Основные и дополнительные цвета в цветоведении. Основы колористики и цветовой композиции

Южная Дакота - это поистине американская провинция, где практически не встречается крупных городов, а столица штата город Пирр занимает предпоследнее место по количеству жителей среди административных центров американских регионов. Свое название Южная Дакота, как и соседняя Северная Дакота, получила от двух индейских племен - дакота и лакота, представители которых и по сей день составляют немалый процент от населения штата.

В одном из крупнейших государственных парков штата, парке Кастера, ежегодно проходит «сгон бизонов», когда каждый желающий может поучаствовать в загоне почти 1500 бизонов в центральную часть массива. В отличие от более ранних времен Дикого Запада, в животных запрещено стрелять, а сгон стал просто обычной забавой, своеобразной данью прошлому.

Южная Дакота занимает территорию Скалистых гор, Великих Равнин, а также некоторую часть бассейна реки Миссисипи, что и обусловило крайне разнообразный рельеф и живописные округи. Наиболее известный природный массив региона - Черные Холмы, которые испокон веков считаются святынями для всех индейских племен, проживающих на территории Великих Равнин. Легенда гласит, что это место обладает особой магической энергией, где можно получить силы и различные способности.

Столица штата - город Пирр.

Крупнейший город - Су-Фоллс.

Как добраться

В центральный город штата Пирр можно добраться только воздушным транспортом. В городе есть небольшой аэропорт, куда летают постоянные коммерческие рейсы из Денвера и Миннеаполиса, в эти города из России можно долететь с пересадками в Лондоне, Франкфурте-на Майне, Лос-Анджелесе или Нью-Йорке.

Поиск авиабилетов в город Пирр (ближайший а/п к Южной Дакоте)

Достопримечательности Блек-Хиллз

На территории горного массива находится едва ли не главная всенародно признанная диковина Среднего Запада - гора Рашмор , на которой высечен огромный барельеф с изображением отцов-основателей американской государственности: первого президента Джорджа Вашингтона, автора декларации независимости Томаса Джефферсона, освободителя негритянских рабов Авраама Линкольна и Теодора Рузвельта, видного международного миротворца.

Голова Теодора Рузвельта высечена в породе немного глубже, чем головы остальных президентов, так как при сооружении монумента использовалась взрывчатка и был отколот слишком большой кусок скалы.

Подход к горе начинается с Аллеи флагов, по которой очень легко попасть к обзорной площадке, откуда открывается отличный вид на гору. По аллее можно дойти и до многочисленных кафе, расположенных у подножья. Сам рельеф Рашмора закрыт для восхождения и охраняется сотрудниками комплекса, хотя соседние скалы очень популярны у альпинистов. Неподалеку от входа устроено несколько пунктов питания и сувенирные лавки. Вход на территорию мемориала свободный, а платить нужно только за парковочное место на автомобильной стоянке.

На одном из пиков священных Черных Холмов есть другой аналогичный мемориал, который еще полвека назад стал крупнейшим произведением искусства, высеченным в скале. Монумент посвящен умершему индейскому вождю Неистовому Коню , главному борцу за независимость племен лакота. Строительство ведется с 1948 года, в основном силами энтузиастов. После окончания работ Неистовый Конь «вырастет» до высоты в 172 метра, почти в 10 раз превысив размеры мемориала Американских президентов на горе Рашмор.

В фильме «Резервация», сюжет которого проникнут мечтой о культурной независимости индейцев дакота, полицейский из числа представителей племени в финале фильма бросает пакет с краской на мемориал президентов, подойдя к горе с тыльной стороны. Фильм вызвал волну негодования и рост национально-освободительных настроений в среде американских индейцев.

Мотоциклетное ралли в Стурджисе

Раз в два года на территории Южной Дакоты в городке Стурджисе проходит крупнейший в мире заезд байкеров, который ведет свою историю еще с 1938 года. Удивительно, но тогда в город приехало всего девять человек, тогда как в 2005 году мероприятие посетило более 600 000 человек! Помимо потрясающей атмосферы и крайне колоритной публики, здесь можно увидеть ведущих мировых рок-музыкантов, многие из которых приезжают в том числе и как участники.

В Стурджисе существует даже музей байков, в котором представлена история развития мотоциклетной техники, охватывающая ведущих мировых производителей «железных коней».

Кроме того, мотошоу в Стурджисе - это отличная представительская площадка для производителей байков и комплектующих. Так, многие компании презентуют свои новинки именно на этом шоу. А недавно ряды фестивальных мероприятий пополнило еще одно соревнование, на этот раз, среди кастомайзеров, изготавливающих мотоциклы в самых удивительных комплектациях и образах. Последние несколько лет одной из главных фигур фестиваля стал чоппер (мотоцикл с удлиненной рамой и передней вилкой).

Таинственная пещера Джевел

В Южной Дакоте находится вторая по протяженности пещера в мире, лабиринты которой растянулись на 257 километров на глубине более 190 метров. Примечательно, но в пещеру Джевел ведет только один естественный вход, а в коридорах и полостях постоянно дуют сильные ветра, иногда достигающие скорости 15 м/с.

В центре пещеры устроен второй искусственный вход, посредством которого на большей части спелеологического объекта можно проводить экскурсии. Посещение Джевел разделено на два этапа, первый из которых рассчитан на изучение ближайших к выходу залов. Здесь нет необходимости иметь дополнительное снаряжение и подготовку, а путь займет немного времени. При желании можно заказать экскурсию по удаленным лабиринтам в компании профессионального спелеолога, который поведает об истории открытия каждого участка.

Стены пещеры практически повсеместно покрыты кальцитом - минералом, который при освещении способен принимать самую различную окраску, при этом создавая впечатляющее зрелище. Братья Франк и Альберт Мишо, открывшие пещеру в 1900 году, недолго думая, назвали ее Jewel Cave, что в переводе значит «пещера драгоценного камня».

Горнолыжный курорт Терри-Пик

Склон горы Терри Пик - это настоящий рай для сноубордеров и лыжников, ведь длина трассы здесь составляет 3219 метров при перепаде высот почти в 351 метр. Лыжные трассы открыты с ноября по апрель. На курорте есть два подъемника, а у подножия горы налажен сервис, где можно арендовать домики или посидеть в кафе. На территории горнолыжной базы оборудован сноупарк, где возведены многочисленные препятствия и трамплины, что позволяет здесь тренироваться в том числе и именитым спортсменам.

Вконтакте

Давайте поговорим о Южной Дакоте? Это – штат, о котором вспомнят не многие, задумываясь о значимых культурных и исторических местах Соединенных Штатов. Это – не то место, куда хочет отправиться среднестатистический турист, будь то американец или житель любой другой страны. Однако Южная Дакота действительно заслуживает внимания, ведь именно там находится знаменитая гора Рашмор, на который высечены четыре отца-основателя (Вашингтон, Линкольн, Рузвельт и Джефферсон). Именно там несколько веков назад совершалась История, именно там коренные американцы боролись за свою землю, именно там наследие индейцев (например, племен Су и Дакота) сохраняется по сей день.

Итак, Южная Дакота расположена на севере центральной части страны и граничит с Северной Дакотой на (барабанная дробь) севере, Минессотой и Айовой на востоке, Небраской на юге и штатами Вайоминг и Монтана на Востоке. По диагонали штат делит река Миссури. По обширности территории Южная Дакота занимает довольно почетное семнадцатое место, однако по населению этот штат занимает пятую позицию с конца. Плотность населения, как следствие, небольшая, так же как и число больших городов и туристических мест.

Пирр является столицей штата, однако нередко в географии США столица не является крупнейшим городом штата. Так и в случае с Южной Дакотой – самым крупным населенный пунктом является не Пирр, а Су Фоллс (Sioux Falls) c населением около 165.000 человек. Среди других крупных городов можно назвать Абердин, Рэпид Сити, Брукингс и Уотертаун (скорее всего, ни один из этих городов не знаком туристам).


Город Пирр (Pierre), Капитолий
Су Фоллс (Sioux Falls)


Рэпид Сити (Rapid City)

Южная Дакота привлекательна для туристов в основном благодаря региону под названием Блэк Хиллс (с англ. – Черные Холмы) на юго-западе штата. Именно там находится знаменитая гора Рашмор, Харни Пик (самая высокая точка штата), Бэдлэндс (ну очень скалистая местность) и множество интересных местечек вроде аутентичных старых западных городов с переодетыми в ковбоев актерами. Там же возводится исполинских размеров монумент индейскому вождю Крейзи Хорсу (с англ. – Дикая Лошадь), однако неизвестно, когда строительство завершится.


Гора Рашмор: Вашингтон, Джефеферсон, Рузвельт и Линкольн соответственно
Перед монументом — аллея, каждый столб на которой символизирует один из 50 штатов
Макет монументу Crazy House — так он будет выглядеть в (не)обозримом будущем
А так монумент выглядит на данный момент
Вид с Харни Пика, высочайшей точки штата

Северо-восточная же часть штата разительно отличается от выше описанной местности. Эта сторона представляет собой почти абсолютно плоскую равнину и не может похвастаться известными монументами. Крупнейший город в этой части штата – Абердин (нет, Курт Кобейн родился в другом Абердине – обращение к фанатам Нирваны). Городок это тихий, с населением около 26.000 человек, и известен (по крайней мере, жителям штата) благодаря сказочному парку Сторибук Ленд, собравшему самых известных героев детских сказок под сенями многочисленных деревьев. К тому же, там расположен один из крупнейших университетов штата – Northern State University (NSU).


Замок в Сторибук Лэнде

Стоит сказать пару слов о климате этих мест. Климат Дакоты, в общем-то, вряд ли шокирует русского человека: зимы там снежные и холодные, лето – жаркое и сухое, а весна и осень так же прекрасны (или ужасны – тут уж кому как), как в любом городе центральной полосы России. Из примечательного, пожалуй, только ничем не сдерживаемые ветры северо-запада штата и периодические торнадо.

Южная Дакота – штат просторов. Огромные равнины, мирные зеленые пастбища и фермы составляют значительную часть штата. Именно это и делает Дакоту важным сельскохозяйственным районом. Одинокие фермы, дороги к которым ветвями отходят от просторных хайвэев, можно встретить по всей территории штатов.


Типичная ферма Южной Дакоты

Вопреки малонаселенности штата и шуткам американцев про «деревенщин», Южная Дакота – весьма приятное место, не лишенное своих достопримечательностей и туристических локаций. Ну и что с того, что у штата даже нет своей команды по футболу, из за чего они вынуждены болеть либо за «Викингов» Минессоты, либо за «Пэкерс» Висконсина? И что с того, что много ферм и мало крупных городов? Дакоте есть, что предложить своим жителям и туристам, и редко кто, посетив этот штат, нелестно о нём отзовется. А если нет возможности в этом убедиться, поверьте нашему рассказу и нескольким фотографиям.


Горы и леса юго-запада штата
Один из туристических городков региона Блэк Хиллс

7 голосов

Южная Дакота (англ. South Dakota , МФА: /ˌsɑʊθ dəˈkoʊtə/ (инф.)) - штат, расположенный на Среднем Западе США. Назван в честь индейских племён Лакота и Дакота (Сиу). Столица штата - город Пирр, крупнейший город - Су-Фолс.

География

Южная Дакота расположена на севере центральной части США. Площадь штата 199 905 км². На севере Южная Дакота граничит с Северной Дакотой, на востоке - с Миннесотой и Айовой, на юге - с Небраской, на западе - с Вайомингом и Монтаной.

Регионы и геология

Южная Дакота делится на три региона: восточная Южная Дакота (Eastriver) , западная Южная Дакота (Westriver) и Блэк-Хилс («Чёрные холмы») . Река Миссури служит своеобразной границей между двумя основными частями Южной Дакоты не только в географическом, но и в социальном и политическом смыслах. Сами жители Южной Дакоты считают Блэк-Хилс частью региона Westriver, хотя в географическом плане Блэк-Хилс значительно отличается от других регионов Южной Дакоты.

Восточная часть Южной Дакоты отличается более высоким уровнем осадков и плоским рельефом. Здесь выделяются несколько меньших геологических регионов: Кото-де-Прери, Пересеченные Тилевые Равнины, и долина реки Джеймс. Кото-де-Прери представляет собой плато, ограниченное на востоке долиной реки Миннесота, а на западе бассейном реки Джеймс. Далее к западу в долине реки Джеймс лежат плоские низменности, подвергшиеся высокой степени эрозии. Пересеченные Тилевые Равнины являются зоной холмов и плодородных почв, расположенных в юго-восточной части Южной Дакоты. Большая часть Восточной Южной Дакоты образована слоями, сложившимися в эпоху Плейстоцена, около 2 миллионов лет назад. Более молодые слои явились следствием нескольких оледенений, приведших к образованию холмов и так называемого тиля (глинистых почв).

Западную часть Южной Дакоты занимают Великие Равнины. К западу от реки Миссури лежат более засушливые и холмистые территории, состоящие из равнин, пересеченных оврагами, крутых холмов и останцев. На юге, к востоку от Блэк-Хилс находится Бэдлендс. В формирование рельефа этих мест внесли вклад эрозия, отложения, сформировавшиеся на дне мелководного моря, покрывавшего когда-то эти территории, а также вулканическая деятельность.

Блэк-Хилс расположен в юго-западной части Южной Дакоты и представляет собой массив низких гор, занимающих площадь 16 000 км². Их высота варьирует от 600 до 1200 м. Здесь находится Харни-Пик - высочайшая точка Южной Дакоты (2 207 м над уровнем моря). Ядро Блэк-Хилс представляет собой докембрийские отложения возрастом 2 млрд лет, в то время как их внешнее кольцо сформировалось в Палеозое 540-250 миллионов лет назад. Для этой местности характерны известняковые скалы, бывшие в древности берегом внутреннего моря.

Гидрология

Миссури - главная река Южной Дакоты, пересекает штат с севера на юг. Миссури перегорожена дамбами, разделяющие её на четыре водохранилища: Оахе (четвертый по размерам искусственный водоем в США), Шарп, Льюис-энд-Кларк, а также Франсис-Кейс.

Гидроэлектростанции на реке Миссури вырабатывают до половины всей электроэнергии, потребляемой штатом.

В восточной части штата расположено много естественных озер, возникших во время ледникового периода. Другие важные реки: Шайенн, Джеймс, Биг-Су и Уайт-Ривер. Все они по большей части принадлежат бассейну Миссури.

Растительный и животный мир

Большая часть Южной Дакоты (за исключением Блэк-Хилс) покрыта травами и злаками и принадлежит экосистемам травянистых сообществ. В долинах рек встречаются листопадные деревья: тополь, вяз, ива.

Из млекопитающих здесь представлены бизоны, олени, вилороги, койоты и луговые собачки. Обыкновенный фазан (птица штата) хорошо адаптировался здесь после того, как был завезен из Китая. Вблизи реки Миссури распространен белоголовый орлан. В реках и озерах водятся судак, карп, щука и другие виды. В реке Миссури встречается доисторический веслонос.

Растительный и животный мир Блэк-Хллс значительно отличается от прерий. Невысокие горы покрыты соснами и елями, из животных здесь встречаются олени, лоси, снежная коза, лесная куница и пума, а в реках и озёрах водится форель.

Национальные парки и памятники

В Южной Дакоте расположено несколько территорий, находящихся под управлением Службы Национальных парков США. В юго-западной части штата расположены два национальных парка. Национальный парк Уинд, основан в 1903 году в Блэк-Хилс и представляет собой разветвленную сеть пещер. Бэдлендс создан в 1978 году, его ландшафт включает эрозионные остроконечные скалы, окруженные прериями.

Национальный мемориал Гора Рашмор в Блэк-Хилс создан в 1925 году. Это гигантский барельеф высотой 18,6 метров, представляющий собой скульптурные портретами четырёх президентов США.

Другими национальными памятниками являются карстовая пещера Джуэл, памятные места в честь Экспедиции Льюиса и Кларка, превращенные в музей центр управления и пусковая шахта ракеты «Минитмен» в память о Холодной Войне, а также неоконченный Мемориал Неистового Коня.

История

Территория современной Южной Дакоты была заселена людьми как минимум несколько тысяч лет назад. Первыми её обитателями были палеоиндейцы, жившие охотой и собирательством, однако приблизительно за 5000 лет до н. э. они исчезли с территории Южной Дакоты. Между 500 и 800 годами н. э. в центральной и восточной части Южной Дакоты обитало полукочевое племя называемое «Строители насыпей». В начале XIV века произошла так называемая Кроу-Крикская резня - уничтожение индейского поселения в ходе межплеменной войны, когда были убиты сотни мужчин, женщин и детей.

Около 1500 года в долине реки Миссури поселились племена арикара. Первыми европейцами, достигшими Южной Дакоты, стала французская экспедиция братьев Ла Вередри в 1743-м году, тогда же эта территория была провозглашена французской, и вошла в состав большой колонии Луизианы. К началу XIX века индейцы арикара были в основном вытеснены сиу.

В 1803 году Франция продала Луизиану США, в число проданных территорий входила и Южная Дакота. Сразу же вслед за этим была организована Экспедиция Льюиса и Кларка, с целью исследовать приобретенные земли. В 1817-м году на месте современного Пирра была основана торговая фактория, положившая начало американским поселениям в Южной Дакоте. В 1855-м году Форт Пирр был приобретен американской армией, однако в следующем году военный центр был перенесен в находившийся южнее Форт Рэндалл. Американских поселенцев становилось все больше, и в 1858 году сиу подписали договор, уступающий большую часть современной Южной Дакоты Соединенным Штатам. В это же время были основаны крупнейшие города современной южной Дакоты: Су-Фолс (1856 год) и Янктон (1859 год).

В 1861-м году правительство США создало Территорию Дакота, включавшую в себя Северную Дакоту, Южную Дакоту, а также части Монтаны и Вайоминга). Количество переселенцев с восточного побережья и из Европы быстро росло, особенно после окончания строительства железной дороги до Янктона в 1873 году.

В 1874-м году военная экспедиция Кастера открыла золото в Блэк-Хилс, после чего старатели начали нелегально проникать на территорию, обещанную племени лакота в рамках большой резервации сиу. Так как правительство США не остановило белых шахтеров, индейцы начали военные действия, закончившиеся поражением сиу и разделением большой резервации на пять частей. Тем не менее, индейцы сиу продолжали сопротивляться насильственным переселениям в резервации вплоть до 1890-го года, когда случился последний крупный конфликт между ними и армией США, известный как Бойня на ручье Вундед-Ни.

В 1930-х годах комбинация антропогенных (экстенсивное сельское хозяйство и деградация почв) и природных (засуха) факторов вызвали явление, названное Пыльный котёл. Серия катастрофических пыльных бурь привела к выдуванию огромных масс почвы, до 80 % площади прерий оказалась частично или полностью эрадировано, погибло несколько урожаев. Это явление в сочетании с Великой депрессией привели к оттоку населения из Южной Дакоты. С 1930 по 1940-й год численность населения упала на 7 %.

Стабилизация экономики произошла только после вступления США во Вторую мировую войну, потребовавшего мобилизации сельского хозяйства и промышленности. На реке Миссури были построены шесть больших дамб, четыре из них были возведены на территории Южной Дакоты. Это обеспечило контроль над наводнениями, дало гидроэлектроэнергию и повысило рекреационные возможности.

В последующие десятилетия произошла трансформация экономики Южной Дакоты от сельскохозяйственно-ориентированной к большей диверсификации. С 1960-х годов, когда развитие сети межштатных автодорог сделало доступными достопримечательности Блэк-Хилс, начала быстро развиваться индустрия туризма, а с 1981-го года начался рост финансового сектора, связанный с переносом Ситибанком центра операций с кредитными картами из Нью-Йорка в Су-Фолс.

Цвет — ёмкое многоплановое понятие. Исследованием этого особенного природного и культурного явления занимаются физики, физиологи, психологи, философы, искусствоведы и многие другие.

Природа цвета

Мы видим мир в красках и считаем цвет некой постоянной характеристикой вещей. Ни у кого не вызовут возражений утверждения, что трава зелёная, а снег — белый. А между тем, в темноте и в сумерках они серые. Психология восприятия цвета такова, что мы не обращаем внимания на изменение цвета предметов при изменении их освещения. Хотя в освещении, а точнее в свете, и кроется ключ к пониманию природы цвета. Первым, кто это понял, был английский физик Исаак Ньютон (1642-1727 гг.). В 1666 году он открыл явление дисперсии (рассеивания), благодаря которому белый свет, преломляясь при прохождении через стеклянную призму, разлагается в спектр (рис. 1) . Намного позже, уже другими учёными свет был квалифицирован как один из видов электромагнитной энергии, состоящей из световых волн разной длины.

Рис. 1. Опыт Ньютона. Разложение света в спектр при прохождении через призму .

Итак, давайте подытожим, свет — это электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом. Такое определение света даёт Большой Энциклопедический Словарь. Возможно, кому-то будет ближе более поэтичное определение света из толкового словаря Даля «Свет — это состояние противное тьме, мраку, что даёт способ видеть».

Человеческий глаз воспринимает свет только при длине волн от 380 до 780 нанометров. Этот диапазон характеризует видимое или оптическое излучение (рис. 2) . Его составляют радужные цвета:

  • красный;
  • оранжевый;
  • зелёный;
  • голубой;
  • синий;
  • фиолетовый.

Тут впору вспомнить детскую считалочку-запоминалку: «К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан»! В радуге эти цвета всегда наблюдаются именно в этой последовательности. Самое большое значение длины волны имеет красный свет, а самое маленькое — фиолетовый. За пределам видимого диапазона лежит инфракрасное (ИК) и ультрафиолетовое (УФ) излучения. Их человеческий глаз не видит.

Рис. 2. Видимое излучение лежит в диапазоне от 380 до 780 нанометров. Невидимые человеческому глазу УФ- и ИК-излучения за пределами этого диапазона.

Несмотря на то что цвета создаются световыми волнами, сами световые волны цвета не имеют. Цвет возникает в результате восприятия отражённого излучения человеческим глазом и мозгом. Фактически мы видим отражённый от поверхности предмета световой луч. Так, зелёная чашка выглядит зелёной только потому, что её поверхность отражает зелёный световой луч и поглощает все остальные. Красная поверхность кажется красной из-за того, что поглощает все лучи, кроме красного. Немного иначе дело обстоит с белым и чёрными цветами. Белыми принято считать предметы, отражающие все цвета видимого спектра (а если быть точными, до 75 % света). Чёрными кажутся предметы, поглощающие практически весь падающий на них свет. Кстати, самым чёрным считается чёрный бархат. Он отражает лишь 0,2 % света.

Итак, цвет — это ощущение, которое возникает в мозгу человека в результате попадания на сетчатку глаза световых волн разной длины.

Если разбирать цвет волос в контексте вышесказанного, то напрашивается несложный вывод — цвет волос зависит от отражающей и поглощающей способности входящих в них цветовых пигментов, натуральных и косметических. Чёрные волосы отражают от 2 % падающего на них света, а светлые — до 90 % света (максимальное значение отражения было зафиксировано на волосах ).

Цветовое зрение

Человеческий глаз воспринимает свет, отражённый от предметов, с помощью двух видов фоторецепторов - палочек и колбочек. Палочки высокочувствительны к свету и отвечают за ночное чёрно-белое зрение человека. А колбочки отвечают за цветное зрение. Каждый вид колбочек реагирует на определённый диапазон видимого спектра, максимум чувствительности которых приходится на его красный, зелёный и синий участки. Интересно, что цветовое зрение человека развито чуть лучше, чем у собак. Световые рецепторы наших четвероногих братьев чувствительны к фиолетово-синему и жёлто-зелёному спектрам, что, предположительно, позволяет им различать только два цвета — жёлтый и синий, остальные цвета воспринимаются ими как серые. Глаза птиц имеют более чувствительный спектральный диапазон. Таким образом, некоторые виды пернатых способны различать четыре цвета. Пчёлы же обладают и вовсе фантастическим цветовым зрением. Они видят в ультрафиолетовом диапазоне, недоступном для человеческого глаза. Только представьте себе, какая разница в восприятии цвета!

Влияние языка на восприятие цвета

Только что мы выяснили, что восприятие цвета зависит от света, отражающей способности объектов и особенностей цветового зрения. К этому набору следует добавить ещё мышление и языковую культуру. Да, всё не просто!

Важно понимать, что носители разных культур могут по-разному воспринимать цвета. И знаете почему? В обыденной жизни они придают им разную значимость, и это находит отражение в языке. Иначе говоря, что выделяется языком, то и считается важным. К примеру, во многих германских языках (английский, немецкий и др.) отсутствует понятие голубого цвета, и все оттенки синего обозначаются одним словом (blue — в англ., blau - в нем.). Учёными было доказано, что из-за этой языковой особенности голубой и синий цвета воспринимают этими народами как один.

А вот ещё один интересный пример влияния культурных и языковых особенностей на восприятие цвета. У ряда северных народов в речи зафиксированы названия нескольких десятков характеристик снега. Они носят сугубо практический характер и используются для описания его состояния и оттенков. Благодаря такому вниманию к снегу северяне отлично ориентируются в его палитре. Для нас же большинство снежных оттенков окажутся просто неразличимыми. Интересно, что белого цвета как обобщающего для снега в их языке нет, а словарный запас относительно остальных цветов сильно обеднён, от чего они, надо думать, особенно не страдают. Да что там сверхчувствительность к оттенкам белого! Парикмахерам-колористам, вот кому в силу профессии приходится развивать цветовое зрение и восприимчивость к оттенкам волос. Со временем у многих из них вырабатывается профессиональный навык точно определять цвет волос, как говорится, на глазок.

Синтез цвета

Существует два способа получения цвета:

  • путём вычитания световых лучей;
  • путём сложения световых лучей.

Принцип вычитания, он же субстрактивный синтез цвета, основан на поглощении предметами или окрашенными поверхностями отдельных спектральных составляющих света. Вспомните пример с зелёной чашкой. Её поверхность поглощает все световые лучи, кроме зелёного. При смешении красителей путём «вычитания» цвета затемняются — итоговая смесь содержит меньше света, чем её составляющие по отдельности. Если, например, смешать краски всех цветов радуги, то получится цвет, близкий к чёрному (рис. 3 ). Принцип сложения (аддитивный синтез цвета) - это способ получения цвета от светящихся предметов путём сложения излучаемых ими световых лучей. Он принципиально отличается от принципа вычитания. Чем больше световых лучей излучает объект, тем светлее он кажется. Так, если соединить все лучи спектра, то получится белый цвет, а точнее белый свет (рис. 4 ).

Рис. 3 . Смешение цветов по принципу вычитания (субстрактивная модель) — сумма всех цветов радуги даёт чёрный цвет. Рис. 4 . Смешение цветов по принципу сложения (аддитивная модель) — сумма всех цветов радуги даёт белый цвет.

Набор основных цветов зависит от типа цветовой модели:

  • субстрактивной;
  • аддитивной.

Так, в изобразительном искусстве, равно как и в парикмахерском, смешение красок происходит по принципу вычитания (субстрактивный синтез) и основными цветами принято считать красный, синий и жёлтый. В полиграфии используется субстрактивная схема формирования цвета CMYK, основные цвета которой — жёлтый, пурпурный, голубой. Аддитивные же модели используют в качестве основных цветов красный, синий и зелёный.

Принцип сложения действует только в отношении технических устройств и предметов, излучающих свет (мониторы, телевизоры, лампы и т. п.). А принцип вычитания — в отношении предметов, отражающих свет и, соответственно, всех красителей: живописных, парикмахерских, автомобильных и любых других. Применительно к , мы будем говорить только о принципе вычитания цвета (субстрактивном синтезе).

Классификация цвета

Чтобы получить любой цвет, не нужно много красок, достаточно взять краски всего трёх цветов. Выражаясь научным языком, любой цвет можно получить путём смешения в разных комбинациях и пропорциях трёх цветов, каждый из которых невозможно получить из сочетания двух других. Такие цвета принято называть основными. В парикмахерском искусстве, равно как и в изобразительном, основными (первичными) цветами при построении палитры считаются красный , синий и жёлтый .

Пары первичных и вторичных цветов — красный-зелёный, синий-оранжевый, жёлтый-фиолетовый — являются дополнительными (комплементарными) друг к другу цветами. Их оптическое смешение приводит к визуальному ощущению серого цвета.

При смешении двух основных цветов получаются вторичные цвета. К ним относятся фиолетовый , зелёный и оранжевый . Зелёный цвет — итог смешения синего и жёлтого, оранжевый — красного и жёлтого, фиолетовый — красного и синего. Пары первичных и вторичных цветов — красный-зеленый, синий-оранжевый и жёлтый-фиолетовый — являются дополнительными (комплементарными) друг к другу цветами. Их оптическое смешение приводит к визуальному ощущению серого цвета.

Если же основные цвета смешать с вторичными, но не дополнительными цветами, то получатся цвета третьего уровня, иначе третичные . Примеры таких цветов - жёлто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зелёный, и жёлто-зелёный.

Нужно отметить, что все цвета принято делить на хроматические и ахроматические.

  • Хроматические цвета - все цвета, кроме чёрного, белого и серого.
  • Ахроматические цвета - чёрный, белый и серый.

Белый — самый яркий ахроматический цвет, он отражает все световые лучи. Чёрный - самый тёмный. Он, наоборот, поглощает все лучи. Ну а серые цвета в равной степени отражают и поглощают световые лучи.

Характеристики цвета

Любой цвет независимо от того, к какой группе оттенков он относится, можно описать, используя три независимые друг от друга характеристики:

  • цветовой тон;
  • насыщенность;
  • светлота.

Остановимся на них подробнее.

Цветовой тон — это сам цвет (жёлтый, оранжевый, красный, зелёный, синий, фиолетовый), который определяется длиной волны отражённого излучения (рис. 7.1 ).

Насыщенность цвета определяет его интенсивность. Она характеризуется степенью отличия хроматического цвета от равного по светлоте серого цвета (ахроматического). Насыщенные цвета мы обычно называем глубокими, а не насыщенные — приглушёнными (рис. 7.2 ). Насыщенность красок будет уменьшаться при добавлении белых, серых и чёрных тонов, а также при добавлении дополнительного оттенка. Дополнительные цвета (комплементарные) — пары цветов, оптическое смешение которых приводит к визуальному ощущению серого цвета. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого.

Светлота - количественная характеристика цвета, определяет его положение на шкале от белого до чёрного. Светлоту можно охарактеризовать словами «тёмный», «светлый». Например, цвет чёрного чая и цвет чёрного чая с молоком, будут отличаться светлотой. Цвет второго будет заметно светлее первого (рис. 7.3 ). Цвет с максимальным значением светлоты - белый, с минимальным - чёрный.

Рис. 7.1. Цветовой тон. Рис. 7.2. Изменение насыщенности синего цвета при добавлении в него чёрного цвета. Рис. 7.3. Коричневый цвет разной светлоты.

Цветовой круг

Как упорядочить цветовое пространство? Этот вопрос в разные времена занимал и художников, и учёных. Их усилиями были созданы разнообразные цветовые системы и модели, которые чаще всего изображались в виде плоских или объёмных фигур: кругов, колец или шаров.

Создание первого цветового круга приписывают Исааку Ньютону. Он ещё в ХVI веке представил цвета солнечного спектра в виде семисекторного круга (рис. 5 , 6 ). Учёный соединил спектр при помощи пурпурного цвета, который получил, смешав красный с фиолетовым. Его круг относят к роду физических, поскольку он заключает радужные цвета в той последовательности, в которой они наблюдаются в природе.

Рис. 5 . Оригинальный цветовой круг Ньютона из книги «Оптика», 1704 год. Рис. 6 . Физический круг из семи цветов радуги.

Спустя два столетия немецкий поэт и философ Вольфганг Гёте (1749-1832 гг.) разработал классификацию цветов, основанную на физиологических признаках. Гёте построил свой колористический круг, используя три первичных цвета — красный, синий и жёлтый, и три дополнительных - оранжевый, зелёный и фиолетовый. В итоге круг представлял собой три пары дополнительных цветов, расположенных друг напротив друга (рис. 8 ). Надо заметить, что первым об основных и дополнительных цветах сказал немецкий живописец и гравёр Якоб Кристоф Леблон/Jacob Christoph Le Blon (1667-1741 гг.). Гёте же сумел объединить их в цветовую систему.

Как бы там ни было, шестисекторный круг Гёте, составленный из трёх пар дополнительных (взаимно нейтрализующих) цветов, по сей день имеет широкое прикладное значение. Колористы и художники с его помощью определяют гармоничные цвета, а парикмахеры ещё и цветовые нюансы для нейтрализации нежелательных оттенков на волосах. Несмотря на то, что авторство вышеописанной цветовой схемы из трёх пар дополнительных цветов принадлежит Гёте, многим парикмахерам она больше известна под названием «Звезда Оствальда». Почему так произошло, мы объяснить не берёмся. Вильгельм Оствальд, уважаемый немецкий физик и химик, основатель института по изучению проблем цвета, действительно, разработал цветовой круг. Но только его круг включал 24 цвета, а не 6. И был построен по другому принципу — он не учитывал законы смешения пигментных красок (в нём жёлтый расположен напротив синего, что в смеси они дают зелёный). Именно поэтому его цветовая схема не могла использоваться в живописи и других прикладных искусствах, в парикмахерском, в частности. Однако круг Оствальда стал предшественником современного цветового круга, используемого в компьютерной графике и дизайне.

Кроме круга Гёте немалый практический интерес представляет двенадцатичастный цветовой круг Иоханнеса Иттена, известного швейцарского художника и искусствоведа (рис. 9 ). Он наглядно иллюстрирует первичные, вторичные и третичные цвета. Круг построен таким образом, что диаметрально противоположные цвета являются дополнительными друг к другу. Кстати, в парикмахерской практике многие профессиональные марки, чтобы продемонстрировать пигментный состава различных цветовых нюансов красителей для волос, используют именно двенадцатичастный . На рисунке 10 изображена современная версия пигментного цветового круга с разделением цветов на первичные и вторичные.

Рис. 8. Круг Гёте. Рис. 9 . Цветовой круг Иоханнеса Иттена. Рис. 10 . Современный пигментарный цветовой круг.

Цветовая гармония

Главная цель профессионального окрашивания волос — достичь гармоничного сочетания оттенков. Чаще всего цветовую гармонию определяют как сочетание двух и более цветов, вызывающее приятное впечатление. Последние сто лет теоретики искусства спорят о том, существуют ли объективные универсальные законы цветовых гармоний. Одни утверждают, что такие законы есть и подробно их описывают. Другие же считают, что цветовые гармонии в большей степени подвержены влиянию субъективных предпочтений, моды, культурных особенностей, а также особенностей композиции и изображения.

Однако, несмотря на отсутствие согласия в рядах искусствоведов, широкое распространение в дизайне получила теория «объективных цветовых гармоний», которая выразилась в следующих несложных схемах сочетания цветов.

Гармония ахроматических цветов (белого, серого, чёрного). Белый и чёрный создают контрастное сочетание, оттенки серого — более спокойное. Кстати, зачастую создаёт визуальный эффект ахроматической гармонии (рис. 11 ). Монохромная гармония — представляет собой сочетание различных по интенсивности оттенков одного цвета (рис. 12 ). Гармония комплементарных (дополнительных) цветов - сочетание цветов, расположенных в цветовом круге друг напротив друга. Подобное сочетание выглядит очень контрастным (рис. 13 ). Пикантно смотрятся акценты, сделанные одним из цветов пары на фоне второго.

Рис. 11. Гармония ахроматических цветов.

Рис. 12. Монохромная гармония.

Гармония аналогичных или родственных цветов — комбинация цветов, расположенных в колористическом круге по соседству (рис. 14 ). Эти цвета создают спокойное комфортное для глаз сочетание. Подобные гаммы оттенков часто встречаются в природе.

Трёхцветная гармония — сочетание цветов, расположенных на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг (рис. 15 ).

Гармония разделённых комплементарных цветов - комбинация трёх цветов, лежащих на вершинах вписанного в цветовой круг равнобедренного треугольника (рис. 16 ). В этой триаде два цвета являются родственными, а третий дополнительным к цвету, лежащему между ними. В этом сочетании один из цветов комплементарной пары заменяют два производных от него оттенка. Подобное сочетание цветов имеет сильный визуальный контраст, но смотрится менее напряжённо, чем комбинация комплементарных цветов в чистом виде.

Четырёхцветная гармония комплементарных цветов - сочетание двух пар дополнительных цветов, лежащих на вершинах вписанного в цветовой круг прямоугольника или квадрата (рис. 17, 18 ). Рекомендуется использовать один из цветов комбинации как главный (фоновый), а остальные — второстепенными.

Рис. 13 . Гармония комплементарных цветов. Рис.