Религиозная система древнего двуречья. Культура и религия народов Двуречья в III тысячелетии до н

Древнеегипетская цивилизация развивалась в контакте с древними государствами Двуречья (Месопотамии), которые существовали с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э., то есть примерно одновременно с Древним Египтом. Однако если древнеегипетскую цивилизацию можно рассматривать как однородную и стабильную, то история Двуречья – это ряд последовательно сменившихся цивилизаций, то есть она была многослойной. Соседями Древнего Египта были государства Шумер, Аккад, Ассирия, Элам, Урарту, Хатти, Вавилон и Новый Вавилон др. Главные обитатели Двуречья – шумеры, аккадцы, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, арамеи и другие народы. Наибольшего расцвета и влияния достигли шумерская, вавилонская и ассирийская цивилизации.

Есть основания рассматривать все цивилизации Двуречья как единый комплекс, поскольку у них много общего. Колыбель цивилизации представляла длинную и узкую полосу земли вдоль рек Тигр и Евфрат. На рубеже IV-III тыс. до н.э. на этой территории появились города-государства, предшественники греческих городов-полисов, но имевшие иное политическое устройство и экономический уклад). Практически все они были тесно связаны с реками Тигр и Евфрат, и цивилизация этого региона была не менее древней, чем египетская. Существовавшие в регионе государства представляли собой типично восточные деспотии.

В государствах Двуречья было много городов, достаточно широкое развитие получила внутренняя и транзитная торговля . Последняя не являлась характерной для Древнего Египта. Развитие торговли в Двуречье было вызвано рядом обстоятельств. Хотя земли этого региона отличались плодородием, но поддерживать его в условиях неблагоприятных разливов рек было трудно. Поэтому жители Двуречья стремились развивать торговлю и осваивать новые земли. Кроме того, многократные разрушения городов в результате войн и сильные наводнения приводили к тому, что оросительные каналы регулярно не очищались от песка, почва не промывалась водой и теряла плодородие. Чтобы преодолеть эти трудности, жители региона нашли выход в развитии торговли и освоении новых земель.

История и культура Двуречья была более динамичной, чем в Египте. Государства региона на протяжении своей истории устанавливали торговые отношения с ближайшими и дальними соседями, привозя из Индии слоновую кость и цветные камни, из Египта – золотые украшения и продукты зерновых культур, из городов Малой Азии и с гор Кавказа – сурьму, олово и медь.

Древние восточные цивилизации Двуречья напоминают о своем былом существовании в двух образах – зрительном , в виде различных материально-вещественных памятников культуры, и письменном . Зрительные и письменные образы позволяют с большей степенью достоверности разрабатывать гипотезы, предположительные суждения о культуре народа, государства, об уровне экономического, политического, социального, культурного развития цивилизации.

Если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы , то цивилизации Двуречья , особенно шумеро-вавилонская, в большей степени – письменные . Количественно письменные памятники культуры региона превосходят материально-вещественные памятники. Если в Древнем Египте при строительстве использовали в основном камень, то в Двуречье – кирпич-сырец. Если воды Нила текли сравнительно спокойно, особенно в нижнем течении, и во время наводнений несли плодородный ил, то Тигр и Евфрат были своенравны, несли много песка и глины, а их наводнения были разрушительны для сооружений из кирпича-сырца. Видимо, наводнения были настолько сильными и разрушительными, что именно в Двуречье родился миф о Всемирном потопе, погубившем всех грешных людей и перешедший в конце концов в Ветхий Завет Библии.

Шумеро-вавилонскую культуру можно назвать письменной. Глина при соответствующей обработке оказалась материалом, который стал не единственным, но надежным хранилищем древнего слова. В распоряжении специалистов-ученых оказались сотни тысяч клинописных глиняных табличек, которые удалось прочитать. Значительная часть дошедших до нашего времени архивов клинописных табличек состоит из хозяйственных, административных и юридических документов, позволяющих судить об истории общества – его социальной структуре, экономическом состоянии, уровне культуры.

В конце IV тыс. до н.э. в долину Евфрата пришли племена неизвестного этнического происхождения – шумеры, или шумерийцы. Они освоили болотистую, но очень плодородную аллювиальную долину Евфрата, а потом и более своенравного Тигра: осушили болота, справились с нерегулярными, по временам катастрофическими разливами Евфрата путем создания системы искусственной ирригации. Шумеры образовали первые в Двуречье города-государства. Шумерский период истории охватывает около полутора тысяч лет, завершился в конце III – начале II тыс. до н.э.

Когда шумеры пришли в Двуречье, они уже умели изготавливать глиняную посуду и выплавлять медь из руды. Но самым, пожалуй, главным достижением народа было изобретение в конце IV–начале III тыс. до н.э. письменности. До настоящего времени шумерская письменность считается самой древней на Земле.

Очевидно, что более высокий уровень культуры шумерцев позволил им оказывать влияние на соседей – семитов-аккадцев. Южную часть Двуречья, заселенную шумерцами, называли страной Шумер , северную часть – страной Аккад , по имени народа – аккадцы. Язык страны Аккад был ветвью древнесемитского языка семитской ветви афразийских языков, куда входил и древнеегипетский язык. К востоку от страны Шумер, в горах у Персидского залива располагалось государство Элам со столицей городом Сузы (современный иранский город Шуш). Сохранились развалины городских укреплений, дворцов, гробницы, рельефы, стеллы с надписями и т.д. Северную часть Двуречья называли страной Ашшур , или Ассирией , столицей которой с середины II тыс. до н.э. был город Ашшур (в Ираке от него сохранились руины), а затем Ниневия. Ассирийцы первыми в регионе научились ездить верхом на лошади, умели выплавлять из руды железо и делать из него оружие. Севернее Ассирии находилось государство Урарту со столицей Тушпа на берегу озера Ван (ныне город Ван в Турции), от которой сохранились цитадель и стеллы с надписями.

Царства , возникавшие в Двуречье, существовали порой по несколько десятков веков, но погибали в основном "от бюрократического разложения ". Так, во второй половине III тыс. до н.э. аккадцы утверждаются на юге Двуречья. В XXII в. до н.э. аккадский правитель Саргон Древний, или Великий, объединяет Двуречье в единое государство. В первой половине II тыс. до н.э. главную роль в Двуречье начинают играть вавилоняне – народ, говоривший по-аккадски и образовавшийся в результате слияния шумерийцев и аккадцев. Шумерский язык к тому времени был уже мертвым языком и в вавилонской культуре играл примерно такую же роль, как латинский в средневековой Европе.

Около 1750 г. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи объединил все Двуречье. При нем был создан свод законов (в истории известен как законы царя Хаммурапи) , в котором была сделана попытка юридически упорядочить систему расчетов , ввести гарантию правовой защиты имущества населения , заложить принцип равной материальной ответственности . Правда, порой от этого принципа веет варварством. Так, смертью карался строитель, если построенный им дом обваливался, а его владелец погибал; врачу, не справившемуся с проведением операции, надлежало отрезать руку.

Законы оказались приемлемыми для большинства народов разноплеменной империи Хаммурапи. В них были статьи, посвященные юридическому регулированию имущественных и расчетных документов. Так, к судебному разбирательству не принимались дела, если договор заключался без свидетелей, или если истец и ответчик не составляли договор. Судья нес наказание, если выносил решение, противоречащее обязательствам по документу с печатью. Сводом законов устанавливались размеры оплаты труда по различным видам работ и услугам. За невыполнение долговых обязательств и займов следовало возмещать понесенные убытки и т.д.

После 1600 г. до н.э. Вавилонское царство распалось и им владели хетты, касситы, ассирийцы, халдеи (арамеи), персы, македонцы, а в период современного летосчисления – парфяне, византийцы, арабы, турки.

В конце IX–VII в. до н.э. самым могущественным государством Передней Азии была Ассирия, которая подчинила себе все Двуречье и распространила влияние на Малую Азию, Средиземноморье и даже одно время на Египет. При ассирийском царе Ашшурбанипале была собрана библиотека (30 тыс. клинописных табличек) – многочисленное собрание клинописных текстов. В библиотеке имелись тексты на аккадском и арамейском языках (официальные языки Ассирии), тексты и словари на шумерском, египетском, финикийском и других языках, а также тексты Элама. Собрание Ашшурбанипала в 612 г. до н.э. сильно пострадало во время войны ассирийцев с вавилонянами и мидийцами. Остатки библиотеки были найдены в середине XIX в. в бывшей столице Ассирии – Ниневии (ныне северные районы Ирака).

Последние страницы истории Двуречья были связаны с Вавилоном. В конце VII в. до н.э. вавилоняне вместе с соседями-мидийцами нанесли поражение Ассирии. Просуществовав около ста лет, Нововавилонское царство в 538 г. до н.э. пало под ударами персидских войск.

Таким образом, на протяжении столетий на территории Двуречья возникали и погибали империи, но неизменной оставалась только, пожалуй, клинопись – господствующая система письма региона, которая выступала своего рода объединяющим фактором. Около 3000 г. до н.э. шумерцы начали передавать изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий. Число знаков было около тысячи. Знаки являлись вехами для памяти, закреплявшими важнейшие моменты передаваемой мысли, но не связной речи. Они постепенно связывались с определенными словами. Это уже позволяло использовать их для обозначения звуковых комбинаций. Так, знак "ноги" мог передавать не только значение глаголов "ходить", "стоять", "приносить" и т.п., но и слоговое значение. Словесно-слоговая письменность сложилась к середине III тыс. до н.э. в единую систему.

Аккадцы, а потом вавилоняне и ассирийцы приспособили клинопись для своего семитского языка (середина II тыс. до н.э.), сократив число ходовых знаков до 350 и создав новые слоговые значения, соответствовавшие аккадской фонетической системе. Однако шумерские идеограммы и написания отдельных слов и выражений также продолжали употребляться в аккадской системе. Аккадская система клинописи вышла за пределы Двуречья и была использована другими языками – элемским, урартским и т.д.

До нашего времени дошло (в форме призм, цилиндров, каменных плит, табличек) огромное количество памятников клинописи и текстов: деловые и хозяйственные документы, исторические надписи, словари, научные сочинения, религиозно-магические тексты. Их расшифровка началась в начале XIX в. Усилиями английских, ирландских, немецких и французских ученых были расшифрованы шумерская и аккадская клинопись, а также относящаяся к аккадской системе хеттская и урартская клинопись.

В самых общих чертах литературные памятники Двуречья можно представить следующим образом:

* · начало III тыс. до н.э. – первые тексты на шумерском языке: списки богов, записи гимнов, пословиц, поговорок, некоторые мифы;

* · конец III – начало II тыс. до н.э. – основная масса известных ныне литературных памятников: гимны, мифы, молитвы, эпос, обрядовые песни, тексты школьные и дидактические, погребальные элегии, каталоги-списки произведений (заглавия 87 памятников, т.е. более трети, нам известны); первые литературные тексты на аккадском языке; старовавилонская версия эпоса о Гильгамеше; сказание о потопе; переводы с шумерского;

* · конец II тыс. до н.э. – создание общелитературного религиозного канона; основная масса известных нам памятников на аккадском языке (поэма о сотворении мира, гимны и молитвы, заклинания, дидактическая литература);

* · середина I тыс. до н.э. – ассирийские библиотеки (библиотека Ашшурбанипала); основная версия эпоса о Гильгамеше; царские надписи, молитвы и другие произведения.

До настоящего времени специалисты-шумерологи и ассирологи занимаются публикацией новых текстов и их толкованием. Так, перед шумерологами, например, продолжает стоять задача понимания письменных памятников. Видимо, пока шумеро-вавилонскую и ассирийскую литературу можно рассматривать как нечто промежуточное между авторской литературой (хотя в основном и безымянной) и фольклором, с одной стороны, и между литературой и памятниками письменности – с другой.

Цивилизации Двуречья имели собственные пантеоны богов . О них можно получить сведения как из письменных источников (мифы, гимны, молитвы и т.д.), начиная с III тыс. до н.э., так и на основе материалов изобразительного искусства, которые датируются VI тыс. до н.э.

Можно предполагать, что ко времени образования первых шумерских городов-государств сформировались представления об антропоморфном божестве. Божества-покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединились представления о власти вождя племени-общины, которую он, видимо, совмещал с функциями жреца. Из первых письменных источников (конец IV – начало II тыс. до н.э.) известны имена (или символы) богини Инанны (божество г. Урука, богиня плодородия, любви и распри, центральный женский образ, перешедший в аккадский пантеон), богов Энлиля (общешумерский бог, покровитель г. Ниппура, сын бога неба Ана ), Энки (покровитель г. Эреду[г], владыка подземных пресных вод, мирового океана, божество мудрости), Нанна (лунный бог, почитавшийся в г. Уре) и дh. Древнейший список богов, составленный около XXVI в. до н.э., выделяет шесть верховных богов раннего шумерского пантеона: Ан, Энлиль, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту.

Один из наиболее типичных богов цивилизаций Двуречья – образ богини-матери (в иконографии с ней иногда связывают изображения женщины с ребенком на руках), которая почиталась под разными именами. Другой не менее часто встречающийся образ – боги плодородия . В мифах о них наблюдается тесная связь с культом. Четко прослеживается цикличность, проявляющаяся в ритуале "жизнь–смерть–жизнь", связанном с земной жизнью и подземным царством, то есть жизнь–смерть–воскрешение.

В роли границы подземного царства выступала подземная река, через которую переправляет перевозчик. Попадающие в преисподнию проходят через семь ворот подземного царства, где их встречает привратник Нети . Условия пребывания в подземном царстве дифференцированы: сносной жизни удостаиваются души, по которым исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, павших в бою и многодетных. Не погребенные души мертвых возвращаются на землю и приносят беды живущим.

Одно из центральных мест в мифологии Двуречья занимала проблема появления человека. О сотворении людей дошло несколько мифов, согласно которым боги лепили людей из глины, чтобы они обрабатывали землю, пасли скот, собирали плоды и т.д., чтобы кормить богов. Когда человека изготавливали, боги определяли его судьбу и устраивали пир. Захмелевшие боги начинали снова лепить людей, но у них получались неполноценные люди (не способные рожать женщины, существа, лишенные пола).

Пантеон аккадо-вавилонских богов во многом совпадает с шумерским. Совпадают и религиозные представления о роли богов. Роль богини Инанны у аккадцев выполняет богиня Иштар , бога Энлиля – бог Бел , бога Уту – бог Шамаш и т.д. По мере возвышения Вавилона все большую роль начинает играть главный бог этого города Мардук , хотя его имя по своему происхождению шумерское.

Аккадо-вавилонские представления о сотворении мира и рода людского связаны со сказаниями о человеческих бедствиях, гибели людей и даже о разрушении вселенной. Причина всех невзгод – гнев богов, их желание уменьшить число все растущего и надоедающего им своим шумом рода человеческого. Зачастую бедствия воспринимаются не как законное возмездие за совершенные грехи, а как злой каприз божества. Так, бог Энлиль, возмущенный суетливостью и шумливостью людей, решает их уничтожить, посылая чуму, мор, засуху, голод, засаливая почву. Но с помощью бога Энки люди справляются с этими бедствиями и каждый раз вновь множатся. Наконец, Энлиль посылает на людей потоп, и человечество гибнет. Спасается только Атрахасис, который по совету Энки строит большой корабль, погружает на него свою семью, ремесленников, зерно, все имущество, а также животных, "кто ест траву".

Мифологическое представление о мире и человеке свидетельствует о глубоком внутреннем единстве культуры и религии государств Двуречья , их воздействии на формирование мировоззрения последующих поколений в других цивилизациях. Всемирный потоп, Ноев ковчег, иные библейские сюжеты свидетельствуют об исторической взаимосвязи становления и развития мировых культур. В мифологических сюжетах Двуречья значительное место уделено культу воды . Это и потоп, и река в подземном царстве, и ряд богов, связанных с водой (Инанна, Энки), что, видимо, определялось ролью и отношением к ней, как одной из фундаментальных основ мироздания. Вода, как в жизни, выступала и в качестве источника доброй воли, дарующей урожай, и в роли злой стихии, приносящей разрушение и гибель.

Другим таким культом был культ неба и небесных светил , важнейшей части космоса, которые простерты над всем земным. В шумеро-аккадской мифологии "отец богов" Ан – бог неба и его творец, Уту – солнечный бог, Шамаш – бог солнца, Инанна почиталась как богиня планеты Венеры. Астральные, солярные и другие мифы свидетельствовали об интересе жителей Двуречья к космическому пространству и их стремлении его познать. В неизменном движении небесных светил по постоянно заданному пути жители Месопотамии видели проявление божественной воли. Но они хотели познать эту волю, а отсюда внимание к звездам, планетам, солнцу. Интерес к ним вел к развитию астрономии и математики. Вавилонские "звездочеты" высчитали период обращения Солнца, Луны, составили солнечный календарь и карту звездного неба, обратили внимание на закономерность солнечных затмений. В астральных мифах Двуречья нашла отражение закономерная картина движения небесных светил, которая описывалась посредством мифологических символов-животных.

В астральных мифах звезды и созвездия часто представлялись в виде животных. В Древней Вавилонии, например, выделялось 12 знаков зодиака, а каждому богу соответствовало свое небесное светило. Земной географии соответствовала география небесная. Древние жители полагали, что страны, реки, города, храмы существуют на небе в виде звезд, а земные предметы являют собой отражения небесных. Так, считалось, что план города Ниневия был вычерчен сначала в небесах и существовал издревле. В одном созвездии находится небесный Тигр, в другом – небесный Евфрат, городу Ниппуру соответствует созвездие Рака. Другие города также имеют свои определенные созвездия. К сожалению, их не всегда удается идентифицировать с современными названиями звездного мира Вселенной.

Научные знания и исследования "ученых" и "звездочетов", в роли которых выступало в основном жречество, были связаны с магией и гаданием. Поэтому в Двуречье не случайно родились астрология и связанные с ней составления гороскопов. Жители были уверены, что существует определенная закономерность и связь между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов. Им казалось, что наблюдение за небом, звездами и планетами есть путь к определению судьбы человека. Постепенно сложилась практика расчета судьбы, а также "хороших" и "плохих" дней.

В Древнем Двуречье жрецы не имели того влияния, какое было у жречества в Древнем Египте. Тем не менее жители верили в подвластностьчеловека высшим силам , в предопределенность судьбы и подчинялись воле царей и жрецов. Поэтому, с одной стороны, для населения восточных деспотий характерна покорность и вера в судьбу, с другой, – вера в возможность борьбы с нередко враждебной окружающей средой . Как видим, вера в колдовство и мистику, загадочность окружающего мира и страх перед ним у них сочетались с трезвостью мысли, стремлением к точному расчету и прагматизму. Отсюда берут начало истоки арифметики и геометрии, создания формул для измерения земельных участков, умения возведения в квадратную степень и извлечения квадратного корня, развития градостроительства и архитектуры, строительство дворцовых и храмовых комплексов.

Еще в древнем Вавилоне возникли первые школы и профессия учителя . который занимался не только обучением, но был и одновременно писцом. В Шумере, Вавилоне, а позже в Ассирии писцы оставили после себя большое количество табличек (в музеях мира их около 500 тыс., но многие из них еще не прочитаны). Они учили детей писать на глиняных табличках, считать, вычислять площади земель, объемы земляных работ, вести наблюдения за движением планет и звезд. Учитель не только преподавал предмет, но и считался человеком "мудрым", "знающим", и прежде всего в делах божественных, поскольку математика и астрономия понимались как божественные начала.

Об уровне градостроительства имеется немало свидетельств археологов, занимающихся древними городами. Известно, что в южной части Двуречья были древние города Урук, Ур, Лагаш, Киш и др. Археологические исследования города Ур – столицы "царства Шумера и Аккада" в XXI в. до н.э., – свидетельствует о высоком уровне цивилизации. В то время город представлял собой неправильный овал, окруженный сырцовой стеной. В ходе раскопок обнаружены остатки культовой башни-зиккурата, построенной из сырцового кирпича и облицованной обожженным кирпичом. В 16 гробницах (предположительно царских) XXV в. до н.э. найдены многочисленные образцы ювелирного искусства и художественных ремесел (из золота, серебра, лазурита и других материалов). Государство пало около 2000 г. до н.э., а город Ур пришел в упадок к концу IV в. до н.э.

В городах южного Двуречья с конца IV – начала III тыс. до н.э. выработался определенный тип застройки храмов-святилищ, дворцов с рельефами, а также укреплений . В III тыс. до н.э. сложился новый тип храма – зиккурат , культовая ярусная башня из кирпича-сырца с 3-7 ярусами в форме усеченной пирамиды или параллелепипеда, с внутренним двором и статуей божества во внутреннем святилище. Ярусы соединялись лестницами и пологими подьемами-пандусами.

Каждый ярус (ступень) посвящался одному из богов и его планете, был, видимо, озеленен и имел определенную окраску. Многоступенчатые храмы завершались павильонами-обсерваториями, откуда жрецы вели астрономические наблюдения. Семиярусный зиккурат мог иметь следующие посвящения и цвета: например, 1-й ярус посвящался Солнцу и окрашивался в золотой цвет; 2-й ярус – Луне – в серебряный; 3-й ярус – Сатурну – в черный; 4-й ярус Юпитеру – в темно-красный; 5-й ярус – Марсу – в ярко-красный, как цвет крови, пролитой в сражениях; 6-й ярус – Венере – в желтый, потому что она ближе всех находится к Солнцу; седьмой – Меркурию – в синий. Седьмой храм посвящался богу Эа (Энки). В отличии от пирамид, зиккураты не являлись посмертными или заупокойными памятниками.

Самым большим зиккуратом была, видимо, Вавилонская башня, которую иногда по величине сравнивают с пирамидой Хеопса. По одной из версий башня имела высоту и основание 90 м, озелененные террасы. С Вавилонской башней связаны предания, нашедшие отражение в Ветхом Завете Библии. В первой книге Моисеева "Бытие" (глава 11) рассказывается о строительстве города-башни "высотою до небес", за что Господь смешал язык строивших башню и "рассеял их... оттуда по всей земле".

Храмы Двуречья были не только культовыми, но и научными, коммерческими учреждениями, центрами письменности. Писцов обучали в школах, называвшихся домами табличек и существовавших при храмах. Из них готовили специалистов, владеющих письмом, счетом, певческим и музыкальным искусством. Кроме того, они должны были знать ритуалы, право и учет. Учетные работники могли быть выходцами из бедных семей и даже рабами. После завершения обучения в школах выпускники становились служителями в храмах, частных хозяйствах и даже при царском дворе. Кастовой замкнутости не существовало, поэтому многое зависело от личных способностей выпускника.

До нашего времени дошло немного материальных архитектурных памятников цивилизаций Двуречья. Поэтому каждый из них имеет большую значимость для понимания государств цивилизаций Двуречья. Удалось составить планы застройки некоторых городов. Отдельные из памятников реконструированы и ныне хранятся в качестве экспонатов в музеях мира. Восстановлены, например, планы города Вавилона VII-VI вв. до н.э. и его архитектурный ансамбль, созданный при царе Навуходоносоре.

В VII-VI вв. до н.э. Вавилон представлял собой вытянутый прямоугольник площадью около 10 кв. км, разделенный Евфратом на две части. Город был окружен внешними и внутренними стенами с зубчатыми башнями и проездными воротами, названными именами богов. Главные ворота носили имя богини Иштар и были облицованы глазурованным кирпичом с рельефами быков и драконов. В реконструированном виде эти ворота хранятся в Государственном музее Берлина. Среди главных памятников города можно назвать храмы главного бога Мардука, богини-матери Нинмах, семиярусный зиккурат бога Энки – Этеменанки, разрушенный войсками Александра Македонского, дворец-крепость и др.

Изобразительное искусство цивилизаций Двуречья достаточно разнообразно – рельефы, скульптуры-стелы, статуэтки, произведения гликтики и т.д. Вместе с масштабными архитектурными сооружениями, даже в разрушенном виде, они производят сильное впечатление.

Централизация экономики , характерная для восточных деспотий, вызвала к жизни систему контроля , которую вели специальные чиновники. Представление отчетности от руководителей работ и хозяйств, за которой следил огромный аппарат учетных работников, контролеров, инспекторов, было обязательным. Налаженный механизм учета и контроля давал сбои только в период ослабления роли государства.

Однако восточные деспотии Двуречья, разъедаемые коррупцией, борьбой за власть, войнами, в конце концов пришли к упадку . От них осталась только бессмертная культура, которая ассимилировалась, переходя от одного народа к другому. Ее элементы дошли даже до русско-православной, гораздо более поздней цивилизации. В русском языке немало слов и имен, пришедших из шумеро-аккадских языков, которые порой воспринимаются как исконно русские.

В истории мировой культуры месопотамская цивилизация -- одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человечество впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, здесь начинается подлинная история человечества Переход от первобытности к древности, «от варварства к цивилизации» означает появление культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания.

Дух месопотамской культуры отражал сокрушающую силу природы. Человек не склонен был переоценивать свои силы, наблюдая такие могущественные природные явления, как гроза или ежегодное наводнение. Тигр и Евфрат зачастую разливались порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Проливные дожди превращали твердую поверхность земли в море грязи и лишали человека свободы передвижения. Природа Месопотамии сокрушала и попирала волю человека, постоянно давала ему почувствовать, насколько он бессилен и ничтожен. В такой обстановке человек в полной мере осознавал свою слабость и понимал, что он вовлечен в игру чудовищных иррациональных сил.

Взаимодействие с природными силами порождало трагические настроения, что нашло свое выражение в представлениях людей о том мире, в котором они жили. Человек видел в нем порядок, космос, а не хаос Но этот порядок не обеспечивал его безопасности, так как устанавливался через взаимодействие множества могущественных сил, потенциально расходящихся между собой, периодически вступающих во взаимные конфликты. Поэтому все настоящие и будущие события возникали и управлялись единой волей объединенных вместе природных сил, иерархия и взаимоотношения которых напоминали государство. При таком воззрении на мир не существовало разделения на одушевленное или неодушевленное, живое и мертвое. В такой вселенной любые предметы и явления обладали собственной волей и характером.

В культуре, которая рассматривала всю вселенную как государство, послушание должно было выступать в качестве первейшей добродетели, ибо государство построено на послушании, на безоговорочном принятии власти. Поэтому в Месопотамии «добронравная жизнь» была и «послушной жизнью». Индивид стоял в центре расширяющихся кругов власти, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший к нему круг власти включал в себя его собственную семью: отец, мать, старшие братья и сестры, и ослушаться старших членов семьи -- было только началом, предлогом к более серьезным провинностям, ведь за пределами семьи располагаются другие круги власти: государство, общество, боги.

Эта отработанная система послушания была правилом жизни в древней Месопотамии, ведь человек был сотворен из глины, замешан на крови богов и создан для рабской службы богам, чтобы трудиться вместо богов и на богов. Соответственно усердный и послушный раб мог рассчитывать на знаки милости и награды своего господина. И напротив, нерадивый, непослушный раб, естественно, не мог об этом даже мечтать.

Евфрата, т.е. в Месопотамии. Или, скажем, сопоставляя библейское описание сотворения мира в Книге Бытия с вавилонской поэмой «Энума Элиш» («Когда вверху»), мы можем убедиться, что космогония, сотворение человека из глины и отдых творца после тяжелой работы совпадают во многих деталях.

Месопотамская духовная культура оказала огромное влияние на культуру многих древневосточных народов, главным образом в Передней Азии. И в последующие эпохи духовное наследство древних народов Двуречья не было забыто и прочно вошло в сокровищницу мировой культуры.

Территорию на ближнем Востоке между реками Тигр и Евфрат в разные века называли по-разному - Междуречьем, Двуречьем, Месопотамией, и даже - Землей Обетованной. Некоторые религиеведы и последователи авраами́ческих религиозных течений утверждают, что именно в долине Тигра и Евфрата был расположен Эдем - рай, где жили Адам и Ева до того, как Бог изгнал их за непослушание. И именно на этой территории возникла одна из старейших мировых цивилизаций - древняя Месопотамия, состоявшая из Шумерского, Ассирийского, Аккадского и Вавилонского царств. Эта цивилизация существовала в период с IV тыс до н.э. и до 12 октября 539 г. до н.э. - дня, когда войска Персии захватили Вавилон.

Месопотамия по праву носит название одной величайших цивилизаций древнего мира, ведь люди, населявшие царства Месопотамии, сумели достичь значительного развития и в культуре, и в науке, и в религии. Именно в Вавилонском царстве находилось одно из 7 чудес света - Висячие Сады Семирамиды, а дворцовые и храмовые комплексы Вавилона и Ассирии впечатляли путешественников того времени своим изысканным и продуманным архитектурным стилем. Но одним из самых значимых наследий Месопотамии для всего мира было изобретение шумерами первой системы письменности - клинописи.

Религия древней Месопотамии

Как и жители других древних цивилизаций, люди, проживающие в долине рек Тигра и Евфрата, очень много значения уделяли своим верованиям и культам. Однако в отличии от других древних народов, к примеру, египтян и , цивилизации которых с самого начала формировались как цивилизации цельных государств, цивилизация Месопотамии изначально состояла из культур ряда народов, живших разобщенно. Религия древнего Муждуречья изначально представляла собой ряд отдельных культов, так как в каждом населенном пункте были свои боги-покровители и свои религиозные традиции. И только после налаживания политических и экономических связей между царствами Месопотамии религия этой цивилизации сформировалась путем включения в единое верования наиболее значимых культов разных народов.

Религия древнего Двуречья была политеистической, причем почитались одновременно два пантеона богов - древний шумерский, и возникший примерно во втором тысячелетии до нашей эры вавилонский. В отличии от , германцев и ряда других племен, которые уделяли гораздо больше внимания духовному аспекту верования, жители Шумера, Ассирии и Вавилона считали, что главное в религии - церемониальность и строгие соблюдение различных культовых обрядов.

Жители древней Месопотамии верили не только во множество богов, но и в злых духов, от которых нельзя было защититься ни молитвой, ни с помощью жертвоприношения богу-покровителю. Наиболее сильными и жестокими духами считались Лилит и Лабарту - по верованию жителей Вавилона, эти демоницы разрывали всех, кто им в чем-то не угодил, на куски. От таких злых духов, согласно религии древнего Двуречья, человека могло защитить только колдовство, поэтому большинство граждан царств Месопотамии знали различные заговоры и простенькие обряды.

Помимо заклинаний, в религии древнего Вавилона присутствовала вера в и гадания. Колдуньями были преимущественно женщины, которые в своей работе использовали методы, схожие с культом Вуду. Ведьмы Вавилона изготавливали фигурки своих врагов, читали заклинания и заговоры, а затем ломали куклы или протыкали их иглами.

Пантеон богов в религии древнего Двуречья

Жители древней Месопотамии верили в огромное количество богов, причем больше всего божеств были связаны с космосом и со звездами. Многие исследователи считают, что астрология зародилась именно в Вавилоне и Ассирии, так как народы этих царств не только почитали богов космоса, но и пытались предсказывать судьбу по звездам. Наиболее почитаемыми богами на всей территории древнего Междуречья были:

  1. Ану - бог неба
  2. Кин - богиня земли
  3. Энлиль - бог воздуха
  4. Эа - бог воды и создатель первых людей
  5. Мардук - верховный бог и покровитель Вавилона
  6. Шамаш - бог солнца, судья богов и людей
  7. Син - бог луны
  8. Иштар - богиня любви, плодородия и , отождествлялась с вечерней звездой и планетой Венерой
  9. Таммузу - бог весны, посевов и урожаев.

Храмы и жрецы в религии древнего Междуречья

В каждом городе древней Месопотамии были построены роскошные храмы или целые храмовые комплексы, где жрецы регулярно пели гимны богам и приносили им в жертву материальные блага и продукты - "блюда для богов". Важно, что большинство религиозных обрядов имели право проводить только правители царств Месопотамии и жрецы, а для простого народа участие в религиозной жизни было ограничено пожертвованиями "на храм" и участием в ежегодных шествиях и праздниках в честь того или иного бога. Также в религии древнего Междуречья значительную роль играли идолы - статуэтки и изображения богов, которые в большом количестве были установлены во всех храмах.

К жрецам в религии древнего Двуречья выдвигались особые требования - потенциальные служители богов должны были быть здоровыми, иметь высокий рост и белые здоровые зубы (чтобы внятно и четко произносить молитвы). В храмах богов мужского пола служили исключительно мужчины, а богинь чествовали жрицы - мужчины помимо царей в храмы женских божеств не допускались. Особой кастой служительниц богов в Месопотамии были так называемые "священные блудницы" - женщины, что занимались проституцией и отдавали свой заработок храму.

Введение

Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась вместе с человеком, составляя то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к её изучению и осмыслению как особого явления действительности сложился относительно недавно. В течении длительного времени -целых тысячелетий - культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосозноваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания.

Культурология - гуманитарная наука изучающая культуру как систему, т.е. в целом. Она возникла на рубеже 19-20 веков и получила широкое признание в странах Европы и всего мира. В нашей стране культурологи стала развиваться в начале 90 годов.

В целом же культурология ещё не достигла вполне зрелого уровня и пребывает на стадии становления.

Культура Двуречья

Культура Месопотамии возникла примерно в то же время, что и Египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с 4 тыс. до н. э. до середины 6 века до н. э. В отличии от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов, и по этому была многослойной . Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии, Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остаётся загадкой. Известно только, что в 4тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу 3 тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из которых становятся Ур, Урук, Лагаш, Ларса и другие. Они поочерёдно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлётов и падений. Особого выделения заслуживают 24 - 23 века до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удалось подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет Шумерский, и становиться главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Культура шумеро-аккадского государства

Основу экономики шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской культуры стал «Землевладельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия - как сохранять плодородие почвы и избежать её засорения. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале 3тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце 2тыс. до н.э. вступили в железный век.

С середины 3тыс. до н.э. в производстве посуды применяют гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место, как между шумерскими городами, так и с другими странами - Египтом, Ираном, Индией, государствами малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретённая шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во 2тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно - мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем Боге, каковым выступает Бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком Бога и воспринимался в качестве земного Бога. В тоже время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город - государство имел своего Бога покровителя. Вместе с тем были Боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико - неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые звёзды были связаны с отдельными звёздами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «Бог». Большое значение в шумерской религии имела Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из которых была богиня Инанна, покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, о всемирном потопе, - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства, и все сооружения создавали из кирпича - сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины 3тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке и посвященные главным божествам города - богу Ану и богине Инанне. Оба храма - прямоугольные в плане, выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре. Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки медных бычков, а на фризах - горельефы лежащих бычков. У входа в храм - две статуи львов из дерева. Всё это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки - зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик - «жилище Бога». Высокого уровня достигла шумерская литература. Помимо упомянутого «земледельческого альманаха», самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который всё видел, всё испытывал, и всё познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу 3тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его, в конце концов, покоряет Вавилония.

Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу III тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из который становятся Ур, Урук, Лагаш, Jlapca и др. Они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлетов и падений. Особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удаюсь подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия — как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство. металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами — Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико — неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров — о сотворении мира, всемирном потопе — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Оба храма — прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах — горельефы лежащих бычков. У входа в храм — две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки — зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик — «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерская литература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония.

Вавилония

Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них - Законы Хаммурапи — стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святил и ше Мардука — главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии гастрономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

Ассирия

Третья могущественная держава Месопотамии — Ассирия — возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии — как и во всем Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.

Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».

Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика — этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.