Когда откроется политехнический музей после реконструкции. Политехнический музей – удивительное в мире науки

Ночной дозор

В 1904 году русско-японская война была в самом разгаре. 26 января был блокирован Порт-Артур, а на следующий день в корейском порту Чемульпо приняли бой героически погибший крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Нужно было срочно менять положение и выводить блокированные в Порт-Артуре корабли против японцев. 1 февраля 1904 года командующим Тихоокеанским флотом был назначен вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Он прибыл в Порт-Артур 24 февраля. Первым делом было решено узнать, где базируются японские корабли близ Порт-Артура. Не могли же они каждый раз приплывать из Японии.

Поэтому в ночь с 25 на 26 февраля (10 марта по новому стилю) адмирал послал на разведку два миноносца — «Стерегущий», под командование лейтенанта Сергеева, и «Решительный», под началом капитана второго ранга Боссе. Главной задачей было осмотреть возможные места для стоянки вражеских кораблей вдоль всего побережья. Поскольку вооружение миноносцев было слабым, то обнаруженные японские корабли было предписано топить торпедами («самодвижущимися минами») и не вступать без надобности в артиллерийский бой. Корабли должны были выйти из порта в 18 часов 25 февраля и вернуться из рейда утром 26-го.


В ходе операции с «Решительного» был замечен боевой японский корабль у входа в бухту Талиевань. Капитан Боссе принял решение атаковать, но когда его миноносец развил полный ход, из труб стало вырываться пламя. Атака наших кораблей была раскрыта, и Боссе решил уклониться от боя. Командиры миноносцев считали необходимым вернуться в Порт-Артур, т. к. их задача была выполнена, и повернули в открытое море. До базы оставалось 20 миль, когда наши корабли столкнулись с 4 японскими миноносцами — «Усугумо», «Синонаме», «Сазанами» и «Акебано». Завязался ожесточенный бой, японцы пытались отрезать путь к Порт-Артуру. Враги превосходили не только числом, но скоростью и вооружением своих кораблей. «Решительный» и «Стерегущий» подверглись артиллерийскому обстрелу, но Боссе удалось вырваться вперед. Капитан понял, что с имеющимися повреждениями и вооружением он не сможет помочь «Стерегущему», и решил идти в Порт-Артур за подмогой. Когда миноносец вошел в зону действия береговых батарей, японцы прекратили преследование и не решились вступить в бой. Боссе успел доложить адмиралу, что потерял миноносец. Макаров тут же решил выйти на помощь оставшемуся одному «Стерегущему» и лично отправился к месту боя на крейсерах «Баян» и «Новик».


Все это время «Стерегущий» сражался против четырех кораблей противника и нес потери. Снаряды дырявили борта и разрушали палубу. Пока работала машина, надежда оставалась. Но в 6:40 в угольную яму попал японский снаряд и разорвал два смежных котла. Миноносец терял ход. Кочегар Иван Хиринский и машинист Василий Новиков выскочили на верхнюю палубу. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин пытались устранить повреждения. Но в кочегарке разорвался еще один вражеский снаряд и ранил Осинина. Хлынувшая из пробоины вода заливала топки. Кочегары выбрались наружу. На своих местах за время боя погибли командир миноносца лейтенант А. С.Сергеев, мичман К. В.Кудревич, убит лейтенант Н. С.Головизнин, инженер-механик В. С.Анастасова. В живых остались только четверо: трюмный машинист В. Н.Новиков, кочегар А. А.Осинин, и. о. боцмана Ф. Д.Юрьев и кочегар И. П.Хиринский. Все они позже были взяты в плен. В 7:10 оружия «Стерегущего» замолчали. Когда к месту боя подошел Макаров, он увидел, как возле искореженного миноносца кружат японские корабли, подбирая уцелевших и заводя буксирный трос. При буксировке, «Стерегущий» ушел под воду. Макаров принял решение вернуться в Порт-Артур.

Легенда о затоплении

Весь экипаж «Решительного» был награжден Макаровым Георгиевскими крестами, а капитан Боссе получил орден Святого Георгия IV степени. В своем докладе Николаю II о ходе боя наместник на Дальнем Востоке генерал-адъютант Алексеев сообщал со слов Макарова: «Когда выяснилось положение «Стерегущего», я перенес свой флаг на «Новик» и вышел с «Новиком» и «Баяном» на выручку, но у миноносца оказалось 5 вражеских крейсеров, и приближалась броненосная эскадра. Спасти не удалось, миноносец утонул; уцелевшая часть экипажа попала в плен». По версии командующего Тихоокеанским флотом «Стерегущий» затонул сам.

Однако в скором времени в британской газете «Таймс» появилась своя версия происходящего. В заметке говорилось, что миноносец не утонул, а был сознательно потоплен двумя героями-матросами, которые, завидев призовую команду японцев, заперлись в трюме, открыли кингстоны и утонули вместе с кораблем. Эта история попала и в российские газеты и очень скоро стала легендой, которая как нельзя лучше отражала боевой дух российских моряков. Даже в официальном отчете об обороне Порт-Артура, опубликованном Морским ведомством, значилось: «Два матроса заперлись в трюме, решительно отказались сдаться и открыли кингстоны… Безвестные герои внесли новый неувядаемый лавр в подвиги русского флота».


Эту же версию поддержал и попавший в плен Василий Новиков. В лагере для военнопленных он встретил капитана I ранга Селецкого и рассказал ему о судьбе «Стерегущего». Вот как Селецкий изложил это со слов машиниста: «Стрельба со «Стерегущего прекращается; машина и котлы его повреждены, команда перебита, и миноносец больше сопротивляться не может. Легко раненный кочегар Алексей Осинин выползает из кочегарного отделена на палубу, так как его котел поврежден и топки заливает вода. Японцы также прекращают стрельбу и спускают на воду уцелевшие шлюпки, чтобы послал их на «Стерегущий» забрать раненых и завладеть самим миноносцем. В это время из машины показывается чудом оставшийся не только в живых, но и не раненым машинист Василий Новиков. Видя, что японцы спешат на миноносец он, по совету смертельно раненного сигнальщика Василия Кружкова, начинает выбрасывать за борт сигнальные книги, предварительно завернув их вместе со снарядами во флаги, а затем и все судовые флаги, предварительно обмотав ими снаряды, чтобы они не достались японцам как трофеи. Увидев, что шлюпка с вооруженными японцами подходит к «Стерегущему», он бросается в машину и закрывает за собой люк, завинтив его изнутри; а затем начинает открывать кингстоны и клинкеты. Окончив свою работу и видя, что вода в машинном отделении начинает подниматься выше его колен, он открывает люк и выходит наверх. Его моментально схватывают несколько японцев, но он сопротивления им не оказывает. Осмотревшись кругом, он видит следующую картину: на вертикально поднятом крюке развевается военный японский флаг; в шлюпке, стоящей у борта, лежат его раненые товарищи: Федоров (Федор Юрьев — прим. Ред.), Хиринский и Осинин, а сам «Стерегущий» буксируется японским миноносцем».

Но как мы видим, эта история не соответствует «официальной» легенде. Героев-матросов было не два, а один, и вовсе не безымянный, и тот не утонул, а попал в японский плен. Но самое главное, что на «Стерегущем» не было кингстонов, однако, есть версия, что вместо них русские моряки использовали иллюминаторы, оказавшиеся ниже уровня воды из-за повреждений миноносца.

Кстати, сам Новиков был удостоен двух Георгиевских крестов и после войны вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами за помощь колчаковцам.

Память о «Стерегущем»


В 1911 году в Петербурге был открыт памятник «Стерегущему», на котором изображены два матроса, открывающие иллюминатор, из которого льется вода. По преданию, скульптор Константин Изенберг подарил императору Николаю II чернильницу, которая была оформлена изображением трагического момента гибели «Стерегущего». Николаю II она очень понравилась, и он приказал возвести памятник по этой модели. Однако, споры вокруг того, был ли миноносец затоплен моряками или же утонул сам, не утихали. Тогда император постановил эскиз не менять, поскольку миф о героических моряках полюбился народу, но «считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий». 10 мая 1911 года состоялось торжественное открытие памятника в Александровском парке Петербурга. На церемонии присутствовал сам император Николай II, председатель Совета министров Петр Столыпин, высшие чины армии и флота. В почётном карауле стоял выживший в том бою кочегар Алексей Осинин.

10 марта 1904 года недалеко от Порт-Артура в неравном бою с японскими кораблями погиб русский миноносец «Стерегущий».
Миноносцы - корабли небольшие, и их гибель в морских боях отнюдь не редкость. Возможно, этот случай остался бы только в памяти свидетелей боя, да в штабных документах, но судьба распорядилась иначе.



Через несколько дней после боя в лондонской «Таймс» была опубликована статья, заставившая весь мир удивиться стойкости и самоотверженности русских моряков. Примечательно, что за несколько недель до этого газеты многих стран описывали подвиг «Варяга», и вот подобный подвиг совершает «Стерегущий», подтверждая, что русские моряки предпочитают гибнуть в бою, но не сдавать свой корабль врагу. Корреспондент, ссылаясь на рассказы японских моряков, писал, что лишенный хода «Стерегущий» принял неравный бой с японскими кораблями, но спустить флаг отказался. Вскоре палуба миноносца представляла из себя груду искореженного металла, среди которого лежали тела убитых моряков.

Японцы, подойдя на вельботе к миноносцу, чтобы взять его на буксир, увидели, что «35 убитых и раненых лежали на палубе русского миноносца. Но два матроса «Стерегущего» заперлись в трюме и не сдавались, несмотря на все увещевания. Они не только не сдались врагу, но вырвали у него добычу, которую он считал своей: открыв кингстоны, они наполнили миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах». Естественно, что статью перепечатали и российские газеты, которые часто черпали информацию у иностранных коллег. «Стерегущий» и его командир лейтенант Александр Сергеев стали известны всей стране.
Подвиг моряков произвел большое впечатление на российское общество, о нем долго писали газеты, ему посвящали стихи, проводили благотворительные акции по сбору средств семьям погибших моряков. Художник Н.С. Самокиш написал картину, на которой изобразил матросов, открывающих кингстон на гибнущем корабле. Уже после войны скульптор К. В. Изенберг на основе этой картины создал проект памятника «Двум неизвестным морякам-героям».
Императору памятник понравился, и был подписан контракт на его сооружение. Тогда-то и решили уточнить все детали легендарного боя, чтобы поместить на постаменте соответствующую надпись.

Оказалось, что в реальности события развивались немного не так, как их описывали газеты. На рассвете 10 марта возвращающимся из разведки миноносцам «Стерегущий» и «Решительный» путь к Порт-Артуру преградили 4 японских миноносца, обладавших более мощным вооружением. Русские корабли попытались прорваться с боем, но это удалось только «Решительному». У «Стерегущего» от прямого попадания снаряда были повреждены котлы, и он продолжил бой, практически потеряв ход. Не смотря на значительное превосходство противника, «Стерегущий» вел бой почти час.
Еще в начале боя Андреевский флаг прибили к мачте гвоздями, чтобы его случайно не сорвало взрывом. Поражает хладнокровие, с которым моряки действовали в бою. Командир корабля лейтенант Сергеев руководил боем лежа на палубе с перебитыми ногами. Когда он погиб, командование принял лейтенант Н. Головизнин, но и он вскоре был сражен осколком. Моряки не только вели огонь по противнику из четырех пушек (одной калибра 75 мм и трех калибра 47 мм), но и пытались бороться за живучесть корабля, получившего множественные повреждения и пробоины. На палубе «Стерегущего» укрыться негде, даже у его орудий не было щитов, но на место погибших к пушкам тут же становились те, кто еще мог вести бой. По свидетельству уцелевших, дольше всех из носовой пушки вел огонь получивший несколько ранений мичман К. Кудревич. Кочегары и машинисты подносили снаряды и тушили пожары. К концу боя кораблем командовал тяжело раненый инженер-механик В. Анастасов.

Когда замолчало последнее орудие, умирающий сигнальщик Кружков с помощью кочегара Осинина смог выбросил за борт сигнальные книги, привязав к ним груз. На корабле погиб командир, все офицеры и 45 из 49 матросов, которые исполнили ценой жизни последний приказ командира: «Выполнить свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного судна» . Собственно, захватывать японцам уже было нечего. Это подтверждает и мичман с японского корабля: «Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя. Вообще, положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию...» .

К моменту подхода японского вельбота «Стерегущий» был полузатоплен, с него смогли снять только двух живых матросов и еще двух подобрали из воды, куда их отбросило взрывом. Японцы попытались буксировать «Стерегущего», но корабль продолжал погружаться и трос оборвался.
От Порт-Артура на помощь миноносцу уже спешили крейсера, посланные адмиралом Макаровым, и японские корабли предпочли уйти, не принимая бой, тем более что и они получили повреждения, имели убитых и раненых. Больше других пострадал миноносец «Акебоно», в который попало около тридцати снарядов. Английский корреспондент описал гибель русского корабля весьма правдиво, кроме одного: кингстоны на «Стерегущем» никто не открывал. В этом уже не было необходимости, да их и нет на кораблях этого класса. По большому счету, подвиг моряков не нуждался в дополнительной героизации, но легенда о кингстонах оказалась живучей. Японцы были поражены стойкостью русских моряков, возможно, это и послужило рождению легенды.
В Японии еще с самурайских времен умели уважать мужество своих противников. Не зря же они сохранили русское название на поднятом со дна «Варяге», а морякам «Стерегущего» даже поставили памятник с лаконичной надписью - «Тем, кто больше жизни чтил Родину» .

Но вернемся к памятнику в Петербурге. Императору представили докладную, в которой изложили подробности боя и опровергли версию о двух неизвестных героях, открывших кингстон. На ней монарх наложил резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий ». Естественно, что ранее предполагавшуюся надпись делать не стали, но сам памятник оставили без изменения. Памятник в присутствии императора торжественно открыли 26 апреля 1911 года в Александровском парке. Когда отмечали 50-летие подвига «Стерегущего», на постаменте памятника укрепили бронзовую доску со списком его экипажа и изображением легендарного боя. Подвиг моряков «Стерегущего» увековечили не только в памятниках (уже в наши дни еще один установлен в Кронштадте), в апреле 1905 года российский военный флот пополнили два миноносца - «Лейтенант Сергеев» и «Инженер-механик Анастасов», а на Невском заводе заложили минный крейсер «Стерегущий». С этого времени корабль с гордым именем «Стерегущий» постоянно находится в составе флота.

А легенда о кингстонах продолжает свою собственную жизнь, даже в наши дни её можно встретить в публикациях о подвиге экипажа «Стерегущего», видимо, этому способствует и сам памятник. Еще в далеком 1910 году, предвидя такое развитие событий, начальник Исторической части Морского генерального штаба Е. Квашин-Самарин сказал: «Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги». И подобных подвигов российский флот знает немало. Так, в 1915 году погибла, приняв неравный бой, канонерская лодка «Сивуч», а в начале Великой Отечественной войны до последнего вел бой с тремя немецкими эсминцами сторожевой корабль «Туман».

См.также:

В этот день (26 февраля по старому стилю) в 1904 году свой подвиг совершили моряки миноносца "Стерегущий".
..
Шла русско-японская война. Адмирал С.О.Макаров, прибыв в Порт Артур, организовал практически ежедневные разведывательные рейды миноносцев. 25 февраля миноносцы «Решительный» (командир - капитана 2 ранга Ф. Э. Боссе) и «Стерегущий» (лейтенант А. С. Сергеев) вышли в такой рейд.
На рассвете 26 февраля в проливе Лаотешань миноносцы были обнаружены и атакованы четырьмя японскими миноносцами, к которым потом присоединились ещё и два легких крейсера. Наши корабли приняли решение прорываться в Порт Артур.
.

«Решительный», находившийся чуть впереди японцев, успешно отбивался и отрывался от преследования, а шедший вторым «Стерегущий» оказался на траверзе сразу двух миноносцев - «Акебоно» и «Сазанами» - и с первых минут боя получил значительные повреждения. Видя, что «Решительный» уходит, японцы сосредоточили весь огонь на «Стерегущем».
Оставшись один против шести японских кораблей, "Стерегущий" продолжал бой, нанося урон врагу. Пробив борт «Акебоно», русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу. Выясняя характер повреждений, японский миноносец на некоторое время вышел из боя.
Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погиб командир миноносца лейтенант
Александр Семёнович Сергеев. Во время боя осколками был перебит фал, на котором держался Андреевский флаг. Моряки прибили флаг гвоздями к мачте. В 7 ч 10 мин утра орудия «Стерегущего» замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. японцы спустили вельбот и высадились на миноносец.
«В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд — в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки — картина ужасная, — писал в своем донесений командир высадившейся группы Ямазаки, — в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного -только на самой корме лежал один труп.
Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».
На борту японцы обнаружили двух живых защитников «Стерегущего» - легко раненного кочегаря А Осининя и трюмного машиниста В. Новикова.. Вместе с ранее подобранными из воды Ф Юрьевым и И. Хиринским (выброшенных в море взрывом) только они остались в живых. Командир, три офицера и сорок пять человек команды «Стерегущего» погибли в бою.
.

.
Японцы завели буксирный трос, чтобы буксировать повреждённый корабль в качестве трофея. Однако в этот момент подошли со стороны Порт Артура «Новик» и «Баян» и с максимальной дистанции открыли огонь по лежащим в дрейфе японским кораблям.
Это вынудило японцев отказаться от буксировки. Брошеный «Стерегущий» ещё около получаса держался на воде, пока в 9 ч 20 мин волны Жёлтого моря не сомкнулись над ним.
Четырёх пленных русских моряков переправили на японский крейсер. На нём они были доставлены в Сасебо, где их ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы — молодцы.»
Н. П. Сергеева, вдова командира «Стерегущего» на запрос о судьбе её мужа (который она направила в Морское министерство в Токио через месяц после гибели миноносца) получила ответ адмирала Ямамото: «Изъявляю глубокую симпатию всему экипажу русского миноносца "Стерегущий", который выказал храбрость и решительность в бою против нашего более сильного отряда».
Позже она писала касательно "Решительного": «...выходит, выгоднее спасаться самому, чем честь Родины и флага». Адмирал С. О. Макаров имел другое мнение, изложенное в рапорте на имя адмирала Е. И. Алексеева: «Повернуть ему («Решительному») на выручку — значило погубить вместо одного миноносца два. В этих условиях выручить „Стерегущий" было невозможно».
Все офицеры и команда «Решительного» были удостоены наград «за прорыв сквозь неприятеля в свой порт».
Одно из первых сообщений о бое и гибели «Стерегущего» появилось в газете «Новое время» (№ 10 065) от 12 марта 1904 года и затем с различными изменениями перекочевало и в другие издания. Суть публикации сводилась к следующему: когда японцы взяли на буксир русский миноносец, оставшиеся на «Стерегущем» два матроса заперлись в трюме и, несмотря на все уговоры японцев, не только «не сдались врагу, но вырвали у него добычу»; открыв кингстоны, они «наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах».
Было решено поставить памятник "Стерегущему". Скульптор К. Изенберг создал модель памятника «Двум неизвестным морякам-героям» и в августе 1908 года она удостоилась «высочайшего одобрения» Царём.
Однако, как выяснилось позднее, на "Стерегущем" не было кингстонов затопления. Считая, что гибель двух неизвестных матросов, открывших кингстоны, «есть выдумка» и «как выдумка она не может быть увековечена в памятнике», Морской генеральный штаб 2 апреля 1910 года доложил на «высочайшее имя» ситуацию, поставив вопрос: «надлежит ли считать предполагавшийся к открытию памятник сооружённым в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца „Стерегущий", или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца „Стерегущий"?»
«Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца „Стерегущий"», — такова была резолюция Императора Николая II...
26 апреля 1911 года в торжественной обстановке памятник «Стерегущему» открыли на Каменноостровском проспекте в Петербурге.

«Тем, кто больше жизни чтил Родину»

надпись на памятнике Стерегущему

Э тот памятник находится в Александровском парке, а бой состоялся в этот день.
26 февраля миноносец, посланный на разведку, столкнулся с японской эскадрой и вступил в бой. Миноносец героически сражался, а затем был захвачен японцами. По легенде, два оставшихся в живых матроса, закрылись в машинном отделении миноносца и затопили корабль, но это лишь легенда от лондонской "Таймс". Под КАТ напишу о бое, подвиге и памятнике подробно. Напишу и о судьбе матросов со "Стерегущего" и даже покажу одного из якобы "погибших" героических матросов...

Во время русско-японской войны, рано утром 10 марта (26 февраля) 1904 года два эскадренных миноносца "Стерегущий" и "Решительный", вели ночную разведку.

Возвращаясь в Порт-Артур, они наткнулись на четыре японских "истребителя миноносцев" "Сазанами", "Акебоно", "Синономе" и "Усугумо".

Командующий флотом вице-адмирал С.Макаров приказал разведчикам беречь суда и в бой "без особой нужды" не вступать. Наши корабли решили проскочить или обойти строй японских кораблей, надеясь на скорость хода, наглость и удачу.

Но японцы открыли яростный огонь. «Решительный» шел первым. Ему и его капитану повезло, не смотря на серьезные повреждения, он смог вывести миноносец из под огня и уйти под защиту своих береговых батарей, а затем пройти к Порт-Артуру.

А вот у «Стерегущего» сразу возникли проблемы. Один из первых японских снарядов, сразу же вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и резко потерял скорость.

Вскоре восстановить ход удалось, но время было потеряно.

К месту схватки в это время уже спешили еще два японских крейсера: «Токива» и «Читосе».

Командир «Стерегущего» лейтенант А. Сергеев (справа на фото), решив что уйти от преследования точно не получится, принял неравный бой.

Упустив «Решительный», все японские корабли сосредоточили огонь на «Стерегущем», устроив на корабле настоящий ад. Снаряды просто снесли все надпалубные постройки включая мачту, кромсали все живое.

Вооружение корабля состоявшее из 75-мм орудия и трех 47-мм пушек не могли всерьез противостоять целой эскадре, разве что, соперничать с японцами собственной отчаянной храбростью и мужеством.

Вскоре смертельно раненный командир миноносца лейтенант А.Сергеев отдал последний приказ: «...Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля». Видя, как падает прислуга при орудиях, мичман Кудревич стал сам стрелять из орудия но и он был сражен взрывом.

Орудия «Стерегущего» вели огонь до тех пор, пока в живых не осталось почти никого из членов экипажа. Все командиры погибли. Из всего экипажа в живых осталось только четверо нижних чинов. За это время ему удалось нанести значительные повреждения четырём японским миноносцам, особенно «Акебоно».

Миноносец встал, когда в борт попал еще один снаряд и хлынувшая через пробоину вода залила топки. Ликвидировав пробоину и задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где и стали свидетелями последних минут неравного боя.

В 7 ч 10 мин орудия нашего миноносца окончательно замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. Японские корабли, прекратив огонь, собрались вокруг флагманского миноносца "Усугумо".

В ходе боя японские "Усугумо" и "Синономе" отделались незначительными повреждениями, то в "Сазанами" попало восемь снарядов, а в "Акебоно" - около тридцати, были на миноносцах убитые и раненые. Разгоряченный боем командир "Сазанами" капитан-лейтенант Цунемацу Кондо предложил захватить неприятельский миноносец как трофей и просил поручить эту операцию ему.

Когда японцы попытались взять русский миноносец на буксир, он затонул. По легенде, двое уцелевших матросов открыли кингстоны и затопили миноносец. Но скорее всего они просто сняли свои же заплаты у пробоины от снаряда.

Интересно что все эти подробности мы знаем из журналов того временем. Все началось с публикации в английской газете «Таймс», которая в начале марта 1904 года сообщила, что на «Стерегущем» осталось еще два матроса, которые закрылись в трюме и открыли кингстоны. Они погибли вместе с кораблем, но не допустили его захвата противником. «Таймс» ссылался на текст "японского донесения".

Стал ли известным этот подвиг и в мире и в россии не напечатай о нем Таймс? Боюсь что нет. Были подвиги и более серьезные, о которых мы не знаем.

Благодаря известности в Англии и Европе, это сообщение было многократно перепечатано и в русских изданиях. Но как теперь уже доказано все это не было правдой. Матросов затопивших корабль было четверо. И все они выжили.

Прибыв на миноносец японцы взяли в плен раненного в обе ноги машинного квартирмейстера Федора Юрьева и сильно обожженного кочегара Ивана Хиринского, которые взрывом были выброшены за борт, а также находившихся на корабле кочегара Александра Осинина и трюмного машиниста Василия Новикова. Вот эти двое и помогли кораблю затонуть.

В 10 ч 45 мин четырех русских моряков переправили на японский крейсер. На нем они и были доставлены в Сасебо, где их уже ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото. "Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, - говорилось в нем,- и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы!"

Далее следовали пожелания полного выздоровления и благополучного возвращения после окончания войны на родину. После этого для русских моряков начался период мытарств по госпиталям и лагерям для военнопленных.

Новиков (после возвращения из плена) рассказывал в подробностях как он спустился в трюм и помог кораблю затонуть, потом бросил в воду сигнальные флаги и покинул корабль, бросившись в воду. Как его взяли в плен он не помнил.

По возвращении на Родину, Новиков был награжден сразу Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) 2 степени № 4183, а 16 мая (в день открытия памятника "Стерегущему") был всемилостивейше пожалован императором знаком отличия 1 степени № 36.

На фото Василий Николаевич Новиков перед боем и с семьей в д. Еловка 1918 г. Фотографии (С) из фондов Кемеровского областного краеведческого музея.

После войны Новиков вернулся в Еловку, в 1921 г. без суда расстрелян односельчанами, как помогавший колчаковцам.

Когда выяснилось, что на корабле не было кингстонов и пожертвовавших собой ради затопления судна матросов не было, в России создали авторитетную комиссию для выяснения обстоятельств боя. Был сделан запрос в Японию и получены необходимые документы. Комиссия пришла к выводу, что миноносец затонул от полученных пробоин, а сообщения о подвиге двух моряков, пожертвовавших собой ради затопления судна, всего лишь легенда.
Получив такой доклад, Николай II написал на нем следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память героической гибели в бою миноносца «Стерегущий» .

В связи с этим монумент назвали памятником «Стерегущему», имея в виду не каких-то двух мифических матросов, а вполне реальных офицеров и матросов, которые действительно до последней крайности сражались с врагом и погибли во славу русского флага.

Памятник "Стерегущему" был поставлен в Петербурге в Александровском парке у Петропавловской крепости.

Позже у либерастической общественности этот памятник служил объектом насмешек. Впрочем, эта же либерастическая общественность поздравляла японского императора с победой над своей страной и любой факт героизма гражданина России всегда опровергала в принципе (все измеряя по себе).

Автор памятника скульптор Константин Васильевич Изенберг. В 1911 году памятник был торжественно открыт. Модель памятника, которую лично утверждал император Николай II, находится в музее "Дома Офицеров" на Кирочной.

Памятник примечателен тем что раньше это был фонтан. Из кингстонов на матросов лилась настоящая вода, что без сомнения привлекало к нему боле внимания. Фонтаном памятник перестал быть в советские времена в 1971 году.

В ходе русско-японской войны вступивший в командование флотом вице-адмирал Степан Осипович Макаров решил усилить разведку. Для этого он организовал почти ежедневные выходы миноносцев в море. На следующий день после своего прибытия в Порт-Артур он вызвал к себе командиров "Решительного" и "Стерегущего" и поручил им подробный осмотр побережья.

Вечером 25 февраля 1904 года оба миноносца вышли в море. Им надлежало избегать столкновений с вражескими миноносцами, а при встрече крейсеров или транспортов - атаковать их. Через два часа было решено увеличить скорость, чтобы напасть на замеченный с "Решительного" корабль. Из дымовых труб выбросило языки пламени, они были замечены на стоящих неподалёку японских миноносцах. Японцы попытались окружить русские корабли, но те, пользуясь темнотой, сумели укрыться в тени острова Южный Саншантао.

Возвращаясь на рассвете, "Решительный" и "Стерегущий" натолкнулись на четыре японских "истребителя", подошедших к Порт-Артуру. Они выполнили несколько манёвров, но все они были разгаданы японцами и не увенчались успехом. "Решительный" оторвался вперёд, а "Стерегущий" оказался зажат между двумя японскими судами, которые осыпали его снарядами.

Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные. Попав в правый борт "Решительного", неприятельский снаряд разорвался в пустой угольной яме и повредил паропровод. Миноносец окутался паром, но, к счастью, хода не потерял, и машинной команде, хотя и с трудом, удалось устранить повреждения. В этот момент открыли огонь береговые батареи, но, сделав три выстрела, неожиданно замолчали.

Видя, что "Решительный" уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на "Стерегущем". Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Но даже оставшись один против четырех, он продолжал бой.

Пока работала машина, еще оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Кочегар Иван Хиринский выскочил на верхнюю палубу с докладом. Вслед за ним поднялся наверх машинист Василий Новиков. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин попытались устранить повреждения, но очередной снаряд, разорвавшийся в кочегарке, ранил Осинина. Хлынувшая через пробоину вода залила топки. Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя.

Одно за другим замолкали орудия "Стерегущего". Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А.С.Сергеев и мичман К.В.Кудревич, был убит лейтенант Н.С.Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В.С.Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.

В 7 часов 10 минут орудия "Стерегущего" замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.

Осматривавший "Стерегущего" перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: "В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: "Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию".

Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить "Стерегущего".

Мужество экипажа русского миноносца настолько потрясло врага, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из чёрного гранита со словами: "Тем, кто больше жизни чтил Родину".

Вскоре после этих событий газета "Новое время" опубликовала версию событий, которая очень скоро превратилась в легенду. Суть её сводилась к тому, что, не желая попасть в руки врага и отдать ему российский корабль, оставшиеся в живых моряки Василий Новиков и Иван Бухарев приняли решение потопить судно и открыли кингстоны затопления. Вместе с телами убитых и раненых миноносец "Стерегущий" с развевающимся Андреевским флагом ушел под воду на глазах японцев. Легенда так ярко отражала дух российских моряков, что в неё поверили практически все. Но оказалось, что на "Стерегущем" вовсе не было кингстонов, а Василий Новиков как раз и есть один из четырёх спасшихся и взятых в плен матросов. За этот бой он был удостоен двух Георгиевских крестов. После войны Новиков вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам. Такая вот судьба.

Как появился памятник "Стерегущему"? Существует версия, что по окончании русско-японской войны скульптор Константин Изенберг преподнес императору Николаю II сувенир – чернильницу, оформление которой воспроизводило героический и трагический момент гибели “Стерегущего”. Царю понравилось и он приказал поставить памятник “Стерегущему” по этой модели. Морской генеральный штаб представил царю доклад, в котором опроверг миф, распространённый через прессу. Но Николай II ответил: "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий". Архитектурную часть работы выполнил А.И. фон Гоген.

Торжественное открытие памятника произошло 10 мая 1911 года в Александровском парке. В почётном карауле стоял кочегар Алексей Осинин - один из нескольких выживших при тех событиях матросов. На церемонии присутствовал император Николай II, председатель Совета министров П.А.Столыпин, высшие чины армии и флота. Император был облачен в морскую форму с андреевской лентой. Прибыли также великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Сергей Михайлович и супруга Кирилла Владимировича Великая Княгиня Виктория Федоровна. Великий Князь Кирилл сам чудом спасся во время взрыва крейсера "Петропавловск", на котором погибли знаменитый флотоводец адмирал С.О.Макаров и прославленный художник-баталист В.В.Верещагин. Создатель монумента Константин Изенберг был лично представлен императору и пожалован орденом Владимира IV степени.

Памятник представляет самый драматический момент подвига. Двое моряков вращают маховик и открывают кингстоны. Бронзовая вода врывается в машину и начинает заливать героев. Фрагмент корабля по форме напоминает крест, возвышающийся на глыбе серого гранита. Со стороны, обращенной к Каменноостровскому проспекту, по двум сторонам памятника стоят фонари, выполненные в виде маяков. С обратной стороны памятника, на металлической доске, подробно описан подвиг российских моряков.

Интересно, что когда-то этот памятник был еще и фонтаном. Первоначально перед памятником был установлен небольшой декоративный фонтан, а в 1930-е годы с тыльной стороны памятника подвели дополнительные трубы, и из кингстонов полилась самая настоящая вода. В 1970-х годах воду решили отключить, так как она, придавая реалистичность изображенным событиям, разрушала сам памятник.

Впоследствии имя "Стерегущий" не раз присваивалось кораблям российского и советского флота.

Использованные материалы:

Н.Н.Афонин. Стерегущий
Новиков Василий Николаевич
Памятные места нахимовцев
Памятник миноносцу "Стерегущий"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.