Индейцы кечуа. Индейцы кечуа: формирование народности

Кечуа, кичуа, индейский народ в Перу, Боливии, Эквадоре, на северо-западе Аргентины и севере Чили. Численность 14870 тыс. человек, в том числе в Перу 7700 тыс., Боливии 2470 тыс., Эквадоре 4300 тыс. человек. Говорят на языках кечуа. Диалекты северо-центральной части горного Перу наиболее отличаются от остальных. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие - католики.

Во второй четверти XV века в Андах возникло централизованное государство (империя Инков или Тауантинсуйу). В инкский период сформировалась народность кечуа, была создана высокая культура. После испанского завоевания в 1532 и кампании по борьбе с язычеством в 1570-х годах кечуа приняли католичество, сохранив, однако, много традиционных верований. Попытка восстановления империи Инков в 1780 была подавлена, но движения (в том числе вооружённые) под этим лозунгом существуют до наших дней. С 70-х годов происходит массовая миграция кечуа в города, главным образом в Лиму.

Основное занятие - террасное орошаемое земледелие (картофель и другие клубневые культуры, зерновые типа проса - киноа, каньиуа, в долинах - кукуруза, ячмень, пшеница). Основное орудие - чакитаклья - заступ с поперечным выступом для ноги; в долинах применяется примитивный плуг. В горах большое значение имеет скотоводство (лама, альпака, в колониальный период - овцы). До появления грузовиков в середине XX века лама имела большое транспортное значение. Среди народных ремёсел распространено производство тканей: в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка. Прядением занимаются мужчины, женщины и дети, ткут обычно мужчины. Распространён примитивный ткацкий станок. Развиты выделка фетровых шляп, плетение шляп типа панамы, изделий из тростника, изготовление лепной керамики, калебас, золотых и серебряных украшений, резьба по дереву.

Сельская община, в основном эндогамная, управляется выборным старейшиной и его помощником (варайок). Брак неолокальный.

Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище сырцовое, прямоугольное, с двускатной крышей. Жильём служит одна большая комната, в остальных помещениях - кладовые.

Традиционная мужская одежда - короткие штаны до колен, короткая куртка и пончо из домотканой шерсти. Головной убор - широкополая фетровая шляпа с неглубокой тульей, под которую часто надевается вязаный шлем (чульо). Женщины носят несколько юбок с цветной каймой, причём нижняя юбка длиннее верхних, шерстяную шаль (льиклью), скалываемую на груди большой серебряной брошью. Украшения - из металла, камня, кости, раковин. Большинство кечуа ходят босиком или носят кожаные сандалии.

Среди традиционных ритуалов наибольшее значение имеет праздник очистки оросительных каналов. Сохраняются почитание горных вершин, матери-земли Пачамамы, шаманизм, жертвоприношения при полевых работах, строительстве дома и т. д. В фольклоре - сочетание местных (например, истории о трикстере-лисе) и европейских сюжетов; милленаристская идеология отражена в мифе об Инкарри ("Инка-царь"), который должен ожить и уничтожить европейских пришельцев. На основе музыкальных традиций кечуа и аймара сложилась получившая мировую известность современная музыка уайно.

Ю. Е. Берёзкин

КЕЧУА ЯЗЫКИ , группа индейских языков, распространенных в западной части Южной Америки в следующих странах (с севера на юг): Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, Аргентина. В Эквадоре используется наименование «кичуа» (Quichua). Языковой комплекс кечуа рассматривается в разных работах по-разному. Часто говорят о едином языке кечуа, имеющем множество диалектов. Выделяется от двух до четырех диалектных групп. Относительно четко выделяется северная диалектная группа Эквадора и прилегающих районов Колумбии и Перу, а также группа южноперуанских диалектов вокруг диалекта куско. В другой интерпретации (принятой и в данной статье) группы диалектов считаются особыми языками кечуанской семьи. Число выделяемых языков варьирует от 6 до более двух десятков.
Внешние связи языков кечуа не вполне ясны. Наиболее правдоподобна гипотеза о родстве кечуа с языком аймара (см. АЙМАРА). Нередко постулируется объединяющая эти две семьи макросемья кечумара, однако другие исследователи объясняют сходство кечуа и аймара ареальной диффузией.

Языки кечуа являются наследниками языка империи инков, которая сформировалась на территории современного Перу и достигла наивысшего могущества в 15 в. Как особый (ныне вымерший) язык обычно рассматривается классический кечуа – язык правителей инкской империи. Инки быстро распространялись на соседние регионы и ассимилировали местные индейские племена. Позднее, в процессе испанской колонизации, кечуа – язык инков – оказался для индейцев Андского нагорья средством самоиндентификации (независимо от их этнической принадлежности), а для испанцев – удобным средством общения с индейцами.

На языках кечуа говорят ок. 8,5 млн. человек (по некоторым данным, до 13 млн.). Центральный, или южноболивийский кечуа – самый крупный по числу носителей индейский язык Америки: на нем говорят более 3,6 млн. человек. Другие крупнейшие языки кечуа – куско в южном Перу (около 1,25 млн. носителей; этот вариант кечуа пользуется наибольшим престижем, так как в г.Куско находилась столица империи инков), аякучо в южном Перу (около 1 млн.), чимборасо в Эквадоре (около 1 млн.) (всего на эквадорских языках кечуа говорит более 40% населения этой страны), анкаш в центральном Перу (около 800 тыс.). Кечуа имеет статус официального языка в Боливии и Перу (наряду с испанским). В некоторых районах имеется значительное количество одноязычных носителей кечуа, но больше распространено кечуа-испанское двуязычие (в ряде мест также кечуа-аймара-испанское трехъязычие). Языками кечуа владеют также носители ряда мелких индейских языков.

Кечуа документируется с 16 в., когда была создана письменность на латинской основе. Кечуа является хорошо изученным языком, преподается в школе. Существует орфографический стандарт.

Как было показано в исследованиях Е.И.Царенко и В.С.Пестова, с типологической точки зрения кечуа относится к языкам так называемого алтайского типа: агглютинативная суффиксальная морфология, большое число видовых и совершаемостных категорий, аккузативная конструкция предложения, порядок слов «субъект – объект – предикат», большое число нефинитных зависимых предикаций.

Из кечуа в испанский и далее в другие языки пришло большое количество заимствований, особенно названий растений, животных и др. В русском языке среди них наиболее известные: кока (название вечнозеленого андского кустарника, в листьях которого содержится кокаин и другие алкалоиды), кондор, пума, лама, пампа (травянистая безлесая равнина, степь; отсюда также пампасы), гаучо (южноамериканский пастух). Слово inka на кечуа означает "правитель, представитель правящего рода". Любопытна история английского слова jerky "копченое мясо" – от исп. charqui, которое, в свое очередь, происходит от кечуанского chark"i. От aнгл. jerky обратной деривацией образовался глагол to jerk "коптить мясо".

Энциклопедия "Кругосвет".

, Аргентина , Чили
Регион проживания: Южная Америка

КЕЧУА, кичуа, индейский народ в Перу , Боливии , Эквадоре , на северо-западе Аргентины и севере Чили . Численность 14870 тыс. человек, в том числе в Перу 7700 тыс., Боливии 2470 тыс., Эквадоре 4300 тыс. человек. Говорят на языках кечуа. Диалекты северо-центральной части горного Перу наиболее отличаются от остальных. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие - католики.

Во второй четверти XV века в Андах возникло централизованное государство (империя Инков или Тауантинсуйу). В инкский период сформировалась народность кечуа, была создана высокая культура. После испанского завоевания в 1532 и кампании по борьбе с язычеством в 1570-х годах кечуа приняли католичество, сохранив, однако, много традиционных верований. Попытка восстановления империи Инков в 1780 была подавлена, но движения (в том числе вооружённые) под этим лозунгом существуют до наших дней. С 70-х годов происходит массовая миграция кечуа в города, главным образом в Лиму.

Основное занятие - террасное орошаемое земледелие (картофель и другие клубневые культуры, зерновые типа проса - киноа, каньиуа, в долинах - кукуруза, ячмень, пшеница). Основное орудие - чакитаклья - заступ с поперечным выступом для ноги; в долинах применяется примитивный плуг. В горах большое значение имеет скотоводство (лама, альпака, в колониальный период - овцы). До появления грузовиков в середине XX века лама имела большое транспортное значение. Среди народных ремёсел распространено производство тканей: в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка. Прядением занимаются мужчины, женщины и дети, ткут обычно мужчины. Распространён примитивный ткацкий станок. Развиты выделка фетровых шляп, плетение шляп типа панамы, изделий из тростника, изготовление лепной керамики, калебас, золотых и серебряных украшений, резьба по дереву.

Сельская община, в основном эндогамная, управляется выборным старейшиной и его помощником (варайок). Брак неолокальный.

Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище сырцовое, прямоугольное, с двускатной крышей. Жильём служит одна большая комната, в остальных помещениях - кладовые.

Традиционная мужская одежда - короткие штаны до колен, короткая куртка и пончо из домотканой шерсти. Головной убор - широкополая фетровая шляпа с неглубокой тульей, под которую часто надевается вязаный шлем (чульо). Женщины носят несколько юбок с цветной каймой, причём нижняя юбка длиннее верхних, шерстяную шаль (льиклью), скалываемую на груди большой серебряной брошью. Украшения - из металла, камня, кости, раковин. Большинство кечуа ходят босиком или носят кожаные сандалии.

Среди традиционных ритуалов наибольшее значение имеет праздник очистки оросительных каналов. Сохраняются почитание горных вершин, матери-земли Пачамамы, шаманизм, жертвоприношения при полевых работах, строительстве дома и т. д. В фольклоре - сочетание местных (например, истории о трикстере-лисе) и европейских сюжетов; милленаристская идеология отражена в мифе об Инкарри («Инка-царь»), который должен ожить и уничтожить европейских пришельцев. На основе музыкальных традиций кечуа и аймара сложилась получившая мировую известность современная музыка уайно.

КЕЧУА, кичуа (самоназвание - Qhichwa runa/runakuna), индейский народ на западе Южной Америки. Численность около 10 миллионов человек (2008, оценка), в том числе в Перу 5,2 млн. человек, на западе и юго-западе Боливии 2,6 миллиона человек, в центральной и восточной части Эквадора 499,3 тысяч человек (2001, перепись; по оценкам - 1,5-2,2 миллиона человек), на юго-западе Колумбии (инга) 38,6 тысяч человек, на севере Аргентины 1,5 миллиона человек, на севере Чили 8,4 тысяч человек. В составе кечуа выделяются разные по происхождению и выраженности общекечуанского самосознания группы: инга (Колумбия); каранки, каньяри, каямпи, киту-кара, натавила, отавало, пансалию, пастаса, пуруха, саласака, саракуру, сараяку, уаранка, чибулео (Эквадор); амантани, кана, канчи, керо, льякуаш (ламиста), напуруна, такиле, уанка, чанка (Перу); колья, кальявая (Боливия). Говорят на кечуанских языках, распространён также испанский язык. В основном католики, часть сохраняет традиционные верования.

Кечуа - основатели государства инков. В колониальный период неоднократно возглавляли антииспанские восстания (крупнейшее - Тупака Амару восстание 1780-83). Традиционная культура типична для индейцев Центральных Анд. Основное занятие - орошаемое террасное земледелие (клубнеплоды - картофель, ока, ульюка; зерновые - киноа, каньяуа, в долинах - кукуруза, позднее - ячмень, пшеница). Из картофеля готовят сухой концентрат (чунью). Основное сельскохозяйственное орудие в горах - узкий заступ с перекладиной для ноги (чакитаклья), в долинах - плуг в упряжке из быков. В горах разводили лам, альпака, морских свинок. Развиты прядение (в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка) и ткачество (ткут в основном мужчины), выделка фетра, плетение, резьба по дереву, изготовление расписных калебасов (особенно в Аякучо), лепной расписной (основные цвета - красный, оранжевый, белый) керамики, золотых и серебряных украшений. Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище из сырцового кирпича или каменное прямоугольное с двускатной крышей. Мужская одежда - штаны длиной до колен, короткая куртка, пончо, женская - несколько коротких юбок (до 8) с цветной каймой (нижние юбки длиннее верхних), рубаха, шаль (льиклью), скалываемая на груди серебряной брошью. Головной убор - фетровая шляпа с полями, у женщин - шапка с круглым плоским навершием, у мужчин - узорная вязаная шапочка с наушниками (чульо). В основе традиционной общины (айлью) - группа родственных семей первопоселенцев (орихинарио). Община управляется выборным старейшиной (алькальд) и его 4-6 помощниками (варайок, от вара - жезл). Сохраняются система взаимопомощи (айньи), элементы инкской дуальной организации и параллельного счёта родства (мужчина наследует от своего отца, женщина - от матери); соответственно существуют специальные термины для детей в зависимости от того, кто говорящий - отец или мать. Система терминов родства бифуркативного типа. Свойственники частично отождествляются с родственниками, категории свойства демонстрируют элементы генерационного скоса. Сиблинги делятся по относительному полу. Среди календарных ритуалов важнейшие - летний праздник очистки оросительных каналов и карнавал, во время которого устраиваются танцы в масках, изображающих «диких людей», инсценировки «свадьбы животных», до середины 20 века разыгрывались ритуальные сражения между членами разных айлью. Сохраняются почитание горных вершин, Матери-Земли (Пачамама), шаманизм, жертвоприношения (при строительстве дома, при полевых работах и т.п.). Во время ритуалов мужчины жуют листья коки.

Устное творчество . В фольклоре сочетаются местные (о трикстере-Лисе, демонической женщине Ачикее, гибели первопредков при первом восходе солнца, исчезновении и возвращении героя, воплощающего плодородие, и др.) и европейские сюжеты; милленаристская идеология отражена в мифе об Инкарри (Инка-царь), который должен ожить и уничтожить европейских пришельцев. Распространены исторические предания, народные драмы в стихах (уанка), восходящие к инкским временам («Апу-Ольянтай», «Смерть Атауальпы» и др.), сказки, легенды, предания. Миссионеры создавали религиозные драмы на языке кечуа. Музыкальные традиции восходят к культуре инков; среди архаических музыкальных инструментов - глиняные флейты, морская раковина-труба, глиняные и металлические трубы, музыкальный лук. Традиционные инструменты (сохранились главным образом в высокогорных районах), жанры, виды музицирования приурочены к старинному инкскому календарю с делением года на половины - мужскую (сухой сезон) и женскую (сезон дождей), связаны с земледельческими, семейно-бытовыми, христианскими обрядами. Характерны ансамбли однородных флейт разных размеров, ансамбли двойных и многоствольных флейт могут включать до 50 исполнителей (стиль сикури в Перу). Флейтам могут аккомпанировать 2-сторонние барабаны (бомбос, ванкара). Популярны танцевальные драмы, танцы (чукару, хула-хула, личивайю, чарангеада, сикуриада), которые исполняются в сопровождении ансамблей. У кечуа Боливии распространены музыкально-танцевальные действа, включающие женское пение с аккомпанементом ударных либо щипкового инструмента чаранго (такий), мужскую игру на инструментах (такай) и круговые танцы (тусуй). Для вокальной и инструментальной ансамблевой музыки типичны высокий регистр, антифонная манера исполнения, параллельное движение голосов и подголосочная полифония. В основе ладовой организации - ангемитонная пентатоника (иногда расширенная до 6- и 7-ступенных звукорядов), в ансамблевой музыке для флейт - диатоника.

Устные традиции кечуа развиваются в тесной связи с музыкальной культурой аймара (стиль сикуморено в Перу), испытывают влияние музыки африканского происхождения (игра на идиофонах и мембранофонах), взаимодействуют с креольской музыкой (игра на струнных инструментах, танцы), проникают в городскую культуру Андских стран.

Многие современные кечуа живут в городах. С середины 20 века растёт движение за возрождение языка и традиционной культуры. Развивается профессиональная музыка, кинематограф, литература; из поэтов и прозаиков выделяются Х. А. Соса, С. Д. Палавесино, А. Л. Тевес, М. К. Тебес, И. Толоса в Аргентине, Уальпа Римачи (18 - начало 19 века), Х. Кальвимонтес и Х. Уальяпаримакни в Боливии, А. А. Гутьеррес в Перу (лауреат Кечуанской национальной премии, 1951) и др.

Лит.; Олланта: древнеперуанская драма из времён инков / Пер. Ф. Миллера. М., 1877; Di Lullo О. El folklore de Santiago del Estero. Tucumân, 1943; Osborne Н. Indians of the Andes: Aymaras and Quechuas. 1952. , 2004; Bravo D. А. Cancionero quichua santiagueñо. Tucumán, 1956; Arguedas J.М. The singing mountaineers: songs and tales of the Quechua people. Austin, 1957; Saavedra В. El Ayllu: estudios sociológicos. La Paz, 1975; Man in the Andes: multidisciplinary study of high-altitude Quechua. Stroudsburg, 1976; Зубрицкий Ю. А. Инки-кечуа. М., 1975; Quechua peoples poetry. Willimantic, 1976; Rasnake R. Domination and cultural resistance: authority and power among an Andean people. Durham, 1988; Harrison R. Sings, songs and memory in the Andes: translating Quechua language and culture. Austin, 1989; Van Vleet К.Е. Performing kinship: narrative, gender, and the intimacies of power in the Andes. Austin, 2008.

Ю. Е. Берёзкин; Г. В. Дзибель (система терминов родства), В. И. Лисовой (устное творчество).

В государстве инков (см. главу «Культура древних народов области Анд») кечуа составляли группу племен, расселенных на компактной территории вокруг долины Куско. Они занимали привилегированное положение, были освобождены от наиболее тяжких повинностей. Язык кечуа был государственным. Таким образом, кечуа и их язык в представлении подвластных племен были неотделимы от системы централизованного управления инков, которая противостояла древней родовой организации покоренных племенных групп.

В колониальный период произошли значительные изменения в жизни индейского населения, во взаимоотношениях племенных групп. Если во времена инков подвластные им племена смотрели на кечуа как на угнетателей, то теперь, когда под железным сапогом испанского завоевателя все индейцы сравнялись в своем бесправии, государство инков, в особенности так называемое новоинкское государство, ведшее борьбу с испанскими завоевателями около 40 лет, стало символом независимости. Если в государстве инков язык кечуа был языком притеснителей, то после испанского завоевания он стал символом самостоятельного развития самобытной индейской культуры.

Язык кечуа по своему строению агглютинативный: грамматические изменения образуются путем присоединения аффиксов. Диалектологические различия в языке кечуа так невелики, что не мешают взаимному пониманию отдельных локальных групп. Это единый, общий для всего народа кечуа язык, претерпевший, однако, известные исторические изменения. Язык текста народной драмы «Ольянтай», XVIII века, уже мало понятен современным кечуа.

Миссионеры пользовались языком кечуа для обучения катехизису при обращении индейцев в христианство, а также для записи преданий и легенд. От первого периода колонизации остались сборники текстов на языке кечуа, записанных латинизированным алфавитом. Наиболее ранние тексты - большей частью фольклорные материалы, предания, песни и гимны. Фольклор, как и другие виды народного творчества, играл большую роль в духовной жизни кечуа, в формировании единого народного самосознания и общей культуры.

За период^феодальной колонизации индейское население Андского нагорья претерпело значительные изменения в своем развитии. Большинство мелких племен стало говорить на языке кечуа, возникла объединяющая их идея восстановления свободы и независимости, сложилась обгцекечуан- ская литература.

Война за независимость и образование самостоятельных государств Андского нагорья - Эквадора, Перу, Боливии - не приостановили процесса объединения языка и культуры индейских племен. К периоду развития капиталистических отношений, т. е. к 60-м годам XIX в., подавляющая масса индейских племен уже начала сливаться в единую народность. Это выразилось прежде всего в том, что язык кечуа оттеснил и даже во многих областях вытеснил другие индейские языки. Из четырех главных языковых|семей, распространенных в государстве инков, от языка мочика в настоящее время* не осталось и следов. На языке семьи пукина в 30-х годах XX в. говорило лишь несколько сот человек племен уру и чипайя на побережье оз. Титикака (Перу - Боливия). Но в целом в области этого озера продолжает господствовать язык аймара. В Эквадоре с XVIII в. местные диалекты стали отмирать, уступая языку кечуа. В настоящее время большая часть индейцев Эквадора - около полутора миллионов, принадлежавших в прошлом к десяткам мелких племен, говорит на языке кечуа и по культуре почти не отличается от кечуа Перу и Боливии, хотя эти индейцы как, например, отавало, и сохраняют иногда местные названия. Уже в начале XX в. кечуа представляли собой преобладающую индейскую народность области Анд.

Численность и расселение

Сведения о численности индейцев кечуа не совпадают между собой. Называют различные цифры - от 3,5 до И млн. 1 . Из сопоставления разных данных можно сделать вывод, что истина лежит где-то посредине, но ближе к последней цифре /Сравнение этих цифр с данными относительно этнических групп в других частях американского континента показывает, что кечуа - самый большой и значительный из современных индейских народов.

Кечуа расселены в пяти государствах - Перу, Боливии, Эквадоре, Аргентине и Чили. Политическая граница между этими государствами проходит безотносительно к расселению кечуа,- как и других этнических групп,- рассекая на части народ единого языка и единой культуры.

Данные по демографии кечуа отрывочны и неточны. Лучше изучены кечуа, живущие в пределах Перу. Относительно Боливии приходится довольствоваться лишь общими сведениями: их численность там, по данным 40-х годов XX в., достигла 1400 тыс. человек. Они составляют более трети населения Боливии 1 .

О кечуа в Чили и Аргентине имеются лишь глухие данные.

В Перу, по приведенным уже данным переписи 1940 г., численность индейцев, говорящих на языке кечуа, была несколько больше, чем числа испаноязычных перуанцев (первых - 46,8, вторых - 46,7 %) 2 . Если же учесть, что значительная часть кечуа, особенно в северном Перу, а также в городах побережья, говорит на испанском языке, то, преобладание численности кечуа над креолами становится вполне очевидным.

В Перу кечуа составляют большинство населения в центральных и южных департаментах. В Куско на кечуа говорит 98%, а в Аякучо - 99%. В Боливии кечуа живут главным образом в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба, а также частично в Чукисаке. В Эквадоре основная масса кечуа занимает горный район и частично побережье. В Чили и Аргентине они расселены в некоторых северных высокогорных пустынных районах.

В целом кечуа составляют основное население нагорья, так называемой сиерры, и прилежащих долин.

Занятия. Сельское хозяйство

Основными занятиями кечуа остаются земледелие и скотоводство, в меньшей степени - ремесла, кустарные промысла и труд в промышленности, главным образом в горнорудной.

В высогорных районах крестьяне кечуа до настоящего времени возделывают растения, культивируемые здесь с глубокой древности: картофель, другие клубневые культуры (ока, ульюка), затем зерновые типа проса- киноа и каньяуа. В долинах с умеренным климатом выращивают кукурузу, ячмень и пшеницу. Лучшие земли захвачены помещиками-креола- ми, которые владеют подавляющей частью годной к обработке земли. На долю крестьян кечуа остаются небольшие участки неплодородной и, к тому же, истощенной из-за отсутствия удобрения земли. Отсталая техника и примитивный севооборот, лоскутность и чересполосица при малоземелье сокращают урожаи до самых низких пределов.

Техника ведения сельского хозяйства у крестьян кечуа осталась во- многом такой же примитивной, какой она была в XVI в. Правда, в долинах практикуется пахота на быках, но плуг - деревянный и очень примитивный. В высокогорных районах тягловая сила не применяется. Современный крестьянин кечуа, как и во времена инков, возделывает землю так называемой чакитаклъей. Это узкий заступ с поперечным выступом для ноги внизу рукояти. Для своего времени изобретение чакитакльи с ее приспособлением для упора ноги, облегчающим вскапывание, было значительным достижением. Но в настоящее время сохранение ее как основного орудия говорит о крайней отсталости. Употребляют еще несколько- примитивных орудий - таклъю (мотыгу) с железным лезвием, дубинку для разбивания комьев земли с каменным или железным наконечником, серп и палку для молотьбы.

Кечуа работают на пашне обычно семейными группами по три человека, из которых двое (мужчины) поднимают грунт чакитакльей, а третий (женщина или мальчик) идет следом и разбивает выбрасываемые комья земли. Проведя несколько продольных рядов, вскапывают поперек. Перекрещивание борозд помогает задерживать дождевые потоки на горных склонах.

В долинах и по берегам рек влаги достаточно, но на склонах гор и на плоскогорье требуется искусственное орошение. Кечуа применяют ирригационную систему, унаследованную от древнейших времен, в сочетании с террасовым расположением полей. Каждая община прорывает узкую канаву от реки, от горного потока. За время сухого сезона канава высыхает и сравнивается с окружающим грунтом, так что работу приходится возобновлять. Помещики, земли которых в большинстве своем расположены близко к рекам и потокам, пользуются, кроме того, и более совершенной техникой. В некоторых случаях они даже отводят русла речек в нужном им направлении, оставляя крестьян без влаги. Во всех Андских странах идет непрерывная борьба за воду, чаще всего между общинами и помещиками, и последние при содействии властей всегда оказываются победителями.

Животноводство, также имеющее в Андских странах древнюю историю, доныне играет большую роль в горных районах. Лама служит как вьючное животное, дает шерсть и мясо. Альпака и вигонь, дававшие превосходную шерсть, ныне вымирают. В настоящее время для получения шерсти разводят овец, ввезенных сюда в колониальный период. Но в крестьянских хозяйствах овцы малы и плохо упитаны, шерсть их обычно низкосортна.