В каких произведениях русской литературы изображены приятели? ЭГЭ Русский язык. С1
8. Каким образом рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о ‘жестоких нравах’ города Калинова?
Рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова, Савел Прокофьич является одним из ярких представителей этих нравов.
Так, в его диалоги с Кабанихой нам раскрываются его черты.
Одной из них является его жадность, любовь к деньгам: «заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает». Также, Дикой предстает алчным, жадным человеком. Он богатый человек и не отказывает себе ни в чем, тем не менее не хочет помогать нуждающимся. Дикой очень грубый человек и любит ругать людей: «…приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю».
Таким образом, рассуждения Дикого выявляют такие качества, как жадность, грубость, алчность. Это подтверждает слова Кулигина.
9. В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?
Во многих русских произведениях показаны взаимоотношения властных и подначальных. Пьесу А.Н.Островского «Гроза» можно сопоставить с такими произведениями, как «Недоросль» Д.И.Фонвизина
Так, в произведении «Недоросль» госпожа Простакова очень схожа с Кабанихой. Они обе держат в подчинении весь дом. Госпожа Простокова держит весь дом в подчинении. Она бьет не только своих крестьян, но и мужа («Митрофан: Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку…»). Она плохо обращается со всеми, кроме своего любимого сыночка Митрофанушки. Героиня «Грозы» тоже Кабаниха тоже проявляет такие качества, как самодурство, деспотизм. Ее сын пребывает в страхе от нее, как и его жена.
Также, в произведении А.П.Чехова «Смерть чиновника» показаны взаимоотношения властных и подначальных, но только в другом ключе. В этом рассказе поведение главного героя, который является подначальным, очень глупое, неправдоподобное. Случайно чихнув на человека, выше его почину, Червяков старается извиниться. И своими извинениями надоедает генералу. Совсем, по-другому рисует подначальных Островский.
Таким образом, многие писатели поднимали тему отношений властных и подначальный, но каждый делал это по-разному.
Обновлено: 2018-10-10
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
- Каким образом рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова?
Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух?
Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух, потому что у каждого из членов семьи Кирсановых имеются неприятные воспоминания о Базарове. У Павла Петровича это дуэль и ранение, у Николая Петровича – развязное поведение Базарова в доме и сильное влияние на взгляды его сына, у Фенечки – поцелуй в беседке.
Самому Аркадию также стыдно вспоминать, как он подражал другу и хотел казаться нигилистом. "Ты нежная душа, ранимая", – сказал однажды Евгений, понимая, что Аркадий не может быть его сподвижником. Это подтверждает тот факт, что к концу романа Аркадий отказывается от нигилистической теории своего друга и примыкает к лагерю дворян-либералов. Базаров внёс в семью Кирсановых разлад, поэтому даже упоминание об этом герое за столом разрушило бы семейную идиллию, сложившуюся в доме.
Таким образом, автор, изображая сцену семейного застолья Кирсановых, исключает существование Базарова и его нигилистической теории.
8.
Какие черты Тихона раскрываются в диалоге с Кулигиным ?
По этому диалогу можно судить о таких чертах Тихона как несамостоятельность, безответственность, слабоволие.
Герой предстаёт человеком слабовольным, действующим по наущению маменьки ("А маменька-то", "поди-ка, поговори с маменькой"). Всеми его действиями руководит Кабанова, а он настолько не привык жить по собственному разумению, что готов даже бить жену против своей воли.
Отправившись в Москву, Тихон поступает безответственно: вместо того, чтобы позаботиться о Катерине, защитить её от произвола своей родительницы, он уехал, оставив её, и "всю дорогу пил", "про дом-то и не вспомнил". Так может поступить человек, не имеющий никакого чувства ответственности перед близкими.
Вместе с тем Тихон – мягкий, по-своему добрый человек, способный к состраданию. Он жалеет Катерину, не хочет её мучить ("мне её жаль пальцем тронуть"), а также испытывает сочувствие к её соблазнителю Борису ("Уж я вижу, что ему проститься хочется").
Итак, реплики героя характеризуют его как личность незрелую, не способную жить своим умом, но умеющую сочувствовать.
8. (по фрагменту из рассказа А.П. Чехова «Ионыч»)
В чём приведённый отрывок может послужить
иллюстрацией к высказыванию А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло»?
Приведённый фрагмент может послужить отличной иллюстрацией к словам
А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло».
В нём показана пошлость одного
из лучших семейств города С. – Туркиных. Она страшна тем, что затягивает людей
мыслящих, готовых трудиться. Атмосфера праздности, банальности подчёркивается
такими деталями, как игра Котика на фортепиано (при этом Старцеву казалось, что с
высокой горы сыплются камни), чтение Верой Иосифовной романов, в которых говорилось о том, чего никогда не бывает в жизни. Отец семейства, Иван Петрович, острит, используя выдуманные им словечки «большинский», «недурственно». Даже лакей
Пава, подражая трагическому актёру, встаёт в позу и произносит: «Умри, несчастная!».
Этот мир пошлости и банальности оказывает губительное влияние на доктора Дмитрия Старцева, превращает его просто в Ионыча, который постепенно забывает о своём долге врача и главной целью которого становится нажива.
Композиция ответа на задание 9 (сопоставительное)
1. Краткий ответ на 1-ую часть вопроса:
дать два
произведения и назвать двух
авторов.
2. Позиция сопоставления №1:
– обоснование
– сопоставление.
3. Позиция сопоставления №2:
– обоснование
– сопоставление.
Сопоставление:
Что сближает и чем отличаются:
– тематически
– сюжетно
– композиционно
– с точки зрения значения образов
– с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств
– с точки зрения авторского отношения.
Обоснование
Анализ привлекаемого текста с точки зрения:
– темы, сюжетных линий
– авторской позиции
– особенностей образов, функций этих образов
– используемых автором изобразительно-выразительных средств
– композиции
– обращения к какому-либо жанру.
Например:
1. К проблеме, поднятой N, обращались такие поэты, как... в произведении... и... в произведении....
2. ... (первый) использует... приёмы, показывая... (кого? что?). Этот поэт, так же как и N, изображает... (что? каким образом? –
точечная цитата). Однако, в отличие от N, который... (что?), первый... (что делает?).
3. В центре внимания... (второго) – ... (что? и кто?). Его герой, так же, как и герой N (что делает? показан каким? – точечная
цитата). Однако, в отличие от авторского отношения N, которое...(какое?), эмоции второго... (какие? в каких словах они выражены?
– точечная цитата).
9.
В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С. Тургенева в целом)?
Вспомним роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и роман-эпопею "Война и мир" Л.Н. Толстого. Именно в этих произведениях изображается такая семейная идиллия, как и у Кирсановых в эпилоге романа "Отцы и дети".
Во время сцены семейного ужина в "Капитанской дочке" только что прибывший в Белогорскую крепость Пётр Гринёв ближе знакомится с семьёй Мироновых и впервые видит Машу. Застолье очень похоже на то, что описано в "Отцах и детях". Ужин проходит душевно: все герои рады друг другу: "Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома". У Тургенева же: "всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо". Подобная неловкость прослеживается и в сцене из романа А.С. Пушкина, это отражает описание Маши: при упоминании о приданом "она вся покраснела, и даже слёзы капнули на её тарелку". Однако это не омрачает общую дружественную и мирную, тёплую обстановку.
Л.Н. Толстой описывает именины Наташи как большое семейное застолье. Все герои рады собраться вместе, и у Ростовых царит настоящая идиллия. Приезд всеми уважаемой графини Марьи Дмитриевны не делает обстановку напряжённо-официальной, ведь даже строгую гостью охватывает эмоционально-духовная стихия этого дома. Эпизод схож с застольем из романа "Отцы и дети", потому что в нём мы видим изображение абсолютной гармонии и любви в семье.
Таким образом, И.С. Тургенев, А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой показывали в своих произведениях сцены, где семья собирается вместе за столом для того, чтобы изобразить взаимоотношения героев и показать семью как одну из главных ценностей жизни.
9.
В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне» ?
Во многих произведениях русских писателей и поэтов герои обращались к
воспоминаниям о прошлом.
Например, в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» Раневская
часто вспоминает своё детство, время, проведённое в родительском доме с вишнёвым
садом. Слёзы умиления и радости наворачиваются у неё на глазах, когда она приходит в свою детскую. Для неё, как и для Актёра из пьесы Горького, с прошлым связаны
приятные и дорогие сердцу воспоминания, что-то, что уже не может повториться в настоящем (для Раневской – беззаботное счастливое детство и юность, для Актёра – игра
на сцене, аплодисменты публики). Только если Любовь Андреевна живёт этими
«сладкими» грёзами, то герои «На дне» живо осознают контраст между прошлым и
действительностью (Актёр забыл «любимое» стихотворение, хочет избавиться от своего порока и вернуться на сцену, но, не найдя в себе сил бороться с пьянством, лишённый надежды и веры, кончает жизнь самоубийством).
Герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» тоже обращаются к своему прошлому, рассказывают свои истории (например, Мастер – поэту Бездомному в
клинике Стравинского). Из этого монолога мы узнаём, что Мастер, как и герои пьесы
Горького, тоже оказался выброшенным из привычного течения жизни, из-за травли
критиков (таких, как ненавидимый Маргаритой Латунский) он сжигает свою гениальную рукопись, теряет любимую и попадает в психиатрическую лечебницу. Ситуация
его кажется «беспросветной», так же, как и у героев драмы.
У М.Булгакова, как и у
М.Горького, обращение героев к прошлому позволяет понять логику их судьбы.
9.
В каких произведениях отечественной литературы отражён конфликт частного человека и государства и в чём эти произведения могут
быть сопоставлены с рассказом А.И. Солженицына «Матрёнин двор» ?
Конфликт частного человека и государства нередко встречается в произведениях отечественной литературы.
Героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина с Матрёной сближает беззащитность перед произволом чиновников. Оба они ничего не могут сделать со своим положением, пусть даже Акакий Акакиевич жаловался должностному лицу, а Матрёна рассказала о своих «обидах» Игнатьичу, человеку, который просто был рядом с ней в этот момент.
Мастера, героя романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», нельзя назвать беззащитным, но даже он, как и Матрёна, бессилен против произвола чиновников. В данном случае – чиновников от литературы, деятелей МАССОЛИТА, превративших творчество в средство наживы.
Мастеру чужд этот мир, но сделать он ничего не может: слишком слаб и незначителен человек по сравнению с целым государством.
В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.
Кабанова . Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.
Феклуша уходит.
Пойдём в покои!
Дикой . Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.
Кабанова . Чем же тебя рассердили-то?
Дикой . Ещё с утра с самого.Кабанова .Должно быть, денег просили.
Дикой . Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.
Кабанова . Должно быть, надо, коли пристают.
Дикой . Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.
Кабанова . Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.
Дикой . Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.
Кабанова . А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.
Дикой . Как так нарочно?
Кабанова . Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!
Дикой . Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!
Глаша входит.
Кабанова . Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!
Кабанова . Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!
Дикой . Пожалуй.
Кабанова . Милости просим! (Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)
А.Н. Островский «Гроза»
Укажите авторское определение жанра пьесы А. Н. Островского «Гроза».
Пояснение.
Островский считал «Грозу» драмой. В драме изображается напряженная борьба героев и острый, преимущественно, социальный конфликт.
Ответ: драма.
Каролина Аджунцева (Москва)
08.11.2015 18:01
Драма - не жанр произведения, а род.
Татьяна Стаценко
Очень распространённое заблуждение. Безусловно, драматический род никто не отменял, но и как жанр драма существует. Определение драмы как жанра дано в пояснении.
Фамилия Дикого несёт в себе определённую образно-смысловую нагрузку и является средством характеристики персонажа. Как называются подобные фамилии?
Пояснение.
Подобные фамилии берут свое начало из классицизма и называются говорящими.
Ответ: говорящие.
Ответ: говорящие|говорящая
В приведённой сцене герои беседуют друг с другом, обмениваясь репликами. Укажите термин, которым обозначается данная форма общения между персонажами художественного произведения.
Пояснение.
Диалог - разговор двух или более лиц.
Ответ: диалог.
Ответ: диалог
Установите соответствие между тремя персонажами «Грозы» и родом их занятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
Пояснение.
А-3. Дикой - купец;
Б-2. Кудряш - конторщик;
В-1. Кулигин - часовщик-самоучка.
Ответ: 321.
Ответ: 321
В приведённой сцене фигурирует Глаша - девка в доме Кабановой. Каким термином обозначается персонаж второго ряда, изредка появляющийся на сцене?
Пояснение.
Персонаж второго ряда, изредка появляющийся на сцене, каким является Глаша, называется второстепенным.
Ответ: второстепенный.
Ответ: второстепенный|эпизодический
Саша Майданюк
25.02.2017 18:32
Я отвечала на это задание несколько раз, и в одном случае правильный ответ "второстепенные", во втором "внесценические". Так какой вариант все же верный?
Татьяна Стаценко
Внесценические персонажи - это те, которые не появляются на сцене, а лишь упоминаются. В данном случае речь идёт о второстепенном персонаже, а не о внесценическом. По поводу другого задания: дайте ссылку - я проверю.
Александра Севостьянова
26.04.2017 15:06
А разве "эпизодический" не будет в данном случае являться правильным ответом?
Татьяна Стаценко
Да, можно и так.
Как называются авторские пояснения и замечания по ходу действия («Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним»)?
Пояснение.
Ремарка (в литер.) - (от франц. remarque - замечание, примечание) - внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования, разъяснение, содержащее краткую или подробную характеристику драматургического действия, бытовых деталей, внешнего вида персонажей.
Ответ: ремарки.
Ответ: ремарки|ремарка
Рая Рейникова
06.05.2016 00:00
А как нужно записывать ответ в бланк? Разве не просто "ремарка"? Или именно в той форме, в которой задан вопрос. Подскажите, пожалуйста.
Татьяна Стаценко
При возникновении вопросов о формате записи ответа обязательно смотрите инструкции к заданиям ЕГЭ! Относительно формы слова в инструкции нет рекомендаций, следовательно, ошибок, связанных с записью ответа в каком-то конкретном падеже, не может быть. Я бы посоветовала Вам писать ответ все же в именительном падеже.
Каким образом рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова?
Пояснение.
Дикой - типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах всего Калинова. Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться - ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого - ведь он очень богат и влиятелен. В приведенном отрывке «грозы» Дикой своими репликами сам себя выдает: «...у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.» Дикой не боится говорить о себе правду, потому что ему никто не указ, ничьего мнения он не уважает, ему безразличны окружающие.
Пояснение.
В «Грозе» А. Н. Островский резко критикует «неподвижность» и косность «темного царства», которое в пьесе представляет провинциальный волжский город Калинов. «Темное царство» Калинова, психология его жителей противоестественны, уродливы, страшны, потому что разрушают красоту истинных человеческих чувств, человеческой души.
Тема отношений власть имущих и подчиняющихся, поднятая Островским в драме «Гроза», получила продолжение в произведениях Чехова. Но Чехов по-новому решает излюбленный в нашей классике конфликт самодура и жертвы. В рассказе «Смерть чиновника» поведение «жертвы» неправдоподобно, Червяков преувеличенно глуп, труслив и назойлив - так в жизни не бывает. Главным объектом осмеяния в рассказе Чехова стал маленький чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его к этому никто не вынуждает. Повышенное, болезненное внимание Червякова к мелочам повседневности проистекает из его духовной пустоты и самонедостаточности, его «малости» и никчемности. В рассказе сочета-ется смешное, горькое и даже трагическое: смешное до нелепости поведение; горькое сознание ничтожной цены человеческой жизни; трагическое понимание того, что червяковы не пресмыкаться не могут, они всегда найдут своих бризжаловых.
В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?
«Гроза» А.Н. Островский
Кабанова. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.
Феклуша уходит.
Пойдём в покои!
Дикой. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.
Кабанова. Чем же тебя рассердили-то?
Дикой. Ещё с утра с самого.
Кабанова. Должно быть, денег просили.
Дикой. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.
Кабанова. Должно быть, надо, коли пристают.
Дикой. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.
Кабанова. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.
Дикой. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.
Кабанова. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.
Дикой. Как так нарочно?
Кабанова. Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!
Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!
Глаша входит.
Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!
Кабанова. Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!
Дикой. Пожалуй.
Кабанова. Милости просим!
(Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)
Показать текст целиком
Попробуем сопоставить драму А.Н. Островского "Гроза" с комедией Д.И.Фонвизина "Недоросль" и с пьесой М.Горького "На дне".Во всех трех произведениях показаны взаимоотношения властных и подчиняющихся им. Герои (Кабанова, госпожа Простакова, Костылев) близки своими личностными качествами-самодурством, деспотизмом, невежеством, безграничным желанием властвовать, подстраивать под свои порядки жизнь окружающих. Схоже и отношение "подначальных"(Тихон, Кулигин, Простаков, ночлежники) к "властным"- все они вынуждены терпеть и подчиняться.