Всемирный день рок н ролла 12 апреля. История праздников — Всемирный день рок-н-ролла

Музыка развивается с древних времен. Своим успехам она обязана выдающимся личностям и прогрессу, который дал новые инструменты, средства звукозаписи и воспроизведения. В ХХ столетии на культуру, искусство существенно повлиял такой жанр музыки, как рок-н-ролл. Для чествования основателей, участников направления, знаменитых личностей, популяризации стиля учрежден международный праздник.

Когда проходит

Всемирный день рок-н-ролла отмечается ежегодно 13 апреля. В 2019 году дату справляют в России, Украине, Беларуси и других странах.

Кто отмечает

Всемирный день рок-н-ролла празднуют поклонники жанра, меломаны. Праздник считают своим участники фан-клубов, рок-групп, любители игры на гитаре. К торжествам присоединяются звукозаписывающие компании, музыкальные критики, производители инструментов, коллекционеры, сотрудники тематических заведений.

История и традиции праздника

Праздник возник с целью почитания рок-н-ролла, его деятелей и поклонников. Выбранная дата имеет символическое значение. Она связана с записью в 1954 году песни «Rock Around The Clock». Композиция получила высокую популярность за пределами США и способствовала популяризации жанра.

Торжественные мероприятия проходят во многих странах мира. В них участвуют люди разных профессий и родов деятельности. В этот день любители стиля обмениваются атрибутикой, подарками, раритетными пластинками. Молодые и именитые группы исполняют известные композиции. Музеи устраивают выставки, демонстрируют экспонаты, фотографии, инструменты, личные вещи известных рок-музыкантов. На радиостанциях звучат популярные песни. На телевидении транслируют записи концертов, видеоклипы.

Песню, с которой связана дата празднований, написали в 1952 году Джеймс Майерс и Макс Фридман. Трек прозвучал в кинокартине «Школьные джунгли» и принес известность группе «The Comets».

Гитариста Билла Хейли считают одной из первых звезд рок-н-ролла. В музыке он сочетал кантри, ритм-энд-блюз. В текстах применял сленг.

Еще одна выдающаяся фигура рок-н-ролла - Элвис Пресли. Его творчество, уникальная манера исполнения и движений на сцене повлияли на множество групп, в том числе на «The Beatles». Ливерпульская четверка стала культовым явлением в истории человечества.

Жанр запрещали в СССР. Некоторые коллективы обходили табу. Они позиционировали свои концерты как пародии на Западную индустрию.

В городе Кливленд действует музей - Зал славы рок-н-ролла. Он посвящен деятелям направления: содержит атрибутику, имена музыкантов.

Учреждена ежегодная премия, которая чествует деятелей стиля.

Всемирный день рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day) – не просто праздник, а целая и неповторимая эпоха. Начавшись однажды, она никогда не закончится. Особенно это касается людей, для которых это музыкальное направление стало смыслом и образом жизни. Если вы любите драйв, зажигательные танцы, невероятную экспрессию, тусовки, значит, вы являетесь единомышленником миллионов людей по всему миру, которые 13 апреля отмечают Всемирный день рок-н-ролла.

История праздника

Праздник отмечается ежегодно 13 апреля, хотя историческое событие, послужившее основой для праздника, произошло днем раньше: 12 апреля 1954 года Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл «Rock Around The Clock», ставший знаковым в новом музыкальном направлении, которое быстро преодолело границы США и распространилось по странам и континентам, бросив вызов обществу и традициям.

Легендарные «The Beatles», Элвис Пресли, Билл Хейли, Чак Берри, Джерри Ли Льюис – эти имена знает каждый человек, который хоть немного любит музыку. Настоящий андерграунд середины 20 столетия, эпатажный и ритмичный, сумасшедший и ошеломительно популярный – именно таким был рок-н-ролл в момент своего появления. Его основой является ритм-энд-блюз, смешанный с негритянским джазом.

Кто бы мог подумать, что смелость диск-жокея Алана Фрида станет началом целой музыкальной эпохи. Он стал тем человеком, который не побоялся представить публике нечто новое, что кардинально отличалось от музыкальных вкусов того времени с сентиментальными настроениями. В 1954 Биллом Хейли был записан первый сингл в этом жанре – «Rock Around The Clock». Некоторые источники утверждают, что это знаменательное событие происходило в ночь с 12 на 13 число, поэтому для празднования была выбрана именно вторая дата.

Можно назвать рок-н-ролл музыкальным жанром. Это будет правдой, но лишь частично. В реальности - это образ и стиль жизни человека и целых, достаточно многочисленных групп людей. Мощный драйв и зажигательные ритмы являются характерной особенностью данного направления. Рок-н-ролл насчитывает десятки миллионов приверженцев практически во всех государствах нашей планеты, включая и Россию. Было бы просто странно, если бы миллионы людей не искали возможностей для объединения и не учредили бы праздник, посвящённый предмету своего культа.

История

Официально праздник именуется в мире как World Rock-n-roll Day. У всемирного дня рок-н-ролла пока нет признания на государственном или межгосударственном уровне. Не признан он и в ООН. Однако данный факт никак не мешает десяткам миллионов меломанов всего мира отмечать праздник самостоятельно, без помощи государственных учреждений или структур.

С датой же торжества у поклонников до сих пор возникают некоторые разногласия. Официальный основатель жанра – Билл Хейли в 1954 году написал мелодию «Rock Around The Clock» («Рок круглосуточно»), признанную первым в мире произведением обсуждаемого жанра. Поскольку завершил он свой труд ночью, то некоторые знатоки считают, что это произошло 12-го апреля, но всё же большинство поклонников рок-н-ролла склонно принять за дату основания направления именно 13-е апреля.

Традиции

Невзирая на отсутствие официальных традиций, празднование Всемирного дня рок-н-ролла во всём мире проходит примерно одинаково. Большинство увеселительных заведений мира, включая ночные клубы, проводит танцевальные вечеринки в стиле рок-н-ролла.

На многих подходящих сценических площадках проводятся тематические концерты с исполнением новинок жанра и наиболее выдающихся мелодий прошлых лет. Проходят и конкурсы исполнителей, которые обычно имеют интернациональный характер. Уже традиционное явление - выступление где-нибудь в Сан-Франциско музыканта или целого музыкального коллектива из Японии, а в Красноярске - исполнителей из Индонезии или стран Чёрной Африки.

Приверженцы рок-н-ролла собираются огромными толпами, чтобы насладиться прослушиванием любимых произведений и повеселиться на всю катушку с присущими рок-н-роллу драйвом и энергией.

Из динамиков льются произведения певцов и групп:

  • Билла Хейли и Элвиса Пресли;
  • Pink Floyd, и Deep Purple;
  • Led Zeppelin, и Black Sabbath;
  • Nirvana;
  • «Кино» и «Алиса»;
  • «Наутилус Помпилиус» и «Бригада С».

Обычно не упускают случая упомянуть о празднике и основные СМИ, особенно те, работа которых связана с миром музыки. Что еще удивительно, так это отсутствие различных конфликтов на таких многолюдных сборищах.

Ежегодно, 13 апреля, во всем мире празднуют День рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day). Это праздник единомышленников, для которых рок-н-ролл стал не только музыкой, а стилем и образом жизни. Он отмечается ежегодно 13 апреля, хотя историческое событие, послужившее основой для праздника, произошло днем раньше.

12 апреля 1954 года Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл "Rock Around The Clock". Он стал настолько популярен, что новое музыкальное направление захватило не только США, но и все страны и континенты.

Видео: Youtube \ 33Evenstar

Рок-н-ролл - это вызов, который брошен обществу и традициям, это взрыв эмоций. Он появился в середине 20 века, в то время, когда после окончания Второй мировой войны люди стали стремиться к покою и размеренной жизни. Не принято было слушать что-то агрессивное, эмоциональное, музыка того периода была максимально спокойной и сентиментальной, со сладкоголосым вокалом. На официальном уровне бытовала идея того, что все вызывающее - это дикая культура черных, от которой нужно оградить добропорядочный образ респектабельного американца.

Еще в далеком 1947 году американский журналист Джерри Уэкслер во время подготовки негритянского музыкального чарта для американского журнала "Биллборд" решил заменить имевшее негативную окраску название хит-парада "Расовые записи" на придуманный им "ритм-энд-блюз". Это название прижилось настолько хорошо, что 17 июня 1949 года журнал "Биллборд" признал его официальным, переименовав хит-парад в "Ритм-энд-блюз записи".

Одним из основателей этого направления считают легендарного "Короля" Элвиса Пресли. Его стиль одежды, манеры и движения стали примером для подражания целого поколения.

В начале 1960-х появился новый стиль в рок-н-ролле — поп-рок. Ливерпульская четверка своими композициями запустила в мир эпидемию "битломании". В 1964 году появились "Rolling Stones", отличавшиеся быстрым, мощным и техничным звуком. В конце 60-х на сцену вышел хард-рок, яркими представителями которого явились группы "Deep Purple", "Led Zeppelin", "Black Sabbath". Это десятилетие считают золотой эпохой в развитии рок-культуры.

1978 год, Группа "Rainbow" и ее хит "Long Live Rock-n-roll" , видео: bobdaisleyv

К концу семидесятых появился панк-рок с его упрощенной музыкальной схемой, мощными ударными и чрезвычайно сильными текстами. В этой революционной музыке стала звучать критика правительства, политики, высших слоев общества. Самые яркие представители панка - Sex Pistols, The Clash, Stooges, Игги Поп.

В 1980-х годах появился женский рок и такие популярные группы как Blondie и The Pretenders.

А в практичные 1990-е самым ярким рок-н-рольщиком был Курт Кобейн и его группа Nirvana.

Сегодня в рок-музыке есть несчетное количество направлений - от непринужденного шутливого романтизма, до мрачной глубокой философии. И она продолжает меняться.

Напомним, вчера весь мир отмечал День космонавтики. Министр , который весь мир отмечает 12 апреля, на какой-то другой день, потому что он "советский".

А уже на этих выходных будет отмечаться Пасха. В будут участвовать 8 миллионов прихожан.

Всемирный день рок-н-ролла,
есть в мире и такой праздник, отмечается 13 апреля

За календарной датой скрывается целая эпоха, созданная многослойными культурными пластами, а главное людьми, для которых рок-н-ролл стал образом жизни. Зажигательный драйв, танцующие пары, выдающие иной раз буквально акробатические номера. Рок-н-ролл стал не просто новым течением музыки. Это был новый стиль жизни. Вызов обществу и традициям.

Рок-н-ролл характеризуется простой мелодией, построенной на навязчивых гитарных рифах — технике джаза африканского происхождения, основанной на непрерывном и многократном повторении короткой, однообразной, легко запоминающейся фразы с акцентами на 2-й и 4-й долях такта.

В середине 20 века на официальном музыкальном Олимпе США царила оркестровая музыка со сладкоголосым и сентиментальным вокалом. Это был четко выверенный коммерческий проект, призванный оградить культуру белых от дикой культуры черных и создать добропорядочный образ респектабельного американца. Наряду с официальной музыкой в Америке существовала и совсем другая — громкая, ритмичная, полная жизни — ритм-энд-блюз. Однажды вечером диск жокей радиостанции Кливленда Алан Фрид взял на себя смелость «прокрутить» в эфире записи в стиле ритм-энд-блюза. А чтобы не шокировать не подготовленную публику, придумал ему другое название — «рок-н-ролл», буквально означающее «раскачивайся и крутись». Так, благодаря Алану Фриду, замаскированный ритм-энд-блюз зазвучал в полную силу, став доступным всем, независимо от цвета кожи. Алан Фрид назвал себя Мистер Рок-н-ролл и всерьез занялся популяризацией этой музыки, транслируя ее по радио и организовывая концерты. В прессе, на телевидении, в учебных заведениях началась настоящая война с рок-н-роллом как с пагубным для молодого поколения явлением. Но «лечить» молодежь было бесполезно, тем более новая музыка заинтересовала и белых музыкантов. От ритм-энд-блюза рок-н-ролл унаследовал быстрый темп, громкий звук, напор и собственно состав музыкальных инструментов. Тексты были вторичными, главное — ритм танца и манера исполнения.

Первой звездой рок-н-ролла среди белых исполнителей стал певец гитарист Билл Хейли, он соглашался, что название рок-н-ролл придумал Алан Фрид, но звук и стиль считал своим изобретением. Он просто смешал ритм-энд-блюз и кантри, добавил уличного сленга и получил убойное варево. Настоящий успех пришел в 1955 г. с песней «Рок круглые сутки» (Rock around the clock) для фильма «Джунгли школьной доски» (Blackboard Jungle). Песня моментально стала хитом не только в Америке, но и в Англии. Нельзя забывать об Элвисе Пресли (короле рок-н-ролла), который стал богом американской молодежи, снял поколенческие противоречия, гламурные шоу красавчика убедили взрослых в том, что рок-н-ролл ничуть не безобразнее, чем чарльстон старшего поколения.О Рое Орбисоне (его «Pretty woman» вы просто не могли не слышать), Джерри Ли Льюисе (который ввел нехарактерный для этого стиля инструмент — фортепиано) и Бадди Холли.

Появился даже определенный стиль — рокабилли (примерно в 1954-56 гг — всплеск популярности Элвиса Пресли), поп-культура потеряла невинность: девочки-подростки уже научились сбегать из дома по ночам, плясать рок-н-ролл и буги-вуги, целоваться под луной и обливать слезами плакаты Элвиса Пресли. Это время было наивным и трогательным: еще лет 15 оставалось до знаменитого «лета любви», появления психоделических наркотиков и психоделического рока. Рок-н-ролл танцевали все — от мальчишки-разносчика до английской королевы. Газеты в подробностях сообщали, как Елизавета II с большим увлечением танцевала рок-н-ролл с лордом Дорчестером. В сентябре 1957 в церкви Манчестера рок-н-ролл звучал во время богослужения. Другая определенная и четкая дата — 1964, условный день рождения нового стиля в рок-н-ролле — поп-рока. Знаменитая ливерпульская четверка благодаря простым и запоминающимся композициям заразила весь мир эпидемией «битломании». В том же 64-м появились и антиподы «Beatles» — «Rolling stones». Быстрый и мощный саунд стал у них техничным и более приятным для восприятия. В 70-е появляется психоделический рок и его яркие представители американская группа «Pink Floyd» и британские «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Black Sabbath». Именно 70-е считаются золотой эпохой в развитии рок-культуры. Выступления групп начинают постепенно выходить за музыкальные рамки. Появляются первые попытки театрализованных сопровождений — декоративное и световое оформление, сценические костюмы и пиротехнические эффекты. Конец 70-х ознаменовался самой настоящей музыкальной революцией. Рокеры как будто вспомнили зачем это все затевалось и родили панк-рок («дрянной рок»). Упрощение музыкальной схемы привело к выдвижению на лидирующие позиции вокала. Смелые и острые тексты были построены на анархизме, критике политики, правительства и богатых слоев общества. В арьергарде панк-рока стояли такие группы, как «Sex Pistols», «The Clash» «Stooges» и Игги Поп. В 80-е появился женский рок, 90-е творчество групп — это проблематика комиксов или компьютерных игр. Единственным рок-н-рольщиком в прагматичные 90-е был Курт Кобейн и его группа «Nirvana».

В СССР рок стали играть в начале 80-х, самыми известными группами этого направления были Зоопарк, Браво.

Тогда же в 90-е появляется и акробатический рок-н-ролл (федерация в России появилась в 1992 году)— с одной стороны увлекательный, динамичный вид спорта, с другой — искрометный, темпераментный танец. С одной стороны надо быть разносторонне развитым спортсменом, сильным и рисковым, владеть в совершенстве навыками гимнаста, акробата, владеть искусством поддержек, не жаловаться на отсутствие силы, иначе не поймаешь партнершу, или подведешь партнера. С другой надо быть своим в мире прекрасного, чутко улавливать стиль и характер музыкального сопровождения и умело передавать его нюансами движения, отличаться изяществом и техничностью исполнения, быть элегантным кавалером или обворожительной партнершей. Акробатический рок-н-ролл востребован в детской и молодежной среде — через несколько лет из хилых, слабых, неуклюжих подростков вырастают юноши и девушки с завидной осанкой, крепкими мышцами, выносливые, легкие, координированные.

1 сентября 1995г. В Кливленде на берегу озера Эри открылся Дворец славы рок-н-ролла. Под звуки национального — здесь не принято говорить государственного — гимна, исполненного в записи мученика рок-культуры Джими Хендрикса, вдова Джона Леннона Йоко Оно и крестный отец рока Литтл Ричард перерезали красную ленточку. Оркестр грянул «Respect» и в небо подняли десятиметровую фигуру Элвиса Пресли.

Прежде, чем подняться на берегах озера Эри, Дворец славы рок-н-ролла возник еще в 1983г. в мечтах двух людей — Ахмета Эртегуна, владельца фирмы «Атланик рекордс», и Дженна Веннера, издателя журнала «Роллинг Стоунз». Позже к ним присоединился Сеймур Стайн, президент компании «Электра энтертейнмент. Этот триумвират, этот союз практики рока и его теории, алгебры — денег и гармонии — прессы, сначала имел скромные планы — купить в Нью Йорке особняк — браунстоун (из темно-красного кирпича) и превратить его в музей-архив рока. Одновременно было решено учредить символический Дворец Славы ока и ежегодно причислять к сонму его святых наиболее выдающихся музыкантов и певцов, выдержавших испытание временем — выступающих на подмостках не менее 25 лет. С этой целью был образован специальный фонд. Начиная с 1986 года фонд стал проводить торжественные церемонии посвящения в сан «бессмертных» идолов рока.

Американские города скрестили чековые книжки, добиваясь права стать местонахождением Дворца славы рока. Победителем из этого рыцарского турнира вышел Кливленд, выложивший на бочку 65 миллионов долларов.

Дж. Войнович, губернатор штата Огайо в те времена: «Дворец славы рок-энд-ролла обещает стать экономическим катализатором, который придаст нам международное измерение и привлечет поток туристов со всего мира. У Калифорнии и Флориды есть — Диснейленд, у Невады — Лас Вегас. У Огайо будет Дворец славы рока». По предварительным подсчетам ожидалось, что Дворец славы будут посещать около миллиона человек, принося городу около ста миллионов долларов дохода. Возводил дворец И. М. Пеи — патриарх американской архитектуры. Пеи придал модернизму, как радикальному ферменту изменения общества, некую рефлексию «отполированного» индивидуализированного и либерализированного существования в стекле и металле, кирпиче и мраморе. Архитектура дворца дышит юношеской энергией. Ею насыщены его геометрические формы — треугольник, цилиндр, прямоугольная коробка, трапезоид над озером. «Это не просто молодежная музыка. Это музыка молодости» — говорил о своем детище мудрый старец Пеи.

Дворец гнездится на самой верхотуре башни, куда можно добраться по по двойной головокружительной винтовой лестнице. Холл славы -представляет собой гигантскую черную застекленную коробку. На стекле выгравированы имена лауреатов, членов роковой «Академии бессмертных», загораются и гаснут видеомониторы с фотографиями рок-звезд. Дворец символизирует бессмертную славу рок-н-ролла.
«The Beat goes on!»

Литература:

1. Баталина-Корнева Е. История джаза, рок и поп-музыки: Программа факультативного курса [Текст] / Е. Баталина-Корнева // Искусство в школе. — N 3. — С 45 — 50.

2. Илюхина В. И танец и спорт [Текст] / В.Илюхина // Студия Антре. — 2005. — N 6. — С. 20-21.

3. Лозинская А. Рок-н-ролл круглыми сутками [Текст] / А. Лозинская // Штучка. — 2002. — N 7. — С. 10-11.

4. Откуда родом «рок-н-ролл»? [Текст] // Вокруг света. — 2004. — N 7. — С. 131.

5. Переход Н. Рок музыка вчера и сегодня [Текст] / Н. Переход // Искусство в школе — 2002. — N 5. — С. 37-43.

6. С днем рождения Рок-н-ролл [Текст] // ТВ Парк. — 2004. — N 30. — С. 56-59

7. Стуруа М. Храм Рокка на берегах озера Эри [Текст] / М. Стуруа // Юность. — 1996. — N 2. — С. 26-35.

8. Чижова И. А. Взаимодействие культурных традиций новейшего времени [Текст] / И. А. Чижова // Музыка и время. — 2007. — N 7. — C. 11-14.