Натюрморты выдающихся мастеров стран западной европы презентация. Презентация на тему "голландский натюрморт"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Что такое натюрморт? Натюрморт - это изображение неодушевлённых предметов в живописи или графике.

3 слайд

Описание слайда:

Из истории натюрморта. Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Его расцвет начался в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления. Франс Снейдерс. Фламандская школа. Рыбная лавка.

4 слайд

Описание слайда:

Голландский натюрморт В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с цветами яблони

5 слайд

Описание слайда:

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы. Питер Клас. Завтрак с ветчиной.

6 слайд

Описание слайда:

У художников следующего поколения веши уже не напоминают об отвлечённых истинах, а служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Питер Клас тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, - всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне. Виллем Клас Хеда. Завтрак с крабом.

7 слайд

Описание слайда:

Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. На картинах Абрахама ван Бейерна и Виллема Калфа изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Виллем Калф. Десерт. Ок.1659г.

8 слайд

Описание слайда:

Фламандская школа живописи Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Ян Фейт. Натюрморт с собакой.

«Обычные предметы, необычные образы» урок МХК в старших классах
общеобразовательной школы

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим путешествие в Нидерланды XVII в. и станем свидетелями важного в истории культуры события – станов

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим
путешествие в Нидерланды XVII в. и станем
свидетелями важного в истории культуры
события – становления нового жанра искусства.

XV век –золотой век искусства Нидерландов

Великие мастера XVII века

Интерес к миру вещей в Античности

Фрески –фрагменты стен вилл в Риме
и Помпеях (50 г.до н.э.-79 г. н.э.)

Франц Хальс Натюрморт –обманка

Караваджо. Христос в Эммаусе.1606. Фрагмет. Национальная галерея. Лондон.

Караваджо Корзина с фруктами. 1596-1597 гг. Пинакотека Амброзиана. Милан.

К.Массейс. Портрет менялы с женой.1514.Лувр. Париж.

Интерес к миру вещей

Что такое натюрморт?

Натюрморт (франц. nature morte, итал.
natura morta, буквально - мёртвая
природа; голл. stilleven, нем. Stilleben,
англ. still life, буквально -тихая или
неподвижная жизнь), жанр
изобразительного искусства (главным
образом станковой живописи), который
посвящен изображению вещей,
размещенных в единой среде и
организованных в группу.

Натюрморт –обманчив своей простоте

У Амброзиуса Босхарта
Старшего в его работе
«Цветы» в центре
изображены ландыш и
фиалка, стебелёк
незабудки, большой
золотистый ирис и два
тюльпана по сторонам. В
картине изображены два
мира: земной и небесный
- окно, небо и храм,
виднеющийся вдали.

Цветочный натюрморт

Расшифруй натюрморт
одного из первых
мастеров натюрморта
Амброзио Бальтазара

Vanitas

Vanitas –лат. «пустота,
тщетность, бесполезность,
ложность,
бессодержательность»
Предположи, что могли
символизировать музыкальные
инструменты в натюрморте

Завтраки

«Роскошные» натюрморты Виллема Калфа

Натюрморты с
драгоценной
утварью и
изысканными
яствами, которые
современники
относили к типу
“роскошных”, чаще
“прочитывались” ими
как призыв к отказу
от излишеств.

Рынки и лавки

Питер
Аерстен
Снайдерс
«Мясная
«Рыбная
лавка»
лавка» (1551 г.)

Подведем итоги

В натюрморте вещи показаны в неподвижном
состоянии, они пребывают в условном
вневременном пространстве.
Вещи даны как бы крупным планом, они
увидены вблизи и рассмотрены в деталях.
Будучи произвольно, сознательно
скомпонованный, натюрморт всегда содержит
в себе некое сообщение, тайное письмо
(криптограмму). Вещи превращаются в
символы.

Подведем итоги
Значения этих символов, содержание сообщений
отличается большим разнообразием, но чаще
всего носит мировоззренческий и даже
философский характер.
В конце XVI-XVII в. Возникают различные
центры натюрморта в Нидерландах. В деловом,
буржуазном Харлеме -“завтраки”, в
аристократическом Утрехте, издавна славящимся
разведением цветов, - цветочные букеты, в
портовой Гааге - обильные рыбные композиции,
в Лейдене (университетском городке) - “ученые”
натюрморты (так называемые Vanitas,
посвященные бренности жизни).

Подведем итоги
Историческое разнообразие
натюрмортов определяется тем, что они
фигурируют как специфическое
проявление художественных стилей и
национальных школ в их исторической
эволюции.
Бытование классического натюрморта
коротко - XVI-XVII века.

Проверь себя: какой из двух слайдов
относится к жанру vanitas?

Подошло к концу ваше путешествие в Нидерланды XVII века. Мы надеемся, что встреча с мудрым и таинственным миром классичесского натюрморта по

Подошло к концу ваше путешествие в
Нидерланды XVII века. Мы надеемся, что встреча
с мудрым и таинственным миром классичесского
натюрморта понравилась вам.Кузнецов,
Ю.Н.. Социальное содержание натюрморта. –М.:
http://ec-dejavu.ru/n/Nature_morte.html
Флора http://scit.boom.ru/iskustvo/iskustvo_italii18.htm
и фауна, 1984
Натюрморт
в европейской живописи 16-начала 20 века.
http://art.1september.ru/articlef.php?
Каталог.
- М.: Советский художник, 1976.
ID=200601602
Випперhttp://www.vcc.ru/reshenie/2003-3/23
Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – СПб., 2005.
Щербачёва
М. И., Натюрморт в голландской живописи. -Л.,
http://bibliotekar.ru/kholland/8.htm
1945; http://www.psyho-study.com/study.php?
Кузнецов
Ю. И., Западноевропейский натюрморт.- Л. - М.,
l=1&cat=1&file=15&page=4
1966;
Глозман И. М., К истории русского натюрморта 18 в., в кн.:
Русское искусство 18 века. Материалы и исследования, М.,
1968, с. 53-71;

Автор

Дымина Елена Викторовна, ст.
преподаватель кафедры истории,
преподаватель МХК и культурологии,

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-1.jpg" alt=">Голландский и фламандский натюрморт 17 век. ">

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-2.jpg" alt=">Голландия 1. АМБРОЗИУС БОСХАРТ СТАРШИЙ (1570- 1621) 2. БАЛТАЗАР ВАН ДЕР ACT (1594 -1656)"> Голландия 1. АМБРОЗИУС БОСХАРТ СТАРШИЙ (1570- 1621) 2. БАЛТАЗАР ВАН ДЕР ACT (1594 -1656) 3. ПИТЕР КЛАС (1597- 1061) 4. ВИЛЛЕМ КЛАС ХЕДА (1594 -1682) 5. АБРАХАМ ВАН БЕЙЕРЕН (1620/21- 1690) 6. БИЛЛЕМ КАЛФ (1622- 1693) Голландское искусство ХУ 11 века не оставалось безразличным к достижениям живописи крупнейших фламандских мастеров. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-3.jpg" alt="> АМБРОЗИУС БОСХАРТ СТАРШИЙ Фламандский "> АМБРОЗИУС БОСХАРТ СТАРШИЙ Фламандский живописец цветов, Родоначальник жанра натюрморт в Голландии. Натюрморт с цветами. 1614

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-4.jpg" alt="> Ваза с цветами в оконной нише, около 1620 г Ваза с"> Ваза с цветами в оконной нише, около 1620 г Ваза с цветами 1622 г. Цветочный натюрморт стал развиваться в Южных Нидерландах немного раньше, чем на Севере, и северонидерландские мастера были фламандского происхождения или формировались под прямым или косвенным влиянием фламандцев. В дальнейшем развитие шло параллельно, более того, на Севере страны этот жанр получил большее распространение, чем на Юге.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-5.jpg" alt="> БАЛТАЗАР ВАН ДЕР ACT Утрехтский художник,"> БАЛТАЗАР ВАН ДЕР ACT Утрехтский художник, подражатель и ученик Амброзиуса Босхарта Старшего. Он, с его поисками внешней занимательности натюрморта, шел по ложному пути, отвергнутому его последователями, но беспредельная любовь художника к малым формам и мельчайшим деталям предметного мира стала национальной чертой голландского натюрморта. Корзина с фруктами 1625 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-6.jpg" alt=">Натюрморт с цветущей веткой яблони 1635 В натюрмортах, относящихся к началу 17 века, детали"> Натюрморт с цветущей веткой яблони 1635 В натюрмортах, относящихся к началу 17 века, детали наделены символическим значением. Яблоки – Грехопадение Адама, виноград – искупительная жертва Христа. Раковина – оболочка, оставленная когда-то жившим в ней существом, увядшие цветы – символ смерти. Бабочка – воскресение.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-7.jpg" alt=">Натюрморт с фруктами 1657 Эта работа иллюстрирует раннюю стадию голландского натюрморта, для которой характерен"> Натюрморт с фруктами 1657 Эта работа иллюстрирует раннюю стадию голландского натюрморта, для которой характерен подбор несколько необычных объектов изображения. А поскольку автор еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-8.jpg" alt="> ПИТЕР КЛАС "> ПИТЕР КЛАС Питеру Класу принадлежит честь открытия тона и световоздушной среды как главнейших средств выявления этого единства и даже честь создания целого жанра так называемых монохромных завтраков. Кладбищенское спокойствие 1630

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-9.jpg" alt="> Был первым мастером, сосредоточившим все свое"> Был первым мастером, сосредоточившим все свое внимание на изображении предметов, окружающих человека в его повседневной жизни. Суета сует

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-10.jpg" alt=">Натюрморт с кубком наутилус 1633 г. ">

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-11.jpg" alt=">Натюрморт 1646 г. Тонко и умело подчеркивает своеобразие каждого блюда, горшка, бокала, найдя для"> Натюрморт 1646 г. Тонко и умело подчеркивает своеобразие каждого блюда, горшка, бокала, найдя для каждого идеальное соседство.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-12.jpg" alt=">Завтрак с ветчиной 1647 г. Тонко сгармопирован по цвету «Завтрак с ветчиной» (1647)."> Завтрак с ветчиной 1647 г. Тонко сгармопирован по цвету «Завтрак с ветчиной» (1647). Локальные цвета предметов подчинены нежному серебристому тону, прозрачная светотень мягко лепит объемы, очень сдержанно выявляя фактурное разнообразие вещей.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-13.jpg" alt="> ВИЛЛЕМ КЛАС ХЕДА Второй ведущий мастер"> ВИЛЛЕМ КЛАС ХЕДА Второй ведущий мастер жанра «монохромных завтраков» . Колорит его произведений в большей степени, чем у Класа, подчинен тоновому началу, и его натюрморты состоят из предметов, почти лишенных ярких локальных цветов: цинковые кувшины, оловянные тарелки, прозрачное или зеленоватое стекло, серебряный или, иногда, позолоченный кубок. Натюрморт с позолоченным кубком, 1635

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-14.jpg" alt=">Натюрморт с окороком 1635 г. Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена."> Натюрморт с окороком 1635 г. Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена. За кажущейся случайностью расположения вещей скрывается тонкий расчет на контраст различных материальных качеств предметов и настойчивое желание полнее рассказать о каждом из них.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-15.jpg" alt="> Этим же целям служит льющийся спокойным "> Этим же целям служит льющийся спокойным потоком свет, посредством многочисленных рефлексов обобщающий все предметы. ВЕТЧИНА И СЕРЕБРЯНАЯ ПОСУДА. 1648 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-16.jpg" alt="> Спокойствие голландских натюрмортов, за редким исключением,"> Спокойствие голландских натюрмортов, за редким исключением, не нарушается присутствием живых существ, но изображение вещей так проникнуто личным отношением, что в натюрморте всегда ощущается близость человека и предметы как бы сохраняют следы его прикосновения. Натюрморт 1948 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-17.jpg" alt="> Намеренный беспорядок, призванный произвести впечатление"> Намеренный беспорядок, призванный произвести впечатление большей "живости", обманчив. Натюрморт построен очень строго - линия стола и стоящие на нем кубки и бокалы образуют четкую систему горизонталей и вертикалей - композиция его нерушима. Цвет в натюрморте подчинен единству коричневато-серой тональности, даже красный краб и зеленые оливки должны пожертвовать своим естественным цветом ради этой цели. Завтрак с крабом. 1648

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-18.jpg" alt="> АБРАХАМ ВАН БЕЙЕРЕН Натюрморт с"> АБРАХАМ ВАН БЕЙЕРЕН Натюрморт с рыбой 1653 г. Лучший «живописец рыб» . Тональный колорит господствует в натюрмортах мастера 1640- 1650 -х годов, хотя отдельные пятна красного, розового и синего цветов уже оживляют монохромное видение мира. «Рыбная лавка» 1650 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-19.jpg" alt="> В поздний период творчества ван "> В поздний период творчества ван Бейерен обращается к теме «завтраков» , но не в прежнем скромном, типичном для Класа и Хеды, а в роскошном и пышном варианте, который будет характерен для второй половины XVII столетия. Роскошный натюрморт, около 1655 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-20.jpg" alt="> Новые тенденции появились в области натюрморта,"> Новые тенденции появились в области натюрморта, который, хотя и оставался по-прежнему на реалистических позициях и даже сумел их обогатить и умножить, обслуживал теперь эстетические потребности верхушки общества. Дело в том, что сам предметный мир в жизни Голландии второй половины века выступает все чаще в качестве свидетельства могущества национальной буржуазии. Натюрморт 1660 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-21.jpg" alt="> ВИЛЛЕМ КАЛФ Крупнейший голландский"> ВИЛЛЕМ КАЛФ Крупнейший голландский натюрмортист второй половины XVII века, исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейкхалса и Я. Трека. К первому из них он был близок широтой тематики: у обоих можно встретить все разновидности жанра натюрморта - от кухонного до роскошного. Натюрморт с кувшином и фруктами, около 1650

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-22.jpg" alt="> Никто другой, включая и самых талантливых "> Никто другой, включая и самых талантливых учеников Рембрандта, не мог достичь того богатства и тонкости светотени, той сочности и глубины как бы изнутри светящихся красок, того горячего золотистого колорита, какие отличают произведения Калфа. В умении видеть живописную сторону предмета, в мастерстве перевода прозы материальных вещей на поэтический язык живописи Калф не имел соперников. Натюрморт с китайской супницей. 1655 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-23.jpg" alt="> Но чаще это богатство живописных качеств сочетается в"> Но чаще это богатство живописных качеств сочетается в натюрмортах Калфа с роскошью и пышностью предметного мира, вошедшего в быт знатного буржуа второй половины XVII века. Эрмитажный «Десерт» , принадлежащий к этому ряду произведений, - подлинный шедевр мастера. Весь свет сосредоточен на китайской фарфоровой тарелке с фруктами и небрежно скомканной под нею белой салфетке. «Десерт» свидетельствует о победе новых качеств в натюрморте: яркой красочности, золотистого колорита, выразительной светотени и подвижной живописной пластики. ДЕСЕРТ 1659

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-24.jpg" alt="> Изображая те же, что и его предшественники,"> Изображая те же, что и его предшественники, обыденные, «демократические» , предметы домашнего обихода: старую бочку, глиняный горшок и медный котел, - художник сумел открыть волшебное воздействие на вещи золотистого солнечного света, который превращал этот бедный крестьянский скарб в изысканные произведения ювелирного искусства. Натюрморт 1660 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-25.jpg" alt=">Фландрия 1. Франс Снейдерс (1579 -1657) 2. Ян Фейт (1611 -1661) Общей чертой"> Фландрия 1. Франс Снейдерс (1579 -1657) 2. Ян Фейт (1611 -1661) Общей чертой обеих художественных школ была любовь к жизни, к ее земным радостям. Но в то время как голландские художники изображали быт, повседневную будничную действительность, фламандские живописцы, часто связанные заказами католической церкви и знатных дворян, обращались к религиозным и мифологическим темам. Фламандскому искусству было свойственно стремление создавать героические образы, большие многофигурные сцены, разнообразные по содержанию и характеру.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-26.jpg" alt="> Франс Снейдерс В отличие от большинства "> Франс Снейдерс В отличие от большинства фламандских мастеров творчество Снейдерса ограничено достаточно узким кругом тем: по преимуществу это сцены охоты и натюрморты. Натюрморт с крабом и фруктами 1613 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-27.jpg" alt=">Натюрморт с корзиной фруктов 1613 г. Голландские натюрморты просты по композиции и включают,"> Натюрморт с корзиной фруктов 1613 г. Голландские натюрморты просты по композиции и включают, как правило, немногочисленные предметы, а фламандский художник каждый натюрморт стремился превратить в гимн богатству и изобилию даров природы.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-28.jpg" alt=">Натюрморт 1616 г. Ранние натюрморты Снейдерса в его родном Антверпене были широко популярны и"> Натюрморт 1616 г. Ранние натюрморты Снейдерса в его родном Антверпене были широко популярны и породили многочисленные подражания. Это скромных размеров холсты с одинокой корзиной или чашей с плодами; иногда к этому прибавляется ваза с цветами.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-29.jpg" alt=">Фруктово-овощной прилавок 1616 г. В дальнейшем холсты резко возрастают в размерах, заполняются множеством"> Фруктово-овощной прилавок 1616 г. В дальнейшем холсты резко возрастают в размерах, заполняются множеством предметов: битой дичью, рыбой, устрицами, мясными тушами, овощами, фруктами.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-30.jpg" alt=">Кладовая 1617 г. ">

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-31.jpg" alt="> В 1618 г. Снейдерс получает заказ на "> В 1618 г. Снейдерс получает заказ на монументальные декоративные картины, изображающие нагруженные дичью, рыбой, овощами и фруктами прилавки, за которыми стоят продавцы и покупатели. Композиции, воплотившие дух фламандского барокко, имели грандиозный успех. Рыбная лавка 1618 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-32.jpg" alt=">Рыбная лавка 1618 г. Вообще лавки, торгующие разного рода снедью, занимают в творчестве"> Рыбная лавка 1618 г. Вообще лавки, торгующие разного рода снедью, занимают в творчестве Снейдерса значительное место.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-33.jpg" alt=">Кухарка у прилавка со снедью 1630 -е гг. ">

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-34.jpg" alt=">Торговка фруктами. 1636. Художник со всей тщательностью пишет каждый предмет, однако прежде всего он"> Торговка фруктами. 1636. Художник со всей тщательностью пишет каждый предмет, однако прежде всего он видит натюрморт в целом, стремясь к всеобъемлющему изображению богатства природы. Яркие, нарядные натюрморты Снейдерса полны ликующей праздничности и меньше всего могут быть названы «мертвой натурой» - настолько полны они кипучей жизни.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-35.jpg" alt="> Ян Фейт Более сдержанно"> Ян Фейт Более сдержанно и утонченно творчество Яна Фейта. Он не стремится, в отличие от Снейдерса, к созданию произведений мощного монументально-декоративного размаха. Его натюрморты - это замкнутые станковые картины, более интимные, более строгие в выборе предметов, обладающие четкой и компактной композицией и редкой красотой колорита. Натюрморт с собакой

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-36.jpg" alt="> Собаки Стремясь к динамичности форм, фламандские мастера"> Собаки Стремясь к динамичности форм, фламандские мастера очень часто вводили в натюрморт изображения людей и животных (обычно дерущихся или преследующих друга).

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-37.jpg" alt=">Добыча 1649 г. С особой виртуозностью Фейт передает фактуру изображенных предметов: нежных переливчатых жемчужно-серых"> Добыча 1649 г. С особой виртуозностью Фейт передает фактуру изображенных предметов: нежных переливчатых жемчужно-серых перьев птиц, пушистого мягкого меха зайца, влажного, сияющего, как драгоценности, винограда.









1 из 8

Презентация на тему: Голландский натюрморт

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Его расцвет начался в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления.

№ слайда 4

Описание слайда:

В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста.

№ слайда 5

Описание слайда:

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы.

№ слайда 6

Описание слайда:

У художников следующего поколения веши уже не напоминают об отвлечённых истинах, а служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Питер Клас тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, - всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне.

Описание слайда:

Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами.

Управление педагогическим процессом.
Беседа во время показа
Вовлечение в диалог учащихся, используя эмоциональность восприятия учащимися.
Сл. 14 .Амброзиус Босхарт . Ваза с цветами . Интерес к натюрморту обострился в средине XVI века в связи с разделением живописи на жанры. XVII век –великий век расцвета натюрморта. Это был настоящий гимн жизни. В развитии голландского натюрморта возникло несколько направлений, но все они с изысканным вкусом, тонким чувством гармонии и великолепным живописным мастерством соединены в единое целое. Философ Спиноза, живший в XVII веке в Голландии, в своем известном труде «Этика» утверждал, что порядок и связь вещей в жизни такие же, как порядок и связь идей, и искусство натюрморта стало ярким подтверждением этого. В пристальном внимании художников к изображенным предметам выражено их отношение к быту голландских бюргеров, живших в богатой и процветающей стране. Сложность и неоднозначность жизни проявлялась в натюрморте в языке вещей, хорошо понятном авторам и современникам трудночитаемом сегодня.
Особое место в голландском натюрмоте занимали цветочные композиции: « blompot» (букв. «горшок с цветами») . Красота этого дара природы ни с чем не сравнима, тем более что в Голландии XVII в. была мода на цветы, многие из которых привозились из других стран (как например тюльпаны, впервые привезенные в Европу из Турции в 1554 г.). Стоили они очень дорого. Наличие цветов являлось признаком не только хорошего вкуса, но и преуспеяния. «Язык цветов» был хорошо знаком современникам живописцев. Давайте и мы попытаемся разгадать загадки цветочного натюрморта.
Сл.15.Амброзио Бальтазар
Сл.16. « vanitas» («суета сует»). Почти все натюрмортные композиции в той или иной форме отражают обобщенные образы, позволяющие задуматься о вечных проблемах человеческой жизни и ее скоротечности. С XVII в. Существует так называемый натюрморт «vanitas» («суета сует», цель которого можно выразить латинским изречением «momento mori» («помни о смерти!»). В таких натюрмортах часто изображаются: увитый плющом череп, увядшие цветы, раковина («пустая оболочка»), горящая или сгоревшая свеча, песочные часы. В ряде работ добавляются драгоценности, игральные карты курительные трубки, указывающие на тщетность земных наслаждений. Постоянно встречаются клочки бумаги, рукописи и печатные издания с изречениями: «Sic transt gloria mundi», «Finis coronat opus» («Так проходит слава земная», «Конец венчает дело»). Этот жанр сформировался в Лейдене интеллектуальном центре Голландии). В идейных основах этого направления причудливо переплетались средневековые представления о бренности всего земного, мораль кальвинизма и гуманистические идеалы мудрого человека, стремящегося к истине и красоте.
Сл.17 .Самые знаменитые голландские натюрморты – «завтраки». Это направление сложилось в Гарлеме. Обычно на картине изображались опрокинутые стеклянные бокалы, скомканные белые скатерти, наполовину очищенные лимоны со спиралевидно свисающей кожурой. Эти натюрморты также обладали двойным смыслом: устрицы считались деликатесом, но и входили в круг символов Афродиты (радости земной жизни). Такой натюрморт – это потрясающий портрет владельца. Исторические корни «завтраков» восходят ко времени, когда впервые появились групповые портреты стрелковых гильдий. Тогда любимым видом стало изображение торжественных встреч за банкетным столом. Первые подобные натюрморты отличались парадностью и торжественностью.
Сл.18. Во главе этого направления стояли два голландских мастера Питер Клас и Виллем Хеда. «Завтраки» этих художников отличаются простотой и серьезностью, отражая настроения и симпатии первого поколения голландских бюргеров, выросшего в независимой стране. На них всегда лежит отпечаток индивидуального вкуса; они полны спокойствия и незримого присутствия человека, налившего в бокал вино, нарезавшего лимон, отломившего кусочек булочки, небрежно бросившего на стол скомканную, но сияющую белизной салфетку. В.Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом» - пример поразительной точности и законченности. Виртуозно преданы прозрачность стекла и блеск металла. Обобщенно написанные фон и скатерть способствуют сосредоточенности на предметах. Натюрморт детален и в то же время лаконичен. Заглушая отдельные цвета и подчиняя их общему тону (буровато-золотистому у Класа и серовато-зеленому у Хеды), их колорит создает особое, несколько суровое и меланхолическое настроение.
В Голландии был рожден и так называемый «кухонный натюрморт», в котором еда изображалась не на обеденном столе, а на месте ее приготовления вместе с посудой для мытья, варки и обжаривания. Но издесь мы находим евангельские трактовки сюжетов.
Во 2-й половине XVII века место скромных «завтраков» Класа и Хеды заняли богатые и эффектные «Десерты» А. Бейерена и В Кальфа.
Сл.19. В.Кальф «Натюрморт с кубком и перламутровой раковиной».
В конце XVII в. голландское искусство вступило в период упадка.
Законодателем фламандского натюрморта были два крупных мастера – Ф.Снейдерс и Я.Фейт. Современники и соратники Рубенса, они органически не воспринимали природу в состоянии покоя. Материальные формы были для них проявлением динамической силы, составляющей основу всего существующего в этом мире. Для художников не было в природе ничего мертвого, под их кистью все неподвижное словно оживало – битая дичь, рыбы, мертвые олени, лебеди, зайцы. Тела рыб напряжены и прогнуты, рты их раскрыты в жажде воздуха. Искусство этих художников звало к жизни, прославляло жизнь. Оба художника были прекрасными анималистами и оживляли свои натюрморты фигурами живых птиц, зверей, собак, обезьян и кошек.
Ф.Снейдерс «Рыбная лавка». Какое впечатление производит на вас натюрморт?
В XVIII в. лидирующая роль в натюрморте переходит к Франции. Но о том, как развивался этот жанр в европейском и русском искусстве мы поговорим с вами позже. А сейчас давайте подведем итог нашему занятию.