Научные факты о искусстве. Десять занимательных историй о картинах из третьяковской галереи

Подборка самых интересных фактов и событий из мира искусства.

Статуя Микеланджело, выполненная им по заказу Пьеро де Медичи

Зимой 1494 года во Флоренции прошёл сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро де Медичи, вошедший в историю под именем Пьеро Невезучий, вызвал Микеланджело и заказал ему вылепить снежную статую. Работа была выполнена, и современники отмечали её красоту, но никаких сведений о том, как выглядел снеговик или кого он изображал, не сохранилось.

Гигантские картины из риса, меняющиеся каждый год

В 1993 году жители японского села Инакадате задумались, как привлечь туристов, и у них возникла идея художественного оформления рисовых полей. Каждую весну фермеры придумывают сюжет картины и воплощают замысел, используя сорта риса разных цветов. Помимо традиционных японских сюжетов на полях появляются и более знакомые всему миру образы - например, Наполеон или Мона Лиза. Рисовые картины интересны ещё и тем, что с течением лета всходы меняются в оттенках. Деревню посещают сотни тысяч туристов, а осенью фермеры собирают урожай и продают этот рис по обычным ценам.

Известный портрет президента лишь на 1/8 списан с него самого

Известный портрет Линкольна в полный рост - фотомонтаж. От президента на нём только голова, а всё остальное, включая интерьер кабинета, скопировано с портрета бывшего вице-президента Джона Колдвелла Кэлхуна. По иронии судьбы, Кэлхун был ярым сторонником рабовладельческой политики и образования Конфедерации южных штатов. Сделавший коллаж художник проявил внимание к деталям: на портрете Кэлхуна левая рука лежит на документах о свободной торговле и суверенитете, а та же рука Линкольна - на конституции и прокламации об освобождении рабов.

Олимпиада и искусство

С 1912 по 1948 год медали Олимпийских игр вручались не только спортсменам, но и деятелям искусства. Ещё в конце 19 века Пьер де Кубертен, предлагая возродить Олимпиады, высказывал идею, что соревноваться нужно как в спортивных дисциплинах, так и в различных областях искусства, при этом произведения должны иметь отношение к спорту. Всего было пять основных медальных номинаций: архитектура, литература, музыка, живопись и скульптура. Однако после Олимпиады 1948 года стало ясно, что почти все участники таких соревнований - профессионалы, зарабатывающие искусством деньги, и было решено заменить подобные конкурсы просто культурными выставками.

Авангардист — шимпанзе

В шведском Гётеборге в 1964 году на художественной выставке были выставлены четыре картины авангардиста Пьера Брассо. Они вызвали восторг у критиков, однако затем выяснилось, что их автором является шимпанзе Питер из зоопарка, которого обучили работе с кистью и красками. Преобладающим цветом в произведениях Питера был синий, так как ему понравился запах синего кобальта. Один критик даже после разоблачения заявил, что эти картины были лучшими на выставке.

Картина Гогена «Бретонская деревня в снегу» под названием «Ниагарский водопад»

Картина Поля Гогена «Бретонская деревня в снегу» была продана на аукционе после его смерти. Аукционер по ошибке повесил её вверх ногами и выставил под названием «Ниагарский водопад».

Почему один из казаков на картине «Запорожцы» сидит без рубашки?

На картине Репина «Запорожцы» только один казак за столом голый выше пояса. Дело в том, что данный персонаж - заядлый картёжник, около него как раз лежит колода. Когда в Сечи играли на деньги, существовала традиция снимать рубашки, чтобы никто не мог жульничать, пряча карты в рукава.

Реставрация керамических изделий стала видом искусства

Реставрация расколовшихся керамических изделий в Японии превратилась из утилитарного склеивания в искусство под названием кинцуги. Вместо клея мастера используют особый лак, смешанный с золотым, серебряным или платиновым порошком. Если при обычном ремонте швы и трещины стараются тщательно замаскировать, то цель кинцуги, наоборот, заключается в их подчёркивании согласно философской концепции принятия изъянов и недостатков как бренности бытия. Некоторых японских коллекционеров даже обвиняли в нарочном битье дорогих вещей только ради реставрации в стиле кинцуги.

Жанр фотографии обязан своему появлению недостаткам советской камеры

В 1983 году Ленинградское оптико-механическое объединение выпустило малоформатный фотоаппарат «ЛОМО Компакт-Автомат», оснащённый автоматическим электронным затвором-диафрагмой. Он был довольно прост в использовании, однако экспонометр не всегда срабатывал корректно, кадры нередко получались в неестественных цветах и с заметным виньетированием. Однако эти недостатки сыграли ключевую роль в зарождении особого жанра фотографии - ломографии, основанном двумя австрийскими студентами, которые привезли эти камеры из туристической поездки. Основной принцип ломографии - фиксирование жизни с необычных ракурсов такой, какая она есть, не обращая особого внимания на качество снимков. Энтузиасты наладили выпуск «ЛОМО Компакт-Автоматов» и других специально разработанных для ломографии камер за рубежом, производят фотоплёнку и регулярно организуют фотовыставки.

Художник и репродукция других его картин

В левом верхнем углу картины Решетникова «Опять двойка» висит репродукция его другого известного полотна - «Прибыл на каникулы». В свою очередь, репродукция «Опять двойки» находится в левом верхнем углу картины «Переэкзаменовка», для которой позировал тот же мальчик. Её главный герой сидит за столом летом в сельском доме и зубрит, в то время как остальные дети играют на улице.

Вконтакте

Искусство – это часть духовной культуры человека, форма художественной деятельности общества, образное выражение действительности. Рассмотрим наиболее интересные факты об искусстве.

Не каждый знает, что искусство берёт свое начало ещё со времен первобытных людей, а многие из тех, кто осведомлён об этом вряд ли думают, что пещерный человек владел полихромной живописью.

Испанский археолог Марселино Санс де Саутола в 1879 году открыл древнюю пещеру Альтамира, в которой присутствовала полихромная живопись. Саутоле никто не поверил, и его обвинили в том, что он подделал творения первобытных людей. Позже в 1940 году была открыта ещё более древняя пещера с подобной живописью – Ласко во Франции, её отнесли к 17-15 тыс. лет до н.э. Тогда все обвинения с Саутоле были сняты, но уже посмертно.

Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

Истинную картину полотна «Сикстинская Мадонна», созданного Рафаэлем, можно увидеть лишь хорошенько вглядевшись в него. Искусство художника обманывает наблюдателя. Задний фон в виде облаков скрывает в себе лица ангелов, а на правой руке св. Сикста изображено шесть пальцев. Возможно, это связано с тем, что его имя впереводе с латинского означает «шесть».

А Малевич не был первым художником, который нарисовал «Черный квадрат». Задолго до него Алли Альфонс, человек известный своими эксцентричными выходками, выставил в Галерее Виньен своё творение «Битва негров в пещере глубокой ночью», которое представляло собой полностью черноё полотно.
************************************************************************

Пикассо «Дора Маар с кошкой»

Знаменитый художник Пабло Пикассо обладал взрывным темпераментом. Его любовь к женщинам была жестокой, многие из его возлюбленных кончали с собой или попадали в психиатрическую лечебницу. Одной из таких была Дора Маар, тяжело перенесшая разрыв с Пикассо и впоследствии оказалась в лечебнице. Её портрет Пикассо написал в 1941 году, когда их отношения были разорваны. Портрет «Дора Маар с кошкой» в 2006 году был продан в Нью-Йорке за 95,2 млн. долларов.

При написании картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи особое значение уделял образам Христа и Иуды. Он очень долгое время провел в поисках натурщиков, в результате для образа Христа Леонардо да Винчи нашел человека среди юных певчих в церкви, и только спустя три года он смог найти человека для написания образа Иуды. Им был пьяница, которого Леонардо нашёл в канаве и пригласил в трактир для написания картины. Позже этот человек признался, что уже позировал художнику однажды, несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре. Оказалось, что образ Христа и Иуды, по случайному стечению обстоятельств, был написан с одного человека.

************************************************************************

Интересные факты: скульптура и архитектура

  • Первоначально над знаменитой статуей Давида, которую создал Микеланджело, безуспешно трудился неизвестный скульптор, который не смог довести дело до конца и забросил.
  • Редко кто задавался вопросом о положении ног на конной скульптуре. Оказывается, если лошадь стоит на дыбах, то ее всадник погиб в бою, если приподнято одно копыто, то всадник скончался от боевых ран, а если лошадь стоит на четырех ногах, то всадник умер своей смертью.
  • На знаменитую статую Густова Эйфеля – статую Свободы, использовалось 225 тонн меди. А вес знаменитой статуи в Рио-де-Жанейро – статуи Христа-Искупителя, выполненной из железобетона и мыльного камня, достигает 635 тонн.
  • Эйфелевая башня создавалась в качестве временного экспоната, посвященного 100-летию французской революции. Эйфель не рассчитывал, что башня простоит более 20 лет.
  • Точная копия индийского мавзолея Тадж-Махала построена в Бангладеше миллионером – кинопродюсером Асануллом Мони, что вызвало большое недовольство среди индийского народа.
  • Знаменитая Пизанская башня, строительство которой длилось с 1173 по 1360 годы, начала склоняться еще во время строительства из-за небольшого фундамента и подмывания грунтовыми водами. Её вес составляет около 14453 тонн. Звон колокольни Пизанской башни является одним из самых красивых в мире. По первоначальному проекту башня должна была составить 98 метров в высоту, но удалось совершить постройку высотой лишь в 56 метров.
  • Жозефом Ньепсом была создана первая в мире фотография в 1826 году. Спустя 35 лет английскому физику Джеймсу Максвеллу удалось сделать первую цветную фотографию.
  • Фотограф Оскар Густаф Рейландер для определения освещенности в студии использовал свою кошку. Тогда еще не было такого изобретения как экспонометр, поэтому фотограф наблюдал за зрачками кошки, если слишком узкие – ставил короткую выдержку, а если зрачки расширялись – увеличивал выдержку.
  • Знаменитая французская певица Эдит Пиаф часто давала концерты на территории военных лагерей во время оккупации. После концертов она фотографировалась с военнопленными, лица которых затем вырезались с фотографий и вклеивались в фальшивые паспорта, которые Эдит передавала заключенным во время повторного визита. Так многим пленным удалось бежать по поддельным документам.

Интересные факты о современном искусстве

Сью Вебстер и Тим Нобл

Британские художники Сью Вебстер и Тим Нобл сделали целую выставку скульптур из мусора. Если просто смотреть на скульптуру, то видна лишь куча мусора, но при определенном освещении скульптуры создаются разные проекции, олицетворяющие различные образы.

Рашад Алакбаров

Айзербаджанский художник Рашад Алакбаров для создания своих картин использует тени от различных предметов. Он определенным образом расставляет предметы, направляет на них нужное освещение, таким образом, образуется тень, из которой в следствие создается картина.

************************************************************************

трёхмерная живопись

Ещё один необычный метод создания картин изобрел художник Иоан Уорд, который делает свои рисунки на деревянных холстах с помощью расплавленного стекла.

Сравнительно недавно появилось понятие – трёхмерная живопись. При создании трёхмерной картины каждый слой заливается смолой, и на каждый слой смолы наносится отдельная часть картины. Таким образом, получается натуральное изображение, которое порой сложно отличить от фотографии живого существа.

Занятные истории и факты из мира изобразительного искусства.

Факты о живописи

  • Микеланджело потребовалось всего 4 года для создания знаменитого потолка Сикстинской капеллы (1500-е), однако реставрация в конце 1900-х затянулась почти на 20 лет.
  • Британец Тим Ноулз прислоняет окрашенные ветви деревьев к холсту, позволяя сделать все остальное ветру.
  • В музее современного искусства (Нью-Йорк) работа Le Bateau (Анри Матисс) 46 дней висела «головой вниз», пока ошибку не обнаружили.

  • Отец Клода Моне не одобрял творчество сына, желая чтобы тот работал бакалейщиком.

  • Считается, что первая картина была создана примерно 40 000 лет назад. При написании доисторической пещерной работы использовался трафарет. Другие мастера, чьи рисунки датируются тем временем, использовали полые кости птиц, чтобы распылять краску на стены.
  • Греческий философ Платон впервые обнаружил, что смешивание двух красок различных цветов приводит к созданию третьего.
  • Первый профсоюз живописцев был сформирован в Лондоне в 1502 году.
  • Джон Джеймс Одюбон изобразил акварелью 435 птиц.

  • Многие индейцы изображали черной краской жизнь, а желтой - смерть.
  • Около 10% всех красок покупаемых в США в конечном счете выбрасываются.
  • Некоторые ученые считают, а живописцы берут на вооружение, что различные цвета могут исцелять определенные недуги. Например, красный помогает снять депрессию и восстановить силы, в то время как зеленый снимет стресс.
  • Среди ацтеков красные краски считались ценнее золотых.
  • Первое слово, сказанное Пабло Пикассо , - «карандаш».
  • Пабло Пикассо сделал более 100 предварительных набросков картины «Авиньонские девицы», признанной критиками аморальной.
  • Для картины «Американская готика» Грант Вуд в качестве моделей использовал сестру, переодетую в фартук матери и 62-летнего стоматолога.
  • Хотя отважный сюрреалист Сальвадор Дали стремился никогда не пояснять содержание своих работ, он сказал, что идея его знаковых часов (Постоянство памяти) почерпнута из кусков сыра камамбер, тающих на солнце.

Каждое творение художника уникально, в каждой картине есть частичка души своего создателя. Но как и любое другое дело, живопись имеет свои нюансы, у художников есть свои хитрости. С каждой картиной связано интересные факты , самые любопытные из которых мы ми представим вам.

1. Апеллес (370 - 306 гг. до н. э.) был выдающимся древнегреческим художником, другом Александра Македонского. С его именем связано много интересных фактов. По одной из легенд Апеллес проводил соревнование с другим художником на реалистичность изображения. Когда сняли холст с картины конкурента, то птицы тут же слетелись на удивительно живую виноградную ветвь. Потом начали снимать покрывало с картины Апеллеса, но ассистентам это не удалось – покрывало было изображено на картине!

2. У одной из самых знаменитых картин Рубенса "Пир богов на Олимпе" долго неизвестной оставалась дата создания. Наконец, к ней присмотрелись астрономы, и оказалось что персонажи расположились точно так, как в 1602 году располагались на небосклоне планеты.

3. В советское время каждый художник должен был суметь провести свою картину через комиссию, зачастую малосведущую в изобразительном искусстве. Приходилось изобретать самые интересные и неожиданные ходы. Так один художник в углу картине нарисовал совершенно неуместную желтую собачку. Именно эта желтая собачка и стала главной темой обсуждения для комиссии, которая уже не обратила ни на что другое внимания. Был вынесен вердикт – принять картину, после удаления собачки.

4. Ван Меегерен был талантливейшим голландским художником. К сожалению его работы не были оценены, зато его копии картин известных живописцев пользовались небывалой популярностью. Именно такие копии он продавал фашистам. После войны он стал перед дилеммой – или быть обвиненным в продаже национального достояния, или доказать, что это были подделки. Интересно, что всего за несколько дней под наблюдением суда он фактически создал новую картину.

5. Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) был признанным мастером исторической живописи. Его кисти принадлежит интересная картина с первоначальным названием "Христос и грешница". Но картину в то время не приняли, так как художник изобразил Христа без обязательного нимба, фактически как самого обычного человека. Картину удалось выставить для зрителей только после переименования ее в "Блудную жену".

6. Одному художнику удалось внедрить свою подделку самым оригинальным способом. Он поверх поддельного полотна нарисовал еще одну картину и все это отнес реставратору. Тот в процессе работы обнаружил сей «двойственный» интересный факт и было объявлено о находке «неизвестного Моне », подлинность которого долго не вызывала сомнений.

7. Другой оригинальный способ позволяет продать подделку. В раму вставляется две картины, одна из который подлинная. Весь этот «бутерброд» проходит проверку и получает официальное заключение о подлинности работы. После этого одна из картин вынимается, а вторая – продается наивному покупателю.

8. Картины Виктора Михайловича Васнецова на былинные сюжеты среди других русских художников не пользовались особой популярностью, некоторые даже называли "Мертвечиной" его "После побоища Игоря Святославовича с половцами", а "Ковром с ушами" его сказочный "Ковер-самолет".

9. Интересный бизнес сделала одна дама на картине с автографом Ильи Ефимовича Репина. Она просто купила некую картину всего за 10 рублей, но с гордой подписью "И. Репин ". Эту работа дама показала Илью Ефимовичу через некоторое время. Художник посмеялся и дописал "Это не Репин", после чего дама продала его автограф (естественно вместе с картинкой) уже за 100 рублей.

10. Художники частенько помогали друг другу, ведь у каждого есть свои любимые сюжеты, но есть и слабые места. Естественно в таком случае воспользоваться помощью друга – Репин написал Пушкина для картины Айвазовского "Пушкин на берегу моря", Николай Чехов изобразил даму в черном для картины "Осенний день. Сокольники" Левитана , а известнейших медведей из шишкинского "Утра в сосновом бору" написал Савицкий .

Интересные факты о живописи
Некоторые известные картины имеют очень интересную, а порой даже забавную историю создания. Факты расскажут вам то, чего вы может быть еще не знали об известных художниках и их шедеврах.

1 Леонардо да Винчи долго не мог найти натурщика для образа Иуды в «Тайной вечере».

Для многих ученых‑историков и искусствоведов «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи является величайшим произведением мирового искусства. В «Коде да Винчи» Дэн Браун фокусирует внимание читателей на некоторых символических элементах этой картины в те минуты, когда Софи Невё, находясь в доме Ли Тибинга, узнает о том, что Леонардо мог зашифровать в своем шедевре некий великий секрет.
«Тайная вечеря» - фреска, выполненная на стене трапезной монастыря Санта‑Мария делла Грацие в Милане. Еще в эпоху самого Леонардо она считалась его самой лучшей и знаменитой работой. Фреска была создана между 1495 и 1497 годами, но уже в течение первых двадцати лет своего существования, как явствует из письменных свидетельств тех лет, начала портиться. Ее размеры - приблизительно 15 на 29 футов. Фреска была написана толстым слоем яичной темперы на сухой штукатурке. Под главным слоем краски находится грубый композиционный набросок, этюд, начертанный красным, в манере, предваряющей обычное использование картона. Это своего рода подготовительный инструмент.
Известно, что заказчиком картины был миланский герцог Лодовико Сфорца, при дворе которого Леонардо снискал славу великого живописца, а вовсе не монахи монастыря Санта‑Мария делла Грацие.
Тема картины - момент, когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст его. Об этом пишет в третьей главе своей книги «Божественная пропорция» Пачоли. Именно этот миг - когда Христос объявляет о предательстве - и запечатлел Леонардо да Винчи. Чтобы добиться точности и жизнеподобия, он изучал позы и выражения лиц многих своих современников, которых позднее изобразил на картине. Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо): Варфоломей, Яков‑младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков‑старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.
Многие искусствоведы считают, что эту композицию следует воспринимать как иконографическую интерпретацию евхаристии - причащения, поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом.
Почти все исследователи творчества Леонардо сходятся на том, что идеальное место для разглядывания картины - с высоты примерно 13-15 футов над уровнем пола и на расстоянии 26-33 футов от нее. Есть мнение - ныне оспариваемое, - что композиция и система ее перспективы основаны на музыкальном каноне пропорции.
Неповторимый характер «Тайной вечере» придает то, что в отличие от прочих картин подобного рода она показывает поразительное разнообразие и богатство эмоций персонажей, вызванных словами Иисуса о том, что один из учеников предаст его. Никакая другая картина, написанная на сюжет Тайной вечери, не может быть даже близко сравнима с уникальной композицией и проработкой деталей в шедевре Леонардо.
Так какие же тайны мог зашифровать в своем творении великий художник? В книге «Открытие тамплиеров» Клайв Принс и Линн Пикнетт утверждают, что несколько элементов структуры «Тайной вечери» свидетельствуют о зашифрованных в ней символах.
Во‑первых, они считают, что фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) - не Иоанн, а некая женщина. На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы V, а сами фигуры образуют букву М.
Во‑вторых, на картине, по их мнению, рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож. Принс и Пикнетт утверждают, что эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.
В‑третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса (справа - для зрителей) Фома, обращаясь к Христу, поднял палец. По мнению авторов, это типичный жест Иоанна Крестителя.
И наконец, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - на самом деле автопортрет самого Леонардо.


Злотое сечение" Леонардо да Винчи

Наиболее прославленное произведение Леонардо - знаменитая “Тайная вечеря” в доминиканском монастыре Санта Мария деллe Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане - была выполнена между 1495 - 1497 годами.
Кисть Леонардо запечатлела последнюю совместную трапезу (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун дня (Страстной пятницы) крестной смерти Христа.

К миланской росписи Леонардо готовился тщательно и долго. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. “Тайная вечеря” привлекла его не своим догматическим содержанием, а возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, показать различные характеры, вскрыть душевный мир человека и точно и ясно обрисовать его переживания. Он воспринял “Тайную вечерю” как сцену предательства и поставил себе целью внести в это традиционное изображение то драматическое начало, благодаря которому оно приобрело бы совсем новое эмоциональное звучание.

Обдумывая замысел "Тайной вечери", Леонардо не только выполнял наброски, но и записывал свои мысли о действиях отдельных участников этой сцены: "Тот, который пил и поставил кубок на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и выражает ртом удивление..." В записи не указаны имена апостолов, но Леонардо, по-видимому, ясно представлял себе действия каждого из них и место, которое каждый призван был занять в общей композиции. Уточняя в рисунках позы и жесты, он искал таких форм выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот страстей. Он хотел запечатлеть в образах апостолов живых людей, каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие.

“Тайная вечеря” - самое зрелое и законченное произведение Леонардо.
Есть несколько легенд-преданий, рассказывающих о великом Мастере и его картине.

Так по одной из них при создании фрески "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло - в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл идеальные модели.

Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. "Тайная вечеря" была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
- Я уже видел эту картину раньше!
- Когда? - недоуменно спросил Леонардо.
- Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.

Согласно другой легенде недовольный медлительностью Леонардо, приор монастыря настойчиво требовал от него, чтобы он скорее закончил свое произведение. “Ему казалось странным видеть, что Леонардо целую половину дня стоит погруженный в размышление. Он хотел, чтобы художник не выпускал кисти из рук, наподобие того, как не прекращают работу на огороде. Не ограничиваясь этим, он пожаловался герцогу и так стал донимать его, что тот был вынужден послать за Леонардо и в деликатной форме просить его взяться за работу, всячески давая при этом понять, что все это он делает по настоянию приора”. Затеяв с герцогом разговор на общие художественные темы, Леонардо затем указал ему, что он близок к окончанию росписи и что ему остается написать лишь две головы - Христа и предателя Иуды. “Эту последнюю голову он хотел бы еще поискать, но в конце концов, если он не найдет ничего лучшего, он готов использовать голову этого самого приора, столь навязчивого и нескромного. Это замечание весьма рассмешило герцога, сказавшего ему, что он тысячу раз прав. Таким-то образом бедный смущенный приор продолжал подгонять работу на огороде и оставил в покое Леонардо, который закончил голову Иуды, оказавшуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности”.

2 Оказывается, термин «миниатюра» не имеет никакого отношения к маленьким размерам. Это слово происходит от латинского «minium» - название краски свинцового сурика, который имел цвет красной киновари. Такой краской писались начальные буквы текстов и рисовались мелкие иллюстрации в античных и средневековых книгах.


3 Марселино Санс де Саутола, дочь которого первой нашла наскальные рисунки в пещере Альтамира, обвинялся в том, что это он подделал изображения. Якобы первобытные люди не могли создать шедевр с такой сложной композицией.




4 Исследователи, изучив десятки картин великих художников, написанных с 1000 по 1800 год, пришли к выводу, что за указанный период количество изображенной еды увеличилось на 69%.

Такой вывод сделали ученые, проанализировавшие динамику изменения порций еды, изображенной на полотнах мастеров различных...

Современный человек ест в два раза больше, нежели живший тысячу лет назад его предок. Такой вывод сделали американские ученые, проанализировавшие динамику изменения порций еды, изображенной на полотнах мастеров различных эпох.

Специалисты изучили 52 картины из серии «Тайная Вечеря», которые были написаны с 1000 по 2000 годы. Исследователи сопоставили размеры изображенных на полотнах тарелок и объемы порций еды. За постоянный показатель, на основе которого делалось сравнение, были взяты размеры голов учеников Христа.

Оказалось, что из века в век объемы изображенной на картинах пищи увеличивался. В частности, за прошедшую тысячу лет порция основного блюда увеличилась на 69%, кусок хлеба стал больше на 25%, а размер тарелок вырос на 66%.

Современный человек толстеет не только потому, что больше ест. Большинство современных продуктов обладают высокой калорийностью и малой пищевой ценностью. Помимо того, что современные люди недополучают полезных веществ, клетки почек и печени могут справиться с консервантами, красителями и разрыхлителями, которыми богаты нынешние продукты. Поэтому нагрузка на эти органы возрастает и обмен веществ нарушается.

В последнее время популярность набирает так называемая пещерная диета. Ее адепты считают, что, если отказаться от современной еды, за 3-4 месяца можно сбросить от 7 до 18 кг лишнего веса и заодно очистить организм от вредных веществ.

Количество еды на картинах, которые изображают последний ужин Христа и апостолов за последнюю 1000 лет значительно увеличилось. Как показало исследование 52 шедевров мировой живописи, такая тенденция соответствует развитию общества потребления, склонному есть все больше и больше.

Два брата-профессора – специалист по психологии питания и богослов - Брайан и Крейг Уонсинки вместе проанализировали количество еды, изображенной на 52 самых известных картинах на библейский сюжет Тайной вечери. Именно тогда Иисус сказал своим ученикам: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Кроме того, именно последняя трапеза Христа стала прообразом обряда причащения, где хлеб олицетворяет тело господне, а вино его кровь.

Ученые исследовали живописные полотна, созданные в последнюю тысячу лет. Она измерили размеры изображенной еды и соотнесли их со средним размером головы апостола на каждой картине, чтобы получить некую удельную величину, не зависящую от размера полотна. Выяснилась любопытная вещь: размер порций, размер тарелок и размер кусков хлеба со времен XI века и до наших дней постоянно увеличивался. Так, размер основного блюда вырос на 69%, размер тарелок на 66%, а размер хлебов на 23%.

Анализ картин позволил обнаружить еще ряд интересных моментов. В Средние века апостолы изображались аскетами. Однако трапеза, появляющаяся на картинах до 1498 года (это год, когда была написана самая известная в мире «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи) была довольно обильной. Самым же «щедрым» на еду оказался художник XVI века – маньерист Якопо Тинторетто: на его картине тарелки самые полные.

Ученые считают, что постепенное увеличение размера порций на картинах отражает общий рост потребления в мире. Как утверждают авторы научной работы, картины лишь являются отражением «впечатляющего социоисторического роста производства, доступности, безопасности, изобилия и дешевизны еды».


5 «Черный квадрат» не был первой картиной в подобном стиле. Задолго до Малевича Алле Альфонс выставил в Галерее Вивьен свой шедевр «Битва негров в пещере глубокой ночью» - полностью черное прямоугольное полотно.

Черный квадрат» первым написал не Малевич, а французский поэт Било, назвав картину «Битва негров в туннеле»

В 1882 году (за 33 года до «Черного квадрата» Малевича) на выставке «Exposition des Arts Incohérents» в Париже поэт Пол Било представил картину «Combat de nègres dans un tunnel» («Битва негров в туннеле»). Правда это был не квадрат, а прямоугольник.

Французскому журналисту, писателю и эксцентричному юмористу Альфонсу Алле идея так понравилась, что он развил её в 1893 году, назвав свой черный прямоугольник «Combat de nègres dans une cave, pendant la nuit» («Битва негров в пещере глубокой ночью»). Не остановившись на достигнутом успехе, затем Алле выставил девственно белый лист бристольской бумаги под названием «Первое причастие страдающих хлорозом девушек в снежную пору»


. Спустя полгода, следующая картина Альфонса Алле была воспринята как своего рода «колористический взрыв». Прямоугольный пейзаж «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» представлял собой ярко-красную одноцветную картину без малейших признаков изображения (1894 год). В конце концов в 1897 году Алле издал книгу из 7 картин «Album primo-avrilesque» (Первоапрельский альбом).





Таким образом, за двадцать лет до супрематических откровений Казимира Малевича маститый художник Альфонс Алле стал «неизвестным автором» первых абстрактных картин. Также Альфонс Алле прославился тем, что почти за семьдесят лет неожиданно предвосхитил известную минималистическую музыкальную пьесу «4′33″» Джона Кейджа, представляющую собой четыре с половиной «минуты молчания». Пожалуй, единственное отличие Альфонса Алле от его последователей заключалось в том, что он, выставляя свои ошеломляюще новаторские работы, нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или серьёзным первооткрывателем.




6 Картина абстракциониста Анри Матисса «Лодка» провисела в Музее современного искусства вверх ногами сорок семь дней. За это время ее успели увидеть 116 тысяч человек.


Изображена плывущая под парусом лодка и ее отражение в водной глади)) А смотреть ее надо повернув на 90 градусов
текст при наведении
Помоему, замечательная иллюстрация истинной "ценности" подобного искусства.


7 Идея изобразить мягкие часы пришла в голову Сальвадору Дали, когда он наблюдал, как плавится на солнце сыр камамбер.

8 Винсент Ван Гог за всю свою жизнь продал только одну картину.


Трагическая жизнь Винсента Ван Гога сегодня популярна как какая-то священная легенда, которая, кажется, нужна людям больше, чем сияние его звезд и подсолнухов. Голодное, почти нищенское существование, полное одиночества и презрения окружающих, обернулось уже всемирным ажиотажем и интересом в 20 веке. За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину ("Красные виноградники в Арле"), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью-Йорке его "Портрет доктора Гаше" был куплен за 82,5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). На фоне этого нездорового поклонения теряется облик самого художника, могучего и ранимого одновременно, окончившего свой драматический путь на земле отчаянием и самоубийством. Ван Гог прожил всего 37 лет, из которых лишь последние семь с небольшим были посвящены живописи. Однако его творческое наследие поразительно. Это около тысячи рисунков и почти столько же картин, созданных в результате вулканических творческих извержений, когда в течении долгих недель Ван Гог писал по одной-две картины ежедневно. Ван Гог стал последним истинно великим художником в истории, недосягаемым примером для других, самоотверженное и героическое искусство которого, словно факел, словно радуга, сияет теперь над человечеством. Его картины это потрясающий, полный любви и страдания диалог - с самим собой, с богом, с миром...

9 Эдгар Дега написал около 1500 картин с изображением балетных танцовщиц .

10 Картину Ивана Айвазовского «Хаос. Сотворение мира», которая была написана по мотивам Библии, купил папа Григорий XVI, наградив художника золотой медалью.

«Итальянские» полотна Айвазовского, представленные на выставках в Неаполе и Риме, принесли живописцу признание и успех. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. Английский художник Джозеф Мэллорд Уильям Тернер, посетивший одну из выставок, на которой экспонировались работы русского живописца, был настолько потрясен увиденным, что посвятил ему стихотворение:

Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность.
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твое высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений.


Сотворение мира. Хаос. 1841

Самым масштабным произведением, созданным мастером в Италии, является «Сотворение мира. Хаос» (1841, Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция).

Ориентируясь на мастерство Карла Петровича Брюллова, Айвазовский создал грандиозное по своей выразительности полотно, изображающее противоборство и одновременно взаимосвязь двух первозданных стихий - неба и воды, которые озаряет божественный свет, пронзая и объединяя их. Это произведение, в основе которого лежат слова из книги Бытия: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма нал бездною и Дух Божий носился над водою» было высоко оценено папой Григорием XVI.

Благодарю..

Вам также будет интересно:

Виды старой Москвы

Ночью все кошки серы. Кошки в работах художников

ТИХАМИР ФОН МАРГИТАИ. СУДЬБА СО ВЗЛЕТАМИ И ПАДЕНИЯМИ