Еретик - это не инакомыслящий, а благодетель! Инакомыслие в период правления екатерины ii и деятельность органов государственной власти по его подавлению: историко-правовое исследование Центр исследований православной культуры и традиции байковский конста.

Взгляды, мнение и высказывания которого отличаются от догм церкви. Сегодня, в отличие от его за это не сожгут на костре и не подвергнут разоблачающим пыткам. Однако в эпоху средневековья все было по-другому! Об этом и поговорим.

Заклейменные на всю жизнь

В средние века сознание людей было очень скудным. Они охотно верили в ведьм, драконов, колдунов и прочую нечисть. Наука не была так развита, как сегодня. Средневековая церковь своими взглядами и идеями намного отличалась от сегодняшней. Каждый человек, который имел свой собственный взгляд на устройство этого мира, а также был в чем-то не согласен со священниками средневековья, невольно получал клеймо "еретик". И никого не волновало, каким социальным статусом он был наделен - вельможа, гений, ученый, целитель или ясновидец!

Церковнослужители, прикрываясь своим положением, постоянно ссылались на то, что только их трактовка только их мнения по этому поводу - единственные верные и правильные! Прикрываясь Господом Богом и эти люди уничтожили огромное количество несогласных с ними. Ведь в существовало суровое правило, что еретик - это практически всегда приговоренный на казнь человек! Ярлык еретика в подавляющем большинстве случаев означал сожжение на кострах или повешение на виселицах инквизиции. Вспомните о том, сколько гениев тогда было сожжено на кострах!

До нас не дошли сведения о том, когда появился первый еретик, однако самым известным из них является Джордано Бруно. Это средневековый ученый-астроном. Он вычислил, что наша планета круглая, а не плоская, как тогда было принято считать. Однако общество не разделило его взглядов, более того, его открытие вызвало гнев священнослужителей, за что ученый и был подвергнут сожжению на костре! Иногда еретиков не казнили, а просто пытали. Давайте узнаем о том, в каких случаях это происходило.

Почему пытали еретиков?

Если инквизиторы приходили к общему мнению, что угрозы, уговоры и хитрость не действуют на обвиняемого, то приходилось прибегать к насилию. Считалось, что физические пытки и муки более ясно просвещают разум инакомыслящего. В то время существовал целый список пыток, узаконенных инквизицией.

Многовековые пытки еретиков были самым ярким доказательством слабости средневековой церкви перед своими идейными противниками. Священники не могли одержать победу Словом Божьим. Проще всего это было сделать силой власти и принуждения!

Еретик - это наш благодетель!

Да... Это было жуткое время... Время вечной охоты на инакомыслящих и ведьм! Однако, несмотря на все невзгоды, именно еретик - это "двигатель" средневекового прогресса! Представляете, если бы их не было, то каким бы наш мир был сегодня? Да мы бы до сих пор ездили на деревянных гремящих повозках, в наших домах до сих пор горели бы свечи в канделябрах, а мы бы писали гусиными перьями на пергаменте! Какой ужас! Именно еретикам мы - современные люди - обязаны всеми существующими благами цивилизации!

УДК 94(470)

ИНАКОМЫСЛИЕ И ВЛАСТЬ

© 2008 С.И.Никонова Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Инакомыслие имело в СССР значительное распространение и было гораздо более весомое, чем диссидентство. Это довольно широкий круг граждан, недовольных отдельными явлениями духовной и политической жизни общества. Диссиденты - довольно узкий круг лиц, выражавших открытый протест.

Последние десятилетия советской власти характеризовались не только обострением экономических и социально-политических противоречий. В советском обществе появилось немногочисленное, но заметное общественное явление, которое получило название диссидентство. Диссидентство трудно укладывается в привычное представление об общественных движениях: необычно по своему содержанию, формам проявления, масштабам влияния на общественное сознание, на настроение социума. Диссидентство представляло собой организационно неоформленное, политически неоднородное движение открытого идейно-нравственного протеста передового слоя советской интеллигенции против советской системы. Этот протест, гласный, открытый или латентный, пассивный, охватывал, по сути, многие формы общественной и духовной жизни страны, играл особую роль в морально-психологической подготовке общества к осознанию необходимости демократических преобразований.

Термин "диссидент", который можно рассматривать как "несогласный, противоречащий", появился изначально в значении религиозном. Диссидентами называли раскольников, отступивших от догматов господствующей церкви. В переносном значении "диссидент" означает "инакомыслящий, отступник".

Именно в этом значении понятие "диссидент" появилось в социально-политическом лексиконе советского общества в 1970-е годы. К диссидентам относили людей, несогласных с генеральной линией ЦК КПСС, политикой Советского государства, официальной партийно-государственной идеологией, с общепринятой в советском обществе моралью, эстетическими нормами в сфере художественного творчества и т.п. Причем, непринятие даже отдельных норм существующих порядков было признавалось

диссидентством. Синонимами понятия "диссидент" были понятия "инакомыслящий", "свободомыслящий". Сами известные диссиденты по-разному относились к этому определению, возможно потому, что в советских средствах массовой пропаганды он звучал, как правило, в значении "отщепенец", "предатель Родины" и почти "враг народа".

Так, А.Д.Сахаров никогда не называл себя диссидентом, предпочитая старое русское слово "вольномыслящий". Известные правозащитники Л.Богораз и С.Ковалев усматривают в слове "диссидент" определенный негативный оттенок, поскольку этим термином пользовались властные структуры. Вместе с тем, писатель-эмигрант А.Амальрик, назвал свои автобиографические заметки "Записки диссидента".

Определенный интерес представляет мнение П.Вайля и А.Гениса: "То явление, которое позже назвали диссидентским, возникло незаметно. Собственно, когда его участники получили это иностранное имя, все и кончилось.. .У диссидентства нет истории в традиционном смысле: нет основателей, теоретиков, даты учредительного съезда, манифеста. Невозможно даже определить (особенно на ранних этапах) - кто был участником движения протеста." .

В массе своей советские люди и не знали, кто такие диссиденты. Ловко подобранное иностранное слово создавало впечатление связанности лиц, которых так называют, с чем-то враждебным: с происками западных спецслужб, с НАТО и ЦРУ, с чем-то угрожающим советскому строю. В массовом сознании диссиденты отождествлялись с отдельными личностями и их судьбами. Их оценивали сугубо субъективно, тогда как оценку личности лишь условно можно перенести на явление, как и оценку явления надо весьма осторожно распространять на личность.

По нашему мнению, необходимо все же разделять эти два понятия: диссиденты и инакомыслящие. Действительно, филологически они почти идентичны, но политический смысл у них разный.

Так, инакомыслящие - это довольно широкий круг советских людей, в целом остающимися верными своей стране и ее государственному строю, критически мыслящие личности, жаждущие творческой свободы художники, недовольные какими-то отдельными явлениями в духовной или материальной сфере. Диссиденты - сознательные противники ВСЕЙ политической и идеологической системы, проявляющие свой протест открыто, как внутри страны, так и за ее пределами. Собственно, диссидентов в СССР было сравнительно мало, и известны они были широкому кругу людей, прежде всего, "благодаря" западным масс-медиа, а также в результате обличительных разоблачений в советских средствах массовой информации.

Вопреки распространенному мнению, даже в самые суровые годы политических репрессий в тоталитарном Советском государстве не было всеобщего и беспрекословного подчинения идеологической системе; существовала неофициальная общественная мысль и люди -носители другого мировоззрения. Атмосфера общества и настроения в нем содержали два пласта: сверху - здравицы в честь вождей, массовые митинги в поддержку или в знак протеста, а глубоко внизу - несогласие с идеологическими догмами, основанная на здравом смысле критика существующего режима, недовольство условиями жизни, работы, творчества.

Большое влияние на рост свободомыслия в стране оказали процессы, происходившие в 1953 - 1964 гг. В дальнейшем постепенное свертывание немногих демократических достижений, взятие курса на реабилитацию сталинизма, попрание прав человека в стране вызвало идеологическое сопротивление новой популяции советских людей, которые не желали больше жить в страхе. В среде интеллигенции появились одиночки, которые мужественно противостояли режиму, шли на открытые акции протеста.

Увеличение числа случаев сопротивления режиму в 1965 - 1985 гг.: акций протеста, обращений к общественному мнению не только в стране, но и за рубежом - свидетельствует об

обострении внутренних противоречий, а также об изменении самого общества, его социальной структуры, пропорций и, как следствие, настроений и атмосферы.

Известны многочисленные факты проявления инакомыслия среди разных общественных слоев, выражавших свое несогласие в разных формах. Так, ленинградский переводчик-востоковед Э.Лалаянц в конце 1960-х гг. писал анонимные письма в различные инстанции, включая международные, подписывая их "Руководящий центр Российской политической партии". Анонимщик был вычислен и осужден по 190-1 статье УК (приговор - 3 года лишения свободы). Тогда же в Ленинграде был привлечен к уголовной ответственности сменный мастер Автовского строительного комбината М.Можайкин, посылавший "угрожающие письма в адрес различных советских общественных организаций от имени рабочих Кировского завода".

В 1970 г. в Кемерово были осуждены по 70-й статье УК РСФСР рабочий В.Векшин и пенсионерка П.Сабурова. Векшин подбросил листовку собственного сочинения в курилку шахты "Южная", при обыске у него изъяли "Энциклопедический словарь" и комплект журнала "Техника молодежи" с многочисленными пометками на полях. Сабурова написала и распространила десятки писем, "порочащих советский строй", перемежая их религиозными фразами.

В Пензе осужден "антисоветчик" А.Лака-лов, вина которого в том, что он посылал под псевдонимом А.Карпов письма на радиостанцию "Свобода". Под этим же псевдонимом пытался принять участие в дискуссии на политическую тему в "Комсомольской правде".

В Мордовии на конференции в университете, посвященной 100-летию со дня рождения В.И.Ленина неким преподавателем высказывались "политически нездоровые" суждения о КПСС, ее роли и значении в строительстве коммунистического общества. Руководитель подразделения завода "Электровыпрямитель" (г. Саранск) во время демонстрации рассказывал анекдоты, дискредитирующие одного из руководителей советского государства, порочащие герб СССР. Лаборантка приборостроительного завода (г. Саранск) "допускала высказывания, дискредитирующие советский строй. С негативных позиций рассматривала уровень

жизни советских людей, реакцию советского правительства на происходящие в ЧССР события". Один из инженеров ВНИИСа, находясь в служебной командировке в Москве, посетил посольство капиталистической страны с просьбой разрешить туда выезд .

В Ярославской области диссидентство проявлялось, так же, как и в других провинциях России, в основном, в виде анонимных угроз в письмах в высокие инстанции, руководителям партии и страны, актах вандализма. Так, один из анонимов писал в "Комсомольскую правду": "Долой советский фашизм! Да здравствует многопартийный социализм! Да здравствует свободный выбор социалистического строя!" В ходе следствия аноним был выявлен. Выяснилось, что он на протяжении 1969 - 1974 гг. направил в адреса различных учреждений Москвы, Ленинграда, Ярославля и других городов страны свыше 40 писем подобного содержания.

В своей книге С.Чертопруд приводит следующую статистику: в 1977 г. получено 16 125 документов и установлено авторство 2088 человек. В 1985 гг. аналогичные показатели составили 9864 и 1376 соответственно. Чекисты выявляли анонимов практически всегда, для этой работы был создан специальный отдел в 5 управлении КГБ: удавалось выявить от 60 до 90% анонимных авторов. Из них до 50 % подвергались профилактике, а остальных отправляли в лагеря или на принудительное лечение в психбольницы .

Широко были распространены неосознанные или полуосознанные формы недовольства. Связано это было, в первую очередь, с явным расхождением между официальной пропагандой и реальностями жизни, иногда с бытовыми трудностями. К таким неосознанным формам недовольства можно отнести и народный фольклор (частушки, анекдоты), и распространявшиеся слухи, и прослушивание западных радиоголосов, чтение "запрещенной" литературы, посещение некоторых культурных мероприятий (полуофициальные выставки или спектакли, концерты самодеятельных авторов или рок-музыки).

Вышеперечисленные "акты протеста" не дают основания полагать, что в Советском Союзе существовало массовое движение оппозиции. Посещавшие полуподпольные концерты и выставки, читавшие Солженицына, слушавшие радиоголоса граждане были, в подавляю-

щем большинстве, вполне законопослушны, многие не считали, что они совершают что-то противозаконное. Сами диссиденты подтверждают, что их сообщество начиналось с дружеских компаний, домашних кружков - круг общения довольно ограниченный. Р.Орлова пишет о первых обществах в конце 1950-х гг.: "Люди тянулись друг к другу. Образовывались как бы клетки новой общественной структуры. Впервые возникало настоящее общественное мнение. Новорожденное общественное мнение вырывалось из кружков, из кулуаров в более многочисленные аудитории" .

В дни чехословацких событий 1968 года проявил себя Р.И.Ильясов - собственный корреспондент "Учительской газеты" в Татарии. Он неплохо разбирался в международных отношениях и увидел в чехословацких событиях, прежде всего, нарушение международных норм. Свою гражданскую позицию Р.И.Ильясов ясно выразил в письмах, направленных в газеты "Руде право" и "Юманите". Понимая, что по официальным каналам эти письма не дойдут, он решил передать их через французского журналиста, оказавшегося осведомителем КГБ. Письма попали в соответствующие органы, их автор исключен из партии, на его журналистской карьере поставлен крест .

К диссидентам можно отнести и романтиков-одиночек, которые не могли жить во лжи. В этом смысле в России первыми диссидентами были А.Н.Радищев, Н.И.Новиков, П.Я.Чаадаев, которым не давала спокойно существовать российская действительность. Весьма созвучна этим настроениям позиция некоторых "несогласных" с советской действительностью.

Так, А.А.Болонкин, ученый, доктор технических наук, в 1973 году подготовил в нескольких экземплярах статью "К итогам выполнения 8-го пятилетнего плана развития народного хозяйства", в которой подводил собственные итоги, весьма негативно характеризующие развитие народного хозяйства страны. Причину негативных явлений ученый видел в отсутствии в стране демократических свобод. А.А.Болонкина осуждили, и, говоря о мотивах своего поступка, он отвечал: "Лишь в одном испытывал растущий, гнетущий дискомфорт, одного не мог добиться - внутреннего согласия души". И еще один романтик - В.Беликов, школьный учитель словесности. Он писал по-

вести и рассказы, привлекал к этому своих учеников, пытался учить их думать, размышлять, анализировать. В.Беликов был арестован и осужден, его обвиняли в том, что он "распространял среди учеников свои порочащие советский строй опусы".

АН.Яковлев, видный политический деятель 1980-х гг., так характеризует диссидентов: "На одном полюсе - творцы, мыслители, художники. На другом - местные правдоборцы, чудаки, часто просто неуживчивые, "конфликтные" люди. Такие есть в каждом коллективе, каждой деревне или поселке и уж, конечно, в городах.. .В зависимости от того, насколько жестко с ними обращаются в кругах официальных, такой человек вызывает к себе сочувствие, и сожаление, а иногда и неприязнь окружающих. ..Из этих различных жизненных представлений и составляется в общественном сознании образ диссидентов - людей, отмеченных способностями и знаниями, нравственностью и гражданской активностью. Людей, которым действительно было, что сказать согражданам, но как раз по этой причине они и преследовались" .

Широко распространено заблуждение, что политика преследований была направлена только против свободомыслящей части писателей, художников, ученых, художников, творческой интеллигенции. Государственные и партийные органы придерживались генеральной линии на подавление любой формы инакомыслия. В стране отношение к диссидентам было очень сложное. Общество доверяло официальной пропаганде и сообщениям в прессе, в которых диссиденты представлялись "отщепенцами", "агентами ЦРУ", антисоветчиками. Распространено было мнение о душевных заболеваниях диссидентов, особенно после включения психиатрии в арсенал средств подавления инакомыслия в стране.

Многообразие мыслей, идеалов, целей людей, считающихся диссидентами, является предметом изучения современных исследователей, которые, опираясь на доступные материалы, пытаются составить достоверную картину. Несмотря на усилия ученых, нечеткими остаются многие стороны этого явления. Довольно трудно разобраться, что же представляло собой диссидентское движение (если можно его назвать движением), тем более, невозможно было это сделать в советский период. На обще-

ство обрушивался поток информации, в котором трудно различались правда и ложь, идеологические "агитки" от фактов действительного предательства и аморального поведения отдельных людей.

Серьезной проблемой диссидентства стал поиск "точки опоры", базисной основы. В чем смысл деятельности, во имя чего все мытарства и трагедии инакомыслящих? Народ, в глазах диссидентов, не в состоянии понять, а тем более, разделить и поддержать их идеи. Власть занимает по отношению к инакомыслящим резкую и бескомпромиссную позицию. Таким образом, реальную поддержку и понимание они чувствовали только с Запада, ощущая себя частью интернационального демократического движения. Ориентация на западное общественное мнение, апелляция к иностранным масс-медиа в какой-то степени поддерживали создаваемый властью образ предателей и отщепенцев, оправдывали силовые методы борьбы с инакомыслящими.

В стране борьба диссидентов имела, в основном, характер моральной борьбы за достоинство человеческой личности. Однако участие в борьбе, требовало особых качеств, присутствовавших не у всех. Осознание этого создало у диссидентов веру в некое их превосходство над остальной частью советского населения. Они дистанцировали себя от среднего советского человека, противопоставляя себя не только представителям власти, но и большинству советских людей.

Таким образом, деятельность активных диссидентов имеет определенный оттенок жертвенности, самопожертвования, что отражается и в понимании ими состояния добровольной и вынужденной своей изоляции во враждебной, по сути, среде. Интересны в данной связи документы о пребывании диссидентов в местах лишения свободы. В отчетах офицеров ИТУ акцентируется внимание на отличительных качествах этих заключенных в сравнении с остальным "контингентом". "Это были исключительно сложные, противоречивые, трудные в психологическом плане лю-ди.Здесь находились преподаватели вузов, писатели, поэты, художники, журналисты, музыканты, военнослужащие, рабочие и др. Подавляющее большинство антисоветчиков имело высшее и незаконченное высшее образование, некоторые владели иностранными языка-

ми. И, тем не менее, в зоне они продолжали постоянно заниматься самообразованием, выписывали различную литературу, газеты, журналы" .

Своеобразный аристократизм, а вернее, элитаризм диссидентов не давал им самим возможности расширять свои ряды за счет привлечения представителей разных слоев населения. Настроенность на изоляцию становилась одной из важных черт, формирующих структуру диссидентского движения. Инакомыслие (в широком смысле слова) имело в стране значительное распространение, и было гораздо более весомое, чем диссидентство. К этому ряду можно отнести и неформальные организации неполитического характера, неординарно мыслящих творческих людей, массовые движения культурного направления, представителей элитарной культуры.

В широком значении к числу инакомыслящих можно отнести довольно большой круг думающих неординарно людей, что, несомненно, выходит за рамки немногочисленного движения диссидентов, которое весьма осторожно можно отождествить с политической оппозицией. К сожалению, сегодня довольно трудно составить полную картину протестных проявлений, достаточно сложно проследить механизм получения информации органами госбезопасности. Можно предположить, что она исходила не только от сотрудников и так называемых информаторов, но от обычных людей, которые чистосердечно, как правило из патриотических побуждений, сигнализировали о проявлении "антисоветчины".

Достаточно новым явлением в общественной жизни советского общества стали "кампании подписантов": составление и сбор подписей против произвола властей, в защиту правозащитников, в которых участвовали известные люди, деятели науки, культуры, искусства. Так, проходили петиционные кампании в защи-

ту А.Синявского и Ю.Даниэля, Ю.Галанскова и Ю.Гинзбурна, против травли А.Сахарова и А. Солженицына.

Властью предпринимались попытки воздействовать на подписантов через трудовые коллективы, творческие организации, через "профилактирование", через доверительные беседы. Эти меры имели некоторый эффект, и число подписантов сокращалось, а в 1970-е годы практически исчезла практика открытых писем в адрес партийных и государственных органов в знак протеста против внутренней и внешней политики государства. Однако скрытая оппозиция сохранялась, проявляясь в иных формах.

Идеологическое единообразие советского общества на поверку оказалось только мифом. Разнообразие мнений, мировоззрений открыто проявлялось в 1965 - 1985 гг. среди разных слоев населения, разных социальных групп. Недовольство всей системой, всем существующим политическим порядком было уделом весьма немногих, однако инакомыслящих в стране имелось немало, что, в целом, свидетельствует не только о системном кризисе, но и усложнившейся социальной структуре советского общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Вайль П. и Генис А. 60-е: Мир советского человека. -М.: 1998. - С.176.

2. ЦДНИ РМ, Ф.269, Оп.7. Д.696, Л.47 - 48.

3. Чернопруд С. Юрий Андропов. Тайны председателя КГБ. - М.: 2006. - С.220.

4. Орлова Р., Копелев П. Мы жили в Москве 1956 - 1980.

М.: 1997. - С.20.

5. ЦГА ИПД РТ. Ф.15. Оп.35. Д.199. Л.1 - 7.

6. Яковлев А.Н. Горькая чаша: Большевизм и Реформация России. - Ярославль: Верх.-Волж.кн.изд-во, 1994.

7. От ВЧК до ФСБ. История и современность Управления ФСБ РФ по Республике Мордовия. - Саранск: 2003. - С.329.

DISSENT AND AUTHORITY

© 2008 S.I.Nikonova Kazan State University of Architecture and Building Construction

"Another way thinking" was widely spread in the USSR and it was more significant than the dissident movement. While dissidents composed a small group of people openly protested against existing regime, those who "thought different" belonged to a wide public and expressed critical opinions about particular traits of cultural and political life.

ПРИНЯТИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА ВЕЩЕЙ

В мифе мы вряд ли найдем отдельный сюжет, посвященный этому этапу развития личности мужчины-Гермеса и относящийся к богу Гермесу. Для него все произошло тогда, когда его признали олимпийским богом, равным другим богам. Тогда он оказался вписан в систему, в некий существующий порядок вещей. Для мужчины-Гермеса подобное принятие того, что существует, оказывается подчас гораздо более проблематичным. Он слишком хорошо знает, как можно провернуть то или иное дело, как разрешить сложности, как отомстить недругу. Ему трудно сдержаться и не сделать этого, а в результате он портит все, что было сделано и достигнуто прежде. Или же теряет больше, чем получает.

Особенно сложно ему (или ей, если речь идет об архетипе Гермеса в Анимусе женщины) удержаться от мести. Если невозможно отплатить за реальные или воображаемые обиды, человек может постоянно возвращаться к реальным или фантастическим планам отмщения. Недостаточно развитый элемент Гермеса может постоянно призывать не только к хитрым планам расплаты, но и к не менее остроумным способам устроить свою жизнь наиболее удобным образом - часто в ущерб не только просто окружающим, но и близким людям. Так мужчина может завести любовницу на время беременности жены, да и после (кто же просто так откажется от «сладкого»?). А потом, глядя на располневшую после родов жену попрекать ее уменьшившейся, на его взгляд, привлекательностью. Это своеобразный отказ принимать вещи такими, какие они есть, желая видеть их только такими, какими хочется. Более того, выясняется это не сразу, а когда-нибудь потом. Вначале мужчина-Гермес (или с сильным элементом Гермеса) получает то, что ему так или иначе понравилось, а потом начинает предъявлять претензии по поводу внешнего вида, содержания, несбывшихся надежд.

Если он не научится принимать вещи такими, какие они есть, он будет постоянно цепляться либо за то, что ему не очень-то не нравится, либо за внешние раздражители, которые издали кажутся гораздо более привлекательными. Или же, чувствуя себя в убытке, погрязнет в мелкой (а иногда и не очень) мести, нанеся самому себе еще большее поражение

Тема «Диссидентское движение в СССР» - долгое время оставалась закрытой, недоступны для исследователя были материалы и документы, связанные с ней. Затрудняет уяснение сути движения и то обстоятельство, что оно не подвергалось сколько-нибудь объективному анализу в период своего возникновения и саморазвития. Но с происходящими в обществе изменениями, для изучения данной проблемы открываются новые возможности. В связи с этим необходимо начать с самого термина «диссидент», рассмотреть существующие трактовки понятия.

«Диссидент» - это слово иностранного происхождения. Оно пришло в русский язык из западных источников. По словарям можно проследить эволюцию термина. Изданные до перестройки Советский Энциклопедический Словарь и Атеистический Словарь трактуют это понятие исключительно в его первоначальном смысле: «диссиденты» (от лат. Dissidens - несогласный) - это верующие-христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания в государствах, где государственной религией является католицизм или протестантизм. Перенос. – «инакомыслящие»; 75 «диссиденты» - буквально несогласные, придерживающиеся иных взглядов, чем того требует господствующая церковь. В этом смысле термин применялся уже в средние века, но особенно широко - с XVI -XVII вв., когда в ходе буржуазных революций и формирования современных наций остро встал вопрос о диссидентах, их гражданских правах в Англии (диссентеры), во Франции (гугеноты) и в Польше (все некатолики, т. е. поляки протестанты и православные в условиях господства католицизма). Позднее - все, стоящие вне господствующей в данной стране (государственной) церкви или свободомыслящие, вообще порвавшие с религиозной верой. Перенос. –«инакомыслящие». 76 Таким образом, понятие «диссидент» имело лишь религиозную окраску. Изданные в годы перестройки словари дают более широкое толкование понятия диссидент. Так, в "Кратком политическом словаре" (1988 г.) содержится следующее определение: «диссиденты» (от лат. Dissidere - не соглашаться, расходиться) - 1) лица, отступающие от учения господствующей церкви (инакомыслящие); 2) термин «диссиденты» используется империалистической пропагандой для обозначения отдельных граждан, которые активно выступают против социалистического строя, становятся на путь антисоветской деятельности. 77 С помощью этого термина неправомерно ставится знак равенства между открытыми противниками социалистического общества и лицами, высказывающими иное мнение по тем или иным общественным проблемам (по сравнению с общепринятыми), - так называемыми инакомыслящими. В этом определении уже подчеркиваются различия между инакомыслием и диссидентством. Диссиденты определяются как активные противники социализма и советского строя, что позволяло оправдать репрессии против них. Распад СССР изменил идеологическую направленность общества на всем постсоветском пространстве. И значение термина «диссиденты» также изменилось. Энциклопедический словарь по политологии изданный в 1993 г., 78 также как и Краткий политический словарь 1988 г. 79 дает два значения понятия «диссидент»: применительно к истории религии и применительно к советской истории. Если первоначальное значение этого слова объясняется также как и раньше, то второе значение трактуется по-новому. В словаре говорится о том, что «с середины 70-х гг. XX в. этот термин стал применяться к гражданам СССР и других союзных с ним государств, которые открыто противопоставили свои убеждения господствующим в этих странах доктринам». В словаре дается краткая характеристика диссидентского движения. Эта характеристика и объяснение термина «диссидент» нейтральны. В нем нет негативных оценок. Различие между инакомыслием и диссидентством здесь не проводится.

Необходимо отметить, что свои трактовки понятия давали сами диссиденты, их противники, независимые исследователи и авторы.

Хотелось бы начать с того, как диссидентство понимали сами участники движения. Они не придерживались единой точки зрения ни относительно определения, ни относительно классификации и социального состава.

По словам известного правозащитника, историка А. Амальрика, диссиденты «сделали гениально простую вещь – в несвободной стране стали вести себя, как свободные люди, и тем самым стали менять моральную атмосферу и управляющую страной традицию... Неизбежно эта революция в целом не могла быть быстрой» 80 .

Лариса Богораз считает, «что слова «диссиденты» и «диссентеры» пришли к нам из чужих краев. «Диссентеры» (англ. Dissenters, от лат. dissidens - несогласный) - одно из распространенных в Англии XVI - XVII вв. названий лиц, отступающих от официального вероисповедания... Итак, диссидентство - феномен не только российской истории и не только XX века» 81 .

Юлия Вишневская дает следующее определение: «Диссиденты - это люди, за которыми ничего нет, кроме стойкости в отстаивании своих идей и заработанного на этом определенного морального капитала...» 82 .

А.Д. Сахаров относился к инакомыслящим в нашей стране как к «малочисленной, но очень весомой в нравственном и... историческом плане группе людей» 83 .

В среде диссидентов было не так уж много антисоветски настроенных людей, требующих свергнуть коммунистический режим. В основной своей массе они выступали за выполнение прав и свобод человека, предусмотренных советской Конституцией. Диссиденты требовали: равноправия граждан (ст.34,36), права участвовать в управлении государственными и общественными делами (ст. 48); права на свободу слова, печати, собраний и т.д. (ст. 50). Они не предлагали ничего такого, что уже не было прокламировано властями. Партия призывала к искренности - они говорили правду. Газеты писали о восстановлении «норм законности» - диссиденты соблюдали законы тщательнее прокуратуры. С трибун твердили о необходимости критики - диссиденты последовательно этим занимались. Слова «культ личности» стали бранными после хрущевского разоблачения Сталина - для многих путь в инакомыслие начался с опасения повторения культа 86 .

Московский адвокат, участница ряда политических процессов 1960-х годов Д. Кашинская замечает: «Ставшие сейчас привычными термины «диссиденты», «инакомыслящие», тогда только приобретали право гражданства. Их, безусловно, объединило достойное уважения мужество, готовность жертвовать своим благополучием и даже свободой. Однако это были разные люди. Но, когда я подумала, что вдруг случится так, что они окажутся у власти, - мне этого не захотелось» 87 .

Диссидентское движение было нравственным, духовным сопротивлением режиму. Его участники не стремились к захвату власти. Как писал А. Синявский: «советские диссиденты по своей природе это интеллектуальное, духовное и нравственное сопротивление. Спрашивается теперь: сопротивление чему? Не просто ведь советскому строю вообще. Но сопротивление унификации мысли и ее омертвлению в советском обществе» 88 . Диссиденты желали ненасильственных изменений в политическом строе страны. Не все они готовы были вступать в конфликт с советской властью, но само несогласие означало тогда угрозу существующему строю.

Б. Шрагин, известный участник диссидентского движения, считал: «Диссиденты знают то же, что и большинство хоть что-то осознающих людей. Но в отличие от большинства, они говорят то, что знают. Они не останавливаются на вполне, впрочем, рациональном доводе, что плетью обуха не перешибешь. Они сосредотачиваются на тех аспектах бытия современной России, от которых большинство считает благоразумным отвлекаться. В этом источник их силы, причина их растущего, вопреки всему, влияния» 89 .

Ю.В. Андропов, который был ярым противником диссидентства и в силу служебного положения (председатель КГБ), и по убеждению, называл диссидентами людей, «побуждаемых политическими или идейными заблуждениями, религиозным фанатизмом, националистическими вывихами, личными обидами и неудачами, наконец, в ряде случаев психической неустойчивостью» 90 .

Власти применяли к диссидентам различные виды репрессий:

Лишение свободы в виде заключения в тюрьму или исправительно-трудовую колонию (лагерь);

Условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду и условное освобождение из лагеря с обязательным привлечением осужденного к труду (при этом место работы и место жительства определялось органами внутренних дел);

Высылка;

Исправительные работы без лишения свободы – работа на своем предприятии (или на указанном ОВД) с вычетом из заработной платы до 20%;

Принудительное (по определению суда) помещение в психиатрическую больницу (формально не считалось наказанием). 91 Суд «освобождал от наказания» и направлял на бессрочное (до «выздоровления») лечение. Суд определял и тип психбольницы: общего или специального, т.е. тюремного, типа. В 1984 г. было известно о существовании 11 психбольниц специального типа. 92 В Москве, например, это психиатрическая городская клиническая больница № 1 им. Кащенко, ПБГ № 3 – «Матросская тишина».

Деяния инакомыслящих власти подводили под соответствующие статьи УК РСФСР. Наиболее часто применялись ст. 64 «Измена Родине», ст. 65 «Шпионаж», ст. 66 «Террористический акт», ст. 70 «Антисоветская агитация и пропаганда», ст. 72 «Организованная деятельность, направленная к совершению особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской агитации», ст. 79 «Массовые беспорядки» и т.д. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении дополнений в УК РСФСР» в главе 9 «Преступления против порядка управления» внесены в УК дополнительные статьи: ст. 190-1 «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», ст. 190-2 «Надругательство над государственным Гербом и Флагом», ст. 190-3 «Организация или активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок». По подсчетам Л. Королевой, более 40 статей УК могли быть использованы для преследования диссидентов. 93

От общей массы инакомыслящих, диссиденты отличались не только образом мышления, но и типом поведения. Побудительным мотивом к участию в диссидентском движении было стремление к нравственному и гражданскому сопротивлениям, оказанию помощи людям, страдающим от произвола власти.

Необходимо отметить, что диссидентство и инакомыслие вещи несколько разные. И кардинальное отличие, на наш взгляд, состоит в том, что инакомыслие - это тоже общественное явление, мнение инакомыслящих не совпадало с господствующей идеологией, но оно не всегда высказывалось. Инакомыслящими в 1960-1980 годов были многие, но не все об этом заявляли. Их число могло бы исчисляться не только миллионами, а, особенно в 80-е гг., десятками миллионов людей.

Наиболее емким представляется определение термина «инакомыслие», данное А.А. Даниловым: «Инакомыслие - это общественное явление, выражающееся в особом мнении меньшинства общества по поводу официальной или господствующей идеологической системы, этических или эстетических норм, составляющих основу жизни данного общества» 94 .

Диссидентское движение начиналось с инакомыслия, которое в советском обществе существовало всегда, несмотря на все запреты и репрессии, но, как открытая духовно-нравственная оппозиция властям, заявляет о себе только во второй половине 60-х годов, хотя индивидуальные проявления инакомыслия после ХХ съезда КПСС, прошедшего в 1956 году, заметно участились.

В официальной прессе тех лет диссиденты - «отщепенцы», «клеветники», «тунеядцы», «предатели» и т.д. В обществе они были практически в изоляции. Обыденное сознание советских людей в целом принимало официальную версию событий, в лучшем случае проявляло к ним полное равнодушие. Даже в кругах интеллигенции их действия часто не получали одобрения, далеко не все и не всегда понимали и принимали людей, бросивших вызов системе.

Философ А. Зиновьев считал, что диссидентское движение оказало огромное влияние на партийно-государственную верхушку и привилегированные слои общества... У А. Зиновьева превалирует взгляд на диссидентское движение, как на инспирированное с Запада. Он подчеркивает его искусственность, рукотворность 95 .

С долей иронии видел проблему писатель Ю. Милославский, который рассматривал диссидентство в контексте наследия русской интеллигенции. Считая влияние феномена инакомыслия на «русские судьбы» малым, Ю. Милославский призывает не уделять диссидентству серьезного внимания 96 .

Зубкова Е.Ю. определяла советское диссидентство как «течение, изначально оппозиционное по отношению к власти и ее политике» 97 .

Так, социальной базой инакомыслящих, по мнению англо-американских авторов, является интеллигенция, которая как бы «порождала в России различные «субкультуры», оппозиционные правящим режимам, в том числе и революционные слои» Как утверждал Р. Пайпс, «принадлежать к интеллигенции значило быть революционером» 98 .

М. Шатц, характеризуя инакомыслящих, писал: «Советские диссиденты, представленные движением за гражданские права, достигли той стадии развития, на которой находились Радищев и... декабристы. Они понимали, что защита интересов личности от посягательств государства требует не столько моральных апелляций к властям, сколько коренных правовых и даже политических реформ; но в тоже время они стремились реализовать свои замыслы постепенно и легальным путем, не разрушая существующую политику» 99 .

Английский историк Э. Карр, рассуждая о смысле истории и роли в ней инакомыслящих, отмечал, что любое общество, не являясь полностью гомогенным, представляет собой арену социальных конфликтов. Поэтому «индивидуумы, восстающие против существующих властей», есть продукты этого общества, причем в такой же степени, как конформистски настроенные граждане 100 .

Французский ученый Р. Арон при характеристике тоталитаризма обращал внимание на превращение при нем любой деятельности в разновидность государственной и подвластной идеологическим догматам. Причем каждое отклонение от принятых норм сразу же становилось идеологической ересью. В результате «политизация, идеологизация всех возможных прегрешений отдельного человека, и, как заключительный аккорд, террор, одновременно полицейский и идеологический» 101 .

Иностранные журналисты стали называть диссидентами тех, кто открыто выражал несогласие с общепринятыми порядками.

В годы хрущевской «оттепели», а особенно в период брежневского «застоя» людей, недовольных существующими порядками, было достаточно много. Это проявлялось в нарушении производственной и трудовой дисциплины, в халатном отношении к выполнению своих обязанностей на предприятиях и в учреждениях, в желании советских граждан свободно выезжать за границу, публично сказать о том, что волнует, в создании произведений литературы, которые не могли быть опубликованы по идейному содержанию, в написании картин, которые не допускались в выставочные залы, в постановке спектаклей, у которых не было премьер, в съемке кинофильмов, не допущенных на экран, в сочинении песен, не включаемых в официальную концертную программу и т.д. Однако лишь немногие, кто добивался свободы, правды и справедливости, становились диссидентами.

Однозначно определить ту грань, за которой нонконформист превращается в диссидента, не всегда легко, так как внутренний протест человека скорее личностное состояние, нежели общественное явление. Тем не менее, можно выделить несколько критериев, позволяющих более или менее четко отличить диссидента от внутреннего мятежника. Первый - предмет несогласия. Как только вопрос касается неких общественно-значимых ценностей, и позиция личности идет вразрез с этими ценностями, эта личность превращается в диссидента. Второй способ выражения несогласия: открытая, честная, принципиальная позиция, отвечающая не тем нравственным нормам, которые навязаны властью, а тем, - которыми руководствуется личность. «Диссидентство, - по мнению Л.И. Богораз, - начинается с отказа играть по их правилам», 102 имея в виду правила, предписанные властными структурами и партийными органами. Третий - личное мужество человека, поскольку открытое декларирование своего несогласия по принципиальным общественно-политическим вопросам чаще всего заканчивалось судебным преследованием, заключением в психиатрическую больницу, высылкой из страны. Чувство страха было самым большим препятствием на пути от свободомыслия к открытой оппозиции. Мощные пропагандистские кампании, сопровождаемые потоками лжи, клеветы и брани в средствах массовой информации, на собраниях трудовых коллективов, в массовом общественном сознании изображали диссидентов как морально разложившихся лиц, потерявших честь и совесть, презираемых народом отщепенцев. Выдержать такой напор целенаправленной политической и моральной дискредитации было дано немногим.

Вследствие того, что моральный протест наиболее честных и мужественных людей против ущемления гражданских прав и зажима интеллектуальной свободы не имел на первых порах четко выраженных организационных форм и политической программы, некоторые бывшие диссиденты считают, что диссидентского движения, как социально-политического движения не было. Так, писатель В.Аксенов утверждает, что «диссидентское движение в СССР было явлением скорее литературным, чем политическим». 103 Е.Г. Боннэр подчеркивает нравственно-этический характер движения, а если уж его называть освободительным, то только в стремлении освободиться от проникшей во все сферы общества лжи. 104 Л.И. Богораз считает, что это движение можно назвать «броуновским, скорее психологическим, нежели общественным». 105 С.А. Ковалев признает только правозащитное движение и выступает против понятия «Диссидентское движение», утверждая, что не могло быть ничего общего между крымскими татарами, боровшимися за возвращение на родину, евреями-отказниками, добивавшихся разрешения на эмиграцию, между либералами и социалистами, между коммунистами и национал-почвенниками и т.д. 106

Но борьба против государственной лжи как составной части идеологической сферы задача не столько нравственная, сколько политическая.

Точных статистических данных о социальной принадлежности диссидентов нет. Диссидентских взглядов придерживались самые недовольные и «деидеологизированные» граждане Советского Союза. Для этого имелись достаточно веские причины: по своему мировоззрению, устремлениям и образу жизни многие из них были теми, кого на Западе называют представителями «свободных профессий». Они зависели от номенклатуры, поскольку эта система определяла занимаемые ими должности, но все же партия не вмешивалась прямо в их повседневную деятельность. Открыто диссидентские взгляды исповедовали, прежде всего, либо ученые, либо писатели.

Вайль П. и Генис А., эмигрировавшие из СССР в 1974 году, пишут: «Дворников что-то не видно было среди диссидентов. Да и не очень-то их принимали. Инакомыслящие убедились, что и советские власти, и западные радиостанции, и рядовые граждане интересуются «профессорами» и реагируют только на них» 107 . Хотя, недовольна была не только интеллигенция.

По подсчетам Андрея Амальрика, среди участников диссидентского движения в конце 60-х годов имелось 45% ученых, 22% деятелей искусства, 13% инженеров и техников, 9% издательских работников, учителей и юристов и лишь 6% рабочих и 5% крестьян. Однако эти подсчеты неполные, так как Амальрик руководствовался собственными критериями при определении участников оппозиции 108 .

У этих групп была общая черта: высокое общественное положение. Профессиональные особенности формировали из них самостоятельную точку зрения и независимое мышление. Но они постоянно сталкивались с политическими или идеологическими притеснениями, которые мешали им полностью реализовать свой потенциал. Если они хотели продвинуться по службе, то также должны были принимать участие в политической жизни.

Ученые и исследователи имели все основания для разочарований. Они работали в тех областях знания, где жизненно важен быстрый обмен идеями между учеными разных стран, и потому возмущались теми сложностями, которыми сопровождались их встречи с зарубежными коллегами, чтение иностранной периодики и доступ к иностранному оборудованию. Члены партии, - а это было необходимым условием успешной карьеры, - огромное количество времени расходовали на «общественную» работу.

Некоторые области науки, прежде всего гуманитарные и общественные, были особенно уязвимы для прямого политического вмешательства, прежде всего из-за специфики своего предмета.

Те ученые, что смогли подняться над узкими рамками своих дисциплин и охватить взглядом взаимоотношения науки и общества в целом, были чрезвычайно обеспокоены тенденциями, проявившимися в конце 60-х годов. Только десятью годами ранее Советский Союз запустил первый искусственный спутник, и казалось, что в области техники он опережает весь мир. А теперь страна не только не превзошла США, как обещал Хрущев, но на самом деле отстала в большинстве передовых областей техники, особенно в автоматизации и кибернетике.

Другим источником диссидентского движения была литература. Как и ученые, писатели имели возможность – и моральную, и социальную – сделать свое мнение достаточно ощутимым даже в очень репрессивной социальной системе. Кроме того, литература была единственной силой, способной противостоять наиболее опасному оружию советского государства - его способности парализовать творческое мышление человека при помощи террора, апатии, страха и «двоемыслия». Советское правительство попыталось предотвратить всякую возможность появления подобного, создав при помощи Союза писателей собственную монополию на литературу.

Немаловажную роль играли журналы. Их редакции становились дискуссионными центрами, где люди встречались и обсуждали не только последние литературные новости, но также обменивались идеями и мнениями относительно текущих событий.

П. Волков выделяет в составе участников диссидентского движения следующие группы:

1. Официально легализированные члены комиссий и комитетов, редакций, как правило, впоследствии поплатившиеся арестом или эмиграцией.

2. Менее известные и не вошедшие в группы, но также активные и пострадавшие за это люди. Известны они становились в момент ареста, обыска, увольнения с работы или исключения из ВУЗа.

3. Подписанты - не скрывавшие своего имени под эпизодически появлявшимися письмами протеста, постоянные участники собраний - наперечет известные КГБ, но не преследовавшиеся им специально. (В ранний период диссидентского движения преследовались и подписанты, но чаще через партийные органы).

4. Постоянные помощники, не афиширующие свои имена, но обеспечивавшие конспиративные связи, хранение денежных средств, печатного оборудования, предоставлявшие свои адреса для получения писем из лагерей при посредстве случайных доброхотов.

5. Люди, составлявшие более широкий круг общения, моральной поддержки, эпизодически поставлявшие информацию для диссидентских изданий.

6. Круг людей любопытствующих, желающих быть в курсе экстравагантностей общественной жизни, но подчеркнуто дистанционировавшихся от практического участия и конкретных обязательств. 109

Диссидентское движение нельзя назвать многочисленным, хотя и по этому вопросу есть расхождения.

Горинов М.М. и Данилов А.А. утверждают, что по данным КГБ, за 1968-1972 годы было выявлено 3096 группировок «националистической, религиозной или антисоветской направленности» 110 .

В. Буковский считает, что за 24 года действия 70 и 190 статей УК СССР за антисоветскую агитацию и пропаганду, было возбуждено 3600 уголовных дел, большая часть из них вне сомнения пришлась на долю инакомыслящих 111 . Словарь «Политология» (1993 г.) говоря о диссидентах, приводит цифры не более 2-х тысяч человек 112 .

Диссидентское движение не было партийным или классовым. Оно не было в достаточной степени организовано, и может быть в этом одна из его отличительных черт.

Диссидентство представляет собой общественное явление, как правило, проявляющееся в ином мировоззрении меньшей части общества. Качественное отличие диссидентства 1960-1980 годов в СССР, от других форм оппозиции на протяжении истории, состоит в том, что диссиденты выросли в тоталитарной системе и являются как бы её порождением. Движение, по словам самих участников, не претендовало на власть, хотя претворение в жизнь их требований способствовало бы коренным преобразованиям в СССР.

«Диссидентство - не движение, а целый спектр движений, гонимых религиозных конфессий, художественных школ, литературных направлений, великое множество человеческих судеб и отдельных «диссидентских» поступков. Общим было лишь омерзение, внушаемое так называемой «советской действительностью», осознание собственной нравственной несовместимостью с нею, невозможность прожить жизнь, постоянно покоряясь этой тупой и недоброй силе... И, пожалуй, вот что было общим: понимание того, что столь глупо и безнравственно противопоставить этой силе насилие, во всех его формах. Нашим делом было слово» 113 , - вспоминает Сергей Ковалев.

Диссиденты добились главного: в нашем обществе был создан новый нравственный потенциал. «Что касается непосредственного воздействия диссидентской пропаганды на перестройку - не думаю, что оно было велико. Перестройку начинала верхушка партаппарата» 114 , - так говорил бывший диссидент С. Ковалев. С этим, на наш взгляд, можно не согласиться, так как именно диссидентские движения явились предысторией тех перемен, которые произошли в обществе в конце 1980-х годов.

Монография

Центр исследований православной культуры и традиции ГРАЧЁВ Андрей Борисович МОНОГРАФИЯ... основном в качестве украшений православные крестики и энкол­пионы. Таким образом, исследо­вания 70-х–80-х гг...

  • Центр исследований православной культуры и традиции БАЙКОВСКИЙ Константин Юрьевич

    Монография

    Государственный торгово-экономический университет Центр исследований православной культуры и традиции БАЙКОВСКИЙ Константин Юрьевич МОНОГРАФИЯ... , Москва: Сравнительно-историческое исследование центров идеологии и культуры до XVII в. VI Международный...

  • Центр исследований православной культуры и традиций дельвиг владимир сергеевич

    Монография

    Государственный торгово-экономический университет Центр исследований православной культуры и традиций ДЕЛЬВИГ Владимир Сергеевич... в. в трансформации российской политической культуры // Коломенское: материалы и исследования / Под ред. Е.А. Верховской...

  • Центр исследований православной культуры и традиции история россии (2)

    Документ

    Российский государственный торгово-экономический университет Центр исследований православной культуры и традиции С.Д. Долаева И.О. Князький С.Н. Козырева... дружба с поляками и несоответствующий достоинству православного государя брак; Шуйский, пусть и...

  • Где взять мечту

    Живые утопии: 10 вариантов идеального будущего

    Последняя «официальная» утопия – мечта о капиталистической глобализации – окончательно умерла. Масштаб мирового кризиса заставил в этом признаться даже её штатных идеологов. Глобализация сейчас даже более ругательное понятие, чем «советский коммунизм». Не осталось ни одной концепции идеального общества, которая имела бы массовых сторонников. Но жить без мечты, во-первых, опасно, во-вторых, невозможно. Какой же будет новая утопия, которая захватит мир?

    «Имеется постановление, чтобы из дел, касающихся республики, ни одно не приводилось в исполнение, если оно не подвергалось обсуждению в сенате за три дня до принятия решения. Уголовным преступлением считается принимать решения по общественным делам помимо сената или народного собрания», – писал Томас Мор в своём монархическом XVI веке.

    Утопия . Место, которого нет. Точнее, нет на карте мира, но есть в сознании людей. Сначала вирус утопии поражает какого-нибудь талантливого безумца. Потом начинается эпидемия. И нередко наивные мечты превращаются в реальность.

    В 1897 году на сионистском конгрессе в Базеле Теодор Герцль призвал евреев создать собственную страну со своими законами, языком и обычаями. Это казалось тогда столь же наивным, как мечтания Мора или Кампанеллы. Герцль и сам это понимал. «“Я создал еврейское государство” – если бы я заявил об этом вслух, меня бы высмеяли. Но, возможно, лет через пять и уж точно через пятьдесят, каждый увидит это сам» , – записал он в своём дневнике. И аккурат через полвека на карте мира появилось отнюдь не воображаемое государство . Утопия обросла танковыми войсками и ракетами со спутниковым наведением.

    Но вот уже более полувека мир усиленно пытается отказаться от мечты. Страшилки вроде романа «О дивный новый мир!» Хаксли, «Мы» Замятина или «1984» Оруэлла по-прежнему приятно пахнут свежей типографской краской. После опыта построения тоталитарных обществ, мечтать об идеальном будущем стало неприлично и очень опасно.

    Теперь считается, что социальные мечтания – это удел минувших веков. Это наши наивные предки всё носились со всевозможными «измами». Только острая паранойя могла толкать людей в тюрьмы или на баррикады ради каких-то конструкций идеального будущего. Можно же просто нормально жить, получать зарплату, брать потребительские кредиты, а ежели уж очень хочется, улучшить мир – пожертвовать пару сотен в какой-нибудь детский фонд или в Гринпис… Ведь можно? Или нельзя?

    «Человек без утопии страшнее, чем человек без носа» , – говорил Честертон. Развитие общества невозможно без какого-то ориентира, светлым пятном маячащего впереди. Мы садимся в автомобиль с автоматической коробкой передач, заправляем его отменным бензином и вдруг понимаем, что ехать нам некуда. Без представлений о конечной точке маршрута автомобиль не нужен. И утопия – это не столько цель, сколько движение к этой цели.

    Мы хотим взглянуть на утопии не как на жанр научной фантастики, а как на вполне реализуемый вариант будущего. Это не так-то просто. Можно долго ругать существующий порядок вещей, но как только ты предлагаешь альтернативу, она кажется наивной и абсурдной. Кажется, что наш мир устроен самым разумным образом.

    Но попробуйте взглянуть на нашу цивилизацию с точки зрения какого-нибудь продвинутого инопланетянина. Он вряд ли сумеет понять, для чего нужны сержанты срочной службы, финансовые брокеры, чиновники среднего звена или менеджеры по маркетингу. Наши войны, наша политика, наши города, наше телевидение – разве это менее абсурдно , чем любая из утопий? «Вы живёте не на внутренней поверхности шара. Вы живёте на внешней поверхности шара. И таких шаров ещё множество в мире, на некоторых живут гораздо хуже вас, а на некоторых – гораздо лучше вас. Но нигде не живут глупее… Не верите? Ну и чёрт с вами» , – ставил диагноз Максим из «Обитаемого острова».

    То, что в прошлом казалось абсурдным, становится в будущем нормальным. И наоборот. Представьте, что вы крестьянин, живущий во времена Томаса Мора. И вам сообщают: «Каждый день вы будете спускаться под землю и заходить в трясущийся железный ящик. В нём кроме вас ещё сотня человек, стоящих плотно прижавшись друг другу…» Скорее всего, крестьянин в ужасе падёт на колени и будет молить о пощаде: «За что вы хотите подвергнуть меня столь страшной пытке?!!» А ведь речь идёт о банальном метро .

    Когда начинаешь рассказывать кому-то очередной вариант утопии, тут же возникает скепсис: дескать, люди привыкли к определённому образу жизни и заставить их измениться можно только с помощью тоталитарного насилия. Но давайте возьмём простой пример – . Несколько веков назад оно казалось нормой. В той же «Утопии» Томаса Мора запросто сообщалось: «Рабы не только постоянно заняты работой, но и закованы в цепи…» Комфортная жизнь благородного человека не представлялась возможной без рабов, крепостных или хотя бы прислуги. А мы вполне себе обходимся. И даже ухитряемся поджарить утром яичницу без участия кухарки.

    Вопрос об утопии – это вопрос о социальной норме и о социальных ценностях. В каждом обществе есть большинство – «нормальные люди» – и есть разные группы людей, «захотевших странного», или, более грубо, маргиналов. Утопия превращает какой-то из вариантов «странного» в нормальное, а вчерашнее «нормальное», наоборот, становится экзотикой. Утопии нужны не для того, чтобы немедленно начать претворять их в жизнь, уничтожая несогласных и тратя на это все ресурсы человечества. Утопии придают ценность, смысл и направление нашему миру, который никогда не станет идеальным.

    Но откуда возьмутся утопии, если все они сброшены с парохода современности и разоблачены мрачными анти­утопиями? Может быть, возникнут идеи, о которых мы сейчас даже не подозреваем? Но не исключено, что привлекут к себе внимание те утопии, которые и сейчас живут и даже реализуются как локальный опыт отдельных людей и сообществ. Мы предлагаем 10 утопических идей, каждая из которых опирается на ценности, которые, возможно, когда-нибудь будут разделять миллионы.

    Психологическая утопия

    В ответ на что родилась . Массовые неврозы, многочисленные трагедии, войны, преступления, которые происходят от психического нездоровья отдельных людей и масс.

    Великая цель . Психологическое здоровье человека и общества.

    Предтечи . Классик бихевиоризма Беррес Скиннер. Автор метода социометрии и техники психодрамы Якоб Морено. Основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу.

    Экономика . Подразумевается, что «психологический капитал» не менее значим, чем финансовый. Главный стимул – не деньги, а психологическое здоровье, комфорт, мудрость.

    Управление . Психологи принимают участие практически во всех значимых решениях, связанных с политикой, финансами, армией. Социальные конфликты преодолеваются как психологические. Политика – это искусство излечения массовых неврозов.

    Технологии . Интенсивное развитие и технологизация психологических практик. Естественные науки тоже выигрывают от раскрытия личных качеств и способностей учёных, избавления от ненужных конфликтов в академической среде.

    Образ жизни . Отношения между людьми подразумевают открытость, откровенность, взаимную поддержку, непосредственное выражение любых эмоций. Радикально менять образ жизни, работу, место жительства – нормально. То, что мы сегодня считаем дауншифтингом (например, сменить должность директора на работу садовника), стало обычным явлением. Образование перестало быть привилегией детей и продолжается в течение всей жизни.

    . «Инакомыслящих у нас, в общем-то, нет. Встречаются люди, которые очень сильно привязаны к своим неврозам и маниям и даже называют психологов “фюрерами” и “злобными манипуляторами”, а всех остальных – “счастливыми идиотами”. Мы не обижаемся».

    Из газеты «Правда Утопии» . «Министерство личностного развития наложило вето на проект государственного бюджета. Как считают представители министерства, этот документ, безусловно, хорошо проработан с точки зрения нужд промышленности и обороны, однако психологическая составляющая оставляет желать лучшего».

    Где существует сейчас . Психотерапевтические группы разных типов и школ, коммуны с психологическим уклоном (по примеру западных общин для лечения наркоманов).

    Неолиберализм

    В ответ на что родился . Низкая эффективность государственной бюрократии и чрезмерное влияние институтов государства буквально на все сферы жизни общества.

    Великая цель . Истинная свобода, естественная самоорганизация и процветание на основе свободного предпринимательства и индивидуализма.

    Предтечи . Милтон Фридман, Фридрих фон Хайек, Чикагская экономическая школа.

    Экономика . Рыночная экономика становится тотальной, все барьеры в торговле сняты.

    Управление . Мировое правительство лишь наблюдает за соблюдением правил игры и имеет незначительные социальные обязательства перед бедными и неработоспособными.

    Технологии . Вопрос о том, какие технологии развивать, решает только рынок, регулируемый коммерческим интересом и жёстким законодательством об авторских правах.

    Образ жизни . «Не существует такой вещи, как общество» – так сформулировала кредо неолиберализма Маргарет Тэтчер. Соревнование за лучшее место под солнцем осуществляется между людьми, организованными в предприятия, в свободной рыночной конкуренции. Мультикультурализм стал нормой жизни: каждый знает несколько языков и свободно играет цитатами, музыкальными фразами и философскими максимами разных культур, не впадая в зависимость от догм ни одной из них. Люди свободны от всех и всяческих гендерных, этнических, религиозных отличий. Больше нет национальных государств. Благодаря тому, что рыночная целесообразность – это общий язык для всех сфер жизни, отношения между людьми наконец стали ясными и прозрачными, а главное – менее враждебными. Ничто не вызывает ненависти – ни разные идентичности, ни сексуальные измены.

    . «Кое-где ещё сохранился дремучий фундаментализм – национализм, религиозная нетерпимость. Но всё это постепенно сходит на нет. Так что лично меня беспокоят группы, которые считают, что надо резко увеличить налоги на некоммерческие расходы – с 1 до 1,2% – на помощь слабым, инвалидам, животным. Я сам отчисляю взносы в благотворительный фонд и считаю, что такое решение было бы ущемлением моих прав».

    Из газеты «Правда Утопии» . «Утверждения, будто бы эмоциональная поддержка, высказанная вслух, должна оцениваться по более высокому тарифу, чем выраженная тактильно, просто смешны. Мы придерживаемся точки зрения, что подобные действия должны оцениваться по результату, а объёмы платежей оговариваться в контрактах, – так, как это делается сегодня во всех развитых регионах мира».

    Где существует сейчас . В наиболее ярких своих проявлениях неолиберальная утопия частично была реализована в Великобритании и некоторых странах Западной Европы.

    Педагогическая утопия

    В ответ на что родилась . Несовершенство образования, а главное – воспитания детей.

    Великая цель . Воспитание гуманного, творческого, всесторонне развитого человека, гармоничное развитие человечества.

    Предтечи . Братья Стругацкие с их «Теорией Воспитания», Джоан Роулинг и её профессор Дамблдор, Макаренко, Януш Корчак, современные педагоги-новаторы.

    Экономика . Образование и воспитание – ключевое направление для инвестиций.

    Управление . Воспитатель имеет статус, близкий к уровню топ-менеджера. Совет воспитателей обладает правом вето на любое политическое решение.

    Технологии . Продвинутые средства обучения, например «социальные тренажёры», созданные на основе технологий виртуальной реальности.

    Образ жизни . Детей с самого раннего возраста помещают в специальные интернаты. При этом родители и дети могут видеться, когда захотят. У родителей образуется много свободного времени, которое они могут посвятить занятиям спортом, искусству, благотворительности или образованию.

    Из газеты «Правда Утопии» . «“Я уже прошёл все тестирования, испытания и собеседования, комиссия признала меня годным для работы в должности воспитателя. Признаюсь: это было непросто, горжусь, что всё получилось. Как мне кажется, я был успешным руководителем и заслужил право работать в интернате”, – заявил нашему коррес­понденту директор компании по производству мебели, в ближайшие месяцы планирующий сменить специальность. Напомним, что конкурс на появляющиеся в связи с ростом населения места воспитателей достигает десяти тысяч человек на место».

    . «В годы моей молодости были ещё отсталые родители, которые отказывались отдавать своих детей в интернаты. Сейчас таких практически нет, поскольку возможности роста для тех, кто выпал из Системы, крайне ограничены. Но, разумеется, я категорически не согласен с группой макаренковцев, которые требуют запретить общение родителей с детьми моложе 18 лет».

    Где это можно увидеть сейчас . «Продвинутые» российские школы (в том числе и интернатского типа, например московский «Интеллектуал»), летние образовательные лагеря.

    Информационная утопия

    В ответ на что родилась . Неспособность человеческого мозга оценить правильность решения, в том числе и такого, от которого зависит судьба человечества.

    Великая цель . Освобождение людей от рутины, всю нетворческую работу должны делать машины.

    Предтечи . Идеи о переустройстве общества на основе информационных технологий выдвигаются самыми разными людьми – от программистов-бунтовщиков в помятых майках до респектабельных аналитиков из консалтинговых агентств.

    Экономика . Полностью открыта и в большой мере виртуальна. Благодаря этому, все экономические действия приносят кумулятивный эффект, увеличивая благосостояние всего населения.

    Управление . Переход законодательной власти в руки всего населения. Любое важное решение принимается на основе практически мгновенного всеобщего голосования в Сети. Функции администрирования сведены к минимуму. Выработку технологии народного волеизъявления осуществляет искусственный интеллект.

    Технологии . В первую очередь, информационные. Стопроцентная компьютеризация мира. Глобальная Сеть доводится до каждого жителя планеты. Создание искусственного интеллекта.

    Образ жизни . Практически вся информация, существующая в мире, является доступной, и при этом существуют мощные алгоритмы её поиска и обработки. Это касается всего – от бизнеса до секса. Браки заключаются не на небесах, а благодаря точному расчёту совместимости будущей пары. Компьютерная диагностика позволила определять болезни на самом раннем этапе, что резко увеличило продолжительность жизни населения.

    Жители Утопии – об инакомыслящих маргиналах . «Говорят, в Африке и Южной Америке сохранились ещё целые племена, которые отказываются пользоваться возможностями искусственного интеллекта и подключаться к Сети. В последнее время большие опасения вызывают ультрас – они считают, что все решения, в том числе связанные с их жизнью, должен принимать искусст­венный интеллект, поскольку его решения более точны».

    Из газеты «Правда Утопии» : «Вчера на планете прошло 85 референдумов. Из них общепланетарный характер носило голосование по поводу бюджета развития Земли. Напомним, что главным предметом дискуссии было финансирование проекта “Искусственный интеллект в каждый дом”. Программа была вновь отклонена 49% голосов против 38%. Тринадцать процентов граждан воздержались. Напомним, что год назад против этого проекта проголосовали более половины избирателей».

    Где это можно увидеть сейчас . Социальные сети в интернете, сайты знакомств, онлайн-магазины, интернет-тендеры, «электронные правительства», ERP-системы.

    Национально-религиозная утопия

    В ответ на что родилась . Тупик и моральный упадок, в который зашли многие страны, отказавшись от собственной традиции в угоду богатству.

    Великая цель . Если не рай на земле, то Святая Русь, праведный Иран или модернизированная, но просветлённая Индия.

    Предтечи . Лидеры исламской революции в Иране, сторонники религиозных обоснований построения государства Израиль, лидеры Ватикана, Махатма Ганди, многочисленные лидеры протестантских сект в США, русские религиозные философы начала ХХ века и многие другие.

    Экономика . Развитие за счёт консервативной модернизации, то есть использование при построении рыночных и общественных институтов традиции – живой или возрождённой. Пример: исламский банкинг (ссужать деньги под проценты запрещено Кораном).

    Управление . Институты и все крупные решения согласуются с национальной культурной традицией, в сложных вопросах решения не за светским лидером и не за референдумом, а за праведниками-харизматиками.

    Технологии . Гуманитарные и педагогические технологии обогащены мистической традицией, техниками молитвы, йоги, ритуалами.

    Образ жизни . Каждая минута жизни наполнена смыслом, молитвой. Чем бы вы ни занимались, программированием или банковским делом, – это не просто труд, а послушание, возвышающее душу. Мощная трудовая этика ведёт к процветанию; конечно, в каждой стране свои порядки и традиции, но все люди – верующие, и во всех странах они хорошо понимают друг друга, а потому веротерпимы.

    Жители Утопии – об инакомыслящих маргиналах . «Есть ещё атеисты, но для них мы организовали атеистическую церковь – чтобы они не были ущемлены в правах. Куда опаснее те группы, которые считают, что их религия должна стать единственной, пусть даже и военным путём. Они не понимают, что противоречат воле Божьей: захоти Он – и в мире бы осталась одна религия».

    Из газеты «Правда Утопии» . «Очередной диспут между шиитами и суннитами прошёл в Медине. По данным социологов, дискуссию наблюдали по телевизору более полумиллиарда зрителей, а в самой Медине собралось более десяти тысяч человек, приехавших со всех концов света. Не меньший интерес вызывает и дискуссия между иудаистами и представителями Ватикана, которая состоится в следующую среду в Иерусалиме. Уже сегодня нет свободных мест не только в гостиницах Святого города, но и практически во всём Израиле и Палестине».

    Где существует сейчас . В религиозных общинах, в некоторых семьях, которые сочетают патриархальные ценности с включённостью в современное общество.

    «Нью-эйдж»

    В ответ на что родился . Церковники и политики скрывают от народа не только правду, но и путь к духовному совершенству, просветлению, превращая людей в тупых рабов, марионеток, неспособных познать мистическую реальность.

    Великая цель . Каждому человеку должны быть доступны мистический опыт, сексуальные удовольствия, новые эмоции.

    Предтечи . Американские битники, русские теософы (Гурджиев, Блаватская), Карлос Кастанеда, основатели синкретических церквей, таких как бахаизм, мистики и гуру всех мастей, хиппи.

    Экономика . Свободный и честный обмен без денег. Бери, что хочешь и поступай, как знаешь, если только это не причиняет вред другому; никаких авторских прав и имущественного накопления.

    Управление . Ключевые позиции в обществе занимают духовные учителя. Каждая школа выстраивает свою иерархию. Во главе – гуру, дальше продвинутые последователи, в самом низу начинающие и т.д. Но на самом деле все эти разнообразные учения образуют всемирную, хотя и разнородную мистическую церковь.

    Технологии . Учёные и инженеры – тоже сектанты, а их работа – признанный вид духовной практики.

    Образ жизни . Люди объединены в группы, общины и т.д., каждая из которых выбирает свой набор духовных практик, составленных из обрывков древних мистических учений, религий и философий. На смену академической медицине приходят всевозможные варианты целительства, но если кто захочет – есть и таблетки. Сексуальные отношения целиком зависят от учения, адептами которого являются члены группы, – от свободной любви и половых извращений до тотального воздержания. Основополагающие жизненные принципы – ненасилие и любовь ко всему живому. В моде вегетарианство, различные гимнастики, отсутствие вредных привычек (лёгкие наркотики и психоделики не в счёт).

    Житель Утопии об инакомыслящих маргиналах . «Пацифик, понимаешь? Некоторые не врубаются, что все вокруг сес­трёнки и братишки. Не понимают, что я закинулся и у меня просветление. А они: давай, медитируй! Они бы ещё копать предложили… И травой не угостят никогда».

    Из газеты «Правда Утопии» . «…Учитель Джон Цзинь Кузнецов открыл братишкам и сестрёнкам новый путь получения полного и окончательного просветления всего за пять лет. Уже в ближайшее время средний возраст полного Цзы-старца может составить 33 года».

    Где существует сейчас . Хипповские коммуны, мистические общины от Байкала до Мексики.

    Трансгуманизм

    В ответ на что родился . Ограниченность возможностей человеческого организма, в частности болезни, старение и смерть.

    Великая цель . Переход от Homo sapiens к «постчеловеку» – существу, обладающему более совершенными физическими и умственными способностями.

    Предтечи . Философы Ник Бостром, Дэвид Пирс и FM-2030 (настоящее имя – Ферейдун Эсфендиари), а также писатели-фантасты.

    Экономика . Утопия может осуществиться и при рыночной системе, и при социалистической. Но в любом случае, главные инвестиции идут в науку, технологии и медицину.

    Управление . Одна из основных задач власти – контроль за справедливым распределением новых технологических возможностей.

    Технологии . Бурный рост разработок, связанных с медициной и фармацевтикой. Технологии улучшения человеческого тела. Замене подлежат все органы (разве что, кроме передних долей коры головного мозга, да и то не факт).

    Образ жизни . Новое тело подразумевает новый быт и нравы. Болезней не существует, люди (точнее, их личность) становятся практически бессмертными. Эмоции и настроение можно регулировать непосредственной стимуляцией мозга – чуть ли не у каждого в кармане лежит пульт переключения настроения. Препараты и электронные чипы помогают думать быстрее и запоминать больше.

    Жители Утопии – об инакомыслящих маргиналах . «Ещё встречаются редкие поселения, в которых люди отказываются менять своё тело, вообще использовать достижения новейших технологий. Но они много болеют, бывают агрессивны и быстро исчезают с лица земли. Недавно зародилось движение ультрас, которое призывает к полной замене человеческого тела. Они вслух говорят радикальные и неприличные вещи, например, что Homo sapiens – низшая раса».

    Из газеты «Правда Утопии» . «На повестке дня Всемирного саммита вопрос о ликвидации внутренних армий. Инициаторы этого проекта считают, что за последние десятилетия сильно изменились этические нормы: отсутствие естественной смерти делает понятия убийства и войны совсем уж аморальными…»

    Где существует сейчас . Передовые научные эксперименты.

    Экологическая утопия

    В ответ на что родилась . Опасность экологической катастрофы, истощение ресурсов, отрыв человека от естественной среды обитания.

    Великая цель . Жить в гармонии с природой, сохранить человечество, живую природу, всю планету в её разнообразии и красоте.

    Предтечи . Различные зелёные движения, философы типа Андре Горца, Мюррея Букчина или Никиты Моисеева, отчасти Римский клуб.

    Экономика . Промышленный рост сильно ограничен. Налоговая система устроена так, что невыгодно производить продукцию, хоть как-то загрязняющую окружающую среду. Либеральные стимулы производства и потребления сильно ограничены.

    Управление . Наверху – демократическое мировое правительство. Внизу – самоуправление общин, посёлков и прочих небольших сообществ.

    Технологии . Развитие альтернативной энергетики – от солнечных батарей до термоядерных реакторов. Резкое повышение коэффициента переработки вторичных материалов. Абсолютно новые средства связи. Создание новых экологически чистых средств транспорта, для которых не нужны дороги.

    Образ жизни . Модно совмещать аграрный труд с интеллектуальным. Сломанные вещи принято не выбрасывать, а чинить. Многие предметы используются коллективно, например, вместо сотен телевизоров в каждой семье – несколько общинных кинотеатров. Использование труда домашних животных считается аморальным.

    Жители Утопии – об инакомыслящих маргиналах . «Иногда экопоселения вырождаются в корпорации с жёсткой иерархией и неравенством в потреблении, подчас мелкие вожди доходят до того, что начинают есть животную пищу и возрождают полузабытые вредные технологии. С другой стороны, есть некоторые поселения, в которых уверены, что любое воздействие – во вред природе, они даже отказываются от искусственного разведения растений и едят только то, что растёт само».

    Из газеты «Правда Утопии» . «Многим может показаться странным, но ещё тридцать лет назад употребление в пищу мяса живых существ считалось совершенно нормальным».

    Где существует сейчас . На самом локальном уровне – всевозможные экопоселения. На самом глобальном уровне – борьба с потеплением климата и разрушением озонового слоя.

    Космическая утопия

    В ответ на что родилась . Невозможность развития человека, как вида, без освоения космического пространства.

    Великая цель . Выход человечества за пределы Земли, не­ограниченные возможности познания мира.

    Предтечи . Исторически: от Коперника до Циолковского. Сегодня – тысячи учёных из разных стран. Ну, а конкретные проекты можно найти в столах инженеров NASA и Роскосмоса.

    Экономика . Мобилизационный тип. Отсутствие конкуренции. Главные инвестиции – в науку и космические технологии.

    Управление . Мобилизационное. Любое политическое действие оценивается, исходя из его полезности и необходимости для освоения космического пространства. Фактически миром управляет группа учёных – руководителей космического проекта.

    Технологии . Про­рывы в целом ряде естественных наук: астрономии, физике, материаловедении, химии и т.д.

    Образ жизни . Большинство граждан ощущают себя причастными к мировому колонизационному проекту – освоению других планет или даже других звёздных систем. В каком-то смысле бог из сердец возвращается обратно на небо. Появляется множество людей, не имеющих конкретного гражданства и считающих себя «гражданами космоса». Понятие «национальность» размывается.

    Из газеты «Правда Утопии» . «Там, в большом космосе, идёт большая работа. Монтажники космоцентра уже приступили к состыковке элементов первого космического города, способного вместить более 50 тысяч жителей. Его первыми обитателями станут учёные из исследовательского центра им. Циолковского – именно здесь проходит сейчас передний край борьбы с гравитацией».

    Житель Утопии об инакомыслящих маргиналах . «Есть ещё среди нас обыватели, считающие, что их мелкие интересы выше интересов человечества. Они жалуются на недостатки в бытовой сфере. Впрочем, в большинстве своём это люди прошлого, и их даже жалко. Хорошо, что Совет не пошёл на поводу у экстремистов, требовавших перевести тех, кто не работает на проект, на ограниченное потребление. Пусть живут, как хотят».

    Где можно увидеть сейчас . Международная космическая станция. Проекты по освоению Марса.

    Альтерглобалистская утопия

    В ответ на что родилась . Несправедливость неолиберальной глобализации. Неравенство между странами богатого Севера и бедного Юга. Имперские амбиции богатых стран во внешней политике и расизм во внутренней.

    Великая цель . Всемирная кооперация, экономическая справедливость, гармония с окружающей средой, триумф прав человека и культурного разнообразия.

    Предтечи . Вожди социализма вроде Маркса или Бакунина. Бывший вдохновитель «Красных бригад» Тони Негри, лингвист Ноам Хомски, экономист и публицист Сюзан Джордж.

    Экономика . На смену серийному массовому производству приходит ремесленничество с акцентом на уникальность продукта. Финансовые трансакции облагаются «налогом Тобина» (0,1-0,25%). Спекуляция землёй запрещена. Нет частной собственности на ресурсы и на авторские права.

    Управление . Власть делегируется снизу вверх: от «сильных» кооперативов, самоуправляющихся общин и посёлков – «слабому» демократическому мировому правительству.

    Технологии . Гармоничное сочетание высоких технологий и ремесленного искусства, ручного и автоматизированного труда. Нет двух одинаковых машин.

    Образ жизни . Мир разбит на множество относительно небольших общин и коммун. В каждой из них свой уклад. Где-то нормой является вегетарианство и свободная любовь, а где-то – патриархальные традиции. Мир един, но разнообразен. Сообщества кооперируются на горизонтальном уровне. Сегодня коммуна норвежских рыболовов заключает союз с саамскими оленеводами и японскими музыкантами, а потом у этой коммуны меняется настроение, и они вступают в союз с каким-нибудь африканским кооперативом. То же самое и с отдельным человеком. Каждая община свободна для входа и выхода.

    Житель Утопии – об инакомыслящих маргиналах . «На мой взгляд, главную угрозу представляет мировое правительство, в прошлом году оно уже пыталось переподчинить себе Объединённые силы по охране правопорядка, но совет кооперативов, к счастью, был начеку».

    Из газеты «Правда Утопии» . «Может ли человек в семьдесят три года научиться играть на кобызе? Может – и это доказал известный физик-теоретик, бывший член коммуны “Союза учёных”. В день своего семидесятилетия он перешёл в “Группу казахских музыкантов”, а в этом году уже солировал на концерте, организованном “Азиатским фолкцентром” в Эдинбурге».

    Где существует сейчас . Кооперативы бразильских крестьян после захвата ими земель у богатых латифундистов. Коммуны в Западной Европе.

    Национальная идея - Леонид Корнилов

    Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…