Рекультивация земли - определение, сущность и особенности. Рекультивация сельскохозяйственных земель

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ

Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы

_________
Не применяется с 21 января 2019 года на основании
совместного приказа Минприроды России и Минэкономразвития России
от 25 декабря 2018 года N 683/729
__________


Во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"

приказываем:

1. Утвердить согласованные с Минсельхозпродом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прилагаемые Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

2. Структурным подразделениям центрального аппарата и территориальным органам Минприроды России и Роскомзема указанные Основные положения принять к руководству и исполнению.

3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации В.Ф.Костина и заместителя председателя Роскомзема С.Л.Громова.

Министр охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации
В.И.Данилов-Данильян

Председатель Комитета
Российской Федерации
по земельным ресурсам
и землеустройству
В.Н.Комов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 июля 1996 года.
Регистрационный N 1136

Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы

Утверждены
приказом Минприроды России
и Роскомзема
от 22 декабря 1995 года N 525/67

I. Общие положения

1. Настоящие Основные положения, разработанные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" , определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.

2. Территориальные органы Минприроды России и Роскомзема в пределах своей компетенции могут утверждать необходимые инструктивно-методические документы и давать разъяснения по вопросам рекультивации нарушенных земель, учитывающие особенности законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

4. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

5. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

- разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;

- прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

Ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;

- складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;

- строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);

- ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;

- проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

6. Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

7. Затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на:

- осуществление проектно-изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование;

- проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации;

- работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы;

- работы по селективной выемке и складированию потенциально плодородных пород;

- планировку (выравнивание) поверхности, выполаживание, террасирование откосов отвалов (терриконов) и бортов карьеров, засыпку и планировку шахтных провалов, если эти работы технологически невыполнимы в процессе разработки месторождений полезных ископаемых и не предусмотрены проектом горных работ;

- химическую мелиорацию токсичных пород;

Приобретение (при необходимости) плодородного слоя почвы;

- нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы;

- ликвидацию послеусадочных явлений;

- засыпку нагорных и водоотводных канав;

- ликвидацию промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей и других объектов, надобность в которых миновала;

- очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте;

- устройство в соответствии с проектом рекультивации дренажной и водоотводящей сети, необходимой для последующего использования рекультивированных земель;

- приобретение и посадку саженцев;

- подготовку дна (ложа) и обустройство карьерных и других выемок при создании в них водоемов;

- восстановление плодородия рекультивированных земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование (стоимость семян, удобрений и мелиорантов, внесение удобрений и мелиорантов и др.);

- деятельность рабочих комиссий по приемке-передаче рекультивированных земель (транспортные затраты, оплата работы экспертов, проведение полевых обследований, лабораторных анализов и др.);

- другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.

8. Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.

Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Для озеленения и благоустройства территорий населенных пунктов и других целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, преимущественно используются соответствующие санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям потенциально-плодородные слои и породы, а также плодородный слой почвы, снимаемый в черте населенных пунктов при проведении строительных и иных работ.

9. Сроки проведения технического этапа рекультивации определяются органами, предоставившими землю и давшими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе соответствующих проектных материалов и календарных планов.

При проведении военных учений, геолого-разведочных, поисковых, изыскательских и других работ, не связанных с изъятием земель, сроки рекультивации определяются по согласованию с собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами.

10. Юридическим и физическим лицам, проводящим работы по добыче полезных ископаемых, промышленному, гражданскому, водохозяйственному и иному строительству, следует обеспечивать сохранность залежей торфа или осуществлять в установленном порядке их разработку и использование для повышения плодородия почв, если проводимые работы могут привести к порче и уничтожению торфа.

II. Порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова

11. Выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (приложения N 1 - 3).

12. Перечень общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий, глина, кварцит, доломит, мергель, известняк, ракушка, сланцы, магматические, вулканические, метаморфические породы и др.) применительно к отдельным регионам определяется Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

13. Основаниями для отказа выдачи разрешения могут являться:

а) прямой запрет в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на разработку недр и проведение других работ с нарушением почвенного покрова;

б) наличие на момент обращения с заявлением споров о принадлежности территории, на которой предполагается осуществлять работы с нарушением почвенного покрова;

в) несвоевременное и некачественное выполнение работ по рекультивации ранее нарушенных земель;

г) отсутствие определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласований и других материалов, необходимых для оценки возможных негативных экологических и иных последствий, связанных с добычей общераспространенных полезных ископаемых, торфа и проведением других работ с нарушением почвенного покрова;

д) другие основания, определенные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также решениями органов местного самоуправления.

III. Порядок приемки и передачи рекультивированных земель

14. Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее именуется - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

15. В состав Постоянной комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов.

Председателем Постоянной комиссии рекомендуется назначать представителя органа местного самоуправления, а его заместителем - председателя районного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

16. Организационно-техническое обеспечение деятельности Постоянной комиссии возлагается на районный (городской) комитет по земельным ресурсам и землеустройству, если иное не предусмотрено решением органа местного самоуправления.

17. Приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются следующие материалы:

а) копии разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также документов, удостоверяющих право пользования землей и недрами;

б) выкопировка с плана землепользования с нанесенными границами рекультивированных участков;

в) проект рекультивации, заключение по нему государственной экологической экспертизы;

г) данные почвенных, инженерно-геологических, гидрогеологических и других необходимых обследований до проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и после рекультивации нарушенных земель;

д) схема расположения наблюдательных скважин и других постов наблюдения за возможной трансформацией почвенно-грунтовой толщи рекультивированных участков (гидрогеологический, инженерно-геологический мониторинг) в случае их создания;

е) проектная документация (рабочие чертежи) на мелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие объекты, лесомелиоративные, агротехнические и иные мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, или акты об их приемке (проведении испытаний);

ж) материалы проверок выполнения работ по рекультивации, осуществленных контрольно-инспекционными органами или специалистами проектных организаций в порядке авторского надзора, а также информация о принятых мерах по устранению выявленных нарушений;

з) сведения о снятии, хранении, использовании, передаче плодородного слоя, подтвержденные соответствующими документами;

и) отчеты о рекультивации нарушенных земель по форме N 2-тп (рекультивация) за весь период проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на сдаваемом участке (приложение N 5).

Перечень указанных материалов уточняется и дополняется Постоянной комиссией в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.

18. Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается председателем (заместителем) Постоянной комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли.

Рабочая комиссия формируется из членов Постоянной комиссии, представителей заинтересованных государственных и муниципальных органов и организаций.

В работе комиссии принимают участие представители юридических лиц или граждане, сдающие и принимающие рекультивированные земли, а также при необходимости специалисты подрядных и проектных организаций, эксперты и другие заинтересованные лица.

В случае неявки представителей сторон, сдающих и принимающих рекультивированные земли, при наличии сведений о их своевременном извещении и отсутствии ходатайства о переносе срока выезда рабочей комиссии на место приемка земель может быть осуществлена в их отсутствие.

19. При приемке рекультивированных земельных участков рабочая комиссия проверяет:

а) соответствие выполненных работ утвержденному проекту рекультивации;

б) качество планировочных работ;

в) мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы;

г) наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения;

д) полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель;

е) качество выполненных мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, определенных проектом или условиями рекультивации земель (договором);

ж) наличие на рекультивированном участке строительных и других отходов;

з) наличие и оборудование пунктов мониторинга рекультивированных земель, если их создание было определено проектом или условиями рекультивации нарушенных земель.

20. Лица, включенные в состав рабочей комиссии, информируются через соответствующие средства связи (телеграммой, телефонограммой, факсом и т.п.) о начале работы рабочей комиссии не позднее чем за 5 дней до приемки рекультивированных земель в натуре.

21. Объект считается принятым после утверждения председателем (заместителем) Постоянной комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель (приложение N 4).

22. По результатам приемки рекультивированных земель Постоянная комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством.

23. В случае если сдаваемые рекультивированные земельные участки требуют восстановления плодородия почв, утверждение акта производится после полного или частичного (в случаях поэтапного финансирования) перечисления необходимых средств для этих целей на расчетные (текущие) счета собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, которым передаются указанные участки.

IV. Учет нарушенных земель

24. Государственное статистическое наблюдение за нарушенными землями, снятием и использованием плодородного слоя почвы проводится органами Роскомзема.

Утверждение или уточнение соответствующих форм государственного статистического наблюдения осуществляется Госкомстатом России по предложениям Роскомзема и Минприроды России.

25. Ежегодная статистическая информация о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы (приложение N 5) составляется по состоянию на 1 января всеми организациями, проводящими работы с нарушением почвенного покрова, и после согласования с местными (районными, межрайонными, городскими) органами Минприроды России высылается не позднее 5 января соответствующим органам Роскомзема и Госкомстата России.

Сводная статистическая информация по административным территориальным образованиям (город, район, субъект Российской Федерации) составляется органами Роскомзема и направляется в соответствующие органы Госкомстата России и Минприроды России.

Сводная статистическая информация в целом по Российской Федерации представляется Роскомземом в Госкомстат России и Минприроды России с выделением сведений по отдельным отраслям (министерствам и ведомствам) и по субъектам Российской Федерации.

26. Порядок представления физическими лицами необходимой информации о проводимых работах, связанных с нарушением плодородного слоя почвы, устанавливается органами Роскомзема и Минприроды России, если иное не определено органами местного самоуправления.

27. Для уточнения учетных данных рекомендуется проведение инвентаризации нарушенных земель не реже одного раза в 10 лет, которая осуществляется по предложениям органов Роскомзема и Минприроды России на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления.

V. Контроль за рекультивацией земель и ответственность за невыполнение обязанностей по рекультивации

28. Контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по рекультивации нарушенных земель и восстановлению их плодородия, снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы осуществляется:

органами Роскомзема, Минприроды России и другими специально уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией, определяемой Положениями об их деятельности;

соответствующими службами организаций, проводящих работы с нарушением почвенного покрова или осуществляющих авторский надзор за реализацией проектов рекультивации;

внештатными общественными инспекторами по использованию и охране земель, назначаемыми в соответствии с п.1.4 Инструкции о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства , утвержденной приказом Роскомзема от 18.02.94 N 18 и зарегистрированной Минюстом России за N 528 от 28.03.94, а также общественными инспекторами по охране природы, назначаемыми в порядке, устанавливаемом Минприроды России.

29. В целях оценки, предупреждения и своевременного устранения негативного влияния нарушенных и рекультивированных земель на состояние окружающей среды специально уполномоченными органами и заинтересованными организациями в пределах их компетенции осуществляется наблюдение (мониторинг) за экологической обстановкой в местах разработок месторождений полезных ископаемых, складирования и захоронения отходов, проведения других работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также на рекультивированных территориях и прилегающих к ним участках.

30. Возмещение вреда, причиненного проведением работ, связанных с нарушением почвенного покрова, невыполнением или некачественным выполнением рекультивации земель, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда по искам потерпевшего или органов Минприроды России и Роскомзема.

31. Определение размера причиненного вреда производится по методикам и нормативам, утвержденным в установленном порядке, либо на основе соответствующей проектной документации восстановительных работ, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земель с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

32. За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.

33. Лица, виновные в использовании земли не по целевому назначению или способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, могут быть лишены в установленном законодательством порядке права пользования землей.

Приложение N 1. Перечень (рекомендуемый) материалов, представляемых при обращении за разрешением на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова

Приложение N 1
к Основным положениям о рекультивации
земель,снятии, сохранении и рациональном
использовании плодородного слоя почвы

1. Заявление, в котором указывается:

а) вид работ, способ и сроки разработки, объем добычи и для каких целей;

б) площадь нарушаемых земель по видам угодий и почвенным разностям, глубина разработки;

в) финансовые и технические возможности для снятия плодородного слоя почвы (при необходимости нижележащих потенциально плодородных пород) и последующей рекультивации земель, данные о привлекаемых для этих целей подрядных организаций;

г) площадь, мощность и объем снимаемого плодородного слоя почвы, место и срок его хранения, дальнейшее использование;

д) дата окончания технического этапа рекультивации, срок восстановления плодородия рекультивируемых земель и их дальнейшее использование, перечень мероприятий по улучшению рекультивированных земель (биологический этап рекультивации);

е) наличие в границах землепользования ранее нарушенных земель, а также территорий с особыми условиями использования (санитарные и охранные зоны, земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и пр.).

2. Чертеж (план) землепользования с нанесенными границами мест добычи общераспространенных полезных ископаемых или проведения других работ, складирования плодородного слоя почвы и при необходимости потенциально плодородных пород.

3. Схема (проект) рекультивации нарушенных земель, согласованный с местными органами Минприроды России и Роскомземом.

4. Документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.

5. Согласования с заинтересованными государственными органами и организациями, а также другие материалы, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.


Приложение N 2. Разрешение (рекомендуемое) на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова

Приложение N 2
к Основным положениям о
рекультивации земель,
снятии, сохранении и
рациональном использовании
плодородного слоя почвы

(наименование органа, выдавшего Разрешение)

"___" __________ 19__ г.

________

(наименование юридического лица, Ф.И.О. гражданина)

в соответствии с _____________________________________________________________

(наименование и дата нормативного правового документа,

____________________________________________________________________________

устанавливающего порядок выдачи Разрешения)

предоставляется право проведения работ _______________________________________

(добыча общераспространенных

____________________________________________________________________________

полезных ископаемых и торфа для внутрихозяйственных нужд с

____________________________________________________________________________

указанием объема добычи и для каких целей, устройство канав,

____________________________________________________________________________

кюветов, дамб, внутрихозяйственное строительство и др.)

на общей площади ________________________________ га, в том числе по видам угодий

____________________________________________________________________________

в границах, указанных на прилагаемом чертеже (вычерчивается с нанесением мест складирования снимаемого плодородного слоя почвы на обратной стороне разрешения либо дается приложением и заверяется подписью и печатью).

Указанный земельный участок находится в ____________________________________

(собственности, владении,

____________________________________________________________________________

арендуется на срок с указанием наименования арендодателя)

в соответствии ______________________________________________________________

(наименование, N и дата выдачи документа на право

____________________________________________________________________________

пользования землей)

Особые условия выполнения работ: __________________________________________

(глубина разработки; снятие

____________________________________________________________________________

плодородного слоя почвы с указанием его объема и вида

____________________________________________________________________________

дальнейшего использования; рекультивация, улучшение

____________________________________________________________________________

малопродуктивных угодий, продажа; сроки проведения

____________________________________________________________________________

рекультивации земель и под какие виды угодий и др.)

Срок действия разрешения _________________________________________________

____________________________________________________________________________

(Адрес, номер телефона, факса и расчетный счет юридического лица)

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

(Домашний адрес и телефон гражданина, серия и номер паспорта,

____________________________________________________________________________

кем и когда выдан)

Руководитель (заместитель)
органа, выдавшего Разрешение

Согласовано:

Приложение N 3. Журнал (рекомендуемая форма) регистрации обращений и выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, для внутрихозяйственных целей

Приложение N 3
к Основным положениям о
рекультивации земель,
снятии, сохранении и
рациональном использовании
плодородного слоя почвы

Дата поступления обращения

Наименование юридического
лица и его
реквизиты;
Ф.И.О.
гражданина и
его паспортные данные,
местожительство

Виды
работ,
для каких
целей и
на какой
площади

Номер
Разрешения
и дата
выдачи,
или
причина
отказа

Срок
действия
Разрешения

Ф.И.О. и
должность
лица,
получившего
Разрешение

Срок
выполнения
работ по
рекультивации
и отметка о их выполнении (номер и дата
акта)

Отметки о
прекращении
или продлении срока
Разрешения

Приложение N 4. Акт приемки-сдачи рекультивированных земель (рекомендуемый)

Приложение N 4
к Основным положениям о
рекультивации земель,
снятии, сохранении и
рациональном использовании
плодородного слоя почвы

АКТ
приемки-сдачи рекультивированных земель
(рекомендуемый)

"____" _____________ 19__ г.

__________________________________

(место составления: населенный пункт,
землепользование и т.д.)

Рабочая комиссия, назначенная распоряжением Председателя (заместителя) Постоянной Комиссии по рекультивации земель (район, город, субъект РФ) от "___"_____________ 19__ г. N ____________ в составе:

Председателя _____________________________________________________________

Членов комиссии: __________________________________________________________

(фамилия И.О., должность и место работы)

__________________________________________________________

__________________________________________________________

в присутствии (представители юридического лица (гражданин), сдающего (и принимающего) земли, подрядных организаций, проводящих рекультивацию нарушенных земель, специалисты проектных организаций, эксперты и др.):

___________________________________________________________

(фамилия И.О., должность и место работы

___________________________________________________________

(жительства), в качестве кого участвует)

1. Рассмотрела представленные материалы и документы:

(перечислить и указать, когда и кем составлены, утверждены,

_____________________________________________________________________________

выданы)

2. Осмотрела в натуре рекультивированный участок после проведения

____________________________________________________________________________

(виды работ, связанных с нарушением почвенного покрова)

и произвела необходимые контрольные обмеры и замеры:

____________________________________________________________________________

(площадь рекультивированного участка, толщина нанесенного

____________________________________________________________________________

плодородного слоя почвы и др.)

3. Установила, что в период с _____________ 19__ г. по ___________ 19__ г. выполнены следующие работы: ________________________________________________

(виды, объем и стоимость работ:

____________________________________________________________________________

планировочные, мелиоративные, противоэрозионные, снятие и нанесение

____________________________________________________________________________

плодородного слоя почвы и потенциально-плодородных пород

____________________________________________________________________________

с указанием площади и его толщины, лесопосадки и др.)

Все работы выполнены в соответствии с утвержденными проектными материалами ____________________________________________________________________________

(в случае отступления указать по каким причинам, с

____________________________________________________________________________

кем и когда согласовывались допущенные отступления)

и рекультивированный участок, площадью _______ га пригоден (не пригоден с указанием причин) для использования ____________________________________________________

(в сельском хозяйстве - по видам угодий,

____________________________________________________________________________

условиям рельефа, возможностям механизированной обработки,

____________________________________________________________________________

пригодности для возделывания сельскохозяйственных культур

____________________________________________________________________________

и указанием периода восстановления плодородия почв;

____________________________________________________________________________

лесохозяйственных целей - по видам лесных насаждений;

____________________________________________________________________________

под водоем - рыбохозяйственный, водохозяйственный,

____________________________________________________________________________

для орошения, комплексного использования и др.; под

____________________________________________________________________________

строительство - жилое, производственное и др.; для рекреационных,

____________________________________________________________________________

природоохранных, санитарно-оздоровительных целей)

4. Рабочая комиссия решила:

а) принять (частично или полностью) рекультивированные земли площадью ______ га с последующей передачей их ___________________________________________________

(наименование юридического лица

____________________________________________________________________________

фамилия И.О. гражданина)

в ___________________________________________________________________________

(собственность, аренда и др.)

для дальнейшего использования под ____________________________________________

(целевое назначение)

б) перенести приемку рекультивированных земель (полностью или частично) с указанием причин (недостатков) и установлением срока по их устранению;

в) перенести сроки восстановления плодородия почв или внести предложение об изменении целевого назначения земель, предусмотренных проектом рекультивации (с указанием причин).

Акт приемки-передачи рекультивированных земель составлен в трех экземплярах и после утверждения председателем (заместителем) Постоянной комиссии по рекультивации:

1-й экз. остается на хранении в Постоянной комиссии;

2-й экз. направляется юридическому или физическому лицу, которое сдавало рекультивированный участок;

3-й экз. направляется юридическому или физическому лицу, которому передается рекультивированный участок.

Председатель рабочей
комиссии

(подпись)

(Фамилия И.О.)

Члены рабочей
комиссии:

(подпись)

(Фамилия И.О.)

Приложение N 5. Отчет о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы за 19__ г.

Приложение N 5
к Основным положениям о
рекультивации земель,
снятии, сохранении и
рациональном использовании
плодородного слоя почвы

Форма N 2-тп (рекультивация)
__________________________

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Госкомстата
России от 12.07.94 N 103

Годовая

ОТЧЕТ
о рекультивации земель, снятии и использовании
плодородного слоя почвы за 19__ г.

Раздел I

Наименование показателей

В том числе

при разработке
месторождений
полезных ископаемых, их переработке и
проведении геолого-разведочных работ

при
торфо-
разработках

при
строительстве

Наличие нарушенных земель

на 01.01.199__ г. всего

в том числе отработано

За отчетный 199__ г.

Нарушено земель - всего

в том числе отработано

Рекультивировано земель -
всего

в том числе под:
пашню

другие сельскохозяйственные угодья

лесные насаждения

водоемы и другие цели

Наличие нарушенных земель
на 01.01.199__ г. всего

(строки 01 + 03 + 05)

в том числе отработано
(строки 02 + 04 + 05)

N
строк

Наименование показателей

За отчетный 199__ г.

Снято плодородного слоя почвы:

гектаров

тыс. куб. м

Использовано плодородного слоя почвы тыс. куб. м, в том числе на:

рекультивацию земель

улучшение малопродуктивных угодий

другие цели

Улучшено малопродуктивных угодий снятым плодородным слоем почвы, гектаров

Наличие заскладированного плодородного слоя почвы на 01.01.199__ г. тыс. куб. м - всего
(строки 12 + 14 + 15)

Приложение N 6. Термины и определения, применяемые для целей Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы

Приложение N 6
к Основным положениям о
рекультивации земель,
снятии, сохранении и
рациональном использовании
плодородного слоя почвы

1. Нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

2. Рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

3. Инвентаризация нарушенных земель - выявление в натуре, учет и картографирование нарушенных земель с определением их площадей и качественного состояния.

4. Техногенный рельеф - рельеф, созданный в результате производственной деятельности.

5. Направление рекультивации - восстановление нарушенных земель для определенного целевого использования.

6. Сельскохозяйственное направление рекультивации земель - создание на нарушенных землях сельскохозяйственных угодий.

7. Лесохозяйственное направление рекультивации земель - создание на нарушенных землях лесных насаждений различного типа.

8. Водохозяйственное направление рекультивации земель - создание в понижениях техногенного рельефа водоемов различного назначения.

9. Рекреационное направление рекультивации земель - создание на нарушенных землях объектов отдыха.

10. Природоохранное направление рекультивации земель - приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для использования в природоохранных целях.

11. Санитарно-гигиеническое направление рекультивации земель - биологическая или техническая консервация нарушенных земель, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду, рекультивация которых для использования в народном хозяйстве экономически неэффективна.

12. Строительное направление рекультивации земель - приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для промышленного, гражданского и прочего строительства.

13. Землевание - комплекс работ по снятию, транспортировке и нанесению плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород на малопродуктивные угодья с целью их улучшения.

14. Объект рекультивации земель - нарушенный земельный участок, подлежащий рекультивации.

15. Технический этап рекультивации земель (техническая рекультивация земель) - этап рекультивации земель, включающий их подготовку для последующего целевого использования в народном хозяйстве.

16. Биологический этап рекультивации земель (биологическая рекультивация земель) - этап рекультивации земель, включающий мероприятия по восстановлению их плодородия, осуществляемые после технической рекультивации.

17. Вскрышные породы (вскрыша) - горные породы, покрывающие и вмещающие полезное ископаемое, подлежащие выемке и перемещению в процессе открытых горных работ.

18. Рекультивационный слой - искусственно создаваемый при рекультивации земель слой с благоприятными для произрастания растений свойствами.

19. Плодородный слой почвы - верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами.

20. Потенциально-плодородный слой почв - нижняя часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений физическими, химическими и ограниченно агрохимическими свойствами.

21. Потенциально-плодородные породы - горные породы, по параметрам свойств совпадающие с потенциально-плодородным слоем почв.


Текст документа сверен по:
"Бюллетень нормативных
актов федеральных органов
исполнительной власти",
N 4, 1996 год

Введение

Состояние земель большинства городов нашей страны является объективным отражением процессов, связанных с первой и второй индустриализациями. В составе земельного фонда крупных промышленно развитых городских поселений появились значительные площади неэффективно используемых земель, нарушенных в результате негативного воздействия факторов техногенеза. Эти территории загрязнены токсичными химическими веществами, захламлены свалочными телами, деградировали в результате эрозионных, оползневых процессов, а также подтопления. Они стали источником негативного воздействия на состояние окружающей городской среды, ее природных и антропогенных компонентов

Что такое рекультивация и ее цель

Рекультивация - это комплекс работ по экологическому и экономическому восстановлению земель и водоёмов, плодородие которых в результате человеческой деятельности существенно снизилось. Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия на них нарушенных земель.

Целью проведения рекультивации является улучшение условий окружающей среды, восстановление продуктивности нарушенных земель и водоёмов.

История развития рекультивации нарушенных земель: мировой и Российский опыт

Интенсивное развитие горнодобывающей, нефтяной, газовой промышленности и увеличение добычи полезных ископаемых приводят к нарушению и изъятию из пользования значительных площадей плодородных земель.

Добыча минерального сырья и такие виды деятельности человека, как создание свалок, золоотвалов, хвостохранилищ, строительство объектов военного, промышленного и гражданского назначения, приводят к исключению из использования ценных для народного хозяйства земель. Ежегодно в мире на эти нужды изымается 6-7 млн. га плодородных земель.

По данным ежегодных государственных докладов «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», удельная землеемкость добычи возросла с 6,9 га/млн. т добычи в 2010 г. до 8,4 га/млн. т. Площадь рекультивированных земель в объеме нарушенных увеличилась с 0,322 до 0,356 га/га .

Таким образом, восстановление нарушенных земель является важной государственной задачей, решение которой улучшит экологическую обстановку, обеспечит возврат земель и создаст условия для развития на них различных видов хозяйственной деятельности.

Рекультивация включает в себя большой комплекс мелиоративных, сельскохозяйственных, лесохозяйственных работ по восстановлению нарушенных земель в плодородные экологически сбалансированные земли, близкие по основным почвенным параметрам к эволюционно ненарушенным.

Цель рекультивации - создание нового ландшафта. В процессе рекультивации все компоненты ландшафта создаются заново: формируются рельеф и толща пород, составляющих подпочву будущего ландшафта; восстанавливается режим грунтовых вод; в соответствии с выбранным видом освоения рекультивируемых территорий создается структура почвенного и растительного горизонтов ландшафта. Искусственно воссозданная среда формирует животный мир восстанавливаемых территорий .

Основная задача, которая ставится перед рекультивацией - это восстановление продуктивности нарушенных земель. Эту задачу можно определить как перспективную, но трудно выполнимую за период проведения рекультивационных работ, поскольку ее решение зависит от вида объекта, его функционального предназначения и природных условий. Так, рекультивация свалок, токсичных отвалов, хвостохранилищ, золоотвалов и других объектов может быть лишь природоохранной, направленной на защиту окружающих земель, предотвращение эрозионных процессов и создание на этих объектах культурного ландшафта. Рекультивация земель, на которых возможно возобновление негативных процессов (загрязненные земли или находящиеся под постоянным техногенным воздействием) должна проводиться только на основе данных мониторинга .

Методы рекультивации определяются, прежде всего, составом и свойствами пород, идущих в отвал, технологией вскрышных работ и климатом местности.

При использовании нарушенных территорий под сельскохозяйственные и лесные культуры первостепенное значение имеет уровень плодородия грунтоотвалов. Поэтому для успешного осуществления рекультивации земель необходимо исследование состава и свойств пород вскрышной толщи с составлением карты распределения пород с их агрономической характеристикой.

Мировой опыт по рекультивации земель насчитывает всего около 80 лет. Первые работы по рекультивации земель были проведены в 1926 г. на участках, нарушенных горными работами (США, шт. Индиана) .

В России в 1912 г. на территории нынешней Владимирской области на участках заброшенных торфоразработок были поставлены опыты по их окультуриванию и выращиванию сельскохозяйственных растений.

Широкое развитие в Европе и США рекультивация получила в предвоенные годы и главным образом после второй мировой войны.

В настоящее время успешная работа по рекультивации буроугольных и каменноугольных разработок проводится в Германии, Польше, Англии, США и других странах.

На первых этапах развития рекультивация осуществлялась преимущественно в целях озеленения. Например, в Рейнском буроугольном бассейне различают 3 этапа рекультивации.

Рекультивация в Рейнском бассейне основывается на ландшафтно - экологическом анализе с разработкой перспективных планов дальнейшего развития ландшафта. Планируется создание экологических сбалансированных ландшафтов. При этом за единицу площади экологически сбалансированного сельскохозяйственного ландшафта принимается 2000 га, для рекреационного - 2500 га. Отработанные карьеры превращаются в водоемы для отдыха и спорта, склоны подлежат облесению.

В Англии с ее высокой плотностью населения предпочтение отдается сельскохозяйственной рекультивации и использованию отвалов под городские и рекреационные застройки. Устройство парков и строительство на шахтных землях практиковалось еще с середины прошлого века, сейчас такие парки имеются во многих городах страны.

Во Франции, Дании, Бельгии, Италии и других европейских странах существенную проблему охраны окружающей среды составляет озеленение терриконов угольных шахт и рекультивация карьеров строительных материалов.

В США рекультивацией земель занимаются Лесная и Геологическая службы, Служба охраны почв, Горное бюро и ряд федеральных ведомств и агентств в штатах. Регламентирование деятельности горнодобывающих предприятий и работ по рекультивации отражается в законах штатов.

Создан ряд специализированных объединений по восстановлению земель, нарушенных открытыми разработками. Преимущественное распространение здесь получила растительная рекультивация, заключающаяся в создании лесов рекреационного назначения.

Широко практикуется аэросев, заделка семян на крутых откосах гидронамывом, посадка ручным способом. Большое значение придается подбору видов древесных и кустарниковых растений, наиболее устойчивых к сложным экологическим условиям, который производится на основе наблюдений за естественным зарастанием отвалов. Достоинством американских программ является тесное увязывание рекультивации с планами работ по охране почв и вод в границах специальных мелиоративных районов, на которые разделена вся территория страны.

В Германии первостепенное значение придается восстановлению земель для сельскохозяйственного использования, однако вопросы лесной рекультивации занимают важное место в общей системе охраны и востановленни техногенных ландшафтов. Государственные лесничества успешно создают лесонасаждения на шахтных отвалах, сложенных каменистыми породами, в Рудных горах. Ельники, посаженные на таких отвалах более ста лет назад, представляют собой спелые полнодревесные насаждения. Однако наибольший размах работы по лесной рекультивации получили на территориях, нарушенных при открытой добыче бурого угля. Во всех законоположениях выдвигается требование о создании на нарушенных территориях нового культурного ландшафта. Ландшафтное планирование находится под контролем государственных организаций, на основе перспективных планов горные предприятия заключают долгосрочные договоры с государственными землепользователями, в которых оговариваются все виды рекультивационных работ, сроки исполнения и требования к качеству подготовки территории. Горные предприятия проводят разравнивание отвалов, нанесение плодородных грунтов, химическую мелиорацию и общее инженерно-техническое обустройство территории.

В Канаде службой леса начаты опытные работы по рекультивации отвалов на площади 4 тыс. га. Все горнодобывающие компании страны обязаны иметь рекультивационные планы, по которым они приступают к рекультивации не позднее трех лет после окончания вскрышных работ. Основную трудность в горных районах представляет закрепление поверхности эродирующих и зарязняющих воздух и воду отвалов, состоящих из отходов от обогащения руд, хвостов и шлаков. С этой целью производятся посевы трав и посадка деревьев на плоских вершинах и откосах дамб, водоочистных сооружений. Все работы по рекультивации проводят в соответствии с планами по предотвращению загрязнения рек, в верховьях которых обычно размещаются рудники и отвалы.

В отечественной литературе термин «рекультивация территорий» впервые встречается в 1962 г. (в работе Лазаревой И.В., осветившей зарубежный опыт рекультивации и рассматривающей эту проблему применительно к использованию нарушенных промышленностью земель для целей градостроительства).

Одной из первых работ по рекультивации в России следует считать освоение для лесохозяйственнык целей торфяных выработок на севере и северо-западе европейской части страны.

Крупенников И.А., Холмецкий А.М. выделяют следующие этапы развития рекультивационных работ в России:

· 1906-1949 гг. - увеличение площади нарушенных промышленностью земель, осознание необходимости их восстановления, зарождение идеи, разрозненные опыты.

· 1950-1968 гг. - резкий рост площади открытых разработок полезных ископаемых, начало правового регулирования, разработка требований и указаний по рекультивации, системные научно - производственные эксперименты, первые обобщения, научно-технические совещания, разрозненное планирование рекультивационных мероприятий.

· 1969-1980 гт. - принятие земельного кодекса и специальных правительственных постановлений по рекультивации, включение работ по рекультивации в технологический процесс производства, первые теоретические разработки и научно-организационное становление рекультоведения, возникновение проблемы утилизации почв, снимаемых с отчуждаемых из сельского и поеного хозяйства земель, разработка государственных и отраслевых стандартов.

· С 1981 г. началась усиленная разработка теории ускорения почвенных процессов и создание высокоплодородного почвенного профиля за счет сокращения потерь почвы в процессе рекультивации, расширения масштабов землевосстановительных работ и т.д.

В нашей стране с 1971 по 1980 гг. рекультивация была выполнена на площади 713 тыс. га, т.е. ежегодный объем рекультивационных работ составлял 71,3 тыс. га. Значительный их рост был заложен в Государственной комплексной программе повышения плодородия почв

России на 1992-1995 гг., где предусматривалось ежегодно рекультивировать для последующего сельскохозяйственного использования до 96 тыс. га .

С 2004 г. в стране нет органа, который бы занимался централизованным сбором данных о состоянии земельных ресурсов. В 2013 г. ученые и экологи предложили разработать закон об охране окружающей среды. Документ должен регламентировать ответственность недропользователей на всех этапах проектирования, эксплуатации и ликвидации предприятий, а также проведение комплексного экологического мониторинга.

Сегодня эти четкие правила для техногенных предприятий не прописаны. Как не прописаны механизмы ликвидации последствий разработки месторождений полезных ископаемых.

Летом 2012 г. кузбасские парламентарии обратились в правительство РФ с просьбой восстановить прекратившую свое существование в 2008 г. систему статистического наблюдения за состоянием рекультивации, снятием и использованием плодородного слоя почвы. Осенью 2012 г. правительство распорядилось данное наблюдение возобновить. Годовые отчеты по форме №2-ТП (рекультивация) от юрлиц, граждан, индивидуальных предпринимателей, добывающих полезные ископаемые, а также ведущих строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы и размещающих отходы, теперь принимают территориальные подразделения Росприроднадзора.

В условиях, когда реальных проектов нет, контроль не налажен, а самое главное - не предусмотрены средства на рекультивацию, необходимо сформировать механизм ликвидации последствий разработки месторождений, с созданием ликвидационных фондов.

По данным Минприроды РФ, средства в ликвидационные фонды будут отчисляться как недропользователями, так и государством. Проект внесения изменений сразу в несколько законодательных актов - о недрах, о несостоятельности и банкротстве, КоАП и налоговый кодекс - на стадии согласования.

По мнению ученых, федеральное законодательство должно стать рамочным: основные нормотворческие функции давно пора передать местным органам власти. Потому что природные условия в разных регионах большой страны отличаются. Значит и подходы к восстановлению земель должны отличаться. Где-то нужна сельскохозяйственная биологическая рекультивация, а где-то - санитарно - защитная .

При проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, соблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм является обязательным. Рекультивация земель проводится согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 №525/67 .

Оценка качества выполнения работ по рекультивации земель должна осуществляться комиссией в составе специалистов муниципалитета в соответствии с действующими нормативами и стандартами по рекультивации и охране земель: ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель»; ГОСТ 17.5.1.03-86 «Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель», ГОСТ 17.4.203-86. «Охрана природы. Почвы. Паспорт почв»; ГОСТ 17.4.3.01-83. «Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб»; ГОСТ 17.4.4.02-84. «Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб»; ГОСТ 28168-89. «Почвы. Отбор проб»; ГОСТ 17.4.3.03-85. «Охрана природы. Почвы. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ»; ГОСТ 17.473.06-86. «Охрана природы. Почвы. Общие требования к классификации почв по влиянию на них химических загрязняющих веществ» .

Организация использования нарушенных земель изменилась с развитием рыночных отношений: приоритетными стали экономические факторы - объективно обоснованная плата за землю и используемые природные ресурсы, налоговые поступления. Это привело к переориентации системы управления городским хозяйством с административных методов на экономические.

В новых условиях возникла необходимость совершенствования существующих подходов оценки качественного состояния городских земель, выявления, учета и классификации нарушенных городских территорий. Основной проблемой восстановления и возвращения в хозяйственное использование нарушенных земель является несовершенство регулирующей данные вопросы правовой базы. Главный недостаток действующего законодательства в области городского землепользования заключается в том, что большая часть существующих нормативно-правовых актов посвящена проблемам использования и охраны земель, а не их восстановления. К тому же городские земли рассматриваются только с точки зрения их социально-экономических аспектов в ущерб природно-экологическим, то есть предметом регулирования данных документов в основном являются земельные участки как объекты недвижимого имущества, а не городские земли или почвы как компоненты природной среды.

По мнению специалистов, сегодня ощущается острая необходимость в изменении нормативной базы. Совершенствование законодательства может стать прочной основой проведения масштабных работ по восстановлению земель.

Рекультивация земель – это система мер по решению вопросов рационального использования земельных ресурсов и проблем охраны природы в целом. Рекультивации подлежат все земли, претерпевающие изменения в рельефе, почвенном покрове, материнских породах, которые происходят или уже произошли в процессе горных, строительных, гидротехнических, геологоразведочных и других видов работ. Следует рекультивировать также эродированные почвы, а при соответствующих условиях путем землевания – каменистые места и земли с неглубокими и низкопродуктивными почвами.

В зависимости от дальнейшего использования выделяют следующие направления рекультивации: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, водохозяйственное, рыбохозяйственное, рекреационное, охотничее, природоохранное, строительное. При выборе направления учитывают плотность населения, почвенно-климатические условия, рельеф территории и т.п.

Любое строительство, добыча полезных ископаемых, геологоразведка не начинаются, пока не будет разработан проект рекультивации участка. Предприятия, организации и учреждения, выполняющие указанные выше работы на сельскохозяйственных землях, лесных угодьях, предоставленных им во временное пользование, обязаны за свой счет довести эти земельные участки в состояние, пригодное для их использование по назначению.

Составной частью проекта рекультивации земель являются противоэрозионные мероприятия: строительство водозадерживающих и водоотводящих валов, водосбросных сооружений, террасирование, применение почвозащитных технологий выращивания сельскохозяйственных культур.

Рекультивационные работы включают технический и биологический этапы.

Технический этап рекультивации

Технический этап рекультивации – это комплекс работ, который проводится горнодобывающими предприятиями с целью подготовки территории под строительство или для биологического освоения. Этот этап включает следующие работы:

  • снятие и складирование плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород;
  • селективная выемка и формирования отвалов вскрышных пород;
  • формирование отвалов шахт, карьеров;
  • планирование поверхности, террасирование, закрепления склонов, карьеров;
  • химическая мелиорация токсичных пород;
  • покрытие спланированной поверхности слоем плодородной почвы или потенциально плодородными породами;
  • инженерное оборудование территории.

Технический этап рекультивации является наиболее трудоемким и дорогостоящим.

Биологическая рекультивация земель

Биологическая рекультивация – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление плодородия нарушенных земель и обеспечение высокой производительности выращиваемых на них культур.

В процессе добычи полезных ископаемых обязательна селективное извлечение пород. Гумусовый слой, потенциально плодородные и вскрышные породы снимаются, транспортируются и складируются раздельно.

Непригодные и токсичные породы кладут в основу отвала, перекрывают их потенциально плодородными породами, а сверху покрывают гумусовым слоем почвы. Слой потенциально плодородных и плодородных пород должно быть не менее 1,2-1,5 м. Если площади для покрытия отсутствуют или недостаточно подготовлены, почвенный слой хранится в специальных отвалах. Высота таких отвалов составляет 10-15 м, они не должны поддаваться поверхностному или подпочвенному подтоплению, их необходимо предохранять от эрозии, зарастания сорняками, сохранять микробиологическую активность путем высева многолетних трав.

Планировка поверхности отвалов осуществляется в два этапа: первый – грубый, включает выравнивание больших гребней и повышений. При этом участки для использования в сельском хозяйстве должны быть близкими к равнинным, без замкнутых понижений. Общий склон поверхности для Полесья может составлять 1-2 °, для Лесостепи и Степи – 1 °. Участки, отводимые под лес, могут быть умеренно расчленены со склоном до 4 °. На склонах более 4 ° необходимо возводить водозадерживающие валы и противоэрозионные сооружения. Откосы могут формироваться в виде терасовидних уступов.

Второй этап (конечный) – точное планирование осуществляется после 1-2-годовой усадки пород: отвалы покрываются плодородным слоем почвы и передаются для освоения.

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ земель (от лат. re- — приставка, означающая возобновление, и cp.-век. лат. cultivo — обрабатываю, возделываю * а. land reclamation; н. Воdenrekultivierung, Воden- wiederurbarmachen; ф. remise en etat des sols, rehabilitation des sols; и. recuperacion de terrenos) — комплекс горнотехнических, инженерно-строительных, мелиоративных, сельскохозяйственных, лесокультурных и озеленительных работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных горными работами земель; является основным средством их воспроизводства, улучшения условий окружающей среды. Проблема рекультивации тесно взаимосвязана с развитием горнодобывающей промышленности. Так, в увеличение общего объёма минерального сырья приводит к постоянному увеличению площади повреждённых земель (в начале 1984 свыше 2,5 млн. га, согласно прогнозам на 2005 — 6,4 млн. га).

Ежегодно горными работами нарушается около 150 тысяч га земель, из них на сельскохозяйственные угодья приходится 40%. Добыча 1 млн. т железной руды приводит к нарушению от 14 до 640 га земли , марганцевой руды — от 76 до 600 га, угля — от 2,6 до 43 га, руд для производства минеральных удобрений — от 22 до 97 га, 1 млн. м 3 нерудных строительных материалов — от 1,5 до 583 га. Наибольшие изменения земной поверхности и загрязнение окружающей среды происходят при открытом способе разработки месторождений полезных ископаемых , на долю которого приходится свыше 75% объёма горного производства. В , например, карьерами нарушается в год 62 000 га земель.

В CCCP и в других промышленно развитых странах из общей площади земельного отвода под горные предприятия в среднем 20% занимают карьерные отвалы, 13% отводится под хвостохранилища обогатительных фабрик , 5% занято отвалами и отходами шахт , 3% превращено в непригодные земли вследствие оседания и провалов земной поверхности. В связи с увеличением объёма горных работ в CCCP ежегодно требуется отводить под отвалы 10-15 тысяч га земель. Добыча и переработка полезных ископаемых на горных предприятиях сопровождаются нарушением естественных ландшафтных комплексов (в первую очередь почвенного покрова). Значительные площади оказываются повреждёнными и при строительстве инженерных коммуникаций. Так, строительство 1 км одной нитки магистрального трубопровода приводит к нарушению до 4 га земель. Одна из первых попыток рекультивации земель, нарушенных горными работами, была сделана в США (штат Индиана) в 1926.

В CCCP восстановление земель, нарушенных горными работами, систематически проводится с 1959. Первоначально эти работы осуществлялись на отдельных предприятиях по добыче в Эстонии , в Подмосковном и железных руд в . Эффективная система рекультивации ведётся при добыче , урожаи на восстановленных землях достигают 40 ц пшеницы с гектара.

Рекультивация проводится в соответствии с народно-хозяйственным планом CCCP и согласуется с задачами комплексной охраны окружающей среды . В 1968 приняты основы земельного законодательства Союза CCP и союзных республик (введены в действие с 1 июля 1969), предписывающие приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для использования в народном хозяйстве. В развитие земельного законодательства принят ряд директивных актов и нормативных документов по различным аспектам рекультивации, в т. ч. постановление Совета Министров CCCP от 2 июня 1976 "О рекультивации земель, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа , проведении геологоразведочных, строительных и других работ". Проблемы рекультивации рассматриваются на ботанических, географических и почвенных международных конгрессах. Для координации исследований в области рекультивации регулярно проводятся симпозиумы стран-членов СЭВ , первый из которых состоялся в ГДР (1962), CCCP впервые принял участие в работе второго симпозиума (1965).

Направления и методы рекультивации обусловлены горно-геологическими условиями месторождения, социально-экономическими и природно-климатическими особенностями местности, технологией разработки, хозяйственной деятельностью и перспективой развития района и устанавливаются на основе соответствующих проектов органами, предоставляющими горнодобывающим предприятиям земельные участки в пользование. В районах Крайнего Севера, пустынь и в необжитых местностях характер рекультивационных работ определяется в каждом конкретном случае Советом Министров союзной республики совместно с Агропромом CCCP, Государственным комитетом лесного хозяйства CCCP и министерством или ведомством, которому предоставляются земельные участки в пользование.

В зависимости от характера земельных участков и целей их использования выделяются следующие направления рекультивации; сельскохозяйственное — для создания на нарушенных землях сельскохозяйственных угодий; лесохозяйственное — лесных насаждений различного типа; рыбохозяйственное — рыбоводческих водоёмов; водохозяйственное — водоёмов различного назначения; рекреационное — объектов отдыха; санитарно-гигиеническое — с целью консервации биологическими или техническими методами нарушенных земель, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду; строительное — для приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для промышленного или гражданского строительства. Обычно рекультивация выполняется в два этапа — горнотехническая (см. Горнотехническая рекультивация) и биологическая (см. Биологическая рекультивация). На первом этапе рекультивация проводится горным предприятием, на втором — землепользователями, которым передаются (или возвращаются) земли. Для обеспечения рационального использования снятого при производстве горных работ почвенного слоя выполняется землевание, т.е. комплекс работ по нанесению плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород на малопродуктивные угодья с целью их улучшения. Весь комплекс работ по рекультивации выполняется за счёт горных предприятий. Затраты на рекультивации колеблются в широких пределах и зависят от природно-климатических, горно-геологических, горнотехнических условий разрабатываемого месторождения.

Повышению эффективности и темпов рекультивации способствуют: включение рекультивационных работ в технологическую цепь горного производства и использование на этих работах основного горного оборудования; сокращение объёма планировочных работ за счёт компактной укладки пород в отвалы и создания более спокойного рельефа их поверхности; использование средств гидромеханизации для подачи на поверхность отвала пород рекультивационного слоя и почв; селективные разработка и складирование вскрышных пород в отвалы с укладкой пород, пригодных для биологической рекультивации , на поверхность отвала; создание целенаправленной структуры отвалов, обеспечивающей высокую продуктивность восстанавливаемых земель посредством улучшения условий влагонакопления и питания в корнеобитаемом слое; сокращение объёма работ по снятию с нарушаемых земель и восстановлению на рекультивируемых площадях почвенного слоя за счёт использования вскрышных пород и отходов переработки с более благоприятными агрономическими свойствами; разработка и применение методов ускоренного восстановления плодородия нарушенных земель на основе использования биоактивных препаратов, бактериальных удобрений, фитомелиорантов, структурообразующих материалов и др.; разработка и применение эффективных методов закрепления рекультивируемых поверхностей и предотвращения ветровой и водной эрозии; разработка и применение специализированных машин и механизмов для производства рекультивационных работ.

Рекультивированные земли рассматриваются как один из видов продукции горных предприятий, производство которой планируется и контролируется.