Английские авторы и их произведения. Лучшие английские писатели и их произведения для детей

Высший вкус жизни. Выход из материальной игры Усанин Александр

Зачем создан материальный мир?

экам баху сйам: «Единый стал многим».

(«Чхандогья-упанишад», 6.2.3)

Итак, кто мы? Зачем создан этот материальный мир? Зачем, как, почему сюда мы попали? От правильных ответов на эти вопросы зависит практически все; куда больше, чем мы себе можем представить. От них зависит течение всей нашей жизни, наш духовный прогресс, положение дел на Планете.

Академик Вернадский утверждал, что есть два вида материи: костная материя и сознающая, живая материя. Он утверждал, что сознание – это совершенно другой вид энергии, существующей независимо от неподвижной материи.

Об этом же говорят все религии, мистики – все, кто говорит о душе. Древнейшие Веды называют совокупную неодушевленную материальную энергию махат-таттвой, а сознающую энергию – Брахма?ном.

Материальная энергия инертна и в своем чистом виде полностью неподвижна, статична. Сознающая же энергия подвижна, активна и экстатична; она является источником всех проявлений, в том числе и так называемой «костной» материи, то есть – материального мира.

Мысль – одно из проявлений этой сознающей энергии. Мысль – это созидательное начало всего сущего. Сознание проявляется также в виде желаний. Сознавать – значит в том числе желать и творить. Энергия наслаждения тесно связана с силой желания; они существуют вечно в этом едином Брахмане как изначальное женское и мужское начало.

Верховный Брахма?н – это не имеющая границ вечная самодостаточная, не зависящая ни от чего живая энергия, которая ради своего наслаждения проявляет себя в бесконечном разнообразии форм и качеств.

Не завися ни от чего и обладая беспредельным могуществом, эта самосознающая энергия является Высшей Личностью (осознавать себя – значит, быть личностью). Эта Личность трансформирует свою энергию бесконечно разнообразными способами, в результате чего появляется бесконечное количество самых разнообразных энергий. Чтобы расширить свое наслаждение, Верховный Брахман наделяет их индивидуальным сознанием. Это подобно тому, как внутри океана есть множество различных течений, которые, не смешиваясь, текут каждое по своим невидимым руслам, являясь одновременно частью всего океана. Так же внутри Парабрахмана – Верховной Всепроникающей Личности живут Его части, которые воспринимают себя как индивидуальные, качественно подобные Ему личности, поскольку созданы из той же самой божественной энергии. Являясь Единым и Неизменным (как океан), Брахман в то же время «Стал многим».

адваитам ачйутам анадим ананта-рупам

адйам пурана-пурушам нава-йауванам ча

ведету дурлабхам адурлабхам атма-бхактау

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь Верховной Личности Бога, Говинде, изначальной Личности, абсолютной, непогрешимой и не имеющей начала. Распространяя Себя в бесчисленное количество форм, Господь тем не менее остается все той же изначальной, старейшей и вместе с тем вечно юной личностью. Его очень трудно достичь с помощью философских познаний, но Он легко достижим с помощью чистой беспримесной преданности» («Брахма-Самхита», 5.33).

Это можно сравнить также с тем, как если бы, чтобы вам не было скучно, вы наделили бы качеством личности части своего тела и могли разговаривать с ними, одновременно чувствуя их изнутри.

Однако в истинной реальности все куда интереснее. Для мысли в ее чистом виде не существует препятствий. На уровне Абсолюта желания Парабрахмана и его сознающих энергий сразу становятся свершившимся фактом. Чтобы углублять и совершенствовать отношения, Верховный Брахман и его разнообразные, обладающие индивидуальным сознанием энергии принимают прекрасные формы, наделенные разнообразными качествами – чтобы они могли касаться и видеть друг друга, воспринимать происходящее различными другими способами, что углубляет их взаимное наслаждение общением, которое является не чем иным, как чистой, всевозрастающей, немотивированной, безусловной любовью.

Поскольку все эти частицы Бога, воплощенные в различных формах, абсолютны, вечны и ни от чего не зависят – им нет необходимости ходить на работу. Все их занятия сводятся к наслаждению общением, которое благодаря их безграничной фантазии и всемогуществу принимает самые разнообразные формы в создаваемых для этого ими различных пространствах – мирах. Если есть энергия – для ее проявления необходимы условия. Разные виды миров создаются для того, чтобы в них могли действовать различные энергии, происходить разного уровня игры с Высшей личностью. Все отношения с Богом духовного уровня – это разнообразные, приносящие наслаждение игры любви. Так же, как дети, которым ни о чем не нужно заботиться, все частицы Бога готовы играть друг с другом целую вечность без отдыха, придумывая все новые и новые развлечения. Жизнь абсолютного уровня – это разнообразные бесконечные игры в мирах, которые Прарабрахман создает из Своей самосветящейся всемогущей энергии. Те, кто достиг просветления – воспринимают этот мир тоже как самосветящийся. Темным он воспринимается только на уровне низких вибраций из-за покрытия ложного эго.

В гимнах Риг-веды есть утверждение: «До сотворения безграничных миров существовал только единый Брахман, и ничего, кроме Брахмана; после сотворения всех безграничных вселенных существует лишь только Брахман, и ничего, кроме Брахмана; и после того, как они уйдут в непроявленное состояние, будет существовать только Брахман, и ничего, кроме Брахмана».

Чтобы создать новый мир, Парабрахману не нужно трудиться семь дней – Он только желает, и Его совершенные обладающие сознанием энергии, проявляющиеся в образах подчиненных Ему богов и богинь, чистых душ – вечных, всегда существующих личностей – все сразу же выполняют.

В духовном мире нет конкуренции, поскольку все отношения там – это любовные отношения между Энергией и ее Источником, ведь нет и не может быть конкуренции между всем телом и его частью. Так же как каждая клеточка, разные части и органы тела, всякий по-своему, совместно и полностью гармонично служат общему интересу – всему телу, так и бесконечные обитатели духовного мира движимы одной только безграничной любовью друг к другу, к объединяющему всех их Высшему Целому – Высшей Личности.

Высшая непостижимая мистика заключается в том, что Верховный Брахман, Высшая Личность, оставаясь Одним и Единым, проявляет себя в безграничном количестве форм, общаясь как личность с каждым из своих проявлений – то есть с каждым из нас: для этого Он нас и создал! Хотя Бог один, а нас – безграничное множество, с каждым из нас Он общается лично, все время поддерживая наш интерес к Себе, усиливая нашу любовь Своими безгранично привлекательными для нас качествами. Это не нуждается в доказательствах: каждый, кто идет по духовному пути, имеет практический опыт личного общения с Богом. Каждый, кто искренне Ему служит, на собственном опыте знает, как Он отвечает на каждую нашу попытку общения с Ним. В духовном же мире мы еще вдобавок и видим Его – Того, неотъемлемыми частичками которого мы все являемся!

Поскольку Он безграничен, нас – Его частичек – тоже бесконечное множество. Он любит нас – так же, как мы любим каждую клеточку нашего тела (если психически и физически мы здоровы), – только гораздо, гораздо сильнее!

Из любви Он и наделил нас независимым индивидуальным сознанием, потому что любовь жаждет взаимности. Для того Он и пробудил нас как личностей – для игр, отношений в любви! «Разнообразие – мать удовольствия!» Для своего удовольствия Он создал нас разными, с индивидуальным характером, приносящим нам и Ему наибольшее наслаждение.

В духовном мире нет времени, там все вечно юны и привлекательны. И Сам Господь – личностно проявленный Па-рабрахман общается с нами в неотразимо прекрасном облике, просто сводя всех с ума своей безграничной любовью, красотой и удивительными качествами. Там в личностных играх с Господом каждый принимает тот образ, который желает. Мы выглядим и проявляем себя там, как желаем – чтобы получать большее наслаждение от игр.

«Брахма-Самхита» приводит описание нематериальных нетленных сфер: «Все здания построены там из драгоценных камней и философского камня Чинтамани; все деревья там – это деревья желаний, все женщины – это Богини Удачи. Каждое слово там – песня; а каждый шаг – танец; там каждый день – праздник!»

Являясь одной из энергий Всевышнего, время там проявляет себя по-другому и ощущается в виде всегда существующего настоящего.

Тот, живой мир – это мир отношений, мир чистой и безусловной любви.

В мире Абсолюта нет никаких запретов и ограничений в желаниях. Потому что все сущее там, каждая личность, – это полное или частичное проявление Гдиного, сознающего себя как Верховную Личность, и одновременно видящего Себя глазами своих неотъемлемых, наделенных индивидуальным сознанием частичек. Эту высшую истину 500 лет назад разъяснил Шри Чайтанья в философии, которая стала известна как «ачинтья бхеда-абхеда таттва»: «непостижимое единство и отличие энергии и ее источника», – «непостижимое единство и отличие Бога и всех сознающих существ, всего сущего». Мы – маленькие частички Всевышнего, отличные и неотличные от Него так же, как искры огня и огонь, солнечный луч и диск солнца, капля воды и весь океан.

И являясь частичкой Всевышнего, мы обладаем точно такой же и полной свободой, знанием, вечным и безграничным блаженством. Все сущее в духовном мире создано из вечности, знания и блаженства. Поскольку все эти качества являются подлинной нашей природой, мы, движимые ею, стремимся эту свою природу раскрыть: хотим снова все знать, не хотим умирать, и все стремимся к чистой и безусловной любви, приносящей душе бесконечное счастье.

Ни от кого и ни от чего не завися, Бог (духовный мир) вечен, неизменен, блаженен и безграничен. Мириады материальных Вселенных пребывают в Нем, как небольшое облачко в бескрайнем сияющем небе. Иногда это облачко исчезает бесследно, иногда появляется снова.

Из книги Джайва-дхарма (том 1) автора Тхакур Бхактивинода

Из книги Тем, кто верит в чудо автора Чумак Аллан

Зачем нам НЛО? Это случилось много лет назад. Мы с женой принимали друзей, супругов из Каунаса, вечер получился чудесный, за разговорами пролетел незаметно, и, когда гости собрались уходить, было уже два часа ночи. За окнами шумел проливной дождь. Мы взяли зонты и вышли на

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Материальный мир См. Гуны материальной природы.

Из книги Формула достойной жизни. Как построить свое благополучие с помощью Матриц Жизни автора Ангелайт

Материальный достаток, или Обеспеченность Первая матрицаВ большинстве случаев представители первой матрицы просто расслаблены и не рассматривают других вариантов, кроме как помощь со стороны других людей. Если же человеку не хватает способностей привлечь к себе

Из книги Диалог с Космическим Разумом: научное обоснование автора

Из книги Возрождение России автора Хлыновский Виталий Федорович

Будет ли создан Сверхчеловек-2045? На сайте футуристического проекта "Россия-2045" http://2045.ru сообщается о намерении создать к 2045 года Сверхчеловека в виде киборгов-постлюдей. Сообщается, что в проекте участвуют серьезные ученые и эксперты. Считается, что единственная

Из книги Мудры: исполняем денежные желания за 5 минут в день автора Таль Макс

Материальный мир подвластен нашей воле Мудры позволяют нам менять материальный мир, управлять им по своей воле. Не применяя при этом физических усилий.Человеческие органы чувств обычно сопротивляются этой истине. Они не верят в то, что материальный мир может меняться по

Из книги Тайна многоруких богов автора Белов Александр Иванович

Новый человек уже создан - это мы с вами Если верить палеонтологической летописи, наиболее древние существа на нашей планете - членистоногие. Возможно, палеонтологическая летопись очень неполна и в нее, кроме древних трилобитов, ракоскорпионов и прочих членистоногих,

Из книги Счастье без границ. Поиски настоящего смысла жизни. Беседы с теми, кто его нашел автора Блект Рами

Из книги Мудры. Все в одной книге. Исполни любое желание автора Левин Петр

Из книги Анапанасати. Практика осознавания дыхания в традиции тхеравады автора Буддхадаса Аджан

Зачем беспокоиться? Один последний момент для рассмотрения – это вопрос о том, почему мы беспокоимся, так много говоря об ощущениях? Для чего необходимо включать их в эти практики? Почему бы не поспешить к vipassanа и не достичь nibbаna как можно быстрее? Причина этого состоит в

Из книги Славянские магические узлы и заговоры автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Наузы на деньги и материальный достаток Следите за тем, чтобы луна была в приросте. Когда луна будет расти, возьмите 3 пшеничных колоска, после чего завяжите их жёлтой ниткой. При этом произнесите следующий заговор: «Дела к делам, деньги к деньгам, все к моим рукам».Также,

Из книги Высший вкус жизни. Выход из материальной игры автора Усанин Александр

Зачем создан материальный мир? экам баху сйам: «Единый стал многим». («Чхандогья-упанишад», 6.2.3) Итак, кто мы? Зачем создан этот материальный мир? Зачем, как, почему сюда мы попали? От правильных ответов на эти вопросы зависит практически все; куда больше, чем мы себе можем

Из книги НЛО и цели пришельцев автора Ларсон Боб

Зачем они здесь? Если они здесь, то зачем? Для сексуальных экспериментов, как предположил Чарльз Грин? Или прав швейцарский фермер, говоря, что их намерения чисто духовные?Случай со Скай Амброз из города Сент-Чарльз в штате Миссури говорит в пользу духовной версии.

Из книги Дальше, чем истина… автора Андреева Елена

Зачем писать? Елена: – Вот задумайтесь. Каждую минуту что-то происходит. В мозг поступает какая-то новая информация, и у тебя в ответ на эту информацию возникает какая-то идея-мысль: «Ух ты! Хорошо было бы попробовать…» или: «Какая это чушь», или: «Вот здорово!» И в

Из книги Медитации на каждый день. Раскрытие внутренних способностей автора Доля Роман Васильевич

Материальный мир (материя)

Понятие материи. Свойства материи

Материя (от лат. materia - вещь, вещество) в философии понимается как вещественное начало мира в отличие от начала духовного (сознания). Это - категория, объединяющая все многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии.

Традиционное определение материи (в материалистической трактовке) восходит к работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», где он определяет материю так:

В науке выделяют два вида материи: вещество и поле, которые тесно взаимосвязаны и переходят друг в друга. Вещество прерывно, т.е. внутренне расчленено и обладает массой покоя. Поле (например, гравитационное или электромагнитное поле), напротив, внутренне непрерывно: оно связывает частицы материи и отвечает за их взаимодействие.

Выделяются также уровни материи, которые различаются по сферам - неживая природа, живая природа, общество (табл. 5.1).

Основными свойствами материи считаются протяженность, движение, системность, способность к самоорганизации и отражению.

1. Протяженность впервые отмечает Рене Декарт, указывая, что отличительными чертами материи является величина, т.е. трехмерное протяжение: в длину, ширину и глубину. Материя также протяженна во времени. Таким образом, под протяженностью в широком смысле слова следует понимать расположение материи как во времени, так и в пространстве.

Таблица 5.1. Уровни материи

Относительно проблемы взаимосвязи времени, пространства и материи существуют две противоположные точки зрения. Первая из них - классическая, описанная в механике Исаака Ньютона (1643-1727). Здесь время, пространство и материя рассматриваются как независимые друг от друга сущности, а отношения между ними - как отношения между различными субстанциями. Основания второй разработал в теории относительности Альберт Эйнштейн (1879-1955). Согласно теории относительности, пространство и время несамостоятельны и суть формы бытия материи. В таком случае время и пространство можно определить как формы существования материи, выражающие соответственно длительность как последовательность смены состояний (время) и трехмерность как способ сосуществования вещей (пространство).

|Если из мира изъять материю, то, согласно Ньютону, время и пространство сохранятся, а согласно Эйнштейну, они исчезнут вместе с материей.

воды. В современной философии в зависимости от сферы материального мира выделяют три формы движения материи - неорганическое, органическое и социальное. К первому относится перемещение в пространстве, движение элементарных частиц, тепловые процессы и т.д. вплоть до изменения космических систем (планет, звезд, галактик). В живой природе движение проявляется в виде течения разнообразных жизненных процессов - от клеточных до биосферных. Наконец, социальное движение проявляется в форме совместной человеческой деятельности.

  • 3. Системность подразумевает упорядоченность и взаимосвязь элементов целого. Материя не может существовать вне определенной организации, она всегда проявляет себя в виде материальных систем. Совокупность всех внутренних связей именуется структурой: любая система с необходимостью структурирована. Система и элемент - понятия соотносительные. Сама система может быть элементом большей системы. Так, социальная группа (например, семья) есть система, состоящая из элементов - индивидов и одновременно элемент более крупной системы - общества в целом. Собственно все обозначенные выше уровни материи - от неживой природы до общества - могут рассматриваться как особые материальные системы.
  • 4. Способность к самоорганизации - неотъемлемое свойство материальных систем. Как показал бельгийский ученый Илья Романович Пригожин (1917-2003), один из основателей синергетики (науки о самоорганизации), «открытые неравновесные системы» (системы, свободно обменивающиеся с внешней средой) проявляют свойства самоорганизации, т.е. возникновения «порядка из хаоса».

В системе, вышедшей из состояния равновесия, сложно предсказать результаты любого действия. Развитие может произойти по разным вариантам: выбор варианта развития осуществляется в точке ветвления, которую называют точкой бифуркации. Даже незначительные возмущения в системе (флуктуации ) способны привести всю систему в состояние резонансного возбуждения. Система, особо чувствительная к любым воздействиям, именуется диссипативной. В системе образуются аттракторы - центры, притягивающие к себе элементы и способные структурировать окружающую их среду, а затем - систему в целом. Таким образом, открытая неравновесная система в состоянии хаоса способна спонтанно порождать порядок .

Выводы синергетики обладают особой важностью - они разрешают проблему, поставленную классической физикой. Согласно законам термодинамики, любая система стремится к хаосу и тепловой смерти, однако в реальности материальные системы развиваются и стремятся к упорядоченности своих элементов. Следовательно, самоорганизация - важное и неотъемлемое свойство материи как системы.

  • 5. Отражением называется способность системы воспроизводить в себе свойства иной материальной системы при условии взаимодействия этих систем. Отражение бывает физическим, химическим, механическим и биологическим. При этом каждый последующий вид включает все предыдущие. Последний вид отражения наиболее сложен и подразумевает в своей основе многообразные физические и химические процессы, например:
  • 0 физическое отражение - на снегу или песке остаются следы ног человека, звук возвращается в виде эха, зеркальная поверхность отражает лучи света;
  • 0 химическое отражение - появление изображения на фотобумаге под воздействием реактивов, катализ и т.п.;
  • 0 биологическое отражение - подсолнух поворачивает свое соцветие вслед за солнцем, животное ощущает холод, запах, цвет ит.д.

Выделяют три вида биологического отражения - раздражимость, чувствительность и психическое отражение. Для материалистической философии высшим видом биологического отражения является человеческое сознание, которое понимается как способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Многообразие материального мира представлено в виде табл. 5.2.

Таблица 5.2. Многообразие материального мира

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Материя - философская категория, противопоставленная сознанию и охватывающая объективную реальность.
  • 2. Материя структурна и выступает в многообразии различных видов, сфер и уровней. Основными свойствами материи считаются протяженность, движение, системность, способность к самоорганизации и отражению.

ЗАДАНИЯ

  • 1. Назовите сферы, уровни и виды материального мира.
  • 2. Кратко охарактеризуйте основные свойства материи.
  • Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // В.И. Ленин. Поли. собр.соч. Изд. 4-е. Т. 18. С. 298.
  • Способом существования материи является движение,понимаемое как всякое изменение и взаимодействие вещей.Всякая вещь находится в постоянном движении - даже покоящийся камень движется вместе с планетой, Солнечной системой; постоянно движутся и частицы, из которых он состоит.Уже в стихийном материализме первых античных философов(особенно у Гераклита) имеются первые представления о постоянном движении материальных элементов - огня, воздуха,
  • См.: Пригожий И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Генри Райдер Хаггард (1856-1925).

Сэр Генри Райдер Хаггард родился 22 июня 1856 года в Браденеме (графство Норфолк) в семье сквайра Уильяма Хаггарда, он был восьмым из его десяти детей. В девятнадцать лет Генри Райдер Хаггард глубоко и, как выяснилось, на всю жизнь полюбил дочь жившего по соседству сквайра, Лили Джексон. Но отец счел преждевременным намерение сына жениться и почел за лучшее отправить его в Южную Африку секретарем Генри Булвера, английского губернатора провинции Наталь. Так была разрушена его единственная настоящая любовь, как писал впоследствии Хаггард. Круто поломав личную судьбу молодого человека, поездка в Южную Африку, определила его дальнейшую творческую судьбу: именно Африка стала для Хаггарда неисчерпаемым источником тем, сюжетов, человеческих типов его многочисленных книг, да и сама тоска по утраченной любви стала одной из определяющих тем произведений писателя, воплотившись в необычных образах.

Африка дала Хаггарду и упоительное чувство личной свободы: по роду деятельности и из любви к путешествиям он много ездил по Наталю и Трансваалю, покоренный безграничными просторами африканского вельда, красотой неприступных горных вершин — эти своеобразные пейзажи Хаггард поэтично и романтично воссоздал во многих своих романах. Он увлекался занятиями, характерными для английского джентльмена в Африке, — охотой, поездками верхом и т.п. Впрочем, в отличие от многих соотечественников, его интересовали и нравы местных жителей, зулусов, их история, культура, легенды — со всем этим Хаггард познакомился из первых уст, выучив вскоре зулусский язык. Он усвоил традиционную для «англичанина в Африке» нелюбовь к бурам и покровительственно-доброжелательное, патерналистское отношение к зулусам, для которых, полагал Хаггард, как и подавляющее большинство его соотечественников, владычество англичан было благом (впрочем, как можно судить по отдельным его высказываниям, он отдавал себе отчет в разрушительном воздействии английского вторжения на традиционные зулусские обычаи). Эту позицию «просвещенного империализма» Хаггард сохранил до конца жизни.

В 1878 году Хаггард стал управителем и регистратором Верховного суда в Трансваале, в 1879 году подал в отставку, уехал в Англию, женился и возвратился в Наталь с женой в конце 1880 года, решив стать фермером. Однако в Южной Африке Хагард фермерствовал совсем недолго: уже в сентябре 1881 года он окончательно поселился в Англии. В 1884 году Хаггард сдал соответствующий экзамен и стал практикующим адвокатом. Впрочем, адвокатская практика Хаггарда не привлекала — ему хотелось писать.

Хаггард с немалым успехом пробовал свои силы и в сочинении исторических, психологических и фантастических произведений. Все им созданное отмечено богатым воображением, необычайным правдоподобием и масштабностью повествования. Всемирную известность Хаггарду принесли романы о приключениях в Южной Африке, в которых существенную роль играет фантастический элемент; постоянная завороженность автора затерянными мирами, руинами древних загадочных цивилизаций, архаическими культами бессмертия и перевоплощения душ сделали его в глазах многих критиков одним из безусловных предтеч современного фэнтези. Популярный герой Хаггарда, белый охотник и искатель приключений Аллан Квотермейн является центральным персонажем многих книг.

Для современников Хаггард был не только популярным прозаиком, сочинителем увлекательных историко-приключенческих романов. Он еще и публицист, певец сельской Англии, размеренного и осмысленного фермерского уклада жизни, так хорошо знакомого Хаггарду по его норфолкскому поместью Дитчингему. Он активно занимался фермерским делом, стремился усовершенствовать его, скорбел, видя его упадок, постепенное вытеснение промышленностью.

В последние два десятилетия своей жизни Хаггард бурно включился в политическую жизнь страны. Он баллотировался в парламент на выборах 1895 года (но проиграл), был участником и консультантом бесконечного количества всевозможных правительственных комитетов и комиссий по делам колоний, а также сельскому хозяйству. Заслуги Хаггарда были оценены властью по достоинству: в награду за труды во благо Британской империи он был возведен в рыцарское достоинство (1912), а в 1919 году получил орден Британской империи.

Беатрис Поттер (1866-1943).

Кто не знает сегодня сказку про лесную прачку Ухти-Тухти, что помогала всем зверюшкам держать одежду в чистоте? Автор ее Беатрис Поттер - одна из популярнейших английских писательниц. Её дидактические в своей основе сказки превращались почти в приключенческие новеллы, так было «закручено» действие, так стремительно сменяли друг друга забавные эпизоды

В искусстве Англии есть понятие - «книга одного человека». Традиция создания авторских книг, иллюстрации к которым делали сами авторы, была в Англии очень прочной. Со времен великого Уильяма Блейка английские поэты оставляли за собой право снабдить книгу собственными рисунками и гравюрами. Поэт становился художником; а художник — литератором.

Поттер была и писателем, и художником. Она родилась 28 июля 1866 года в городе Болтон Гарденс в состоятельной семье. Родители нанимали для Беатрис гувернанток и домашних учителей, в школу она не ходила и друзей не имела. А одиночество ей скрашивали домашние животные, которых разрешалось держать в классной комнате. Часами Беатрис ухаживала за ними, разговаривала, делилась детскими секретами, рисовала их. Лето семья Поттеров проводила то в Шотландии, то в Уэльсе и в знаменитом Озерном крае, где с животными можно было общаться на воле. Первые детские впечатления юной Беатрис были поэтическими. Биографы Поттер справедливо считают, что эти кошки и кролики — прообразы персонажей будущих детских книг.

Устраивая на лугу близ своего дома игры для малышей, инсценируя собственные сказки, Поттер проявляла незаурядные педагогические (да и актерские!) способности. Она обладала редким педагогическим даром. Лесная лужайка и в ее книгах становилась для детей уголком сказочного мира, населенным смешными зайцами, добрыми ежиками, веселыми лягушатами. Они были одеты в очаровательные костюмы, у них были вполне человеческие головные уборы, трости и даже муфты. Шуточные сопоставления человеческих манер и повадок зверей всегда доставляли читателям радость.

Первую свою «Сказку о кролике Питере» с собственными рисунками Беатрис долго носила по издательствам, везде встречая отказ, и наконец, издала в 1901 году за свой счет. Книжечка имела неожиданный успех, была переиздана, и вплоть до 1910 года молодая художница-писательница исправно сочиняла, иллюстрировала и публиковала в среднем по две книжки в год, немедленно становившиеся тогдашними «бестселлерами». Всем нравились её забавные зверюшки - зайчики, мышки, ежики, гусята и прочая мелкота, смешно копировавшая людей, но сохранявшая свои звериные повадки.

В 1903—1904, годах появились книги Поттер «Портной из Глостера», «Кролик Банни», «Сказка о двух плохих мышатах», которые закрепили за автором репутацию художницы со своим неповторимым стилем. Отец будущей художницы занимался фотографией, и юная Беатрис также увлекалась фотографированием растений. Во время одной из таких прогулок и родился замысел первой сказки. Отсюда вероятно, фотографическая, почти «документальная» точность в изображении природы. От фотоискусства художница берет и тонкую градацию тонов, и мягкие светотеневые переходы.

Неотразимое обаяние героев Поттер состоит в очеловечивании животных. Утка Джемайма в платочке, Ухти-Тухти в фартуке, крольчата в детских костюмчиках — все это примеры комичных сочетаний природы и цивилизации.

Особое обаяние поттеровских героев, их трогательная слабость, беззащитность перед силами природы подкупает читателей.

Рисунки Беатрис Поттер живут не только на книжных страницах. Детская посуда в стиле Поттер получила широкую известность. Добавим сюда декоративные аппликацию и вышивку на детских фартучках. С полной уверенностью можно говорить о существовании особого поттеровского мира.

В 1905 году, после смерти мужа, издателя её книг, Беатрис покупает в Озерном крае ферму Хилл-Топ и старается жить там как можно дольше. Её рисунки изображают пейзажи, окружавшие ферму.

В 1913 году Беатрис снова выходит замуж и полностью отдает себя сельскохозяйственным заботам: ферме, овцеводству, так что на творчество времени уже не остается. Но у нее появляется важная жизненная цель: сохранить прекрасный Озерный край в первозданном виде. Ради этого Поттер, не жалея средств, скупала участки вокруг фермы, горные и озерные места. Умирая в 1943 году, Беатрис завещала государству 4000 акров земли и 15 ферм с условием превратить их в природный заповедник. Он существует и сегодня.

Алан Милн (1882-1956).

Алан Александр Милн - прозаик, поэт и драматург, классик литературы ХХ столетия, автор знаменитого "Винни-Пуха" родился 18 января 1882 года.

Английский писатель, шотландец по происхождению, Алан Александр Милн провел свое детство в Лондоне. Учился в небольшой частной школе, владельцем которой был его отец, Джон Милн. Одним из его учителей в 1889—1890 был Герберт Уэллс. Затем поступил в Вестминстерскую школу, а потом в Тринити-колледж Кембриджа, где с 1900 по 1903 год изучал математику. Будучи студентом, он писал заметки в студенческую газету «Грант». Обычно он писал вместе со своим братом Кеннетом, и они подписывали заметки именем АКМ. Работы Милна были замечены, и с ним стал сотрудничать британский юмористический журнал «Панч», впоследствии Милн стал там ассистентом редактора.

В 1913 г. Милн женился на Дороти Дафне де Селинкурт, крестнице редактора журнала Оуэна Симэна (который, как утверждают, был психологическим прототипом Иа­Иа), и в 1920 родился его единственный сын Кристофер Робин. К тому времени Милн успел побывать на войне, написать несколько забавных пьес, одна из которых - «Мистер Пим прошел» (1920) имела успех.

Когда сыну исполнилось три года, Милн начал писать про него и для него стихи, лишенные сентиментальности и точно воспроизводящие детские эгоцентризм, фантазии и упрямство. Колоссальный успех книги стихов, проиллюстрированной Эрнестом Шепардом, подтолкнул Милна к написанию сказок «Принц Кролик» (1924), «Принцесса, которая не умела смеяться» и «Зеленая дверь» (обе 1925), а в 1926 был написан Винни-Пух. Все герои книги (Пух, Пятачок, Иа, Тигра, Кенга и Ру) кроме Кролика и Совы, были найдены в детской (сейчас игрушки, послужившие про­тотипами, хранятся в Музее игрушечных медведей в Великобритании), а топография Леса напоминает окрестности Котчфорда, где семья Милна проводила выходные.

В 1926 г. появилась первая версия Медвежонка с опилками в голове (по-английски - Медведь-с-очень-маленькими-мозгами) - "Винни-Пух". Вторая часть рассказов, "Теперь нас стало шестеро", появилась в 1927 году, а финальная часть книги "Дом на пуховой опушке" - в 1928 г. Милн никогда не читал собственных рассказов о Винни-Пухе своему сыну, Кристоферу Робину, предпочитая воспитывать его на произведениях писателя Вудхауза, любимого самим Аланом, и Кристофер впервые прочел стихи и рассказы о мишке Пухе только через 60 лет после их первого появления.

До выхода в свет книг о Винни-Пухе Милн уже был довольно известным драматургом, однако успех Винни-Пуха приобрёл такие масштабы, что другие произведения Милна сейчас практически неизвестны. Всемирные продажи книг о медвежонке Пухе, переведенных на 25 языков, с 1924 по 1956 гг. превысили 7 миллионов, а к 1996 г. было продано около 20 миллионов копий, причем только издательством Муффин (в эту цифру не входят издательства в США, Канаде и не англоговорящих странах). Опрос, проведенный в 1996 г. английским радио, показал, что книга о Винни-Пухе заняла 17 место в списке наиболее ярких и значительных произведений, опубликованных в двадцатом веке. В том же году любимый плюшевый медвежонок Милна был продан в Лондоне на аукционе дома Бонхама неизвестному покупателю за 4600 фунтов стерлингов. В 1952 году Милн тяжело заболел, и последующие четыре года, до самой смерти, провел в своем поместье в Котчфорде, графство Сассекс.

В 1966 Уолт Дисней выпустил первый мультипликационный фильм по книге Милна «Винни-Пух».

В 1969—1972 в СССР на киностудии «Союзмультфильм» были выпущены три мультфильма режиссера Федора Хитрука «Винни-Пух», «Винни-Пух идет в гости» и «Винни-Пух и день забот», завоевавшие любовь детской аудитории Советского Союза. Эти мультфильмы и современные дети смотрят с удовольствием.

Джон Толкин (1892-1973).

Будущий писатель родился 3 января 1892 г. в городе Блумфотейне (Южная Африка). Сын осевшего в Южной Африке английского коммерсанта, Толкин вернулся в Англию уже в сознательном возрасте, после смерти отца. Вскоре он лишился и матери. Перед смертью она перешла из англиканства в католичество, поэтому воспитателем и опекуном Джона стал католический священник. Вероисповедание оказало значительное влияние на творчество писателя.

В 1916 г., окончив Оксфордский университет, Толкин женился на Эдит Бретт, которую любил с 14 лет и с которой не расставался до самой её кончины в 1972 г. Эдит стала прототипом одного из излюбленных образов Толкина — эльфийской красавицы Лутиэн.

С 1914 г. писатель был занят реализацией амбициозного замысла — созданием «мифологии для Англии», в которой соединились бы любимые им древние сказания о героях и эльфах и христианские ценности. Итогом этих трудов стали «Книга забытых сказаний» и выросший из неё к концу жизни писателя мифологический свод «Сильмариллион».

В 1937 г. увидела свет волшебная история «Хоббит, или Туда и обратно». В ней впервые в вымышленном мире (Средиземье) появляются забавные существа, напоминающие жителей сельской «доброй старой Англии».

Герой сказки, хоббит Бильбо Бэггинс, становится своеобразным посредником между читателем и мрачным величественным миром древних легенд. Настойчивые просьбы издателей побудили Толкина продолжить повествование. Так появилась сказочно-эпическая трилогия «Властелин колец» (романы «Братство кольца», «Две башни», оба 1954 г., и «Возвращение короля», 1955 г., переработанное издание 1966 г.). По сути, она явилась продолжением не только и не столько «Хоббита», но и не изданного при жизни писателя «Сильмариллиона», а также неоконченного романа об Атлантиде «Затерянная дорога».

Основная идея «Властелина колец» — необходимость последовательной и непрестанной борьбы со злом. Его не удаётся одолеть без следования христианским моральным ценностям. При этом саму победу поможет одержать лишь «случай» — Промысел Божий. Однако писатель отнюдь не навязывает свои религиозные убеждения читателю. Действие в романах происходит в мифическом дохристианском мире, и Бог во всей трилогии не упомянут ни разу (в отличие от «Сильмариллиона»).

Оставшиеся годы жизни Толкин посвятил доработке «Сильмариллиона», который, однако, так и не увидел свет при жизни автора (1974 г.). Воплотив древние легенды средствами современной литературы, Толкин стал одним из создателей нового литературного жанра — фэнтези.

Клайв Льюис (1898-1963).

Некоторые узнали, кто такой Клайв Льюис только тогда, когда на экраны вышла «Нарния». А для кого-то Клайв Стейплз был кумиром ещё с детства, когда они зачитывались Нарнийскими Хрониками или историями Баламута. В любом случае, писатель Стейплз Льюис для многих открыл волшебную страну. И, отправляясь вместе с его книгами в Нарнию, почти никто не задумывался над тем, что Клайв Стейплз Льюис, на самом деле, писал о Боге и религии. У Клайва Стейплза Льюиса действительно практически во всех произведениях есть религиозная тематика, но она ненавязчива и облачена в прекрасную сказку, на которой выросло не одно поколение детей.

Клайв Стейплз родился 29 ноября 1898 г. в Ирландии. Когда он был маленьким, его жизнь действительно можно было назвать счастливой и беззаботной. У него были отличные брат и мама. Мать учила маленького Клайва разным языкам, даже не забыв о латыни и, кроме того, воспитывала его так, чтобы он вырос настоящим человеком, с нормальными взглядами и пониманием жизни. Но потом случилось горе и мама умерла, когда Льюису не было и десяти лет. Для мальчика это было страшным ударом.

После этого его отец, который никогда не отличался нежностью и весёлым характером, отдал парнишку в закрытую школу. Это стало для него ещё одним ударом. Он ненавидел школу и образование, пока не попал к профессору Керкпатрику. Стоит отметить, что этот профессор был атеистом, в то время как Льюис всегда отличался религиозностью. И, тем не менее, Клайв просто обожал своего учителя. Он относился к нему, как к идолу, эталону. Профессор тоже любил своего ученика и старался передать ему все свои знания. К тому же профессор был действительно очень умным человеком. Он учил парня диалектике и другим наукам, передавая ему все свои знания и умения.

В 1917 году Льюис смог поступить в Оксфорд, но потом он ушёл на фронт и воевал на Французской территории. Во время военных действий писатель был ранен и попал в госпиталь. Там открыл для себя Честертона, которым стал восхищаться, но, на тот момент, так и не смог понять и полюбить его взгляды и понятия. После войны и госпиталя Льюис вернулся назад в Оксфорд, где оставался до 1954 года. Клайва очень любили студенты. Дело в том, что он настолько интересно читал лекции по английской литературе, что многие приходили к нему ещё и ещё, для того чтобы снова и снова поприсутствовать на его занятиях. В это же время Клайв писал различные статьи, а потом взялся и за книги. Первой большой работой стала книга, изданная в 1936 году. Она называлась «Аллегория любви».

Что же можно сказать о Льюисе, как о человеке верующем. На самом деле, история его веры не так уж проста. Возможно, именно поэтому он никогда не пытался никому навязывать свою веру.

Скорее, он хотел преподнести её так, чтобы тот, кто хотел увидеть её, смог увидеть. В детстве Клайв был добрым, мягким и верующим человеком, но после смерти матери его вера пошатнулась. Затем он встретил профессора, который, будучи атеистом, являлся намного более умным и добрым человеком, нежели многие верующие. А затем наступили университетские годы. И, как говорил сам Льюис, вновь поверить его заставили люди неверующие, такие же атеисты, как и он. В Оксфорде у Клайва появились друзья, которые были такими же умными, начитанными и интересными, как он сам. К тому же, эти ребята напомнили ему о понятиях совести и человечности, потому что, придя в Оксфорд, писатель уже практически забыл об этих понятиях, помня лишь о том, что нельзя быть слишком жестоким и воровать. Но новые друзья смогли изменить его взгляды, и он вновь обрёл веру и вспомнил, кем он является и чего хочет от жизни.

Клайв Льюис написал множество интересных трактатов, рассказов, проповедей, сказок, повестей. Это и «Письма Баламута», и «Хроники Нарнии», и космическая трилогия, а также роман «Пока мы лиц не обрели», который Клайв писал в то время, когда его любимая жена очень тяжело болела. Льюис создавал свои истории, не пытаясь научить людей, как нужно верить в Бога. Он всего лишь пытался показать, где есть добро, а где зло, что всё наказуемо и даже после очень долгой зимы наступает лето, как оно наступило во второй книге «Хроник Нарнии».

Льюис писал о Боге, о его сподвижниках, рассказывая людям про прекрасные миры. На самом деле, будучи ребёнком, сложно отличить, где символизм, а где метафора. Зато очень интересно читать о мире, который создал златогривый лев Аслан, где можно воевать и править, будучи ребёнком, где звери разговаривают, а в лесах живут различные мифические существа. Кстати, некоторые церковные служители относились к Льюису крайне негативно. Дело было в том, что он смешивал язычество и религию. В его книгах наяды и дриады были, по сути, такими же детьми Божьими, как звери и птицы. Поэтому церковь считала его книги неприемлемыми, если их рассматривать со стороны веры. Но так считали лишь некоторые служители церкви. Многие относятся к книгам Льюиса позитивно и дают их своим детям, ведь, по сути, не смотря на мифологию и религиозную символику, в первую очередь, Льюис всегда пропагандировал добро и справедливость. Но его добро не идеальное. Он знает, что есть зло, которое всегда будет злом. И, поэтому, это зло необходимо уничтожить. Но делать это не нужно из ненависти и чувства мести, а лишь ради справедливости.

Клайв Стейплз прожил не очень долгую, хотя и не очень короткую жизнь. Он написал множество произведений, которыми может гордиться. В 1955 году писатель переехал в Кембридж. Там он стал заведующим кафедрой. В 1962 году Льюиса принимают в Британскую академию. Но тут его здоровье резко ухудшается, он подаёт в отставку. И 22 ноября 1963 года Клайв Стейплз умер.

Энид Блайтон (1897-1968).

Энид Мэри Блайтон — известная британская писательница, создатель замечательных приключенческих произведений детской и юношеской литературы. Она стала одной из наиболее успешных подростковых писательниц двадцатого века.

Блайтон родилась 11 августа 1897 года в Лондоне, улица Лордшип Лейн (район Западный Далидж), дом 354. Она была старшей дочерью Томаса Кэри Блайтона (1870—1920), торговца ножевыми изделиями, и его жены Терезы Мэри, урождённой Харрисон (1874—1950). Были ещё два младших сына, Хэнли (род. в 1899) и Кэри (род. в 1902), которые появились на свет после того, как семья переехала в близлежащий пригород Бекенхем. С 1907 по 1915 год Блайтон обучалась в школе Св. Кристофера в Бекенхеме, где она отлично успевала. И академическая работа, и физическая активность ей одинаково были по душе, хотя математику она не любила.

Она отметилась несколькими сериями книг, предназначенных для различных возрастных групп, с периодически повторяющимися главными героями. Эти книги имели огромный успех во многих частях света, было продано более 400 миллионов экземпляров. По одной из оценок, Блайтон пятая по популярности автор во всём мире: согласно Индексу переводимости; ЮНЕСКО к 2007 году было сделано более 3400 переводов её книг; в этом отношении она уступает Ленину, но превосходит Шекспира.

Одним из наиболее известных персонажей писательницы является Нодди, появляющийся в рассказах для маленьких детей, только учащихся читать. Однако, главной её силой были романы, в которых дети попадали в захватывающие приключения и распутывали интригующие тайны практически без помощи взрослых. В этом жанре особенно популярны серии: «Великолепная пятёрка» (состоит из 21 романа, 1942—1963; главные персонажи — четыре подростка и собака), «Пятеро юных сыщиков и верный пёс» (или «Пятеро тайноискателей и собака», согласно другим переводам; состоит из 15 романов, 1943—1961, в которых пятеро детей непременно обходят местную полицию в расследовании запутанных происшествий), а также «Тайная семёрка» (15 романов, 1949—1963, семеро детей разгадывают различные тайны).

Книги Энид Блайтон содержат детские приключенческие истории, а также элементы фэнтези, иногда с привлечением магии. Её книги были и до сих пор остаются чрезвычайно популярными в Великобритании и во многих других странах мира, в том числе и России. Работы писательницы переведены на более чем 90 языков, включая такие, как китайский, нидерландский, финский, французский, немецкий, иврит, японский, малайский, норвежский, португальский, русский, словенский, сербский, хорватский, испанский и турецкий.

Памела Трэверс (1899-1996).

Трэверс Памела Лилиана - известная английская писательница, поэтесса и публицист, автор серии детских книг о Мэри Поппинс; кавалер Ордена Британской империи.

Родилась 9 августа 1899 года в городе Мэриборо — Австралия, Квинсленд. Родителями были банковский управляющий Трэверс Роберт Гофф и Маргарет Агнес, до замужества — Морехед. Её отец умер, когда ей было семь лет.

Писать начала с детства — она писала рассказы и пьесы для школьных спектаклей, а братьев и сестёр развлекала волшебными рассказами. Её поэмы были опубликованы, когда ей не было и двадцати лет — она писала для австралийского журнала «Бюллетень».

В молодости совершила путешествие по Австралии и Новой Зеландии, затем уехала в Англию в 1923 году. Поначалу пробовала себя на сцене (Памела — это сценический псевдоним), играя исключительно в пьесах Шекспира, но потом увлечение литературой победило, и она полностью посвятила себя литературе, публикуя свои произведения под псевдонимом «P. L. Travers» (два первых инициала использовались для скрытия женского имени — обычная для англоязычных писательниц практика).

В 1925 году в Ирландии Трэверс познакомилась с поэтом-мистиком Джорджем Уильямом Расселлом, который оказал на неё большое влияние — и как человек, и как литератор. Он тогда был редактором журнала и принял для публикации несколько её поэм. Через Расселла Трэверс познакомилась с Уильямом Батлером Йейтсом и другими ирландскими поэтами, которые привили ей интерес и знание мировой мифологии. Йейтс был не только выдающимся стихотворцем, но и знатным оккультистом. Это направление и становится для Памелы Трэверс определяющим вплоть до последних дней её жизни.

В 1934 году публикация «Мэри Поппинс» была первым литературным успехом Трэверс. Писательница признавалась, что не помнит, как возник замысел этой сказочной повести. В ответ на настойчивые расспросы журналистов она обычно приводила слова Клайва Льюиса, считавшего, что в мире есть «только один Создатель», а задача писателя лишь «собрать в единое целое уже существующие элементы», причем переделывая реальность, они изменяют и самих себя.

Фильм Диснея «Мэри Поппинс» был выпущен в 1964 году (главную роль — Мэри Поппинс — сыграла актриса Джули Эндрюс). Фильм был выдвинут на премию «Оскар» в 13 номинациях и удостоился пяти наград. В Советском Союзе в 1983 году был выпущен фильм «Мэри Поппинс, до свидания!».

В своей жизни писательница отличалась тем, что старалась не афишировать факты своей личной жизни, в том числе и своё австралийское происхождение. «Если вас интересуют факты моей биографии, — однажды сказала Трэверс, — то история моей жизни содержится в „Мэри Поппинс“ и других моих книгах».

Хотя она ни разу не была замужем, незадолго до своего 40-летия Трэверс усыновила ирландского мальчика по имени Кэмиллус, при этом разлучив его с его братом-близнецом, так как взять двух детей она отказалась (мальчики воссоединились только спустя несколько лет).

В 1977 году Трэверс было присуждено звание Офицера Ордена Британской империи. Ее писательский талант признавали повсюду, и в качестве еще одного подтверждения - простой факт: в 1965-71 годах она читала лекции по писательскому мастерству в колледжах Великобритании и США. Ее дом был наполнен книгами, книги были повсюду, на бесчисленных полках вдоль стен, на столах, на полу. Автор как-то пошутила: «Случись мне остаться без крыши над головой, я смогу построить себе дом из книг». Вообще, она была женщиной активной и деятельной, много путешествовала, и даже в глубокой старости, с 1976-го до самой смерти в 1996 работала в качестве редактора мифологического журнала «Парабола». Среди ее поздних произведений - путевые очерки и сборники эссе « Что известно пчеле: размышления о мифе, символе и сюжете».

Памела Трэверс умерла в 1996, но писательница верила в бесконечность жизни: «Там, где сердцевина крепка, нет ни начала, ни конца, там нет слова прощай….». Наверное, это правильно: сказочники не умирают…

Мери Нортон (1903-1992).

Мери Пирсон родилась 10 декабря в Лондоне, и была единственной девочкой среди пяти детей. Вскоре семья переехала в Бедфордшир, в тот самый дом, который был описан в «Добывайках». После окончания школы и недолгой работы секретарем стала актрисой.

Спустя два года театральной жизни в 1927 Мэри Пирсон вышла замуж за Эдварда Нортона и уехала с мужем в Португалию. Там у нее родились два сына и две дочери, и именно там она начала писать.

После начала войны муж Мэри поступил на службу на флот, а сама она в 1943 году вернулась с детьми в Англию. В 1943 г. вышла и ее первая детская книга: «Волшебный набалдашник, или Как стать ведьмой за десять легких уроков», затем следующая — «Костер и метла». Через несколько лет обе сказки были переработаны и объединены в одну, «Набалдашник и метла», права на экранизацию которой были проданы студии Диснея за очень небольшую сумму.

Самая знаменитая сказка Нортон - «Добывайки» была напечатана в 1952 г. и получила медаль Карнеги, главную награду для английских детских писателей. «Добывайки» многократно экранизировались.

Фильмы и телепостановки по мотивам книг Мэри Нортон привлекают к ним новые поколения читателей.

Мери Нортон умерла в Девоне, Англия в 1992 году.

Дональд Биссет (1910—1995).

Дональд Биссет — английский детский писатель, художник, киноактёр и театральный режиссёр. Родился 30 августа 1910 года в Брентфорде, Мидлсекс, Англия.

Учился в школе клерков. Во время Второй мировой войны служил лейтенантом артиллерии.

Биссет начал писать сказки по заказу лондонского телевидения. Вскоре он начал и читать их в детских передачах. А поскольку он был профессиональным актером, читал он свои сказки просто превосходно. Свое чтение он сопровождал показом забавных и выразительных рисунков. Передача длилась около восьми минут, и соответственно объем сказки не превышал двух-трех страниц.

В 1954 году он выпустил первую книжку своих коротких сказок, вышедшую в серии «Читай сам». Книга называлась «Расскажу, когда захотите». За ней последовали «Расскажу в другой раз», «Расскажу когда-нибудь». За этой серией появились сборники, объединенные одними и теми же героями, - «Як», «Беседы с тигром», «Приключения утки Миранды», «Лошадь по кличке Дымка», «Путешествие дядюшки Тик-Так», «Поездка в Джунгли». Все книги были проиллюстрированы рисунками самого Биссета.

Как актер Биссет сыграл роли в 57 фильмах и телесериалах, которые, к сожалению, остались неизвестными за пределами Англии. Первую роль Биссет сыграл в фильме «Карусель» в 1949 году. Также он отличился как изобретательный театральный режиссер. Он сам ставил свои сказки на сцене Королевского Шекспировского театра в Стрэтфорде-на-Эвоне и даже сыграл в них с десяток небольших ролей. Последний раз в кино он сыграл в 1991 году в английском телевизионном сериале «Билл» роль мистера Гримма. На телевидении поставил и вел передачу для детей «Приключения Яка» (1971-1975).

Сам про себя Биссет писал так: «…Шотландец. Живу в Лондоне… Волосы седые, глаза синие, рост 5,9 фута. Работаю в театре с 1933 года. Начал рассказывать сказки для детей в 1953 году по телевидению. …По философии я материалист. По темпераменту — оптимист. Самое мое большое желание — выпустить в свет одну из моих детских книг с моими собственными цветными иллюстрациями… Мои любимые детские книги: «Ветер в ивах», «Винни Пух», «Алиса в Стране Чудес». А также народные сказки о великанах и ведьмах. Сказки Ганса Андерсена и братьев Гримм я не очень люблю».

Когда Дональда Биссета спросили, почему он стал писателем, он ответил: «Потому что зеленеет трава и растут деревья. Потому что я слышу как гремит гром и стучит дождь. Потому что я люблю детей и зверей. Я снимаю шляпу перед божьей коровкой. Я люблю гладить кошек и ездить верхом… А еще писать сказки, играть в театре, рисовать… Когда ты любишь и то и другое и третье, тогда ты богатый. Кто ничего не любит, не может быть счастливым».

Он придумал и поселил в Африке зверя, которому никогда не бывает скучно: одна половина его состоит из Обаятельнейшего Кота, а другая — из Находчивого Крокодила. Зовут зверя Крококот. Любимый друг Дональда Биссета — тигренок Рррр, вместе с которым Дональд Биссет любит путешествовать по реке времени до конца Радуги, и так умеет шевелить мозгами, что его мысли шуршат. Главные враги Дональда Биссета и Тигренка Рррр — Вреднюги с именами Нельзя, Несмей и Стыдись.

Биссет дважды побывал в Москве, выступал по телевидению, и посетил детский сад, где даже сочинил вместе с детьми сказку «Что хочу то и делаю».

При всем при том, что у Биссета более полутора сотен сказок, в англоязычном мире он практически предан забвению. В России Биссета переиздают до сих пор, и его сказки широко известны. В восьмидесятых годах в СССР был снят цикл из семи мультфильмов под общим названием «Сказки Дональда Биссета» — «Девочка и Дракон», «Забытый день Рождения», «Крококот», «Малиновое варенье», «Снегопад из холодильника», «Урок музыки», «Вреднюга».

Джеральд Даррелл (1925-1995) - английский натуралист, писатель, основатель Джерсийского зоопарка и Фонда охраны дикой природы, которые сейчас носят его имя.

Он был четвёртым и самым младшим ребёнком в семье британского инженера-строителя Лоуренса Сэмюэля Даррелла и его жены Луизы Флоренс Даррелл (урожденной Дикси). По свидетельству родственников, уже в двухлетнем возрасте Джеральд заболел «зооманией», а его мать вспоминала, что одним из первых его слов было «zoo» (зоопарк).

В 1928 году после смерти отца семья переехала в Англию, а семь лет спустя, по совету старшего брата Джеральда — Лоуренса — на греческий остров Корфу.

Среди первых домашних учителей Джеральда Даррелла было мало настоящих педагогов. Единственным исключением был натуралист Теодор Стефанидес (1896—1983). Именно от него Джеральд получил первые систематизированные познания по зоологии. Стефанидес не раз появляется на страницах самой известной книги Джеральда Даррелла — романа «Моя семья и другие звери». Ему посвящены книги «Птицы, звери и родственники» (1969) и «Натуралист-любитель» (1982).

В 1939 году (после начала Второй мировой войны) Джеральд с семьёй возвращается обратно в Англию и устраивается на работу в лондонский магазин «Аквариум».

Но настоящим началом карьеры Даррелла-исследователя стала работа в зоопарке Уипснейд в Бедфордшире. Сюда Джеральд устроился сразу после войны на должность «студента-смотрителя», или «мальчика на позверюшках», как называл себя он сам. Именно здесь он получил первую профессиональную подготовку и начал собирать «досье», содержащее сведения о редких и исчезающих видах животных (и это за 20 лет до появления Международной Красной книги).

После окончания войны 20-летний Даррелл принимает решение вернуться на историческую родину — в Джамшедпур.

В 1947 году Джеральд Даррелл, достигнув совершеннолетия (21 года), получил часть наследства отца. На эти деньги он организовал три экспедиции — две в Британский Камерун (1947—1949) и одну в Британскую Гвиану (1950). Прибыли эти экспедиции не приносят, и в начале 50-х годов Джеральд оказывается без средств к существованию и работы.

Ни один зоопарк Австралии, США и Канады не смог предложить ему должность. В это время Лоуренс Даррелл, старший брат Джеральда, советует ему взяться за перо, тем более что «англичане обожают книги про животных».

Первый рассказ Джеральда — «Охота на волосатую лягушку» — имел неожиданный успех, автора даже пригласили лично прочитать это произведение на радио. Его первая книга «Перегруженный ковчег» (1953) была посвящена путешествию в Камерун и вызвала восторженные отзывы как читателей, так и критиков.

Автор был замечен крупными издателями, а гонорар за «Перегруженный ковчег» и вторую книгу Джеральда Даррела — «Три билета до Эдвенчер» (1954) — позволил ему организовать в 1954 году экспедицию в Южную Америку. Однако в Парагвае в это время произошел военный переворот, и почти всю коллекцию животных пришлось оставить там. Свои впечатления об этой поездке Даррелл описал в следующей книге — «Под пологом пьяного леса» (1955). Тогда же по приглашению своего брата - Лоуренса - Джеральд отдыхал на Корфу.

Знакомые места вызвали массу детских воспоминаний — так появилась знаменитая «греческая» трилогия: «Моя семья и другие звери» (1956), «Птицы, звери и родственники» (1969) и «Сад богов» (1978). Первая книга трилогии пользовалась бешеным успехом. Только в Великобритании «Моя семья и другие звери» переиздавалась 30 раз, в США — 20 раз.

Всего Джеральд Даррелл написал около 40 книг (почти все они переводились на десятки языков) и снял 35 фильмов. Дебютный четырёхсерийный телефильм «В Бафут с гончими», вышедший в 1958 году, был очень популярен в Англии.

Через тридцать лет Дарреллу удалось провести съёмки в Советском Союзе, при активном участии и помощи от советской стороны. Результатом стал тринадцатисерийный фильм «Даррелл в России» (также демонстрировался по первому каналу телевидения СССР в 1986—1988 годах) и книга «Даррелл в России» (на русский язык официально не переводилась).

В СССР книги Даррелла печатались неоднократно и крупными тиражами. Переиздаются эти книги и сейчас.

В 1959 году Даррелл создал на острове Джерси зоопарк, а в 1963 году на базе зоопарка был организован Джерсийский фонд сохранения диких животных.

Основная идея Даррелла заключалась в разведении редких и исчезающих видов животных в условиях зоопарка с целью дальнейшего расселения их в местах естественного обитания. В настоящее время эта идея стала общепринятой научной концепцией. Если бы не Джерсийский фонд, многие виды животных сохранились бы только в виде чучел в музеях. Благодаря Фонду, от полного исчезновения были спасены розовый голубь, маврикийская пустельга, обезьяны: золотистая львиная игрунка и мармозетка, австралийская лягушка корробори, лучистая черепаха с Мадагаскара и многие другие виды.

Алан Гарнер (род. 1934) - британский писатель в жанре фэнтези, творчество которого основано на древнеанглийских легендах. Писатели родился 17 октября 1934 года.

Раннее детство Алан Гарнер провел в Олдерли Эдже, в Чешире, Англия. Его предки жили там более трехсот лет. Это повлияло на его творчество. Большинство произведений, в том числе «Волшебный камень Бризингамена» написаны по мотивам легенд тех мест.

Детство писателя пришлось на Вторую мировую войну, во время которой мальчик перенес три тяжелых болезни (дифтерию, менингит, воспаление лёгких), почти неподвижно лежа на кровати и позволяя своему воображению путешествовать за пределами белого потолка и заклеенного на случай бомбежек окна. Алан был единственным ребенком, и хотя вся его семья пережила войну, вынужденные годы одиночества не прошли бесследно для формирования личности и мировоззрения писателя.

По настоянию деревенского учителя, Гарнера отдали в Манчестерскую Грамматическую школу, позже, библиотеку в этой школе назвали в честь него. Закончив колледж, Гарнер поступил в Оксфордский университет, на факультет Кельтской мифологии. Не закончив обучение, поступил на службу в Королевскую Артиллерию, где отслужил два года.

Наиболее известными являются его книги «Волшебный камень Бризингамена» (1960), а также продолжение — «Луна в канун Гомрата» (1963), и повесть «Элидор» (1965). После их публикации о Гарнере заговорили как о «совершенно особенном» детском писателе Англии. Впрочем, определение «детский» не совсем верно. Сам Гарнер утверждает, что не пишет специально для детей; хотя герои его книг всегда дети, обращается он к читателям разных возрастов.

Сейчас писатель живёт в родном для себя Олдерли Эдже в восточном Чешире в старом доме, который стоит там ещё с XVI-го века. Истории этого края посвящена почти реалистическая «Каменная книга» (1976—1978), составленная «из четырёх новелл, четырёх стихотворений в прозе» о поколениях семьи Гарнера.

Жаклин Уилсон (род. 1945).

Жаклин Аткин родилась 17 декабря1945 года, в центре графства Сомерсет, городе Бате. Её отец был государственным служащим, а мать антикварным дилером. Большая часть детства Уилсон прошла в городке Кингстон-апон-Темс, где она посещала начальную школу Лачмер. В девять лет девочка написала свой первый рассказ, объёмом в 22 страницы. В школе её запомнили как мечтательного ребенка, который был не в ладах с точными науками, и даже дали прозвище «Джеки-Грёза», которое Жаклин впоследствии использовала в своей автобиографии.

После окончания школы в 16 лет Уилсон пошла на курсы секретарей, но вскоре сменила работу, устроившись в журнал для девочек «Jackie» («Джекки»). Из-за этого ей пришлось переехать в Шотландию, однако именно там она встретила и влюбилась в своего будущего мужа, Уильяма Миллара Уилсона. В 1965 году они поженились, и еще через два года у них родилась дочь, Эмма, впоследствии также ставшая писателем.

В 1991 году вышла книга, принесшая ей славу — «Дневник Трейси Бикер», хотя еще с 60-х годов Жаклин написала около 40 книг для детей. Дневник лёг в основу популярного британского телесериала канала BBC — «История Трейси Бикер», который успешно шёл с 2002 по 2006 годы.

В 2011 году в национальном центре детских книг "Seven Stories" («Семь рассказов») в Ньюкасле открылась выставка, посвящённая жизни и творческому пути английской писательницы.

Джоан Роулинг (род. 1965).

Джоан Кэтлин Роулинг родилась 31 июля 1965 года в английском городе Бристоль. Через несколько лет семья перебралась в Уинтерберн, где по соседству с Роулингами жили Поттеры, с детьми которых Джоан играла во дворе.

Когда Роулинг было 9 лет, семья переехала в маленький городок Татсхилл неподалеку от большого леса. Родители Роулинг были лондонцами и всегда мечтали жить на природе.

После школы, в которой любимым предметом Джоан был английский, а нелюбимым - физкультура, Роулинг поступила в Эксетерский университет и получила степень по французскому языку.

После университета Роулинг работала в офисе организации «Международная амнистия» в Лондоне в качестве секретаря. Она говорит, что лучшим в этой работе было то, что можно было использовать служебный компьютер для того, чтобы набивать свои рассказы, когда никто не смотрит. Как раз в период работы в «Международной амнистии», во время путешествия на поезде из Манчестера в Лондон летом 1990 года, Роулинг пришла в голову идея книги о мальчике, который является волшебником, но не знает об этом. Ко времени прибытия поезда на вокзал Чаринг-Кросс в Лондоне многие главы первой книги были уже придуманы.

В 1992 году Роулинг поехала в Португалию работать учителем английского. Обратно она вернулась уже с маленькой дочкой и чемоданом, полным записок о Гарри Поттере. Роулинг поселилась в Эдинбурге и целиком посвятила себя написанию книги. Когда книга была закончена, Роулинг, после нескольких неудачных попыток заинтересовать издателей, поручила задачу продать книгу литературному агенту Кристоферу Литлу. И устроилась преподавать французский.

В 1997 году агент сообщил ей, что книга "Гарри Поттер и философский камень" опубликована издательством "Блумсбери". Почти сразу же к книге пришел успех. Она великолепно раскупалась и получила несколько литературных призов. Права на издание ее в Америке были куплены уже за 105 000 долларов, на 101 тысячу больше, чем английские.

Именно с этого момента начинается стремительное восхождение Джоан Роулинг по лестнице славы. Книги и фильмы о Гарри Потере принесли Джоан огромное состояние, на сегодняшний день его оценивают в один миллиард сто миллионов долларов. Сама писательница является Кавалером Ордена Почетного Легиона, а также обладательницей премии Хьюго и многих других не менее значимых наград.

Сейчас Роулинг активно занимается благотворительной деятельностью, поддерживая фонд родителей одиночек и фонд по исследованию рассеянного склероза, от которого умерла ее мать.

Английская литература – это многовековая история, великолепные писатели, неповторимые произведения, которые отображают особенности национального характера. Мы взрослеем с книгами этих великих автором, развиваемся с их помощью. Невозможно передать значение английских писателей и сделанный ими вклад в мировую литературу. Предлагаем вас 10 всемирно признанных шедевров английской литературы.

1. Вильям Шекспир - “Король лир”

История Короля Лира – это история ослепленного собственным деспотизмом человека, который на склоне лет впервые сталкивается с горькой правдой жизни. Наделенный безграничной властью, Лир решает разделить свое королевство между тремя дочерьми Корделией, Гонерильей и Реганой. В день своего отречения от престола он ждет от них лестных речей и уверений в нежнейшей любви. Он знает заранее, что скажут дочери, но жаждет еще раз выслушать славословия в свой адрес в присутствии двора и иностранцев. Лир предлагает самой младшей из них и самой любимой Корделии так рассказать о своей любви, чтобы ее слова побудили его дать ей более “обширную долю, чем сестрины”. Но гордая Корделия с достоинством отказывается выполнить этот ритуал. Туман ярости застилает взоры Лира и, сочтя ее отказ посягательством на свою власть и достоинство, он проклинает дочь. Лишив ее наследства, король Лир отрекается от престола в пользу старших дочерей Гонерильи и Реганы, не осознавая страшных последствий своего поступка…

2. Джордж Гордон Байрон - “Дон Жуан”

“Ищу героя!..” Так начинается поэма “Дон-Жуан”, принадлежащая перу великого английского поэта Джорджа Гордона Байрона. И внимание его привлек герой, хорошо известный в мировой литературе. Но образ молодого испанского дворянина Дон-Жуана, который стал символом соблазнителя и ловеласа, у Байрона обретает новую глубину. Он не в силах противиться своим страстям. Но нередко и сам становится объектом домогательства женщин…

3. Джон Голсуорси - “Сага о Форсайтах”

“Сага о Форсайтах” – это сама жизнь, во всей своей трагичности, в радостях и потерях, жизнь не очень-то счастливая, но свершившаяся и неповторимая.
В первый том “Саги о Форсайтах” вошла трилогия, состоящая из романов: “Собственник”, “В петле”, “Сдается внаем”, в которой представлена история семейства Форсайтов на протяжении долгих лет.

4. Дэвид Лоуренс - “Женщины в любви”

Дэвид Герберт Лоуренс потряс сознание современников свободой, с которой он писал о взаимоотношении полов. В знаменитых романах о семье Бренгуэн – «Радуга» (был запрещен сразу после публикации) и «Женщины в любви» (издан ограниченным тиражом, а в 1922 г. состоялся цензурный процесс над его автором) Лоуренс описывает историю нескольких супружеских пар. «Женщины в любви» были экранизированы Кеном Расселом в 1969 г., получили «Оскар».
«Моя великая религия заключается в вере в кровь и плоть, в то, что они мудрее, чем интеллект. Наш разум может ошибаться, но то, что чувствует, во что верит и что говорит наша кровь, – всегда правда».

5. Сомерсет Моэм - “Луна и грош”

Одно из лучших произведений Моэма. Роман, о котором литературные критики спорят уже много десятилетий, однако до сих пор не могут прийти к единому мнению – считать ли историю трагической жизни и смерти английского художника Стрикленда своеобразной “вольной биографией” Поля Гогена?
Так это или нет, но “Луна и грош” по-прежнему остается подлинной вершиной английской литературы XX столетия.

6. Оскар Уайльд - “Портрет Дориана Грея”

Оскар Уайльд – великий английский писатель, снискавший славу блестящего стилиста, неподражаемого острослова, неординарная личность своего времени, человек, чье имя стараниями врагов и жадной до пересудов черни стало символом порочности. В настоящее издание вошли знаменитый роман “Портрет Дориана Грея” – самая успешная и самая скандальная из всех созданных Уайльдом книг.

7. Чарльз Диккенс - “Дэвид Копперфильд”

Знаменитый роман “Дэвид Копперфилд” великого английского писателя Чарльза Диккенса снискал любовь и признание читателей во всем мире. Во многом автобиографичный, этот роман рассказывает о судьбе мальчика, вынужденного в одиночку сражаться против жестокого, безотрадного мира, населенного злобными учителями, корыстными фабрикантами и бездушными слугами закона. В этой неравной войне Дэвида могут спасти лишь нравственная твердость, чистота сердца и необыкновенный талант, способный превратить грязного оборванца в величайшего писателя Англии.

8. Бернард Шоу - “Пигмалимон”

Действие пьесы начинается летним вечером на площади Ковент Гарден в Лондоне. Внезапно хлынувший проливной дождь, захвативший врасплох пешеходов, заставил их укрыться под порталом собора Св. Павла. Среди собравшихся профессор фонетики Генри Хиггинс и исследователь индийских наречий полковник Пиккеринг, специально приехавший из Индии, чтобы повидаться с профессором. Неожиданная встреча приводит в восторг обоих. Мужчины начинают оживленный разговор, в который вмешивается невероятно грязная девушка-цветочница. Умоляя джентльменов купить у нее букетик фиалок, она издает такие немыслимые нечленораздельные звуки, что приводит в ужас профессора Хиггинса, рассуждающего о преимуществах своей методики обучения фонетике. Раздосадованный профессор клянется полковнику, что благодаря его урокам эта грязнуля запросто сможет стать продавщицей цветочного магазина, в который сейчас ее не пустят даже на порог. Более того, он клянется, что через три месяца сможет выдать ее за герцогиню на рауте у посланника.
Хигинс с огромным энтузиазмом берется за дело. Одержимый идеей во что бы то ни стало сделать из простой уличной девчонки настоящую леди, он абсолютно уверен в успехе, и совершенно не задумывается о последствиях своего эксперимента, который коренным образом изменит не только судьбу Элизы (так зовут девушку), но и его собственную жизнь.

9. Уильям Теккерей - “Ярмарка тщеславия”

Вершиной творчества английского писателя, журналиста и графика Уильяма Мейкписа Теккерея стал роман “Ярмарка тщеславия”. Все персонажи романа – положительные и отрицательные – вовлечены, по словам автора, в “вечный круг горя и страдания”. Насыщенный событиями, богатый тонкими наблюдениями быта своего времени, проникнутый иронией и сарказмом, роман “Ярмарка тщеславия” занял почетное место в списке шедевров мировой литературы.

10. Джейн Остин - “Чувство и чувствительность”

“Чувство и чувствительность” – один из лучших романов замечательной английской писательницы Джейн Остин, которую по праву называют “первой леди” британской литературы. Среди самых известных ее произведений такие шедевры, как “Гордость и предубеждение”, “Эмма”, “Нортенгерское аббатство” и другие. “Чувство и чувствительность” – это так называемый роман нравов, представляющий любовные истории двух сестер: одна из них сдержанна и рассудительна, другая со всей страстью отдается душевным переживаниям. Сердечные драмы на фоне условностей общества и представлений о долге и чести становятся настоящим “воспитанием чувств” и венчаются заслуженным счастьем. Жизнь большого семейства, характеры героев и перипетии сюжета описаны Джейн Остин легко, иронично и проникновенно, с неподражаемым юмором и чисто английской сдержанностью.