Интересные вопросы по музыкальным дисциплинам. Вопросы викторины про музыкальные инструменты

1. Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиа­но и гармонь? (Аккордеон).

1. Как называется русский народный трехструнный щипко­вый инструмент? (Балалайка).

3. Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерус­ского певца-сказителя? (Баян).

4. Как называется народный духовой инструмент, основу ко­торого составляет кожаный мешок и несколько трубок? (Волынка).

5. Какой смычковый инструмент несколько уступает по раз­мерам контрабасу, но значительно превосходит скрипку и альт? (Ви­олончель).

6. Каким музыкальным инструментом владел Садко, герой из­вестной сказки? (Гусли).

7. Какой инструмент считают родоначальником всех медных духовых инструментов? (Горн),

8. Назовите народный духовой музыкальный инструмент, ко­торый является близким родственником пастушьего рожка и имеет пронзительный тембр? (Жалейка).

9. Как называют человека, исполняющего музыку на церков­ных колоколах? (Звонарь).

10. В России есть музыкальный инструмент - гусли. Как ана­логичный инструмент называется в Карелии? (Кантеле).

11. Какой миниатюрный ударный инстумент часто использу­ют во время танца испанские танцовщицы? (Кастаньеты).

12. В XVIII веке был изобретен клавишный инструмент, кото­рый назывался по-разному: клавицимбал, чембало, вирджинал и др. Какое более известное название имеет этот инструмент? (Клавесин).

13. Какой инструмент используется как эталон высоты при настройке музыкальных инструментов? (Камертон).

14. Какой музыкальный инструмент является эмблемой музы­кального искусства? (Лира).

15. Какой струнно-щипковый музыкальный инструмент име­новался «царица инструментов» в эпоху Возрождения? (Лютня).

16. Какой русский народный инструмент очень похож по зву­чанию на испанские кастаньеты? (Ложки).

17. Как называется музыкальная погремушка? (Маракас).

18. Какой духовой клавишный инструмент является самым большим? (Орган).

19. Назовите самую маленькую флейту? (Пикколо).

20. Название какого музыкального инструмента в переводе с французского означает «королевский»? (Рояль).

21. Какой древнейший музыкальный инструмент был одной из важнейших принадлежностей рыцарского снаряжения в средние века? (Рог).

22. Какой музыкльный инструмент, часто используемый в джа­зе, был изобретен в 1841 году в Париже бельгийским мастером и назван его именем? (Саксофон).

23. Какой универсальный музыкальный электронный инстру­мент был сконструирован американскими инженерами Г. Беларом и Г. Олсоном в 1955 году? (Синтезатор).

24. Какой духовой инструмент был впервые введен Бетхове­ном в состав симфонического оркестра? (Тромбон).

25. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инстру­ментом? (Треугольник).

26. К какой группе инструментов относятся литавры? (Удар­ные).

27. Какой из деревянных духовых инструментов самый низ­кий по звучанию? (Фагот).

28. Как называется духовой инструмент, близкий к горну? (Фанфара)

29. Название какого инструмента содержит два термина «гром­ко» и «тихо»? (Фортепиано).

30. Какой струнный инструмент составляет основу белорус­ского народного оркестра? (Цимбалы).

31. Как называется небольшой переносной орган? (Шарман­ка).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛУБ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

От других групповых форм клубное объединение можно отли­чить по следующим признакам:

Длительный контакт участников объединения, т. е. стабиль­ность состава;

Совместная деятельность участников;

Добровольное, свободное самоопределение участников;

Активное участие членов объединения в его работе, наличие права и обязанности не только присутствовать, воспринимать ин­формацию, но и выражать себя, свою индивидуальность активным действием

Деятельность данного клуба связана с приобщением участни­ков к искусству.

многочисленные клавиши обеспечивают варианты тонов. Предше­ственник фортепиано.

ЛИРА

Древний струнный инструмент. Состоит из резонансного кор­пуса и двух изогнутых деталей, идущих вверх к ярму, к которому крепятся от 4 до 10 струн. Играют плектром или пальцами. Произо­шла из Азии, откуда попала в Грецию и Египет. Настраивалась на определенный лад.

ОРГАН

Музыкальный инструмент, духовой, древнего происхождения. Звук извлекается нагнетанием воздуха в трубки различного разме­ра. Управляется с помощью клавиш. Используется для исполнения серьезных произведений религиозной музыки и легких развлекатель­ного характера.

Каждая трубка приспособлена для извлечения определенной ноты. Трубки одного тембра объединены в регистры. Вспомогатель­ные регистры в сочетании с основными создают искусственный обертоновый звукоряд.

Электрический орган изобретен в 1934 году американским ин­женером Лоуренсом Хэммондом (1895-1973). Другие типы электри­ческого органа появились в 1960 году. В них электрические импуль­сы в реле заменяют давление воздуха.

ПИАНИНО

Музыкальный инструмент. Разновидность фортепиано. Стру­ны, дека, механика расположены вертикально. СВИРЕЛЬ

1. Продольные флейты - набор дудочек из тростника, глины или другого материала разной длины для получения звуков разно­го тона. В соответствии с легендой, свирель изобретена в Древней Греции богом Паном. Присутствует в традициях народной музыки Восточной Европы и Японии, Южной Америки.

2. Многоствольные флейты, включая флейту Пана (цевницу), флейту и кувиклы; колебания создаются за счет рассечения воздуш­ной струи об острый край стенки ствола, что придает звучанию ин­струмента характерный «чавкающий» звук. Из всех старинных ин­струментов они дают относительно чистый тон и простые колеба­ния.

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Класс музыкальных инструментов, в которых источником зву­ка служит натянутая струна. В настоящее время струны делают из кишок, металла или перлона (пластика). Класс струнных инстру­ментов включает: смычковые (семейство скрипок и семейство аль­тов); щипковые (гитара, гавайская гитара, лютня, ситар, альфа, банджо и лира); механические щипковые (клавесины); механичес­кие ударные (пианино и клавикорд) и ударные (цимбалы).

ТРУБА

Один из древних мундштучных инструментов, существующих по всему миру в различных видах и изготовленных из разных инст­рументов. Входит в состав группы духовых инструментов современ­ного симфонического оркестра. Состоит из цилиндрической труб­ки, прямой или свернутой в виде овала. Производит высокий устой­чивый звук. Труба часто используется для подачи сигналов, а так­же во время торжественных церемоний. Около 1820 года появились трубы с вентилями, что позволило извлекать из них полный диапа­зон звуков хроматической гаммы.

Современная оркестровая труба ценится за чистое звучание. Среди разновидностей труб: сопрано, пикколо (на октаву выше ос­новной) и басовая (на октаву выше основной, введена Вагнером). В духовых оркестрах обычно используется плоский инструмент сопра­но. Труба является традиционным сольным джазовым инструмен­том, и музыканты демонстрируют особое мастерство на высоких тонах.

УДАРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Инструмент, на котором играют, ударяя по нему рукой или палочкой. Ударные инструменты можно подразделить на те, кото­рые настраивают для получения звука ножной высоты, к ним отно­сятся тимпаны, трубчатые колокольчики, глионшпиль, ксилофон, и те, которые имеют неопределенную высоту звука: турецкий бара­бан, тамбурин, треугольник, цимбалы и кастаньеты.

ФИСГАРМОНИЯ

Духовой клавишный инструмент XIX века. Приводится в дей­ствие механизмами, действующими от ножного привода и встроен­ными педалями рычажного типа, действующими на динамике. За­патентована Дебеном в Париже в 1848 году. Получила широкое

распространение в США в качестве музыкального инструмента для игры дома и в церки. Во Франции и Германии фисгармония была широко распространена как концертный инструмент для игры соло или в оркестре.

ФОРТЕПИАНО

Собирательное название клавишно-струнных молоточковых инструментов (роялей и пианино). Изобретено в 1704 году Бартоломео Кристофори, мастером-изготовителем клавикордов из Падуи. Используемый в нем механизм был непосредственно связан с клави­шами. В XVIII веке значительно усовершенствовано и завоевало при­знание многих композиторов, но лишь в 1768 году Бах дал один из первых концертов на этом инструменте.

Изобретены концертные рояли с мощным звучанием, а также налажено серийное производство небольших пианино для дома.

ЦИМБАЛЫ

Музыкальный инструмент, разновидность цитры. Состоит из плоского трапециевидного корпуса, вдоль которого натянуты стру­ны. Звук извлекается ударом легкими молоточками или палочками. Производит четко различимые по высоте звуки согласованного ха­рактера. Диапазон и подвижность звучания больше, чем у арфы или лиры. Популярен в Венгрии.

1. Песня о ежедневных занятиях детей в течение 10-11 лет.

(«Чему учат в школе»)

2. Песня об одинокой красавице.

(«Во поле березка стояла»)

3. Песня о кусочке земли, на котором растут бананы и кокосы, и очень весело проводится время.

(«Чунга-Чанга»)

4. Песня о трагической смерти маленького насекомого.

(«В траве сидел кузнечик»)

5. Песня о средстве, с помощью которого можно преодолеть все трудности.

(«Если друга встретил друг»)

6. Песня о людях, чей дом — лес, а жизнь - дорога.

(«Песенка друзей»)

7. Песенка о плохой погоде в день рождения.

(«Песня Гены»)

Музыкальная викторина

В викторине участвуют две команды, которым заранее предлагается продумать свое название, выбрать девиз и капитана.

Звучит музыка (возможно, заставка к программе «Угадай мелодию»). Ведущий приглашает команды на сцену, представляет членов жюри.

Конкурс 1. «Угадай мелодию»

Ведущий. Сейчас прозвучат мелодии из песен. Ваша задача — узнать песню, подхватить ее и пропеть один куплет.

1. «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского);

2. «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина);

3. «Золотая свадьба» (муз. Р. Паулса);

4. «Крылатые качели» (муз. Е. Крылатова).

Конкурс 2. «Найди «лишнее» слово»

Ведущий. На доске записаны слова, найдите лишнее.

1. Скрипка, труба, гитара, балалайка. (Труба)

2. Смычок, струны, дирижерская палочка, клавиши. (Струны, так как остальные предметы сделаны из дерева)

Конкурс 3. «Загадки»

Ведущий. Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать. Кто это сделает быстрее, тот выиграет.

У какого инструмента

Есть и струны, и педаль?

Что же это? Несомненно,

Это звонкий наш... (Рояль)

Он по виду брат баяна,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком... (Аккордеон)

Громче флейты,

Громче скрипок,

Громче труб наш великан:

Он ритмичен, он отличен -

Наш веселый... (Барабан)

Приложил к губам я трубку,

Полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется... (Свирель)

Конкурс 4 «Три кита»

Ведущий. Вы знаете, что вся музыка строится на трех китах: песне, танце, марше. Вопрос команде: какой «кит» в этой музыке? Если знаете, скажите, что это за музыкальное произведение и кто его автор.

1. Е. Дога. «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

2. В. Моцарт. «Колыбельная».

3. М. Глинка. «Полька».

4. П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков».

Конкурс 5 «На лучшего знатока нот»

Ведущий. Выберите по одному представителю от команды. Его задача - прочитать то, что написано на плакате.

Пока ребята готовятся, проходит следующий конкурс.

Конкурс 6. «Музыкальные слова»

Ведущий. Для участия в этом конкурсе вам достаточно знать названия нот, составляющих всем известную гамму: до. ре. ми, фа. соль, ля. си. Но, как ни странно, вам понадобится знакомство с животным и растительным миром.

1. Назовите животное, в названии которого есть нота «ре».

(Черепаха)

2. Назовите растение, в названии которого есть нота «соль» и еще одна нота.

3. Назовите птицу и цветок, в названиях которых есть нота «си».

(Синица, сирень)

4. Назовите птицу и растение, в названиях которых есть нота «до».

(Удод, подорожник)

Конкурс 7. «Мульти-пульти»

Ведущий. Сейчас вы услышите отрывки из песен, которые звучали в мультфильмах. Угадайте, как они называются и из каких они мультфильмов.

1. «Песенка про кузнечика» из мультфильма «Приключения Незнайки».

2. «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот».

3. «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».

4. «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гостья из будущего».

Конкурс 8. «Аукцион песен»

Кто больше споет песен, где упоминается какой-либо музыкальный инструмент?

Ведущий. Пока жюри подводит итоги нашей викторины, давайте споем вашу любимую песню.

Дети исполняют песню. Жюри подводит итоги, объявляет результаты конкурсов, награждает победителей дипломами.

Как повысить в наш век интерес к знаниям? Как воспитать в ребятах желание знать всё больше и больше? Эти вопросы, бесспорно, волнуют каждого педагога. Отрадно, что на телевидении стали появляться интересные программы для развития ума, но их недостаточно. А потому считаю, что необходимо, используя различные формы, играть в эрудитов. Хочется видеть наших учащихся сообразительными и остроумными ребятами. Пусть они проявят свой талант и свои знания в области музыки.

Музыкальная игра проходит в нашей школе уже не первый раз. Её можно проводить во время школьной предметной декады, по завершению темы полугодия или года. В этой статье предлагаю пример музыкальной игры “Что? Где? Когда?” на тему “В мире музыкальных инструментов” для учащихся 7-ых классов.

Цели и задачи:

  • Расширить представления о музыкальных инструментах;
  • побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний в области музыки; помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность а так же творческие способности;
  • способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности.

Оборудование урока: экран, проектор, конверты с вопросами, игровое поле, волчок, изображения музыкальных инструментов, бумага, фломастеры, таблица со счётом, “чёрный ящик”.

Действующие лица: ведущий, команда “знатоков”, команда “телезрителей”. Учитель выступает в роли ведущего, выбирает команду “знатоков” (5-6 человек), остальные учащиеся выступают в роли “телезрителей”, участвуют в игре и комментируют вопросы. Учащиеся, самостоятельно подготовившие вопросы, включённые в игру, также занимают места среди “телезрителей”.

Ход игры

Вступительное слово ведущего: Дорогие ребята! Сегодняшняя встреча будет необычной. Мы проведем музыкальную игру “Что? Где? Когда?”. А посвящена она будет музыкальным инструментам, о которых вы уже много знаете благодаря урокам музыки и МХК, а также самостоятельному знакомству с ними.

Как-то один из выдающихся гитаристов прошлого века сравнил музыкальные инструменты с островами в океане музыки. Он считал своим островом гитару. Я буду счастлива, если наша сегодняшняя встреча поможет вам не только хорошо ориентироваться в этом море и островах, но и найти свой остров в океане звуков.

А теперь я попрошу команду знатоков занять свои места за игровым столом.

(Музыкальная заставка: “Что наша жизнь?.. Игра!”)

Ведущий: Уважаемые знатоки, напоминаю вам, что на игровом поле разложены 12 конвертов с вопросами от наших “телезрителей”. За один правильный ответ команда получает 1 балл. Счёт идёт до 6 баллов. Выберите капитана команды.

Итак, начинаем игру!

(Раздаётся гонг, который в дальнейшем будет звучать перед каждым раундом. Капитан команды вращает волчок и выбирает один из конвертов ).

Раунд 1.

Ведущий: За одну минуту вам нужно вписать в рамочки названия музыкальных инструментов, на которых играли герои книг и сказок. (Приложение 1 )

Ответ: Орфей играл на кифаре, Лель – на свирели, Баян и Садко- на гуслях, Шерлок Холмс – на скрипке, Крокодил Гена – на гармошке, Незнайка – на тубе, Кобзарь – на кобзе.

Раунд 2.

Ведущий: Внимание на экран. Уважаемые знатоки, через 1 минуту вы должны назвать инструмент, изображённый на экране, рассказать из какого материала он сделан и как на нём играют. (Приложения 2, 3)

Ответ: Это волынка. Воздушный резервуар (мех, мешок) сделан из козлиной или телячьей шкуры, иногда из пузыря животного. В него вставлено несколько трубок. Через одну нагнетается в мешок воздух, и он надувается как шар. Другие трубочки тянут звуки, сопровождающие мелодию. Звуки тянутся непрерывно, т.к. волынщик держит инструмент под мышкой и прижимает локтем к себе.

Раунд 3.

Ведущий: Различные виды искусства имеют свои символы, эмблемы и пр. На экране вы видите некоторые из них (Приложение 4).

Уважаемые знатоки, знаете ли вы, какова эмблема музыкального искусства? За 1 минуту изобразите её на бумаге.

Ответ: Это изображение лиры. (Приложение 5)

Раунд 4.

Ведущий: Уважаемые знатоки, перед вами старинный манускрипт XI века (Приложение 6). За 1 минуту вам предстоит отгадать загадку – что означают эти знаки?

Ответ: На этом старинном манускрипте изображены знаки средневековой системы записи музыки. Это невмы. Они указывают на восходящее и нисходящее движение мелодии, не определяя точной высоты звуков. Из невм в дальнейшем появились нотные знаки.

Раунд 5.

Ведущий: Внимание! Прослушайте музыкальный фрагмент. (Звучит “Хабанера” М.Равеля)

Композитор М.Равель поручил исполнить эту прекрасную мелодию духовому инструменту трубе. Внимание, вопрос: назовите предмет, благодаря которому музыкант, исполняющий эту мелодию, добивается такого мягкого, “бархатного” звучания трубы?

Ответ: Этот предмет – сурдина, которая вставляется в раструб духового инструмента. Благодаря этому его звучание становится приглушённым и мягким.

Раунд 6.

Ведущий: Взгляните на экран (Приложение 7). Этот музыкальный инструмент существует более 2000 лет. Он один может заменить хоровую и инструментальную капеллу. На нём играют руками и даже ногами на специальных клавиатурах. В руках одного исполнителя – это целый духовой оркестр. Внимание, вопрос: Один из журналистов писал об органе, что он “мудр, скрытен и одинок”. Объясните, что он имел в виду?

Ответ: Орган “мудр” потому, что впитал в себя культуру тысячелетий; “одинок” потому, что он является единственным клавишно-духовым инструментом; “скрытен” потому, что его нельзя увидеть целиком (мы можем видеть только его фасад).

Раунд 7.

Вопрос: Изготовлением какого музыкального инструмента прославилась семья итальянских мастеров по фамилии Страдивари?

Ответ: Скрипка.

Раунд 8.

Ведущий: В разные времена у разных народов музыкантов называли по-разному. Взгляните на этот список (Приложение 8) . Вопрос: кто же здесь не музыкант? Вычеркните лишнее:

Ответ: Музыкантом не является клоун.

Раунд 9.

Ведущий: Уважаемые знатоки, взгляните на экран. Перед вами изображение охотничьего рога (Приложение 9). В него трубили, подавая сигнал во время охоты, сбора войска, или какого-либо торжественного события. Для того, чтобы звук был слышен на далёком расстоянии, охотничий рог имел огромную длину, иногда 6-8 метров. Трубить в него было крайне неудобно. Внимание, вопрос: Какой выход нашли музыканты, и как стал называться новый музыкальный инструмент?


Ответ: Длинный охотничий рог “скрутили”, получилась валторна. (Появляется изображение валторны на экране. (Приложение 10)

Раунд 10.

Ведущий: Вам наверняка известен древнегреческий миф о “музыкальном состязании” Аполлона и Пана. Напомню его вам:

Бог лесов Пан вызвал самого бога Аполлона на “музыкальное состязание”. После нежных звуков свирели Пана Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки его божественной музыки, зазвучала мелодия дивной красоты…. Когда Аполлон закончил играть, боги присудили ему победу, а опечаленный Пан удалился в чащу лесов…

Так древними греками было установлено, что среди всех музыкальных инструментов самым красивым и выразительным, самым волнующим звуком обладают струнные инструменты.

А теперь внимание, вопрос: уважаемые знатоки, скажите, как возник самый первый струнно-щипковый инструмент?

Ответ: Первый струнно-щипковый инструмент возник из охотничьего лука. Натягивая тетиву, охотник услышал приятный, медленно угасавший звук. Так и родился первый струнный щипковый инструмент.

Раунд 11.

Ведущий: Внимание! Внесите “чёрный ящик”! (Под музыку вносят “чёрный ящик”. В нём находятся следующие предметы: расчёска, папиросная бумага, жестяная баночка, несколько горошин, 2 крышки от кастрюль, 2 деревянные ложки). Уважаемые знатоки, вам необходимо в течение 1 минуты соорудить самодельные музыкальные инструменты и продемонстрировать звучание “оркестра”.

Ответ: знатоки демонстрируют звучание “оркестра” - ложек, погремушек, тарелок, губной гармошки.

Раунд 12.

Ведущий: Вам выпал Блиц-турнир. Послушайте звучание музыкального фрагмента. (Звучит пьеса “Пензер тайна” в исполнении ненецкого ансамбля “Сырасэв”).

  1. Назовите музыкальный инструмент, в исполнении которого прозвучала музыка.
  2. Объясните его устройство.
  3. Кто на Ямале был непосредственным обладателем этого музыкального инструмента и почему?

Ответы:

  • Это пензер – ненецкий бубен. (Приложение 11)
  • Пензер представляет собой деревянный обруч, обтянутый шкурой оленя, выделанной до тонкой и мягкой кожи. К обечайке крепятся столбики (бугорки). С одной стороны бубна имеется рукоять. Звук извлекается при помощи колотушки- узкой лопаточки, обтянутой шкурой оленя. Устройство бубна отражало строение мира. Как понимали его северные народы. Верхняя часть- небесная сфера, нижняя – подземный мир, меж ними –земной мир, мир людей. Рукоять символизировала “шаманское дерево”, соединяющее все 3 мира.
  • Бубен (пензер) – необходимый инструмент ненецкого шамана. Под его звуки шаман призывал духов и совершал камлания (“путешествия” в Верхний и Нижний миры).
  • Ведущий. Подведём итоги нашей игры. (Обращает внимание на таблицу со счётом). Сегодня в нашей игре не оказалось победителей. Счёт равный. Игра закончена.

    Надеюсь, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только информационный характер, но и творческий. Надеюсь, что знания, полученные в этой игре, найдут своё продолжение в вашей жизни. Благодарю всех за участие. До новой встречи!

    За свою многовековую историю человечество накопило музыкальные сокровища в огромном количестве. Это и народные песни и танцы, произведения композиторов разных стран и времен. Люди также придумали множество разнообразных музыкальных инструментов, которые и по сей день доставляют нам эстетическое удовольствие. Слушая музыку, мы постигаем красоту ее звучания, при этом сами становясь богаче духовно.

    Викторина о музыке поможет нам вспомнить как основы нотной грамоты, так и занимательные и интересные факты из жизни музыки. На все вопросы викторины даны ответы.

    1. Звуки изображаются посредством особого рода знаков, называемых…
    Ответ: ноты

    2. Кому принадлежат слова «Я — король скрипки, а гитара — моя королева»?
    Ответ: Никколо Паганини

    3. Сколько нот в нотной грамоте?
    Ответ: семь

    4. Как называется набор из пяти линий, на которых и между которыми записываются ноты?
    Ответ: нотный стан

    5. Что общего между гитарой и роялем?
    Ответ: в этих инструментах для извлечения звука используются струны

    6. Как называется большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных музыкальных инструментах?
    Ответ: оркестр

    7. Какие две ноты «образуют» продукт, растущий в огороде?
    Ответ: «фа», «соль» (фасоль)

    8. Как называется басня И.А.Крылова, в которой четыре «музыканта» играли, кто в лес, кто по дрова?
    Ответ: «Квартет»

    9. Как называется рассказ Чехова, в котором Яков очень хорошо играл на скрипке, особенно русские песни?
    Ответ: «Скрипка Ротшильда»

    10. Как называется музыкальный коллектив из трех исполнителей?
    Ответ: трио

    11. Как называется естественный, данный природой, музыкальный инструмент, звучание которого формируется гортанью?
    Ответ: певческий голос

    12. Какой немецкий механик в 1812 году сконструировал один из вариантов метронома в виде молоточка, отбивающего удары о деревянную наковальню?
    Ответ: Иоганн Мельцель

    13. Что такое аккомпанемент?
    Ответ: музыкальное сопровождение мелодии голоса, мелодии инструментального произведения

    14. Отгадайте музыкальный инструмент:
    На первом звучит музыка и танцуют дамы и кавалеры
    Второе — разделительный союз в русском языке
    Третье — порода собак
    Ответ: балалайка

    15. В детстве он нередко сидел под роялем, всхлипывая, когда ему случалось напроказить. А мать тем временем наигрывала всегда один и тот же старинный романс. Эта музыка казалась Сереже особенно обидной. За инструмент часто садился и его отец, Василий Аркадьевич. А из Сережи вырос знаменитый композитор, пианист-виртуоз. О ком идет речь?
    Ответ: Сергей Рахманинов

    16. Эти музыканты были обязательными участниками календарных праздников на Руси, свадеб, ярмарок, коронаций. Они умели сочинять песни, сценки, играли на всевозможных инструментах. Как их называли на Руси?
    Ответ: скоморохи

    17. Как называется самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент?
    Ответ: арфа

    18. В каком веке утвердился термин «увертюра»?
    Ответ: в XVII веке, во Франции

    19. На каких музыкальных инструментах играл император Александр I?
    Ответ: на скрипке и кларнете

    20. Какой русский композитор в 1859 году в Петербурге организовал «Русское музыкальное общество»?
    Ответ: Антон Рубинштейн

    21. Какой инструмент Клара украла у Карла в известной скороговорке?
    Ответ: кларнет

    22. О каком музыкальном инструменте Г.Берлиоз сказал «Этот инструмент — скрипка среди деревянных духовых инструментов»?
    Ответ: кларнет

    23. Кого мы называем королем вальса?
    Ответ: Иоганна Штрауса

    I раунд (за каждый правильный ответ 1 балл)

      Он играет на скрипке (скрипач)

      Домра – это струнный или духовой музыкальный инструмент? (струнный)

      Как называется этот музыкальный инструмент? (показ жестами)

      Музыку к опере “Кармен” сочинил Безе или Чайковский? (Безе)

      Он играет на гитаре (гитарист)

      Как называется большая гармонь? (баян)

      Какую ноту “кладут в суп”? (соль)

      Что больше: альт или скрипка? (альт)

      Он играет на фортепиано (пианист)

      Музыкальный коллектив, состоящий из 3-х исполнителей (трио)

      Как называется этот музыкальный инструмент? (показ картинки)

      Кларнет – струнный или духовой инструмент? (духовой)

      Речитатив бывает в опере или в балете? (в опере)

      Литавры – это духовой или ударный музыкальный инструмент? (ударный)

      Как называется этот музыкальный инструмент? (показ картинки)

      Как называется большая группа певцов? (хор)

      Повторяющаяся часть песни (припев)

      Труба – деревянный или медный духовой инструмент? (медный)

      Как называется этот музыкальный инструмент? (показ картинки)

      Сколько нот существует? (семь)

      Вокальную музыку поют или играют? (поют)

      Увертюра – это вступление или заключение? (вступление)

      Тромбон – это ударный или духовой инструмент? (духовой)

      Сколько человек поют арию? (один)

      Как называется этот музыкальный инструмент? (показ картинки)

      Трещотка – струнный или ударный музыкальный инструмент? (ударный)

      Римский-Корсаков – это русский или французский композитор? (русский)

      Он играет на балалайке (балалаечник)

      Музыкальный коллектив, состоящий из 4-х исполнителей (квартет)

      Как называется этот музыкальный инструмент? (показ картинки)

      Он играет на барабане (барабанщик)

    II раунд (за каждый правильный ответ 2 балла)

      Самый большой музыкальный инструмент (орган)

      “Мама” скрипки (виолончель)

      Какая нота находится между нотами “ми” и “соль”? (“фа”)

      Основоположник русской классической музыки (Глинка)

      Русский народный струнный музыкальный инструмент треугольной формы (балалайка)

      Какая нота “спряталась” в имени Максим? (“си”)

      На каком музыкальном инструменте играл Садко? (гусли)

      Изобретатель саксофона (Сакс)

      “Золушка” - балет Прокофьева или Чайковского? (Прокофьева)

      Мазурка – это танец какого народа? (польского)

      Приспособление для излечения звуков на струнных инструментах (смычок)

      Какой самый низкий струнный смычковый инструмент? (контрабас)

      Краковяк – это танец какого народа? (поляки)

      Мажор – это регистр или лад? (лад)

      Как называется высокий женский певческий голос? (сопрано)

      Как называется фортепиано с вертикальным корпусом? (пианино)

      Как называется хор с мужскими и женскими голосами? (смешанный)

      Филармония – это театр или концертный зал? (концертный зал)

      “Папа” скрипки (контрабас)

      Какая нота находится между нотами “соль” и “си”? (ля)

      “Конёк-Горбунок” - это опера или балет? (Балет)

      Адажио – это быстрый или медленный темп? (медленный)

      Как называется фортепиано с горизонтальным корпусом? (рояль)

      Какой народ дал название танцу полонез? (Французы)

      Как называются графические знаки-символы, с помощью которых записывается музыка? (ноты)

    III раунд (за каждый правильный ответ 3 балла)

      Какой инструмент исполняет тему птички в симфонической сказке “Петя и волк”? (флейта)

      В средневековой России странствующий музыкант, певец, актёр (скоморох)

      Как называют последнюю часть крупного произведения? (финал)

      Как звали царя в опере Римского-Корсакова “Золотой петушок”? (Дадон)

      Как называют пение без сопровождения (без аккомпанемента)? (а капелла)

      Воспроизведение нескольких звуков одновременно (аккорд)

      С каким музыкальным инструментом выступали скоморохи? (домра)

      Второе название оперы М.И.Глинки “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”)

      Форте в переводе с латинского – громко или тихо? (громко)

      Набор из восьми звуков, в котором последний звук является более высоким повторением первого (октава)

      Как называется подставка для нот? (пюпитр)

      Финальный раунд (участвуют 2 человека) (за каждый правильный ответ 1 балл)

      Как называется пение, похожее на декламацию? (речитатив)

      Первый музыкальный инструмент, появившийся на земле, он есть у каждого из нас (голос)

      Как называется старинный струнный щипковый клавишный инструмент, предок рояля? (клавесин)

      Музыкальное сопровождение сольной партии называется… (аккомпанемент)

      Как называется большой инструментальный ансамбль, в котором инструменты объединены в родственные группы? (оркестр)

      Так называется высшее учебное музыкальное заведение (консерватория)

      Как называется крупное четырёхчастное произведение для симфонического оркестра? (симфония)

    1 конкурс «Видеоклип»

    Каждой команде класса было домашнее задание. И вот настало время его посмотреть и оценить. Каждая команда музыкально представляет свою команду.

    2 конкурс «Звездный алфавит»

    Командир каждой команды вытягивает жетон с буквой. Задача команды как можно больше вспомнить названий музыкальных групп, исполнителей, названий песен, начинающихся с этой буквы.

    3 конкурс «Начало есть, конец будет»

    Участники должны закончить фразу.

    1 команда

    Спящая - …красавица

    Красная - …Шапочка

    Старуха - …Шапокляк

    Баба - …Яга

    Золотая … рыбка

    Крокодил - …Гена

    2 команда

    Лебединое - … озеро

    Том и -… Джерри

    Кот - …Леопольд

    Александр - …Невский

    Руслан и …Людмила

    Бременские - …музыканты

    4 конкурс «С миру по нотке»

    За одну минуту участники должны вспомнить слова, в которых есть слоги – ноты. Каждая команда получает свою ноту.

    1 команда

      «Фа» (фасоль)

      «До» (дом)

      «Ре» (река)

    2команда

      «Ми» (мир)

      «Ля» (лягушка)

      «Си» (сила)

    5 конкурс «Звездная викторина»

    1 команда

      В какой песне можно узнать про глагол и про тире? («Чему учат в школе»)

      Кто съел зеленого кузнечика? (Лягушка)

      В какой песне можно повторить таблицу умножения? («Дважды два - четыре»)

      Что родилось зимой в лесу? (Елочка)

      Что бывает раз в году? (День рождения)

        команда

      Что увидел крошка Енот в пруду? (Улыбку)

      В каком вагоне можно добраться до небосклона? (В голубом)

      Кто ничего не проходил и кому ничего не задавали? (Антошка)

      Кто пел песню лежа на солнышке? (Львенок и черепаха)

      Кто считает, что хорошими делами прославиться нельзя? (Старуха шапокляк)

    6 конкурс «Необычное пение»

    Команда должна исполнить песню «Ничего на свете лучше нету…», но с определенным заданием.

        команда

      С зажатым пальцами носом

      Закусив нижнюю губу

        команда

        Как на 40 – градусном морозе

        Не выговаривая звук «с»

    « Я начну, а ты продолжи»

    1. Пусть всегда будет солнце пусть…..

    2. Дружба крепкая не сломается, не……

    3. Раз дощечка, два дощечка, будет….

    4. А ну –ка песню нам пропой…..

    5. Счастье вдруг в тишине постучалось……..

    6. Висит на заборе, колышется ветром…

    7. То березка, то рябина…

    8. Ничего на свете лучше нету…

    9. Голубой вагон бежит…

    10. Буквы разные писать…

    Ведущий: Молодцы ребята! вы справились и порадовали фею, тем, что неплохо знаете песни. А умеете ли вы отгадывать загадки?

    Учитель: И вот сейчас мы с вами проведем конкурс загадок.

    1.На листочке, на страничке –

    То ли точки, то ли птички.

    Все сидят на лесенке

    И щебечут песенки.

    2.Шаляпин всем на зависть пел,

    Талант огромный он имел,

    Всё потому, что изучал

    Искусство, что зовут...

    3. Слово книжное «вокал»

    Как бы проще ты назвал?

    4. Он на сцене выступает,

    В хоре песню начинает.

    Исполняет весь куплет,

    Хор припев поёт в ответ.

    Баритонов и басов.

    Восемь теноров, сопрано

    Вместе слаженно поют.

    Путешествуют по странам

    И гастроли там дают.

    6. Под музыку эту проводят парад,

    Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.

    7. Треугольная доска,

    А на ней три волоска.

    (Балалайка.)

    8. Заливается трёхрядка,

    И народ идёт вприсядку!

    А трёхрядка неплоха –

    Есть и кнопки и меха.

    И весёлые старушки

    Под неё поют частушки.

    (Гармонь, гармошка.)

    9. Я стою на трёх ногах,

    Ноги в чёрных сапогах.

    Зубы белые, педаль.

    Как зовут меня? ...

    10. Рояль с баяном подружились

    И навсегда объединились.

    А ты названье угадаешь

    Содружества мехов и клавиш?

    (Аккордеон.)

    11. Он – не признанный талант,

    А бродячий музыкант.

    Чтобы думать легче стало,

    Подскажу вам: папа Карло.

    (Шарманщик.)

    12. Нужно, чтобы меня спеть,

    Музыкальный слух иметь.

    Чтобы лучше прозвучало,

    Выучи слова сначала.

    13. Завитой, красивый знак

    Нарисуем мы вот так.

    Он велик и всемогущ,

    Это наш … (скрипичный ключ)

    14. А это что за чудеса?

    Ребята у костра сидят,

    Поют и на нее глядят.

    Чтобы она вдруг зазвучала,

    Щипни струну ты для начала.

    А струн бывает семь иль шесть,

    Ее достоинств нам не счесть.

    Всем под нее легко поется,

    Скажите как она зовется?.. (гитара)

    15. Первые марши играют военные,

    Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.

    А вот вторые на крышах стоят,

    Дружно зимою все сильно дымят.