Культура ее значение в общественном развитии. Шпаргалка: Роль культуры в жизни общества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Подходы при рассмотрении общества. Индивид и общество в социологических исследованиях. Индивид как элементарная единица общества. Признаки общества, его соотношение с культурой. Типология обществ, характеристика его традиционного и индустриального видов.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2012

    Основные ступени развития человеческого общества, характеризующиеся определёнными способами добывания средств существования, формами хозяйствования. Признаки аграрного (традиционного), индустриального (промышленного) и постиндустриального типов общества.

    презентация , добавлен 25.09.2015

    Признаки и черты индустриального общества. Сущность постиндустриального общества. Повышение конкурентоспособности и качества инновационной экономики, приоритет инвестиций в человеческий капитал как признаки информационного и постиндустриального общества.

    доклад , добавлен 07.04.2014

    История становления постиндустриального общества. Либеральные и радикальные концепции постиндустриального развития, его ориентиры. Информационное общество: модель всемирной истории Г. Маклуэна. Постиндустриальная концепция общественного развития Р. Коэна.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2011

    Изучение понятия, функций и предпосылок возникновения социальных институтов духовной сферы. Характеристика роли институтов науки, религии и культуры в развитии современного общества. Анализ отношений, возникающих в процессе создания духовных ценностей.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2011

    Понятие и общая характеристика, отличительные особенности и признаки постиндустриального общества, направления его становления и развития. Переход от индустриального общества к постиндустриальной культуре, ее значение и распространенность на сегодня.

    реферат , добавлен 20.02.2015

    Типология общества, его структурная сложность и характер внутреннего взаимодействия элементов. Возникновение постиндустриального общества, его принципы и этапы. Концепции общественного развития. Понятие и значение прогресса в современном обществе.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2011

Введение

Культурология - одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. Прежде всего следует оговорить, что культурология подразделяется на историю культуры и ее теорию. В этом смысле культуроло­гию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях куль­туры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении сво­его предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, на­мечает лишь общие тенденции и закономерности.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно чело­веческое, поэтому культурология относится к семье гумани­тарных дисциплин. Почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом - от бытового уклада до кон­цепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, кото­рые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вто­рых, это позволяет изучать культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические за­коны, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам - от отдельной личности до чело­вечества в целом.

    Понятие культуры

В настоящее время существует множество определений понятия культура.

Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура" широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число якобы приближается к тысяче.
Одни авторы рассматривают культуру как "специфический способ деятельности, как специфическую функцию коллективной жизни людей" (Маркарян), другие делают акцент на "развитии самого человека как общественного человека". (Межуев) Весьма распространено духовных ценностей или как определенной идеологии. Наконец, иногда культуру трактуют лишь как искусство и литературу.
В рамках исторических, философских, этнографических, филологических и иных исследований можно обнаружить самые разнообразные представления о культуре. Это объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина "культура" в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначности самого понятия "культура". Культура - это многогранная проблема исторического развития.
И хотя до сих пор как в отечественной, так и зарубежной науке не выработано единого определения феномена культуры, все же наметилось некоторое сближение позиции - многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.
Само слово "cultura" известно со времени Цицерона и в переводе с латинского означает возделывание, обработка, уход, улучшение". Оно в отличие от другого понятия - то есть "природа", означает в данном контексте все созданное, внеприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы. Произведения искусств и т. д.
Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".
Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.
Культурные процессы представляют собой сложные и многоплановые явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы.
В современной культурологии среди множества определений культуры, самыми распространенными являются технологические, деятельностные и ценностные. С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.
Все культурологи справедливо считают, что культурные процессы исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека. Культура материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.
Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно показывается в новых исследованиях культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.
Первоначально в культурологии сложилась основанная на традициях Канта и Гегеля, точка зрения рассматривать культуру, главным образом, как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования. Культура представлялась как область духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.
Такое понимание до сих пор весьма популярно, и в представлении массового обыденного сознания "культурный человек" это тот, кто разбирается в искусстве, понимает музыку, знает литературу.

    Роль культуры в обществе

За последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.

Реализация целевой программы развития культуры, придание особого значения национальным культурам народов и народностей, укрепление материально-технической базы - конкретные шаги, определенные на сегодняшний день.

Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.
Многие современные социологи не просто констатируют возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития, но и отмечают то, что социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. В самом деле, окружающая человека реальность наполнилась сегодня культурными содержаниями. Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума.

Ориентация на традиционную народную культуру – заметная черта современного социокультурного процесса.

Народная культура заключает в себе богатство и многообразие художественных традиций, различных форм творческой деятельности (песенно-музыкальный, танцевальный, словесный фольклор, художественные ремесла и промыслы). Когда говорят о народной культуре, то в первую очередь подразумевают фольклор.

Народная культура нашего времени отличается от общепринятых классических фольклорных форм. Эти изменения связаны с развитием общества. Сегодня фольклор теряет свое универсальное положение и начинает приобретать новые формы. С одной стороны – он образует современные вторичные формы народной культуры, а с другой стороны – обретает роль культурного наследия.

В настоящее время в культуре разных народов и стран прослеживаются две глобальные тенденции, которые находятся в оппозиции друг к другу.

Одна тенденция, которую сегодня принято рассматривать как процессы глобализации, проявляется в том, что в мире происходит стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей. Происходит образование неких «единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы близкие всему человечеству (или значительной его части). Это широкий слой культуры и в его основе лежат мощные общие процессы интеграции». При этом существуют как позитивные, так и негативные аспекты этих процессов. С одной стороны, в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации такие процессы способствуют сближению народов, расширению культурных контактов, взаимному обогащению, обмену, миграции людей. Но с другой стороны негативные аспекты глобализационных процессов кроются в возможности утраты народами своей культурной самобытности (идентичности).

Также в настоящее время на первый план выходит еще одна тенденция, она связана с процессами регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов. В ней просматривается «потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией с ее прошлым, настоящим, будущим».

Заключение

Культура – это исторически определенный уровень развития общества, выраженный в тех или иных типах и формах жизнедеятельности людей. Одновременно культура – это явление общечеловеческое, отражает общечеловеческие устремления. В культуре воплощена и выражена родовая сущность человека, выходящая за пределы какой-либо конкретной исторически определенной общности. В культуре и присутствует это общеродовое или общечеловеческое начало. Благодаря ему человек является и творцом и одновременно воспреемником культуры. Он способен, например, писать музыку и воспринимать разнообразные художественные произведения, независимо от своего социального статуса, своей национальности.

Культура непрерывна и в этом смысле является общечеловеческой, ибо деятельность человека требует использования совокупного социального опыта всего человечества (мировая культура), но в то же время она дискретна, прерывна, поскольку сама мировая культура есть результат взаимодействия, диалога национальных культур, каждая из которых обладает собственной спецификой, аккумулируя культурные достижения разных эпох и цивилизаций, разных социальных демографических групп.

Список используемой литературы:

    Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культуро­логии: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 1999.

    Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание.- М.: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.

    Культурология: Учебное пособие / Профессор Филоненко С.И., доценты Павлова Г.В., Ситникова В.Д., Ченцов Ю.Д., Шипилов А.В., Шалиткина Н.П., ст. преподаватель Саврасова Н.А.; Под редакцией доктора исторических наук, профессора Филоненко С.И. – Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2005.

    роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой... смысле - только его творчество). Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой...

  1. Общество как социокультурная система (2)

    Курсовая работа >> Социология

    Внимания социологии стоит вопрос о социальной роли культуры в обществе , способствующий гуманизации общественных отношений, формированию... обоснование разделения понятий "обществ" и "культура" , при этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как...

  2. Общество как социокультурная система и его структурирование

    Контрольная работа >> Социология

    Определённых групп. Культура служит организации жизни общества , выполняет роль запрограммированного поведения, ... обеспечивают биологопсихологические и социальные потребности.Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, ...

  3. Культура первобытного общества (5)

    Реферат >> Культура и искусство

    ... культуры : тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Кроме того, необходимо рассмотреть роль мифологии в первобытном обществе ...

Одним из важнейших факторов развития человека и общества является культура Человек действует не в чисто природной среде, а в среде, преобразованной человеческим трудом и культурой. Да и выделился он из животного мира и возвысился над ним благодаря труду и культуре.

Культура -- это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

В культуре существует внутренне присущая ей упорядоченность, структурированность. Обычно ее разделяют на два основных типа: материальную и духовную . Под материальной культурой понимается совокупность материальных объектов, созданных творчеством человека -- книга, храм, орудие труда, самолет, жилой дом и т.д. В отличие от этого духовная культура есть совокупность нематериальных элементов, созданных творчеством человека: ценностей, норм, идей, правил, ритуалов, обычаев, традиций, символов и т.п.

Именно духовная культура представляет главную часть целостной системы культуры. В ее состав входят: художественная культура (искусство), философия, мораль, религия, мифология, наука.

Культура через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный способ видения и узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем. Поэтому многочисленные различия между странами, народами, социальными группами сводятся в основном к существенному расхождению в системе культурных значений, которые воплощаются в функционирующем в данной стране или социальной общности (этнической, территориальной и др.) языке, обычаях, обрядах, традициях, особенностях образа жизни и Своеобразие социологического исследования культуры заключается в том, что на передний план в нем выдвигается человекотворческая сущность культуры . Она понимается в двух взаимосвязанных смыслах: 1)человек рассматривается как творец культуры, ее ценностей, т.е. как ее субъект; 2)человек выступает как творение культура, ее объект , как результат ее формирующего воздействия на каждого индивида и на общество в целом.



В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной динамической системы, в которой взаимодействуют три основных фактора: 1)деятельность человека , направленная на созидание материальных и духовных ценностей; 2)возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность материальных и духовных ценностей; 3)процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей. Сердцевиной этого триединого процесса выступает развитие и саморазвитие человека .

Важную роль культуры в структурировании общества раскрыл американский социолог Р. Мертон . Он выделил два главных фактора влияния культуры на социально-стратификационные изменения: 1)культурные цели, намерения и интересы, выступающие в качестве законных целей для общества или его отдельных слоев; 2)регулирующее и контролирующее воздействие культуры на приемлемые для общества или его большинства способы достижения целей.

Американский антрополог и культуролог Л. Уайт считал, что человеческое поведение -- функция культуры . Культура в его концепции предстает в качестве организованной интегрированной системы, внутри которой вычленяются три подсистемы: технологическая, социальная, идеологическая.

Выдающийся русско-американский социолог П. Сорокин , как уже отмечалось в 7 главе данного учебного пособия, структурировал сложную и динамично развивающуюся систему культуры в зависимости от господствующей на том или ином этапе ее развития, первоценности, первосмысла на три основных типа: 1)чувственная; 2)идеациональная; 3)идеальная (идеалистическая) культура.

Американский социолог Т. Парсонс осуществил структуризацию системы культура в зависимости от уровня регулирующего влияния компонентов социальной системы. В четырехкомпонентной структуре действия функциональной социальной системы, с его точки зрения, высшую регулирующую ступень занимает культура, которая оказывает корректирующее влияние на три следующие подсистемы: общество, личность, организм (имеется в виду человеческий организм).

В отличие от американских концепций структурной динамики культуры в рамках европейской философско-социологической традиции, берущей начало от работ А. Шопенгауэра и Ф. Ницше и всесторонне развитой трудами В. Виндельбанда, Э. Кассирера, А. Вебера, Х. Ортега-и-Гассета и др., сформировалась несколько иная теоретическая картина внутрикультурной иерархии. В основании этой иерархии находится народная культура . Из нее вырастает в воплощает в себе национальное своеобразие данного народа национальная культура . Наряду с народной культурой развивается, особенно во второй половине ХХ века, массовая культура, ориентированная своим содержанием и формами выражения на усредненный уровень развития потребителей духовных (нередко псевдодуховных) и материальных ценностей. Ее воплощением становятся телесериалы, триллеры, хит-парады, музыкальные шлягеры, разнообразные шоу (зрелища). В противоположность массовой культуре выделяется элитарная культура , ориентированная на избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью. Она находит воплощение в экспрессионизме, сюрреализме и т.п., которые адресованы узкому кругу избранной публики, эстетически развитой социальной элиты. В противоположность господствующей культуре в обществе существует субкультура , представляющая собой систему смыслов, ценностей, групповых норм, стилей жизни, стереотипов поведения определенной социальной группы, -- например, молодежная субкультура, субкультура преступного мира. В некоторых случаях в рамках субкультур развивается контркультура -- комплекс идей, ценностей, стереотипов поведения, который принят определенной социальной группой в качестве контркультуры по отношению к общепринятым в обществе системам идеалов, ценностей и норм поведения (например, контркультура преступной банды).

Важнейшее значение в исследовании сущности культуры, ее роли в развитии человека и общества имеет типологизация культуры , т.е. ее распределение по определенным типам. Один из вариантов типологизации культур мы только что изложили, описав особенности народной, национальной, массовой, элитарной культуры, а также субкультуры и контркультуры. Наряду с этим существуют и другие варианты типологизации культур.

В зависимости от форм хозяйственного уклада, способов существования, а также средств реализации, фиксации и распространения ценностей и норм культуры подразделяются на дописьменные и письменные . В структуре дописьменных культур выделяются культура собирателей и культура охотников . Письменные культуры появляются вместе с письменностью и реализуют свое влияние на большие географические расстояния и временные длительности путем передачи ценностей и норм от народа к народу, от поколения к поколению и от эпохи к эпохе. В пределах письменной культуры развиваются земледельческая культура и параллельно с ней скотоводческая , затем на базе интеграции лучших образцов их обоих возникает индустриальная культура и, наконец, на рубеже II и III тысячелетий нашей эры складывается постиндустриальная культура.

В зависимости от особенностей социальных общностей, являющихся носителями культур, последние подразделяются на доминирующие и негосподствующие . Доминирующая культура -- это совокупность ценностей, норм, верований, обычаев и традиций, которыми руководствуется большинство членов данного общества, а та культура, которая влияет на меньшинство этого общества, является негосподствующей. Доминирующая культура может быть этнической или национальной в зависимости от того, какого уровня развития общность людей -- этнос или нация -- выступает ее создателем и носителем.

По содержанию и характеру связей с религией культуры дифференцируются на религиозные и светские . Первые, в свою очередь, разделяются на христианскую, мусульманскую, буддистскую и т.п. Каждая из них подразделяется на более мелкие социокультурные формирования. В частности, христианская культура включает в себя такие типы культур, как католическая, православная, протестантская.

В зависимости от специфических особенностей сфер общества и видов деятельности культура подразделяется на экономическую, политическую, профессиональную, физическую, художественную, городскую, сельскую.

В свою очередь, каждый из названных типов культур может быть подвергнут дальнейшей дифференциации. Если мы, например, рассмотрим многомерный мир художественной культуры, то в нем довольно отчетливо выражена дифференциация на художественную литературу, изобразительное искусств, музыку, танец, театр, кинематограф, архитектуру, дизайн. В известной степени, сюда же можно отнести мифологию с ее разнообразием в виде мифов, сказок, былин и т.п. Все эти виды художественной культуры органично связаны с религией, философией, нравственностью, наукой. С другой стороны, все многообразие художественного творчества нерасторжимо от внешней окружающей среды, включающей в себя социальные отношения, экономику, политику и, конечно же, окружающую природу.

Структурная архитектоника культуры и ее социодинамика неразрывно связаны с выполняемыми ею функциями . Первое, что бросается в глаза при подходе к проблеме функций культуры, -- это ее полифункциональность . Из множества функций культуры выделим некоторые, наиболее существенные.

Исходной функцией культуры является ее адаптационная функция. Именно благодаря культуре, применению ее ценностей, норм, образцов поведения каждый индивид и социальная общность (семья, этнос, профессиональная группа и т.п.) адаптируются, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды.

Адаптация людей к окружающей реальности тесно связана с познавательной функцией культуры. Суть ее заключается в вооружении человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для познания общественных явлений и тенденций их развития, для выработки в соответствии с этим определенной линии поведения, своей гражданской позиции.

Важное значение имеет социализирующая функция культуры, позволяющая каждому индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей, норм, образцов поведения, формироваться как личность, становится активным членом общества.

Культуре присуща нормативная функция, заключающаяся в том, что, выступая в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, культура предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складываются образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания и способ деятельности.

Донося до нас голоса прошлого, создавая возможности для диалога поколений и эпох, культура выполняет трансляционную функцию, позволяющую сохранять, воспроизводить, передавать последующим поколениям определенные образцы и ценности при одновременном обновлении культуры.

Велика роль присущей культуре функции производства новых , ранее не существовавших знаний, ценностей и норм. .Достаточно вспомнить такие этапы развития культуры, как классика, модерн, постмодернизм, чтобы стала рельефно ощутимой новаторски-творческая сущность культуры, неотделимая от производства все новых и новых символов, значений, форм, стилей и т.п.

Важную роль играет свойственная культуре функция целеполагания . Она помогает человеку сформулировать социально значимые цели, сконцентрировать на них свои способности, возможности, действия и тем самым открывает перед обществом новые горизонты духовного и социального творчества.

Культуре присуща информационная функция, позволяющая давать индивиду, социальным общностям, обществу в целом достоверную, объективно верную информацию, без чего невозможна сама организация общественной жизни.

Игровая функция возникла вместе с зарождением культуры. Она дает разрядку людям от сложностей повседневной жизни, но вместе с тем создает пространство для творческой игры духовных и физических сил, без чего не бывает и самой культуры.

Существенное значение имеет сигнификативная (от анг. sign -- знак) функция культуры, предписывающая определенные значения и ценности тем или иным явлениям, процессам, событиям, людям. Например, звездное небо не имело никакого значения для первобытного человека, пока он не вовлек небесное пространство в круг своих мифологических представлений, а затем и астрологических предсказаний. В дальнейшем эта функция проявляется в осмыслении мира путем выявления его значений через религию, философию, поэзию, науку.

С сигнификативной функций тесно связна коммуникативная функция культуры. Она реализуется посредством передачи, приема, осмысления информации, общения людей, их общностей, организаций и т.д.

Важное значение имеет мотивационная функция культуры, состоящая в том, что она формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам и т.п.

Культуры выполняет и релаксационную функцию, т.е. помогает человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстановить физические и духовные силы.

Кроме того, культура выполняет еще одну существенную функцию -- накопление и передачу из поколения в поколение социального опыта.

Культура, воздействуя своими образами, сюжетами, ценностями на духовный мир человека, способна побуждать его совершать определенные поступки, т.е. мобилизовать его усилия, волю, знания, опыт на достижение определенных целей, идеалов и т.п. Таким образом, она способна выполнять мобилизующую функцию, что особенно рельефно проявляется в переломные эпохи развития общества, например, в период Великой Отечественной войны.

Взаимодействие названных функций позволяет культуре выполнять еще одну чрезвычайно важную функцию -- воспитательную . Ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая от других, подвигая его к определенным целям, культура всем богатством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.

Интегрированным результатом всех охарактеризованных функций выступает еще одна, самая важная и решающая функция культуры -- человекотворческая . Будучи творением человека, культура в своем функционировании и развитии формирует человека, творит его по определенному образцу, определяемому ее ценностями, нормами и идеалами.

Всеми своими функциями, своим содержанием, формами, образами, символами культура оказывает мощное формирующее влияние на индивида, социальную общность, общество в целом. Т. Парсонс совершенно обоснованно утверждал, что "удивительная сложность систем человеческой деятельности невозможна без относительно стабильных систем", т.е. без систем культуры. Сама же система культуры оказывается общеразделяемой данным обществом или общностью ценностно-нормативной системой символов, значений, образцов поведения, регулирующих повседневные мысли, чувства, ожидания, действия индивидов и социальных групп. Причем дифференциация таких групп, т.е. стратификация общества, в существенной степени детерминируется именно специфическим набором символов, значений, норм и ценностей, разделяемых определенной социальной группой и отличающих ее от всех других социальных групп. Каждая более или менее отдиффицированная и обособленная от других социальная общность, например, этнонациональная (белорусская, русская, польская, литовская, азербайджанская и др.) осуществляет свою жизнедеятельность в специфическом мире своих обычаев, норм, обрядов, традиций, языка, религиозных верований и т.п. Принадлежность к различным национальным общностям или социальным слоям (богатые, бедные), в свою очередь, диктует различия в ценностных суждениях и в стандартах поведения, которые составляют важные компоненты культуры.

Обстоятельную характеристику роли культуры в структурировании общества раскрыл Р. Мертон. Он установил пять различных типов социального структурирования в зависимости от интегрированности или дезинтегрированности предписываемых культурой норм и институционализированных средств их достижения: 1)тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения; 2)инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отвергает социально одобряемые способы их достижения (проявляется в действиях групп рэкета, шантажистов, творцов новых стилей, мод и др.); 3)ритуализм ориентирован на отрицание данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурд) использовать социально-одобряемые средства (пример, действия бюрократов, беспрекословно требующих выполнения тех предписания, которые в определенных ситуациях не только не содействуют успеху дела, но и могут привести к его провалу); 4)ретреатизм , т.е. бегство от действительности, проявляется в поведении отверженных, изгнанных, наркоманов, ушедших от реального мира в свой внутренний, болезненный, социально изуродованный мир. Они отказываются от предписанных культурой целей и норм, а их поведение не соответствует общепринятым в обществе нормам; 5)бунтарство -- поведение, которое выводит людей за пределы окружающей социальной структуры и побуждает создавать новую, т.е. сильно видоизмененную социальную структуру, которая реализуется в действиях революционеров, мятежников и др.

Существующие в обществе социокультурные нормы и образцы не только оказывают мощное влияние на социально-стратификционные изменения, но и социализируют каждую формирующуюся личность, развивают и обогащают ее духовный мир и практику повседневного поведения. Поэтому вполне можно согласиться с Р. Мертоном, который утверждал, что культура обеспечивает членов данного общества необходимым руководством на всем жизненном пути, эффективное функционирование индивидов и общества без него невозможно.

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.

В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с хорошим воспитанием, но современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Культура - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании представители различных общественных классов употребляют несколько отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”, некоторые группы употребляют “более правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между группами.



Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной коллекцией “обрезков и лоскутков”, не имеющих между собой особых связей и собранных по воле случая. Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в. утверждают, что формирование различных моделей одной культуры осуществляется на основе единых принципов.

Истина, наверное, где-то посередине. Культуры действительно имеют преобладающие черты, но ими не исчерпывается ни одна культура, есть еще и многообразие, и конфликты.

Культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по разному.

В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.

Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых факторов. Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры.

Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой.

Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.

Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены языку. Например, Уильям Лабов (1970) старался доказать, что употребление нестандартного английского языка детьми из негритянской гетто не свидетельствует об их “языковой неполноценности”. Лабов считает, что негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы эти правила укоренились в субкультуре негров.

Лабов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные и белые дети говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова.

Тем не менее употребление нестандартного английского языка неизбежно вызывает проблему - неодобрительную реакцию большинства на так называемое нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают использование негритянского диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.

Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х годов.

Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе, где главным образом через средства массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей.

Таким образом, культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Теперь рассмотрим более подробно взаимосвязь таких понятий как творчество и культура.

Культура, как и всякий процесс, происходящий в че­ловеческом обществе, может существовать только в не­прерывном развитии, которое обусловливается наличием двух полярных сторон: традиционной и творческой. Тра­диционная сторона заключается в уже накопленных пре­дыдущими поколениями человечества и устоявшихся пра­вилах, канонах, духовных ценностях, которые лежат в ос­нове культуры и обеспечивают преемственность поколений людей. Наряду с этим существует и творческая сторона культуры, которая является необходимым условием для ее развития.

Развитие культуры - противоречивый процесс. Здесь прогрессивное и регрессивное - две стороны одной меда­ли. Так, сложившийся первоначально в Европе, а затем распространившийся по всему миру тип научно-техничес­кой культуры весьма способствовал развитию свободы человека. Однако он имеет изъяны. Цель технологичес­кой цивилизации состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе ре­шать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и др. Ей присуще представление, что приро­да неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации че­ловеком. Экологический кризис ставит границы существу­ющему типу экономического развития, вызывая необхо­димость новых отношений с природой и между людьми.

Культурное бытие человека неотделимо от конкретно­го природного и общественного бытия, совпадает с раз­вертыванием самого исторического процесса. Чем шире, богаче, разностороннее связи человека с окружающим миром и другими людьми, тем большими возможностями он располагает в развитии своей личности, тем более уни­версальной предстает сфера его культурной жизни. Ведь культура есть главный показатель не какого-то особого, а именно общественного развития человека, а следователь­но, и развития всей совокупности его социальных связей.

Человек, используя уже накопленные культурные цен­ности, может анализировать их, выделять существенные стороны, обобщая полученные знания и опыт, может создавать новые ценности, заключающие в себе старые и наполненные новым содержанием. На основе этого про­цесса человек не только развивает культуру, но вместе с культурой и сам развивается, проводя через свое созна­ние духовные ценности предыдущих поколений. Можно видеть, что в столкновении традиций и творчества проис­ходит рождение новых черт культуры, а накопление дос­таточно больших изменений приводит к появлению но­вой культуры и нового идеала человека.

Субъект культуры - человек, который сохраняет, тво­рит и распространяет культурные ценности. Творчество как созидательный процесс возможно только в культуре, кото­рая представляет собой традицию и новацию, повторение старого «на новой основе» и разрушение отжившего.

Культура, в широком понимании слова, характеризует собой уровень развития общества, его гуманности, фор­мирования человека как общественного существа. Накоп­ленные обществом духовные и материальные ценности представляют собой богатейшее культурное наследие человечества. В это понятие включаются все ценности, со­зданные человеком, в отличие от природных вещей и яв­лений. Культурное наследие является главной основой стабильной жизни и развития общества. Его величина определяет степень развития общества: человек, зная и умело используя накопленный опыт, духовные и матери­альные ценности предыдущих поколений, способен раз­вивать себя и свою культуру лучше, и укреплять тем са­мым стабильность общества, повышая его культуру. Об­щество, не имеющее или утратившее свою культуру, обречено на бесперспективное, регрессирующее существо­вание. Накопленные ценности способствуют более глубо­кому и широкому прониканию культуры в общество, ее распространению и твердому закреплению в сознании че­ловека. Человек должен знать о культуре своего народа, о его традициях, понимать их, брать от них все самое глав­ное и обращать в свое внутреннее сознание.

При этом следует различать материальную и духовную культуру, не противопоставляя их друг другу. Это разде­ление кажется очевидным, но вместе с тем и то и другое является культурой, несущей в себе материальное и ду­ховное в их единстве. В материальной культуре заключе­но формирующее ее духовное начало, поскольку она все­гда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной куль­туры всегда облечены в материальную форму, ибо только таким образом они могут быть объективированы и могут стать фактом общественной жизни. Следовательно, есть основания говорить о культуре как таковой, независимо от ее деления на материальную и духовную.

Жизнедеятельность общества - многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности,

идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Список литературы

  1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. - М., 1998.
  2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.
  3. Маркова А.Н. Культурология.-М., 1995.
  4. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. - М., 2001.
  5. Соколов Э.В. Культурология. - М.: Интерпракс, 1994.