Сообщение на тему культурное общество. Отличительные признаки партии

культура традиция элитарный

Термин «культура» появилось еще в Древней Греции. Первоначально он обозначал культивирование или возделывание почвы, в средние века культурой называли искусство возделывания земли. Но уже в 18 веке происходит переосмысление этого термина. Его стали применять по отношению к аристократам, чтобы выгоднее выделять их от простого, необразованного народа. К тому же, в переводе с немецкого языка kultur - это «высокий уровень цивилизации».

У нас термин культура ассоциируется прежде всего с хорошими манерами, классической музыкой и литературой, историческими памятниками. На самом деле понятие культуры очень многогранно и применимо ко многим аспектам общественной жизни как нематериальные, так и осязаемые. О проявлениях культуры можно говорить бесконечно, так, например, существует культура религии, общественных и межчеловеческих отношений, различных этносов, стран, эпох, профессиональных групп. Поэтому существует огромно количество определений для этого понятия.

В социологии понятие культуры является одним из самых часто употребляемых. Э.Гидденс дает следующее определение этому термину: «Культура - это общественный уклад, которому подчиняются отдельные члены или социальные группы данного социума»

Когда социологи говорят о культуре, прежде всего они имеют ввиду благоприятные стороны человеческой жизни, которые мы познаем в процессе социализации, а не передается генетическим путем от родителей к детям. Так, например, Клакхон в своем определении культуры дает нам четко понять, что культура может создаваться самими людьми и ей вполне возможно обучаться. Формирование личности как раз и происходит при усвоении ценностей, правил и норм поведения в обществе. Поэтому можно смело заявить, что культура в значительной мере участвует в процессе формирования личности индивидов, а также служит одним из основных регуляторов поведения их в обществе. Как пример к данному тезису можно привести такой феномен, как «дети-маугли», то есть особи, которых вырастили животные. Их нельзя назвать личностями, так как они не подверглись социализации и их поведение хаотично и ничем неконтролируемо. Наблюдая за ними, шведский натуралист Карл Линей решил, что они являются представителями особого рода. Но позже учёные поняли, что у таких детей не произошло развития личности из-за того, что они не общались с другими людьми.

Известный психолог Зигмунд Фрейд провел ряд исследований о конфликте между культурой и инстинктивным началом человека. В результате он выяснил, что культура зачастую подавляет некоторые побуждения человека, а особенно агрессивные, но не исключает их полностью, а скорее определяет условия, при которых они будут осуществляться.

Также культура воздействует на социальные изменения, но при этом рассматриваются три аспекта: религия, система коммуникации и влияние личности на историю общества. Например, некоторые религии призывают людей поддерживать существующие традиции и обычаи и не допускать никаких перемен, происходящих в обществе. Но Макс Вебер утверждал, что очень часто случается и наоборот: религия становится одной из движущих сил социальных изменений.

Одним из основных факторов, определяющих направление социальных изменений, является характер систем коммуникаций, которые существуют в обществе. Например, письменность изменила восприятие людьми связи между прошлым, настоящим и будущим. Общества, в которых издревле существовала письменность, вели летописи и тем самым создавали историю. Люди, понимавшие ее закономерности, смогли осознавать направление развития общества, в котором они живут, а в будущем и вовсе способствовать его движению.

Также, одним из культурных факторов, влияющих на социальные изменения, является и роль личности в истории. Существует масса примеров, когда человеку удавалось увлечь за собой массу людей своими идеями и тем самым способствовать перевороту в обществе.

Культура каждого народа имеет уникальные стили поведения, которые отличны от представителей других культур. Привычки, традиции, ценности жителей разных стран зачастую существенно отличаются друг от друга, и, оказавшись в другой стране, люди теряются, потому, что не могут сориентироваться в новой для них культуре. Очень часто нам бывает трудно понять обычаи и верования представителей других стран и религий. В современном мире носители разных культур находятся в постоянном диалоге. И именно из-за этого нередко случаются конфликты из-за разной оценки реальности.

Примером может служить международный скандал, произошедший в связи с публикацией в датской газете карикатуры на пророка Мухаммеда. Для западной культуры это было вполне безобидно, но сторонники ислама восприняли этот акт как тяжелое оскорбление их культуры. Эта ситуация повлекла за собой агрессивные выпады со стороны обиженных. Но и европейская сторона по праву может считать себя обиженной, потому, что для современной европейской культуры характерны такие ценности, как свобода слова и свобода художественного творчества. Для европейцев это такие же несомненные ценности, как для сторонников ислама их религиозные верования и традиции. В данном случае культурный конфликт породил политические последствия. Стоит учитывать то, что обе стороны были по-своему правы, но только в контексте собственных представлений о реальности.

Позиция судить о другой культуре с точки зрения своей культуры называется этноцентризмом, который наиболее ярко выражен у миссионеров. Они специально путешествуют по всему свету, чтобы навязать представителям других религий, которые они считают варварскими, свою.

Американский социолог Уильям Грэм Самнер в своей книге «Народные обычаи» открыто говорит о том, что этноцентризм был связан с деятельностью первых антропологов, которые сравнивали любую культуру со своей, считавшейся, по их мнению, самой лучшей. На самом деле культуру нужно рассматривать и проводить анализ только в ее собственном контексте и ни с чем не сравнивая.

Культура формирует у людей привязанность к той или иной группе. Наверное, это происходит потому, что члены одной группы больше доверяют друг другу, чем представителям других групп. Поэтому культура способствует увеличению солидарности между представителями той или иной социальной группы. Но зачастую она является причиной внутригрупповых или межгрупповых конфликтов. Это явление можно рассмотреть на примере языка, который является одним из основных элементов культуры. С одной стороны, разговаривая на одном языке, представители социальной группы могут общаться, и это способствует их сплочению. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, мы видим что, общение на одном языке, исключает тех, кто не владеет данным языком. Помимо языка социальные группы могут различаться по стилю одежды, поведению, культурным ценностям, традициям.

В древности маленькие сообщества людей, наподобие племен охотников или собирателей, отличались единством культуры или монокультурой. Но сохранить эту монокультурность удалось лишь некоторым странам, в число которых входит Япония, которая демонстрирует высочайший уровень культурной однородности. Для преимущественного количества индустриальных и постиндустриальных держав характерно культурное многообразие или мультикультура. Она возникла из-за миграции народов, войн, колониальной политики, проводимой государствами, глобализации, которые привели к переселению людей из привычных для них мест обитания в чужеродную среду. Примером мультикультурной страны может служить Россия. На территории нашей страны официально проживает 180 народов, что составляет около 20 процентов от всего населения. И естественно, что представители всех народностей стараются придерживаться особенностей своей культуры.

Для современного общества также характерно наличие субкультур и контркультур. Определение субкультура применимо к группе людей, которые отличаются от основной массы людей своими культурными традициями. К субкультурам можно отнести хакеров, хиппи, футбольных фанатов, эмо, готов и т.д. К тому же человек может состоять в нескольких субкультурах одновременно. Контркультуры отвергают большинство существующих культурных традиций.

Культура играет важную роль в сохранении норм и ценностей любого общества, но она также предполагает создание новых традиций. А субкультуры и контркультуры зачастую становятся своеобразными проводниками людей в мир альтернативных привычных для них идей. Субкультуры предоставляют людям свободу действия и являются силами, способными изменить общество.

Культурными факторами, ведущими к социальным переменам в наше время, также следует отнести развитие науки и секуляризацию знаний, которые придали мировоззрению человека критический и творческий характер. Сегодня любой из нас ищет объяснение любому явлению. Мы не будем следовать обычаям и традициям только потому, что им следовали наши предки. Помимо изменений в способе нашего мышления поменялось и содержание наших идей. Понятия равенства, самосовершенства, свобода, появились в обществе относительно недавно. Эти идеи стали движущей силой социальных и политических изменений в обществе, зачастую приводя к революциям. Изначально они появились в западных странах, позже стали распространяться во многих странах мира. Тем самым, они дали начало целому ряду глобальных перемен в обществе. Но перемены, происходящие в современном обществе, делают его культуры гораздо сплоченнее, чем когда-нибудь. Сейчас благодаря средствам массовой коммуникации жители разных стран имеют больше возможностей, чем раньше, что способствует развитию культуры. Например, с помощью интернета мы узнаем о том, что сейчас происходит в других странах, чем там увлекаются, какую музыку слушают, какой моде следуют.

Проблема соотношения понятий «культура» и «общество» и механизмы их взаимодействия

Понятие «общество» имеет множество значений, как и понятие «культура». В философской, социологической и исторической литературе термин «общество» используется, по меньшей мере, в пяти, хотя и связанных между собой, но все же разных смыслах. Отношения культуры и общества не являются их противостоянием, подобно отношению «культура -- натура (природа)», ибо они в равной мере являются формами внебиологического и сверхбиологического бытия, у них общее происхождение и неразрывная история -- друг без друга культура и общество не существуют (отчего ученые часто прибегают к выражению «социокультурные формы»).

Определение соотношения культуры и общества -- сложная теоретическая проблема и по-разному разрешается как отечественными, так и зарубежными исследователями. В наиболее общем виде можно выделить следующие подходы:

1. Ставят знак равенства между этими понятиями. Культура совпадает с общественным развитием, следовательно, культура и есть общество. Флориан Знанецкий, обосновывая идентичность социальных и культурных систем,

определяет общество как ряд сосуществующих и перекрещивающихся групп, в пределах которых общество совпадает с определенным типом культурных ориентаций.

Вместе с тем культура и общество не тождественны -- они различны, причем несходство определяется не объемом, а модальностью. Если воспользоваться известным представлением онтологии, что существует три модуса бытия -- вещи, свойства и отношения, то человеческое общество есть система социальных отношений, а культура -- единство взаимопревращающихся друг в друга вещей, свойств и отношений . Она является нам, прежде всего, как свойство человека -- его ненаследуемая, прижизненно вырабатываемая способность преобразовывать мир, а вместе с ним и самого себя; затем оказывается отношением -- духовным, практическим и практически-духовным -- человека к преобразуемому им миру и к другим людям, во взаимодействии с которыми и проявляется его активность. И, наконец, культура воплощается в плодах этой деятельности -- «второй природе», т.е. в мире вещей.

  • 2. Разграничивая общество и культуру (Э. Маркарян, А. Флиер и др .), предлагают рассматривать последнюю как функцию общества, которые возникают одновременно. Общество -- это социально консолидированный устойчивый коллектив людей, преследующих столь же устойчивые цели и интересы . А культура -- совокупный способ реализации этих целей и интересов , социальный опыт данного коллектива. Обобщающее понятие «культура», по Флиеру , есть не более чем умозрительная категория отмечающая определенный класс явлений в социальной жизни людей, определенный аспект их существования. Она практически не может воспроизвести самое себя. При таком подходе личность выпадает из культуры.
  • 3. Культура рассматривается как часть общества, которые находятся в сложном взаимодействии. Общество предъявляет к культуре определенные требования -- одни ее деятели им отвечают, другие противостоят, а третьи вообще уклоняются от какого-либо участия в решении социальных проблем. Культура , независимо от того, в какой мере это осознается ее деятелями, влияет на жизнь общества и на направление его развития . Такие понятия, как «тенденциозность» и «аполитичность», «гражданственность» и «безыдейность», «социальная ответственность» и «эскапизм» , «критический реализм» и «искусство для искусства», достаточно отчетливо говорят об интенсивности взаимоотношений между этими двумя сферами бытия.

Культура в целом обладает значительной избыточностью по отношению к общественным потребностям. Избыточность культуры не является излишеством. Она призвана способствовать большей надежности общественной системы, помогать ей адекватно реагировать на непредвиденные изменения. Чем больше накопленный запас культурной информации, тем устойчивее и жизнеспособнее общество.

Антропологическое измерение культуры и общества рассматривают человека как личность, как социального субъекта. Личностно-образующий фактор культуры делает необходимым изучение как социальной жизни, так и особой области культурного творчества, оказывающий определяющее воздействие на социум. Культура открывает путь в общество, и она же делает возможным само существование общества. Общество -- это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Внутренняя жизнь человека не заполняется социальными требованиями. Они не могут осуществить тотальный контроль над пристрастиями, ценностями, интересами личности. П. Сорокин обращает внимание на многовариантность культурных ориентаций в одной и той же социальной группе. Он, например, считает, что данная культурная система вовсе не локализуется внутри одной социальной системы (группы), а, подобно океанскому течению, омывающему многие берега и острова, распространяется на множество различных групп, причем границы культурных систем не совпадают с границами организованных групп. Поэтому проводить различие между культурой и обществом целесообразно в области культурной динамики, культурного самоопределения личности, обеспечивающего возможность социальной идентификации.

Взаимовлияние типа общества и культуры. В истории человечества различаются три способа организации жизни общества, характеризующиеся разными формами отношений индивидов и социума, к которому они принадлежат, а тем самым и разными типами культуры. В первобытном, архаическом обществе индивид был «растворен» в своей родоплеменной группе в такой степени, что, как говорят социальные психологи, у него еще не существовало сознания себя как «Я» -- он осознавал себя как «Мы».

Следующий исторический способ организации жизни общества, соответственно породивший второй тип культуры, был основан на сословном, или клановом, расслоении социума, потребовавшем образования государства как института, который своей властью скрепил бы разнородное социальное целое и узаконил не только от имени светского Властителя, но и от имени богов иерархические отношения между членами общества. Рождение государств и осуществление ими возлагавшихся на них задач произошло в монархически-императорских странах Востока, позднее в Древнем Риме, затем в средневековой Европе и России: все члены общества независимо от их места в социальной иерархии -- от первого министра до последнего слуги -- стали подданными олицетворенного Верховным правителем государства. Такой тип общества с необходимой ему политической и религиозной культурой господствовал на протяжении нескольких тысяч лет и затем утратил свое влияние. В XX в. предпринимались попытки его восстановления по сути уже в ином виде -- без монархической формы и традиционного религиозного освящения абсолютной власти некоронованных монархов, однако эти опыты оказались недолговременными.

До тех пор пока иерархическая организация общественного бытия была основана на силовом обеспечении господства и подчинения, сохранялся этот, биологический по своему происхождению, способ жизнеобеспечения, и сами достижения культуры выступали орудиями насилия -- это наиболее ярко проявлялось в войне как постоянном способе разрешения социальных противоречий.

Третий, демократический, способ организации жизни общества с соответствующим его нуждам типом культуры, возникнув в древнегреческом полисе, просуществовав недолгое время в Древнем Риме, возродившись из феодального пепла, в Новое время окончательно укрепился в европейских городах-коммунах на почве буржуазного производства в демократически самоорганизовывавшихся государствах Европы как общество граждан, иными словами, гражданское общество.

В наше время произошла своего рода инверсия во взаимоотношениях общества и культуры. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры: достигнув определенного уровня, она повлекла за собой радикальную реорганизацию общества, всей системы социального управления. Это сказалось в расширении отказа от применения традиционных, унаследованных от наших предков, способов физически-смертоносного насилия государства над государством и нации над нацией, одних промышленных корпораций над другими и т. п. в применении порожденного культурой способа разрешения всех противоречий и конфликтов, неизвестного животному миру, альтернативного насилию, имя которого -- диалог.

Специфические и срединные культуры. Для рассмотрения проблемы «культура и общество» представляется важным рассмотрение некоторых типологических проблем характеризующих социальное бытие. Так, устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентации в обществе обусловливает единство и целостность его духовной жизни. Эта совокупность формирует ту срединную культуру (ядро культуры) общества в целом, которая снимает напряженность оппозиционных ценностей, устраняет угрозу раскола и радикальной инверсии в динамике общества. Именно в рамках срединной культуры формируется устойчивый нравственный идеал, приемлемый для широких масс населения на длительный период времени. В ее рамках снимаются крайности ценностных ориентации: аскетизм -- гедонизм, покорность - воля, свое - чужое, священное - бесовское, народное -- антинародное, пролетарское - буржуазное и т.д., а также складывается устойчивый образ жизни , обеспечивающий умеренное благосостояние для широких слоев населения, доступные цели и средства реализации этих целей.

Существуют разные типы срединных культур, специфичные для той или иной цивилизации, а позднее для национальных общностей. В классических цивилизациях Востока срединная культура формируется в рамках религиозной системы, дающей место самым широким слоям верующих. В индустриальном обществе такая культура создается на основе единства хозяйственной системы и рынка, которые и порождают средний класс.

Весьма актуально стоит проблема формирования срединной культуры в российском обществе. Соединение противоречивых социальных и культурных компонентов, слабости объединяющего духовного начала, которым обычно выступала религия, способствовало сохранению антиномичных ценностей и смыслов, что приводит к постоянным и острым расколам в обществе. Постоянно ощущаемая необходимость вызревания срединной культуры прерывается столкновением противостоящих принципов и начал.

Срединная культура проникает, не сливаясь с ней, в культуру повседневности, или обыденную культуру, формируемую прежде всего обычаями и нормами. Конечно, повседневная жизнь не лишена и ценностных ориентации, но прежде всего это витальные ценности -- физического благосостояния и комфорта, умеренная приверженность таким социальным ценностям, как стабильность и порядок.

Любая культура обладает своими особенностями, которые сохраняются и в типологически однородном обществе. Эта специфичность означает особенность данной культуры, ее отличие от всех иных, и проявляется по-разному.

Во-первых, в качестве специфической может выступать так называемая маргинальная культура . Это пограничная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур, отличная от доминирующей в обществе (срединной) культуры. Такая культура возникает в связи с резким изменением образа, условий жизни. Причинами возникновения маргинальной культуры являются:1) крупные социальные потрясения; 2) урбанизация; 3) эмансипация этнических меньшинств; 4) изменяющийся способ производства; 5) деятельность неформальных движений и общественных организаций.

Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура. Они оказываются между, например, традиционной и современной культурами, между различными исповеданиями и т.д. ** Подробнее о маргинальности в культуре см. в главе 12.

Во-вторых, специфическая культура может выступать как субкультура. Субкультура -- культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную ориентацию и менталитет ее носителей. Существование субкультур объясняется многими причинами, и одной из важнейших является то, что культура включает в себя массу разнородного материала. Культуры детей и взрослых, тинейджеров и пенсионеров достаточно резко различаются: разные возрастные категории людей практикуют специфичные жизненные стили, поклоняются различным кумирам, неодинаково проводят свой досуг. Субкультурные образования отражают социальные, этнические, демографические особенности развития культуры. Они в достаточной мере устойчивы, автономны, закрыты и проявляются в языке, сознании, этических и эстетических установках. Ярко выраженным примером субкультуры в современном мире могут считаться религиозные секты. Субкультура призвана держать свои отличительные признаки в определенной изоляции от «иных» культурных слоев и не превращаться в официоз.

Субкультурные тенденции во многом обусловлены стремлением любой культуры, обладающей статусом официальности, заполнить собой все отсеки жизни, стать универсальностью и тотальностью. Любая же унификация всегда порождает альтернативу. Образование субкультур может выражать общественную потребность в дифференциации духовной жизни, в выработке иных форм поведения и деятельности.

С другой стороны, приобщение к культурным стандартам , вхождение в мир господствующей культуры -- процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности, свойственные подрастающему поколению . Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву. Так рождаются определенные культурные циклы, обусловленные сменой поколений.

Субкультуры, хотя и возобновляются беспрерывно в истории, все же выражают процесс приспособления к господствующим культурным нормам. Они в большей мере способствуют постепенным эволюционным, мирным преобразованиям. Культурные созидательные импульсы, исходящие от субкультур, интегрируются в общее русло ведущих тенденций эпохи, выступая своеобразной вариацией общей культуры.

Особую субкультуру образует низкая жизнь улицы, толпы, трущоб, криминальной среды и т.п. Именно в этой сфере повышенное внимание к бульварной литературе, порнографии, вульгарному языку, заборным надписям и рисункам и т.д. Если общество ощущает угрозу своим базовым ценностям, ширится всегда существующая в нем консервативная тенденция за ограничение проявления чрезмерного духовного и морального разлада. Ответом на подобную тенденцию является возрастание влияния тех слоев населения в системе власти, которые выступают за сохранение устойчивости общества и его национальной идентичности.

В-третьих, специфическая культура выступает как контркультура. Она стремится проникнуть в «ядро» срединной, «официальной» культуры, заменить ее фундаментальные ценности своими -- часто противоположными. Возникновение контркультуры связано с тем, что локальные культурные ценности проникают в более широкие социальные группы, выходя за рамки собственной культурной среды.

Понятие «контркультура» используется в современной культурологии в двух смыслах. Во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре. В этом значении термин «контркультура» употребляется, когда речь идет о замене одного типа культуры другим. Во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов». В 1960 г. Теодор Роззак ввел его для того, чтобы объединить различные духовные влияния (ранних хиппи и битников), направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен -- контркультуру.

Цель любого контркультурного образования можно обозначить как стремление показать несостоятельность доминирующих установок. Всякая контркультура, даже если она не занимает в итоге доминантные позиции, стремится создать новый универсальный словарь, каналы культурной коммуникации и, в конечном счете, создать нового человека и новую социальную реальность. Подобное удается редко: официальная (срединная) культура, как правило, обладает большим потенциалом устойчивости, чем контркультура, опирается на разветвленную систему общественного принуждения. Противостояние раннего христианства и эллинистической культуры, гуманизма и христианства длилось веками. Даже тогда, когда контркультуры восторжествовали, вытеснив конкурентов, последние все равно остались -- в виде субкультур, продолжавших оказывать огромное влияние на культурное развитие. Таковыми они сохраняются до сих пор.

Этническое, национальное и цивилизационное. В социокультурном устроении и взаимодействии разных стран и народов в значительной степени сказывается влияние уровней и форм культуры, проявлявшихся на протяжении всего исторического развития человечества. Эти уровни культуры могут быть определены в общем виде как этнический, национальный и цивилизационный. Они во многом различаются по своему содержанию, динамике и тенденциям и вступают в сложные, подчас напряженные отношения, претерпевающие существенные трансформации в ходе исторического развития общества

Этническая культура. «Этнос» в переводе с греческого означает «племя», «народ». В науке это понятие стали использовать в XIX веке, когда появилась этнография, изучавшая народы, до сих пор живущие в общине и не знающие письменности. Согласно общей теории этничности, этнос - наиболее "естественный" способ групповой организации населения, первичная форма воспроизводства человеческой общности на основе общей "почвы и крови". Этническая общность основана не на «крови», а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологическое, а социальное (или, можно сказать, биосоциальное).

Этнос -- это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание -- сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своем происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений предков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поколение передается память о предках. В результате образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса.

Этническая культура является тем, что выделяет людей из «животного царства» на самых ранних ступенях развития. Этнографические исследования показали, что даже у дикарей Южной Америки, Африки и Полинезии, и в наши дни не достигших ступени варварства, существуют способы культурной самоидентификации , т.е. разделения людей на «своих» и «чужих». Если первым основанием идентичности выступало кровное родство -- оно сменилось общностью обычаев, нравов.

Культура включает сложную систему ритуалов и мифов, в которых люди, отождествляя себя с животными и природными силами, рассказывают об истоках собственного рода. Миф является формой коллективного самосознания. И в развитой мифологии люди начинают осознавать не только своё отличие от других, но и своё родовое единство в лице общего предка. Этническая культура включает национальную одежду и местный разговорный язык, именуемый «диалектом», фольклор, т.е. народное искусство, к которому относятся народные танцы и песни, эпические сказания и мифы. В этнических общностях тесная связь хозяйственных отношений с обрядово-религиозными приводит к синкретизму культуры, в которой еще нет устойчивого деления на субъективные и объективные факторы, на "я-мы".

Этническая культура создается стихийно , и её «автором» (субъектом) является весь народ. Человек приобщается к ней в непосредственном процессе жизни, потому не прилагая ни специальных усилий , ни развитой индивидуальности. Народ формирует в своей повседневной жизни менталитет - образ мышления и чувствования, мировосприятия, духовной настроенности, который воплощает в себе национальное своеобразие данного народа, его культуры.

Без ощущения этнической идентичности индивид может испытывать чувство незащищенности и утраты идентичности. Именно в силу своей близости к природно-биологическим истокам этническое начало, проникшее в самосознание и ставшее источником самоорганизации народа, обеспечивает его выживание в трудных природных и исторических условиях, и столкновениях с соседями и завоевателями. Этническая культура формируется во многом как защитный механизм, гарантирующий жизнеобеспечение внутри "своего" народа.

Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают различного рода социальные связи, объединяющие людей не по этническим признакам, -- государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т. д. В результате над этногенетическими общностями надстраиваются этносоциальные общности. Народ как этносоциальная общность может складываться из одного или нескольких этносов и включать в себя людей различного этнического происхождения, поскольку факторы, обеспечивающие его единство, не сводятся к представлению о генетическом родстве.

Национальная культура. Нация - более поздняя и высокая форма регуляции социокультурных отношений, свойственная высокоурбанизированным индустриальным обществам с развитым разделением труда. Устойчиво мнение о том, что именно этническое начало служит для нации формообразующим фактором. Между тем почти каждая нация фактически формируется из представителей разных этнических групп как преодоление, ограничение или трансформации собственно этнических характеристик. Нередко большая часть этноса может находиться за пределами своего государства. Конечно, в культурном облике нации, как правило, присутствует преобладание наиболее крупной -- или же наиболее влиятельной -- этнической части.

На этническую культуру повлияло возникновение городов и государств . Урбанизация неизбежно означает отступление на задний план, падение роли природных и генетических факторов. Регуляция жизнедеятельности общества и взаимодействие различных групп и компонентов, функционирование единой коммуникативной системы обеспечиваются властью, прежде всего в форме государства, и культурой - в форме единого языка, идеологического сознания и литературы. Социальная стратификация культуры -- это становление культуры новых городских сословий. Культура приобретает еще два измерения: политическое и религиозное. В культуре ранних городских цивилизаций (с Ш-П тысячелетия до н. э. по середину II тысячелетия н. э.) доминирующим признаком консолидации пока еще остается принцип территориально-соседской солидарности. Этот тип культуры трансформируется с появлением буржуазных наций в национальный тип культуры.

Государственная власть и письменность стали первыми предпосылками будущего национального объединения людей. А над этнической культурой, благодаря письменности, стала надстраиваться культура иного порядка, примером которой являются египетская наука, древнееврейская религия, античная философия и искусство.

Национальная культура воплощается в ценностях образа жизни конкретной страны, в той или иной мере разделяемых населяющими ее этносами. Поэтому иногда говорят, что, с одной стороны, этнические культуры формируют национальную в рамках государства, а с другой -- национальная накладывает свои отпечатки на этнические культуры. Если последние несут отголоски культуры мифа, то национальные -- культуры Логоса, государства, политики, экономики.

Различия между социальными группами внутри одной нации не распространяются на культурное достояние всей нации. Для каждой нации характерно создание единого семиотического поля -- системы известных всем ее представителям знаковых средств (языка, традиционных форм поведения, символики -- бытовой, художественной, политической и пр.), которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие. С другой стороны, вхождение этносов в нацию не означает усвоения ими всей национальной культуры. Они лишь частично воспринимают духовную культуру нации, образуя свою субкультуру.

Немалое значение для формирования национальной культуры имеет проникновение народной культуры в аристократическую, городской в сельскую, оседлой в кочевую, столичной в провинциальную, и наоборот.

Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется его самосознанием. Обычно национальное самосознание обусловлено этническим. Но нередко -- особенно в нашу эпоху -- этническое и национальное самосознание не совпадают: в современных нациях. Есть множество людей разного этнического происхождения -- «русские американцы», «обрусевшие немцы», «русские евреи», «сибирские украинцы» и т.д. Для обозначения этнической принадлежности людей, где бы они ни жили, пользуются термином «национальность».

Этнические и национальные культуры образуют органическое единство, они невозможны друг без друга. Этническая (народная) культура -- наиболее древний слой национальной культуры. Она источник народного языка (который становится в национальной культуре литературным языком). Из нее писатели заимствуют сюжеты и образы, композиторы -- мелодии и ритмы, архитекторы -- стили и приемы оформления построек. От ее древних, веками складывавшихся традиций во многом зависит своеобразие и неповторимость «лица» любой национальной культуры. Если мы это учтем, становится понятным, почему типическими чертами немца оказываются аккуратность, бережливость, стремление всегда и везде соблюдать определенный порядок, следовать строго очерченным предписаниям. Типичный француз предстает как эмоционально возбудимый, энергично жестикулирующий, легко, с иронией относящийся ко всему, в том числе и к собственной персоне; считающий, что нет ничего в мире прекрасней французской национальной культуры и кухни. Типичный англичанин глубоко привержен традициям, как правило, консервативен во взглядах, оценках, привязанностях; чаще всего невозмутимый и спокойный, уравновешенный и хладнокровный.

Но национальная культура не сводится к этнической. Однако взаимоотношения между ними весьма сложны и противоречивы. Этническая культура консервирует архаичные, во многом уже не отвечающие современным условиям нормы жизни, ей чужды какие-либо перемены и новшества. Национальный тип культуры является актуальным, т.е. ориентированным на решение текущих социальных задач, и прогностическим, т.е. направленным на достижение будущего.

Этническая культура тяготеет к замкнутости, страдает ксенофобией, т.е. неприязнью ко всему чужому и незнакомому. Национальная, напротив, по мере своего развития все больше открывается для контактов с другими культурами и становится богаче, впитывая в себя их достижения. ** О межкультурной коммуникации читайте в главе 11.

Этническая культура стремится сохранить различия между локальными, местными, свойственными отдельным группам населения особенностями быта, поведения, произношения и т.д.; в национальной культуре эти различия нивелируются и с развитием ее постепенно исчезают.

Лучшие достижения национальной культуры -- это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей. Ее средоточием является не столько деревня, сколько город с его театрами, музеями, библиотеками, учебными заведениями. Овладение национальной культурой не дается само собой -- оно достигается в процессе образования и самообразования и требует серьезных интеллектуальных усилий. * ** О роли образования в овладении национальной культурой. *

Культура и цивилизация. Цивилизация как макрообщность возникает на основе более широких и принципиально иных связей. Особенности цивилизации определяются не этнонациональным составом населения, а характером социокультурного устройства общества. Одна и та же цивилизация может развиваться разными народами в разное время и в разных местах земного шара.

Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов в культурологии. Его история теснейшим образом связана с историей понятия «культура» Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества.

Истоки слова «цивилизация» восходят к античным временам, к латинскому слову civilis, относящемуся к качествам гражданина как городского жителя. До нашего времени это значение сохранилось в слове цивильный, по-прежнему подразумевающем качества, подобающие гражданину. - учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде. Прилагательное «цивилизованный » изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому».

Само же понятие «цивилизация» появилось в XVIII в., в эпоху Просвещения и несло на себе отпечаток культуры и мировоззрения той эпохи. Принято считать, что впервые это слово употребил маркиз де Мирабо . Все увереннее им стали пользоваться П.А. Гольбах, Ж.А. Кондорсе и другие мыслители, придавая ему "возвышенное" значение. Первоначально это понятие использовалось в связи с теорией прогресса , а потому употреблялось только в единственном числе для обозначения противоположной «варварству» стадии всемирно-исторического процесса. Именно как противоположность этому миру и была выдвинута концепция цивилизации. Идеалами ее были разумность, научность, гражданственность, справедливость, которые должны были стать основами общественной и частной жизни людей. Деятели Просвещения полагали, что всему этому противостоит темный мир варварства, невежества, предрассудков, религиозного фанатизма. В эту эпоху зародилось мнение, что развитие культуры и есть развитие цивилизации. Но в рамках французского Просвещения мы встречаем и иное отношение к цивилизации. В работах Ж.-Ж. Руссо мы встречаем критику современной ему цивилизации, которая оценивается как этап упадка и деградации, находим призыв отказаться от цивилизации и вернуться назад, к жизни в единстве с природой.

Однако в XIX веке под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Л. Морган, Ф. Энгельс и другие историки и философы рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. А так как на этой ступени возникают различные формы общества, то в историко-философской литературе получила признание мысль о существовании разных цивилизаций. Первоначально в понятии «цивилизация» был очень силен мотив превосходства европейцев над другими людьми.

В англо-американских традициях цивилизацию обычно употребляют примерно в том же смысле, что и слово «культура». У одного из крупнейших историков XX века А. Тойнби цивилизациями называются различные типы общества, которые выступают как относительно самостоятельные социокультурные миры. Тойнби отличает цивилизации от первобытных примитивных обществ. Цивилизации могут охватывать различные государства и существовать в течение долгого исторического времени, проходя путь от рождения до гибели.

Понятие «цивилизация» (как и понятие «культура» в некоторых случаях) указывает на ту или иную форму исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или границами какой-либо эпохи. Например, говорят о «восточной цивилизации», «европейской цивилизации», «античной цивилизации» и т.д. Тем не менее единая терминология еще не сложилась в философской и научной литературе: французские исследователи предпочитают слово «цивилизация» («civilisation»), а немецкие -- «культура» («Hochkultur», т.е. «высокая культура»), для обозначения примерно одних и тех же процессов .

Постепенно, особенно в немецкой научной и философской литературе, цивилизацию стали отличать от культуры. В обиход вошло представление о цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию , рассматривать их как противоположности (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Г. Маркузе и др.). Цивилизация отождествляется в первую очередь с техническим развитием и массовым обществом, а следовательно, и со стандартизацией и усреднением, тогда как «культура» представляется как совокупность достижений искусства и сфера личного совершенствования. Такое понимание культуры и цивилизации было предложено немецкими мыслителями И. Кантом и Ф. Теннисом. О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» сформировал свое понимание цивилизации. Для Шпенглера цивилизация - это такой тип развития общества, когда на смену эпохе творчества, воодушевления приходит этап закостенелости общества, этап оскудения творчества, этап духовного опустошения. Творческий этап - это культура, которой на смену приходит цивилизация.

Отсюда цивилизованный человек -- это совсем не то, что культурный человек. Культурным человека делает «внутренняя культура» личности -- превращение достижений человеческой культуры в коренные установки бытия, мышления и поведения личности. Цивилизованный же человек -- это человек, обладающий лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе. Если это соблюдение не стало для него внутренней необходимостью, то его нельзя считать подлинно культурным. В цивилизованном человеке может скрываться дикарь, варвар, зверь, способный при случае преступить все законы человеческого общежития. «Цивилизованное бескультурье» -- нередко встречающийся в жизни феномен.

В русском языке слово цивилизация получает широкое распространение в 60-х годах XIX в. и включается в первое издание словаря Даля : "цивилизация - общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина". Это слово уже часто используется Н. Добролюбовым, Д. Писаревым и Н. Чернышевским для противопоставления общественного и природного начал, развитого и дикого состояний.

Н.Бердяев , как И. Кант, Ф. Теннис, О. Шпенглер, в культуре и цивилизации видит контраст между органическим и механическим состоянием общества. Культура основана на неравенстве, на качествах, она -- аристократична. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, хочет обосноваться в количествах, демократична.

Цивилизация понималась также как духовное, этическое начало жизни общества, существующее независимо от его материальных сторон. А. Швейцер (1875-1975) считал, что современная западная цивилизация находится в состоянии глубокого упадка, основная причина которого - разрушение этического начала. Понятия "цивилизация" и "культура" при таком подходе тождественны.

В итоге можно выделить три основных значения слова цивилизация. В первом случае «культура» и «цивилизация» не воспринимаются как синонимы. Органика культуры противопоставляется мертвящему техницизму цивилизации . Второе значение слова предполагает движение мира от расколотого к единому . Возможна и третья парадигма -- плюрализм отдельных разрозненных цивилизаций . ** Такое значение термина «цивилизация» раскрывается в главе 10.

Наиболее распространенным является системный подход , при котором цивилизация рассматривается как социокультурная суперсистема, не совпадающая ни с нацией, ни с государством, но являющаяся целостной общностью. Современный американский исследователь С. Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность высшего ранга. На уровне цивилизаций, по его мнению, выделяются самые широкие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ними. Это внеэтническое понятие, так как особенности цивилизаций определяются характером социокультурного устройства общества.

Фактически под цивилизацией понимается культурная общность людей, обладающих некоторым социальным генотипом, социальным стереотипом, освоившая большое, достаточно автономное, замкнутое мировое пространство и в силу этого получившая прочное место в мировом раскладе.

Выводы

  • 1. Культура и общество находятся друг с другом в отношении не только совпадения, но и различия, которое, однако, не может рассматриваться как жесткое разделение культурного и общественного. Общество как стабильная социальная система сохраняется в той мере, в какой воспроизводятся культурные факторы, позволяющие сохранить его как систему отношений между индивидами. Культура выделяет в обществе «человеческий» аспект и в этом смысле выступает как характеристика общества и его развития с точки зрения активного творческого участия в этом процессе общественного индивида. Проводить различие между культурой и обществом также целесообразно в области культурной динамики, культурного самоопределения личности.
  • 2. Устойчивость обществу придает срединная культура. В ее рамках формируется устойчивый нравственный идеал, приемлемый для широких масс и на длительный период времени. Культура в то же время обладает своими особенностями, которые сохраняются и в типологически однородном обществе. В качестве специфической может выступать маргинальная культура, субкультура, контркультура. Маргинальной называют периферийную, пограничную, отличную от доминирующей в обществе срединной культуры. Люди, принадлежащие к этой культуре, испытывают затруднение с культурной идентификацией.
  • 3. Внутри различных общественных групп рождаются культурно-специфические феномены -- субкультуры, которые не претендует на то, чтобы стать доминантной эпохой, превратиться в официальную доктрину. Этим она принципиально отличается от контркультуры , которая, напротив, открыто противопоставляет себя господствующей культуре и притязает на лидирующее положение. Контркультура -- это поиск нового ценностного ядра современной культуры.
  • 4. Принадлежность к этносу устанавливалась в момент самого рождения. Кровнородственная связь дополнялась и цементировалась своеобразной этнической культурой . Дописьменная этническая культура осваивалась в непосредственном потоке жизни и потому не предполагала ни специальных усилий, ни развитой индивидуальности.
  • 5. Национальная культура характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни, тогда как идентификационные ментальные признаки уходят на второй план. Общность культуры присутствует в языке, а соответственно и в письменности, верованиях, символике, бытовой культуре, обычаях и т.д. Освоение национальной культуры требует осознанных личных усилий. Отсюда национальная культура не может обойтись без специализированных учреждений культуры, национальной системы образования.

6. Понятие «цивилизация» столь же многозначно, как и понятие «культура». Они зачастую толкуются как синонимы или разделяются и даже противопоставляются. Культуру рассматривают как духовный феномен, а цивилизацию как овеществление культуры, создающую достойную в экономическом отношении жизнь, относительно высокий уровень комфорта. Цивилизацию также рассматривают как ступень исторического развития, в основе которого лежит развитие производства и товаро-денежных отношений.

Вопросы для повторения

  • 1. Как соотносятся понятия «общество» и «культура»? Какие точки зрения есть на этот счет?
  • 2. Что понимают под «срединной» культурой и какие функции она выполняет в обществе?
  • 3. Что относят к специфическим культурам?
  • 4. Какими факторами вызваны этническое и национальное измерения культуры? Как они взаимодействуют друг с другом?
  • 5. Как соотносятся понятия культура и цивилизация? Какие есть точки зрения на этот счет?

Кто знает лад с Природою и волей,
Кого враги повергнуть не смогли
На поле Куру, Куликовом поле,
На льду Чудском, в дыму Бородино,
Под Сталинградом, в западнях столицы,
ТОМУ ХОЛОПОМ СТАТЬ НЕ СУЖДЕНО,
Как не дано с лукавством примириться.
Раскинув сеть усобиц и разрух,
Жирует враг на пиршестве кровавом...
Но жив еще Исконный Русский Дух,
И мы совет ведем со Светославом!
Светобор

Цели культурного общества
Для себя жить - тлеть, для семьи - гореть, а для народа - светить.

Русская пословица

Ибо это и есть любовь к Богу, чтобы вы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки.

Евангелие от Иоанна

Телесная жизнь моя подлежит страданиям и смерти, и никакие усилия не могут избавить меня ни от страданий, ни от смерти. Духовная же жизнь моя не подлежит ни страданиям, ни смерти. И поэтому спасение мое от страданий и смерти только в одном: в перенесении моего сознания в свое духовное "Я", в слиянии своей воли с волей Бога.

Л.Н.Толстой

Для скорейшего и успешного духовного развития человека требуется культурное общество, которое поставит своей целью создание каждому жителю всех необходимых для этого условий, благодаря чему упорядочится само общество в целом. ОБЩЕСТВО ВЫРОЖДАЕТСЯ, КОГДА НОРМОЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ СТАНОВИТСЯ ЛИШЬ САХАДЖИЯ-ДХАРМА - УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СВОИХ ЖИВОТНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ ЕДОЙ, СНОМ, ЗАЩИТОЙ, СОВОКУПЛЕНИЕМ, КОГДА ТЕРЯЕТСЯ ИНТЕРЕС К ЗНАНИЮ.

Общественное устройство, обеспечивающее человечеству нормальную развитие, называется ВАРНА-АШРАМА -ДХАРМА. Это общество основано на представлении о том, что миропорядок, установленный Творцом, обеспечит каждого всем необходимым, так что ни в чем не будет недостатка, если человечество будет жить в согласии с естественными законами. Цель такого одухотворенного общества состоит не просто в обеспечении мирного материального существования, но в том, чтобы дать каждому все возможности для быстрейшего достижения духовного совершенства. ЕСЛИ ОБЩЕСТВО НЕ СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ ЧЕТЫРЕ ЦЕЛИ: ЗНАНИЕ /ДХАРМА/, ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ /АРТХА/, ЧУВСТВЕННОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ /КАМА/ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА /МОКША/, ТО ОНО СЧИТАЕТСЯ НЕКУЛЬТУРНЫМ. Знание отличает человека от животного. Она рекомендуется Ведами, потому что обеспечивает хозяйственное развитие, которое является целью знания на материальном уровне, ибо хозяйственного развития можно достичь лишь при соблюдении объективных Законов Мироздания, Природы и общества. Дхарма учит, как жить в согласии с этими Законами. Хозяйственное благосостояние необходимо для того, чтобы увеличить чувственное наслаждение, а освобождение начинает привлекать только после разочарования этим временным, мнимым счастьем, которое приносят чувственные наслаждения.

Придя из животного царства в человеческое, живатма естественно стремится получить каму - наслаждение через свои чувства; но для осуществления камы в полной мере ей приходится овладеть и артхой - хозяйственным развитием, и дхармой - объективными законами Природы, без которых услаждать свои чувства у нее нет возможности.

По Ведическому мировоззрению из всех четырех вышеперечисленных положений деятельности освобождение считается самым важным. Бхагавата-Пурана поясняет: из четырех основ, а именно: знания, хозяйственного развития, чувственного наслаждения и освобождения последнее должно приниматься наиболее серьезно. Остальные три обречены на уничтожение властью неумолимого закона природы - смерти.

Общественные ступени жизни
Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие - в совершенстве.

Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой,

Ибо следовать по чужому пути опасно.

Бхагаван Кришна

Для успешного достижения любой из четырех целей общества каждому человеку необходимо выполнять свой долг.

Личные обязанности человека определяются действительным уровнем его способностей. Для определения способностей человека Ведические писания советуют пользоваться устройством ВАРН - общественных ступеней и АШРАМОВ - духовных ступеней развития.

Великий законодатель Ману, прародитель человечества, учит: люди разделяются естественным развитием на четыре касты: ведуны, витязи, веси и судры.

ВЕДУНЫ - те, кто способен держать под контролем ум и чувства, обладают терпимостью, простотой, чистотой, знанием, правдивостью, верой в ведическую мудрость и преданностью Господу. Они преподавали все разделы ведического знания, были священнослужителями и совершали ведические обряды.

ВИТЯЗИ - те, кто обладает доблестью, силой, решительностью, находчивостью, отвагой в бою, благородством и умением руководить. Хотя они и изучали Ведические писания, но никогда не выступали в роли проповедников и учителей. Их обязанность - сражаться за справедливость.

ВЕСИ - те, кто занимается земледелием, торговлей, выращиванием и охраной коров. Корова считается одной из матерей человека, так как кормит его своим молоком, поэтому по нормам арийцев убийство коров считается варварством. Как царь обязан защищать своих подданных, так веся должен защищать коров. Когда животное умирает насильственной смертью, его развитие останавливается, ему придется вновь родиться в таком же теле и прожить до естественного конца всю жизнь, приобретя тем самым полный опыт жизни. Кроме того, убийца и его жертва являются одним организмом, так как на уровне биосферы они неотделимы друг от друга; их можно сравнить с разными "существами" внутри человеческого тела: например, если лимфоцит вредит красному кровяному тельцу, то он приносит вред всему организму, а значит и самому себе.

Если замедляется развитие жертвы, то, естественно, замедляется развитие всей биосферы, а значит, и развитие убийцы, и по закону Кармы вся греховная ответственность за совершенные действия ложится на него, созидая его судьбу как в этой, так и в следующей жизни.

Ведическое общество не нуждается в индустриальном развитии и урбанизации. Согласно утверждениям Вед, можно жить счастливо, имея немного земли, выращивая на ней зерно и содержа коров, ибо обогащает страну не мышечный труд - как это утверждают демоны , пытаясь оправдать диктатуру пролетариата и ГУЛаги, подготавливая таким образом сознание человечества к подчинению единоличной диктатуре антихриста, - а экспорт зерна, являющегося чистейшим даром Природы.

Но если продаются цветные металлы, нефть и другое сырье, чтобы купить хлеб, страна не только не обогащается при этом, а приводит свой народ к обнищанию и впрягает его в колониальное ярмо других стран, дающих хлеб. Поэтому богатство весей составляют не деньги, а коровы, зерно, молоко и масло. Но, тем не менее, они носят драгоценности, красивую одежду и даже золото, получая их в обмен на свои сельскохозяйственные продукты.

СУДРЫ - это те, кто служит трем остальным кастам, ибо они не имеют склонности к интеллектуальной, военной и торговой деятельности и, как следствие, довольны своим положением.

Долг всех четырех каст - непричинение вреда, правдивость, честность, чистота и самообладание. Включение в одну из каст зависит от личных природных способностей и наклонностей, наглядно прослеживающихся по той жизненной цели, которую человек избрал себе для достижения. Этой целью могут быть:

КАМА - вожделение, бесконтрольная деятельность жизненных чувств: это состояние судры;

АРТХА - выгода, осуществление желаний, сознательно контролируемое: это состояние веси;

ДХАРМА - ответственность за правильность действий: это состояние витязя;

МОКША - освобождение, жизнь в духовности и проповедование вероучения: это состояние ведуна.

Каждая из каст имеет свое соответствие с вечными гунами или качествами природы и отражает следующее:

Судры - ТАМАС - тьму, неведение, инерцию, кинетическую энергию;

Веси - ТАМАС-РАДЖАС - соединение неведения и активности; раджас - страсть, ускорение, потенциальная энергия;

Витязи - РАДЖАС-САТТВУ - соединение правильной активности и просветления;

Ведуны - САТТВУ - просветление, покой, равновесие.

Судры поэтому живут в страхе и унынии;
веси - в горе и радости;
витязи - в гневе и ярости;
ведуны - в спокойствии и умиротворении.

Так отметила природа каждого человека признаками своей касты - преобладанием в нем одной или соединением всех трех гун в разных соотношениях, уровнем сознания и отношением к жизни. Те, кто находится под влиянием тамас гуны, воспринимают мир в черно-белом наваждении приятных и неприятных ощущений; находящиеся под влиянием раджас гуны воспринимают его в заблуждении непрерывно сменящегося многоцветия своих страстей; а восприятие находящихся под влиянием саттва гуны искажены наложением позитивов добродетели на негативы пороков; лишь те, кто не совершая никаких усилий, в любых ситуациях оставясь раскованными и естественными в безразличном спокойствии Ведения, достигают освобождения от власти морока.

Согласно своей карме и в соответствии с уровнем своего развития живатма созидает свое органическое тело в определенной гуне.

Именно от этого зависит уровень сознания людей, определяющий их варну. Однако на духовном уровне не существует ни кастовых, ни каких-либо других материальных различий. В то же время на материальном уровне эти различия дают возможность каждому члену общества всецело отдать себя служению Верховному Богу. В Бхагавад-гите Господь Кришна говорит: "Те, кто находит прибежище во Мне, будь они даже низкого рождения - женщины, веси /торговое сословие/ и судры /рабочий класс/ - могут достичь высшей цели" (БГ, 9.32).

Ведические писания утверждают, что такой общественный строй является самым совершенным, потому что его создал не человек, а Сам Бхагаван Кришна, сказавший в Бхагавад-гите: "В соответствии с тремя гунами материальной природы и деятельностью, связанной с ними, Мною были созданы четыре касты человеческого общества" (БГ, 4.13). Иначе говоря, система варна-ашрама существует со времени возникновения человечества. Вишну Пурана /3.8.9/ поясняет далее: "Верховная Личность, Господь Вишну, должен почитаться надлежащим исполнением предписанных обязанностей в системе четырех варн и четырех ашрамов".

Сторонники устройства варна-ашрама-дхармы (Варна-ашрама-дхарма - "вар" - цвет эфирного тела, соответствую -щий уровню развития человека, духовная ступенька жизни; "ашрам"-"шрам" - отметина, определенная общественная ступенька, соответствующая возрасту; "дхарма" - от слова "хара " - центр) утверждают, что идея истинного коммунистического общества была заимствована именно из нее - именно это устройство обеспечивает осуществление основного закона коммунизма: "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". И хотя в ней присутствует возможность выродиться в систему наследственных каст, тем не менее, каждая варна определяется уровнем сознания, наклонностями и способностями каждого человека, а не его происхождением; изначальная структура этой системы была дана Творцом - она логична и естественна.

В действительности общество обретает благополучие только тогда, когда люди, принадлежащие к этим естественным ступеням общества, сотрудничают друг с другом во имя духовного развития. Бхагавата Пурана /1.3.13/ говорит об этом так: "Высочайшее совершенство , которого может достичь человек, состоит в исполнении предписанных обязанностей в соответствии со своей варной и своим ашрамом, удовлетворяя этим Всевышнего Господа".

Очевидно, что понятие культуры чрезвычайно близко к понятию общества, а в ряде аспектов даже сливается с ним. Поэтому в некоторых традициях (например, в деятельностном подходе) очень сложно выявить значимые различия в употреблении этих понятий.

Тем не менее в современном обществознании при анализе культуры принято уделять особое внимание содержательным сторонам деятельности человека, определяемым ценностями, нормами, символами и т.д. В таком отношении культура понимается как совокупность образцов поведения, идеалов, знаний, задающих программу действий для общества. При этом культурные идеалы в общественной жизни могут и реализовываться, и не реализовываться.

Проще всего отношение общества и культуры представить на примере компьютера, который состоит из связанных между собой элементов - карт памяти, процессора и т.д. Если эти детали и связи между ними сравнить с обществом, то культуру можно сравнить с программой, запущенной на компьютере.

Таким образом, общество обычно понимается как форма реально существующих отношений, которая представлена индивидами, социальными группами и отношениями между ними, а культура - как содержание этих отношений, которое представлено в системе норм, ценностей и символов.

Человек приобщается к культуре в процессе совместного труда, образования и общения, читая книги, посещая музеи, воспринимая таким образом ценности и нормы, транслируемые от поколения к поколению.

Традиции и инновации. Традициями называются исторически сложившиеся идеи, обычаи, нормы, в течение долгого времени передающиеся от поколения к поколению. Они составляют «коллективную память» различных социальных групп, позволяют сохранить преемственную основу их развития. Благодаря традиции человек, входящий в социальную жизнь, не начинает с «чистого листа»: в своей деятельности он может опереться на опыт предшественников. В каждой группе, сообществе, организации сохраняются свои особые традиции; именно с их многообразием связано многообразие культур.

Инновации - нововведения, создающие предпосылки для социальных изменений (новые ценности, принципы, образцы, изобретения и т.д.); они противопоставляются традициям. Инновации представляют собой механизм развития общества как динамичной системы. С развитием общества изменяются и условия жизни человека. Привычный традиционный уклад жизни может уже не соответствовать изменившимся требованиям. Для того чтобы решить возникшие задачи, в культуру вводятся инновации. Например, воздействие промышленности на природу приводит к изменению климата и загрязнению атмосферы; угроза экологического кризиса требует инновационного мышления, т.е. заставляет общество формулировать новые ценности и принципы отношения к природе.

Инновация - отражение творческого характера человеческой деятельности, его стремления к поиску новых норм, ценностей и символов. Полезные инновации, которые проходят испытание временем, закрепляются в культуре и со временем могут стать традициями.

Не всегда поиск нового будет удачен: некоторые инновации могут оказаться нежизнеспособными или даже опасными для общества. Например, появление и распространение новых иностранных слов иногда разрушительно влияет на национальный язык. Часто оказываются нежизнеспособными попытки бездумного переноса чужого опыта (образовательных моделей, экономических взаимоотношений) на отечественную почву. Опасны научные открытия, предназначенные для применения в военной сфере (атомное или бактериологическое оружие).

Традиция направлена в прошлое, инновация - в будущее. Традиция является статичным полюсом культуры, своеобразным «якорем», обеспечивающим стабильность общественной жизни. Инновация выступает пол юсом динамики, изменений, творчества. Хотя традиции и инновации противоположны друг другу, для существования и устойчивого развития общества нужны и те, и другие.

В разные моменты социального развития соотношение традиций и инноваций в культуре может меняться. Например, в традиционном обществе удельный вес традиций очень высок, а в индустриальном приветствуются инновации. Это связано с тем, что традиции больше востребованы в группах и обществах, которые существуют в сложных условиях на грани выживания, - в первобытном обществе, крестьянской общине. Для выживания выгодны традиционные нормы, испытанные многими поколениями предков, в то время как непроверенные временем инновации могут быть опасны. Наоборот, в переходные периоды, когда старая система ценностей уже не способна поддерживать стабильность, необходимы инновации. Поэтому соотношение между традициями и инновациями зависит от состояния и типа общества, его конкретных потребностей и условий жизни.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Культура есть деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В узком смысле под культурой понимают содержательный аспект деятельности человека, определяемый ценностями, нормами, образцами.
  • 2. Для развития культуры требуется сбалансированное сочетание традиций и инноваций. Традициями называют исторически сложившиеся идеи, обычаи, нормы, в течение долгого времени передающиеся от поколения к поколению. Инновации - культурные нововведения, формирующие предпосылки для социальных изменений.

ВОПРОСЫ

  • 1. В чем состоят основные отличия природы от культуры? Какие характеристики являются для них общими?
  • 2. Как соотносятся понятия «общество» и «культура»?
  • 3. Каким образом современный человек приобщается к культуре? Какие основные препятствия могут возникнуть на этом пути?
  • 4. Назовите примеры традиций и инноваций в современной культуре. Какие положительные и отрицательные моменты можно в них усмотреть?
Культурология: конспект лекций Еникеева Дильнара

1. Культура и общество

1. Культура и общество

Каково культурное содержание социума? Ответить на данный вопрос помогает само определение культуры:

1) культура выступает как система социально приобретенных и передаваемых (транслируемых) из поколения в поколение различного рода символов, ценностей, норм, т. е. того культурного содержания, при помощи которого люди организуют свою жизнедеятельность;

2) культуру можно обозначить как систему ценностей и убеждений, которые выражаются через социальный инструментарий (а именно – через традиции, язык, различные нормы, формы поведения) и с помощью этого инструментария упорядочивается социальная жизнь людей и осуществляется их взаимодействие;

3) культура является системой внебиологически выработанных механизмов, а также системой коллективно разделенных ценностей, присущих определенной группе людей.

Кроме того, можно выделить следующие социальные функции культуры:

1) функцию стимулирования, которая выражается в том, что культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, на достижение которых направлена человеческая деятельность;

2) функцию программирования – поскольку культура является совокупностью знаков и символов, которые фиксируют социальный опыт;

3) функция реализации указывает на то, что активность человека реализуется в рамках культуры, а также в ходе этой активности происходит воспроизводство уже имеющихся, и вновь создающихся культурных образцов;

4) регулирующую функцию. Культура регулирует деятельность человека посредством традиций, ритуалов, ценностей, знаков.

Таким образом, культура является важным элементом процесса социализации, а именно воспитания и образования.

В культурологии как науке изучением взаимоотношений культуры и общества занимается социология культуры, которая включает в себя социологическую теорию, а с другой стороны – философию и теорию культуры. Социология культуры – это дисциплина, объектом изучения которой являются общества как социокультурные системы, а также различные субкультуры социальных групп, образований и культурное пространство человека и индивида.

Предметом социологии культуры являются определенные социальные и культурные механизмы и закономерности развития культуры как элементы социальной системы.

Задачи социологии культуры:

1) изучить культурную деятельность социальных обществ;

2) исследовать особенности функционирования социокультурных институтов;

3) определить причины и противоречия в развитии и функционировании самой культуры.

Из книги Писатель и самоубийство автора Акунин Борис

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

23. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси История Древнерусского государства началась задолго до принятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.Самые ранние сведения о Древнерусской культуре

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

1. Культура и общество Каково культурное содержание социума? Ответить на данный вопрос помогает само определение культуры: 1) культура выступает как система социально приобретенных и передаваемых (транслируемых) из поколения в поколение различного рода символов,

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство Художественная деятельность – это особый вид человеческой активности, уникальный в его отношении к культуре. Это единственная деятельность, смыслом которой является создание, хранение, функционирование

Из книги Писатель и самоубийство. Часть 1 автора Акунин Борис

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,

Из книги Цивилизации Древнего Востока автора Москати Сабатино

Общество Каждое общество в известный исторический момент имеет определенную склонность к самоубийству. Э. Дюркгейм С точки зрения социологии самоубийство - одна из моделей так называемого девиантного поведения, область социальной патологии - наряду с наркоманией,

Из книги Викинги [Потомки Одина и Тора (litres)] автора Джонс Гвин

Из книги Многослов-2, или Записки офигевшего человека автора Максимов Андрей Маркович

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Общество См. главу «Гражданское общество».

Из книги Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. автора Рашид Ахмед

Из книги Логическая социология автора Зиновьев Александр Александрович

Из книги Мир современных медиа автора Черных Алла Ивановна

4. Западнистское общество Словом «западнизм» я называю социальный строй современных стран западного мира. К числу этих стран относятся США, Франция, Германия, Англия, Италия, Канада, Австралия, Австрия, Бельгия и другие западноевропейские страны. Я не называю социальный

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Раздел III Общество, культура и масс-медиа Если попытаться охарактеризовать в самом общем виде роль современных СМИ в сфере культуры и шире – их воздействие на общество в целом, то можно выделить по крайней мере две основные характеристики:1) медиа представляют собой

Из книги Культура и мир автора Коллектив авторов

Общество и культура при Ярославе С именем Ярослава связано развитие русского законодательства.Законодательная деятельность Ярослава говорит о расширении и укреплении княжеской администрации. Княжие посадники, тысяцкие, данщики, вирники, мечники, ябетники, мостники

Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторов

С. Н. Иконникова. Мировая культура и пост-культура

Из книги автора

Современное общество, массовая культура и масс-медиа Вмешательство средств массовой коммуникации в традиционную картину мира происходило в течение всего ХХ века и острее всего ощущалось в сфере культуры. Общество постепенно становилось все более информированным,