Мифологические мотивы в повести А. и Б

Литературная игра представляет собой выполнение учащимися заданий в разных помещениях школы (7 станций). Соревнуются 2 команды, у каждой команды свой маршрутный лист, куда записываются заработанные очеи за правильные ответы. Задания составлены с использованием стратегий чтения. Педагоги на своей станции дают задания и присваивают очеи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

литературной игры по книге года «Понедельник начинается в субботу»

А. и Б. Стругацких

Разработчик Виноградова О.И.

воспитатель ЧОУ «Лицей» «Надежда» г. Москва 2014 год

Цели и задачи
Главная цель Литературной игры - превращение детей из пассивных читателей в активных и творческих, приобщить их к прекрасному миру литературы. Достижение этой цели идет через решение следующих задач:

  • воспитывать у детей любовь к чтению;
  • знакомить детей с лучшими произведениями мировой литературы;
  • обучение детей умению анализировать прочитанное и развивать их речевую культуру;
  • развитие творческих и интеллектуальных способностей детей через активное участие в игровом процессе.

ПРАВИЛА ИГРЫ.

В игре участвуют 3 команды по 6 человек (5 класс, 6-7 классы, 8-9 классы)

Команды по своему маршруту проходят все станции с заданиями

Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ.

Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков за правильные ответы на станциях

Ход литературной игры

Итак, дорогие ребята, сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков книги года «Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацких

Литературы. В нашей литературной игре вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из 7 раундов, т.е. 7 станций с заданиями, в которых команда получает очки за правильные ответы. Побеждает та команда, у которой больше очков. У каждой команды свой маршрутный лист. Сопровождающие – воспитатели классов. Капитаны команд, получите свой маршрут.

В результате – определим, кто же станет победителем! Встречаемся здесь, в актовом зале. Всем удачи!

Станция 1. «Кот Василий». Каб.207, ведущий –…….. задание: помогите коту Василию продолжить сказку. Какая это сказка и кто автор. Приложение 1.

Станция 2. «Делу - время, потехе – час». Каб.209, ведущий –……. задание: вспомнить и назвать как можно больше пословиц о труде. Приложение 2.

Станция 3. «Цитаты». Каб.211, ведущий - ……. задание: собери предложение. Приложение 3.

Станция 4. «Экскурсия в НИИЧАВО». Каб. информатики, ведущий – …… задание: разгадать кроссворд. Приложение 4.

Станция 5. «Лукоморье». Каб. ИЗО, ведущий - ……… задание: нарисовать Кота Василия или ИЗНАКУРНОЖ.

Станция 6. «Понедельник начинается в субботу». Библиотека. Ведущий – библиотекарь И.И. задание: ответить а вопросы по книге. Приложение 5.

Станция 7. «Стратегия». Каб.206, ведущий – ………задание: написать что общего и что различного в 2 текстах (кольца Венна). Приложение 6.

Все молодцы! Все справились. А задания были не легкие? Сегодня вы показали и знание нашего фольклера, и знания русской литературы, и свои творческие способности, и знание самой книги. А теперь посмотрим у кого сколько баллов. Победила команда……классов. Молодцы! Ваш приз!

Приложение 1.

Помогите коту Василию продолжить сказку, он все время забывает.

1. «Жил-был поп

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

…………………..» (Посмотреть кой-какого товару).

«Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин

2. «У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
…………………………..» (Младший вовсе был дурак.)

«Конек-горбунок» Петр Павлович Ершов.

3. «У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

…………………………….»

Поэма "Руслан и Людмила" А.С.Пушкин

4. «Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
………………………..» (Села ждать его одна.)

Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин

5. «Что стрела пропала в море;

Это горе - всё не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

……………………….» (Чародея подстрелил.)

«Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». А.С.Пушкин

Приложение 2.

Пословицы о труде и мастерстве

Терпенье и труд всё перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а кто по ней за плугом ходит.

Труд украшает человека.

Счастье и труд вместе живут.

Для кого труд - радость, для того жизнь - счастье.

Землю солнце красит, а человека - труд.

Суди о человеке по его труду.

Не тот живет больше, чей век дольше, а тот живет дольше, чьих трудов больше.

Кто в труде впереди, у того орден на груди.

Где труд, там и счастье.

Где охота и труд, там поля цветут.

Без труда жить, только небо коптить.

В труде рождаются герои.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Больше дела, меньше слов.

В больших делах пустяков нет.

Дело словом не заменишь.

Дело не комар: от него не отмахнешься.

Не за свое дело не берись, а за своим - не ленись.

От скуки бери дело в руки.

Не тот пригож, кто лицом хорош, а кто на деле гож.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Кто ладно строит, тот дорого стоит.

Счастливым и красивым делает человека работа.

Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Если спорится работа - спать неохота.

Работай до поту - поешь в охоту.

Кому работа в тягость, тому неведома радость.

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Всяк свою работу делай, на другого не кивай.

Здоров в еде, да хил в труде.

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Люби дело - мастером будешь.

Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.

Всякому молодцу ремесло к лицу.

Каков мастер, такова и работа.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Построить здание - надо иметь знание.

Дом возвести - не плетень заплести.

Уменье везде найдет примененье.

Есть терпение, будет и умение.

Ремесло не коромысло - плеч не оттянет.

Не игла шьет, а руки.

Не топор тешет, а плотник.

Не котел варит, а стряпуха.

Инструмент хорошо работает в хороших руках.

Руки ценят не по рукавам, а по делам.

Сам молчун, да руки громкие.

Рукам - работа, душе - праздник.

Кто на все руки, у того нет скуки.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Не разгрызешь ореха - ядра не съешь.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Не начав - думай, а начав - делай.

Хорошее начало - половина дела.

Откладывай безделье, да не откладывай дело.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Что отложено, то потеряно.

Делу - время, потехе - час.

Кончил дело, гуляй смело.

На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой добывай.

На чужую работу глядя, сыт не будешь.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Велик телом, да мал делом.

Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без работы день годом кажется.

Готово-то готово, да сделано бестолково.

Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.

Белые ручки чужие труды любят.

Приложение 3.

Не существует единственного для всех будущего. Их много, и

каждый поступок творит какое-нибудь из них.

Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было - "Понедельник начинается в субботу".

Каждый человек - маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова.

Приложение 6.

«Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом,

чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому

что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом

их было - "Понедельник начинается в субботу"»… «Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.»

«Институт представлял неограниченные возможности для превращения человека в мага. Но он был беспощаден к отступникам и метил их без промаха. Стоило сотруднику предаться хотя бы на час эгоистическим и инстинктивным действиям (а иногда даже просто мыслям), как он со страхом замечал, что пушок на его ушах становится гуще. Это было предупреждение. Так милицейский свисток предупреждает о возможном штрафе, так боль предупреждает о возможной травме. Теперь все зависело от себя. Человек сплошь и рядом не может бороться со своими кислыми мыслями, на то он и человек – переходная ступень от неандертальца к магу. Но он может поступать вопреки этим мыслям, и тогда у него сохраняются шансы.»

Приложение 5.

Вопросы по книге года "Понедельник начинается в субботу".

  1. В каком году написана книга? 1964 г.
  2. Кто главный герой книги?

Александр Привалов и сотрудники института.

  1. Где происходят события, описанные в книге?

Город Соловец, Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства.

  1. Какие сказочные герои есть в книге?

Кот ученый, Баба Яга, говорящая щука, демоны, упыри, летучие собаки, домовой, вурдалаки, гидра, Змей Горыныч, василиск.

  1. Какие еще книги братьев Стругацких вы знаете?

Приложение 4.

По горизонтали:

1. В сказках - чудовище с телом петуха и хвостом змеи, убивающее взглядом.

2. Кровососущий мертвец народных сказок. Не бывает.

3. Злой дух арабских и персидских мифов.

4.В представлении суеверных людей - некое сверхъестественное существо, обитающее в каждом обжитом доме.

5. Синоним кровососущего мертвеца народных сказок.

6. В западноевропейских сказаниях - безобразный карлик, охраняющий подземные сокровища.

7 . Довольно точная копия своего творца. Не хватает, скажем, человеку рук -

он создает себе его безмозглого, безответного, только и умеющего, что

паять контакты, или таскать тяжести, или писать под диктовку, но зато уж

умеющего это делать хорошо.

8. Граф - знаменитый венгерский вурдалак ХVII-ХIХ вв.

По вертикали:

1. У древних греков - фантастическая многоголовая водяная змея.

2. В греческой мифологии - богини вихря, а в действительности- разновидность нежити. Имеют вид больших рыжих птиц со старушечьими головами.

3. Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства.

4. Человек, способный превращаться в некоторых животных.

5. Синоним призрака, привидения.

Классный час 5Б класс, проведен____________________________________

«Понедельник начинается в субботу!»

Цель:

Подвести детей к серьёзному вопросу о будущем;

Мотивация к постановке правильных целей, для формирования правильной гражданской позиции;

Формирование ответственности за то, что Я делаю или что Я не делаю.

Оборудование:

видеоролик «Пират»

Притча « О лягушках»

видеоролик « Поезд»

притча « О камнях» (сосуд, большие камни, галька, песок,вода)

видеоролик «Кролень»;

презентация.

План беседы:

1.ЦЕЛИ,

2.ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ.

3.ВЫБОР,
4.ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ.

5.РЕФЛЕКСИЯ.

Ход беседы:

УЧИТЕЛЬ

Есть люди, которые считают, что человек сам ответственен за своё будущее. Николай Островский говорил « Самое дорогое у человека- это жизнь. Она дается ему один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесполезно прожитые годы…»

Вы согласны с этим высказыванием?

Мысли о своем будущем - один из важных вопросов человеческой жизни. Каждый из вас задумывался о нём- кем я стану, что меня ожидает в будущем?

ЦЕЛИ

Давайте посмотрим ролик

« Пират».

Что даёт главному герою разговор м Микки и Пиратом?(ответы детей)

Каком возрасте человек должен задумываться « А зачем Я?» (ответы детей).

УЧИТЕЛЬ:

Когда человек решает этот вопрос, он понимает себя и выбирает жизненный путь, стратегию по достижению своей цели.

Каждый человек задумывается о своём будущем. Очень хочется заглянуть в будущее. Каким вы представляете своё будущее? (Ответы детей).

Жизнь человека- это восхождение в гору, на ее вершину. Чтобы подняться на вершину горы, что должен ставить перед собой человек с детства?

(ЦЕЛИ)

Для чего нужна цель каждому человеку в жизни?(Ответы детей)

От кого зависит успех в достижении поставленной цели?(Ответы детей)

Жизнь-это удивительный дар! Все мы, люди, по-разному к ней относимся. Кто-то считает себя счастливым, а кто-то - несчастным… Все зависит от того, как мы относимся к жизни. Что для нас значит сей дар? Лично я убежден, что человеку жизнь дарована не случайно, а с какой-то целью.

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога нам дана,

Ум молчит, но сердцу ясно -

Жизнь от Бога нам дана.

Люди часто задают себе вопрос: «Для чего я живу?», «С какой целью мы живем на Земле?» Я прекрасно понимаю, что не у каждого человека в жизни есть цель, потому что цель-это то к чему надо стремиться, прикладывая определенные усилия. А на это способны не все. Согласитесь, разве будет стремиться к чему-то определенному человек, у которого каждый день разные цели. Нет, конечно... Такие люди могут только мечтать. Как правило, они мало чего добиваются. А вообще нужна ли цель??? Размышляя над этим вопросом, я пришла к выводу, что это уже зависит от того, чего мы хотим от жизни. Если мы хотим просто жить, не утруждая себя, то можно и без неё. Цель же имеют те люди, которые хотят в жизни чего-то добиться для себя и для окружающих.

Блажен, кто выбрал цель и путь

И видит в этом жизнь и суть…

Издревле люди бились над вопросом о смысле человеческого бытия. Для чего человек живет на этой земле, зачем приходит в этот мир и с каким багажом уходит. В произведениях русской литературы мы часто сталкиваемся с этой темой. Литературные герои служат нам примером. Для меня ими стали герои романа В. Каверина «Два капитана». Девизом главного героя - Саньки Григорьева, были вот такие слова: « Бороться и искать, найти и не сдаваться». В этой фразе и цель, и задача. Одним словом, смысл нашего пребывания на Земле. Если бы каждый из нас шел к своей цели так же упорно, как герои названного произведения, то многого можно было бы добиться в жизни.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ

« ПРИТЧА О ЛЯГУШКАХ»

УЧИТЕЛЬ:

Чему учит да нна я притча? Что вы поняли, прослушав её?( Ответы детей)

УЧИТЕЛЬ:

Мысль #1. Выбор

Давайте представим, что две лягушки - это два человека.

Один - смирился с такой жизнью. И вроде бы хочет круто изменить качество своей жизни, но не верит в то, что это возможно. Поэтому ничего и не делает. «А вдруг только хуже станет? Если все менять, неизвестно, что впереди. Или «Зачем лишний раз напрягаться, если все равно ничего не изменится?»

Второй - не собирается мириться с такой жизнью. Он ищет и использует любые возможности для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Он действует, несмотря ни на что.

Мысль #2. Не ищите отговорки! Ищите ответы!

Неудачники всегда жалуются и говорят: «Это невозможно!» Победители спрашивают себя: «Как я могу это сделать возможным?»

Лягушонок-победитель увидел возможность и решил ее обязательно использовать. Хотя мог бы найти отговорки: «Ну ведь я же такой маленький, а кувшин вон какой высокий!».

Мысль #3. Возможности есть всегда! И часто они «лежат у Вас под ногами».

Большинство неудачников настолько концентрируются на мыслях о том, почему у них ничего не получается, что не видят ничего вокруг.

Однако. Вместе с возможностями всегда приходят и инструменты. Главное, понять, как выглядят эти инструменты, где они лежат, и как они могут помочь решить задачу.

Мысль #4. Никогда не бойтесь покидать свою зону комфорта!

Как бы это ни било странным, но большинство людей, которые жалуются на свою жизнь, сами же не хотят покидать свое насиженное место.

Они понимают, что можно жить лучше. Но настолько привыкают к своим «неудобствам», что просто боятся их потерять в поисках нового комфорта.

Выходить из своей зоны комфорта всегда страшно.

Оставаться в зоне комфорта? Или покидать ее? Каждый волен делать свой выбор!

Мысль #5. Воспринимайте любые проблемы, как задачи, которые нужно решить.

Большинство людей, сталкиваясь с проблемами, падают духом. Они переживают. Они мучают себя вопросами: «Почему это случилось именно со мной? Почему это испытание выпало именно на мою долю?»

Запомните! Каждому из нас посылается ровно столько испытаний, сколько он готов выдержать. Не больше, и не меньше! Чтобы справиться с любыми трудностями, нужно взять себя в руки. И посмотреть на испытание с другой стороны. Принять его, как очень сложную задачу по математике, которая имеет решение. Главное, все сделать для того, чтобы найти это решение.

Мысль #6. Создавайте свою судьбу сами!

Неудачники, попадая в трудную ситуацию, всегда и во всем винят свою судьбу. Легче ведь поныть и пожаловаться, чем взять и изменить положение.

Победители же привыкли сами строить свою судьбу. Они воспринимают преодоление любых неприятностей, как еще одну ступеньку на пути к вершине успеха.

Мысль #7. Верьте в себя и свои силы! И никогда, никогда, никогда не сдавайтесь!

Думаю, что это самый очевидный вывод из данной притчи. Что бы с Вами ни случилось, как бы трудно Вам ни было, продолжайте верить в себя и свои силы, не сдавайтесь и действуйте! И победа обязательно будет на Вашей стороне.

Это не просто сказка, это рассказ о жизненных стратегиях, которые мы можем применить для достижения своих целей и преодоления препятствий.

ВЫБОР

УЧИТЕЛЬ:

У каждого из нас есть право выбора,как устроить свою жизнь, какая она будет.

Жизнь-это выбор. Его приходится делать каждый день, даже не замечая.

Человек каждую минуту стоит перед выбором: что надеть, что съесть, куда пойти, с кем общаться, как ответить, как поступить, какую цель поставить. Сегодня мы обсудим важность разумного выбора. Мы всё время что-то выбираем, по большей части даже не задумываясь, делаем это. Но бывают ситуации, от которых зависит твоё будущее.

Как научиться делать правильный выбор, противостоять давлению сверстников и взрослых, ориентироваться во всё усложняющемся мире? Наш выбор определяет, насколько здоровой и успешной будет наша жизнь. Существует множество способов, которые мы можем использовать, делая наш выбор. Но всегда ли они являются разумными?

С помощью фишек проголосуйте, используете ли вы названные способы выбора. Если хотите ответить “да”, покажите зелёную фишку; если хотите ответить “нет” - красную фишку; если хотите ответить “иногда”, покажите жёлтую фишку.

1. Игнорирование проблемы – пытаешься игнорировать проблему так долго, насколько это возможно.

2. Надежда на чудо - надежда на то, что всё само собой, чудесным образом произойдёт или изменится.

3.Бегство от проблемы - попытка избежать необходимости делать выбор.

4.Бездумное поведение - делать что-либо, не подумав.

5.Подчинение чужому мнению - делать то, чего хотят от нас другие.

6.Откладывание на “потом”- откладывание принятия или исполнения решения.

Каждый человек время от времени этими способами пользуется, но самое главное – отдавать себе в этом отчёт – это типы неэффективных выборов, большая часть выше перечисленных решений могут создать серьёзные проблемы и даже нанести вред, как нам самим, так и окружающим нас людям. Однако все мы можем научиться делать разумный выбор. Существуют три основных этапа его осуществления.

1).Решай, какие жизненные ценности наиболее важны для тебя. Твои ценности, т.е. что ты считаешь самым важным в жизни, являются основанием для твоего выбора.

2).Решай, что делать.

3).Научись говорить “нет”, если ты на самом деле не хочешь этого делать.

В защиту права выбора предлагаю посмотреть ролик « Мост».

Как определить поступок отца в ролике? В жизни всегда есть выбор. Какой он будет,зависит от вас.

Ваш возраст сегодня- это самоопределение. В вашем возрасте вы приобрели жизненный опыт, увидели жизнь несколько в ином свете. Теперь вам более понятно, какие цели нужно ставить перед собой чтобы стать успешным.

ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ

Послушайте притчю « О камнях».

Давайте определим ваши цели:

Крупные камни- важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать(любовь, вера, семья, профессия, воспитание детей).

Галька- это то, что необходимо для жизни(вещи, автомобиль и т.д)

Песок-повседневные наши заботы.

Рефлексия

Закончить нашу встречу хочется на позитивной нотке

Видео ролик « Кролень»

Какой смысл вы увидели в фильме?

Из любой ситуации можно найти выход.

1. - Так как вы понимаете « понедельник начинается в субботу».

2- Я хотел бы сказать …

3- Я думаю сегодняшняя беседа …

4- мне понравилось

5-хочу поблагодарить…

6- мне не понравилось…

(Не всё еще потерянно, самое главное надо поставить перед собой цель и успешно преодолевать «дорогу» к этой цели).

Слайд 2

Эпиграф

Повесть-сказка для научных работников младшего возраста. Но что странное, что непонятнее всего, это то, как авторы могут брать подобные сюжеты, признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно... нет, нет, совсем не понимаю. Н.В.Гоголь

Слайд 3

Слайд 4

Братья Стругацкие

Стругацкий Борис Натанович -писатель; родился 15 апреля 1933 г.; в 1955 г. окончил математико-механический факультет ЛГУ; работал в Пулковской обсерватории; со второй половины 50-х вместе с братом Аркадием Натановичем Стругацким (1925-1991) занимался литературной деятельностью; в 1958 г. в журнале «Техника - молодежи» был опубликован первый рассказ братьев Стругацких «Извне»; за более чем 30 лет совместного творчества написаны свыше 25 фантастических романов, повестей и рассказов, в том числе принесшие авторам широкую известность: «Полдень 22-го века», «Трудно быть богом», «Улитка на склоне», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу», «Град обреченный» и др.

Слайд 5

Фантастическая юмористическая повесть утопия 1960-х годов, художественная реализация мечты авторов о возможности для современного талантливого человека сосредоточиться на научном творчестве и познании тайн Вселенной.

Слайд 6

Повесть состоит из трёх частей: «Суета вокруг дивана», «Суета сует», «Всяческая суета». Первая часть композиционно работает как вводная, вторая носит сатирический и полемический характер, третья пытается исследовать природу научного творчества и роль, которую играет в нём воображение и способность к нестандартному мышлению.

Слайд 7

«Суета вокруг дивана».В первой главе главный герой, программист АлександрПривалов, рассказывает о том, как, поехав в командировку на Соловцы, по пути знакомится с двумя сотрудниками Научно-исследовательского институтаЧародейства и Волшебства (НИИЧАВО), и они убеждают его пойти к ним работать. На первое время его поселяют в музей института, избу на куриных ногах, заведует которым пожилая женщина Наина Киевна, в образе которой не трудно узнать Бабу-ягу…

Слайд 8

В двух других историях главный герой, уже довольно хорошо знакомый со всеми «особенностями» работы в НИИЧАВО, повествует о своих коллегах, погруженных в научно-магическое творчество, о собственных опытах и исследованиях в области магии, а также описывает различные события, произошедшие при нем.

Слайд 9

Узнаваемые и популярные цитаты.

«Счастливей всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются» « - Однако, - подумал я вслух. - Не просочиться бы в канализацию!..» « - Это не козёл! Это наш сотрудник!» «потом Вий наступил себе на левое веко и совсем озверел.» «Бессмыслица - искать решение, если оно и так есть. Речь идёт о том, как поступить с задачей, которая решения не имеет».

Слайд 10

Герои

Авгуры, Вурдалаки, Гекатонхейры, Гомункулус, Данаиды,Демон, Максвелла,Джян Бен Джян,Инкуб, Ифрит,Кадавр,Пифии, Янус Полуэктович Невструев, Рамапитек,Фантом.

Слайд 11

Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было - «Понедельник начинается в субботу». Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Что такое счастье и в чём именно смысл жизни? Они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.

Слайд 12

Что фантастично и что реально в романе? Почему для героев романа важно не терять время? Что делает Большими людей – героев? В чём смысл жизни героев романа?

Посмотреть все слайды

Методическая разработка № 5

«Герои романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» в задачах по математике для учащихся 6 - 8 классов

учителя математики Солохиной Людмилы Николаевны и её учеников.

Задача № 1.

В предновогоднюю ночь бывший программист А. Привалов обходит все помещения в здании института НИИЧАВО с пакетом пирожных. Когда он зашёл в отдел Смысла жизни он угостил половиной всех пирожных и ещё половиной пирожного работников отдела. Потом он пошёл в отдел Предсказаний и пророчеств и снова угостил работников половиной оставшихся пирожных и ещё половиной пирожного. Затем пошёл в отдел Абсолютного знания и снова угостил работников половиной оставшихся пирожных и ещё половиной пирожного. В пакете осталось 5 пирожных. Сколько пирожных было в пакете первоначально?

Задача № 2.

В Городе было несколько школ с одарёнными детьми. Их обучали учителя – мокрицы. В 1-ой школе учились половина всех одарённых детей и ещё половина одного ребёнка, во 2-ой школе – половина остатка одарённых детей и ещё половина ребёнка. В третьей школе – половина остатка и ещё половина ребёнка и т.д. Всего было 7 школ. Сколько одарённых детей было в этих школах?

Задача № 3.

В Городе происходили безумные и страшные вещи в отношении 4:7. Сколько произошло безумных вещей, если страшных вещей произошло 28?

Задача № 4.

Максим попав в гвардию, должен был носить пояс с пряжкой. Пояс с пряжкой стоят 68 рублей. Пояс дороже пряжки на 16 рублей. Сколько стоят пояс и пряжка отдельно?

Задача № 5.

Однажды четверо Прогрессоров смотрели на небо. Один из них увидел облако, похожее на стадо овец, другой увидел поросёнка, третий – тигра, четвёртый – корову. Из четверых утверждений только одно истинно. Определите, что увидел в облаках каждый Прогрессор.

Утверждения:

    Рудольф не увидел ни поросёнка, ни корову;

    Тигра увидели Рудольф и Корней;

    Каммерер не видел стадо овец, пока ему не показал его кто - то из прогрессоров;

    Из двоих прогрессоров – Корнея и Антона-Руматы – кто - то отыскал облако – корову, а кто - то увидел стадо овец.

Задача № 6.

Пол отдела Смысла жизни был квадратной формы, а отдела Предсказаний и пророчеств был прямоугольной формы. Одна сторона прямоугольника была больше стороны квадрата в 1,5 раза, а другая сторона на 5 м меньше. Периметры этих помещений были одинаковы. Найдите сторону отдела Смысла жизни.

Задача № 7.

Пухов выезжает в Китежград и возвращается обратно. Его маленькая сестрёнка Нина следует за ним. Пухов в обе стороны едет с одинаковой скоростью, а его сестрёнка следует в Китежград в 1,5 раза быстрее, чем брат, а обратно в 1,5 раза медленнее. Кто вернулся раньше?

Задача № 8.

Волшебники Ковров и Брыль решают спасти любовь Алёны и вышли из НУИНУ в город. Когда прошли пути, сели отдохнуть. «Сколько нам осталось идти?» - спросил Брыль. «На 12 км больше, чем прошли», - Ковров. Какое расстояние собирались преодолеть волшебники?

Задача № 9.

На планете Пандора было 100 ракопауков. После размножения их число увеличилось сначала на 10%, потом на 15%, потом на 20%. Тахорги нападали на ракопауков и их численность стала уменьшаться сначала на 15%, потом на 20%, потом на 30%. Сколько стало ракопауков после последнего нападения тахоргов?

Задача № 10.

На планете Полудня люди были в пути 5 дней. Во второй и третий день они увеличили скорость на 5% и 8%, а в четвёртый и пятый дни снизили на 4% и на 10%. Как изменилась скорость к концу пути?

Задача № 11.

На Земле Полудня было 2 озера, в которых воды было поровну. Затем в первом озере количество воды уменьшилось на 12%, а потом увеличилось на 12%. Количество воды во втором озере сначала увеличилось на 12%, а потом уменьшилось на 12%. В каком озере стало воды больше?

Задача № 12.

Комиссия по контактам с внеземными цивилизациями выяснила, что за первый квартал года количество контактов уменьшилось на 20%, за второй квартал увеличилось на 30%, за третий квартал уменьшилось на 20%, а за четвёртый увеличилось на 10%. Уменьшилось или увеличилось количество внеземных контактов?

Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Понедельник начинается в субботу : сказка для научных сотрудников младшего возраста. – Любое издание.

Писатели-фантасты братья Стругацкие, писавшие в соавторстве с 1957 года, получили широкую известность ещё при жизни. Их популярность в 60-70-е годы была просто невероятной. В библиотеках устанавливалась очередь на чтение их произведений. Любимые книги братьев было не достать и их «размножали» разными способами: переписывали, печатали на машинке и т. п. Почитатели таланта писателей говорили цитатами из их произведений, неоднократно перечитывали, с нетерпением ждали выхода новых.

Не стала исключением и вышедшая в 1965 году книга «Понедельник начинается в субботу». Сами братья признавали, что есть у них произведения более серьёзные, но соперничать в популярности с этой фантастической сказкой не способно ни одно из них.

Вместе с программистом Сашей Приваловым, которого вы, уважаемые читатели, встретите на первых страницах книги, окажетесь в небольшом российском городке. Там находится НИИЧАВО – научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства Академии наук. Сотрудники института, учёные-энтузиасты, всерьёз занимаясь исследованием магии, превратились в профессиональных волшебников, окружённых домовыми, упырями, русалками и прочими традиционными сказочными персонажами. И стоит ли удивляться, что здесь на каждом шагу встречаются диковины да происходят чудеса! Вот говорящая щука и диван-транслятор, неразменный пятак и проезжий тупик. Здесь же стоит Изнакурнож, то есть избушка на курьих ножках. Её хозяйка мрачная старуха Наина Киевна Горыныч со своим любимцем – котом Василием из Лукоморья.

«Понедельник» – это книга о романтике познания, научного поиска. Повесть о славных людях, увлечённых своим делом, для которых любимая работа – счастье. Для них нет понятия «выходной», для них все дни – «рабочие». Каждый день заполнен делами – без этого жизнь у них тосклива, уныла и поэтому у сотрудников НИИЧАВО «понедельник начинается в субботу».

Непременно прочитайте эту удивительно добрую, светлую и интересную книгу братьев Стругацких!

Ваш библиотекарь, Мира Георгиевна