Субкультуры молодежи примеры. Молодежная субкультура

Молодежная культура относится к числу особо сложных явлений. Об этом свидетельствует тот факт, что до недавнего времени само ее существование подвергалось сомнению. В наши дни число сомневающихся в ее наличии стало незначительным, однако связанные с ней проблемы и сложности остались.

Исходными пунктами при изучении молодежной культуры выступают понятия молодости и молодежи. Молодость — это длительная фаза или этап жизни, в течение которого каждый человек переходит от детства к взрослости. Содержанием этого перехода является процесс социализации. Поскольку этот переход осуществляется не в одиночку, постольку все совершающие такой переход и составляют . Последняя представляет собой социально-демографическую группу, объединяющие признаки которой — возраст, социальный статус и социально-психологические свойства.

Следует сказать, что указанные признаки являются весьма неустойчивыми и неопределенными, они зависят от характера и уровня развития общества, культуры и особенностей процесса социализации. В целом же этап социализации все больше растягивается. Так, еше в прошлом веке период молодости заканчивался чаще всего к 20 годам, поскольку к этому возрасту человек начинал свою трудовую деятельность и вступал во взрослую жизнь.

Сегодня — в связи с резким увеличением срока получения образования — верхняя граница молодости поднялась до 30 и даже более лет. То же самое происходит и с нижней границей, правда, в обратном направлении. Раньше она соответствовала 14 годам. Теперь она — в связи с феноменом акселерации — иногда отодвигается назад, к 10 годам, особенно, если речь идет о молодежной культуре. Однако большинство ученых сходится на том, что возрастные границы молодости находятся между 14 и 30 годами.

Эти границы указывают на то, что молодежь составляет огромную социальную группу — почти половину населения общества. В силу этого ее роль в общественной и культурной жизни постоянно возрастает. Во многом по этой причине в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых. Они не спешат расстаться со своей молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуя у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения. Такое явление лишний раз свидетельствует о том, что молодежная культура существует, что она образует в первую очередь феномен именно нашего времени.

На этапе социализации отмеченные признаки молодежи — возраст, социальный статус и социально-психологические свойства — претерпевают глубокие, качественные изменения. По мере увеличения возраста происходят физическое, физиологическое и половое развитие и созревание. Практически отсутствовавший социальный статус приобретает вполне конкретные черты: в 18 лет человек официально признается взрослым, что предполагает соответствующие права и обязанности.

Социально-психологические свойства также становятся вполне определенными и устойчивыми, образуя неповторимый характер. Помимо этого вступающий в жизнь человек получает образование, приобретает профессию и квалификацию, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи, идеалы и ценности.

Основными каналами социализации выступают семья, школа и высшее учебное заведение, общество сверстников, средства массовой коммуникации. При этом собственно культурная социализация составляет преобладающую по своему объему и исключительно важную по своему значению часть.

Является одним из следствий процесса социализации вообще и культурной в особенности. Ее социально-пси- хологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации. Эти естественные устремления далеко не всегда получают необходимую поддержку. Дело в том, что почти все названные выше каналы социализации, за исключением общества сверстников, рассматривают молодого человека главным образом в качестве объекта воздействия.

От последнего в таком случае требуется просто принять и усвоить содержание и ценности существующей культуры. Однако входящий в мир человек не соглашается быть пассивным объектом, он далеко не все принимает в предлагаемой культуре. Его свежий взгляд позволяет ему острее видеть то. что некоторые элементы культуры старшего поколения уже не соответствуют духу времени, другие же нуждаются в обновлении.

Именно этот процесс критического осмысления и творческого обновления культуры, позволяющий делать ее действительно своей, в конце концов и приводит к появлению молодежной культуры.

В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории «конфликта поколений», конфликта «отцов» и «детей». В основе таких теорий, как правило, лежит система психоанализа 3. Фрейда, ядро которого составляет известный эдипов комплекс. В античном мифе о трагедии царя Эдипа, который убил своего отца и женился на своей матери, Фрейд увидел универсальное объяснение всех межчеловеческих отношений, включая отношения между поколениями и народами.

Его современные последователи рассматривают конфликт поколений в качестве главной и универсальной движущей силы истории. По их мнению, вся предшествующая история была историей борьбы между старыми и молодыми, отцами и детьми, зрелыми мастерами и молодыми подмастерьями, старыми профессорами и молодыми студентами. В качестве современных проявлений борьбы поколений указывается на студенческие и молодежные движения, на молодежную культуру.

Хотя концепции молодежной культуры, опирающиеся на теорию конфликта поколений, отражают некоторые черты данного явления, в целом они страдают явными преувеличениями, упрощениями и схематизмом. В первую очередь они противоречат фактам истории. В первобытном обществе культура была однородной, в ней не было каких-либо субкультур, как и конфликта поколений. На последующих этапах истории культура начинает дифференцироваться, в ней возникают субкультуры, в частности, городская и сельская. Однако молодежь еще не составляет особую социально- демографическую группу, что не дает оснований говорить о конфликте поколений.

Только в наше время молодежь выделяется в относительно самостоятельную фуппу и становится носителем особой — молодежной субкультуры, которая, однако, существует наряду с другими — женской, городской, сельской и т.д. Теперь появляются реальные возможности для возникновения разногласий и противоречий между поколениями.

Действительно, сегодня темп социального развития значительно ускоряется. Это ведет к тому, что многие принципы отношений, нормы и правила поведения, знания, идеалы и ценности, сами условия и уклад жизни старшего поколения, проходившего социализацию 25-30 лет назад, и нового поколения оказываются настолько различными, что таят в себе потенциальные возможности для разногласий и противоречий, которые могут перерасти в конфликт. К тому же с возрастом у человека снижается способность к адаптации, он уже не может воспринимать и усваивать новое наравне с молодыми. Поэтому люди старшего поколения все больше отстают от ускоряющегося темпа жизни. Все это усиливает вероятность возможных конфликтов.

Тем не менее в культуре всегда имеется достаточно прочный и солидный слой, который обеспечивает преемственность между поколениями. Но даже если на определенном этапе культура действительно переживает глубокие, радикальные изменения, их настоящим источником является вовсе не «конфликт поколений». Последний может выступать лишь как внешняя форма происходящих изменений, тогда как действительные причины скрываются гораздо глубже. К тому же культурные революции происходят не так часто, что также свидетельствует не в пользу теории «конфликта поколений».

Молодежь чаще всего расходится не со всей культурой прежних поколений, а по конкрепшъш позициям. Прежде всего ее не устраивает сложившаяся иерархия ценностей. Обычно составляющие культуру элементы располагаются в таком порядке: образованность и интеллект, мастерство и умение, нравственные ценности, эстетические ценности и т.д. Однако молодежь на первое место ставит нравственность, за которой следуют эстетические, интеллектуальные и другие ценности. Но даже на эстетические и другие ценности она часто смотрит через призму морали. В искусстве ее интересует в первую очередь нравственная проблематика. Как показывают социологические исследования, культурный человек для нее — это прежде всего нравственная личность.

В целом для молодежи характерно эмоционально-нравственное восприятие мира. В ее поведении преобладают движения, действия и динамика. В равной мере для нее характерно резкое противопоставление добра и зла, категоричность и максимализм, нетерпимость ко лжи, несправедливости, лицемерию, неискренности, равнодушию и т.д. Именно в этой области молодежь чаше всего расходится с культурой старших поколений.

Здесь ей труднее всего находить взаимопонимание и взаимное доверие. Поэтому нередко наилучшей средой для нее оказываются сообщества сверстников, которые могут быть как официальными, так и неформальными. Последним отдается явное предпочтение, поскольку в них меньше иерархии, каких-либо правил и ограничений.

В них молодежь в наибольшей степени чувствует себя как дома. Здесь ей легче всего найти взаимопонимание. Они позволяют с интересом провести досуг, обсудить личные проблемы, весело развлечься. Через эти сообщества молодежь добивается эмоционально-нрав- ственного самоутверждения. Они оказываются главным местом создания молодежной культуры, выступающей основной формой самовыражения и самореализации.

В узком смысле молодежная культура — это культура, созданная самой молодежью. В этом отношении она похожа на народную культуру. По своему уровню она также нередко бывает не слишком высокой, однако это компенсируется неподдельной искренностью и честностью, откровенностью и подкупающей наивностью. Как и народная, молодежная культура в той или иной мере противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти — высокой.

Вместе с тем молодежная культура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую. Значительная часть культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, а также моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т.д.

Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием. Только музыка способна наиболее глубоко выражать чувства. Она наполняет жизнь поэзией, заражает энергией, меняет и поднимает настроение. Музыка может становиться главным средством общения. Она является лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок- и поп-музыка, а вся культура часто называется рок-культурой. Рок-музыка в массовой культуре действительно выходит за рамки искусства и становится стилем или образом жизни.

Наряду с рок- и поп-музыкой элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т.д. Сленг, или молодежная речь, отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. Одежда и обувь включают в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку. Во внешнем виде большое значение придается прическе, длине волос: у хиппи они длинные, у панков — короткие и покрашены в яркие цвета. Все элементы культуры несут символическую нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Молодежная культура является субкультурой , существующей наряду с другими. Она представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов и т.д. Значительная часть молодежи либо не связана с ней, либо эта связь является весьма слабой, чисто символической. Молодежная культура распадается на множество групп и течений, наиболее активные из которых объединяются вокруг тех или иных рок-ансамблей.

Часть из них составляют поклонники (фанаты) какой-либо спортивной команды — футбольной, хоккейной, баскетбольной и т.д. На какое-то время одна из ведущих групп становится лидером, уступая затем свое лидерство другой: после битников и хиппи появились панки, затем рокеры, металлисты и т.д.

В целом роль и значение молодежной культуры, ее влияние на общую культуру остаются локальными. Они не сравнимы с ролью и влиянием массовой культуры. Однако на определенных исторических этапах роль и влияние молодежной культуры могут резко возрастать как по своим масштабам, так и по своему значению. Ярким примером тому стало движение контркультуры , имевшее место на Западе в 60-е гг., основными движущими силами которого выступили студенческая молодежь и интеллигенция.

Первоначально движение возникло как леворадикальное политическое. В начале 60-х гг. оно соединилось с культурным движением и стало быстро набирать силу, превратившись в мощное движение контркультуры. Не отказываясь от политических целей, оно решило идти к ним не прямо, а через культуру и искусство, через революцию в сознании, стиле жизни и системе ценностей. Движение опиралось на идеи Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, 3. Фрейда. Путеводной нитью движения стала концепция современного последователя фрейдизма Г. Маркузе. изложенная им в книге «Эрос и цивилизация» (1955).

Контркультура выступила с полным отрицанием всей западной цивилизации и господствующей культуры. По мнению ее сторонников, в самом начале западная цивилизация имела две тенденции развития, одну из которых символизировал Орфей (Дионис, Нарцисс), а вторую — Прометей (Аполлон, Гермес). Орфей воплощает собой свободную игру и наслаждение, любовь и красоту, чувственность и блаженство.

Прометей, напротив, символизирует труд и необходимость, разум и господство над природой, отказ и подавление свободы, рационализм и практическую пользу, ограничение и вытеснение естественных, чувственных влечений человека. Западный мир сделал выбор в пользу Прометея, и всю его эволюцию можно рассматривать как последовательное забвение того, что символизирует Орфей — чувство, игру и наслаждение, и утверждение того, что воплощает Прометей — разум, труд и пользу. Итогом такой эволюции стала «репрессивная цивилизация», покоящаяся на господстве бездушной техники, тяжелом принудительном труде, покорении природы и подавлении в человеке его чувственных и эстетических способностей. Контркультура выступила с отказом от технократизма, разума и интеллекта, сковывающих и ограничивающих чувственность, с отрицанием техники как угрозы искусству. Наиболее резкая критика была направлена против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Из всей существующей культуры, по мнению сторонников контркультуры, достойным сохранения и дальнейшего развития объявлялось искусство авангарда, которое представляло собой настоящее «царство свободы».

Контркультура провозгласила новую систему ценностей, в которой особое место занимали избавленная от всяких внешних ограничений «новая чувственность», свобода самовыражения, игра, воображение и фантазия, «невербальные» способы общения и т.д. На пути к достижению новых ценностей большое значение придавалось поиску «новой общности», конкретными формами которой выступали различного рода «коммуны», возникавшие на основе естественных, спонтанных отношений братства и любви, лишенных какой-либо иерархии и субординации.

Особая роль отводилась «сексуальной революции», которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений прежней ханжеской морали. Сексуальная революция выступала одним из главных способов формирования «новой чувственности».

По мере воплощения в жизнь новых ценностей должен был осуществиться переход от прометеевского разума к орфической чувственности, от производительного труда к беззаботной игре. Высшей и конечной целью движения контркультуры провозглашаюсь общество как произведение искусства. Искусство в таком обществе — в духе авангардизма — должно будет слиться с самой жизнью. В этом обществе путь к эстетическому удовольствию и наслаждению уже не будет опосредован искусством. Удовольствие и наслаждение будут непосредственно возникать в каждом виде деятельности, понимаемой как игра.

Одним из примечательных явлений контркультуры стали «хиппи», стиль жизни и поведение которых по-особому ярко показывали некоторые характерные черты всего движения. Протест против существующего общества и культуры принял у них форму бегства от этой жизни и культуры. Примерами для подражания они избрали Иисуса Христа, Будду, Ганди, Франциска Ассизского. Они уходили из городов, жили коммунами. Символом любви выступали цветы, которые хиппи носили в волосах, на одежде или вышивали их на ней, вырезали из бумаги, заплетали в венки. Отсюда их течение назвали «цветочной революцией». Наряду с любовью хиппи увлекались наркотиками.

В начале 70-х гг. движение контркультуры переживает кризис и постепенно сходит на нет. Оно уступает место неоконсерватизму, который провозгласил новую систему ценностей, во многом противоположную контркультуре. В 70-е гг. молодежная культура возвращается к своему статусу одной из субкультур.

Молодежная культура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с завершением процесса социализации и включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.

Субкультуры и контркультура

Культура, взятая во всех своих проявлениях, неоднородна и противоречива. Даже внутри относительно целостной культуры, например культуры конкретного народа в определенную эпоху, можно выделить различные группы людей (деревенские, городские, профессиональные, возрастные и т.д.) со своими особыми установками, ценностями, предпочтениями, обычаями. Следовательно, во всех этих группах проявляются относительно самостоятельные культурные тенденции. Такие самостоятельные культурные сферы, находящиеся внутри господствующей культуры , называются субкультурами.

Для субкультур характерен ряд особенностей, которые находят отражение в основных областях жизни той или иной группы. Например, можно говорить о субкультурах молодежи, представителей мира искусства или преступного мира, где имеются свои особые моральные нормы, язык (жаргон), манеры, стиль поведения.

Многие из этих субкультур не просто отличаются от официальной культуры, но и прямо противостоят ей. Например, резко критическим отношением к принятым в господствующей культуре ценностям отличались молодежные движения 1960-х гг. (хиппи, рокеры, панки и т.д.) Взятые вместе, такие протестные субкультуры формируют контркультуру. Таким образом, контркультурой можно назвать комплекс установок, направленных против официальной культуры.

Весь процесс истории культуры иногда представляется в виде борьбы официальной культуры и контркультуры. Например, христианские общины в первых веках новой эры резко противопоставляли свои ценности господствующим установкам эпохи античности времени упадка. В Советском Союзе контркультурными признавались все установки, направленные против коммунистической и государственной идеологии. И в том, и в другом случае контркультура после долгих лет борьбы вытеснила официальную культуру и заняла ее место.

Такие глобальные перемены в культуре происходят чрезвычайно редко — в кризисные эпохи, когда господствующие ценности перестают соответствовать изменившейся реальности. В остальное время они остаются невостребованным резервуаром инноваций. Современный интерес к контркультурам как на Западе, так и в России обусловлен именно тем, что современная культура проявляет все признаки системного ценностного кризиса. Возможно, что пути выхода из этого кризиса сейчас формируются в протестных контркультурах.

Контркультура

Контркультура — социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, лежащим в основе той или иной культуры, характеризующиеся отказом от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Термин «контркультура» появился в западной литературе в I960 г. Его ввел американский социолог Теодор Роззак (род. 1933), который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен. Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представлялась организованным насилием над личностью. Этот протест принимал различные формы — от пассивных до экстремистских.

Молодежная контркультура стала наиболее значимой в жизни современного человечества. Первоначально она была направлена против технократизма индустриального общества. Собственность, семья, личная ответственность и другие фундаментальные ценности современной цивилизации провозглашались предрассудками, а их защитники рассматривались как ретрограды.

Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения 1960-1970-х гг. битников и хиппи, сконцентрировавшие антибуржуазные идеи и выступавшие против западного образа жизни и буржуазной морали. В середине 1940-х гг. основоположники битничества Д. Керуак, У. Берроузи А. Гинзбергстали экспериментировать с понятиями дружбы, нового видения и нового сознания, а в 1950-е гг. появились их книги, где они попытались обосновать новое миропонимание, связанное с поэтизацией мужского начала, мужественности и бунтарства, отказом от пуританства и ханжества буржуазной морали и традиций общества потребления. Эти поиски привели их на Восток, привив последующим поколениям интерес к буддизму, психоделическим практикам, которыми особенно увлекались хиппи.

К 1960-м гг. спектр молодежных течений в контркультуре расширился, все чаще вовлекая в свои ряды тинейджеров — подростков от 13 до 19 лет.

Рокеры — одетые в кожу мотоциклисты, наводящие ужас на обывателей, культивирующие «мужской дух», жестокость и прямоту межличностных отношений, основанных только на физической силе. Они агрессивны, грубы, шумны и уверенны в себе. Воплощением их образа жизни стала рок-музыка, тяжелый и простой ритм которой хорошо вписывается в их жизнь.

Движение панков стало особенно популярным в 1970- 1980-е гг. Панки шокировали добропорядочных людей умопомрачительными по цвету и дизайну прическами и ругательствами, а также своими нарядами — старой школьной формой, «украшенной» мусорными пакетами, туалетными цепочками, булавками. Им противостояли теды («тедди-бойз»), объявившие себя хранителями социального порядка, и моды («модернисты»), стремившиеся приблизиться к среднему классу. Позже от «модов» откололись скинхеды , или «бритоголовые», агрессивно настроенные ко всем девиантным, с их точки зрения, группам.

Иными словами, эти движения возникают, затем идут на убыль, но рождаются новые движения, которые ждет та же судьба. Но они не исчезают бесследно. Их ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, которая начинает изменяться под их влиянием. Можно сказать, что контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры.

Наличие контркультуры не является специфической чертой XX в. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностей происходит в мировой культуре снова и снова. Как контркультура возникло христианство в Римской империи, светская культура в эпоху Возрождения, романтизм в конце эпохи Просвещения. Всякая новая культура рождается в результате осознания кризиса культуры предшествующего периода на базе существующих контркультурных установок.

Субкультура

Субкультуры — крупные составные части целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающиеся определенной местной спецификой тех или иных черт и возникающие вследствие того, что любое общество неоднородно по своему составу и включает в себя разные социальные группы — национальные, демографические, профессиональные и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, детерминированные общими условиями жизни, — доминирующая культура. Но имеющиеся между группами различия в то же время формируют у каждой из них собственную культуру, получившую название субкультуры. По сути это часть общей культуры какого-то народа, в отдельных аспектах отличающаяся от доминирующей культуры, но в главных чертах согласующаяся с ней. Как правило, субкультуры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей. Обычно субкультуры располагаются на окраинах ареала распространения целостной культуры, что связано со специфическими условиями, сложившимися там. Формирование субкультур происходит по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, образом жизни, манерами поведения, обычаями и т.д. Хотя различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре и включает ряд ценностей доминирующей культуры, добавляя к ним новые ценности, характерные только для нес. Примерами субкультур могут быть сельская и городская культуры. Так, русские старообрядцы отличаются от базовой культуры спецификой своих религиозных воззрений; специфический образ жизни казачества связан с их особыми профессиональными функциями защитников рубежей страны; субкультура заключенных возникает из-за их изоляции от основной массы населения; субкультуры молодежи и пенсионеров возникают в связи с возрастными различиями и т.д.

Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную автономию от других культурных слоев и групп, не претендуют на универсальность своей культуры, своего образа жизни. В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, но сохраняют лояльность к основным ценностным установкам данной культуры. Субкультуры — это лишь отклонения от магистрального пути развития культуры. Они не ставят своей целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспособляются к ней и этим отличаются от контркультуры, стремящейся переделать мир.

Содержание:
Понятие субкультуры

Что представляют собой современные молодежные объединения, на чем они основываются и как влияют на формирование личности подростков и юношества – это те вопросы, которыми задаются большинство педагогов. Ответы на них, надеемся, подскажут взрослым пути использования атрибутов, элементов молодежных субкультур в педагогических целях.

Понятие субкультуры

На одном из сайтов в Интернете есть список обычных фраз современного человека, за которые году в 1990-м человеку грозило попасть в психиатрическую лечебницу. Например, «Я тебе из леса отзвонюсь». Другой пример: в книжном магазине до двух третей книг имеют названия и жанры, невозможные пару десятилетий назад.

В жизни подростков, юношей и девушек, молодежи эти социально-технические новшества и культурные влияния оформляются в виде современных молодежных субкультур и деятельностей.

Субкультура – это модели поведения, жизненные стили, специфические ценности и их символическое выражение какой-либо социальной группы.

Свои субкультуры имеют не только возрастные когорты и особые слои молодежи, но и профессиональные группы. Субкультуры есть у врачей, космонавтов, актеров, телевизионщиков, учителей… Обычные учительские слова «окно», «часы», «русичка», «продленка» далеко не всем представителям иных профессий понятны. А попробуйте расшифровать сленг тележурналистов: «кирпич», «консервы», «лайв», «линейка», «паркет»… Отличительные особенности культуры присущи и политическим объединениям: субкультура тех же коммунистов не очень похожа на субкультуру либералов.

Молодежная субкультура это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей (12−25 лет).

Молодежные субкультуры существовали давно, по крайней мере, со второй половины ХХ века. В нашей стране они обратили на себя внимание общества и средств массовой информации в 1980-е годы. В те годы носителей таких особенных культурных практик обычно называли участниками неформальных молодежных объединений. Наиболее известные примеры – хиппи, панки, рокеры, металлисты.

Главная социально-психологическая особенность неформальных молодежных объединений – символизация внешнего вида, образа жизни, образа поведения, в частности, одежды, стиля говорения. Например, длинные волосы хиппи – это не только длинные волосы, но и символизация свободы; англоязычный слой сленга хиппи – это ориентация на западные образцы поведения; квартира, где собираются неформалы, – это не просто помещение, а флэт, где все свои, объединенные непритязательным стилем повседневной жизни.

Громов Дмитрий Вячеславович, кандидат психологических наук «Молодежные субкультуры»

Преобладающая направленность тех юношеских и молодежных групп была асоциальна. Асоциальна, но не антисоциальна! Асоциальность в этой терминологии трактуется как непринятие преобладающих в официальном обществе норм внешности, поведения, общения, времяпровождения. В то время как антисоциальность – это направленность личности, группы, содержащая агрессивное, противостоящее обществу начало и имеющая тенденцию к смыканию с криминальной культурой.

Число молодых людей, подростков, принадлежащих к молодежным субкультурам 15–20 лет назад, даже в больших городах было немногочисленно. По данным ряда опросов начала 1990-х годов, определенно к неформальным группам себя относили 1−3% юношей и девушек.

В 2000-е годы в молодежной культуре происходили и происходят значительные изменения. Прежде всего, это увеличение, рост молодежных, юношеских групп, объединенных новыми, порой весьма необычными, видами деятельности, такими как ролевые игры (ролевки), маунтбейки, файер-шоу, фотокроссы, городские игры (дозоры, энкаутеры, квесты), паркуры, стрит-дансы, стрит-болы, граффити, пейнтболы, байкерство, стрейсеры. Некоторые из этих групп, те же байкеры и стрейсеры, существенно выходят за пределы молодежного возраста.

Вокруг таких деятельностей иногда возникает своя субкультура: свои традиции одежды (та же кепочка у маунтбейкеров или перчатки файершистов), свои кумиры, места сбора, традиции, правила «тусования». Но нередко юноши, подростки, увлекаясь новой деятельностью, не воспринимают себя как принадлежащих к какой-то особой группе. Для них деятельность только деятельность.

Современные молодежные субкультуры

Главными отличительными особенностями современных молодежных субкультур являются, во-первых, увеличение числа деятельностных объединений (то есть тех, в которых организуется какая-либо специфичная, относительно новая молодежная деятельность); во-вторых, погруженность современных молодежных субкультур в просторы Интернета, где ищут «своих», организуют встречи и акции, вычленяют кумиров, используют его возможности для организации соответствующей деятельности.

С педагогической точки зрения можно выделить несколько оснований для классификации современных субкультур.

Прежде всего, это отношение той или иной молодежной субкультуры к принятым в обществе социальным ценностям. Можно говорить о трех социально-ценностных направленностях молодежных субкультур:

  • прокультурные (просоциальные) субкультуры: большинство музыкальных направлений и ролевые игры);
  • асоциальные: хиппи, панки, металлисты, эмо;
  • контркультурные (антисоциальные): молодежные группировки, близкие к взрослой криминальной субкультуре, скинхеды в их радикальном виде.

Другое основание для классификации – мера включения в образ жизни молодого человека деятельностного начала. По этому критерию возможно деление молодежных субкультур на поведенческие и деятельностные.

К поведенческим субкультурам относятся те, в которых к основным особенностям (ядру субкультуры) относятся характерные для представителей данных групп стили одежды, внешности, поведения, общения. Для этих общностей подростков, молодежи постоянное занятие какой-либо деятельностью не является важным групповым признаком (например, готы, эмо, хипстеры).

К деятельностным субкультурам можно отнести те подростковые, юношеские, молодежные общности, в которых основной особенностью является увлечение специфическими молодежными видами деятельности, требующими в той или иной мере индивидуальной активности (например, ролевики, паркурщики, граффитисты).

Сами современные молодежные виды деятельности, носящие в той или иной мере субкультурный характер, можно условно разделить на спортивные, арт-деятельности и игры.

Спортивные виды деятельности:

  • паркур – кросс с естественными препятствиями в условиях населенного пункта;
  • маунт бейк – прыжки и «акробатические» упражнения на специальных («горных») велосипедах;
  • фрисби – кидание пластмассового диска;
  • сокс (футбэг) – игры с небольшими мячами, набитыми песком;
  • скейтбординг – упражнения на доске с роликами;
  • сноубординг – упражнения на доске на снежном склоне.

Арт-деятельности:

  • стритданс – танцевальные стили, развивающие традиции брейкданса;
  • файер-шоу – жонглирование светящимися предметами, в том числе огнем;
  • граффити – рисование на зданиях, заборах и т.п. в специфической изобразительной технике.

Игры:

  • ролевые игры – ролевое разыгрывание группой людей ситуаций по мотивам содержания книги (или фильма) в форме спонтанных действий игроков-персонажей, соответствующих исходному сюжету;
  • историческое реконструирование – ролевые игры, в которых разыгрываются на местности исторические события;
  • городское ориентирование (энкаунтты, фотокросс, дозоры и т.п.) – игры в форме соревнования команд по ориентированию в реальной сельской или городской среде с выполнением по ходу маршрута заданий;
  • компьютерные online-игры.

Но повторимся: участие в этих видах деятельности необязательно означает принадлежность юноши, девушки к той или иной субкультуре, нередко деятельность остается только деятельностью.

Причины привлекательности субкультур

На личностном уровне юношеская субкультура – это способ компенсации негативного отношения к себе, недостаточного самоуважения, непринятия образа собственного тела и стиля поведения (в том числе несоответствие маскулинным и феминным эталонам).

Факт вхождения в субкультурную группу позволяет преувеличить свою непохожесть, придать себе ореол исключительности, особенности.

Социально-психологические причины связаны с эмоциональной привлекательностью неформального стиля жизни, который не предъявляет (в отличие от нормативного, школьного) повышенных требований к целенаправленности, целеустремленности, ответственности.

Можно говорить о трех группах вероятных последствий, тенденций влияния юношеской субкультуры на социализацию молодого человека:

  • позитивная тенденция проявляется в освоении социальных ролей в группе, социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации (в специфических субкультурных формах), социальных пробах и социальном экспериментировании;
  • социально-негативная тенденция обнаруживается в приобщении к криминальной или экстремистским субкультурам, алкоголю и наркотикам;
  • индивидуально-негативная тенденция проявляется в избегании социального и культурного самоопределения, самооправдании инфантилизма, бегстве от социальной реальности.

Определить, какие тенденции преобладают в конкретной субкультуре и тем более в жизни конкретного молодого человека, очень непросто.

Источники и влияние

Источников появления субкультуры в российской молодежной действительности несколько.

Не секрет, что за последние 15–20 лет повседневная жизнь взрослых и детей сильно изменилась. Переход к рыночно-ориентированному социальному устройству, сопровождающийся открытостью к западным (Европа, Соединенные Штаты Америки) и восточным (Япония, Корея) культурам поколебал, а то и растворил многие традиции, ценности, устойчивые отношения россиян. Не меньшей силой, изменяющей жизнь людей, послужила новая научно-техническая революция, воплотившаяся, прежде всего, в феноменах компьютера, Интернета, мобильного телефона.

Один из путей трансляции молодежных субкультур – их относительно стихийное распространение. Впрочем, стихийное распространение нередко является побочным результатом вполне целенаправленной деятельности социальных институтов: СМИ, партий, распространителей моды и т.д.

Другой путь – молодежные и коммерческие организации берут стихийно существующие формы молодежного досуга и превращают их во вполне организованные (например, коммерческий конкурс стрит-данса). И этот процесс требует особых технологий. По мнению специалистов, при взаимодействии с потенциально позитивными неформалами надо удерживать, по крайней мере, три правила: договариваться с лидерами, предоставлять им средства и возможности для акций, мероприятий (время, площадки, технические средства) и согласовывать ограничительные нормы поведения и деятельности (которые должны быть минимальны!) во время организуемых акций.

С позиций социального воспитания, то есть воспитания в школах, лагерях, структурах дополнительного образования, можно выделить три основные педагогические стратегии в отношении молодежных специфических видов деятельности: не замечать, ожидать стихийного проникновения в социальную жизнь и тогда уже с ним работать либо целенаправленно анализировать воспитательный потенциал молодежных деятельностей и использовать его в интересах развития личности.

Воспитательный потенциал молодежных субкультур заключается в том, что формы, виды, направления подростковой и молодежной деятельности, возникшие во вне педагогической сфере, в том числе в сфере свободного общения молодежи, которые имеют потенциально, при соответствующей педагогической инструментовке, социально позитивный характер.

Практика современного воспитания довольно робко соприкасается с подобными подростковыми и молодежными реалиями. Причем чаще всего это соприкосновение происходит в ситуациях летних лагерей, в детских общественных объединениях и гораздо реже в школе.

Михаил Лурье «Молодёжные субкультуры путь к себе или побег от реальности»

Вероятно, один из главных вопросов, решение которого покажет, идёт ли практическая педагогика на стыковку с жизнью современных подростков и старшеклассников или они (педагогика и жизнь) всё более удаляются друг от друга, – это обретут ли классные руководители, воспитатели желание и умение видеть, педагогически осмыслять и втягивать в круг своих действий новые молодежные виды деятельности и увлечения.

Сергей Поляков, д.п.н., УлГПУ, г. Ульяновск.

– это уже третье мероприятие международного масштаба, организованное . В 2013 году состоялся трехдневный , а в 2015 – Международная Юбилейная Конференция «Молодежь и общество: в поисках новых солидарностей».



– Какие наиболее яркие молодежные субкультурные практики и сообщества можно выделить в современной России?

– Эта конференция тем и примечательна, что как раз делает акцент на новых типах городских сообществ и формирований, взаимодействий и коммуникаций молодёжи как в российских городах, так и в глобальном измерении. Сложно сказать, какие новые культурные молодежные типы появились в современной России. Мы отмечаем несколько ключевых тенденций, которые нам кажутся наиболее интересными в современном молодёжном пространстве. Во-первых, некоторое угасание субкультурных активностей в их «классическом» варианте. Дело не в том, что субкультуры исчезли. Скорее речь идёт о том, что какие-то ключевые и значимые, ядровые ценности, вокруг которых формировалась именно субкультурная солидарность, становятся более подвижными и «мягкими». И эти ценности могут восприниматься более широкими аудиториями, т.е. субкультуры теряют свою закрытость, которая была им присуща в классическом понимании. При этом, внутри самих субкультурных сцен происходит постоянное фрагментирование, выделение новых и новых подвидов, таких более точечных формирований, которые, сохраняя самую значимую ценность, в то же время развивают дополнительное особое качество, которое их отделяет, выделяет и делает узнаваемым среди других субкультур.

Что же означает угасание субкультурных активностей в их «классическом» варианте?

– На примере готической сцены мы видим, что они (субкультура готов) фактически исчезают. Этот вывод мы сделали, в том числе, опираясь на данные, собранные в ходе опроса студентов, которые признали готов как отдельную субкультуру только в Петербурге (опрос проводился в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Казани, Махачкале). И то очень небольшой процент молодёжи знаком с тем, кто такие готы, и только единицы признались, что входят в эту субкультуру. Но сама идея продвижения культа темных сил или чего-то непонятного, таинственного, потустороннего смысла воспринялась самыми разными более мелкими группами, мелкими сообществами и эти идеи продолжают собирать «последователей», но в основном это уходит в музыкальную сцену.



– То есть субкультуры перестают быть такими уж закрытыми?

– На примере классических субкультур мы видим, что они формировались, опираясь на 4-5 ключевых идеи. Например, для хиппи такими идеями были унисекс, принципиальный отказ от насилия, пацифизм, антикапиталистические ценности, культ движения и путешествия, легкие наркотики, поиски другой реальности, отказ от обязательного следования принятой в обществе успешной карьеры, культ природы и всего естественного, в том числе близких отношений, отказ от милитаризма, войны и т.д. Если, например, говорить о «Стилягах» или «Teddy Boys» – это все-таки культ стиля и особой коммуникации, это молодежь, которая более высокого статуса за счет достаточно эпатажного, особого стиля, который приближает их (хотя бы символически) к более высокому классу. Если это скинхеды, то здесь преобладают идеи рабочего, мужского братства, жёсткой гетеросексуальной маскулинности, силы, агрессии, защиты локальных ценностей (своей территории), такая мужская солидарность. Если говорить о панках, то это символический вызов обществу потребления, культу глянца, пренебрежение деньгами и богатством. И они развивают экономику DIY, веганство, вегетарианство и так далее. Все эти и другие ключевые «точки», идеи они начинают восприниматься более широкими молодежными группами, модифицируются, преломляются через локальные особенности, реализуются в более многообразном субкультурном молодёжном пространстве, участии.



– Это все касалось первой тенденции, а какие еще вы выделяете?

– Вторая тенденция, которую хотелось бы отметить в молодёжном пространстве сегодня – это развитие спортивных практик, которые по другому определяют городской функционал, т.е. переформатируют город, с точки зрения удобства и применимости конкретного места или мест для занятия спорта. И здесь мы видим спорт «натуральный» и «коммерциализированный» – фитнес. Под первым мы понимаем такие виды спортивных практик, как паркур, трейсинг, воркаут, где молодые люди отказываются от любых коммерческих форм (платный фитнес, тренер и т.д.), а делают акцент на натуральном. Здесь мы также видим другие типы карьеры, не связанные с финансами или коммерческим успехом.

Третья популярная тенденция – акцент на ЗОЖ, который, кстати, пересекается с предыдущей тенденцией. И здесь стоит сказать о реальном ЗОЖе, где практики реализуются через аскетизм в потреблении, который может проявляться не только в отказе от алкоголя, курения, наркотиков, но и в просто определенной идеологии аскетичной еды (веганы, вегетарианцы и проч.), а также в виртуальном ЗОЖе, например, сообщества во Вконтакте, страницы определенных людей в Instagram, в которых появляются фотографии, советы по ведению здорового образа жизни и данные группы и страницы собирают сотни тысяч подписчиков.

Четвертым хотелось бы выделить активизм, который за последние пять лет стал также трендом в молодёжной среде. Молодые люди и девушки включаются в формально организованные структуры или движения, которые могут финансироваться, а могут и не финансироваться, например студенческие организации или организованные НКО. Но все чаще мы встречаем разнообразные инициативы, неформально созданные, отказывающиеся от коммерциализации, действующие исключительно самостоятельно. И здесь тоже проявляется тенденция на моду быть вовлеченным в какую-то гражданскую активность и участвовать в каком-то виде в управлении городом.

Все эти тренды характеризуют молодежь как очень гетерогенную социальную группу, и это многообразие помогает увидеть и понять новые типы включенности молодёжи в город.


– А как вы решаете эту задачу?

– Если говорить о депроблематизации на методологическом уровне, на уровне исследовательских практик и техник, то мы решаем эту задачу, используя разные методы. Мы не только пытаемся снять общую картину с помощью опросных техник, но и стремимся понять различные смыслы и интерпретации молодежи относительно тех или иных политических, культурных практик, обращаем внимание на особенности молодёжной риторики для того, чтобы избежать каких-то моральных, оценочных суждений, что может проявляться в формулировке вопросов или ведения интервью. Мы пытаемся максимально точно и полно воспроизвести молодежную повседневность, мы слушаем саму молодёжь и вступаем с ней в равную коммуникацию. В этом как раз и проявляется понимание молодежи как активного, рефлексирующего субъекта, а не как объекта политических манипуляций и управления.

Ну, и наконец, очень важна собственно риторика академического письма. Очень важный момент – как мы представляем результаты исследований: презентации, статьи, книги. Мы стремимся к максимально включенному и откровенному взгляду, чтобы не искажать своей собственной оценкой то, что мы услышали на интервью или увидели в ходе наблюдения. Таким образом, если нам удается все это многообразие показать и найти общие черты и тренды, то нам кажется, что методология реализована успешно.



– Представьте, пожалуйста, профессора Хилари Пилкингтон как исследователя. Почему вы сочли важным пригласить ее?

– Профессор Хилари Пилкингтон работает в Манчестерском университете, она социолог. Мы с ней работаем вместе более 20 лет и очень много совместных проектов, исследований реализовали вместе. В ходе совместной работы выработалась главная стратегия, концепция молодёжных исследований. Трудно сказать, чей вклад больше. Это скорее похоже на такой общий совместный проект, в ходе которого мы все учились друг у друга. Мы её считаем формально и неформально академическим руководителем школы молодёжных исследований. Кроме того, совместно с ней были написаны ключевые книги – «Глядя на Запад» и книга про скинхедов «Russia’s Skinheads: exploring and rethinking subcultural lives» , много совместных статей и общих академических мероприятий. Хилари очень честный и заслуженный, широко известный социолог со сложившейся репутацией в Британии и Европе. При этом она очень эффективный руководитель. Под ее руководством реализуется уже третий международный проект, в каждом из которых участвует более 15 европейских стран. Это глобальные и очень амбициозные проекты. Получение таких грантов и таких крупных проектов говорит о её репутации.

Первый такой проект MyPlace , был посвящен исторической памяти и отношению молодёжи к истории в странах, переживших войну и ситуацию тоталитарного режима, второй (HORIZONT 2020) – это проект о включенности молодежи в общество, новых формах молодежного участия и исключения. Третий проект мы как раз сейчас начинаем вместе, он посвящен радикализации молодёжного активизма, прежде всего связанного с религией. Она очень сильный исследователь. К слову, книгу, которую она написала «Loud and Proud: Passion and Politics in the English Defence League (New Ethnographies)» . Британская социологическая ассоциация недавно признала лучшей книгой 2016 года.

Она не только сильный социолог, но и хороший друг ЦМИ, поэтому для нас крайне важно и почетно, что она будет открывать эту конференцию.



– Какова цель конференции?

– Цель нашей конференции – посмотреть на многообразие молодежных культурных активностей как пространства обучения, взросления, экспериментирования, протеста, творчества, коммуникации.

Для этого мы предполагаем привлечь к участию в конференции ученых-эмпириков из разных дисциплин и стран для того, чтобы обсудить современные молодежные культурные контексты и новейшие подходы к исследованию молодежи.


– А как стать участником конференции?

– Для участия в конференции необходимо отправить абстракт размером не более 350 слов вместе с сопроводительным письмом, где должны быть указаны Ваше место работы и должность, электронный адреса и номер телефона для связи. Абстракты могут быть подготовлены на русском или английском языках и должны быть отправлены до 28 мая 2017 года на адрес [email protected]. Результаты отбора будут известны 11 июня 2017 года. Мы ждем заявок!

· Хипстеры

Хипстер, хипстеры (инди-киды) -- появившийся в США в 1940-х годах термин, образованный от жаргонного «to be hip», что переводится приблизительно как «быть в теме» (отсюда же и «хиппи»). Слово это первоначально означало представителя особой субкультуры, сформировавшейся в среде поклонников джазовой музыки; в наше время обычно употребляется в смысле «обеспеченная городская молодёжь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т.п».

Идеология:

Кто-то называет хипстеров «антикапиталистами», либералами с социалистической философией. Сами представители данной субкультуры ничего открыто не пропагандируют, они всячески за внешнюю и внутреннюю свободу человека, поэтому и поддерживают движения за женские и гейские права. Хипстеры, как правило, не принадлежат к каким бы то ни было религиозным конфессиям -- чаще всего они агностики или атеисты.

Происхождение:

Хипстеры самая спорная в терминологии субкультура. О ее появлении до сих пор ходят ожесточенные споры. Обычно ее относят к концу сороковых годов. По составу втянутых в эту субкультуру людей можно с уверенностью сказать: для хипстеризма не было ни расовых границ, ни социальных ограничений.

Берроуз в «Джанки» писал: «Хипстер - тот, кто понимает и говорит на «джайве», просекает фишку, у кого есть и кто с этим».

Сейчас доподлинно известно, что эта субкультура зародилась в Нью-Йорке. Причем, как и первоначальное понятие, так и современное.

Хипстер слушает только модную музыку. В 40-е он был повернут на джазе, в 60-е -- на психоделическом роке. Хипстеры 90-х первыми узнали, что такое трип-хоп. Современный хипстер слушает американцев Clap Hands Say Yeah и Аrcade Fire и т.п. Некоторые всерьез увлекаются коллекционированием пластинок и дисков определенных стилей: джаза, нойза или инди-рока.

Атрибутика:

Узкие джинсы.

Майка с принтом. На майке обычно изображены смешные фразы, животные, кеды, машины, стулья, молескины, ломографы и Лондон.

Очки в толстой пластиковой оправе. В них часто стоят стекла без диоптрий.

Ломограф.

Айпод/Айфон/Макбук.

Блог в интернете.

Футбольные хулиганы

Футбольные хулиганы -- представители одной из молодёжных субкультур, характеризующиеся тем, что символом своего объединения в некоторые группировки в рамках субкультуры считают принадлежность к разряду футбольных болельщиков определённой команды (клуба). Как и любая иная субкультура, футбольный фанатизм имеет определённые характеризующие его черты: «профессиональный» сленг, определённая мода в одежде, стереотипы поведения, иерархические общества, противопоставление себя «противникам» и т. д.

Зарождение:

Футбольное хулиганство в том виде, в котором оно существует и на настоящий момент, начало зарождаться в Великобритании в конце 1950-х годов.

В России процесс зарождения новой субкультуры напрямую связан с началом выездной деятельности определённой части поклонников советских клубов. Первыми посещать гостевые игры своего клуба в начале 1970-х начали поклонники «Спартака», вскоре к ним присоединились фанаты и других московских команд, а также фанаты киевского «Динамо», и ленинградского «Зенита».

В настоящее время:

В настоящее время российский «околофутбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге -- «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма.

Стоит различать футбольных хулиганов и такую организацию, как ультрас. Ультрас -- высокоорганизованные фанаты определенного клуба. Группировка Ультрас -- это, как правило, официально зарегистрированная структура, которая объединяет от десяти до нескольких тысяч наиболее активных фанатов, занимающихся всевозможным информационным продвижением и поддержкой своей команды -- промо-атрибутикой, популяризацией своего движения, распространением и продажей билетов, организацией специальных шоу на трибунах, организацией выездов на гостевые матчи любимой команды.

Признаки:

· Отсутствие присущей обычным болельщикам атрибутики (футболок, шарфов клубной раскраски и дудок).

· Куртки, футболки, поло, свитера фирм Lonsdale, Stone Island, Burberry, Fred Perry, Lacoste, Ben Sherman и прочее.

· Белые кроссовки на липучках и прямой подошвой.

· Прямоугольные сумки через плечо притянутые повыше к спине или сумочки типа «кенгуру», надетые через плечо и притянутые поближе к шее.

У футбольных хулиганов есть свой стиль и свои бренды, свои пабы, музыкальные группы, свои художественные фильмы.

Некоторые слова из сленга хулиганов:

Амкция -- операция, проводимая какой-либо группировкой фанатов против другой

Аргумемнт -- камень, бутылка, палка, железная пряжка и пр.

Бамннер -- транспарант (как правило, с эмблемой клуба или фанатской группировки), размещаемый болельщиками во время матча на трибунах. - Как правило, содержит лаконичное, актуальное высказывание, имеющее прямое отношение к теме матча

Вымезд -- поездка фанатов в другой город/регион/страну на матч своей команды

Выносимть -- одерживать победу в драке с фанатами другой команды

Глумам -- активная поддержка команды на трибуне

Демрби (английский Derby) -- 1. встреча двух команд из одного города; 2. встреча двух команд, находящихся на первых строчках турнирной таблицы

Зарямд -- речёвка

Лемвые -- болельщики, не имеющие отношения к официальным объединениям фанатов

Мямчик -- футбольный матч

Промводы -- нападение во время отправления на выезд одной фанатской группировки на другую

Ромза -- шарф с атрибутикой клуба

Скамут -- разведчик

Трофемй -- снятый шарф, отнятая пряга или флаг

Растаманы

Растаманами в мире традиционно называют последователей растафарианства.

Растафарианство -- монотеистическая авраамическая религия, возникшая в христианской культуре на Ямайке в 1930-х годах на основе смеси христианства, местных карибских верований, верований негров -- потомков рабов из западной Африки и учения ряда религиозно-социальных проповедников (в первую очередь, Маркуса Гарви), которая привела к образованию музыкального стиля регги в 1960-х.

Возникновение растаманства в России:

В России данная молодежная субкультура образовалась на постсоветском пространстве в начале 1990-х годов. При этом ее представители не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Многие слушают Боба Марли и музыку регги в целом, используют для идентификации комбинацию цветов «зелёный-жёлтый-красный» (например, в одежде), некоторые носят дреды.

Одним из первых представителей растаманского движения в России является работающая в стиле регги музыкальная группа «Джа Дивижн», появившаяся в 1989 году.

Сейчас в Москве, Петербурге и других городах существуют достаточно большие растаманские сообщества, которые проводят культурные мероприятия (обычно концерты или фестивали), поддерживают сайты, издают медиаматериалы. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы -- по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли.

Идеология:

Обычно растаманы выступают за легализацию марихуаны, что находит отражение в песнях, атрибутике.

Растаманы позитивно относятся к Джа и негативно к так называемому «вавилону» как прагматической социально-политической системе, основанной на западной материальной культуре.

Многие растаманы также негативно относятся к приёму опиатов, амфетаминов и алкоголя, а также негативно к приёму психоделиков, что вовсе не роднит их с субкультурой хиппи, как принято считать, а даже наоборот отталкивает.

o Ультраправые. НС-скинхеды

Ультраправые, крайне правые, радикальные правые -- термин для обозначения носителей крайне правых политических взглядов. В современном мире используется в основном для обозначения сторонников расового превосходства, неофашистов, неонацистов и ультранационалистов.

НС-скинхемды (Nazi skinheads или National Socialist skinheads) -- молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов. Деятельность НС-скинхедов как правило носит экстремистский характер.

Зарождение:

Первоначально субкультура скинхедов возникла в Великобритании, в конце 60-х годов XX века. Она носила аполитичный характер и была тесно связана с английской субкультурой этого периода -- модами, а также с чёрной ямайской эмигрантской молодёжью и популярной в их среде музыкой того времени -- регги и, в меньшей степени, ска.

НС-скинхеды появились к концу 1982 года, как результат политической агитации лидера рок-группы Skrewdriver (которая впоследствии стала культовой для НС-скинхедов). Тогда впервые был заимствован кельтский крест, в качестве символа их движения, и сформирован образ НС-скинхедов (по образу крестоносцев) -- солдат Священной Расовой Войны, который борется против -- всех не арийцев, главным образом многочисленных иммигрантов из стран третьего мира, а также гомосексуалистов, наркоманов и левой молодёжи.

На рубеже 1990-х годов, после распада СССР, субкультура НС-скинхедов проникла в Россию.

Идеология

НС-скинхеды позиционируют себя как национально-освободительное движение и борются за идеи превосходства белой, арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму.

НС-скинхеды -- крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, смешанных браков и сексуальных девиаций, особенно гомосексуализма.

НС-скинхеды считают себя защитниками интересов рабочего класса, в некоторых случаях мотивируя это тем, что приезжие занимают рабочие места

Особый культ у НС-скинхедов существует вокруг личности Гитлера и некоторых других лидеров нацистского движения.

Многие НС-скинхеды являются агностиками или даже атеистами. В России существуют группы НС-скинхедов, исповедующих православие, остальные же являются крайними противниками христианства и православия в частности, поскольку Иисус Христос -- еврей, а христианство зародилось в контексте мессианских движений иудаизма.

Являясь участниками праворадикальных движенией, НС-скинхеды -- сторонники крайних мер с применением насилия, что обычно трактуется как экстремизм. Многим из них близка идея революции, то есть государственного переворота с целью установления национал-социалистического режима.

Внешний вид:

o Бритая наголо голова или очень короткая стрижка

o Одежда торговой марки Lonsdale и Thor Steinar

o Тяжёлые высокие ботинки (Dr. Martens, Grinders, Steels, Camelot)

o Светло-синие джинсы (Levi"s, Wrangler) или джинсы-варёнки

o Белые футболки, чёрные или коричневые рубашки, поло и тенниски (Fred Perry, Ben Sherman)

o Короткие, чёрные и тёмно-зелёные куртки на «молнии» без воротника -- «бомберы», или с воротником -- «штурманы»

o Нацистская символика

o Татуировки

· Хип-Хоп. РЭПеры

Хип-хоп (англ. hip hop) -- культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка. 12 ноября 1974. Диджей Afrika Bambaataa первым определил пять столпов хип-хоп культуры: эМсиинг, ДиДжеинг, брейкинг, граффити, и knowledge (определённую философию). Другие элементы включают битбоксинг, хип-хоп моду и сленг.

Зарождение:

Возникнув в Южном Бронксе, в 1980-х годах хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. С конца 1990-х из уличного андеграунда, имеющего остро социальную направленность, хип-хоп постепенно превратился в часть музыкальной индустрии, а к середине первого десятилетия нынешнего века субкультура стала «модной», «мэйнстримной». Однако, несмотря на это, внутри хип-хоп немало деятелей всё ещё продолжают его «основную линию» -- протест против неравенства и несправедливости, оппозицию к власть предержащим.

Эстетика субкультуры:

Несмотря на меняющуюся каждый год моду хип-хопа, в целом она имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки и бейсболки (как правило, с прямыми козырьками) известных брендов (напр. KIX, New Era, Joker, Tribal, Reebok, Roca Wear, FUBU, Wu-Wear, Sean John,AKADEMIKS, ECKO, Nike, Adidas) футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами, носковидные надвинутые на глаза шапки, мешковатые штаны. Причёски короткие, хотя также популярны короткие дреды. У самих рэпперов популярностью пользуются массивные украшения (цепи, медальоны, брелоки), но ношение украшений в большей мере относится к афроамериканцам.

В качестве примеров я рассмотрела самые популярные, по моему мнению, на сегодняшний момент в России молодежные субкультуры. Но наряду с ними существует еще масса других разнообразных молодежных субкультур и движений.

Субкультура (англ. sub – под и culture – культура) – группа людей объединяемых общей системой ценностей, моделью поведения и жизненного стиля отличающаяся от доминирующей культуры, к которой они принадлежат.

Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.

С точки зрения культурологии субкультура – это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, атрибутикой, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть музыкальные жанры и стили, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Другие субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е гг. «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «cтильно», за что и получили презрительное определение «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными».

Типология молодежных субкультур:

1. Политизированные субкультуры: активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

2. Эколого-этические субкультуры: занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

3. Нетрадиционные религиозные субкультуры: в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

4. Радикальные молодежные субкультуры: отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

5. Субкультуры образа жизни: группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

6. Субкультуры по интересам: молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и других;

7. Субкультура «золотой молодежи»: характерна для столичных городов и ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Интернет-ресурсы:

Статьи:

Алексеевский, М.Д. «Возьми трубку и зажги мир...»: Молодежное сообщество пранкеров в России / М.Д.Алексеевский //

Андреев, В.К. Лексикон диггеров как отражение ценностных доминант субкультуры / В.К. Андреев //

Аникин, А. Субкультура люберов: История России / А. Аникин // Новости Археологии и Истории

Астахова, А. Люберальные ценности: Субкультура «любера» – прошлое и настоящее / А. Астахова // Совершенно секретно. – 2015. – 28 января.

Баранов, А. StarWars и субкультура: Субкультура джедаев / А. Баранов // Караван

Баркова, А.Л. Толкинисты: пятнадцать лет развития субкультуры / А.Л. Баркова // Авторский проект Екатерины Алеевой

Белановский, С. Субкультура «люберов»: Сопоставительный анализ агрессивных подростковых субкультур / С. Белановский, В. Писарева // Молодёжная субкультура 80-х в СССР

Большакова, Е. Родителям о молодежных субкультурах: Фрагменты книги «Ваш ребенок – неформал» / Е. Большакова // Пси-фактор

Брешин, А.А. Субкультура StraightEdge: жизнь без пороков: Характеристика субкультуры, ее поведенческие аспекты, культура, система ценностей, язык, символика / А.А. Брешин //

Варламов, Е. Субкультура "байкеры": история возникновения. Кто такие байкеры? / Е. Варламов // ФБ

Вахитов, Р. Скинхеды: кто такие и кому нужны?/ Р. Вахитов // Научно-популярный портал "Нечто"

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: рэперы / М. Вершинин, Е. Макарова // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: скинхеды / М. Вершинин // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: хакеры / М. Вершинин // Пси-фактор

Волкова, В.В. Основные признаки и функции субкультуры / В.В. Волкова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов

Воловникова, Е. Молодёжные субкультуры: Секрет молодежной субкультуры как явления / Е. Воловникова // Клиника «Инсайт»

Гопники разных стран – в чём отличия? // За городом

Горелов, А.И. Молодежная субкультура «рэперы». Влияние на социализацию личности: Доклад по социальной педагогике / А.И. Горелов // Сoolreferat.com

Дворкин, А.Л. Движение "Нью эйдж": Сектоведение / А.Л. Дворкин // Православная беседа

Егоров, Р. Политика и субкультуры: Расклад эпох, течений, лиц. Битники, контркультура / Р. Егоров // Сетевой интеллектуальный клуб

Загребин, С.А. Молодёжная субкультура: Металлисты / С.А. Загребин // Сoolreferat.com

Исагалиева, А.С. Социальный портрет реконструкторов как представителей молодёжной субкультуры / А.С. Исагалиева, Л.И. Зулькорнеева // Молодой ученый. – 2015. – №16. – С. 378-382.

Корчагина, Ю. Подросток и субкультура: психологические и социальные механизмы, подталкивающие к выбору особого – субкультурного – образа жизни / Ю. Корчагина // Первое сентября – Здоровье детей. – 2008. – № 24.

Куприянов, Б. Субкультура ролевого движения: Ролевое движение в России / Б. Куприянов, А. Подобин // Технология альтруизма

Лебедева, И.В. Молодёжная субкультура: проблемы и пути решения / И.В. Лебедева // Сoolreferat.com

Левикова, С.И. Молодёжные субкультуры и объединения // Гражданское общество в России

Левикова, С.И. Феномен молодежной субкультуры: социально-философский аспект / С.И. Левикова // Библиотека диссертаций

Луков, В.А. Молодежные субкультуры в современной России: Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России / В.А. Луков // Пси-фактор ; Знание. Понимание. Умение

Марусецкая, Л.В. Молодёжные субкультуры современной России: Научная работа / Л.В. Марусецкая // Международный студенческий научный вестник

Минязева, К. Нонконформисты – модное безумие?: Одежда как инструмент самовыражения. Субкультуры / К. Минязева // Модный магазин

Михайлова, Ю.Д. Анимэ и манга в современной России: Причины обращения российской молодёжи к анимэ и манге, история и характерные черты русского фэндома /Ю.Д. Михайлова // Виртуальная Япония

Молодежная культура как явление субкультуры : Реферат по социологии // Сoolreferat.com

Молодежная субкультура. Готы // Студенту на заметку

Молодежная субкультура. Неформальные объединения : (информационные материалы) // МУК «ЦБС» г. Батайска

Молодежный экстремизм и молодежная субкультура : Реферат по социологии // Сoolreferat.com

Мытаров, С. Якудза на колёсах: японская субкультура мотохулиганов – босодзоку / С. Мытаров // Furfur

Назарова, Н. Кризис яппи: Яппи во время финансового кризиса /Н. Назарова // Атлас страхования. – 2011. – № 3.

О молодежной субкультуре // Блог социального педагога, психолога

Орлов, Д.В. Субкультура ролевиков в современном российском обществе: Диссертация / Д.В. Орлов // Сайт свободных игровых коммуникаций

Особенности и причины появления молодежных субкультур // ЛедиВека.ру

Особенности функционирования молодежных субкультур России XXI века : Причины создания неформальных молодежных объединений // Пятифан

Пакуленко, А.Ю. Молодежная субкультура и ее роль в современном обществе: Реферат. Секция обществознания / А.Ю. Пакуленко, Н.Л. Курякина // Алые паруса

Писаревская, Д.Б. Ритуализированные практики в субкультуре ролевых игр / Д.Б. Писаревская // Авторский проект Екатерины Алеевой

Поляков, С. Современные молодежные субкультуры: Понятие, причины привлекательности / С. Поляков // Первый психологический портал Пятигорска

Работягина, Е.Л. Гранж в мировой культуре: История возникновения, проявление в массовой культуре / Е.Л. Работягина // Тaby27.ru

Раевский, А.Н. Движение NewAge как квазирелигиозная субкультура современного общества: Диссертация / А.Н. Раевский // D isserCat: электронная библиотека диссертаций

Резухина, Е.В. Подростковые и молодёжные субкультуры: психологический аспект / Е.В. Резухина // Валеоцентр

Ремчуков, К. Хипстеры: О новой субкультуре в среде молодежи / К. Ремчуков // Независимая газета. – 2014. – 15 апреля.

Рондарев, А. Битники и Хиппи / А. Рондарев // Мир альтернативной рок-музыки

Рыбко, С. Неформалы и монах, или Евангелие на рок-концерте: [беседа с отцом Сергием – настоятелем храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище о проповедовании Евангелия среди рокеров, байкеров, панков и других неформалов / беседовала В. Посашко] // iPages.ru

Суркова, Е.Г. Способность к созиданию и преобразованию собственной жизни у юношей и девушек, относящих себя к представителям молодежных субкультур: особенности поведения представителей различных неформальных субкультур / Е.Г. Суркова, Е.В. Гурова // Знание. Понимание. Умение

Тарасов, А. Хочешь стать яппи? Становись. Тебе же хуже: «Нам их ставили в пример. Нас опять обманули» / А. Тарасов // Неприкосновенный запас. – 1999. – № 2.

Топ-10 невероятных субкультур со всего мира // БУГАГА.РУ

Устинова, Е.Ю. Молодежные субкультуры: Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру / Е.Ю. Устинова // Российский информационно-образовательный портал VeniVidiVici Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. – М.: ОГИ, 2004. – 286, с: ил.

Эмо. Новая прогрессирующая молодёжная субкультура : Презентация // Хостинг презентаций

Юрина, А.А. Субкультура яппи: попытка социологического анализа / А.А. Юрина // КиберЛенинка


Страницы: