамника и т.п.
Существует несколько методов датирования деревянной основы для живописи: для определения возраста деревянной основы (древесины) применяются метод радиоактивного углерода (метод С14) и метод дендрохронологии. Радиоуглеродный метод позволяет определить период времени, когда в данном объекте прекратилась жизнь. Конечно, это очень сложный метод, требующий специального оборудования, но всё-таки он существует. В основе дендрохронологии, или метода датирования древесины по годичным кольцам, лежит изучение колец на поперечном срезе неизвестного дерева. Годичные кольца древесины отличаются неравномерностью, которая связана со многими факторами: климатом, средой и т.д.
Существует и такой метод фальсификации: берётся старая картина, древесина которой уже изъедена жучками, с неё убирают остатки старой живописи, покрывают грунтом с лицевой стороны и создают новую картину. Но данная фальсификация распознаётся при помощи рентгеновского исследования.
Следует сказать, что далеко не всегда фальсификация бывает преднамеренной. Известен пример, когда один из портретов Екатерины II А. Бенуа приписывал Рокотову, а через 10 лет опроверг свое мнение и писал в 1916 г.: «Я сам долгие годы верил этой атрибуции, однако теперь никаких сомнений для меня нет, что перед нами картина Левицкого».
Мы не будем углубляться в методы и приёмы современной атрибуции – это дело специалистов. Но обратимся к известному факту.

Знаменитая подделка: портрет Е.И. Пугачёва

Портрет написан на холсте маслом. Слева вверху указана дата «Сентября 21 1773 г.», а на оборотной стороне холста надпись: «Емельян Пугачёв родом из Казацкой станицы нашей православной веры и принадлежит той веры Ивану сыну Прохорову. Писан лик сей 1773 г. сентября 21 дня». Автором портрета было принято считать какого-то художника-самоучку из старообрядцев, писавшего портрет с натуры. Этот портрет находится в Государственном историческом музее, а в областных музеях существуют множественные копии. В школьных учебниках, где рассказывается о восстании Пугачёва, всегда присутствовал этот портрет.
Но при его реставрации в 20-е годы XX в. специалисты увидели, что через папаху Пугачева просвечивается какое-то лицо. Расчистка картины показала, что портрет самозванца написан поверх портрета Екатерины II.
Новейшие исследования выявили, что женский портрет действительно относится к XVIII в. но само изображение Пугачёва относится ко второй половине XIX в.

Другие известные подделки

М. Шагал «Сиреневая скатерть»
Дерзкая продажа подделки этой картины принадлежит американскому арт-дилеру иранского происхождения Эли Сахаю. Он продавал и оригинал, и подделку, написанную с оригинала. При этом подделка сопровождалась сертификатом, который арт-дилер получал при покупке оригинала.
Картину Марка Шагала «Сиреневая скатерть» Сахай купил в 1990 г. на аукционе Christie"s за 312 тысяч долларов. Копию с этой работы он позже продал японскому коллекционеру более чем за 500 тысяч долларов, а оригинал перепродал на том же Christie"s через 8 лет за 626 тысяч долларов.
На его деятельность обратило внимание ФБР после того, как в 2000 г. два главных аукционных дома Christie"s и Sotheby"s одновременно выставили на продажу две одинаковые картины: «Ваза с лилиями» Поля Гогена. Подделку намеревался продать не подозревающий об этом японский коллекционер, который приобрел картину у Сахая. А сам Сахай намеревался продать настоящего Гогена через другую организацию.
Большинство подделок Эли Сахай продавал в Азии, а оригиналы – в Лондоне или Нью-Йорке.
Итак, вы уже поняли, что определение авторства художественного произведения – необходимая и очень сложная задача. Фальсификации существуют в любом виде искусства, но мы свами остановились в основном на живописи, т.к. примеры в этом виде искусства более наглядны.