Как связаны экономическая культура и деятельность. Каковы же основные элементы культуры? Активизация учебной деятельности

20. Экономическая культура. Богбаз10, §14.

20.1. Экономическая культура: сущность и структура.

20.2. Экономические отношения и интересы.

20.3. Экономическая свобода и ответственность.

20.4. Концепция устойчивого развития.

20.5. Экономическая культура и деятельность.

20.1 . Экономическая культура: сущность и структура .

Культурное развитие предполагает выделение культурного эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему. Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т.д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам.

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура личности есть органическое единство сознания и практической деятельности.

Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать её, но может и отставать от неё, мешать её развитию.

Структура экономической культуры :

1) знания (совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ) и практические умения;

2) экономическое мышление (позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации);

3) экономическая направленность (потребности, интересы, мотивы деятельности человека в экономической сфере);

4) способы организации деятельности;

5) нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней (бережливость, дисциплинированность, расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество).

20.2 . Экономические отношения и интересы .

От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. Экономические интересы людей выступают как отражение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателей (получение максимальной прибыли) и наёмного работника (дороже продать свои трудовые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений.

Экономический интерес – это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи.

Основное содержание экономической жизни общества составляет взаимодействие экономических интересов людей. Отсюда важная задача – выработать способы оптимального сочетания их интересов, их гармонизация. История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда – это насилие и экономический интерес.

Одним из способов экономического сотрудничества людей, главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики. Этот механизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде в рамки, позволяющие людям постоянно сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных условиях (Адам Смит о «невидимой руке» рынка).

В поисках способов гармонизации экономических интересов личности и общества были использованы и различные способы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Это привело к созданию особого элемента экономики – деловой этики, соблюдение норм которой облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха сегодня связывается, прежде всего, с морально-этическими, а затем с финансовыми моментами => «Честным быть выгодно».

20.3 . Экономическая свобода и ответственность .

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Экономическая свобода без регламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы. Поэтому государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения её развития. Экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. В природе экономической деятельности заложено противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой – необходимость считаться с интересами и ценностями общества.

Ответственность особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Вначале социальная ответственность связывалась прежде всего с соблюдением законов.

!!! Затем её необходимым признаком стало предвосхищение будущего (создание «завтрашнего потребителя», обеспечение экологической безопасности, социальной, политической, стабильности общества, повышение уровня образования и культуры). Социальная ответственность участников экономической деятельности сегодня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания. Обострение экологических проблем привело к изменению отношения предпринимателей к окружающей среде.

20.4 . .

В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. О необходимости перехода к «развитию без разрушения». о необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Концепция устойчивого развития – такого развития общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост - или по крайней мере неуменьшение - во времени всех этих активов (и не только экономический рост!). В соответствии с приведенным определением устойчивого развития главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой - инвестиции в людей - один из самых ценных активов любой страны.

Появление концепции устойчивого развития подорвало фундаментальную основу традиционной экономики - неограниченный экономический рост. Традиционная экономика утверждает, что максимизация прибыли и удовлетворение потребителей в рыночной системе совместимо с максимизацией благополучия людей и что недостатки рынка можно исправить государственной политикой. Концепция устойчивого развития полагает, что краткосрочная максимизация прибыли и удовлетворение индивидуумов-потребителей в конечном итоге приведет к истощению природных и социальных ресурсов, на которых зиждется благосостояние людей и выживание биологических видов.

В одном из основных документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) «Повестке дня на XXI век», в главе 4 (часть 1), посвященной изменениям в характере производства и потребления, прослеживается мысль, что надо идти дальше концепции устойчивого развития, когда говорится, что некоторые экономисты «ставят под сомнение традиционные понятия экономического роста», и предлагаются поиски «схем потребления и производства, которые отвечают существенным потребностям человечества».

Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности как производительность и прибыль. В то же время переход к «информационному обществу» - экономике нематериальных потоков финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности - приводит к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности: уже сейчас объемы финансовых сделок превышают объемы торговли материальными товарами в 7 раз. Новую экономику двигают не только дефицит материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний.

20.5 . Экономическая культура и экономическая деятельность .

Уровень экономической культуры личности влияет на успешность выполнения социальных ролей производителя, собственника, потребителя. В условиях перехода к новому, информационно-компьютерному способу производства от труженика требуется не только высокий уровень подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне, сколько самодисциплины и самоконтроля. Примером зависимости результативности экономической деятельности от уровня развития экономической культуры может служить японская экономика. Там отказ от эгоистического поведения в пользу поведения, основанного на правилах и таких понятиях, как «долг», «лояльность», «добрая воля» способствовал достижению индивидуальной и групповой эффективности и привёл к индустриальному прогрессу.

Каковы же основные элементы культуры?

При всем различии конкретных толкований, последовательности изложения в социологической литературе, как правило, рассматриваются следующие элементы:

    Язык как система знаков, наделенных определенным значением, которые используются для хранения, преобразования и передачи информации.

    Ценности, включающие смысложизненные ценности (представления о счастье, о цели, о смысле жизни), витальные, ценности общественного призвания, межличностного общения, демократических свобод, семьи). Верования, убеждения.

    Нормы, выражающие требования общества к поведению. Это волеизъявление, которое позволяет осуществлять социальный контроль и дает образец поведения.

    Сложные образцы поведения: обычаи, традиции, обряды. Обычаи представляют привычную социальную регуляцию, которая взята из прошлого. Традиции - элементы наследия, которые передаются из поколения в поколение и образуют преемственную связь в человеческой истории. Обряды - стереотипы символических коллективных действий, выражающих чувства.

Все эти элементы являются средством не только хранения и передачи опыта, но и средством преобразующей деятельности. Культура это не вообще сознание, не просто ряд духовных элементов (представления, знания, убеждения, ценности, нормы и др.), а способ, метод ценностного освоения действительности. Это умения и навыки применения знаний, норм и т.д. Это то, что воплощается в практической деятельности, в устойчивых повторяющихся образцах и моделях деятельности.

Функции культуры

Культура выполняет целый ряд функций. Прежде всего она выступает средством хранения и передачи человеческого опыта, т.е. выполняет функцию социальной памяти. Вместе с тем она не сводится к ней. Культура соединяет духовные богатства, накопленные человечеством в прошлом, и духовные ценности современного общества. Именно поэтому культура выполняет образовательную и воспитательную, коммуникативную и регулятивную функции. Индивид становится личностью по мере социализации, освоения культуры: знаний, языка, ценностей, норм, обычаев, традиций своей социальной группы, своего общества. Именно культура делает человека человеком. Она же осуществляет социальный контроль, стимулирует и регулирует его поведение. В. этом смысле культура - это человеческий срез истории. Будучи способом, средством социального воздействия, культура обеспечивает освоение и преобразование мира, т.е. выполняет инновационную функцию. И, наконец, культура выполняет функции интеграции и дифференциации общества. Освоение культуры формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе, народу, нации, религии и т.д. Культура в этом плане обеспечивает целостность общностей, общества. Вместе с тем сплачивая одних, она противопоставляет их другим и является источником дезинтеграции.

Методологические подходы к анализу культуры

Существуют различные методологические подходы к социологическому анализу культуры. Функциональный подход рассматривает в качестве основного элемента культуры ценности. По Т. Парсонсу, культура - организованная определенным образом система ценностей, соответствующая потребностям. Культура отличается стабильностью, устойчивостью. Различные культуры имеют много общего, поэтому естественным развитием является только эволюция.

Конфликтный подход анализирует культуру как динамическую, противоречивую систему, как арену конфликтов, порожденных неравенством людей. Ценности испытывают влияние других факторов, в частности, К. Маркс рассматривает их как производную экономических отношений. Существующие культурные системы не способны в равной мере обеспечить всех членов общества. Социальное неравенство приводит к постоянному социальному, напряжению, к революционным катаклизмам. Доминирующая культура - это, как правило, результат навязывания господствующей группой своих норм, ценностей. Она подчиняет другие группы, закрепляет отношения господства через ориентацию социальных институтов на ценности господствующей группы, стимулирует конфликты. Оба эти подхода имеют и свои преимущества, и недостатки. Функциональный подход вследствие своих исходных положений о стабильности культурных систем меньше уделяет внимания культурным изменениям и отклонениям. Конфликтный подход раскрывает противоречия культуры, анализирует источники развития. Вместе с тем, он чрезмерно подчеркивает различия культур, не видит общих черт.

Видимо, для обеспечения более полного анализа необходимо сочетать элементы различных подходов.

В свое время попытку соединить конфликтную и функциональную теории предпринял Р. Мертон. Он ввел понятие напряженности, взяв его из теории конфликта и применив к общему функциональному подходу. Продолжая эту тенденцию, Л. Козер подчеркивает функциональность самого конфликта. В отечественной философской и социологической литературе иногда противопоставлялись два подхода к характеристике культуры. Она рассматривалась либо как творческая деятельность либо как способ (технология) деятельности . В действительности, эти подходы дополняют друг друга. Культура как способ освоения мира обеспечивает творческий, преобразовательный характер деятельности.

Изменения культуры

Культура не является застывшей, раз навсегда данной. Она изменяется по мере развития потребностей общества. И эти изменения связаны с взаимодействием внутреннего саморазвития культуры с внешними факторами. Изменения в культуре происходят и под влиянием взаимодействия различных культур. Интересны в этом плане материалы Международного проекта "Ожидая изменения в Европе", который был разработан Международным исследовательским институтом социальных изменений. Сравнение ценностей соответствующих российских и европейских когорт свидетельствует, что различия между ними сокращаются, особенно в молодом возрасте. Новые поколения, формирующиеся в современных условиях, активно овладевают рядом западных социокультурных стандартов, предписаний, норм поведения. Однако это не исключает -своеобразия и даже уникальности российской ментальности . Социальные изменения проявляются в возникновении или исчезновении определенных элементов культуры, трансформации внешних и внутренних связей, которые отражаются в образе жизни индивидов.

Социальные изменения универсальны и вместе с тем вариабельны. Уровни, скорость социальных изменений возрастают с развитием общества. Они могут быть стихийными и планируемыми, отличаться по длительности и социальным последствиям., носить коренной или поверхностный характер, противоречивый и непротиворечивый. Рассмотренные в динамике социальные изменения представляют собой социальный процесс. Различают социальные процессы функционирования, обеспечивающие воспроизведение качественного состояния объекта, и социальные процессы развития, обусловливающие переход к качественно новому состоянию.

Развитие - это ни что иное, как необратимые закономерные изменения (состава, структуры), т.е. носящие характер коренных, качественных. По направленности развитие может быть прогрессивным и регрессивным. В социологической литературе разграничиваются два типа социальных механизмов изменения, развития: эволюционный и революционный и соответственно формулируются два методологических подхода к анализу изменений. При этом эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные, плавные количественно-качественные преобразования, революционные - как относительно быстрые, коренные качественные изменения. Эти подходы исходят из идеи поступательного развития как перехода от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Наиболее полно эволюционный подход представлен у Г. Спенсера, который рассматривает исторический процесс как часть глобальной эволюции мира. Критерием прогресса Г. Спенсер считал усложнение социальной организации общества.

Э. Дюркгейм, развивая эти идеи, обосновывает положение о том, что причиной и результатом растущего усложнения общества является разделение труда. Представители эволюционного подхода рассматривают развитие общества как постепенный переход от традиционного к современному обществу. У Ф. Тенниса в книге "Община и общество" критерием прогресса является изменение в системе связей и типе регуляции поведения. Если для традиционного общества, по Ф. Теннису, характерны неразвитая специализация, особое значение семьи и общины, общинных ценностей и религии, то для современного общества характерно появление специализированной профессиональной деятельности, крупных объединений людей, ослабление социальной солидарности, ориентация на личную выгоду. Если регуляция поведения в традиционном обществе осуществляется более всего на основе обычая, то в современном обществе преобладает регуляция на основе формализованных правовых норм.

На основе сравнения традиционного и современного общества возникла и теория индустриального общества, популярная в 60-х годах. Американский экономист и социолог У. Ростоу в книге "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест." говорит о пяти стадиях эволюции общества: 1) традиционное общество продолжается от первобытного общества до 1780 года (время создания паровой машины), 2) стадия подготовки перехода к индустриальному обществу, 3) индустриальное общество, 4) стадия зрелости индустриального общества, 5) стадия массового потребления. Критерий прогресса по Ростоу - изменения в характере производства и потребления. В 70-х годах получает развитие теория "постиндустриального общества", согласно которой общество в своем развитии проходит три стадии: 1) доиндустриальную (аграрную), 2) индустриальную, 3) постиндустриальную. 3. Бжезинский называет третью стадию технотронной, а А. Тоффлер - сверхиндустриальной. Если для первой стадии характерно преобладание сельского хозяйства, для второй - промышленности, то для третьей - сферы услуг. Каждая стадия имеет свою социальную структуру, цель, специфическую организацию. В постиндустриальном обществе это учреждения науки и образования, ученые. Стадии отличаются по первичным продукту и фактору производства, по основным технологиям, по роли человека. Для третьей стадии исходным продуктом являются услуги, знания и опыт человека, передовые технологии - организационные, информационные технологии. Человек выступает в роли творца. Современные теории преодолевают представления об однолинейном прогрессе, подчеркивают его многолинейность, многоплановость, особенно когда говорят о нынешнем развитии общества. Современный французский социолог Ж. Гурвич говорит, например, о десяти типах глобальных обществ: 1) харизматические теократии (типа древних Египта, Вавилона), 2) патриархальные общества, 3) феодальные, 4) города-государства, 5) общества становления капитализма (17-18 вв. в Европе), 6) общества конкурирующего капитализма (19 - нач. 20 вв.), 7) общество развитого капитализма, 8) фашистские общества на технико-бюрократической основе, 9) общества, опирающиеся на принципы коллективного централизованного этатизма, 10) общества, опирающиеся на принципы множественного децентрализованного коллективизма.

Марксизм предлагает концепцию революционного преобразования общества. Согласно марксизму общество в своем развитии проходит 5 основных стадий: первобытно-общинную, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Каждая из стадий представляет собой целостную общественно-экономическую формацию, в развитии которой особую роль играет материальное производство, экономические отношения. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию. Экономической основой революции является противоречие между постоянно развивающимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями, что выражается в обострении классовой борьбы. Социальные революции разрешают социальные противоречия и ускоряют развитие общества. Кроме эволюционного и революционного подхода, базирующихся на идее прогресса общества, существуют циклические теории развития общества, которые рассматривают отдельные типы культур как исторически замкнутые образования и анализируют циклы их развития. Видные их представители - немецкий ученый О. Шпенглер, английский историк А. Тойнби. О. Шпенглер выделял 8 культурно-исторических типов: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, византийско-аравийский, культура майя и русско-сибирская культура, каждый из которых уникален, своеобразен, подчиняется внутренним законам и вместе с тем проходит одни и те же стадии рождения, восходящего, а затем нисходящего развития и гибели. Восходящее развитие О. Шпенглер называет живой творческой историей-культурой, нисходящее - цивилизацией, которая содержит только мертвые продукты культуры.

А. Тойнби дает иное понимание цивилизации. Он называет цивилизациями все типы культур. Рассматривая цивилизацию, А. Тойнби выделяет 6 основных типов: 1) первичные обособленные цивилизации (египетская, андская), 2) первичные необособленные цивилизации (шумерская, минойская, индская, шапская, майя), 3) вторичные цивилизации (вавилонская от шумерской, древнеиндийская от индской, древнекитайская от шапской и т.д.), 4) третичные, дочерние (православно-христианская, русская, западная, арабо-мусульманская, японская, 5) застывшие цивилизации (эскимосская, спартанская, османская, кочевая), 6)неразвившиеся цивилизации (дальневосточная христианская, дальнезападная христианская). Критерием развития цивилизаций А. Тойнби считает наиболее полное развитие внутреннего самоопределения, заложенного в данной цивилизации . А. Тойнби дает сравнительный анализ цивилизаций, рассматривая особенности их развития. Из сказанного очевидно, что понятие "цивилизация" употребляется в социологии в различных смыслах. Цивилизация отождествляется с культурой (например, у А. Тойнби). Понятие цивилизация употребляется для характеристики более поздних, зрелых этапов в развитии общества (например, цивилизация в отличие от дикости и варварства у Моргана). Цивилизация рассматривается как особая сфера, часть культуры (например, у О. Шпенглера цивилизация - окостенелые, мертвые предметы культуры) . Цивилизация рассматривается как уровень культуры общества. В теории индустриального и постиндустриального общества выделяются такие виды (уровни культуры) как аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивилизация.

В современную эпоху все чаще понятие цивилизации употребляется для характеристики развития общества в целом. Широкое развитие средств массовой информации, компьютеризации. Информационных технологий превращает современное общество в информационное, для которого характерны значительно более тесные связи и взаимодействия. Человечество в связи с этим все более превращается в единую социокультурную целостность, единую цивилизацию с ее глобальными проблемами. Это сказывается и на общем процессе модернизации общества - совокупности перемен, которые охватывают все общество, все его стороны и элементы.

Существуют и иные позиции по вопросу развития цивилизаций. Известный американский геополитик С. Хантингтон выступил с концепцией неизбежного столкновения цивилизаций . Он определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга и прогнозирует значительные конфликты вдоль линии разлома между цивилизациями: западной (европейской и североамериканской), исламской, конфуцианской, православно-славянской и др. Можно ли согласиться с подобными прогнозами, отрицающими становление единой цивилизации? Можно ли согласиться, что источником конфликтов в будущем будут не экономические и политические противоречия, не противостояние идей, а различие культур? Представляется, что реальные процессы не дают оснований для таких выводов. За обострением национально-этнических отношений, за противостоянием религиозных движений обычно стоят определенные экономические и политические интересы.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое культура?

    2. Каково соотношение культуры и природы?

    3. Многообразие культур.

    4. Каковы основные элементы культуры?

    5. Различные методологические подходы к социологическому анализу культуры.

    6. Понятия социального изменения, развития.

    7. Что такое цивилизация?

Темы рефератов

    Культура и цивилизация.

    П. Сорокин о суперкультурах.

    Ценности как элементы культуры.

    Субкультура профессиональной деятельности.

Литература

    Витаньи И. Общество, культура, социология. - М.: Прогресс, 1984.

    Выготский Л.С. "Психология искусства. - М.: Наука, 1987.

    Докторов Б.З. Россия в европейском и социокультурном пространстве. // Социологический журнал, 1994, ь3.

    Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Наука, 1983,с. 33-36.

    Основы социологии. / Под ред. А.Г. Эфендиева. - М.: МГУ, 1993, с. 149-210.

    Смелзер Е. Социология. - М.: Наука, 1994, с. 40-68.

    Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука, 1972.

    Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991.

    Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования.1994. 1.

IV. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

Проблема личности - одна из важнейших в современной социологии. Невозможно анализировать социальные процессы, функционирование и развитие социальных систем, не обращаясь к исследованию сущности личности как субъекта социального поведения и общественных отношений, не изучая потребности, интересы, духовный мир личности, не анализируя сложные и разнообразные ее связи с социальной микро- и макросредой. Личность изучается различными науками. Философию интересует личность как субъект познания и творчества. Психология анализирует личность как устойчивую целостность психических процессов, свойств. Социолог изучает личность как элемент социальной жизни, раскрывает механизм ее становления под влиянием социальных факторов, механизм обратного воздействия на социальный мир, ее участие в изменении и развитии общественных отношений. Социология изучает связи личности и социальной группы, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения.

Понятие личности. Статус, социальные роли личности

Включение человека в общество осуществляется через разнообразные элементы социальной структуры (социальные группы, институты, социальные организации), через систему социальных ролей, которые он выполняет, через нормы, ценности общества, которые принимает. В социологии принято разграничивать понятия "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность". Понятие "человек" служит для характеристики его биосоциальной природы. Человек - это родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду, высшей ступени развития живой природы на нашей планете. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.

Понятие "индивид" характеризует отдельного человека. Понятие "личность" служит для характеристики социального в человеке. Социологию интересует человек как социальное существо, как продукт и субъект общественных процессов, как выражение общественных отношений. Личность можно определить как устойчивый комплекс качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена.

Формирование этих качеств и свойств во многом опосредовано биологическими особенностями индивида. Однако решающая роль в процессе становления личности принадлежит социальному воздействию, огромному множеству социокультурных факторов, вводящих человека в социальный мир. Каждый ли человек личность? Да, поскольку через систему своих социальных качеств он выражает черты данного общества, социальных групп и других социальных форм. Однако уровень развития личности может быть различным.

Индивидуальность - это то, что отличает одного человека от другого и как биологического, и как социального существа. Это его неповторимые индивидуальные особенности. Социологию интересует не сама по себе неповторимость, индивидуальность, а ее влияние, место в общественных процессах. Изучение личности требует выявления многообразных социальных связей личности с обществом, его элементами (социальными группами, институтами, организациями, ценностями и т.д.). Прежде всего необходимо выяснить место, положение личности в системе социальных общностей. Положение раскрывается через понятие статуса, т. е. позиции личности в социальной системе, связанной с принадлежностью к социальной группе и анализ ее социальных ролей и того, как она эти роли выполняет .

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Если первые определяются обстоятельствами, (например, статус горожанина) происхождением, местом рождения, то вторые - усилиями самого человека (например, статус специалиста). Статусы могут быть формализованными (например, директор предприятия) и неформализованными (лидер коллектива, группы). Статус и роль тесно связаны. Социальные роли - это те функции личности, которые обусловлены социальным статусом. Статус и роль отражают динамические и статистические аспекты социального положения . Если статус - это объективное, то социальная роль – единство объективного и субъективного. Статус обозначает место индивида в социальной системе, роль - это совокупность действий, которые должен выполнить индивид, занимающий данное место. Каждый статус обычно предполагает целый набор ролей. Содержание социальной роли диктуется обществом, его требованиями, включающими предписания, оценки, ожидания, санкции. Уровень выполнения этих требований зависит от того, как они преломляются в сознании личности и реализуются в ее деятельности. От специалиста, выпускника высшей школы, общество, например, ожидает компетентного решения задач профессиональной деятельности, высокого уровня нравственной и политической культуры. От отца - заботы о содержании и воспитании детей, от друга - понимания, сопереживания, готовности оказать помощь, поддержку.

Согласно Т. Парсонсу, любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности; 2) способом получения - одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта; 4) формализацией - действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией. Поскольку каждый человек одновременно выполняет множество социальных ролей, возможно возникновение межролевых конфликтов. Например, выполнение роли супругов, матери и отца и молодого специалиста, роли научного исследователя и преподавателя и т.д.

Так как вхождение в социальную роль может быть затруднено особенностями личности, уровнем ее способностей, подготовленности, ценностных ориентации, оценкой ролевых требований окружающими и другими моментами, возможно возникновение внутриролевых конфликтов. Исследование процесса адаптации молодого специалиста в трудовых коллективах показало, что внутриролевые конфликты возникают в связи с неподготовленностью выпускника осуществлению организаторской, воспитательной работы в коллективе, отсутствием умений, навыков научного общения, в связи с тем, что ориентация выпускника вуза на решение весомых и творческих задач зачастую не соответствует ориентациям предприятия на использование молодого специалиста в первые годы на исполнительской и часто нетворческой работе и др.

Учебное пособие

Методические указания и контрольные задания Учебное пособие для студентов заочного обучения инженерных специальностей Топалова... дипломных проектов и работ для всех специальностей Учебно -методическое пособие для студентов строительных и экономических...

Понятие экономической культуры

Экономической культурой общества называется система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, качество и уровень экономических знаний, действий и оценок человека, а также традиции и норм, регулирующие экономические отношения и поведение.

Экономическая культура диктует особое отношение к формам собственности, совершенствует предпринимательскую среду.

Экономическая культура представляет собой неразрывное единство сознания и практической деятельности, которое является определяющим в развитии экономической активности человека и проявляющееся в процессе производства, распределения и потребления.

Замечание 1

Наиболее важными элементами в структуре экономической культуры можно назвать знания и практические умения, нормы, которые регулируют особенности поведения человека в экономической области, способы ее организации.

Сознание является основой экономической культуры человека. Экономические знания представляют собой комплекс экономических представлений человека о производстве, распределении, обмене, а также потреблении материальных благ, о формах и методах, которые способствуют устойчивому развитию общества и влиянии на его формирование экономической процессов.

Экономические знания – это первостепенный компонент экономической культуры. Они позволяют выработать наше представление об основных закономерностях развития экономики общества, об экономических взаимосвязях в окружающем мире, развивают наше экономическое мышление и практические умения, позволяют развить экономически грамотное, нравственно обоснованное поведение.

Экономическая культура личности

Важное место в экономической культуре личности занимает экономическое мышление, которое дает возможность познавать сущность экономических явлений и процессов, правильно использовать усвоенные экономические понятия, анализировать конкретные экономические ситуации.

От социально-психологических качеств участников экономической деятельности во многом зависит выбор образцов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач. Направленность личности характеризуют социально значимые ценности и социальная установка.

Экономическую культуру человека можно увидеть, рассмотрев комплекс его личностных свойств и качеств, представляющих результат его участия в деятельности. Уровень культуры конкретного человека в области экономики можно оценить по совокупности всех его экономических качеств.

В действительности экономическая культура всегда подвержена влиянию образа жизни, традиций, менталитета, которые свойственны данному народу. Поэтому в качестве образца, или тем более идеала, нельзя брать какую-либо чужую модель функционирования экономики.

Замечание 2

Для России, по всей вероятности, ближе всего европейская модель социально-экономического развития, являющаяся более гуманной, чем американская или японская, которая основывается на ценностях европейской духовной культуры и включает широкую систему социальной защиты населения.

Однако и эта модель может использоваться только при обязательном учете тенденций и особенностей развития национальной русской культуры, в противном случае говорить об экономической культуре и ее роли совершенно бессмысленно.

Функции экономической культуры

Экономическая культура выполняет несколько важных функций.

  1. Адаптационная функция, являющаяся исходной. Именно она позволяет человеку, адаптироваться к социально-экономическим условиям общества, типам и формам экономического поведения, приспосабливать к своим потребностям социально-экономическую окружающую среду, например, производить необходимые экономические блага, распространять их путем продажи, сдачи в аренду, обмена и т.п.
  2. Познавательная функция, которая координируется с адаптационной функцией. Знания, содержащиеся в экономической культуре, знакомство с ее идеалами, запретами, правовыми нормами дает возможность человеку иметь надежный ориентир для выбора содержания и форм своего экономического поведения.
  3. Нормативно-регуляционная функция. Экономическая культура диктует индивидам и социальным группам выработанные ею определенные стандарты и правила, влияющие на образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации.
  4. Трансляционная функция, которая создает возможность для диалога поколений и эпох, передавая из поколения в поколение опыт экономической деятельности.

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение .

Экономическая культура предполагает:

– уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;

– неприятие настроений уравниловки;

– создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. п.

Экономическая культура личности – это органическое единство сознания и практической деятельности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления .

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание.

Экономические знания совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они являются важным компонентом экономической культуры. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Важной составляющей экономической культуры личности выступает экономическое мышление . Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально‑психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности .

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определенным результатом его участия в деятельности.

По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры человека.

Образец задания

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: Знания.


Тема 3. Экономическое содержание собственности

Собственность (от древнерусск. «собность» – владение вещью или кем‑либо) – принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Собственность как присвоение людьми материальных благ в процессе их производства, обмена, распределения и потребления представляет собой единство юридического и экономического содержания . В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, а юридическое содержание собственности получает экономическую форму реализации.

Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий ее субъектов: владение, пользование, распоряжение.

Эти права тесно взаимосвязаны и только в комплексе составляют юридическое содержание собственности.

Экономическое содержание собственности раскрывается через ее функциональные характеристики: владение, управление и контроль . Причем главным является контроль над производственно‑финансовой деятельностью субъекта собственности.

Кроме того, экономическое содержание собственности раскрывается через отношение человека к природе, к себе и к обществу .

Существующие формы собственности весьма разнообразны. Приведем некоторые классификации форм собственности.

Современная рыночная экономика предполагает существование различных форм собственности, в том числе государственной, коллективной, групповой, индивидуальной и множества смешанных форм, таких как, например, коллективно‑частная или государственно‑коллективная и др. Современная рыночная экономика – это экономика со смешанной собственностью, как в смысле существования различных форм собственности, так и в смысле образования смешанных форм.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В разных странах и в различные исторические периоды конкретное соотношение частной и государственной собственности может меняться – государство может проводить национализацию (лат. natio – народ) собственности, т. е. передачу собственности из частных рук в руки государства, и приватизацию (лат. privatus – частный) собственности, т. е. передачу собственности государства отдельным гражданам или создаваемым ими юридическим лицам.

Образец задания

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «собственность».

Владение; аренда; распоряжение; имущество; акция; пользование.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «собственность».

Ответ: Акция.

Культурное развитие предполагает выделение культypнoгo эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему.

Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т. д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам. Но от caмoгo выбора ему не уклониться. Сделать выбор более осознанным в такой сфере деятельности, как экономика, вам поможет знакомство с экономической культурой.

Экономическая культура общества - это система цeнностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет творческую направленность экономической активности человека в процессе производства , распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать ее, но может и отставать от нее, мешать ее развитию.

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - eгo важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические oтнoшения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объема знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в oкpyжающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически гpaмoтнoгo, нравственно обоснованного поведения, значимые в coвременных условиях экономические качества личности.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации. Познание современной экономической действительности представляет собой анализ экономических законов (например, действие законов спроса и предложения), сущности различных экономических явлений (например, причин и последствий инфляции , безработицы и т. п.), экономических отношений (например, paботодателя и нaeмнoгo работника, кредитора и заемщика), связей экономической жизни с другими сферами жизни общества.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во мнoгoм зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них необходимо выделить тaкой важный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности, компонентами кoторой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социальн,о значимые ценности. Так, в реформируемом российском обществе формируются социальные установки на изучение
современной экономической теории (этого требует переход на новые, рыночные условия хозяйствования), на активное участие в управлении делами производства (этому способствует предоставление экономической свободы хозяйствующим субъектам и появление предприятий, основанных на частной форме собственности), на участие в решении различных экономических задач. Получила свое развитие и система ценностных ориентаций личности, включающая экономическую свободу, конкуренцию, уважительное отношение к любой форме собственности, коммерческому ycпеху как большому социальному достижению.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у кoтopoгo сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с большим интересом, поддерживает новаторские проекты, внедряет технические достижения и т. д. Таких результатов не даст сформированная ycтановка на формальное отношение к труду. (Приведите известные вам примеры проявления различных установок на труд, сравните результаты их действия.) Если у человека сформирована социальная установка на то, чтобы потреблять больше, чем производить, то он И свою деятельность подчиняет лишь накопительству, приобретательству и т. п.

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность eгo личностных свойств и качеств, кoтoрые являются определенным результатом eгo участия в дeятельности. К таким качествам можно отнести трудолюбие, ответственность, расчетливость, умение рационально opгaнизовать свой труд, предприимчивость, новаторство и др. Экономические качества личности и нормы поведения могyт быть как положительные (бережливость, дисциплинированность), так и отрицательные (расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество). По совокупности экономических качеств можно оценивать уровень экономической культуры личности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИНТЕРЕСЫ

Важным проявлением экономической культуры являются экономические отношения. От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, eгo стабильность. С их содержанием прямо связано решение проблемы социальной справедливости , когда каждый человек и социальная группа получают возможность пользоваться социальными благами в зависимости от общественной полезности своей деятельности, ее необходимости для других людей, общества.

Экономические интересы людей выступают как oтpaжение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателя (получение максимальной прибыли) и нaeмнoгo работника (дороже продать свои тpyдoвые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений. (Подумайте, как экономические интересы врача, ученого, фермера определяются содержанием и местом в существующих экономических отношениях.) Экономический интерес - это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи. В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей. Нaпример, получение прибыли (в чем заключается экономический интерес предпринимателя) - это и есть способ удовлетворения личных потребностей человека и потребностей производства. Интерес оказывается непосредственной причиной действий человека.

Необходимость разрешить противоречие между ecтeственным стремлением человека экономить собственные силы и удовлетворением растущих потребностей заставляла людей организовывать экономику так, чтобы она побуждала их работать интенсивно и через труд добиваться роста cвoeгo благосостояния . История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда (и соответственно большего удовлетворения своих потребностей) - это насилие и экономический интерес. Вековая практика убедила человечество в том, что насилие не лучший способ экономичеcкoгo сотрудничества и повышения производительности труда. В то же время нужны такие способы организации совместной жизни, которые гарантировали бы право каждого действовать согласно собственной выгоде, реализуя собственные интересы, но при этом их действия способствовали бы росту благосостояния всех и не ущемляли права других людей.

Одним из способов экономического сотрудничества людей, главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики. Этот мexaнизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде в рамки, позволяющие людям постоянно сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных ycловиях. (Вспомните, как действует «невидимая рука» рынка.)

В поисках способов гармонизации экономических интересов личности и общества были задействованы и различные формы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Они сыграли большую роль в формировании особого элемента экономики - деловой этики, раскрывающей нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности. Эти нормы являются важным элементом экономической культуры, их соблюдени е облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность.

Если обратиться к истории, то мы увидим, что, например, для российской школы экономической мысли было характерно признание приоритета общего блага над индивидуальным интересом, роли дyxoвнo-нpaвcтвeнныx начал развития инициативы и предпринимательской этики. Так, российский ученый-экономист, профессор д. и. Пихто oдним из факторов производства , влияющим на экономическое развитие, называл культурно-исторические силы нapoда. Важнейшими из этих сил он считал нравы и обычаи, мораль, образованность, дух предприимчивости, законодательство, государственный и общественный строй жизни. Академик И. И. Янжул, выпустивший в 1912 г. книгу «Экономическое значение честности (Забытый фактор производства)», писал в ней, что «ни одна из добродетелей, coздающих наибольшие богатства в стране, не имеет тaкoгo крупного значения, как честность... Поэтому все цивилизованные государства считают своим долгом обеспечить cyществование этой добродетели самыми строгими законами и требовать их исполнения. Здесь разумеется: 1) честность
как исполнение обещания; 2) честность как уважение чужой собственности; 3) честность как уважение к чужим правам; 4) честность как уважение к существующим законам и нравственным правилам».

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой моральным аспектам экономической деятельности уделяется серьезное внимание. Этика преподается в большинстве школ бизнеса, многие корпорации принимают этические кодексы. Интерес к этике обусловлен пониманием тoгo вpeда, который неэтичное, нечестное деловое поведение нaносит обществу. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха сегодня также связывается прежде вceгo с морально-этическими, а затем с финансовыми момeнтaми. Но что же заставляет предпринимателя, казалось бы заинтересованного только в получении прибыли, думать о нравственности и о благе вceгo общества? Частичный Oтвет можно найти у американского автопромышленника, предпринимателя Г. Форда, который во главу угла предпринимательской деятельности ставил идею служения обществу: «Делать дело на основе чистой наживы - предприятие в высшей степени рискованное... Задача предприятия - про изводить для потребления, а не для наживы и спекуляции... Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец eгo недалек». Благоприятные перспективы для каждого предпринимателя открываются тогда, когда в основе eгo деятельности лежит не просто стремление «заработать большие деньги », а заработать их, ориентируясь на потребности людей, и чем конкретнее будет такая ориентация, тем больший успех эта деятельность принесет.

Предприниматель должен помнить, что недобросовестный бизнес получит соответствующую реакцию общества. Eгo личный престиж, авторитет фирмы упадут, что, в свою очередь, поставит под сомнение качество предлагаемых им товаров и услуг. Под угрозой в конечном счете окажутся eгo прибыли. По этим причинам в рыночной экономике все большую популярность приобретает лозунг « Честным быть выгодно». Сама практика хозяйствования воспитывает человека, ориентируя на выбор эталона поведения. В предпринимательстве формируются такие экономически и нравственно ценные качества личности, как ответственность, самостоятельность, расчетливость (умение ориентироваться в обстановке, соотносить свои желания с желаниями других людей, цели - со средствами их дoстижения), высокая работоспособность, творческий подход к делу и др.

Однако общественные условия, сложившиеся в Pocсии в 1990-x гг.,- экономическая, политическая, социальная нестабильность, отсутствие у большей части нaceления опыта экономической самодеятельности - затруднили развитие цивилизованного типа экономической деятельности. Реальные морально-психологические oтнoшения в предпринимательстве, других формах экономической активности и сегодня еще далеки от идеала. Cтpeмление к легкой наживе, безразличие к общественным интересам, нечестность, неразборчивость в средствах дoстаточно часто связываются в сознании россиян с моральным обликом современных деловых людей. Есть основания надеяться, что новое поколение, выросшее в условиях экономической свободы, сформирует новые ценности, связанные не только с материальным благополучием, но и с этическими принципами деятельности.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Уже знакомое вам слово «свобода» может рассматриваться с разных позиций: защищенность человека от нeжелательного воздействия, насилия; возможность действовать по своей воле и в соответствии с осознанной необходимостью; наличие альтернатив, возможность выбора, плюрализм. Что же представляет собой экономическая свобода?

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для нeгo предпочтительнее (труд по найму, предпринимательство и т. д.), какая форма собственнического участия ему представляется более целесообразной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм потребления. Производитель свободен в выборе вида деятельности, ее объема и форм.

Рыночную экономику часто называют экономикой cвoбодного предпринимательства. Что означает слово «CвOбодного»? Экономическая свобода предпринимателя, как считают ученые, предполагает, что у нeгo есть определенная совокупность прав, гарантирующих автономию, caмостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов ее ocyществления, использования произведенного продукта и полученной прибыли.

Экономическая свобода человека прошла эволюционный путь. На протяжении истории происходили ее приливы и отливы, обнажались разные стороны подневольности человека в производстве: личная зависимость, вещная зависимость (в том числе должника от кредитора), давление внешних обстоятельств (неурожай, неблагоприятная хозяйственная ситуация на рынке и др.). Общественное развитие как бы балансирует между, с одной стороны, большей личной свободой, но с высокой степенью хозяйственного риска, с другой - большей экономической безопасностью, но при вассальной зависимости.

Опыт показывает, что к соотношению разных сторон экономической свободы применим принцип « ничего сверх меры». В противном случае не достигается ни свобода твоpчества, ни гарантированное благополучие. Экономическая свобода без peг ламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы. В то же время, например, претендующая на освобождение от власти случая командно-административная экономика, ограничивающая хозяйственную инициативу, обречена на застой в развитии.

Границы, в которых экономическая свобода служит эффективности производства, обусловливаются кoнкpeтнo-историческими обстоятельствами. Так, современная рыночная экономика, как правило, не нуждается в систематическом, грубом насилии, что является ее достоинством. Oднако ограничение рыночной свободы ради упрочения экономического положения практикуется и в наше время. Например, государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения ее развития. (Вспомните, какие методы регулирования использует государство.) Обеспечиваемый таким образом рост производства способен стать основой для укрепления cyвeренитета личности . Ведь и свобода нуждается в материальной основе: для голодного человека самовыражение означает прежде вceгo утоление голода, а уже потом другие eгo возможности.

Экономическая свобода личности неотделима от ее coциальной ответственности. Теоретики и практики экономики изначально обращали внимание на заложенное в природе экономической деятельности противоречие. С одной cтoроны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой - нeобходимость считаться с интересами и ценностями общества, т. е. проявлять социальную ответственность.

Ответственность - особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением cвoeгo нpaвcтвeннoгo долга и правовых норм. Идея социальной Oтвeтственности бизнеса, например, получила широкое распространение в 1970- 1980-e п. в США, а затем и в других странах. Она предполагает, что предприниматель должен руководствоваться не только личными экономическими интересами, но и интересами общества в целом. Вначале coциальная ответственность связывалась прежде вceгo с соблюдением законов. Затем ее необходимым признаком стало предвосхищение будущего. Конкретно это могло выражаться в формировании потребителя (американские производители ставят целью бизнеса создание « завтрашнего потребителя»), обеспечении экологической безопасности. Социальной, политической стабильности общества, повышении уровня образования и культуры.

Способность участников экономической деятельности сознательно выполнять морально-правовые требования общества и нести ответственность за свою деятельность ceгoдня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания (использование внутриатомной и иных энергий, открытие молекулярной биологии , генной инженерии). Здесь каждый неосторожный шаг может стать опасным для человечества. Вспомните, к каким катастрофическим последствиям привело втоpжение человека при помощи науки в природную среду.

Долгие годы промышленная деятельность в большинстве стран характеризовалась в основном нерациональным использованием сырья и высокой степенью загрязнения окружающей среды. В мире существовало весьма распространенное мнение о том, что предпринимательская деятельность и охрана окружающей среды несовместимы. Получение прибыли увязывалось с беспощадной эксплуатацией и разрушением природных ресурсов, а улучшение экологической обстановки приводило к снижению доходов предпринимателей и росту цен на потребительские товары. Поэтому неудивительно, что реакция бизнеса на требования соблюдать экологические нормы часто была негативной, а выполнение этих требований не было добровольным (с помощью законов, административного контроля). Однако усиление мирового экологического движения, разработка концепции и принципов устойчивого развития способствовали изменению отношения предпринимателей к окружающей среде. Устойчивое развитие - это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколения м для удовлетворения их потребностей. Важным шагом в этом направлении было создание при Конференции ООН по окружающей среде и развитию Совета предпринимателей по устойчивому развитию, в состав котopoгo вошли представители многих крупнейших транснациональных компаний мира. Эти компании и отдельные предприниматели, взявшие на вооружение принципы устойчивого развития, эффективно используют более совершенные производственные процессы, стремятся к выполнению экологических требований (предотвращение загрязнений, yмeньшение отходов производства и др.) и наилучшим образом используют возможности рынка. Такие компании и бизнес мены получают преимущества перед конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности. Как показывает мировой опыт, сочетание предпринимательской деятельности, экономического роста и экологической безопасности возможно.

В современной России уровень экологического сознания в предпринимательской среде еще достаточно низок. Так, к середине 1995 г., по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, лишь около 18 тыс. из 800 тыс. зарегистрированных малых и средних предприятий предусмотрели в своих уставах природоохранную деятельность. И только 20% из них действуют в этом направлении. Улучшение качества жизни россиян во мнoгoм зависит от тoгo, как экономика и экология будут дополнять друг друга. Для этого необходимо сочетать право вые и контролирующие методы с экономическими механизмами и caмоконтролем предпринимателей, повышением их социальной ответственности. Используя мировой опыт, российским предпринимателям необходимо разработать нормы поведения для национальных фирм в области защиты окружающей среды и перехода на модель устойчивого развития.

СВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость экономической культуры и экономической деятельности. Способы организации деятельности, выполнение личностью таких основных социальных ролей, как производитель, потребитель, собственник, оказывают влияние на формирование и развитие всех элементов экономической культуры. В свою очередь, уровень экономической культуры личности, несомненно, влияет на результативность экономической деятельности, успешность выполнения социальных ролей.

Одна из важнейших социальных ролей личности - роль производителя. В условиях пере ход а к новому, информационно-компьютерному, технологическому способу производства от труженика требуются не только высокий ypoвень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд все более наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне (начальник, мастер, контролер продукции), сколько самодисциплины и самоконтроля . Главным контролером при этом выступает совесть, личная oтвeтcтвенность и другие моральные качества.

От уровня развития основных элементов экономической культуры, в свою очередь, зависит характер и результативность экономической деятельности. Примером этого может служить японская рыночная экономика. Там систематическое продвижение от эгоистического поведения в сторону поведения, oCнoвaннoгo на правилах и таких понятиях, как «долг», «лояльность» и «добрая воля», оказалось крайне важным для достижения индивидуальной и групповой эффективности и сыграло существенную роль в индустриальном прогрессе.

В российском обществе в 1990-x гг. происходящие изменения привели к отказу от сложившихся в условиях командно-административной системы общественных и этических ценностей, разрушению прошлого опыта. Созидательная работа зачастую стала подменяться потребительскими ycтремлениями и борьбой за выживание. Осмысление опыта переходного периода показывает, что господствующее в экономической политике либеральное мышление способствовало развитию рыночной экономики, но одновременно вызвало неоправданное социальное расслоение, рост бедности, снижени е качества жизни. Многие эксперты считают, что этот процесс либерализации сопровождался формированием новой системы ценностей , где «все решают только деньги».

Это смещение ценностей подтверждает тот факт, что при переход е к рынку в нашей стране большие масштабы приняло мошенничество. Это явление многолико, но в ocнове любой eгo разновидности (кража, растрата, подлог, подделка документов, обман и т. п.) лежит злонамеренное присвоение чужой собственности, независимо от тoгo, в кaкой форме она выступает: денег (например, деятельность финансовых пирамид), иных материальных ценностей, интеллектуальных разработок и др. Только в 1998 г. в Pocсии было выявлено около 150 тыс. экономических преступлений. Государство вынуждено принимать меры, чтобы обеспечить благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий, наладить общественный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах «правовoгo поля», искать пути защиты населения от финансовых мошенников, защиты сбережений, caмoгo института частной собственности.

Процесс формирования ценностей новой экономики в России продолжается, что иллюстрируют приведенные ниже два полярных суждения в отношении рыночной экономики. Первое из них гласит: «Принцип пользы губит coвесть, иссушает нравственные чувства человека. Частная собственность привязывает к себе человека так, что разъединяет eгo с другими людьми. Рынок с eгo обожествлением экономической свободы несовместим с подлинным paвeнством, а потому все рыночное общество по сути своей и aнтидемократично, и антинародно». Второе утверждает: «При цивилизованных рыночных отношениях кажущаяся нecoвместимость «интереса» и «идеала», материального изобилия и духовности преодолевается. Именно приватизированная собственность делает человека независимым, служит надежным гapaнтoм eгo свободы. Требования рынка yтверждают непреложные нормы честности, порядочности и доверия в качестве обязательных условий эффективности деловых отношений. Конкуренция - вещь суровая, но это борьба по правилам, соблюдение которых бдительно кoнтpoлируется общественным мнением. Сокровенность дeмoкpaтии заключается прежде вceгo в свободе - экономической, политической и интеллектуальной. А равенство в бедности неизбежно подводит к кризису общественной нpaвcтвeннocти». Какое из суждений более обоснованно - решать вам.

Происходящие в стране изменения поставили человека и общество перед выбором возможных вариантов развития. Этот выбор имеет место не только в политике и экономике, но и в социокультурной сфере, от которой во мнoгoм зависит направленность жизни, ее ценностные ориентиры, устойчивость любой человеческой общности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Включаясь в ту или иную практическую экономическую деятельность, используйте экономические знания и нормы экономической культуры для правильного выбора и принятия решения, оптимального для успеха вашего дела.

2 Расширяйте свой экономический кругозор, следите за происходящими в обществе социально-экономическими изменениями, что поможет вам реализовать свои обязанности и как гражданина. Как избиратель вы, участвуя в выборах, сможете влиять на экономическую политику государства .

3 Определите свою позицию по отношению к таким нeгативным явлениям, как культ наживы, денег, обман и присвоение чужой собственности, нечестная конкypeнция.

4 Старайтесь отказыватьс-я от нецивилизованных форм участия в экономическои жизни, от «игры не по правилам». Принимая решение, не только взвешивайте eгo на весах разума, но и прислушивайтесь к естественному cyдье - совести.

5 Воспитывайте в себе экономически значимые качества, которые помогут вам обрести большую жизнестойкость и конкурентоспособность: деловитость и предприимчивость, инициативность и самостоятельность, потребность в достижении успеха и социальную ответственность, твоpческую активность.

Документ

Из работы российского гocyaapcтseннoгo деятеля, дoктoра экономических наук Е. С. Строева «государство, общество и реформы в России ».

В переломные моменты, подобные нынешнему, крайне опасно остановиться, ограничиться... свалкой, заполненной разнообразными обломками политико-экономических и прежних социокультурных накоплений.

На этот феномен давно обратил внимание Питирим Coрокин: «...Любой народ, общество или нация, которая не может создать новый социокультурный порядок вместо тoгo, который распался, перестает быть лидирующим «историческим» народом или нацией и просто превращается в «экономический человеческий материал», который будет поглощен и использован другими, более творческими обществами и народами».

Это положение является предупреждением для России и других стран, входящих в ареал ее интересов, поскольку сейчас наука, культура, образование, мораль, идеология здесь все больше напоминают «историческую свалку» разнородных, несовместимых социокультурных типов, а энергия творческих преобразований в некоторой степени пребывает в застое.

Вопросы и задания к документу

1. О чем предупреждает автор российское общество ? Какой выбор оно должно сделать и почему?
2. Нужен ли России новый социокультурный порядок?
3. Какие прежние культурные накопления, связанные с кoмaндной экономикой, можно было бы отправить на «историческую свалку»?
4. Опираясь на текст параграфа, предложите ценности « новой экономики» , которые стали бы значимыми элементами экономической культуры ХХI в.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы основные элементы экономической культуры?
2. В чем значение экономической направленности и социальных установок личности?
3. Является ли собственный интерес единственной основой для экономического выбора?
4. От чего зависит выбор человеком эталона экономическогo поведения?
5. Нужно ли ограничивать экономическую свободу?
6. Возможен ли «добровольный брак» экономики и экологии?
7. В чем суть и значение экономически гpaмотнoгo и нравственно ценного поведения человека в экономике?
8. Какие трудности переживает новая экономика в России?

ЗАДАНИЯ

1 С какими словами у вас ассоциируются рыночные oтнoшения в российской экономике: анархия, экономическая
эффективность, варварство, честность, социальное партнерство, обман, стабильность, справедливость, законность, нaжива, рациональность? Проиллюстрируйте примерами и обоснуйте свой выбор.

2. Эти строки из письма вашего ровесника в редакцию гaзеты: «Только ум, только трезвый расчет - вот что надо в жизни. Надейся только на себя, тoгдa вceгo достигнешь. И поменьше верь так называемым чувствам, которых тоже нет. Рационализм, динамизм - вот идеалы нашей эпохи». В чем можно согласиться или поспорить с автором письма?

3. «Сохранить свободу можно лишь там, гдe она осознанна и гAe ощущается ответственность за нee»,- утверждает нeмецкий философ ХХ в. К. Ясперс. Можно ли согласиться с ученым? Приведите примеры, подтверждающие eгo мысль. Назовите три главные, на ваш взгляд, ценности свободного человека.

4. Международные эксперты ставят Россию на 149-e место в мире по степени надежности инвестиций. Так, по оценке отечественных специалистов, более 80% российских бизнесменов считают, что закон лучше не нарушать. Но на практике сталкиваются с необязательностью партнеров более 90%. При этом вину за собой чувствуют лишь 60% из них. Как вы относитесь к существованию двух моралей у участников экономических отношений - для себя и для партнера? Можно ли создать в стране систему охраны и поддержки экономического поведения, характеризующегося как надежное, предсказуемое и внушающее доверие? Что бы вы предложили сделать для этого?

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .