Женские образы романа война и мир - сочинение. Сочинение на тему «женские образы в романе л.н

«Война и мир» - одна из тех книг, которую нельзя забыть. В самом ее названии - вся жизнь человеческая. А еще «Война и мир» - модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира - глобус - шара. «Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров». Вся поверхность его состояла из капель, плотно сжатых между собой. Капли двигались, перемещались, то сливаясь, то разделяясь. Каждая стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, сжимаясь, иногда уничтожали друг друга, иногда сливались воедино. «Вот жизнь, - сказал старичок учитель», когда-то учивший Пьера географии. «Как это все просто и ясно, - подумал Пьер, - как я не мог знать этого прежде».

«Как это все просто и ясно», - повторяем мы, перечитывая полюбившиеся страницы романа. И эти страницы, как капли на поверхности глобуса, соединяясь с другими, составляют часть единого целого. Так, эпизод за эпизодом мы продвигаемся к бесконечному и вечному, что есть жизнь человека. Но писатель Толстой не был бы философом Толстым, если бы не показал нам полярные стороны бытия: жизнь, в которой преобладает форма, и жизнь, вмещающая всю полноту содержания. Именно с этих толстовских представлений о жизни и рассмотрим женские образы, в которых автор выделяет их особое предназначение - быть женой и матерью.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого общества, где объединяющую роль играет женщина. Если мужчине свойствен напряженный интеллектуальный и духовный поиск, то женщина, обладая более тонкой интуицией, живет чувствами, эмоциями.

Отчетливое противопоставление добра и зла в романе естественно отразилось и на системе женских образов. Противопоставление внутреннего и внешнего образов как излюбленный прием писателя показательно для таких героинь, как Элен Курагина, Наташа Ростова и Марья Болконская.

Элен - это воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку и «античную красоту тела», она напоминает прекрасную бездушную статую. В салон Шерер Элен входит «шумя своею белою больною робой, убранную плющом и мохом», как символ бездушности и холодности. Недаром автор не упоминает о ее глазах, тогда как «блестящие», «сияющие» глаза Наташи и «лучистые» глаза Марьи всегда привлекают наше внимание.

Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не знающие никаких моральных норм, живущие по непреклонному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает в брак только ради собственного обогащения. Она постоянно изменяет мужу, поскольку животное начало преобладает в ее натуре. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. «Я не такая дура, чтобы иметь детей», - произносит она кощунственные слова. Элен на глазах всего общества занята устройством своей личной жизни еще будучи супругой Пьера, а ее загадочная смерть связана с тем, что она запуталась в собственных интригах.

Такова Элен Курагина с ее пренебрежительным отношением к таинству брака, к обязанностям жены. Не трудно догадаться, что Толстой воплотил в ней худшие женские качества и противопоставил ей образы Наташи и Марьи.

Нельзя не сказать и о Соне. Ей недоступны вершины духовной жизни Марьи и «вершины чувства» Наташи. Она слишком приземлена, слишком погружена в быт. Ей тоже даны радостные моменты жизни, но это лишь мгновения. Соня не может сравниться с любимыми героинями Толстого, но это, скорее, беда ее, нежели вина, говорить нам автор. Она - «пустоцвет», но, возможно, жизнь бедной родственницы, ощущение постоянной зависимости не дали распуститься в ее душе.

Одной из главных героинь в романе является Наташа Ростова. Толстой рисует Наташу в развитии, он прослеживает жизнь Наташи в разные годы, и, естественно, с годами меняются ее ощущения, ее восприятие жизни.

Впервые мы встречаем Наташу, когда эта маленькая тринадцатилетняя девочка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая», выбегает в гостиную и налетает на мать. И с ее образом входит в роман тема «живой жизни». Толстой всегда ценил в Наташе именно полноту жизни, желание жить интересно, полно и, главное, ежеминутно. Переполненная оптимизмом, она стремится везде поспеть: утешить Соню, по-детски наивно объясниться в любви к Борису, поспорить о сорте мороженого, спеть с Николаем романс «Ключ», станцевать с Пьером. Толстой пишет, что «сущность ее жизни - любовь». В ней и соединились самые ценные качества человека: любовь, поэзия, жизнь. Конечно, мы не верим ей, когда она «на полном серьезе» говорит Борису: «Навсегда… До самой смерти». «И, взяв его под руку, она со счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную».

Все действия Наташи определены требованием ее натуры, а не рациональным выбором, поэтому она не просто участник определенной частной жизни ибо она принадлежит не одному семейному кругу, а миру всеобщего движения. И может быть, и ее имел в виду Толстой, говоря об исторических персонажах романа: «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью». Она, не пытаясь понять его роль, тем самым уже определяет ее для себя и для других. «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все - счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота», - скажет князь Андрей четыре года спустя. Но пока она сидит за именинным столом, смотрит на Бориса по-детски влюбленным взглядом. «Этот же самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться, не зная чему». Так и обнаруживает себя Наташа в бессознательном движении, и мы видим ее натуральность, то качество, которое составит неизменное свойство ее жизни.

Первый бал Наташи Ростовой стал местом ее встречи с Андреем Болконским, которая повлекла за собой столкновение их жизненных позиций, оказавшее огромное влияние на них обоих.

Во время бала ее не интересуют ни государь, ни все важные лица, на которых указывает Перонская, она не обращает внимания на придворные интриги. Она ждет радости и счастья. Толстой однозначно выделяет ее среди всех присутствующих на балу, противопоставляя ее светскому обществу. Восторженная, замирающая от волнения Наташа описана Л. Толстым с любовью и нежностью. Его иронические замечания об адъютанте-распорядителе, просящим посторониться всех «еще куда-то», о «какой-то даме», о пошлой суете вокруг богатой невесты представляют нам свет мелочным и фальшивым, тогда как Наташа среди всех них показана единственным естественным существом. Толстой противопоставляет живую, кипучую, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. «Оголенные шеи и руки Наташи были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу», и от этого оно кажется пошлым. Это впечатление усиливается, когда мы вспоминаем, что Элен бездушна и пуста, что в ее словно высеченном из мрамора теле живет каменная душа, алчная, без единого движения чувства. Здесь раскрывается отношение Толстого к светскому обществу, еще раз подчеркивается исключительность Наташи.

Что дала встреча с Андреем Болконским Наташе? Как истинно природное существо, она хотя и не задумывалась об этом, но стремилась к созданию семьи и могла обрести счастье лишь в семье. Встреча с князем Андреем и его предложение создали условия для достижения ее идеала. Готовясь образовать семью, она была счастлива. Однако счастью не суждено было длиться долго. Князь Андрей стремился к Наташе, но не понимал ее, в нем не было природного чутья, поэтому он отложил свадьбу, не поняв, что Наташа должна любить постоянно, что она должна быть счастлива каждую минуту. Он сам спровоцировал ее измену.

Портретная характеристика дает возможность обнажить основные качества ее характера. Наташа жизнерадостна, естественна, непосредственна. Чем старше она становится, чем быстрее из девочки превращается в девушку, тем больше она хочет, чтобы ею восхищались, чтобы ее любили, чтобы она была в центре внимания. Наташа любит себя и считает, что все должны ее любить, она говорит о себе: «Что за прелесть эта Наташа». И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа, как лучик света в скучном и сером светском обществе.

Подчеркивая некрасивость Наташи, Толстой утверждает: не во внешней красоте дело. Важны богатства ее внутренней натуры: одаренность, способность понять, прийти на помощь, чуткость, тонкая интуиция. Наташу все любят, все желают ей добра, потому что сама Наташа всем делает только добро. Наташа живет не умом, а сердцем. Сердце редко обманывает. И хотя Пьер и говорит, что Наташа «не удостаивает быть умной», она всегда была умна и понимала людей. Когда Николенька, проигравши почти все состояние Ростовых, приходит домой, Наташа, сама того не понимая, поет только для брата. И Николай, слушая ее голос, забывает обо всем о своем проигрыше, о тяжелом разговоре с отцом, предстоящем ему, он только слушает чудный звук ее голоса и думает: «Что ж это такое?.. Что с ней сделалось? Как она поет нынче?.. Ну, Наташа, ну, голубчик! Ну, матушка». И не один Николай зачарован ее голосом. Ведь голос Наташи обладал необыкновенными достоинствами. «В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та неотработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его».

Наташа очень хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она желает его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал». Наташа обладает искусством, которое дано не каждому. Она умеет сострадать. Когда Соня ревела, Наташа, не зная причины слез подруги, «распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела, как ребенок… и только оттого, что Соня плакала». Чуткость и тонкая интуиция Наташи «не сработала» только один раз. Наташа, такая умная и проницательная, не поняла Анатоля Курагина и Элен и дорого заплатила за ошибку.

Наташа - воплощение любви, любовь - сущность ее характера.

Наташа - патриотка. Не задумываясь, она отдает все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации.

Наташе близок русский народ. Она любит народные песни, традиции, музыку. Из всего этого можно сделать вывод, что пылкая, живая, любящая, патриотическая Наташа способна на подвиг. Толстой дает нам понять, что Наташа поедет за декабристом Пьером в Сибирь. Разве это не подвиг?

С княжной Марьей Болконской мы встречаемся с первых страниц романа. Некрасива и богата. Да, она была некрасива, и даже очень дурна собой, но это по мнению посторонних, далеких и почти не знающих ее людей. Все те немногие, любившие ее и любимые ею, знали и ловили на себе ее прекрасный и лучистый взгляд. Сама же княжна Марья и не знала всей его прелести и силы. Взгляд этот сам собой освещал все вокруг светом теплой любви и нежности. Князь Андрей часто ловил на себе этот взгляд, Жюли вспоминала в письмах кроткий, спокойный взгляд княжны Марьи, так, по словам Жюли, недостающий ей, да и Николай Ростов полюбил княжну именно за этот взгляд. Но при мысли о себе блеск в глазах Марьи тускнел, уходил куда-то в глубь души. Глаза становились прежними: грустными и, главное, испуганными, делавшими ее некрасивое, болезненное лицо еще некрасивее.

Марья Болконская, дочь генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского, жила безвыездно в имении Лысые Горы. У нее не было ни друзей, ни подруг. Писала ей лишь Жюли Карагина, принося тем самым радость и разнообразие в серую, однообразную жизнь княжны. Отец сам занимался воспитанием дочери: давал ей уроки алгебры и геометрии. Но что давали ей эти уроки? Разве могла она что-нибудь понять, чувствуя над собой взгляд и дыхание своего отца, которого она боялась и любила больше всего на свете. Княжна уважала его и благоговела перед ним и перед всем содеянным его руками. Главным же утешением и, пожалуй, учителем была религия: в молитве находила она и успокоение, и помощь, и решение всех проблем. Все сложные законы человеческой деятельности сосредоточились для княжны Марьи в одном простом правиле - уроке любви и самоутверждении. Она так и живет: любит отца, брата, невестку, свою компаньонку, француженку мадемуазель Бурьен. Но иногда княжна Марья ловит себя на том, что думает о любви земной, о земной страсти. Княжна боится этих мыслей как огня, но они возникают, возникают потому, что она человек и как бы там ни было, грешный человек, как все.

И вот в Лысые Горы приезжает князь Василий с сыном Анатолем свататься. Наверное, в тайных мыслях княжна Марья давно ждала именно такого будущего мужа: красивого, благородного, доброго.

Старый князь Болконский предлагает дочери самой решить свою судьбу. И, наверное, она бы сделала роковую ошибку, согласившись на брак, если бы случайно не увидела, как Анатоль обнимает мадемуазель Бурьен. Княжна Марья отказывает Анатолю Курагину, отказывает, потому что решает жить только для отца и своего племянника.

Княжна не воспринимает Наташу Ростову, когда та с отцом приезжает знакомиться к Болконским. Она относится к Наташе с некоторой внутренней неприязнью. Наверное, она слишком любит своего брата, дорожит его свободой, боится, что какая-то совершенно чуткая женщина может увести, отнять его, завоевать его любовь. А страшное слово «мачеха»? Только одно это уже внушает неприязнь и отвращение.

Княжна Марья в Москве расспрашивает Пьера Безухова о Наташе Ростовой. «Что это за девушка и как вы находите ее?» Она просит сказать «всю правду». Пьер чувствует «недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке». Ей и в самом деле хочется, чтобы «Пьер не одобрил выбора князя Андрея».

Пьер не знает, как отвечать на этот вопрос. «Я решительно не знаю, что это за девушка, я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна», - говорит Пьер.

Но этот ответ не удовлетворил княжну Марью.

«- Умна она? - спросила княжна.

Пьер задумался.

Я думаю, нет, - сказал он, - а впрочем да. Она не удостаивает быть умною».

«Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой», - замечает Толстой.

Все герои Толстого влюбляются. Княжна Марья Болконская влюбляется в Николая Ростова. Полюбив Ростова, княжна во время встречи с ним преображается так, что мадемуазель Бурьен почти не узнает ее: в голосе появляются «грудные, женские ноты», в движениях - грация и достоинство. «В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которого она жила до сих пор, выступила наружу» и сделала лицо героини прекрасным. Оказавшись в трудной ситуации, она встречает случайно Николая Ростова, и он помогает ей справиться с несговорчивыми крестьянами и покинуть Лысые Горы. Княжна Марья любит Николая совсем не так, как его любила Соня, которой нужно было постоянно что-то делать и чем-то жертвовать. И не так, как Наташа, которой необходимо было, чтобы любимый человек был просто рядом, улыбался, радовался и говорил ей влюбленные слова. Княжна Марья любит тихо, спокойно, счастливо. И это счастье увеличивается сознанием того, что она наконец полюбила, и полюбила именно человека доброго, благородного, честного.

И Николай видит и понимает все это. Судьба все чаще и чаще толкает их друг к другу. Встреча в Воронеже, неожиданное письмо Сони, освобождавшее Николая от всех обязательств и данных Соня обещаний: что это как не веление судьбы?

Осенью 1814 года Николай Ростов женится на княжне Марье Болконской. Теперь у нее есть то, о чем она мечтала: семья, любимый муж, дети.

Но княжна Марья не изменилась: она была все та же, только теперь уже графиня Марья Ростова. Она старалась во всем понять Николая, хотела, очень хотела любить Соню и не могла. Она очень любила своих детей. И сильно расстраивалась, когда понимала, что в ее чувствах к племяннику чего-то недоставало. Она по-прежнему жила для других, стараясь любить их всех высшей, Божеской любовью. Иногда Николай, глядя на свою жену, ужасался мысли о том, что было бы с ним и с его детьми, если бы умерла графиня Марья. Он любил ее больше жизни, и они были счастливы.

Марья Болконская и Наташа Ростова становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки, стремится помочь мужу во всем. Княжна Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его несложной натуре. Под влиянием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужиками. Гармония семейной жизни, как мы видим, достигается там, где муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляя единое целое. В семьях Ростовых и Безуховых взаимонепонимание и неизбежные конфликты разрешаются примирением. Здесь царит любовь.

Марья и Наташа - замечательные матери. Однако Наташа больше хлопочет о здоровье детей, а Марья проникает в характер ребенка, заботиться о его духовном и нравственном воспитании.

Толстой наделяет героинь самыми ценными, на его взгляд, качествами - способностью тонко чувствовать настроение близких людей, разделять чужое горе, самоотверженно любить свою семью.

Очень важное качество Наташи и Марьи - естественность, безыскусственность. Они не способны играть заранее заданную роль, не зависят от мнения посторонних людей, не живут по законам света. На своем первом большом балу Наташа выделяется именно искренностью в проявлении чувств. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо, и их разговор выходит за рамки светской беседы: «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным».

При сходстве лучших нравственных качеств, Наташа и Марья, в сущности, совсем разные, почти противоположные натуры. Наташа живет взахлеб, ловит каждое мгновение, ей не хватает слов, чтобы выразить полноту своих чувств, героиня наслаждается танцами, охотой, пением. Она в высшей степени наделена любовью к людям, открытостью души, талантом общения.

Марья тоже живет любовью, но в ней много кротости, смирения, самоотвержения. Она часто устремляется в мыслях от земной жизни в иные сферы. «Душа графини Марьи, - пишет Толстой в эпилоге, - стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».

Лев Толстой именно в княжне Марье видел идеал женщины, а главное - жены. Княжна Марья живет не для себя: она хочет сделать и делает счастье мужа, детей. Но она и сама счастлива, ее счастье состоит в любви к ближним, их радости и благополучии, в чем, впрочем, и должно состоять счастье каждой женщины.

Толстой решал вопрос о месте женщины в обществе по-своему: место женщины в семье. Наташа создала хорошую, крепкую семью, не приходится сомневаться, что в ее семье вырастут хорошие дети, которые станут полноправными и полноценными членами общества.

В произведении Толстого мир предстает многогранным, здесь находится место самым разнообразным, подчас противоположным характерам. Писатель передает нам свою любовь к жизни, которая является во всей прелести и полноте. И рассматривая женские образы романа, мы лишний раз убеждаемся в этом.

«Как это все просто и ясно» - еще раз убеждаемся мы, обращая свой взгляд на глобус шар, где уже нет уничтожающих друг друга капель, а все они слились воедино, составляя один большой и светлый мир, как в самом начале - в доме Ростовых. И в этом мире остаются Наташа и Пьер, Николай и княжна Марья с маленьким князем Болконским, и «надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе.

Литература

1. Газета «Литература» № 41, стр. 4, 1996 г.

2. Газета «Литература» № 12, стр. 2, 7, 11, 1999 г.

3. Газета «Литература» № 1, стр. 4, 2002 г.

4. Э. Г. Бабаев «Лев Толстой и русская журналистика его эпохи».

5. «Лучшие экзаменационные сочинения».

6. 380 лучших школьных сочинений».

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: «Война и мир» — женские образы: Наташа Ростова, Марья Болконская, Элен Курагина. Мой любимый герой романа «Война и мир». Красота души в романе Толстого.

Л. Н. Толстой создал одно из самых масштабных и универсальных произведений в русской литературе, затронул практически все «вечные» проблемы в литературе: добра и зла, любви и ненависти, чести и низости. Писатель показал всю картину жизни, во всех ее контрастах (это понятно уже по названию). В своем романе-эпопее Л. Н. Толстой создал целую галерею образов. Всего в «Войне и мире» 550 героев, каждый обладает индивидуальными чертами. Главные же персонажи рисуются с особой тщательностью, их радости и горести переживаются читателями, как свои. Поэтому интересно проанализировать подход Толстого к раскрытию женских образов – сложному и непостижимому мастерству.

Наташа Ростова – одна из главных героинь эпопеи. В детстве она была тоненькая, черноглазая, живая девочка с большим ртом. По характеру она хоть и избалованная, но честная, открытая и смелая: « Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет. Может быть, я балую ее, но, право, это, кажется, лучше…». Домашняя жизнь героини безоблачна и ничем не омрачена, поэтому Наташе и кажется, что весь мир у ее ног. Эти мысли она несет к себе и в ранней юности: «Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша». Наташа обладает хорошим вкусом, талантом к пению и танцам, но самое главное ее качество – чуткость, вот почему она способна понять сердцем то, чего не понимает умом.

Наташа Ростова

С детством кончилось и ее спокойствие. На своем первом балу героиня увидела Андрея Болконского и полюбила. Вернее, ей так показалось. Наташа сама не могла разобраться в своих чувствах, преждевременно связала себя помолвкой с Андреем. Но это была не любовь, вот почему Анатоль Курагин почти соблазнил неопытную девушку. Болконский не смог это простить, поэтому разорвал все отношения с невестой. Это ввергло Наташу в глубокий душевный кризис. А взять себя в руки, стать ближе к настоящей жизни, а не к мечтам и избавиться от эгоизма ей помогла трагедия – Отечественная война 1812 года. Снова встретилась героиня с Андреем, но он уже был на смертном одре, а она самоотверженно за ним ухаживала, их любовь перешла в родственную, христианскую, общечеловеческую любовь. Но Болконским не ограничились потери, Наташа потеряла и брата Петю, и свой дом в московском пожаре. Героиня все стойко пережила, и судьба даровала ей счастье в семье: она, наконец, нашла настоящую любовь там, где и не искала, с человеком, который был всегда рядом, с Пьером Безуховым. Наташа была создана для семьи: «Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка». Ее энергия, наконец, была направлена в нужное русло, героиня обрела гармонию.

Марья Болконская – полная противоположность Наташе, но вызывает не меньше положительных эмоций у автора. Внешность героини далеко не прелестна, хороши были лишь глаза: «Некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало <…> глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Светскими талантами девушка тоже не обладала, но ее главный дар – глубоко любящая, чистая душа. Марья готова обо всех заботиться, всех жалеть, однако перед суровостью жизни, в ситуациях, где не поможет покорность и терпение, она теряется. Героиня готова отречься от себя ради блага других: самоотверженно воспитывает племянника Николеньку, ухаживает за сумасбродным отцом. Отечественная война 1812 года изменила и ее жизнь: она осталась совсем одна, без защиты, но также смогла это перенести, все же стала сильнее. Такая трагедия, как война, дала ей возможность найти счастье в лице Николая Ростова. Наконец-то Марья любима и любит так, как ей это необходимо. Она этого достойна, ведь не делала никому зла, чем не может похвастаться даже Наташа.

В противовес «любимым» героиням, которых автор привел к счастью и гармонии, стоит обратить внимание на Элен Курагину (Безухову). Она выражает собой весь свет: роскошный, но лживый и пустой. Внешне героиня безупречна: темные глаза, светлые волосы, сияющая, спокойная улыбка, «необычайная, античная красота тела». Она сознает свою красоту, подчеркивает ее откровенными нарядами, пользуется ей как средством воздействия (так она соблазнила Пьера и женила на себе, хотя ни секунды не любила его). Но за этой красотой ничего нет. Элен умеет казаться, а не быть. Казаться величавой, будучи просто безнравственной и бездушной женщиной. Казаться умной и эрудированной во всех вопросах, будучи ограниченной и зацикленной на светских удовольствиях. Казаться изящной и воздушной, будучи подлой и вульгарной (она пыталась толкнуть Наташу в объятья брата, с которым, по слухам, у нее самой были отношения). Элен неприятна автору, поэтому он не может привести ее к счастью. Она изменяет к мужу, уезжает от него, отрекается от православной веры, разводится с Пьером, а потом и погибает от неизвестной болезни: «Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale (грудной ангины)».

Л. Н. Толстой рисует в своем романе идеал женщины. Этот идеал должен сочетать в себе черты Марьи и Наташи и исключать даже намек на Элен. В первую очередь, автор считает духовность и чуткость главными качествами в человеке. Такая женщина обязательно придет к счастью, несмотря на все испытания. Забывать о душе, казаться, а не быть – все это ведет в пропасть, туда, где оказалась Элен.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Женские образы в романе «Война и мир»

В романе «Война и мир» Толстой рисует, мастерски и убедительно, несколько типов женских характеров и судеб. Порывистая и романтичная Наташа, становящаяся в эпилоге романа “плодовитой самкой”; красивая, развращенная и глупая Элен Курагина, воплотившая в себе все достоинства и недостатки столичного общества; княгиня Друбецкая -- мать-наседка; юная “маленькая княгиня” Лиза Болконская -- нежный и скорбный ангел повествования и, наконец, княжна Марья, сестра князя Андрея. У всех героинь есть своя судьба, свои стремления, свой мир. Их жизни удивительным образом переплетаются, и в различных жизненных ситуациях и проблемах они ведут себя по-разному. У многих из этих хорошо продуманных персонажей были прототипы. Читая роман, невольно проживаешь жизнь вместе с его героями.

В романе огромное количество прекрасных образов женщин начала XIX века, некоторых из них мне хотелось бы рассмотреть поподробнее.

Марья Болконская

"right"> "right">Красота души придает прелесть "right"> даже невзрачному телу "right">Г. Лессинг

Считается, что прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, даже портреты ее не сохранились, и он создал в своем воображении ее духовный облик.

Княжна Марья безвыездно живет в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка, Николай Андреевич, -- человек не из приятных: часто брюзглив и груб, ругает княжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего педант. Но он по-своему любит свою дочь и желает ей добра. Старый князь Болконский стремится дать дочери серьезное образование, сам давая ей уроки.

А вот портрет княжны: “Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо”. Толстой не сообщает нам деталей внешности княжны Марьи. Интересный момент - княжна Марья «всегда хорошела, когда плакала». Мы знаем о ней, что светским щеголям она казалась “дурною”. Себе она тоже казалась некрасивой, когда смотрела на себя в зеркало. Анатоля Курагина, сразу отметившего достоинства глаз, плеч и волос Наташи Ростовой, княжна Марья ничем таким не привлекала. Она не выезжает на балы, потому что живет одиноко в деревне, обществом пустой и глупой компаньонки-француженки тяготится, смертельно боится строгого отца, но ни на кого не обижается.

Как ни странно, главные идеи о войне и мире высказывает в книге Толстого женщина - княжна Марья. Она пишет в письме Жюли, что война -- это знак того, что люди забыли Бога. Это в начале произведения, еще до 1812 года и всех его ужасов. По сути, к этой же мысли придет после многих жестоких сражений, после того, как он видел смерть лицом к лицу, после плена, после тяжелых ранений ее брат, Андрей Болконский, -- профессиональный военный, посмеивавшийся над своей сестрой и называвший ее «плаксой».

Княжна Марья предсказывает князю Андрею, что он поймет, что есть “счастье прощать”. И он, повидавший Восток и Запад, переживший счастье и горе, составлявший законы для России и диспозиции сражений, философствовавший с Кутузовым, Сперанским и другими лучшими умами, перечитавший массу книг и знакомый со всеми великими идеями века, -- он поймет, что права была его младшая сестра, которая проводила жизнь в захолустье, ни с кем не общалась, трепетала перед отцом и разучивала сложные гаммы да плакала над задачами по геометрии. Он действительно прощает смертельного врага -- Анатоля. Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Он неизмеримо выше ее по своей проницательности, умению понимать людей и события. Князь Андрей предсказывает участь Наполеона, Сперанского, исход сражений и мирных договоров, что не раз вызывало изумление критиков, упрекавших Толстого в анахронизме, в отступлениях от верности эпохе, в “осовременивании” Болконского и т. д. Но это особая тема. А вот участь самого князя Андрея предсказала его сестра. Она знала, что он не погиб под Аустерлицем, и молилась за него, как за живого (чем и спасла, наверное). Она поняла и то, что на счету каждая минута, когда, не имея о брате никаких сведений, пустилась в трудный путь из Воронежа в Ярославль по лесам, в которых встречались уже отряды французов. Она знала, что он идет на смерть, и предсказала ему, что он простит перед смертью своего злейшего врага. И автор, заметьте, всегда на ее стороне. Даже в сцене богучаровского бунта права она, никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики, предполагающие,

что им лучше будет под властью Наполеона.

Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась роковым образом в Анатоле. Но ошибка эта иного рода, чем ошибка Наташи. Наташей движет тщеславие, чувственность -- что угодно. Княжной Марьей движут Долг и Вера. Поэтому она не может ошибиться. Она принимает судьбу как испытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест, а не рыдать и не пытаться отравиться, как Наташа Ростова. Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу. Она думает не о себе и никогда не плачет от “боли или от обиды”, а только от “грусти или жалости”. Ведь ангелу нельзя причинить боль, нельзя и обмануть или обидеть его. Можно только принять его предсказание, весть, которую он несет, и молиться ему о спасении.

Марья Болконская, безусловно, умна, однако она не выставляет свою «ученость» напоказ, поэтому с ней интересно и легко общаться. К сожалению, не все могут понять это и оценить. Анатоль Курагин, как типичный представитель светского общества, не может, а, скорее всего, просто не хочет разглядеть эту поистине редкой красоты душу. Он видит только невзрачную внешность, не замечая всего остального.

Несмотря на разные характеры, взгляды, стремления и мечты, Наташа Ростова и Марья Болконская крепко дружат в конце романа. Хотя первое впечатление друг о друге у обеих было неприятным. Наташа видит в сестре князя Болконского препятствие для ее брака, тонко чувствуя негативное отношение семьи Болконских к своей персоне. Марья же, со своей стороны, видит типичную представительницу светского общества, молодую, красивую, имеющую колоссальный успех у мужчин. Мне кажется, Марья даже немного завидует Наташе.

Но сближает девушек страшное горе - смерть Андрея Болконского. Он много значил для сестры и бывшей невесты, и чувства, которые девушки испытывали во время предсмертной агонии князя, были понятны и схожи для обеих.

Семья Марьи Болконской и Николая Ростова - это счастливый союз. Марья создает в семье атмосферу духовности, облагораживающе действует на Николая, который ощущает возвышенность и высокую нравственность того мира, в котором живет его жена. На мой взгляд, не могло быть иначе. Эта тихая и кроткая девушка, настоящий ангел, однозначно заслуживает всего того счастья, которым наградил ее Толстой в конце романа.

Наташа Ростова

Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа "Война и мир" и, пожалуй, самый любимый у автора. Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания. Прототипом Наташи считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом. Второй прототип -- жена писателя, который признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».

По данной героине характеристике, она «не удостаивает быть умной». В этом замечании проявляется основная отличительная черта образа Наташи -- ее эмоциональность и интуитивная чуткость; недаром она необыкновенно музыкальна, обладает редким по красоте голосом, отзывчива и непосредственна. В то же время в ее характере есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень, что роднит ее с лучшими и популярнейшими героинями русской классической литературы.

Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа. Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.

Впервые мы встречаемся с ней, когда девочка вбегает в комнату, счастье и радость у нее на лице. Это существо не может понять, как другим может быть грустно, если ей весело. Она не старается сдерживать себя. Все ее поступки продиктованы чувствами, желаниями. Конечно, она немного избалована. В нее уже заложено что-то, характерное для того времени и для светских барышень. Ведь не случайно Наташа думает, что уже любит Бориса Друбецкого, что будет ждать, когда же ей исполнится шестнадцать лет, и она сможет выйти за него замуж. Эта воображаемая любовь для Наташи просто развлечение.
Но маленькая Ростова не похожа на других детей, не похожа своей искренностью, отсутствием фальши. Эти качества, свойственные всем Ростовым, за исключением Веры, особенно ярко проявляются при сопоставлении с Борисом Друбецким, с Жюли Карагиной. Наташа знает французский язык, но она не строит из себя француженку, как многие девушки знатных семейств того времени. Она русская, ей свойственны чисто русские черты, она даже умеет плясать русские танцы.

Наталья Ильинична -- дочь известных в Москве хлебосолов, добряков, разоряющихся богачей графов Ростовых, семейные черты которых получают от Денисова определение «ростовская порода». Наташа предстает в романе, пожалуй, наиболее ярким представителем этой породы, благодаря не только своей эмоциональности, но и многим другим качествам, важным для понимания философии романа. Ростова как бы бессознательно воплощает в себе то истинное понимание жизни, причастность к общенародному духовному началу, достижение которого дается главным героям -- Пьеру Безухову и Андрею Болконскому -- только в результате сложнейших нравственных исканий.

Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черноглаза и волосы ее сбились назад черными кудрями. Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя. По мере развития сюжета Ростова превращается в привлекательную своей живостью и обаянием девушку, чутко реагирующую на все происходящее. Чаще всего именно Наташе принадлежат в романе самые точные характеристики других героев. Она способна на самопожертвование и самозабвение, высокие душевные порывы (обжигает раскаленной линейкой руку, чтобы доказать свою любовь и дружбу Соне; фактически решает судьбу раненых, отдавая подводы, чтобы вывезти их из горящей Москвы; спасает от умопомешательства мать после смерти Пети; самозабвенно ухаживает за умирающим князем Андреем).Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Она даже внешне, и, думается, совершенно не случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами. А как Наташа отплясывает после охоты! "Чистое дело, марш", - удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка".

В то же время Наташа может быть очень эгоистичной, что диктуется не разумом, а скорее инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. Став невестой Андрея Болконского, она не выдерживает годичного испытания и увлекается Анатолем Курагиным, готовая в своем увлечении на самые безрассудные поступки. После случайной встречи в Мытищах с раненым князем Андреем, осознавая свою вину и получив возможность искупить ее, Ростова вновь возрождается к жизни; а после смерти Болконского (уже в эпилоге романа) становится женой Пьера Безухова, близкого ей по духу и по-настоящему любимого ею. В эпилоге Н.Р. представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы мужа и понимающая его.

В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему "роевому" инстинкту жизни. После гибели Пети Ростова она - главная в семье. Наташа долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, - высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа находится с князем Андреем до самого конца. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, - она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается "от жизни", Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве "благоговейного умиления", которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи. В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. "Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила". Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее "сильной, красивой и плодовитой самкой". Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по-особенному, не умом, "а всем существом своим, т. е. плотью". Об ее интеллектуальных способностях прекрасно говорит Пьер, сказав, что она "не удостаивает быть умной", потому что она гораздо выше и сложней понятий ума и глупости. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы. Не удивительно, что подобное состояние жизни не кажется примитивным или наивным ни героям, ни автору. Семья - обоюдное и добровольное рабство. "Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа". Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни.

"Война и мир" - единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, - лучшее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.

Светские дамы

(Элен Безухова,княгиня Друбецкая, А.П. Шерер)

В каждом человеке есть свои достоинства и свои недостатки, некоторые из них мы даже порой не замечаем, просто не обращаем на них внимания. Редко баланс хорошего и плохого уравновешивается, чаще всего друг от друга мы слышим о ком-то: добрый, злой; красивый, некрасивый; плохой, хороший; умный, глупый. Что нас заставляет произносить те или иные прилагательные, характеризующие человека? Конечно же, преобладание одних качеств над другими:- зла над добром, красоты над уродством. При этом рассматриваем мы как внутренний мир личности, так и внешний облик. И случается, что красота способна скрыть зло, а добру удается сделать незаметным уродство. Увидев человека в первый раз, мы совсем не думаем о его душе, мы замечаем только внешнюю привлекательность, но часто состояние души противоположно внешнему облику: под белоснежной скорлупой оказывается протухшее яйцо. Л. Н. Толстой убедительно показал нам этот обман на примере дам высшего света в своем романе

Элен Курагина -- душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но и только... притом из-за влекущей внешней оболочки. Она знает, какова она, и именно этим пользуется. А почему бы и нет?.. Элен всегда уделяет большое внимание своей внешности. Писатель подчеркивает, что героиня желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Как бы это ни было подло и низко, Элен заставила Пьера произнести слова любви. Она решила за него, что он ее любит, как только Безухов оказался богат. Поставив себе цель, Курагина хладнокровно добивается ее путем обмана, что заставляет нас почувствовать холод и опасность в океане ее души, несмотря на поверхностную прелесть и сверкание. Даже когда после дуэли мужа с Долоховым и разрыва с Пьером Элен понимает, что она натворила (хотя это и входило в ее планы) во имя достижения своей цели, она все равно принимает это как неизбежное, по крайней мере, убеждена, что поступила правильно и ни в коем случае ни в чем не виновата: таковы, дескать, законы жизни. Тем более, что деньги-то от нее не ушли -- ушел лишь муж. Элен знает цену своей красоте, но не знает, насколько она по своей натуре чудовищна, ведь самое страшное, когда человек не ведает, что он болен, и не принимает лекарства.

“Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, -- думал Пьер, -- представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются”. С Безуховым нельзя не согласиться. Может возникнуть спор только лишь из-за ее ума, но если внимательно изучить всю ее стратегию по достижению цели, то и ума-то особо не заметишь, скорее, догадливость, расчет, житейский опыт. Когда Элен добивалась богатства, она его получила с помощью удачного замужества. Это самый простой, не требующий ума, привычный для женщины способ разбогатеть. Ну а когда она возжелала свободы, то опять же нашелся самый легкий способ -- вызвать ревность в муже, который в конце концов готов отдать все, лишь бы она навсегда исчезла, при этом Элен не потеряла денег, а также не утратила положения в обществе. Цинизм и расчет -- вот главные качества героини, позволяющие ей достигать поставленных целей.

В Элен влюблялись, но никто ее не любил. Она - как красивая статуя из белого мрамора, на которую смотрят, восхищаются, но никто не считает ее живой, никто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, -- камень, холодный и твердый, там нет души, а значит, нет отклика и тепла.

Среди нелюбимых Толстым персонажей можно выделить и Анну Павловну Шерер. На самых первых страницах романа читатель знакомится с салоном Анны Павловны и с ней самой. Ее характернейшая примета - постоянство дел, слов, внутренних и внешних жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она хочет, не может и не находит нужным исправляться”. За этой характеристикой - авторская ирония.

Анна Павловна -- фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны, хозяйка модного в Петербурге великосветского «политического» салона, описанием вечера в котором Толстой начинает свой роман. Анне Павловне 40 лет, у нее «отжившие черты лица», всякий раз при упоминании об императрице выражающего соединение грусти, преданности и уважения. Героиня ловка, тактична, влиятельна при дворе, склонна к интригам. Ее отношение к какому-либо человеку или событию всегда продиктовано самыми последними политическими, придворными или светскими соображениями, она близка к семье Курагиных и дружна с князем Василием. Шерер постоянно «преисполнена оживления и порыва», «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением», а в своем салоне, помимо обсуждения последних придворных и политических новостей, она всегда «угощает» гостей какой-нибудь новинкой или знаменитостью, а в 1812 г. ее кружок демонстрирует в петербургском свете салонный патриотизм.

Известно, что для Толстого женщина- это, прежде всего, мать, хранительница семейного очага. У великосветской дамы, хозяйки салона, Анны Павловны нет детей и мужа. Она - «пустоцвет». Это самое страшное наказание, которое только мог придумать для нее Толстой.

Еще одна дама высшего света - это княгиня Друбецкая. Впервые мы видим ее в салоне А.П. Шерер, просящей за своего сына, Бориса. Затем мы наблюдаем, как она просит деньги у графини Ростовой. Сцена, в которой Друбецкая и князь Василий вырывают друг у друга портфель Безухова, дополняет образ княгини. Это абсолютно беспринципная женщина, главное для нее в жизни - это деньги и положение в обществе. Ради них она готова идти на любые унижения.

Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” начинается с описания великосветского общества, собравшегося в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер. Это “высшая знать Петербурга, люди самые разные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили...”. Здесь все фальшиво и напоказ: улыбки, фразы, чувства. Эти люди рассуждают о родине, патриотизме, политике, в сущности не интересуясь этими понятиями. Их волнует лишь личное благополучие, карьера, спокойствие. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль или чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к “приличьем стянутым маскам”, к маскараду. Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе Василии, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений! И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы. Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Даже красота и молодость представителей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой. Лгут, играя в патриотизм, Жюли Курагина, ставшая наконец-то Друбецкой, и ей подобные.

Стоит обратить внимание на то, что рассказы написаны от первого лица, от «Я» и это не случайно: во-первых, это предает произведениям реалистическое их понимание, а во-вторых, По внес в произведения части своей биографии. Все три рассказа...

Женские образы в поэзии и прозе Эдгара По

творческий по женский образ В «счастливой» период фантастический мир, в котором сознание По находило прибежище в годы раннего детства, не распался. Напротив, он расширился, стал сложнее и богаче. В него вошло еще одно божество - Джейн Стэнард...

Женские образы в романах Г. Флобера "Госпожа Бовари" и Л.Н. Толстого "Анна Каренина"

Сюжет флоберовского романа основан на банальной коллизии: жена, нелюбимый муж, которого она обманывает сначала с одним любовником, затем со вторым, коварный ростовщик, улавливающий в свои сети жертву, чтобы нажиться на чужой беде...

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

К женщинам в русской литературе всегда было особое отношение, и до определенного времени основное место в ней занимал мужчина - герой, с которым и были связаны проблемы, поставленные авторами. Н...

Женские образы в романе Шолохова "Тихий Дон"

В русской культурной традиции есть своя специфика в понимании соотношения мужественного и женственного. Во-первых, в русской теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривается как духовный принцип. Во-вторых, иная...

Идеальные женские образы в средневековой Руси XI-XV века

Образная система в повести И.С. Тургенева "Вешние воды"

Главных женских образа в повести два, это две женщины, принявшие непосредственное участие в судьбе Санина: его невеста Джемма и «роковая» красавица Марья Николаевна Полозова. О Джемме мы впервые узнаем в одной из первых сцен повести...

Патриотизм в русской литературе 19 века

Роман "Война и мир" в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в 1821, в эпилоге)...

Проблема человека и общества в русской литературе XIX века

Вспомним также, что в 1869 году из-под пера Л.Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы - роман-эпопея «Война и мир». В этом произведении главный герой - не Печорин, не Онегин, не Чацкий...

Тема преступления и наказания в романе Диккенса "Домби и сын"

Главная героиня романа - Флоренс - светлый, почти библейский образ символизирующий душевную чистоту, любовь, способную растопить даже ледяное сердце ее отца. Общение с нею изменяет гордую неприступную Эдит, возрождая в ее душе тепло и ласку...

Чехов А.П.

В богатой дворянской усадьбе живут две красавицы сестеры. Младшая, Женя (домашние зовут ее Мисюсь),- поэтическая натура. Она непосредственна, восприимчива и впечатлительна. Чтение книг - вот основное ее занятие. Она еще не разобралась в жизни...

Что нам известно о языке Льва Толстого? То, что в нем (языке) немало вольностей (и в словоупотреблении, и в грамматике), например: ««Ему ее его!» - эту толпу местоимений можно было бы признать, -- свидетельствовал К. Федин...

Языковые особенности романа Л.Н. Толстого "Война и мир"

В лингвистических работах, посвященных описанию и изучению лексико-семантического поля цветообозначений, исследователи в той или иной степени рассматривают и световую лексику...

Женщины в романе

Многие женские образы в романе «Война и мир» Толстова имеют прототипы в реальной жизни автора. Это, например, Мария Болконская (Ростова), ее образ Толстой писал со своей матери, Волконской Марии Николаевны. Ростова Наталья старшая очень похожа на бабушку Льва Николаевича – Пелагею Николаевну Толстую. Наташа Ростова (Безухова) имеет даже два прототипа, это жена писателя, Софья Андреевна Толстая и ее сестра, Татьяна Андреевна Кузьминская. Видимо, поэтому Толстой с такой теплотой и нежностью создает этих персонажей.

Поразительно, с какой точностью он передает чувства и мысли людей в романе. Автор тонко чувствует и психологию тринадцатилетней девочки – Наташи Ростовой, с ее сломанной куклой, и понимает горе взрослой женщины – графини Натальи Ростовой, потерявшей младшего сына. Толстой словно показывает их жизнь и мысли так, что читатель как будто видит мир глазами героев романа.

Несмотря на то, что писатель рассказывает о войне, женская тема в романе «Война и мир» наполняет произведение жизнью и разнообразием человеческих взаимоотношений. Роман полон контрастов, автор постоянно противопоставляет друг другу добро и зло, цинизм и великодушие.

Причем, если отрицательные персонажи остаются постоянными в своем притворстве и бесчеловечности, то положительные герои совершают ошибки, терзаются муками совести, радуются и страдают, вырастая и развиваясь духовно и нравственно.

Ростовы

Наташа Ростова – одна из главных фигур романа, чувствуется, что к ней Толстой относится с особой нежностью и любовью. На протяжении всего произведения Наташа постоянно меняется. Мы видим ее сначала маленькой бойкой девочкой, потом смешливой и романтичной девушкой, и в конце – это уже взрослая зрелая женщина, мудрая, любимая и любящая жена Пьера Безухова.

Она совершает ошибки, порой заблуждается, но при этом внутреннее чутье и благородство помогают ей понимать людей, чувствовать их душевное состояние.

Наташа полна жизни и очарования, поэтому даже при весьма скромной, как описывает Толстой, внешности она привлекает к себе своим радостным и чистым внутренним миром.

Старшая Наталья Ростова, мать большого семейства, добрая и мудрая женщина, кажется очень строгой на первый взгляд. Но, когда Наташа утыкается в ее юбки, мать «притворно сердито» строжится на девочку и все понимают, как сильно она любит своих детей.

Зная, что подруга находится в тяжелом материальном положении, графиня, стесняясь, дает ей денег. «Annette, ради бога, не откажи мне, - сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из-под платка деньги».

При всей внешней свободе, которую она предоставляет детям, графиня Ростова готова идти на многое ради их благополучия в будущем. Она отваживает Бориса от младшей дочери, мешает браку сына Николая с бесприданницей Соней, но при этом совершенно понятно, что все это она делает только из любви к своим детям. А материнская любовь – самое бескорыстное и светлое из всех чувств.

Немного особняком стоит старшая сестра Наташи – Вера, красивая и холодная. Толстой пишет: «улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно».

Ее раздражают младшие братья и сестра, они ей мешают, главная забота для нее – она сама. Эгоистичная и погруженная в себя, Вера не похожа на своих родных, она не умеет любить искренне и бескорыстно, так как они.

К ее счастью, полковник Берг, за которого она вышла замуж, очень подходил ей по характеру, и они составили прекрасную пару.

Марья Болконская

Запертая в деревне со старым и деспотичным отцом, Марья Болконская предстает перед читателем некрасивой грустной девушкой, боящейся отца. Она умна, но не уверена в себе, тем более что старый князь постоянно подчеркивает ее некрасивость.

В то же время Толстой говорит о ней: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видела хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе. Как и у всех людей, лицо ее принимало натянуто-неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало». И после этого описания хочется приглядываться к Марье, наблюдать за ней, понять, что же творится в душе у этой робкой девушки.

На самом деле княжна Марья – сильная личность со своим сложившимся взглядом на жизнь. Это хорошо видно, когда она вместе с отцом не хочет принимать Наташу, но после смерти брата все-таки прощает и понимает ее.

Марья, как многие девушки мечтает о любви и семейном счастье, она готова выйти замуж за Анатоля Курагина и отказывается от брака только ради сочувствия к мадмуазель Бурьен. Благородство души спасает ее от подлого и мерзкого красавца.

К счастью Марья встречает Николая Ростова и влюбляется в него. Сложно сразу сказать, для кого этот брак становится большим спасением. Ведь он спасает Марью от одиночества, а семью Ростовых от разорения.

Хотя это и не так важно, главное, что Марья с Николаем любят друг друга и счастливы вместе.

Другие женщины в романе

В романе «Война и мир» женские образы рисуются не только в прекрасных и радужных тонах. Толстой изображает и весьма неприятные персонажи. Он всегда косвенно определяет свое отношение к героям повествования, но никогда не говорит о нем прямо.

Так, оказываясь в начале романа в гостиной Анны Павловны Шерер, читатель понимает, насколько она фальшива со своими улыбками и показным гостеприимством. Шерер «… преисполнена оживления и порывов», ведь «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением…».

Кокетливая и глупая княгиня Болконская не понимает князя Андрея и даже боится его: «Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице её показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей спущенным хвостом». Она не хочет меняться, развиваться, и не видит, как наскучил князю ее легкомысленный тон, нежелание задумываться над тем, что она говорит и что делает.

Элен Курагина, циничная самовлюбленная красотка, лживая и бесчеловечная. Не задумываясь, ради развлечения, она помогает брату соблазнить Наташу Ростову, разрушив не только жизнь Наташи, но и князя Болконского. При всей своей внешней красоте Элен уродлива и бездушна внутренне.

Раскаяние, муки совести – все это не про нее. Она всегда найдет себе оправдание и тем более аморальной она предстает перед нами.

Заключение

Читая роман «Война и мир», мы окунаемся в мир радостей и печалей вместе с персонажами, гордимся их успехам, сопереживаем их горю. Толстому удалось передать все те тонкие психологические нюансы человеческих взаимоотношений, которые составляют нашу жизнь.

Заканчивая сочинение на тему «Женские образы в романе «Война и мир», мне хочется еще раз обратить внимание на то, как точно и с каким пониманием психологии выписаны женские портреты в романе. С каким трепетом, любовью и уважением относится Толстой к некоторым женским персонажам. И как безжалостно и четко показывает безнравственность и фальшь других.

Тест по произведению

В романе Толстого "Война и мир" перед читателем проходит огромное количество образов. Все они превосходно изображены автором, живы и интересны. Толстой сам делил своих героев на положительных и отрицательных, а не только на второстепенных и главных. Так, положительность подчеркивалась динамичностью характера персонажа, а статичность и лицемерность указывала на то, что герой далек от совершенства.
В романе перед нами предстает несколько образов женщин. И они также поделены Толстым на две группы.

К первой относятся женские образы, которые ведут ложную, искусственную жизнь. Все их устремления нацелены на достижение одной единственной цели – высокого положения в обществе. К ним относятся Анна Шерер, Элен Курагина, Жюли Карагина и другие представители высшего света.

Ко второй группе относятся те, кто ведет истинный, настоящий, естественный образ жизни. Толстой подчеркивает эволюцию этих героев. К ним относятся Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня, Вера.

Абсолютным гением светской жизни можно назвать Элен Курагину. Она была красива, как статуя. И так же бездушна. Но в модных салонах никому нет дела до твоей души. Самое важное – то, как ты повернешь голову, как изящно улыбнешься при приветствии и какой у тебя безупречный французский прононс. Но Элен не просто бездушна, она порочна. Княжна Курагина выходит замуж не за Пьера Безухова, а за его наследство.
Элен была мастером завлекать мужчин, воздействуя на их низменные инстинкты. Так, Пьер ощущает что-то нехорошое, грязное в своих чувствах к Элен. Она предлагает себя всякому, кто способен обеспечить ей богатую жизнь, полную светских удовольствий: «Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам тоже».
Элен изменяла Пьеру, у нее был всем известный роман с Долоховым. И граф Безухов был вынужден, защищая свою честь, стреляться на дуэли. Страсть, застилавшая глаза, быстро прошла, и Пьер понял, с каким чудовищем он живет. Конечно же, развод оказался благом для него.

Важно заметить, что в характеристике любимых героев Толстого особое место занимают их глаза. Глаза – зеркало души. У Элен ее нет. В итоге мы узнаем, что жизнь этой героини заканчивается печально. Она умирает от болезни. Таким образом, Толстой выносит приговор Элен Курагиной.

Любимейшими героинями Толстого в романе являются Наташа Ростова и Марья Болконская.

Марья Болконская не отличается красотой. Она имеет вид запуганного зверька из-за того, что очень боится своего отца, старого князя Болконского. Ей свойственно «грустное, испуганное выражение, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым…». Только одна черта показывает нам ее внутреннюю красоту: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто… глаза эти делались привлекательнее красоты».
Марья посвятила свою жизнь отцу, являясь его незаменимой поддержкой и опорой. У нее очень глубока связь со всей семьей, с отцом и братом. Эта связь проявляется в минуты душевных потрясений.
Отличительная черта Марьи, как и всей ее семьи, - высокая духовность и большая внутренняя сила. После смерти отца, в окружении французских войск, княжна, убитая горем, все-таки гордо отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. В отсутствии мужчин в экстремальной ситуации она одна управляет имением и делает это замечательно. В конце романа эта героиня выходит замуж и становится счастливой женой и матерью.

Самый обаятельный образ романа – образ Наташи Ростовой. В произведении показывается ее духовный путь от тринадцатилетней девочки до замужней женщины, многодетной матери.
С самого начала Наташе были присущи жизнерадостность, энергичность, чувствительность, тонкое восприятие добра и красоты. Она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых. Её лучшим другом была безропотная Соня, сирота. Образ Сони выписан не настолько тщательно, но в некоторых сценах (объяснение героини и Николаем Ростовым), читателя поражает в этой девушке чистая и благородная душа. Лишь Наташа подмечает, что в Соне «чего-то не хватает»… В ней, действительно, нет живости и огня, свойственного Ростовой, но нежность и кротость, так любимая автором, извиняют все.

Автор подчеркивает глубокую связь Наташи и Сони с русским народом. Это великая похвала героиням со стороны их создателя. Например, Соня прекрасно вписывается в атмосферу святочных гаданий и колядований. Наташа «умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». Подчеркивая народную основу своих героинь, Толстой очень часто показывает их на фоне русской природы.

Внешность Наташи, на первый взгляд, некрасива, но ее облагораживает внутренняя красота. Наташа всегда остается сама собой, никогда не претворяется, в отличие от ее светских знакомых. Выражение глаз Наташи очень разнообразно, так же, как и проявления ее души. Они и «сияющие», «любопытные», «вызывающие и несколько насмешливые», «отчаянно-оживленные», «остановившиеся», «умоляющиеся», «испуганные» и так далее.

Сущность жизни Наташи заключается в любви. Она, несмотря на все невзгоды, проносит ее в своем сердце и, наконец, становится воплощенным идеалом Толстого. Наташа превращается в мать, полностью посвятившую себя детям и мужу. В ее жизни нет никаких интересов, кроме семейных. Так она стала поистине счастлива.

Все героиня романа в той или иной степени представляют собой мировосприятие самого автора. Наташа, например, является любимой героиней, потому что полностью отвечает запросам самого Толстого к женщине. А Элен «убивается» автором за то, что не смогла оценить тепло домашнего очага.