Что помогает нам составить представление о характере героя Найдите все все художественные средства образные выражения сравнения метафоры эпитеты помогающие ярче представить образ гайаваты. Помогите плиз

Расскажите о создании “Песни о Гайавате”. Что легло в основу сюжета?

Поэма появилась в 1855 году. В основу ее сюжета был положен фольклор амери­канских индейцев. Лонгфелло верил, что сохранившиеся с тех времен предания и легенды исполнены глубоким нравствен­ным смыслом. Сам автор так сформулиро­вал свое понимание поэмы: сказания о Гайавате представляют собой собрание рассказов о “человеке чудесного проис­хождения, который был послан расчис­тить реки, леса и рыболовные места и на­учить народы мирным искусствам”. Из отдельных историй вырастает целостная мифологическая система представлений индейцев о мироздании и человеке. “Песнь о Гайавате” позволила читателю сравнить этот эпос с уже известными ев­ропейскими и узнать иное видение мира с другими верованиями и представления­ми. Европейцы поняли не только разни­цу, но и родство таких разных культур.

Поэма служит сохранению знаний о ми­ре, культуре народа. Цель автора – со­хранить иную для европейца культуру в ее неповторимом очаровании и вместе с тем сделать ее доступной, понятной и близкой читателю.

В центре поэмы – образ народного ге­роя индейца Гайаваты. Гайавата – исто­рическое лицо, он жил в XV веке, проис­ходил из индейского племени онондага и боролся за свободу своего народа. В то же время это собирательный образ. В сказа­ниях индейцев герой, борющийся за счастье своего народа, выступает под раз­личными именами. Гайавата заботится о людях: он обучает их ремеслам, письмен­ности, врачеванию, помогает приручать зверей, открывает пользу растений, сра­жается и побеждает чудовищ – Великого Медведя и Великого Осетра, борется за мир и кладет конец кровавым распрям между племенами.

Что помогает нам составить представление о характере героя? Найдите в тексте художествен­ные средства (образные выражения, сравнения, метафоры, эпитеты), помогающие ярче предста­вить образ Гайаваты.

Образ Гайаваты складывается из его ре­чей, действий и поступков. Герой помога­ет людям и бесстрашно защищает их. Он смел и решителен. Он отважный воин и в то же время яростный защитник мира.

Эпитеты (бесстрашный, благородный, отважный, радушный, разумный).

Сравнения:

И, как уголь, разгорелось Гневом сердце Гайаваты.

Метафоры:

Позабыл он горечь гнева;

Так в груди у Гайаваты сердце гневное стучало.

Образные выражения:

И родился сын печали,

Нежной страсти и печали,

Дивной тайны – Гайавата.

Подумайте, с какими мифологическими пер­сонажами можно сравнить Гайавату. Обоснуйте свой ответ. Какие подвиги этих героев напомина­ют подвиги Гайаваты?

Подвиги и образ Гайаваты напоминают образы мифологических героев – Герак­ла, Персея, Тезея, Антея. Сражение со страшными чудищами, помощь людям, совершение подвигов во благо людей – все это объединяет персонажей мифов и эпосов разных народов.

Вспомните, с кем сражались былинные бога­тыри, герои русских народных сказок. Кто помогал им? Кто помогает Гайавате?

Русские богатыри и герои народных сказок сражались с Соловьем-разбойником, Идолищем поганым, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой. Им помогали животные, волшебные пред­меты – ковер-самолет, сапоги-скороходы. Гайавате помогают животные, лодка без весел.

Попытайтесь объяснить сходство русских фольклорных образов и сюжетов с образами и сюжетами из индейских преданий.

Произведение Г. У. Лонгфелло постро­ено на мифологическом сюжете. В нем на­шли отражение сказочные элементы, свойственные русскому фольклору: испы­тание героя, превращения, волшебные предметы, магические числа, гиперболы. Древние люди описывали мир и рассказы­вали об этом своим детям. Для этого каж­дый народ придумывал свои мифы, кото­рые передавались из уст в уста. Поэтому мифы и сказки разных народов схожи между собой.

Глоссарий:

    • Расскажите о создании Песни о Гайавате Что легло в основу сюжета
    • каким рисует автор гайавату какими качествами наделён герой
    • каким рисует автор гайавату
    • что помогает нам составить представление о характере героя
    • расскажите о создании песни о гайавате

Другие работы по этой теме:

  1. ГАЙАВАТА Гайавата – образ, созданный Лонгфелло на основе ин­дейских преданий. Гайавата, или Хайонвата, у ирокезов – легендарный вождь и пророк. Имя Гайавата буквально и переводится...
  2. Какую роль играет мир природы в “Песни о Гайавате”? Древнему человеку казалось, что все в мире живет своей жизнью и управляется могучей силой. Законов природы...
  3. Гайавата – герой ирокезских преданий, отважный, мудрый, добрый, смелый воин, победитель зла, борец с враждебными силами природы. Г. – фигура народного эпоса, с которым Лонгфелло...

Произведение:

Песня о Гайвате

ГАЙАВАТА (англ. Hiawatha) - герой поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (1855). Образ Г. имеет мифологические и исторические прототипы. Исторический Г. жил в XVIIв. в Северной Америке и стал одним из основателей лиги пяти ирокезских племен. Сначала он был одним из вождей племени онондагов, где ему противостоял энергичный и честолюбивый вождь Атотаро. Г. был изгнан, и его усыновило племя могауков. Само имя Г. этимологически объясняется как наследованное имя одного из вождей этого племени (по другому толкованию Г.- это древнее божество охотников и рыболовов). Самый авторитетный вождь могауков - Деканавида - стал сторонником Г., и вместе они организовали союз четырех племен, к которым позже присоединились и онондаги (легенда об избавлении Г. и Деканавидой вождя онондагов Атотаро от злых духов). Позже в индейской мифологии Г. стали отождествлять с Манабозо (индейск. кролик) - одним из классических вариантов культурного героя-первопредка, творца жизненных благ и изобретателя ремесел и обычаев. Лонгфелло, который при написании поэмы глубоко интересовался финским народным эпосом «Калевала», придал Г. черты, во многом сходные с космогоническими героями «Калевалы» -Вейнемей-неном и Ильмариненом.

Сам Лонгфелло писал об образе Г.: «Я написал ее (поэму) на основании легенд, господствующих среди североамериканских индейцев. В них говорится о человеке чудесного происхождения, который был послан к ним расчистить их реки, леса и рыболовные места и научить народы мирным искусствам. У разных племен он был известен под разными именами: Мичабу, Чиабо, Фаренавайгон и Гайавата, что значит - пророк, учитель».

В поэме появление Г. как «пророка» предсказывает прародитель индейцев, «Владыка Жизни» Гитчи Манито. Г. появляется на свет как сын Западного Ветра и внук звезды (луны). Он несет мир и порядок индейским племенам, постоянно сражается со злом и защищает добро. Он учит индейцев земледелию и письменности. Г., по мысли Лонгфелло, становится «учителем человечества». В мифологических параллелях Г.- Прометей индейского народа.

Г. не только мифологический - он еще и романтический герой, воплощающий идеал американских романтиков, их мечту о герое, который наиболее полно слит с природой (Эмерсон). Г. с детства учится понимать природу, свободно общаться со всем живым и неживым в ней, знать ее язык. Его разум способен воспринимать и постигать природу. Романтизированы отношения между Г. и его женой, между Г. и его друзьями. Г. объединяет в себе черты поэта и воина - он призван освободить мир от чудовищ, он пример доброты и благородства.

В образе Г. Лонгфелло как бы спрессовывает воедино три времени: мифологическое время первопредков (время зарождения ритуалов и обычаев, зарождения письменности и поэзии), время историческое (объединение ирокезских племен) и время идеальное (в котором Г. выступает в качестве гостеприимного хозяина, подготовившего свой народ к встрече с белыми христианами, как бы передающего свои земли и их обитателей новой эпохе заселения Америки европейцами). Таким образом, Г. превращается в грандиозный образ народного героя, связующий прошедшее, настоящее и будущее. В конце поэмы Г. покидает свои племена, уплывая в пироге на Запад, как бы исполнив предназначенную ему миссию. вместе с героями Ф.Купера сформировали обобщенный «образ индейца» североамериканской литературы. Для русских писателей (в частности, для Л.Толстого) Г. представлялся народным героем, идеально воплощенным в литературном произведении.

  1. Когда сложилась мифология индейцев Северной Америки? В чем ее особенность?
  2. Мифология индейцев Северной Америки отражает сложные процессы перемещения племен, влияние друг на друга оседлых и кочевых племен, земледельческих и охотничьих. Среди них самыми важными были племена ирокезов. В мифах все явления природы наделялись магической силой. Почти у всех племен есть мифы о сотворении мира. Человек в них, приобретая чудесные талисманы и реликвии, становится неуязвимым для сил зла.

  3. Кто такой Гайавата?
  4. Гайавата в мифологии ирокезов — легендарный вождь и пророк. Он дал своему народу письменность. Гайавата выступал против родовых усобиц, из-за чего ему приходилось преодолевать сопротивление злого божества, людоеда Атотархо. Жизнь Гайаваты полна бурь и невзгод; он человек огромной воли и большой государственной мудрости.

  5. Каким изображен Гайавата у американского поэта Г. Лонгфелло в поэме «Песнь о Гайавате»?
  6. Какую миссию возложил Великий Дух Гитчи Манито на Гайавату?
  7. В главе «Трубка мира» Гитчи Манито обращается к враждующим племенам с призывом прекратить кровопролитие и остановить взаимную вражду. Великий Дух возложил на Гайавату миссию установить мир и согласие между индейскими племенами. Великий Дух сделал огромную трубку и закурил ее. Дым струился над людьми. Гитчи Манито говорил людям, чтобы они сделали из этого красивого камня трубки мира и никогда больше не поднимали томагавк или нож друг на друга.

  8. Какие мифы о пророке и учителе Манабозо были положены Лонгфелло в основу поэмы о Гайавате?
  9. При создании образа Гайаваты поэт использовал мифы о Манабозо, наделяя своего героя удивительными качествами этого пророка. Одна из легенд положена в основу главы «Гайавата и Жемчужное Перо». Манабозо сражается с Жемчужным Пером, убившим когда-то его деда, и одерживает победу над чудовищем, который жил среди мрачной трясины, охраняемой огненными змеями. В легенде сказано, что в критический момент дятел помогает Манабозо, говоря, что у врага есть уязвимое место: надо целиться в пучок волос на макушке головы.

  10. Какую цель преследовал поэт, воплотив в образе Гайаваты черты и Манабозо, и других мифологических героев?
  11. Основная мысль поэмы: человек — высшее создание природы. Его невозможно превзойти ни по уму, ни по мудрости. Он всегда побеждает в борьбе со злыми силами природы — злодеями и волшебниками. Гайавата в поэме Лонгфелло — это человек, воплощающий честность, справедливость, мудрость, но и божество, герой народных легенд, обладающий сверхъестественной, магической силой, которую он обращает на благо своего народа.

    В Гайавате поэт отразил свободолюбие индейцев, их отвагу и мужество, человечность и любовь к миру.

  12. Расскажите о создании «Песни о Гайавате». Что легло в основу сюжета?
  13. Поэма появилась в 1855 году. В основу ее сюжета был положен фольклор амери-канских индейцев. Лонгфелло верил, что сохранившиеся с тех времен предания и легенды исполнены глубоким нравствен-ным смыслом. Сам автор так сформулиро-вал свое понимание поэмы: сказания о Гайавате представляют собой собрание рассказов о «человеке чудесного проис-хождения, который был послан расчис-тить реки, леса и рыболовные места и на-учить народы мирным искусствам». Из отдельных историй вырастает целостная мифологическая система представлений индейцев о мироздании и человеке. «Песнь о Гайавате» позволила читателю сравнить этот эпос с уже известными ев-ропейскими и узнать иное видение мира с другими верованиями и представления-ми. Европейцы поняли не только разни-цу, но и родство таких разных культур.

    Поэма служит сохранению знаний о ми-ре, культуре народа. Цель автора — со-хранить иную для европейца культуру в ее неповторимом очаровании и вместе с тем сделать ее доступной, понятной и близкой читателю.

  14. Каким рисует автор Гайавату? Какими каче-ствами наделен герой?
  15. В центре поэмы — образ народного ге-роя индейца Гайаваты. Гайавата — исто-рическое лицо, он жил в XV веке, проис-ходил из индейского племени онондага и боролся за свободу своего народа. В то же время это собирательный образ. В сказа-ниях индейцев герой, борющийся за счастье своего народа, выступает под раз-личными именами. Гайавата заботится о людях: он обучает их ремеслам, письмен-ности, врачеванию, помогает приручать зверей, открывает пользу растений, сра-жается и побеждает чудовищ — Великого Медведя и Великого Осетра, борется за мир и кладет конец кровавым распрям между племенами.

  16. Что помогает нам составить представление о характере героя? Найдите в тексте художествен-ные средства (образные выражения, сравнения, метафоры, эпитеты), помогающие ярче предста-вить образ Гайаваты.
  17. Образ Гайаваты складывается из его ре-чей, действий и поступков. Герой помога-ет людям и бесстрашно защищает их. Он смел и решителен. Он отважный воин и в то же время яростный защитник мира.

    Эпитеты: бесстрашный, благородный, отважный, радушный, разумный.

    Сравнения :

    И, как уголь, разгорелось Гневом сердце Гайаваты.

    Метафоры :

    Позабыл он горечь гнева; Так в груди у Гайаваты сердце гневное стучало.

    Образные выражения :

    И родился сын печали, Нежной страсти и печали, Дивной тайны — Гайавата.

  18. Подумайте, с какими мифологическими пер-сонажами можно сравнить Гайавату. Обоснуйте свой ответ. Какие подвиги этих героев напомина-ют подвиги Гайаваты?
  19. Подвиги и образ Гайаваты напоминают образы мифологических героев — Герак-ла, Персея, Тезея, Антея. Сражение со страшными чудищами, помощь людям, совершение подвигов во благо людей — все это объединяет персонажей мифов и эпосов разных народов.

  20. Вспомните, с кем сражались былинные бога-тыри, герои русских народных сказок. Кто помогал им? Кто помогает Гайавате?
  21. Русские богатыри и герои народных сказок сражались с Соловьем-разбойником, Идолищем поганым, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой. Им помогали животные, волшебные пред-меты — ковер-самолет, сапоги-скороходы. Гайавате помогают животные, лодка без весел.

  22. Попытайтесь объяснить сходство русских фольклорных образов и сюжетов с образами и сюжетами из индейских преданий.
  23. Произведение Г. У. Лонгфелло постро-ено на мифологическом сюжете. В нем на-шли отражение сказочные элементы, свойственные русскому фольклору: испы-тание героя, превращения, волшебные предметы, магические числа, гиперболы. Древние люди описывали мир и рассказы-вали об этом своим детям. Для этого каж-дый народ придумывал свои мифы, кото-рые передавались из уст в уста. Поэтому мифы и сказки разных народов схожи между собой.

  24. Какую роль играет мир природы в «Песни о Гайавате»?
  25. Древнему человеку казалось, что все в мире живет своей жизнью и управляется могучей силой. Законов природы он еще не знал и думал, что всеми явлениями уп-равляют божества или духи. Эти пред-ставления о мире нашли отражение в «Песни о Гайавате».

    Мифологические представления индей-цев складывались в единстве человека и окружающего мира. Мир природы неотде-лим от мира человека. Только благодаря природе существует человек, природа да-ет ему жизнь и в то же время она может быть враждебной, противостоять людям — Гайавата борется с Медведем и Осетром и одерживает победу.

    Почти у всех племен отмечены мифы о сотворении мира, о четырех стихиях (земля, огонь, ветер, вода). В индейском эпосе один из центральных мифологиче-ских мотивов — мотив сотворения мира.

    Создание Вселенной связано с ее одушев-лением. Не случайно в основе многих ска-заний лежит прием одушевления. Сотво-рение мира — это и обустройство. Гайавата послан расчистить реки, леса и рыболов-ные места.

  26. Какое значение имеет образ певца (музы-канта Навадаги) в поэме? В каких произведениях вы встречались с образами певцов, ведущих по-вествование?
  27. С образами певцов, от лица которых ве-дется повествование, мы встречались в былинах, песнях, авторских произведени-ях. Это Боян в «Слове о полку Игореве», гусляры в «Песне про купца Калашнико-ва…» М. Ю. Лермонтова. Они являются но-сителями народного эпического сознания. С помощью таких образов авторы переда-ют народное восприятие происходящего. Материал с сайта

  28. Почему Лонгфелло назвал свое произведе-ние песнью? Найдите в тексте художественные особенности, характерные для песенного жанра (образы, изобразительно-выразительные средст-ва, музыкальность речи).
  29. Песнь — одна из самых древних форм лирической поэзии, в которой отражены исторические события, мифологические и легендарные представления людей, ге-роические деяния великих предков. На-род слагает песнь тогда, когда испытыва-ет сочувствие к герою. Песнь рассказыва-ет о реальных или легендарных событиях. У поэта появляется возможность с по-мощью этой формы создать иллюзию объ-ективного отношения к героям, потому что герои показаны как бы глазами наро-да.

  30. Бунин отмечал «редкую красоту художест-венных образов и картин» поэмы. Докажите это утверждение.
  31. Произведение насыщено живописными и поэтическими строками. Оно воскреша-ет перед нами красоту девственных лесов и прерий, очарование народных преданий, воссоздает цельные характеры первобыт-ных людей. Многочисленные эпитеты (в дивных грезах), метафоры (в пышном зареве заката), сравнения (опустился ли он тучкой, иль поднялся, как туманы) способствуют созданию ярких и поэтических картин.

  32. Если вы читали произведения о жизни индейцев Ф. Купера, М. Рида и других писателей, то попробуйте сравнить эти книги с «Песнью о Гайавате».
  33. Ко времени создания «Песни о Гайава-те» немало романов было посвящено жиз-ни краснокожих жителей Америки — ро-маны Ф. Купера, М. Рида и др. Нередко индейцы в них выступают условными персонажами, лишь оживляющими при-ключенческий сюжет. Лонгфелло ставил перед собой другую задачу: он хотел вос-создать почти исчезнувший мир амери-канской старины, передать ощущение ут-раченного единства человека и природы, чувство органичности бытия. Описывая мир природы, поэт обращается к фольк-лорной образности, необычным метафо-рам, в которых отражено мировосприятие коренных жителей Америки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • каким рисует автор гайавату?
  • отличительные черты поэмы песнь о гайавате
  • краткий сюжет песнь о гайавате
  • словарь поэмы г. лонгфелло песнь о гайавате голубика
  • какие подвиги совершил гайавата?
Расскажите о создании «Песни о Гайавате». Что легло в основу сюжета? Поэма появилась в 1855 году. В основу ее сюжета был положен фольклор амери­канских индейцев. Лонгфелло верил, что сохранившиеся с тех времен предания и легенды исполнены глубоким нравствен­ным смыслом. Сам автор так сформулиро­вал свое понимание поэмы: сказания о Гайавате представляют собой собрание рассказов о «человеке чудесного проис­хождения, который был послан расчис­тить реки, леса и рыболовные места и на­учить народы мирным искусствам». Из отдельных историй вырастает целостная мифологическая система представлений индейцев о мироздании и человеке. «Песнь о Гайавате» позволила читателю сравнить этот эпос с уже известными ев­ропейскими и узнать иное видение мира с другими верованиями и представления­ми. Европейцы поняли не только разни­цу, но и родство таких разных культур. Поэма служит сохранению знаний о ми­ре, культуре народа. Цель автора - со­хранить иную для европейца культуру в ее неповторимом очаровании и вместе с тем сделать ее доступной, понятной и близкой читателю. Каким рисует автор Гайавату? Какими каче­ствами наделен герой? В центре поэмы - образ народного ге­роя индейца Гайаваты. Гайавата - исто­рическое лицо, он жил в XV веке, проис­ходил из индейского племени онондага и боролся за свободу своего народа. В то же время это собирательный образ. В сказа­ниях индейцев герой, борющийся за счастье своего народа, выступает под раз­личными именами. Гайавата заботится о людях: он обучает их ремеслам, письмен­ности, врачеванию, помогает приручать зверей, открывает пользу растений, сра­жается и побеждает чудовищ - Великого Медведя и Великого Осетра, борется за мир и кладет конец кровавым распрям между племенами. Что помогает нам составить представление о характере героя? Найдите в тексте художествен­ные средства (образные выражения, сравнения, метафоры, эпитеты), помогающие ярче предста­вить образ Гайаваты. Образ Гайаваты складывается из его ре­чей, действий и поступков. Герой помога­ет людям и бесстрашно защищает их. Он смел и решителен. Он отважный воин и в то же время яростный защитник мира. Эпитеты (бесстрашный, благородный, отважный, радушный, разумный). Сравнения: И, как уголь, разгорелось Гневом сердце Гайаваты. Метафоры: Позабыл он горечь гнева; Так в груди у Гайаваты сердце гневное стучало. Образные выражения: И родился сын печали, Нежной страсти и печали, Дивной тайны - Гайавата. Подумайте, с какими мифологическими пер­сонажами можно сравнить Гайавату. Обоснуйте свой ответ. Какие подвиги этих героев напомина­ют подвиги Гайаваты? Подвиги и образ Гайаваты напоминают образы мифологических героев - Герак­ла, Персея, Тезея, Антея. Сражение со страшными чудищами, помощь людям, совершение подвигов во благо людей - все это объединяет персонажей мифов и эпосов разных народов. Вспомните, с кем сражались былинные бога­тыри, герои русских народных сказок. Кто помогал им? Кто помогает Гайавате? Русские богатыри и герои народных сказок сражались с Соловьем-разбойником, Идолищем поганым, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой. Им помогали животные, волшебные пред­меты - ковер-самолет, сапоги-скороходы. Гайавате помогают животные, лодка без весел. Попытайтесь объяснить сходство русских фольклорных образов и сюжетов с образами и сюжетами из индейских преданий. Произведение Г. У. Лонгфелло постро­ено на мифологическом сюжете. В нем на­шли отражение сказочные элементы, свойственные русскому фольклору: испы­тание героя, превращения, волшебные предметы, магические числа, гиперболы. Древние люди описывали мир и рассказы­вали об этом своим детям. Для этого каж­дый народ придумывал свои мифы, кото­рые передавались из уст в уста. Поэтому мифы и сказки разных народов схожи между собой.

Когда сложилась мифология индейцев Северной Америки? В чем ее особенность?

Мифология индейцев Северной Америки отражает сложные процессы перемещения племен, влияние друг на друга оседлых и кочевых племен, земледельческих и охотничьих. Среди них самыми важными были племена ирокезов. В мифах все явления природы наделялись магической силой. Почти у всех племен есть мифы о сотворении мира. Человек в них, приобретая чудесные талисманы и реликвии, становится неуязвимым для сил зла.

Кто такой Гайавата?

Гайавата в мифологии ирокезов – легендарный вождь и пророк. Он дал своему народу письменность. Гайавата выступал против родовых усобиц, из-за чего ему приходилось преодолевать сопротивление злого божества, людоеда Атотархо. Жизнь Гайаваты полна бурь и невзгод; он человек огромной воли и большой государственной мудрости.

Каким изображен Гайавата у американского поэта Г. Лонгфелло в поэме “Песнь о Гайавате”? Какую миссию возложил Великий Дух Гитчи Манито на Гайавату?

В главе “Трубка мира” Гитчи Манито обращается к враждующим племенам с призывом прекратить кровопролитие и остановить взаимную вражду. Великий Дух возложил на Гайавату миссию установить мир и согласие между индейскими племенами. Великий Дух сделал огромную трубку и закурил ее. Дым струился над людьми. Гитчи Манито говорил людям, чтобы они сделали из этого красивого камня трубки мира и никогда больше не поднимали томагавк или нож друг на друга.

Какие мифы о пророке и учителе Манабозо были положены Лонгфелло в основу поэмы о Гайавате?

При создании образа Гайаваты поэт использовал мифы о Манабозо, наделяя своего героя удивительными качествами этого пророка. Одна из легенд положена в основу главы “Гайавата и Жемчужное Перо”. Манабозо сражается с Жемчужным Пером, убившим когда-то его деда, и одерживает победу над чудовищем, который жил среди мрачной трясины, охраняемой огненными змеями. В легенде сказано, что в критический момент дятел помогает Манабозо, говоря, что у врага есть уязвимое место: надо целиться в пучок волос на макушке головы.

Какую цель преследовал поэт, воплотив в образе Гайаваты черты и Манабозо, и других мифологических героев?

Основная мысль поэмы: человек – высшее создание природы. Его невозможно превзойти ни по уму, ни по мудрости. Он всегда побеждает в борьбе со злыми силами природы – злодеями и волшебниками. Гайавата в поэме Лонгфелло – это человек, воплощающий честность, справедливость, мудрость, но и божество, герой народных легенд, обладающий сверхъестественной, магической силой, которую он обращает на благо своего народа.

В Гайавате поэт отразил свободолюбие индейцев, их отвагу и мужество, человечность и любовь к миру.

Расскажите о создании “Песни о Гайавате”. Что легло в основу сюжета?

Поэма появилась в 1855 году. В основу ее сюжета был положен фольклор американских индейцев. Лонгфелло верил, что сохранившиеся с тех времен предания и легенды исполнены глубоким нравственным смыслом. Сам автор так сформулировал свое понимание поэмы: сказания о Гайавате представляют собой собрание рассказов о “человеке чудесного происхождения, который был послан расчистить реки, леса и рыболовные места и научить народы мирным искусствам”. Из отдельных историй вырастает целостная мифологическая система представлений индейцев о мироздании и человеке. “Песнь о Гайавате” позволила читателю сравнить этот эпос с уже известными европейскими и узнать иное видение мира с другими верованиями и представлениями. Европейцы поняли не только разницу, но и родство таких разных культур.

Поэма служит сохранению знаний о мире, культуре народа. Цель автора – сохранить иную для европейца культуру в ее неповторимом очаровании и вместе с тем сделать ее доступной, понятной и близкой читателю.

В центре поэмы – образ народного героя индейца Гайаваты. Гайавата – историческое лицо, он жил в XV веке, происходил из индейского племени онондага и боролся за свободу своего народа. В то же время это собирательный образ. В сказаниях индейцев герой, борющийся за счастье своего народа, выступает под различными именами. Гайавата заботится о людях: он обучает их ремеслам, письменности, врачеванию, помогает приручать зверей, открывает пользу растений, сражается и побеждает чудовищ – Великого Медведя и Великого Осетра, борется за мир и кладет конец кровавым распрям между племенами.

Что помогает нам составить представление о характере героя? Найдите в тексте художественные средства, помогающие ярче представить образ Гайаваты.

Образ Гайаваты складывается из его речей, действий и поступков. Герой помогает людям и бесстрашно защищает их. Он смел и решителен. Он отважный воин и в то же время яростный защитник мира.

Эпитеты: бесстрашный, благородный, отважный, радушный, разумный.

Сравнения:

И, как уголь, разгорелось
Гневом сердце Гайаваты.

Метафоры:

Позабыл он горечь гнева;
Так в груди у Гайаваты сердце гневное стучало.

Образные выражения:

И родился сын печали,
Нежной страсти и печали,
Дивной тайны – Гайавата. Подумайте, с какими мифологическими персонажами можно сравнить Гайавату. Обоснуйте свой ответ. Какие подвиги этих героев напоминают подвиги Гайаваты?

Подвиги и образ Гайаваты напоминают образы мифологических героев – Геракла, Персея, Тезея, Антея. Сражение со страшными чудищами, помощь людям, совершение подвигов во благо людей – все это объединяет персонажей мифов и эпосов разных народов.

Вспомните, с кем сражались былинные богатыри, герои русских народных сказок. Кто помогал им? Кто помогает Гайавате?

Русские богатыри и герои народных сказок сражались с Соловьем-разбойником, Идолищем поганым, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой. Им помогали животные, волшебные предметы – ковер-самолет, сапоги-скороходы. Гайавате помогают животные, лодка без весел.

Попытайтесь объяснить сходство русских фольклорных образов и сюжетов с образами и сюжетами из индейских преданий.

Произведение Г. У. Лонгфелло построено на мифологическом сюжете. В нем нашли отражение сказочные элементы, свойственные русскому фольклору: испытание героя, превращения, волшебные предметы, магические числа, гиперболы. Древние люди описывали мир и рассказывали об этом своим детям. Для этого каждый народ придумывал свои мифы, которые передавались из уст в уста. Поэтому мифы и сказки разных народов схожи между собой.

Какую роль играет мир природы в “Песни о Гайавате”?

Древнему человеку казалось, что все в мире живет своей жизнью и управляется могучей силой. Законов природы он еще не знал и думал, что всеми явлениями управляют божества или духи. Эти представления о мире нашли отражение в “Песни о Гайавате”.

Мифологические представления индейцев складывались в единстве человека и окружающего мира. Мир природы неотделим от мира человека. Только благодаря природе существует человек, природа дает ему жизнь и в то же время она может быть враждебной, противостоять людям – Гайавата борется с Медведем и Осетром и одерживает победу.

Почти у всех племен отмечены мифы о сотворении мира, о четырех стихиях. В индейском эпосе один из центральных мифологических мотивов – мотив сотворения мира.

Создание Вселенной связано с ее одушевлением. Не случайно в основе многих сказаний лежит прием одушевления. Сотворение мира – это и обустройство. Гайавата послан расчистить реки, леса и рыболовные места.

Какое значение имеет образ певца в поэме? В каких произведениях вы встречались с образами певцов, ведущих повествование?

С образами певцов, от лица которых ведется повествование, мы встречались в былинах, песнях, авторских произведениях. Это Боян в “Слове о полку Игореве”, гусляры в “Песне про купца Калашникова…” М. Ю. Лермонтова. Они являются носителями народного эпического сознания. С помощью таких образов авторы передают народное восприятие происходящего.

Почему Лонгфелло назвал свое произведение песнью? Найдите в тексте художественные особенности, характерные для песенного жанра.

Песнь – одна из самых древних форм лирической поэзии, в которой отражены исторические события, мифологические и легендарные представления людей, героические деяния великих предков. Народ слагает песнь тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песнь рассказывает о реальных или легендарных событиях. У поэта появляется возможность с помощью этой формы создать иллюзию объективного отношения к героям, потому что герои показаны как бы глазами народа.

Бунин отмечал “редкую красоту художественных образов и картин” поэмы. Докажите это утверждение.

Произведение насыщено живописными и поэтическими строками. Оно воскрешает перед нами красоту девственных лесов и прерий, очарование народных преданий, воссоздает цельные характеры первобытных людей. Многочисленные эпитеты, метафоры, сравнения способствуют созданию ярких и поэтических картин.

Если вы читали произведения о жизни индейцев Ф. Купера, М. Рида и других писателей, то попробуйте сравнить эти книги с “Песнью о Гайавате”.

Ко времени создания “Песни о Гайавате” немало романов было посвящено жизни краснокожих жителей Америки – романы Ф. Купера, М. Рида и др. Нередко индейцы в них выступают условными персонажами, лишь оживляющими приключенческий сюжет. Лонгфелло ставил перед собой другую задачу: он хотел воссоздать почти исчезнувший мир американской старины, передать ощущение утраченного единства человека и природы, чувство органичности бытия. Описывая мир природы, поэт обращается к фольклорной образности, необычным метафорам, в которых отражено мировосприятие коренных жителей Америки.



  1. Г. У. Лонгфелло Песнь о Гайавате Во вступлении автор вспоминает музыканта Навадагу, когда-то в старинные времена певшего песнь о Гайавате: “О его рожденье дивном, О...
  2. Во вступлении автор вспоминает музыканта Навадагу, когда-то в старинные времена певшего песнь о Гайавате: “О его рожденье дивном, / О его великой жизни: / Как...
  3. На Американском континенте тысячелетиями жили племена индейцев. Эти краснокожие собиратели и охотники достигли в обыденной жизни существенных успехов. Начало новой цивилизации должно было коренным образом...
  4. Кто такой в славянской мифологии Ярила? Ярила, Ярило в славянской мифологии – божество весеннего плодородия. “Разукрасилась Земля злаками от жарких поцелуев Ярилы”, – говорится в...
  5. Генри Лонгфелло был первым поэтом, создавшим настоящую американскую поэму, которая стала самым лучшим его трудом и заняла выдающееся место в сокровищнице всемирной литературы. Всю свою...
  6. Лонгфелло (Longfellow) Генри Уодсуорт (27.2.1807, Портленд, штат Мэн, – 24.3.1882, Кембридж, штат Массачусетс), американский поэт. Сын адвоката. Окончив Боудойнский колледж, завершил образование в Европе (1826-29);...
  7. “Песнь о Гайавате” – это чудесная эпическая поэма о легендарном вожде североамериканских индейцев, написанная известным американским поэтом Г. Лонгфелло по тщательно собранному им фольклорному материалу....
  8. Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год...
  9. Действие происходит в Мексике в конце XVIIIначале XIX в. Роман открывается описанием праздника в честь дня Св. Иоанна в маленьком мексиканском городке Сан-Ильдефонсо....
  10. План. Введение………………………………………………………. ………………………….. 3 Глава I Характеристика мировоззрения Достоевского. 1. Морально-этические и религиозные взгляды художника; вопрос о “природе” человека…………………………12 2. Отношение писателя к Библии; роль...
  11. Осенью 1804 г. по необозримым просторам американских прерий – все дальше на запад, все дальше от обжитых уже земель – медленно продвигался обоз упрямых, неприхотливых...
  12. Дж. Ф. Купер Прерия Осенью 1804 г. по необозримым просторам американских прерий – все дальше на запад, все дальше от обжитых уже земель – медленно...