Общность определение. Общество как социокультурная система

Классификация социальных общностей

Каковы критерии выделения и классификации социальных общностей?

Систематизация взглядов современных социологов по ϶ᴛᴏму вопросу позволяет выделить ряд потенциальных и реальных, необходимых и достаточных оснований выделения общности:

    сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);

    общность потребностей людей, субъективное осознание ими сходства ϲʙᴏих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);

    наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);

    формирование ϲʙᴏей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;

    укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;

    социальная идентификация членов общности, их самопричисление к ϶ᴛᴏй общности.

Социальная общность - ϶ᴛᴏ совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности , ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни

Как возникают социальные общности?

Существуют различные концепции создания социальных общностей. Важно заметить, что одна из них предложена американским социологом Джорджом Хомансом, кᴏᴛᴏᴩый считал, что люди во взаимодействии друг с другом пытаются достичь блага, и чем значимее благо, тем больше человек предпринимает усилий для объединения с другими людьми.

Рассматривая коллективное поведение с позиции предварительных установок (преддиспозиций), социолог Гордон Олпорт выдвинул теорию, согласно кᴏᴛᴏᴩой новый социальный субъект формируется посредством конвергенции предрасположенностей , т. е.единства оценок, ценностей , придаваемых значений, стереотипов , кᴏᴛᴏᴩыми обладают члены формирующейся общности. Стоит заметить, что он теоретически доказал, что в основе зарождения новой общности лежат исходство эмоций, и рациональные предпочтения людей.

Известный американский социолог Нейл Смелзер в ϲʙᴏей книге “Массовое поведение” (1964-1967) структурировал теорию конвергенции Олпорта. Стоит заметить, что он достаточно однозначно связал ϲʙᴏю объяснительную концепцию возникновения новой общности не с эмоциональными основаниями, а с рациональными.

Отметим, что теория рационального ценностно-ориентированного поведения Н. Смелзера позволила не только отразить и интерпретировать этапы формирования общностей, но и воспроизвести (научно смоделировать) логические стадии ϶ᴛᴏго процесса:

    формирование максимально обобщенных представлений относительно идеалов, целей, задач будущей ассоциации;

    нагнетание на базе общего видения проблемы определенной напряженности в первую очередь за счет преувеличения угроз и выявления “общего врага”;

    взращивание неявного, предварительного, достаточно туманного верования о принципах действия общности, воспитание предпочтений относительно будущей модели активности (легальной, нелегальной, насильственной, мирной и т. п.);

    обращение к истории в поисках образцов для заимствования (так поступают в новой России казаки, дворяне и другие возрожденческие общности);

    мобилизация сил для действий: расширение числа сторонников и подготовка их к организации;

    введение внутреннего социального контроля, т. е. прав и обязанностей, позволяющих требовать, наказывать, поощрять, изгонять, носить символику;

    вхождение новой массовой организации (встраивание, вливание, принятие общественным мнением, узаконение) в существующие общественные структуры.

Последний этап знаменует вpaстание новой общности в систему сложившихся общественных связей - образование общественной или юридически фиксированной организации, институционализация, продвижение “ϲʙᴏих” во властные элиты и т. д.

Виды социальных общностей

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.

По времени продолжительности существования - от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.

По плотности связи между индивидами - от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.

По размерам выделяют три основные группы:

1. Большие социальные общности, т.е. группы, существующие в масштабах страны в целом (нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения).

2. Средние социальные общности, например, жители Архангельска или всей Архангельской области.

3. Малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, коллектив работников небольшого магазина и т.д.

1. Социально-экономические (касты, сословия, классы);

2. Социально-этнические (роды, племена, народности, нации);

3. Социально-демографические (молодежь, престарелые, дети, родители, женщины, мужчины и т.д.)

4. Социально-профессиональные, или корпоративные, общности (шахтеры, учителя, бухгалтера, финансисты, врачи и т.д.);

5. Социально-территориальные (жители отдельных краев, областей, районов, городов, сел, деревень и т.д.).

Первичные и вторичные социальные группы

С точки зрения характера взаимодействия внутри человеческой общности выделяют первичные и вторичные социальные группы. Первичная социальная группа - это совокупность людей, которые хорошо знают друг друга и вступают в непосредственное взаимодействие, межличностные отношения. Связи между членами первичной группы являются очень тесными, предполагают взаимную поддержку, а сама группа оказывает значительное влияние на людей, входящих в ее состав. Примеры первичных социальных групп: семья, группа друзей, соседи по лестничной площадке. Вторичная социальная группа - совокупность людей, которые вступают в формально-деловые отношения для достижения конкретной общей цели. Отношения между членами группы часто носят обезличенный характер и не предполагают тесной эмоциональной связи. Примеры вторичных социальных групп: творческий союз, политическая партия, производственно-хозяйственное объединение. Представители одной социальной группы осознают свою принадлежность к ней, независимо от того, есть ли между ними тесные связи (первичная социальная группа) или связи эти носят поверхностный характер (вторичная социальная группа).

Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности , кᴏᴛᴏᴩые подразделяются на большие и малые социальные группы. (По Марксу и Тённису)

Массовые социальные общности

Наша жизнь всесторонне пронизана понятиями, кᴏᴛᴏᴩые составляют основное содержание такой социологической категории, как “массовая социальная общность”.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

    представляют собой структурно-нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;

    для таких общностей характерен ситуативный способ существования , т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее , и по϶ᴛᴏму оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

    им присуща разнородность состава , межгрупповая природа, т. е. данные общности разрывают классовые, групповые и иные границы;

    вследствие ϲʙᴏего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

Типичным образцом массовых общностей будут участники широких политических илиэкологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).Иходнотипное поведение зачастую продиктовано не разумом, а чувствами, общими эмоциями .

К массовым социальным общностям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

    этнические общности (расы, нации, народности, племена);

    социально-территориальные общности - ϶ᴛᴏ совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на базе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,

    социальные классы и социальные слои (϶ᴛᴏ совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда).Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером приϲʙᴏения благ.

Социальные связи

Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов.

В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух (нескольких) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости. В социальных исследованиях выделяются различные типы связей: связи функционирования, развития, или генетические, причинные связи, структурные связи и т. д. В гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей, т. е. связей, устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта, смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии, так и в результатах исследования.

Под "социальной" связью обычно понимают набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностей. Это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира, складывающиеся в ходе их практической деятельности. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия, контроля, отношений, а также институциональные связи.

Особенности социальных общностей

Характерной особенностью социальной общности (город, деревня, трудовой коллектив, семья и т. д.) является то, что социальные системы складываются именно на ее базе. Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности (экономическое, социально-статусное, уровень профессиональной подготовки и образования, интересы и потребности и т. д.), общие для данной группы взаимодействующих индивидов (нации классы, социально-профессиональные группы, трудовые коллективы и т. п.); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованьям (город, деревня, регион), принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам(семья, образование, наука, политика, религия, и т. д.).

Причины дезорганизации социальных общностей

Социальные процессы (демографический, миграционный, урбанизации, индустриализации) в качестве нежелательного результата могут оказать деструктивное, дезорганизационное воздействие на социальные общности. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике. Так, если с внешней стороны процессы типа миграции, развития городов, промышленности и т. д. Ведут к распаду больших семей, складывавшихся ранее из двух или трех поколений, в производственных группах - к текучести кадров и т. д., в территориальных общностях - к росту числа мигрантов в составе коренного населения, к нарушению естественной половозрастной структуре, то дезорганизация функций таких общностей выражается в расшатывании ценностей, нарастания противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры общности, то в свою очередь ведет к росту отклонений в поведении ее членов.

К числу социальных причин, дезорганизующих личность, можно отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях, навязывающих ей противоречащие социальные ценности и образцы поведения, либо в таких, для которых характерна неопределенность социальных ролей, т. е. требований, предъявляемых к индивиду, отсутствие социального контроля, неясность критериев оценок поведения. Как правило, такого рода явления связаны с ослаблением социально-психологического эффекта общности, служащего средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания.

В этих условиях так называемые нормальные социальные общности не во всех случаях оказываются в состоянии обеспечить выполнение ряда их существенных функций, т. е. снабдить индивида последовательной, внутренне не противоречивой системой нормативов поведения, стимулировать чувство солидарности и принадлежности к ней, предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания и т. д.

совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие.

В отличие от иных организаций и институтов, сознательно создаваемых людьми, О. возникают естеств.-исторически, т. е. независимо от воли и сознания людей под влиянием объективной необходимости в процессе обществ. произ-ва. Способом произ-ва определяется в конечном счете и характер О. На ранних ступенях истории слабое развитие производит. сил обусловливало существование численно небольших О., к-рые, однако, были весьма устойчивы и обеспечивали функционирование и развитие произ-ва средств существования, воспроиз-во самого человека, совместное противостояние враждебным силам природы и т. д. Такими О. были род, племя, семья, община. Они позволили человечеству не только сохраниться, но и заложить основы дальнейшего прогресса, развития цивилизации. Более развитое состояние производит. сил в условиях докапиталистич. антагонистич. обществ.-экономия, формаций вызвало к жизни новую историч. О.- народность. Как правило, народности более многочисленны, чем предыдущие О., и обеспечивают более широкие возможности для развития как производит. сил, так и обществ. жизни в целом. В рамках народностей развивается обществ. разделение труда, в т. ч. происходит отделение умств. труда от физического, возникает политич. сфера как следствие раскола общества на классы. Формирование народностей связано с разложением родо-племенных О., остатки к-рых иногда сохраняются как пережиток. Происходит также разложение и модификация общины, но во мн. случаях она продолжает существовать и в рамках народности. Видоизменяется и получает дальнейшее развитие семья.

Капиталистич. способ произ-ва порождает совр. форму историч. О. людей - нацию. Все прежние формы О., за исключением семьи, разлагаются и уничтожаются под влиянием капиталистич. товарно-ден. отношений. Но эти формы О. продолжают существовать на периферии капитализма, где сохраняются остатки прежних структур.

Социализм создает качественно новую экономич. и социальную основу для развития человеч. О. Получает дальнейшее развитие нац. форма О. путем преодоления социальных антагонизмов внутри нации, утверждения их фактич. равенства и отношений дружбы и сотрудничества между нациями. Создаются условия для превращения крупных народностей в самостоят. нации, для развития мелких народностей, приобщения их к полноценной социально-экономич. и культурной жизни социалистич. общества. Устанавливаются демократич. и подлинно гуманистич. основы семейных отношений. Вместе с тем идет борьба против устарелых традиций и нравов, чуждых природе нового общества взглядов и отношений, являющихся пережитками прошлого. Экономич. и социальное развитие социализма порождает потребность и создаст условия для возникновения новых, более широких, чем нация, историч. О. Первой такой новой историч. О. является советский народ, представляющий собой интернациональную О., спаянную единой социалистич. системой х-ва, социально-политич. и идейным единством общества, единством культуры, имеющий общий язык межнац. общения- рус. язык.

Страница 20 из 24

Социальные общности.

Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающимися более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.

Социальные общности не создаются людьми сознательно, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Разного вида общности образуются на разной объективной основе. Одни виды общностей - непосредственно общественным производством, например, производственный коллектив, общественный класс, социально-профессиональная группа. Другие возникают на этнической основе: народности, нации (этнические общности), и наряду с экономикой их природа и характер определяются еще и рядом других факторов. Объективной основой третьих общностей – социально-демографических - выступают естественные демографические факторы: пол, возраст и т.д.

Любая общность формируется на основе одинаковости условий жизни людей, из которых она образуется. Но совокупность людей становится общностью только тогда, когда они смогут осознать эту одинаковость условий, проявить свое отношение к ним. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является “своим”, а кто “чужим”. Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями. Осознание этого проявилось у родоплеменных обществ первобытнообщинного строя. Это осознание присуще и любой народности и нации.

Народность – термин, обозначающий принадлежность к народу или наличие каких-то его качеств. Народ – это большая группа людей, связанных главным образом местом своего пребывания. В этническом смысле этим термином называются все исторически сложившиеся типы этнических общностей: племен, народностей, наций. В переводе с греческого этнос (ethnos) означает народ. С начала 50-х годов нашего века народностью стали называть различные виды этноса, находящиеся на стадии развития между племенем и нацией. Таким образом, народность – это этническая и социальная общность, которая исторически следует за племенем и предшествует нации.

Другой этнической общностью является нация. Нация (от лат. natio – народ) – тип этноса, исторически складывающийся и воспроизводящийся на основе общности территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада и сознания единства и отличия от подобных образований (самосознания). Это определение является господствующим в современной литературе. Однако в настоящее время, определяя нацию, часто делают упор не на этнические признаки, а на признаки стадиальные и этносоциальные, отличающие нацию от исторически предшествовавшей ей народности. К таким признакам относятся: унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации; развитие профессиональной культуры и искусства; формирование классово-социального состава, соответствующего уровню промышленного развития и др.

Национальность – это принадлежность к той или иной нации. Вместе с тем в западноевропейских языках это понятие используется главным образом для обозначения государственной принадлежности людей (подданства), а для обозначения этнической принадлежности нередко применяется выражение “этническая национальность” (ethnic nationality).

Проблемой этнических общностей занимается этносоциология, в которой существует свой категорийный аппарат. В центре ее внимания находятся межэтнические отношения, связанные с проблемой этнических меньшинств, ассимиляции и т.п. Этническое меньшинство – это совокупность людей, с которыми обращаются иначе, чем с другими членами общества, из-за характерных для них физических и культурных особенностей. Под ассимиляцией понимается полное уничтожение этнических меньшинств насильственным способом или путем постепенного их смешения с основным (титульным) этносом.

Следует заметить, что несмотря на наличие различных точек зрения, не является разновидностью этнической общности раса. Раса – это исторически сложившаяся группа человечества, характеризующаяся общими наследственными признаками, обусловленными единством происхождения и областью расселения. К таким признакам относятся: цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, рост и др. Современное человечество подразделяют на три основные расы: негроидную, европеоидную и монголоидную.

Отличительные признаки рас имеют второстепенное значение. Все расы абсолютно равноценны в биологическом и психологическом отношениях, находятся на одном и том же уровне эволюционного развития. Вместе с тем на протяжении всей человеческой истории предпринимались попытки возвысить одну расу и принизить другую. Они наиболее ярко проявились в теории и практике расизма. Расизм – это дискриминация, эксплуатация или жестокое угнетение общности, принадлежащей к другой расе.

Совместный труд, объединяющий некоторое количество , помогает выработать схожее отношение к жизненным ценностям и традициям для каждого человека. При этом социология в данном случае понимает труд не как производство чего-либо или переработку, а как глобальный процесс.

До эпохи Возрождения понятие «народ» было связано исключительно с представлением об общности людей, существовало даже описательное понятие «стадо Христово», синонимичное категории «народ». Очевидно, онтологическое трактование не имеет социологической основы, при таком понимании нет внутренней градации (в стаде все равны, все вперемежку), функциональности. Между тем, с развитием философской мысли и разработки ряда социальных концепций понимания личности и общности, стало очевидно, что «народ» даже как племя неоднороден, есть группы, микро- и макро-, есть коллективы, которые имеют роль в становлении народа, народности, формировании исторического процесса.

Историческая роль народа и определение общности в ключе развития истории

Роль народа в исторических переменах разнится в зависимости от эпохи. К примеру, революционные потрясения, безусловно, стали стимулом к развитию, а вот войны погубили некоторые общности, став причиной регрессии. Аналогично в производственной сфере, которая более определяет сущность «народа» как социальную: формирование экономического баланса и удовлетворение нормы потребления приводило к стогнации, а вот рост потребностей на фоне низкого уровня производства – к прогрессивному развитию (механизации, техническим революциям, научным открытиям). Логично предположить, что совместный труд и борьба за прогресс являются связанными характеристиками, давая народу как социальной общности. Единство народа все больше приближается к человеческой сути и проявляется с развитием общества.

Любопытно, что, к примеру, такая объединяющая категория как «язык», «языковая коммуникация» проигрывает «трудовому» объединяющему фактору. Язык народа, не являясь определяющим фактором общности народа, является опорой для создания связи между людьми, тогда как труд определяет специфику развития и саму возможность единения.

После рассмотрения факторов создания общности народа, хотелось бы определить, значат ли что-то эти факторы в сплачивании народа, стоит ли признаком народа определять духовную культуру, психологические и социальные характеристики. Даже специализированная литература, к сожалению, не предоставит точного ответа на этот вопрос. Духовным факторам внимания уделяется мало, приоритет отдается объективным материально-производственным.

Делая выводы, можно с уверенностью сказать, что народная общность, являясь союзом, связью людей, может строиться не только на материальных, но и на субъективно-сознательных факторах, к тому же без них сложиться нормальному социальному обществу практически невозможно.

По горизонтали:

3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их терри-

тории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера (Нация)

5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям (Наука).

6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью (Прибыль)

8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении (Суж-

10. Единичный представитель человеческого рода (Индивид).

11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общест-

ва (Акция).

По вертикали:

1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную неза-

висимость (Конфедерация)

2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг (Деньги).

4. Приспособление человека к окружающему миру (Адаптация).

7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания (Фи-

лософия).

8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (Сословие).

9. Человек, находящийся вне своей социальной группы (Маригинал).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

Члены жюри:

5.5. 10 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. 1.1.Какого типа социального контроля не существует

а) Формального и неформального б) Контроля Эго и супер-эго в) Внутреннего и внешнего г) Аффективного

1.2. Маргинальность - это

а) Состояние индивида, при котором он входит в две и более группы, но при этом до конца не разделяет нормы и ценности ни одной из них б) Стремление соответствовать нормам и ценностям группы в) Полное или частичное нарушение норм и ценностей группы

г) Напряжение, возникающее у личности в случае несоответствия ожиданиям группы.

1.3. Наглядно-чувственный образ предметов и явлений, получаемый через органы чувств, но сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия,

называется:

а) ощущением

б) восприятием

в) представлением

г) воображением

1.4.Только для президентской республики характерны следующие утверждения

а) в президентской республике имеет местонаиболее четкое разделение властей б) президент обладает отлагательным вето в) президент является главой исполнительной власти

г) президент избирается путем всенародного голосования

1.5. Какая идеология отрицала принцип разделения властей?

а) либеральная

б) коммунистическая

в) неолиберальная

г) христианско-демократическая

1.6.Десятая конфета не доставляет такого удовольствия, как первая. Это пример:

а) общей полезности

б) закона убывающей полезности

в) дефицита

г) альтернативной стоимости

1.7. Взаимозаменяемые товары:

а) имеют одинаковую цену б) дополняют друг друга при сбыте

в) конкурируют друг с другом на рынке г) стимулируют сбыт друг друга

1.8.Какой орган осуществляет надзор за исполнением законов в РФ?

б) прокуратура

в) Совет Федерации

г) следственное управление

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте

краткий ответ.

1. Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах,

возможность культурного наследия.

2. Удовлетворение важнейших потребностей общества, наличие устойчивых форм организации людей, наличие комплекса статусов, традиций, ритуалов, норм и цен-

_____________________________________________________________.

3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания на-

логов, символика.

_____________________________________________________________.

1. отличия человека от животного, 2. социальные институты, 3. признаки государства

3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из

приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных

вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

чем пропусков в тексте!

Первым источником религиозно-философской мудрости и мысли стала так называемая

1_______________, в которой сильны проявления мифологического сознания.

Более понятной и вместе с тем философской является другая группа текстов, появившаяся позднее - 2 _____________________(само это слово обозначает процесс обучения муд-

рецом своих учеников). Именно в этих текстах впервые была выражена идея

3____________ - переселения душ живых существ после их смерти. Согласно закону

4____________, тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с моральными норма-

ми, родится в будущем представителем одной из высших 5 _______ общества.

Иными словами, каждый получает то, что заслуживает. Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить свой кармический долг прежних существований. Самый надежный путь - жизнь

Еще одним способом освобождения души является комплекс практических упражнений,

самоконтроль, жесткая дисциплина, а именно - система 7_________________. Цель эта-

пов тренировки - достижение состояния, помогающего освобождению

8_________________.

1. Ведиче-

5. Реинкар-

ская лите-

отшельник

8. Конфуциан-

Ответ: 1 3 5 2 6 4 7 11

4.Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Общественное сознание, индивидуальное сознание, сознание, мораль, религия, право-

сознание, уровни сознания, обыденное сознание, теоретическое сознание, компоненты,

идеология.

Сознание

общественное сознание

индивидуальное сознание

компоненты

теоретическое

правосознание

идеология

обыденное сознание

5. Решите правовую задачу

5.1. Несовершеннолетнему Андрею исполнилось 15 лет. Он с друзьями решил отметить день рождения. Ребята приобрели и распили крепкие спиртные напитки в парке. В результате сильного алкогольного опьянения Андрей и его друзья стали приставать к гражданам в парке,

сопровождая свои действия нецензурной бранью. Они разбили несколько плафонов на фона-

рях, установленных в парке. Данные действия заметили сотрудники полиции и общественной безопасности и пресекли действия несовершеннолетних правонарушителей. Один из сотруд-

ников обещал всей группе длительные сроки ареста по всей строгости Уголовного кодекса РФ.

Как следует квалифицировать действия несовершеннолетних? Какое они понесут наказание,

если Андрею на момент совершения деяния исполнилось 15 лет, а его друзья старше на один год? Прав ли сотрудник полиции?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.2. За брак в работе токарю Ермакову был объявлен выговор. Кроме того, его частично ли-

шили премии. Считая, что за один поступок не может быть два наказания, Ермаков обратился в Комиссию по трудовым спорам с просьбой отменить приказ о лишении премии.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.1. Действие несовершеннолетних следует квалифицировать как административное правона-

рушение. Андрей не может нести уголовную ответственность, так как она наступает в РФ с

16 лет в общих случаях. В особо тяжких случаях она наступает раньше. Поскольку поведение юношей носит характер административных нарушений, то и санкции к ним будут применены по Административному кодексу. Сотрудник полиции не прав.

5.2.Согласно Трудовому Кодексу РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть не-

исполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисци-

плинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в го-

сударственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

6. Решите логическую задачу.

На экономическом саммите встретились главы трех государств - А, В и С. Один из них был законно избранным президентом, второй - наследный монархом, а третий военным дикта-

тором. Когда у них спросили, кто есть кто, ответы были следующие:

А: «В монарх, а С - диктатор» В: «А - законно избранный президент» С: «Диктатором являюсь я или А»

Как выяснилось впоследствии, правду сказал лишь тот из них, кто был монархом. Определи-

те, есть кто. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: А диктатор, В президент, С монарх

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ: Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем са-

мым умалив достоинство первой.

Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий - оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и наших ожиданий.

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

8. Решите кроссворд.

По горизонтали:

1. Социальное поведение, отклоняющееся от социально приемлемого в обществе (Девиа-

2. Группа, которая обладает властью или влиянием над другими группами (Элита).

4. Некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему (Конформизм).

7. Соответствие нашего знания или сказанного существующему на самом деле (Истина). 9. Нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям,

бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага (Альтруизм). 11. Замкнутая, обособленная социальная группа со строго определенным родом занятий,

своеобразным стилем жизни, обычаями, традициями, нормами (Каста).

13. Политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу про-

водимой политики, целям и методам осуществления государственной власти (Оппозиция).

По вертикали:

3. Одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враж-

дующих сил, тенденций (Антагонизм).

5. Любой вид деятельности, приносящий прибыль или денежный доход (Бизнес).

6. Способ деятельности и мышления, обеспечивающий выход личности за пределы тради-

ционного, привычного, заданного бытия (Творчество).

8. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя

(Толерантность).

10. Раздел экономической теории, изучающий функционирование экономики в целом,

экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений (Мак-

роэкономика).

12. Процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства (Стратификация).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

Члены жюри:

5.6. 11 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его от-

личие от познания естественнонаучного.

а) В социальном познании возможности эксперимента ограничены.

б) Социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных в) Социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным в силу на-

личия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования г) В социальном познании совмещаются субъект и объект познания

1.2. Критерием истины согласно сенсуалистам является:

б) практика

г) ощущение

д) соглашение ученых

а) уровень разделения труда в обществе б) уровень развития науки

в) степень свободы личности и система обеспечения и защиты прав человека г) уровень развития производительных сил

1.4.Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать

а) семейное положение

б) доступ к политической власти

в) уровень дохода

г) принадлежность к конфессии

д) национальность

1.5. Тоталитарный режим характеризуется

а) Полным контролем всех сфер общества

б) Цензурой на СМИ

в) Наличием оппозиции

г) Территориальной экспансией

1.6.Федеративное устройство государства предполагает

а) наличие двух уровней власти б) относительную правовую независимость административных единиц

в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия субъектам и контролирует их полный суверенитет г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же цен-

тру вопросы только культурного характера