Народы мира, разнообразие стран. Экономически развитые страны Европы

Земля - планета людей

Население различных территорий земного шара отличается своими расовыми, этническими (от греч. «этнос» - народ), языковыми, религиозными особенностями, которые тесно связаны с природными особенностями территории.
Расы человека . Ученые-этнографы выделяют три наиболее крупные расы человека: европеоидную , монголоидную и негроидную .
Для европеоидов характерны волнистые или прямые мягкие волосы, светлая или смуглая кожа, узкий нос, тонкие или средней толщины губы. Они населяют главным образом Евразию и Северную Америку.
Для монголоидов характерны прямые жесткие темные волосы, желтоватый оттенок кожи, уплощенное лицо, узкие глаза. Они населяют преимуще-ственно Азию и Америку. Для негроидов характерны курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа, карие глаза, широкий нос, толстые губы. Они населяют в основном Африку и Океанию.
Смешанные расы формировались не только в древности и в средневековье, но и в новые и новей-шие времена. Примерами смешанных рас могут быть метисы и мулаты Америки.
На Земле проживает 3-4 тысячи народов. Наиболее крупные народы мира: русские, американцы США, бразильцы, индийцы, китайцы, японцы.
Русские относятся к европеоидной расе со всеми характерными для нее внешними признаками. Народ населяет Россию и прилегающие к ней территории. Кроме того, русские проживают в США, Канаде, Бразилии и других странах.
В истории русского народа постоянно имело место освоение свободных или слабозаселенных соседних земель, что сказалось на разнообразии бытовых особенностей населения, диалектов (говора), фольклора, обрядов, жилища.
Основой русской национальной одежды считаются мужская или женская рубаха, сарафан, лапти, а зимой - валенки. Традиционное русское жилище - это срубная изба с русской печью.
Мировую известность имеют русские народные промыслы: камнерезное искусство Урала, вологодские кружева, лаковая миниатюра Палеха и Федоскино, роспись по металлу Жостова, золотое шитье Торжка.
Американцы . Если такие народы, как русские, китайцы, японцы, насчитывают многовековую историю, то американцы сформировались как народ лишь в конце XVIII в. на стыке всех трех рас, а также европейской, индейской и африканской культур.
Коренными жителями Америки являются индейцы. Это название было дано им в XV в. испанскими мореплавателями, которые приняли открытые земли за Индию. Для индейцев - прекрасных охотников и рыболовов - был характерен полукочевой образ жизни. Жилища индейцев - типи и вигвамы - приспособлены для этого. Традиционная одежда: рубаха, штаны из кожи и мокасины.
XVI век в истории США ознаменован великим «переселением народов»: на территорию страны хлынул поток европейских колонистов, в основном из Англии, которые стали вытеснять коренных жителей на менее удобные земли. Этот период известен не только как время постоянных конфликтов между аборигенами и европейскими переселенцами, но и как начало взаимопроникновения разных культур. Например, индейцы научились у европейцев использовать в хозяйстве лошадей, а европейцы узнали многие продовольственные культуры, например кукурузу.
В XVII-XIX вв. на территорию США стали ввозить негров - рабов из Африки в основном для работы на сельскохозяйственных плантациях Юга.
От смешения индейцев с европейскими переселенцами произошла многочисленная смешанная раса - метисы, а от смешения с африканским населением - мулаты.
В современной культуре американцев значительно негритянское влияние, особенно в музыке и танцах. Блюз, джаз, кантри и другие музыкальные направления имеют в основе негритянский фольклор.
Китайцы - самый крупный по численности народ мира. Он принадлежит к монголоидной расе. Этот народ насчитывает многовековую историю, культуру и традиции. Китайская цивилизация - одна из самых древних.
Быт китайцев достаточно прост. Традиционная пища - вареный рис, лепешки, лапша. Однако стоит заметить, что китайская кулинарная энциклопедия насчитывает 40 томов.
Традиционное жилище китайцев - фанза. В костюме китайцев преобладают так называемые распашонки, причем женская и мужская одежда мало отличается друг от друга.
Традиционные ремесла - ткачество, гончарное дело, плетение, резьба по дереву, камню, кости, лепка, расписной и резной лак, вышивание. Известностью пользуется китайский фарфор.
Индийцы - общее название народов, населяющих Индию. Преимущественно индийцы принадлежат к европеоидной расе. Культура Индии - одна из древнейших в мире. Храмы, скальные монастыри, богато украшенные скульптурой, дворцы и мавзолеи привлекают в Индию множество туристов.
Наиболее распространенный тип жилища индийцев - прямоугольный дом со стенами из обожженного кирпича с плоской крышей и внутренним двором. Традиционная одежда индийцев - сари, кофты и юбки у женщин, у мужчин - штаны и рубахи. Женщины обычно покрывают голову краем сари или шалью. Мужчины носят тюрбаны.
Разнообразны ремесла индийцев. Они искусные мастера резьбы по слоновой кости, рогу, дереву, изготовлению статуэток, гравировки по металлу, ювелирных украшений, шалей, хлопчатобумажных тканей, парчи, ковров, кружев.

Чувственное восприятие форм культуры в детстве проникает во внутреннюю жизнь ребенка, в его внутренний мир, и оно «работает» на протяжении всей жизни человека, формируя познавательные и духовные потребности, нравственные понятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с многообразием стран и народностей

Дошкольный возраст – это период, когда ребёнок делает «первые шаги» на пути постижения мира. На этом возрастном этапе он «открыт» тому, что его окружает, достаточно быстро накапливает как эмоциональный, так и интеллектуальный опыт взаимодействия с миром. Дошкольник познаёт мир посредством чувственных ощущений, игры, движения, фантазии, общения со взрослыми и сверстниками, взаимодействия с информацией. Чувственное восприятие форм культуры в детстве проникает во внутреннюю жизнь ребенка, в его внутренний мир, и оно «работает» на протяжении всей жизни человека, формируя познавательные и духовные потребности, нравственные понятия. Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. Свою национальность почти половина детей осознает к шести годам, к девяти годам о ней знают все дети. Причем у представителей этнических меньшинств это происходит обычно раньше, чем у русских. К сожалению, часто о своей национальности дети узнают не из уст родителей, а через так называемые межнациональные конфликты: почти 19% корейских, 16% еврейских, 12% армянских, 8% таджикских детей, проживающих в России узнали о своей этнической принадлежности, когда их обидели, оскорбили, подрались с ними из-за их национальности. При этом во всех опрашиваемых группах высок процент тех, кто испытывал стыд за людей своей национальности: школьники очень остро реагируют на неблаговидные поступки соплеменников и резко осуждают их.

В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей..." (ст. "Принципы государственной политики в области образования"). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".

Для того, чтобы работа по ознакомлению дошкольников с многообразием стран и народностей была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

Проведение подвижных игр народов мира;

Проведение праздников и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

Театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
- изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; -- знакомство детей с традициями народов разных стран, с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах.

Литература:

Синягина Н. Ю. Поликультурное воспитание: ответ на угрозы современного общества . http://www.icp-ua.com/ru/node/933 .

Современный детский сад. №7, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных информационных технологий при ознакомлении дошкольников с историей, культурой и бытом Кубани».

Эта консультация для педагогов.В ней расскрываются современные информационные технологии, их применение в детских садах....

«Ознакомление дошкольников с природой Кубани и традициями казачества» из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Гаврилко Ирины Николаевны

Данный материал это описание опыта работы Гаврилко И.Н. в направлении ознакомления дошкольников с традициями казачества и природой Кубани...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией "Ходит капелька по кругу"

В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. Поэтому в работе поставленны следующие з...

Народы мира,
разнообразие стран
УРОК ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ.

Проверка домашнего задания:
1. Плотность населения –
2. Наибольшая плотность расселения в районах –
3. Наименьшая плотность расселения в районах –
4. Приведите два примера способов адаптации к природным
условиям –
5. Урбанизация это -
6. Агломераии это -

Этносы.
Каждый человек принадлежит к какому-либо народу (этносу) -
исторически сложившейся группе людей, которая осознаёт своё
единство и отличие от других народов.
Народы различаются по одному или по многим признакам - языку,
способу ведения хозяйства, обычаям, куль туре, внешнему облику,
религии и т. д. Как правило, каждый народ прожи вает на
определённой территории и говорит на одном языке. Бывают ис
ключения из правил. Так, цыгане живут в разных странах мира, они
не имеют определённой территории; до середины XX в. своей
территории не было у евреев. Существуют разные этносы,
говорящие на одном и том же языке, например шотландцы
практически полностью переняли английский язык; немцы,
австрийцы и многие швейцарцы говорят на немецком.

Число народов на Земле непостоянно.
Исчезновение одних и появление других народов
на отдельных территориях чаще всего связано с
миграци ями. Народы смешивались, воспринимали
Америки - индейцев.
языки и обычаи других этносов. Китайскому и
индийскому этносам несколько тысяч лет.
Американский, бразильский и другие народы
Америки, которые сложились в результате
миграций, очень молоды. Эти народы составляют
потомки представителей разных рас (негроидов,
европеоидов, монголоидов): европейских пересе
ленцев, африканских рабов и коренных жителей

Языки народов мира.
По оценкам учёных, народы Земли говорят при мерно на 3000-6000 языках.
Близкие по происхождению языки объединя ются в группы, а группы - в
языковые семьи.
Работа с текстом учебника
Самая большая языковая семья - ?
На языках этой семьи говорит - ?(рис. 31).
Где расселялись - ?
Почему различались их языки - ?
Самый распространённый язык индоевропейской семьи - ?
Сколько на нём говорит жителей и каких стран - ?
Сколько в мире человек говорят на английском языке и где проживают - ?

К широ кому распространению в мире английского языка, на
котором в настоящее время говорят около 500 млн человек,
привела колонизация Северной Аме рики и Австралии в XVIII-XIX вв.
англоговорящими европейцами. На ис панском и португальском
языках говорят не только в Европе, но и в Ла тинской Америке -
так называют территории Южной и Центральной Америки, где
живут потомки испанских и португальских переселенцев. На
русском языке говорят жители России, русским владеют многие
жители бывших республик СССР.
Китайский язык, на котором говорит самый многочисленный народ
мира (китайцев более 1300 млн), относится к сино-тибетской
семье. На арабском языке афразийской семьи говорят арабы
(около 300 млн), живущие в раз ных странах Азии и Африки.

Разнообразие стран и их населения.
Вопросы, важные для всех стран мира, обсуждаются в Организации
Объединённых Наций (ООН), которая объединяет 193 независимых
государства. Всего на Земле более 200 стран. Число их меняется, так
как одно государство может распасться на ряд стран (Советский
Союз, Чехословакия, Югославия) или, наоборот, могут объединиться
два государства (Германия). Страны различаются размера ми
территории и численностью населения (рис. 32, 33).
Страны имеют разное государственное устройство. В государствах-
мо нархиях верховная власть принадлежит одному человеку -
монарху. В настоящее время монархическую форму правления
сохраняют 30 госу дарств мира. Большинство монархических
государств принадлежат к госу дарствам с конституционной
монархией: власть монарха ограничена, зако ны принимает
парламент, делами занимаются премьер-министр и прави тельство
(таковы Великобритания, Испания, Япония). Но существуют и
абсолютные монархии (например, Бруней). Большинство стран мира
- республики, верховную власть в этих государствах выбирает
народ.

Есть страны однонациональные: большинство жителей
принадлежат к одному народу, говорящему на одном языке.
Среди славянских стран это, например, Польша, Чехия. Другие
страны - многонациональные, напри мер Россия, Украина. В
некоторых странах несколько государственных языков. В Канаде
их два - английский и французский, а в маленькой Швейцарии -
четыре: немецкий, французский, итальянский, швейцар ский
ретороманский.
Страны могут договариваться между собой о сотрудничестве и
созда вать международные объединения - военные (НАТО -
Организация Се вероатлантического договора), экономические и
политические (Европей ский союз), торговые (ВТО - Всемирная
торговая организация).

Выводы
Родственные языки объединены в
языковые семьи.
Малые народы Земли и их языки
находятся под угрозой исчез новения.
На Земле более 200 больших и малых
стран, среди которых есть республики и
монархии.

Современная представлена почти 230 странами и территориями, а суверенными из них являются около 190. Есть среди них есть огромные по площади, такие как Россия, США, а есть маленькие - Ватикан, Лихтенштейн. Одни страны богаты национальностями и народами, другие - природными ресурсами. Для выделения проводится огромная статистическая работа.

Сложно представить, каким был бы наш мир, если бы он был одной большой страной. Обладал бы он той уникальностью, которую несут все страны мира, их обычаи, традиции, культура. Ведь уникальность истории, формирования экономики, политики и социальной жизни граждан представляют огромный интерес для всех. Развитие капитализма также во многом сыграло свою роль. Некоторые страны пытались пропускать некоторые эволюционно сложившиеся ступени, и поэтому оказались сейчас именно там, где они находятся. Страны бывают самыми разными и могут делиться по разным типологическим признакам. Многообразие стран современного мира показывает исторический путь развития человечества, благодаря чему у нас есть возможность отследить основные стадии развития общества и всех его элементов. Опыт, получаемый во время таких исследований, является чрезвычайно важным для построения успешной мировой экономики и обеспечения достаточного дохода для всех людей.

Экономическая классификация

Многие люди помнят: школа, тема "Многообразие стран современного мира", география, 10 класс. И учительница, которая рассказывает о том, что страны бывают развитые, с переходной экономикой и развивающиеся. А в основе этой классификации лежит развитость рыночной экономики. Именно она является одним из ключевых факторов успешного функционирования страны.

Для определения того, к какой категории принадлежит та или иная страна, исследователи принимают во внимание такие показатели, как уровень жизни населения, внутренний валовой продукт, структура экономики в разрезе отраслей, степень развитости информационных технологий.

Экономически развитые страны

Вернемся же в школу. Все тот же урок географии "Многообразие стран современного мира". Учительница спрашивает Иванова, а что же такое экономически развитые страны? А он и ответить-то ничего не может, кроме того, что "развитые значит развитые". Действительно, необходимо понимать, кто кроется за понятием "развитость страны".

Страны Большой семерки: США, Великобритания, Канада, Франция, Япония, Германия, Италия - типичные примеры развитых стран. Проанализировав их положение, можно сказать, что признаками развитости страны являются:

  • хороший уровень жизни людей;
  • обрабатывающая промышленность и сфера услуг преобладают во внутреннем валовом продукте;
  • общество высоко информатизировано и вообще информационные технологии находятся на высокой ступени своего развития.

В силу разной скорости экономического развития и особенностей стран существуют подтипы экономически развитых стран:

  • главные;
  • экономически развитые страны Европы;
  • страны "переселенческого капитализма".

Главные страны

Как уже было отмечено выше, к главным странам относятся страны Большой семерки. В мировом производстве они занимают львиную долю: более 50% промышленности и 25% всей сферы услуг. Учитывая тот факт, что число главных стран в разы меньше числа оставшихся, то масштабы их деятельности можно считать огромными, а экономику мощной. Они вносят свою долю в многообразие мира. 10 класс, уже упомянутый, задал интересный вопрос: а куда же относится Россия? Исследователи пока не могут дать точный ответ и ведут споры, в какую группу она входит. Но большинство мнений на данный момент - Россия относится к экономически развитым странам.

Экономически развитые страны Европы

Многообразие стран современного мира в этой категории представлено Швейцарией, Бельгией, Нидерландами, Австрией, Скандинавскими странами и др. Когда мы произносим эти названия, в голову сразу приходит образ: политическая стабильность, население живет хорошо, высокий внутренний валовой продукт, импорт и экспорт находятся почти в идеальном соотношении.

Чем же они отличаются от главных стран? Здесь имеет значение международное разделение труда. Экономически развитые страны Европы более узко специализированы, поэтому они больше зависят от доходов, которые им дает банковское дело, туризм, торговля в виде посредничества и др.

Страны "переселенческого капитализма"

К данной категории относятся бывшие колонии Великобритании, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика. Эти страны характеризуются сохранением своей международной специализации - они экспортируют сырье и сельскохозяйственную продукцию. Отличает их от развивающихся стран тот факт, что специализация на аграрной и сырьевой отраслях строится на высокой производительности труда, также этому способствует развитая внутренняя экономика.

Страны с переходной экономикой

Пришла очередь на вопросы учительницы отвечать Соловьеву. Но ему ничего не страшно, потому что география - это его любимый урок. Многообразие стран современного мира его тоже не пугает. Соловьев четко отвечает (и правильно), что страны с переходной экономикой характеризуются тем, что в них на данный момент происходят различные процессы по преобразованию экономической деятельности в сторону внедрения рыночных механизмов.

К таким странам относятся страны Восточной и (бывшие социалистические), Прибалтика, а также СНГ. В этих мировых субъектах происходит укрепление в экономике института частной собственности, централизованная экономика сменяется "невидимой рукой рынка", потребительский рынок насыщается разнообразными товарами. Некоторые страны смогли сделать этот переход мягким с помощью "бархатных" революций, то есть проводили постепенные реформы без сильных потрясений общества. Сложившиеся за десятилетия хозяйственно-экономические связи были "разрушены" цивилизованно.

Развивающиеся страны

Продолжается урок "Многообразие стран современного мира". 10 класс затрудняется дать ответ на вопрос, какие страны являются развивающимися. И чем они отличаются от стран с переходной экономикой. Развивающиеся страны - это подавляющее количество стран всего мира, их около 132. Азия, Африка и Латинская Америка - это места их концентрации. Среди них можно увидеть много бывших зависимых и колониальных стран. Здесь проживает 80% всего населения.

Развивающиеся страны характеризуются тем, что они уже осуществили переход к рыночной экономике, но они сильно зависят от экспорта, в особенности экспорта топлива и сырья. Экономические процессы в таких странах строятся на взаимосвязи с экономикой развитых стран. Для развивающихся стран характерен низкий и средний уровень доходов.

Физико-географические страны

Мы рассматриваем многообразие стран современного мира и переходим к другому критерию их типологии. Страны также делятся по физико-географическому признаку.

Этому критерию в школе не уделяется много внимания, так как экономическая классификация считается самой важной с учетом происходящих в обществе процессов глобализации и интеграции. Но для того чтобы увидеть полнейшую картину нашего мира, учителям стоит включать эту типологию в урок. Многообразие стран современного мира в этом случае выглядит так: единство геоструктуры и движения земной коры и однородность рельефа определяют такие страны-зоны, как Арктика, Северная, Восточная и Средняя Европа, Средиземноморье, Центральная, Восточная, Северная, Юго-Восточная Азия и др.

Историко-культурная классификация

История и культура также вносят свой вклад в многообразие стран современного мира. Их основные типы по этим критериям - это, например, западно- и центральноевропейские, восточноевропейские, кавказские, среднеазиатско-казахстанские, сибирские, среднеафриканские и др. Историко-культурная классификация очень обширная и как никакая другая отражает настоящее многообразие стран современного мира.

В этой типологии страны выделяются по общности исторической судьбы, развитию социальной и экономической сферы, развитию культурных традиций, обычаев и укладу быта. Материальная и духовная культура (фольклор, традиционные искусства, национальные обряды) - главное проявление историко-культурных стран. Историко-культурная классификация является опорой и базой для исследовательской работы в этнографии - науки об особенностях какого-либо народа.

Многообразие стран современного мира огромно. Каждая страна является уникальной - свои исторически сложившиеся традиции и менталитет, экономика и политика, социальная сфера и культура. Типология стран помогает видеть исследователям мировые тенденции и закономерности развития нашего общества. А знание определенных законов может помочь в предотвращении мировых кризисов и разрешении общечеловеческих глобальных проблем. Ведь международная интеграция, как любое явление в нашей жизни, имеет две стороны - плюсы и минусы. И в силах людей остается не допустить большого влияния минусов на мировое благополучие, спокойную обстановку и достойный уровень жизни каждого человека.

В.И. Зименкова,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 46», г. Арзамас

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ СТРАН И НАРОДОВ МИРА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ СОВМЕСТНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «КРУГОСВЕТНОЕ ТУРНЕ»

Аннотация . В учебно-методической разработке проекта «Кругосветное турне» представлен возможный вариант организации образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с многообразием стран и народов, воспитанию толерантности и уважения к народам других стран через мир сказки.

Пояснительная записка

Исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает «формирование первичных представлений … о многообразии стран и народов мира». При этом в современном мире всё более актуальной становится проблема воспитания у детей интереса и уважения к культурам разных стран.

Современный ребёнок всё чаще познаёт мир через экран. Экран монитора (телевизора, телефона, компьютера, интернет-планшета и т.п.) формирует представления дошкольника о том, как живут люди в разных странах, какие отношения существуют в мире взрослых, какие поступки надо совершать и пр. Но поданная с экрана картинка оставляет мало места для фантазии, воображения, ребёнок получает информацию о мире в готовом виде.

Дошкольник ХХI века должен познавать мир не только визуально. Задача взрослого – пробудить интерес ребёнка к новому, к тому, чего не увидишь в планшете. Как это сделать?.. Знакомить ребёнка с разнообразием стран и народов можно с помощью художественного текста. А поскольку сознание детей лучше воспринимает сказочный мир, развитие познавательной мотивации и воображения может осуществляться посредством сказок писателей разных стран.

Данный проект – это организация образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с многообразием стран и народов, воспитанию толерантности и уважения к народам других стран через мир сказки, его великолепие и очарование.

Цель проекта – формирование у детей 6-7 лет первичных представлений о многообразии стран и народов мира посредством сказок писателей разных стран.

Задачи проекта :

1) Способствовать развитию любознательности, познавательной мотива-ции, воображения и творческой активности детей.

2) Обогащать сознание детей содержательно-упорядоченными сведениями о мире, закрепить элементарные географические представления детей.

3) Содействовать формированию заинтересованного, уважительного отношения к народам других стран, осознанию ребёнком того, что все народы ценят трудолюбие, верность, честность.

Вид проекта : информационный.

Продолжительность : среднесрочный (с сентября по апрель)

Участники проекта :

    воспитанники подготовительной к школе группы,

    воспитатели группы,

    музыкальный руководитель,

    родители (законные представители) воспитанников.

Методы и формы работы :

    «клуб путешественников»:

Познавательные вечера «Сейчас узнаем»;

Познавательные сообщения педагога «Знаете ли вы?»;

    «комната сказок»:

- «В этот вечер у нас…»;

- «Ожившие страницы» (просмотр мультфильмов по мотивам сказок);

    «музыкальная гостиная» (знакомство с музыкальными произведениями, имеющими в основе сказку).

Ожидаемые результаты :

    коллаж «Карта путешествий» (фиксирование на карте мира столиц, флагов, достопримечательностей стран и другой информации);

    альбом «Записная книжка путешественника» (краткие сведения о странах; азбуки разных стран; портреты авторов сказок; творческие работы детей по сказкам; фотографии результатов творческой деятельности (постройки из песка и снега по мотивам сказок, семейных творческих работ) и др.);

    «Библиотечка группы» (иллюстрированные издания сказок разных стран);

    «Книга сказок» (записи придуманных детьми сказок, историй, связанных с конкретной страной).

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный (сентябрь).

1. Педагогическая диагностика; анкетирование родителей.

2. Обсуждение темы вместе с детьми.

3. Работа в «Модели трёх вопросов» (уточнение того, что дети знают, что хотят узнать, что предполагают сделать для того, чтобы узнать).

4. Совместное планирование действий в Центрах активности («Полочка умных книг», «книжный уголок», «уголок продуктивной деятельности»), запись детских идей и идей педагогов.

5. Обеспечение проекта:

Материально-техническое (компьютерная техника (ноутбук, принтер, проектор, экран, колонки), расходные материалы (бумага, краски, фломастеры, клей, пластилин и др.);

Учебно-методическое (детская познавательная и художественная литература).

II этап – основной (сентябрь – март).

1. Пополнение предметно-развивающей среды, её презентация на ежеднев-ном утреннем групповом сборе.

2. Самостоятельная работа детей в Центрах активности.

3. Совместная образовательная деятельность («Клуб путешественников», «Комната сказок», «Музыкальная гостиная»), пополнение «Карты путешествий», «Записной книжки путешественника», «Книги сказок».

4. Обсуждение результатов на ежедневных итоговых групповых сборах.

III этап – заключительный (апрель).

Презентация результатов проекта:

Деловая часть: презентация результатов проекта;

- «парадная» часть: праздничное событие «Кругосветное сказочное турне».

План-график мероприятий (основной этап)

Сказки А.С. Пушкина:

«Сказка о золотом пе-тушке»

« »

«Сказка о попе и о ра-ботнике его Балде»

« »

« »

Московский Кремль и Красная площадь.

Храм Василия Блажен-ного.

Памятники А.С. Пуш-кину

«Клуб путешественников» :

Познавательный вечер «Сейчас узнаем», создание коллажа «Карта путешествий» (Москва, российский флаг, фотографии достопримечательностей);

Познавательные сообщения «Знаете ли вы?», пополнение альбома «Записная книжка путе-шественника» (портрет А.С. Пу-шкина, рисунки детей по про-читанным сказкам; фотографии результатов творческой деятель-ности (постройки из песка по мотивам сказок, семейных творческих работ) и др.).

«Комната сказок» :

- «В этот вечер у нас»: чтение, прослушивание сказок в аудио-записи;

- «Ожившие страницы»: прос-мотр мультфильмов «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке».

«Музыкальная гостиная» : опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказ-ка о царе Салтане».

«Библиотечка группы» : попол-нение иллюстрированными изда-ниями сказок А.С. Пушкина.

Итоговое мероприятие :

Выставка рисунков и поделок по сказкам А.С. Пушкина;

Литературно-музыкальная гос-тиная «Пушкиниана».

3-4 недели сентября;

1 неделя октября

«Путешествие в Германию»

Сказки Братьев Гримм:

«Госпожа Метелица»

«Белоснежка и семь гномов»

«Бременские музыкан-ты»

«Мальчик-с-пальчик»,

«Храбрый портной»

«Горшочек каши»

«Рапунцель»

«Волк и семеро козлят»

Город Берлин: Бранден-бургские ворота, Часы мира, берлинский зоо-парк.

Средневековые замки Германии: замок Гоген-цоллерн, замок Нойш-вайнштайн.

Город Бремен и Рыноч-ная площадь: скульп-турная композиция «Бременские музыкан-ты».

«Комната сказок» :

- «В этот вечер у нас…»: чтение сказок;

- «Ожившие страницы»: прос-мотр мультфильмов «Госпожа Метелица», «Белоснежка и семь гномов», «Бременские музыкан-ты».

«Клуб путешественников» :

Познавательные сообщения «Знаете ли вы?», пополнение альбома «Записная книжка путешественника» (краткие све-дения о стране; азбука; портрет писателей; рисунки детей по сказкам; фотографии результатов творческой деятельности (пост-ройки замков из песка), семей-ных творческих работ) и др.).

«Музыкальная гостиная» : «Странствующие музыканты-трубадуры».

«Библиотечка группы»

Итоговое мероприятие :

Выставка детских и семейных творческих работ.

2-3 недели октября

«Путешествие в Швецию»

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

А. Линдгрен:

«Рони – дочь разбой-ника»

«Карлсон, который жи-вёт на крыше»

Музей Нобеля

«Комната сказок» :

- «Ожившие страницы»: прос-мотр мультфильмов «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», «Карлсон, который жи-вёт на крыше».

«Библиотечка группы» : попол-нение иллюстрированными изда-ниями сказок.

«Клуб путешественников» :

Познавательный вечер «Сейчас узнаем», создание коллажа «Карта путешествий» (столица, флаг, достопримечательности);

Познавательные сообщения «Знаете ли вы?», пополнение альбома «Записная книжка путешественника» (краткие све-дения о стране; портрет писа-телей; творческие работы детей по сказкам).

4 неделя ок-тября

1 неделя но-ября

«Путешествие в Данию»

Сказки Г.Х. Андерсена:

«Снежная королева»

«Дюймовочка»

«Принцесса на гороши-не»

«Огниво»

«Гадкий утёнок»

Копенгаген: замок Ро-зенборг, Королевский парк, памятник Андер-сену.

Трубочисты.

Парк развлечений Лего-ленд в Биллунде.

«Комната сказок» :

- «В этот вечер у нас…»: чтение;

- «Ожившие страницы»: прос-мотр мультфильмов «Снежная королева», «Дюймовочка», «Ди-кие лебеди», «Русалочка» .

«Библиотечка группы»

«Клуб путешественников» :

Познавательный вечер «Сейчас узнаем», создание коллажа «Карта путешествий» (столица, флаг, достопримечательности);

Познавательные сообщения «Знаете ли вы?», пополнение альбома «Записная книжка путешественника» (краткие све-дения о стране; портрет писа-теля; творческие работы детей по сказкам; фотографии результатов творческой деятельности (пост-ройки из снега по мотивам сказок, семейные творческие ра-боты).

2-3 недели ноября

«Путешествие в Финляндию»

Сказки Туве Янссон:

«Всё о Муми-троллях»

«Ёлка»

«История о последнем на свете драконе»

Долина Мумми-Трол-лей.

Деревня Санта-Клауса.

Арктический центр «Арктикум».

«Комната сказок» :

- «В этот вечер у нас…»: чтение;

- «Ожившие страницы»: прос-мотр мультфильмов о Мумми-Троллях.

«Клуб путешественников» :

Познавательный вечер «Сейчас узнаем», создание коллажа «Карта путешествий» (столица, флаг, достопримечательности);

Познавательные сообщения «Знаете ли вы?», пополнение альбома «Записная книжка путешественника» (краткие све-дения о стране; портрет Т. Янс-сон; фотографии результатов творческой деятельности (пост-ройки из снега по мотивам сказок);

Познавательное сообщение «19 ноября – день рождения Деда Мороза».

3-4 недели ноября

«Путешествие во Францию»

Сказки Ш. Перро:

«Красная Шапочка»

«Золушка, или хрус-тальная туфелька»

«Спящая красавица»

«Подарки феи»

«Пряничный домик»

«Кот в сапогах»

«Мальчик-с-пальчик»

Париж и Эйфелева башня.

Символ страны – петух.

Полишинель – аналог Петрушки.

Пер Ноэль – новогод-ний волшебник и тра-диции празднования Нового года.

Французские замки.

Багет и круассан.

Пирожные, салаты.

«Комната сказок» :

- «В этот вечер у нас…»: чтение;

- «Ожившие страницы»: прос-мотр мультфильмов «Золушка», «Кот в сапогах», «Пряничный домик».

«Музыкальная гостиная» :

Балет П.И. Чайковского «Спя-щая красавица»,

Балет С.С. Прокофьева «Зо-лушка».

«Библиотечка группы» : попол-нение иллюстрированными изда-ниями сказок Ш. Перро.

«Клуб путешественников» :

Познавательный вечер «Сейчас узнаем», создание коллажа «Карта путешествий» (столица, флаг, достопримечательности);

Познавательные сообщения «Знаете ли вы?», пополнение альбома «Записная книжка путешественника» (краткие све-дения о стране; портрет писате-ля; творческие работы детей по сказкам; фотографии результатов творческой деятельности (пост-ройки из снега по мотивам сказок, семейных творческих работ) и др.).

Итоговое мероприятие : празд-ник «Новогодняя сказка (по сказке «Спящая красавица»).

1-3 недели декабря

«Путешествие в Италию»

Дж. Родари:

«Путешествие голубой стрелы»

«Чиполлино».

Карло Коллоди «Прик-лючение Пиноккио»

Рим и Венеция: амфи-театры, гондолы, вене-цианский карнавал.

Вулкан Этна.

Фея Бефана и её ново-годние сюрпризы.

Комедия, её персонажи: Арлекин, Коломбина, Пьеро.

Олива, её значение и особенности.

Национальные блюда: пицца, паста (макаро-ны).

«Комната сказок» :

- «В этот вечер у нас…»: чтение;

- «Ожившие страницы»: прос-мотр мультфильмов «Голубая стрела», «Чиполлино».

«Клуб путешественников» :

Познавательный вечер «Сейчас узнаем», создание коллажа «Карта путешествий» (столица, флаг, достопримечательности);

Познавательные сообщения «Знаете ли вы?», пополнение альбома «Записная книжка путешественника» (краткие све-дения о стране; портреты писа-телей; творческие работы детей по сказкам; фотографии резуль-татов творческой деятельности (постройки из снега, семейные творческие работы) и др.).

«Музыкальная гостиная» : «Ита-льянские песни. Серенада».

«Библиотечка группы» : попол-нение иллюстрированными изда-ния сказок.

Итоговое мероприятие : «Карна-вал».

2-4 недели января

«Путешествие в Великобрита-нию»

А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».

Х. Лофтинг «Путешест-вия доктора Дулиттла».

Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес».

Д. Биссет «Миранда-пу-тешественница»

Лондон: что такое мо-нархия; Королева Вели-кобритании; Букингем-ский дворец; Тауэр.

Биг-Бэн.

Английское чаепитие.

Леди и джентльмены.

Университеты Англии.

Изобретение телефона.

Панч и Джуди – аналог Петрушки.

«Комната сказок» :

- «В этот вечер у нас…»: чтение;

- «Ожившие страницы»: прос-мотр мультфильмов «Винни-Пух», «Алиса в Стране чудес».

«Клуб путешественников» :

Познавательный вечер «Сейчас узнаем», создание коллажа «Карта путешествий» (столица, флаг, достопримечательности);

Познавательные сообщения «Знаете ли вы?», пополнение альбома «Записная книжка путешественника» (краткие све-дения о стране; портреты писа-телей; творческие работы детей по сказкам; фотографии резуль-татов творческой деятельности (семейных творческих работ и др.).

«Библиотечка группы» : попол-нение иллюстрированными изда-ниями сказок.

1-3 недели февраля

«Путешествие в Индию»

Р. Киплинг:

«Маугли»

«Золотая антилопа»

Мавзолей Тадж-Махал.

Храм Лотоса.

Дворец ветров.

Гималаи, Эверест (Джо-молунгма).

Факиры, заклинатели змей.

Индийские джунгли.

Индийский чай.

«Комната сказок» :

- «В этот вечер у нас…»: чтение;

- «Ожившие страницы»: прос-мотр мультфильма «Золотая антилопа»;

«Музыкальная гостиная» : зна-комство с музыкой Индии.

«Клуб путешественников» :

Познавательный вечер «Сейчас узнаем», создание коллажа «Карта путешествий» (столица, флаг, достопримечательности);

Познавательные сообщения «Знаете ли вы?», пополнение альбома «Записная книжка путешественника» (краткие све-дения о стране; творческие рабо-ты детей по сказкам; фотографии результатов творческой деятель-ности (семейных творческих работ).

2-3 недели марта

«Путешествие в Китай»

«О том, как по живот-ным счёт годам вести стали»

«Почему солнце восхо-дит, когда кричит петух»

«Сказка о чае»

Эверест (Джомолунгма)

Великая Китайская стена.

Пагода.

Император.

Символ Китая – панда.

Бамбук.

Рис, его возделывание.

Изобретение бумаги, шёлка.

Каллиграфия.

Военное искусство.

Традиции заваривания чая.

«Комната сказок» :

«Клуб путешественников» :

Познавательный вечер «Сейчас узнаем», создание коллажа «Карта путешествий» (столица, флаг, достопримечательности);

Познавательные сообщения «Знаете ли вы?», пополнение альбома «Записная книжка путешественника» (краткие све-дения о стране; китайская пись-менность; творческие работы детей (каллиграфия) и др.).

«Музыкальная гостиная» : музы-ка Древнего Китая.

Досуг «Пасха в разных странах».

4 неделя марта

Путешествие в

Японию

«Страна восходящего солнца»

«День мальчиков»

«День девочек»

Гора Фудзияма.

Национальный парк

Дайсецуан.

Снежные обезьяны.

Сад камней.

Традиции любования луной, снегом.

Искусства: икебана, оригами, каллиграфия.

Иероглифы.

Национальные блюда: суши, роллы.

Японская чайная церемония.

«Комната сказок» :

- «В этот вечер у нас…»: чтение.

«Клуб путешественников» :

Познавательный вечер «Сейчас узнаем», создание коллажа «Карта путешествий» (столица, флаг, достопримечательности);

Познавательные сообщения «Знаете ли вы?», пополнение альбома «Записная книжка путешественника» (краткие све-дения о стране).

Итоговое мероприятие : досуг «Сказочное чаепитие». (Приложение 1 )

1-2 неделя

апреля

3 неделя

Литература :

    Гризик, Т.И. Познавательное развитие детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с. – (Радуга).

    Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет: методические рекомендации для воспитателей / Т.И. Гризик, Е.В. Глушкова, И.Г. Галянт и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2012. – 178 с.: ил. – (Радуга). – С. 102-111.

    Планирование работы в детском саду с детьми 6-7 лет: методические рекомендации для воспитателей / И.Г. Галянт, Е.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.: ил. – (Радуга). – С. 36-67.

    Путешествие по миру: энциклопедия для детей 5-7 лет / Л.В. Филиппова, Ю.В. Филиппов, А.М. Фирсова и др. – М.: Просвещение, 2013. – 71 с.: ил.

    Соловьева, Е.В. Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет в детском саду: методическое пособие для воспитателей / Е.В. Соловьева, Л.В. Редько. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с. – (Радуга). – С. 42-54.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

Приложение 1

Досуг «Сказочное чаепитие»

( с участием родителей )

Цель : способствовать расширению кругозора, проявлению познавательной активности детей и формированию толерантности в процессе знакомства дошкольников с традициями чаепития в культурах разных стран; содействовать формированию интереса и уважения к традиции своей страны, показывая её различие и сходство с культурными традициями других стран; закреплять представления о странах мира.

Оборудование . Набор посуды для чайных церемоний, самовар, чашки с блюдцами, стол, скатерть; чайник с горячей водой; сорта чая (чёрного и зелёного, травяной); ноутбук, колонки, мультимедийная установка.

Ход досуга.

Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики. На экране появляется озвученный слайд 1 «Оле-Лукойе» :

«Здравствуйте, ребята! Я рад встрече с вами. Как вы уже знаете, я знаю много сказок и очень люблю их рассказывать. Недавно я рассказывал вам сказки о чае, давайте вспомним их. (Ответы детей ). И сегодня, хочу отправить вас путешествовать в новую сказку. А поможет нам в этом песня…»

Песня «Сказки гуляют по свету»

На экране демонстрируется слайд 2 «Сказка начинается»

Воспитатель . Зонтик Оле-Лукойе раскрывается, и наша сказка начинается.

На экране демонстрируется слайд 3 «Сказка о том, как Иван-чай лень прогнал»

(«Сказку» рассказывают родители воспитанников группы .)

1-й родитель . «Жил когда-то давно Иван – крестьянский сын. Любил он хорошо потрудиться и чаю напиться. Куда ни пойдёт – чайку с собой возьмёт. И прозвали его за это люди Иван-Чаем.

Шаталась как-то по свету старуха Лень, и захотелось ей позабавиться, людей бездельем заразить. Видит: ни свет – ни заря Иван-Чай в поле пашет. Ну она и давай к нему приставать: то с одной, то с другой стороны к нему подкрадётся. Но Иван не поддаётся, пашет себе землю да над Ленью смеётся. А та отстать не хочет, руки-ноги ему щекочет. Рассердился тут Иван, что есть мочи заорал:

Я лопатою тебя огрею, уходи старуха-Лень, убирайся поскорей.

Испугалась Лень Ивана и в лесок заковыляла.

Тут люди в поле пахать вышли. Обрадовалась Лень и снова на поле пришла. Давай приставать то к одному, то к другому. Всех на землю свалила, бездельем заразила. Один спит – посапывает, другой храпит – похрапывает, третий свистит – посвистывает. Один Иван-чай пашет себе да пашет. Устанет – чаю напьётся, сил наберётся и опять за дело возьмётся. Видит он: дело плохо, работать в поле некому. Давай будить одного, другого, ничего не выходит. Два дня спали, на третий – дождь собрался. Закричал тогда Иван, руки к небу приподнял:

Дождик, дождичек, полей, прогони отсюда Лень.

Припустил Дождь что было мочи. Лень испугалась и убежала прочь. Пробудились люди, да только сил ни у кого нет подняться, за дело взяться. Пошёл Иван тогда на болото, нарвал розовых цветов, сварил чай и давай всех поить-отпаивать, от лени вылечивать. Солнце вышло, землю осветило. Люди поднялись, да за дело принялись. Говорят, что Иван долго потом на свете жил, чаем всех людей лечил. Много лет прошло с тех пор. Нет давным-давно Ивана, но и сейчас растут на земле розовые цветы, которые в народе называют иван-чаем». (Слайд 4 «Иван-Чай» )

Воспитатель . Ребята, скажите мне, о чем была эта сказка? (Ответы детей .) Молодцы, ребята! А давайте мы с вами, как Иван, прогоним лень.

Динамическая пауза.

Вот Иван попил чайку (имитация )

От лени отмахнулся (движения рук в стороны )

Повернулся, улыбнулся (повороты в стороны с улыбкой )

Руки к небу он поднял (руки вверх )

Дождичек позвал (движения рук к себе )

Пробудились сразу люди (потягивание )

Расцвели цветы (руки вверх с раскрытыми ладонями )

Дружно все пошли трудиться (шагают )

В поле у реки (разведение рук в стороны )

Воспитатель . Ребята, а вы любите чай, как Иван? (Ответы детей. ) А вы знаете, как возникла традиция пить чай? (Дети: «Нет!» ) А хотите узнать? (Согласие детей .) Для этого нам надо отправится в путешествие, хотите? (Согласие детей .) Тогда сориентируемся по карте, куда мы отправимся. Где мы сейчас находимся, в какой стране? (Дети называют и показывают на карте. ) У нас в ыращивают чай в Краснодарском крае. (Показывает на карте. ) А отправимся мы из России сюда… в Китай (показывает ), и сюда… в Японию (показывает ), и ещё сюда… в Англию (показывает ). Сначала предлагаю отправиться в страну, где родилась легенда о чае, согласны? (Согласие детей .)

Звучит китайская музыка , демонстрируется слайд 5 «Сказка о чае»

2-й родитель . Добро пожаловать в Китай! Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

3-й родитель . У китайского народа есть своя «Сказка о чае»:

«Давным-давно высоко в горах затерялась небольшая деревушка с названием Драконов колодец. И в ней было всего около десяти домов, да и те разбросаны по склонам окрестных гор. В дальних горах крестьяне сажали бамбук, а в ближних – злаки. Работали они от зари и до зари, но сытыми никогда не бывали, на самом краю деревни стояла ветхая хижина, крытая соломой, в которой жила старуха. Ни детей у нее не было, ни мужа, и доживала она свой век как перст одна. Она не могла уже подниматься в горы и обрабатывать землю. Сил едва хватало на то, чтобы ухаживать во дворе за десятком старых чайных кустов. Кусты старились вместе со своей хозяйкой, и она собирала с них раз в год не больше нескольких цзиней грубых темно-зеленых листочков.

В жизни этой женщине пришлось хлебнуть немало горя, но она сохранила свою доброту, несмотря на все невзгоды, и сейчас старалась, как могла, скрасить жизнь окружающим. Каждый день она брала несколько листков, заваривала чай и ставила его у дверей своей хижины, чтобы односельчане, спускавшиеся с гор после работы, могли утолить жажду.

Однажды в канун Нового года, когда в горах валил густой снег, в деревне готовились к празднику. Все запасы у старухи иссякли, если не считать нескольких чайных листьев, но она все же решила не изменять заведенному обычаю. Поднявшись спозаранок, старуха опустила эти листья в котел, залила кипятком и поставила настаиваться вблизи очага. Вдруг снаружи послышался шум. Дверь распахнулись, и на пороге появился запорошенный снегом старик. Старуха торопливо подошла к нему:

Почтеннейший, в горах снег, пережди немного в моем доме.

Незнакомец стряхнул с себя снег, прошел в комнату, и любопытный взгляд его остановился на очаге:

Хозяйка, а что у тебя в котле

Чай настаиваю, – ответила ему старуха.

Гость очень удивился:

До Нового года осталось уже немного времени. Завтра у всех большой праздник и во всех семьях колют бычка, барашка или кабанчика, чтобы умилостивить предков, а ты только чай завариваешь!

Я слишком бедна, – горько вздохнула женщина, – мне нечего принести в жертву предкам, зато я каждый день готовлю чай и угощаю им своих односельчан.

Неожиданно для нее незнакомец, рассмеялся:

Что ты жалуешься на бедность, когда во дворе у тебя спрятано сокровище!

Услыхав это, старуха вышла во двор отыскать место, где может быть, спрятано сокровище. Но там все было как обычно: около сарая, крытого лапником стояли две скамьи, да в углу была треснутая каменная ступка, в которой еще с прошлого года прел мусор. Ничего нового во дворе не появилось. Незнакомец вышел вслед за хозяйкой и указал на ступку:

Вот твое богатство!

Да разве ж ступка может быть богатством? – изумилась старуха. Видно незнакомец насмехается надо мной, подумала она и добавила:

Если она тебе нравится, можешь забрать её!

Как же я могу взять у тебя эту драгоценность даром! – воскликнул тот, – продай мне эту ступку. Если согласна, то я схожу за людьми, чтобы помогли мне унести её.

Незнакомец, довольный сделкой, ушел. Старуха долго рассматривала ступку, но никак не могла понять, чем же она понравилась гостю, и решила, что негоже продавать такую грязную вещь. Вытащила она из ступки мусор и зарыла его под чайными кустами. Затем старуха налила в ступку воды, вымыла ее, а грязную воду выплеснула под те же кусты. Она уже закончила работу и любовалась чистой ступкою, когда вернулся незнакомец с деревенскими парнями. При виде вымытой ступки он истошно завопил:

Что ты наделала? Куда делось богатство?

Никак не ожидала старуха, что труды ее вызовут столь сильный гнев, и прямо-таки опешила:

Да я же только вымыла её!

Куда дела ты все, что было в ступке? – от нетерпения незнакомец, даже ногой притопнул.

Да вон, зарыла под чайные кусты.

Жалость-то какая! – дрожащим голосом воскликнул незнакомец. – Ведь этот мусор и был самым настоящим богатством, теперь оно перешло в чайные кусты.

Он махнул рукой и велел парням идти по домам. Новогодний праздник окончился, а вскоре и весна наступила. И вот нежданно-негаданно все чайные кусты во дворе покрылись множеством изумрудных листочков. Но когда старуха стала их собирать, то люди удивились еще больше: чайные листы были необыкновенно нежными, сочными и ароматными. Односельчане стали просить у старухи отростки от этих чудесных кустов и с тех пор вместо бамбука разводили в горах чайные плантации. Спустя годы чай с необыкновенным вкусом и ароматом, который готовили из листьев, собранных в этих местах, стали называть чаем «Драконов колодец». (Слайд 6 )

4-й родитель . В Китае чаепитие – это целая церемония, в которой используется специальная посуда. (Показ. ) Чайные чашечки, заварник и ча-хай устанавливают на специальный чайный столик. (Показ действий .) Чай засыпают в заварник и заливают кипятком. (Показ действий .) Первую заливку используют для того, чтобы смыть чайную пыль с заварки и дать толчок развития чаю. Вторую и последующие порции заливают в заварник (по мере выпивания чая), а настой переливают в ча-хай. (Показ действий .) Из этого сосуда чай разливается в высокие чашки, которые тут же накрываются широкими чашечками. (Показ действий .) Эта конструкция переворачивается и передается участникам чаепития. (Передаёт чашечку воспитателю .) Приподняв высокую чашку, её подносят к носу и медленно через неё дышат, наслаждаясь ароматом. (Показ действий .) Затем пьют чай.

Воспитатель . Какая интересная церемония чаепития в Китае! Говорят, что на праздничных чаепитиях китайцы, как и русские, любят танцевать.

Танец «Я живу в России»

Звучит японская музыка , демонстрируется слайд 7 .

5-й родитель . Добро пожаловать в Японию! Японцы пьют зелёный чай из специальной посуды – пиал. (Показ .) Для японцев главное – никуда не спешить, насладиться всем процессом чаепития. Для проведения чайной церемонии в Японии строят специальные чайные домики. Чайная церемония происходит так. В чайник заливают воду и иногда кладут бубенцы, тихий звон которых сообщает о том, что вода вскипела. Пока чайник закипает, хозяйка растирает листовой зеленый чай в пудру. (Показ действий .) Такой измельченный чай понемногу насыпают в небольшой чайник, сразу же доливают несколько капель кипятка и метелочкой взбивают до консистенции крема. (Показ действий .) Процедуру повторяют, пока чайник не наполнится доверху.

Сразу пить такой чай нельзя. (Передаёт пиалу воспитателю, который демонстрирует описываемые действия .) Сначала нужно поблагодарить хозяйку и поклониться, затем, поставив пиалу на левую ладонь, трижды повернуть ее против часовой стрелки. После этого чай пьют тремя глотками и в три приёма поворачивают пустую посуду по часовой стрелке. Полагается выразить восхищение чаем, а также чашкой, в которой его подали, и поблагодарить хозяйку дома. (Воспитатель выполняет соответствующие действия .) Японцы, как и русские, любят петь песни.

Песня «Дорогою добра»

6-й родитель . Про Японию и про чаепитие есть сказка «Дракон и волшебник»:

«Была на свете огненная гора. В этой горе жил волшебник. Волшебника звали Фудзи-сан. Ему очень нравилось жить в этой горе.

Здесь уютно и тепло! – говорил он каждый раз, ставя на вершину горы чайник.

Когда чайник кипел, окрестные жители видели, как из горы идет пар, и говорили:

Смотрите! Фудзи-сан опять чай пить собрался.

И вот однажды, когда Фудзи-сан уселся на вершину горы и посмотрел вниз, он увидел, что к нему в гости идет маленький дракон.

Никак Эндрью! – подумал он. – Наверное, идет чай пить.

Эндрью звали дракона, жившего со своей бабушкой в пещере у подножия горы.

А надо вам сказать, что бабушка дракона была самой симпатичной из всех драконовых бабушек. Больше всего на свете она любила выпить чашечку чаю. Но она была уже слишком стара и не могла сама подняться на гору. Вот Эндрью и надумал сходить к волшебнику за чашкой чаю для бабушки.

Но чем выше он взбирался на гору, тем горячее становилось под ногами. Наконец стало так горячо, что дальше идти он просто не мог.

Пришлось ему спуститься обратно в долину. Там он наломал толстых веток и сделал себе ходули. Шесть ходулей – для каждой ноги по ходуле. Потом опять полез на гору.

На этот раз он не почувствовал горячее земли под ногами и довольно быстро добрался до вершины.

Волшебник угостил его чаем с пирогом. А Эндрью рассказал Фудзи-сану про свою бабушку и про то, как ей хочется выпить горячего чая.

Я с удовольствием дам ей чашку чаю, – сказал Фудзи-сан. – Но ведь он остынет, пока ты доберёшься до пещеры.

И вместо чашки чаю он дал Эндрью большой чайник, очень милый маленький зеленый чайничек для заварки, две чашки и чай.

Вот, держи! – сказал он. – Теперь можешь готовить чай, когда тебе только вздумается.

Большое-большое спасибо! – сказал Эндрью. – Бабушка будет просто счастлива.

И он уже собрался уходить, да вспомнил, что им не на чем кипятить воду для чая.

Так возьми огня из моей горы – предложил волшебник.

Боюсь, я все не донесу, – сказал Эндрью. – У меня ведь все ноги заняты чашками и чайниками.

Волшебник на минуту задумался, потом сказал:

Ладно, сотворю чудо. Закрой глаза, вдохни и считай до десяти.

Эндрью выполнил все в точности.

Теперь выдохни, – сказал волшебник.

Эндрью выдохнул что было мочи, и из его пасти вырвался огонь. Он чуть не закашлялся. Но в общем ему это понравилось.

Теперь я настоящий дракон, – обрадовался он. – Настоящий огнедышащий дракон. Спасибо, Фудзи-сан!

Он попрощался и пошел домой в свою пещеру. Тут он налил в чайник воды, дохнул на него огнем, и чайник в два счета закипел. Эндрью заварил чай и отнес бабушке чашку чаю…

Спасибо, Эндрью, – сказала она. – Я очень люблю чай!

И так до сегодняшнего дня – как только драконы кончают извергать огонь в сказках, они идут домой и кипятят чай для своих бабушек».

Вот такая сказка. А написал её английский писатель Дональд Биссет.

Звучит английская музыка , демонстрируется слайд 8 .

7-й родитель . Добро пожаловать в Англию! Англичане предпочитают пить чёрный чай. Английский чай полагается пить с молоком, и пьют его в основном в публичных местах, где много народа – в так называемых «чайных садах». Англичане пьют чай три раза в день, строго в определенное время: утром – за завтраком (показывает время на часах ), потом в полдень, за ланчем, (показывает время на часах ) и обязательно вечером, ровно в 5 часов (показывает время на часах ).

Для чаепития нужны хорошие скатерти и чайные сервизы из серебра или китайского фарфора. Классический английский чайный сервиз состоит примерно из 30 предметов: 12 чашек с блюдцами, кувшина для молока, вазочки для варенья и сахара, тарелочки для лимона, заварочного чайника и подставки под него и многих других предметов. (Демонстрирует посуду .)

8-й родитель . Церемония чаепития проходит так. (Сопровождает рассказ показом действий .) Сначала необходимо тщательно разогреть чайник, потом засыпать заварку, сразу залить её кипятком и дать настояться. Заваренный чай кипятком разводить не принято. Чашки перед чаепитием сильно нагревают, затем вливают горячее молоко, а потом в молоко наливают чай. Англичане строго соблюдают это правило, и никогда не будут делать наоборот – наливать молоко в чай, так как считают, что вкус и аромат ухудшается. В Англии к чаю подают сэндвичи, тосты, булочки, печенье, клубничный джем, пирожные.

Игра «Приготовь стол к чаю» .

Звучит русская народная музыка , демонстрируется слайд 9 .

9-й родитель . Добро пожаловать домой, в Россию! В нашей стране чай появился давно, в 17 веке, но гораздо позже, чем в других странах. Монгольский хан вручил пакеты с чаем русскому послу в качестве подарка русскому царю. Чай царю понравился. Вначале его использовали как лекарство. Беднякам чай был недоступен, потому что стоил очень дорого. Многие люди в то время даже не знали, как нужно заваривать чай. Об этом даже шуточное стихотворение придумано:

Пятеро детей по очереди читают стихотворение.

1. Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как же этот чай варить.

2. Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок,

И приправил луку, перцу,

Да петрушки корешок.

3. Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подать.

4. Гости с барином плевались,

Сам он даже озверел,

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

5. Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить.

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

10-й родитель . Только позже чай стал доступным всем. И в каждой семье любили почаёвничать. На Руси пили чай из обыкновенного самовара. (Показ. ) Он был самым главным на столе. Чай заваривал хозяин, глава семьи, а разливала хозяйка. Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить. (Показ. ) Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску, т.е. сначала откусывали кусочек сахара, потом запивали чаем, вот так. (Показ. ) Также к чаю подавали баранки, несколько видов конфет, печенье и пироги. Любили веселиться – петь песни и конечно задорные частушки.

Дети исполняют «Чайные частушки» .

1. На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки.

2. Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

3. Посидеть за самоваром

Рады мы наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

4. Самовар поёт, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

5. Подавай мне чашку чая,

Ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю,

Наливай горячим чай!

6. В пляске не жалей ботинки!

Предлагаю чай друзьям.

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!

7. Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного крутого

Самоварного чайку!

Воспитатель . Ребята, мы сегодня узнали много интересного о традициях чаепития. И у нас с вами получилась своя сказка. Давайте поблагодарим Оле-Лукойе и наших родителей. (Высказывания детей )

Звучит музыка , демонстрируется слайд 10 .

Воспитатель . А теперь наши мамочки угостят нас вкусным чаем.

Дегустация чая .

Литература

1. Соловьева, Е.В. Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет в детском саду: методическое пособие для воспитателей / Е.В. Соловьева, Л.В. Редько. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с. – (Радуга). – С. 42-54.

2. Каплунова, И.М. Праздник каждый день. Старшая группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением // И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. – СПб.: Издательство «Композитор». – 2007 г. – С. 176, 226.

3. Чайное путешествие. Чайные церемонии в разных странах мира // .