Реальное и фантастическое в сказке “Cнежная королева”. Реальное и фантастическое в сказке «Снежная Королева Снежная королева история 4 реальность и фантастика

5 класс, литература

Дата проведения: 7.05.18.

Урок № 88

Тема урока: Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная королева»: реальность и фантастика. Характеристика героев сказки «Снежная королева».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: совершенствовать знания учащихся о писателе-сказочнике; обучать делать анализ текста, уметь выделять главное в произведении, развивать внимание; - раскрыть идеи, положенные автором в основу сказки; развивать образное, логическое мышление; совершенствовать речь учащихся, коммуникативные умения и навыки; развивать понятия о прекрасном в мыслях, чувствах, переживаниях; формировать уважительное отношение учеников друг к другу; уметь работать сообща, отвечая за общий результат работы.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, структурировать материал.

Регулятивные УУД: организовать своё рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Коммуникативные УУД: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, соблюдает правила речевого поведения.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь .

Ход урока:

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих .

    Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

В сказках всегда есть фантастика, но у Андерсена сказочное неотделимо от жизни. Тут фактически нет фантастических перевоплощений при участии какого-либо волшебного предмета или по воли волшебства. В сказках Андерсена много юмора, и поэтому фантастичное становится простым и доступным.

В конце урока мы должны будем знать:

    Главные биографические факты Х.К.Андерсена.

    Сколько сказок написал Андерсен, и как они называются.

    О чем сказка «Снежная королева» и кто её главные герои.

    Реальное и фантастическое в этой сказке.

Запишем число и тему урока.

    Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие на родину Ханса Кристиана Андерсена.

Родился будущий писатель в городе Оденсе.

Отец был сапожником, а мать - прачкой. Про своем скромном происхождении родители Ганса были незаурядными людьми. Отец научил сына мечтать и любить природу. Он страдал оттого, что не может дать мальчику образование.

Андерсен рос в бедности. Единственной гордостью семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах: в них росли тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского молотка, лихой дробью барабанщиков, песнями матросов.

Чтобы хоть как-то упрочить материальное положение семьи, отец завербовался в наполеоновскую армию. Спустя короткое время он вернулся больной, почти нищий и вскоре умер, оставив жену и сына без средств.

Пока Христиан был мал, он не решался рассказывать взрослым те невероятные истории, которые приходили ему в голову. У него в доме был только один благодарный слушатель – старый кот Карл. Однако он обладал крупным недостатком: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик прощал ему это.

Андерсена манил к себе Копенгаген, столица Дании. Он покинул свой тихий городок и с 13 талерами в кармане ушел из родного дома. Ему было 14 лет. Копенгаген встретил подростка неприветливо: без денег, без родных, без жилья, Андерсен испытал те муки и невзгоды, о которых впоследствии поведал в своих воспоминаниях и сказках.

С трудом ему удалось поступить в гимназию. «За книгами я забывал всю окружающую действительность и тратил на чтение книг деньги, которые следовало бы истратить на обед», - вспоминал он. Учение давалось нелегко, но Андерсен мужественно боролся с голодом, нищетой и холодом. Особенно трудно приходилось мальчику в долгие северные зимы, которым, казалось, не было конца. Спустя много лет он вспомнит суровую северную зиму и опишет ее в «Снежной королеве».

В 23 года Андерсен поступил в университет. Окончив его, он целиком посвятил себя творчеству. Писателю пришлось много трудиться, чтобы завоевать привязанность и любовь читателей. А читатель у него был особенный - ребенок.

Х.К.Андерсен был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку. Он был народным певцом. Датский сказочник подарил нам 170 прекрасных сказок, которые завоевали весь мир. Датчане в признательность своему великому земляку героев его сказок запечатлели в камне.

Сообщение учащихся о литературной премии X. К. Андерсена

Среди многих современных международных премий в области литературы одно из почетных мест занимает премия- медаль им. X. К. Андерсена, которая присуждается с 1956 года детским писателям 1 раз в 2 года. Золотая медаль

им. X. К. Андерсена была вручена Астрид Линдгрен, Туве Янсон, Джанни Родари и другим.

Весь мир знает Андерсена, его удивительные сказки. В знак признательности люди увековечили память о великом датском Сказочнике.

Метод «Ассоциативный куст»

Давайте подведём итог: что мы узнали об Андерсене и какие ассоциации вызывает это имя. Построим ассоциативный куст.

Андерсен- сказочник – народный певец – певец бедняков – преданный патриот.

А теперь начнем работу над одной из самых интересных сказок – «Снежная королева».

Сказка так называется, потому что главной героиней сказки является именно Снежная королева. Действие сказки начинается и заканчивается ею. Снежная королева разлучила Кая и Герду. И поэтому, девочка на протяжении всей сказки ищет своего горячо любимого друга.

В данной истории образы Герды и Снежной королевы противопоставлены друг другу. Девочка олицетворяет собой пробуждение жизни, счастье и радость. А Снежная королева и ее Ледяной Дворец указывают на потусторонний мир, попав в который человек обрекает себя на гибель. Друзья, которых встречает на своем пути Герда, помогают ей и указывают девочке правильный путь.

Андерсен был человеком очень религиозным, и поэтому в его историях много христианских мотивов. К сожалению, в нашей стране известен только сокращенный вариант «Снежной королевы». Так, Герда читает «Отче наш», когда ей становится холодно. В этот момент из густого тумана, в который на морозе превращается дыхание девочки, начинают появляться маленькие светлые ангелочки. А во время снежной бури героиня произведения именно силой молитвы усмиряет непогоду, грозящую смертью всему живому.

Особое значение в сказке имеет слово «вечность», которое Кай должен был сложить из кусков льда для Королевы. Когда сердце героя было заморожено, ему никак не удавалось это сделать, но как только слезы Герды пробудили мальчика, то льдинки сами сложились в слово. Тем самым, свою власть Снежная королева над героем потеряла, он сам себе «сделался господином». Получается, что только любовь и самопожертвование могут приблизить человека к вечности, вернуть его на истинный путь.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня наша задача- вслушаться в авторский голос, понять, чему сказка учит нас, о чем нам хотел поведать автор. Первый шаг мы уже сделали- подробно проанализировали характеры героев. Но этого мало. Теперь нужно проследить, в чем особенности сюжета и композиции текста. Знаете ли вы, что такое сюжет и композиция? Обратимся к литературоведческому словарю.

Словарная работа.

Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Сюжет- система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры героев, отношение писателя к изображаемым событиям. События протекают во времени, отличаются завершенностью. Отсюда элементы сюжета:

экспозиция- изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки до начала действия;

завязка- начальный момент развития событий, изображенных в произведении;

развитие действия- изображение событий после завязки и до кульминации;

кульминация- высшее напряжение действия в художественном произведении;

развязка- заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

УЧИТЕЛЬ. Начнем с композиции. Давайте попробуем перечислить все сцены в той последовательности, в какой они изложены. Как автор позаботился о нас?

Он разделил сказку на части и озаглавил каждую из них.

Анализ композиции. Наша задача – перечислить все главы, которые автор назвал сказками , записать авторское название, а рядом – свое, передающее содержание и толкование главы.

«Сказка первая, в которой говорится о зеркале и его осколках». Она начинается с истории о злом тролле и его дьявольском зеркале, позволяющем видеть людей, да и весь мир «такими, какие они на самом деле», и мы понимаем, что в мире растворено много зла. Эта часть как будто никак не связана с последующими, так как в дальнейшем действуют только осколки дьявольского зеркала.

«Сказка вторая. Мальчик и девочка». Вот истинное начало сказки о дружбе Кая и Герды и о том, как заледенело сердце Кая. Кай исчезает – с испытания начинается проверка дружбы детей.

«Сказка третья. Цветник женщины, умевшей колдовать». Колдунья искушает Герду красотой, покоем, счастливыми снами. Но Герда побеждает искушение, дружба сильнее – и девочка отправляется на поиски Кая.

«Сказка четвертая. Принц и принцесса». Герда встречает принца и принцессу, на ее пути снова искушение: рядом добрые, богатые люди, спокойная обстановка, «верный кусок хлеба», как говорит Ворон, но она верна дружбе и продолжает искать Кая.

«Сказка пятая. Маленькая разбойница». Герда встречает своенравную девочку, страдает, испытывает страх, но сила ее любви побеждает капризные желания маленькой разбойницы, и Герда продолжает поиски Кая.

«Сказка шестая. Лапландка и финка». Новые испытания: Герда встречает новых друзей и мудрых помощников, мучается от холода и жары, страха и отчаяния, но С

«Сказка седьмая. Что было в чертогах Снежной Королевы и что случилось потом». Вот и счастливый конец, но мало найти друга, нужно пробудить его от равнодушия, оживить его сердце- и только тогда возвращаться домой.

Учитель. Можем ли мы, опираясь на наши выводы, попытаться ответить на вопрос.

Почему в сказке так много отступлений от основного сюжета – рассказа о поисках Кая?

Автор хочет показать, как трудно достичь цели, как много препятствий возникает на пути любого человека, каким последовательным и отважным, мудрым и умеющим находить общий язык с разными людьми нужно быть, чтобы добиться успеха.

Автор считает: чтобы достичь счастья, человек должен стать его достоин. Он обязан быть преданным, целеустремленным, пройти через все испытания, побороть все искушения, перенести много страдания – потому что только тогда можно победить.

Учитель. На доске перечислены семь сказок, а рядом перепутанные сюжетные элементы. Наведите порядок. Расставьте их по местам.

Анализ сюжета.

На доске Правильный ответ

Сказка первая – развязка Сказка первая – экспозиция

Сказка вторая – кульминация Сказка вторая- завязка

Сказка третья- экспозиция Сказка третья – развитие действия

Сказка четвертая –развитие действия Сказка четвертая- развитие действия

Сказка пятая – развитие действия Сказка пятая –развитие действия

Сказка шестая- развитие действия Сказка шестая –развитие действия

Сказка седьмая –завязка Сказка седьмая –кульминация, развязка

Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться) .

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Подсказывают ли нам прямые авторские характеристики главную мысль сказки?

Автор не скрывает своего отношения к героям, к их характерам. Он как бы подчеркивает, что все они, кроме, может быть, тролля и Снежной королевы – обыкновенные люди с обычными человеческими слабостями и недостатками. Они боятся, переживают, испытывают и добрые чувства, и не очень добрые, обманывают, приспосабливаются. Автор мечтает о том, чтобы все люди стали добрее, лучше, чтобы они не предавали друг друга, верили в Бога, искали поддержку друг в друге. Главное в жизни – любовь и тепло, в этом нуждаются и об этом мечтают все нормальные люди.

- Как вы понимаете концовку сказки?

(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели.

Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.

Приключения Герды – это плод фантазии автора. В поступках Герды мы видим «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца» (С. Я. Маршак). Девочка отправляется искать названого братца Кая. Она преодолевает все трудности: находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод идёт без башмачков по земле, с помощью ворона проникает во дворец. Потом она сумела смягчить сердце Маленькой разбойницы, добраться до Лапландии, с помощью молитвы побороть стражей ледяного дворца и согреть сердце Кая, растопить его лёд.)

Образ Герды является противопоставлением характеру Снежной Королевы. Чтобы найти Кая и вызволить его из ледяного замка, девочка отправляется в долгий и нелегкий путь. Во имя своей любви храбрая маленькая девочка отправляется в неизвестность. Препятствия, встречающиеся на этом пути, не сделали Герду злой и не заставили повернуть обратно в сторону дома, бросить друга в плену у Снежной Королевы. Приветливой, доброй и милой она оставалась на протяжении всей сказки. Храбрость, настойчивость и терпение помогают ей не унывать, а смиренно преодолевать все неудачи. Благодаря такому характеру ей удалось отыскать Кая. А любовь к нему смогла растопить его ледяное сердце и справиться с чарами злой королевы.

Снежная Королева , Ведьма-Метель, Ледяная Дева – классический персонаж фольклора Скандинавии. Безжизненное и холодное пространство, снега и вечные льды – это и есть Царство Снежной Королевы. Высокая, красивая правительница на троне, находящемся на озере, которое называют «Зеркалом разума», она является воплощением холодного разума и красоты, лишена проявления чувств.

С пролога сказки Андерсен начинает писать о том, что некоторым людям осколки льда попадают в сердце, которое замораживается, становится холодным и бесчувственным. А в конце сказки описывает, как горячие слезы Герды падают на грудь к Каю и осколок льда в сердце его тает. Холод в сказке – это олицетворение зла, всего плохого на земле, а тепло – это любовь. Поэтому в глазах у Снежной королевы Андерсен видит отсутствие тепла, наличие холода и бесчувственности.

5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Что мы узнали на уроке?

Чему учит сказка Г.Х.Андерсена "Снежная королева"?

Что, по- вашему, было главным в дружбе Кая и Герды?

Почему же Герда победила Снежную королеву?

Запишите в тетрадях вывод полученной на уроке информации. (Например: «Красота живого сердца победила красоту льда!»

«Сердце девочки было очень горячим, в нем не было места для холода.»

«В сердце Герды жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла преобразить человека"

Что в сказке является символом безграничной любви? (Розы)

Продолжите ряды слов.

Снежная королева – снег (лед, зима, зеркало, как отражение пороков, равнодушие, рассудочность, порядок, математический расчет, бездуховность, смерть)

Герда- цветы ( лето, тепло, сердце, красота, счастье, любовь, семья, жизнь).

Выставление оценок.

Домашнее задание: Подготовить в группах (по списку по 4 человека) подробный пересказ эпизодов сказки по плану.

1-я группа - встреча Герды со старушкой;

2-я группа - встреча с вороном;

3-я группа- встреча с принцем и принцессой;

4-я группа - встреча с разбойниками.

Х.К. АНДЕРСЕН. СКАЗКА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА.

Андерсен был посредствен­ным драматургом, средним по­ этом, хорошим романистом и выдающимся автором путевых заметок. Но в сказках он достиг совершенства. (запись в тетрадь.)

Бо Грёнбек

Цель: познакомить учащихся с биографией, сказкой «Снежная королева» Андерсена. Вызвать интерес к писателю и его произведению, воспитывать у учащихся чувство доброты, отзывчивости, любви к ближнемуна примере поступков главной героини в сказке.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Мы начнем читать сказку знаменитого автора, который у нас, в России, с середины прошлого века и до сегодняшнего дня оста­ ется одним из известнейших и любимейших. Не случайно его называли королем сказок, а ежегодно проводящийся Междуна­ родный день детской книги всегда открывается в день его рож­ дения - 2 апреля". Не имея своих детей, Андерсен рассказал сказки детям всего мира. Какие сказки Андерсена вы знаете, по­ мните, любите? Назовите их героев.

2. Чтение учителем вслух первой истории сказки «Снежная королева». Словарная работа. (Тролль - «в скандинавских поверь­ ях - сверхъестественное существо, обычно враждебное людям». В различных сказках тролли могут выглядеть по-разному: они мо­ гут быть карликами, могут быть великанами или даже ведьмами.)

3. Беседа по произведению:

Первая история - это своеобразное «предисловие» к сказке. В ней задается основная тема произведения - тема борьбы до­бра и зла. И задана она с помощью образов-символов: зло пред­ стает в образе тролля, решившего посмеяться над олицетворе­ нием добра - самим творцом. Последствия проделок тролля разрушительны: при попадании в глаза осколков дьявольского зеркала люди начинают «видеть все навыворот», или «замечать в каждой вещи лишь одно дурное», т.е. перестают любить лю­ дей, жизнь, забывают о милосердии и добре. Но хуже всего было тем людям, которым осколок попадал пря­ мо в сердце. Как вы думаете, почему? Как вы понимаете слова: «сердце превращалось в кусок льда»? Что означают выражения «холодное сердце», «холодный человек»? В чем, как вы думаете, заключается реальность и фантастика в сказке?

4. Выводы по уроку.

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

2. Индивидуальные задания - ответить на вопросы:

а) Как жили семьи, где росли Кай и Герда?

б) Какую легенду о Снежной королеве рассказала детям
бабушка?

в) Какую роль играли розы в жизни детей?

г) Каким стал Кай?

д) Сравните два портрета Снежной королевы во второй истории.

Урок литературного чтения (УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс)

Норвидене С.Н.

учитель начальных классов

МАОУСОШ№1 г.Немана

Тема: Реальное и фантастическое в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

Тип: урок усвоения новых знаний, умений

Задачи:

Выделить характерные черты личности Андерсена, характерные черты его творчества;

Показать связь содержания произведения с философскими убеждениями автора, его нравственными представлениями;

Планируемые результаты

Предметные:

    находить художественную деталь в повествовании, понимать роль детали для передачи отношения автора к описываемым событиям, роль детали в создании образа;

    различать фантастическое и реальное в произведении, понимать роль фантастического элемента в произведении, объяснять его;

    отбирать в тексте произведения фрагменты, подтверждающие понимание авторской позиции в произведении;

    рассказывать о своём восприятии произведения;

    осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;

    примерять высказывание к характеру героев.

Метапредметные:

регулятивные:

Ставить перед собой задачу в каждом виде учебной деятельности;

Внимательно слушать объяснения учителя и задание, уметь задавать вопросы на уточнение;

Определять свою роль в работе группы, соблюдать чувство такта и меры в диалоге, в монологической речи;

коммуникативные:

Понимать произведение в соответствии с замыслом автора;

Вести диалог с учащимися класса, с учителем;

Высказывать и аргументировать своё мнение в дискуссии.

Личностные :

Определять своё отношение к прочитанному;

Совершенствовать культуру речи;

Развивать способность сопереживать литературному герою;

Стремиться к развитию эстетического вкуса;

Осознавать свою связь с окружающим миром, свою нравственную позицию.

Межпредметные связи: география (Дания); русский язык (значение слов фантастика, фантастический, символ, символический).

Ресурсы урока: Хрестоматия; слайды, подготовленные учителем, с портретом Андерсена.

Цели и задачи урока:

    формировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования;

    обогатить представления четвероклассников о литературной сказке; обобщить знания убучающихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания;

    формировать умение отыскивать нужную информацию в книге; умение определять содержание текста по его названию (тема, основная мысль, главное переживание);

    формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);

    учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;

    учить детей примерять высказывание к характеру героев;

    способствовать воспитанию сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

Ход урока

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний. Рефлексия.

Слайд.

а). Учитель держит глобус.

У меня в руках глобус. Это путеводитель. На нём обозначено место, которое напрямую связано с темой нашего урока.

Поможет разгадать это место - книжная выставка.

(На выставке сказки Андерсена и одна книга другого автор).

Что объединяет книги на выставке? Какие это сказки? (Авторские сказки).

Какая книга здесь лишняя? Почему?

Слайд.

Кто догадался, какой географический объект на глобусе? (На севере Европы маленькая скандинавская страна ДАНИЯ. В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник - Ганс Христиан Андерсен.).

3.Сообщение темы урока.

Слайд.

«Что такое сказка? Настоящая сказка?- задал вопрос отцу маленький Андерсен.

Тот ему ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся».

Иными словами, это связь реального мира с фантастическим.

Как вы понимаете слово фантастический? (Фантастический - значит волшебный, воображаемый, это мир сказочной мечты, мир морских чудищ, сирен и русалок).

А что значит мир реальный? (Это мир, в котором мы живём).

Прочитайте тему урока.

(На доске: Реальное и фантастическое в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»).

Сформулируйте задачи урока?

Насколько же Андерсену удалось выполнить завет отца и соединить, казалось бы, несоединимое - реальность и фантазию в сказке «Снежная королева», это мы и узнаем сегодня.

Итак, вперёд!

4. Прослушивание пьесы «В пещере горного короля» Эдварда Грига из музыки к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт».

Сейчас вы прослушаете пьесу норвежского композитора Эдварда Грига из музыки к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт».

В 1863 году Григ едет в Копенгаген - центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии . Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится со знаменитым датским поэтом и сказочником Гансом Христианом Андерсеном . Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена.

Будьте внимательны. Постарайтесь представить героя из сказки Андерсена «Снежная королева».

(Слушание)

Пьеса называется «В пещере горного короля» (танец троллей).

Я рада, что вам удалось представить тот таинственный мир, который создал музыкальными средствами норвежский композитор Григ.

5.Работа с текстом. Выборочное чтение фрагментов сказки. Ответы на вопросы.

1). - В какой по счёту истории вы познакомились с главным действующим лицом – троллем? (История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках).

Сколько всего историй в сказке «Снежная королева»? (7).

Откройте хрестоматию (с.67). Работаем с текстом.

    Как описан тролль в 1 истории? (прочитай фрагмент из текста).

«Жил-был тролль, злой-презлой; сущий дьявол». (С.67) Дьявол для Андерсена, как и для всякого христианина, - абсолютное воплощение зла. Его отличительные признаки: неправильное (искажённое) видение предметов и насмешливость.

    Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели?

«Он смастерил такое зеркало…» Зеркало- средство обезобразить подлинный облик человека. «Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде».

    Что происходило с людьми, которым осколки зеркала попали в глаз или сердце?

«А человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот… (с.69). Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце…»

2). - Используя эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту) назовите, какими становились люди?

На доске плакат :

насмешливыми

терпеливыми

бессердечными

честными

чёрствыми

эгоистичными

завистливыми

(Учитель выделяет стикером правильные ответы)

Откуда же мы знаем про эти человеческие качества? (К сожалению, эти качества встречаются не только в сказочном, но и реальном мире).

А вы знаете таких людей, которые до сих пор носят в своём сердце осколки зеркала?

А может, это именно они мучают животных, ломают деревья, причиняют зло и обиду, обзывают и оскорбляют?

А может и кому-то из вас в сердце попали осколки зеркала злого тролля? (Я этому очень рада).

Чем важна первая история для понимания сказки Андерсена?

6.Физминутка.

7.Обобщение и систематизация знаний.

- Давайте вспомним главных героев сказки. Подумаем, есть ли некая связь между сказочными героями и реальным миром?

Для этого проведём небольшую исследовательскую работу .

- Посмотрите в листы исследования.

Сказочный (фантастический) мир

Реальный мир

Герой сказки

Характеристика героя

1 группа.

Задание: (Лист ватмана)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Подберите эпитеты к слову «ледяное сердце», запишите.

_________________________________________________________________

3.На одной половине листа нарисуйте «ледяное сердце», на другой – «горячее сердце».

Ай! - вскрикнул вдруг Кай. - Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!
Девочка обвила ручонкой его шею, он часто-часто моргал, но в глазу как будто ничего не было.
- Должно быть, выскочило, - сказал он. Но это было не так. Это были как раз осколки того дьявольского зеркала, о котором мы говорили вначале.
Бедняжка Кай! Теперь его сердце должно было стать как кусок льда. Боль прошла, но осколки остались.
- О чем ты плачешь? - спросил он Герду. - Мне совсем не больно! Фу, какая ты некрасивая! - вдруг крикнул он. - Вон ту розу точит червь. А та совсем кривая. Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат.
И он пнул ящик ногою и сорвал обе розы.
- Кай, что ты делаешь! - закричала Герда, а он, видя ее испуг, сорвал еще одну розу и убежал от милой маленькой Герды в свое окно.

(Выступление 1 группы).

Слайд.

Вопросы:

Переживает ли сказочник за Кая в момент попадания ему в глаз осколка зеркала, или ему всё равно?

Почему сердце, в которое попадает осколок становится ледяным (а не железным, не каменным)?

Как понимаете эпитет «ледяное сердце»? (холодное, лишённое тепла, жизни).

Тогда, как мы назовём сердце, способное прийти на помощь другу, умеющее сострадать? (Горячим).

У кого из героев сказки сердце оказалось ледяным?

А у кого горячим?

Данная скульптура из самого необычного материала - стеклянная композиция "Сердце Снежной Королевы" в городе Дельфт (Нидерланды).

Слайд.

Заполним первую строку таблицы 1 и 2 столбика. (Кай - злой, дерзкий, эгоистичный).

Человек, который не видит прекрасного в людях, природе, не умеет любить, - человек с холодными чувствами, холодным сердцем.

2 группа.

Задание: (Конверт с цитатами)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Найдите соответствия. К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты.

Олень опять принялся просить за Герду, а сама Герда смотрела на финку такими умоляющими, полными слез глазами, что та опять заморгала, отвела оленя в сторону и, меняя ему на голове лед, шепнула:
- Кай в самом деле у Снежной королевы, но он вполне доволен и думает, что лучше ему нигде и быть не может. Причиной же всему осколки зеркала, что сидят у него в сердце и в глазу. Их надо удалить, иначе Снежная королева, сохранит над ним свою власть.
- А не можешь ли ты дать Герде что-нибудь такое, что сделает ее сильнее всех?
- Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и звери? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу, ее сила в ее сердце, в том, что она невинный милый ребенок. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколок, то мы и подавно ей не поможем!

(Выступление 2 группы).

Слайд.

Вопросы:

Как относится сказочник к Герде? Какие чувства к ней испытывает?

Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды?

Почему вы так думаете? (Её искренняя любовь и доброта не подвластны злым силам).

А в жизни всегда так бывает? Как быть, если зло оказывается сильнее? (Нужно бороться)

Заполним 2 строку 1 и 2 столбика таблицы. (Герда - добрая, смелая).

«…злой-презлой, сущий дьявол…»

Снежная королева

«Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая!»

«…он сидел всё такой же неподвижный и холодный…»

«Ах, как ныли её бедные усталые ножки!»

Маленькая разбойница

«Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные…»

«… держался он вообще непринуждённо и мило …»

Принцесса

«Умница, каких свет не видывал!»

Колдунья

«… в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами…»

3 группа.

Задание: (Конверт с разрезанной картинкой)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Соберите картинку. Назовите героев сказки «Снежная королева».

Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых кур. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина - Снежная королева; и шуба и шапка на ней были из снега.
- Славно проехались! - сказала она. - Но ты совсем замерз - полезай ко мне в шубу!
Посадила она мальчика в сани, завернула в свою медвежью шубу. Кай словно в снежный сугроб опустился.
- Все еще мерзнешь? - спросила она и поцеловала его в лоб.
- Мои санки! Не забудь мои санки! - спохватился он.
Санки привязали на спину одной из белых кур, и она полетела с ними за большими санями. Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних.
- Больше не буду целовать тебя, - сказала она. - Не то зацелую до смерти.
Кай взглянул на нее. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему.

(Выступление 3 группы).

Слайд.

Заполним 3 строку 1 и 2 столбика таблицы. («Снежная королева» - безжалостная, бессердечная, бездушная).

(Коллективное заполнение таблицы. Анализ работы обучающихся в группах).

Можно ли встретить в реальном мире людей, подобных героям сказки (прототип - первообраз, оригинал, первоначальный образец, действительное лицо)? Докажите.

8. Игра «Зеркальце».

Слайд.

В сердце каждого человека живёт и добро, и зло. Зло несут отрицательные черты характера, с которыми человек ведет постоянную борьбу.

И вот сегодня я предлагаю, глядя в наше волшебное зеркало, назвать свою отрицательную черту, от которой вам бы хотелось избавиться. Это нелегко, но у вас есть такое желание. Попробуем…

9. Итог урока. Рефлексия.

1).- Итак, ребята, наше путешествие по сказочной Дании подходит к концу. Пора подвести итоги.

Для чего же, создавая  сказку «Снежная королева», Г.Х. Андерсен соединяет реальное и фантастическое? (Сказка помогает понять и увидеть в нашем, реальном мире, что зло ещё существует и с ним надо бороться, а для этого надо прежде всего изжить в себе и чёрствость, и эгоизм, и злобу, и желание посмеяться над кем – то и самим быть нравственнее, чище, добрее).

(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, и человек обязательно достигнет своей цели).

Слайд.

Не думайте, что холод длится вечность,

Его растопит теплота сердец.

Восторжествует в мире человечность,

Любовь и Доброта всему венец!

2).- «Закончи предложение, выбирая нужное слово»

10.Д/З: написать отзыв о прочитанной сказке.

Памятка №1.

3.Назовите положительного героя?

4.Чем понравилось это произведение?

Памятка №2

1.Какое произведение понравилось?

3.Назовите положительного героя? Какими поступками он запомнился?

4. Что бы хотели взять положительного от этого героя?

5.Чем понравилось это произведение?

Главная идея сказки Андерсена «Снежная королева» — это любовь.

Основная мысль в том, что настоящее чувство способно помочь преодолеть невозможное, даже чудо способно сотворить. Преданность, дружба и самоотверженность преодолевают все преграды и способны растопить даже самое холодное сердце.

Почему сказка «Снежная королева так называется?

Сказка называется «Снежная королева», потому что глав­ное событие, на котором строится сюжет - это похищение Кая Снежной королевой. Сказка состоит из семи историй.

Девочка Герда и мальчик Кай. Они жили в соседних домах и любили друг друга как брат и сестра. Они ходили друг к другу в гости по крыше и любили играть на скамейке под розами, которые росли в ящиках на водосточных желобах.

«Снежная королева» реальное и фантастическое в сказке

Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели.

Герде в чертогах Снежной Королевы помогла вера в Бога, молитва, верность своей любви, мужество, верность. Её горячие слёзы растопили ледяное сердце Кая, он ожил и вспомнил Герду. Каю помогли льдинки: они затанцевали и потом сами сложились в слово «вечность».

Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.