Разработка урока музыки на тему "Музыкальные встречи Маши и Миши" (1 класс). Основные виды учебной деятельности школьников

– Однажды в той стране появилась Волшебница. Ей так там понравилось, что она захотела поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнала, что все ее жители − невидимки, то очень огорчилась. Но она все-таки была Волшебницей, причем очень доброй. И решила она каждому жителю подарить по волшебному платью.

Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебница была очень довольна. Ведь теперь, прочитав, пропев ее или прошептав, она называла звук по имени. Так они и познакомились.

− Посмотрите на алфавитный столбик, где рядом с буквами изображены звуки (с. 29).

− Какие звуки обозначены красным цветом? (Гласные.)

− Произнесите их хором.

На доске записаны слова: астра, осел, зайка, улитка, лимон, улица, картина, иволга.

− Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы − гласные.

− Какие слова выписали?

− Вспомните, почему гласные назвали гласными.

− Встаньте те, чьи имена начинаются с гласной буквы.

− Придумайте имена с оставшимися гласными буквами.

− Почему для обозначения согласных звуков использовали два цвета: зеленый и голубой?

− Произнесите несколько согласных звуков, обозначенных зеленым, и прислушайтесь к себе. Вы использовали голос?

Вывод: при произнесении согласных, обозначенных зеленым цветом, использовали голос. З еленым цветом обозначены з вонкие согласные. (Аналогично о глухих согласных: г олубой цвет − г лухие согласные.)

− Произнесите все звонкие согласные. Обратите внимание, в какой части звукового столбика (в основном) расположены звонкие согласные? (В верхней части.)

− Произнесите все глухие согласные звуки. В какой части звукового столбика (в основном) находятся глухие согласные? (В нижней части.)

Чтение статьи учебника (с. 30) и ответы на вопросы.

− У каких твердых согласных нет парного мягкого?

− Как это показано на звуковом столбике?

Учитель демонстрирует на доске схему − квадратные скобки с пробелом в середине и значком мягкости.

− У каких мягких согласных нет парного твердого? (У тех, где изображены квадратные скобки с пробелом в середине.)

Игра «Назови по цепочке».

Ученики по цепочке произносят по одной паре парных согласных по твердости – мягкости. (Можно провести игру по рядам.)

− «Согласные звуки могут быть парными и по звонкости – глухости! − объявила Волшебница».

Работа по заданию учебника (с. 31).

Отгадайте:

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким сам звеню я на просторе. (Колос − голос.)

С глухим траву она срезает,

Со звонким − листочки объедает. (Коса − коза.)

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким в нем мы обитаем. (Том − дом.)

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование . Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности.

Музыкально-пластическое движение . Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Класс (33 ч)

«Мир музыки в мире детства»

1 четверть «Звуки вокруг нас»

Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?

2 четверть – «Музыкальные встречи Маши и Миши»

Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья – зима.

3 четверть – «Так и льются сами звуки из души!»

Темы: зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.

4 четверть – «Волшебная сила музыки»

Темы: композитор – исполнитель – слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.

Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов и т.д.

Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.

Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования, программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности.

В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34песни и попевки, как народные, так и авторские.

Широко используются в обучении музыкально-ритмичные движения, игра на элементарных музыкальных инструментах и музыкальная игра. В процессе проведения занятий возможна замена музыкального материала в соответствии с интересами и пристрастиями школьников и учителя.

В 1 классе выстроена система накопления общих музыкально - художес твенных представлений и прикладных понятий, связанных со средствами музыкальной выразительности и имеющих преемственность с программой 2 класса.

Класс (34 ч)

1 четверть – «Три кита» в музыке: песня, танец и марш»

Темы: Главный кит – песня. Мелодия – душа музыки. Каким бывает танец. Мы танцоры хоть куда! Маршируют все. «Музыкальные киты» встречаются вместе.

2 четверть – «О чем говорит музыка»

Темы: Маша и Миша узнают, что умеет музыка. Музыкальные портреты. Подражание голосам. Как музыка изображает движение? Музыкальные пейзажи.

3 четверть – «Куда ведут нас «три кита»

Темы: «Сезам, откройся!». «Путешествие по музыкальным странам». Опера. Что такое балет? «Страна симфония». Каким бывает концерт?

4 четверть – «Что такое музыкальная речь?»

Темы: Маша и Миша изучают музыкальный язык. Занятная музыкальная сказка. Главная песня страны.

Учебную программу 2 класса, органично связанную с содержанием программы 1 класса, также пронизывает идея связи музыки с жизнью. Однако границы этой связи расширяются через проникновение учащихся в особенности музыки как вида искусства, осознание ее как звучащего искусства.

Вслушиваясь в музыку, школьники узнают, что она вызывает чувства и пробуждает мысли, они сопереживают героям музыкальных произведений, воспринимают мелодию как «душу» музыки. Встречаясь с музыкой в разных жизненных ситуациях, второклассники наблюдают и чувственно воспринимают ее как особенное звучащее явление, проникают в выразительные возможности музыки, размышляют над изобразительностью. Дети учатся любить и понимать музыку, постепенно овладевая музыкальной грамотностью.

Многообразие музыкальных форм и жанров начинается для второклассников с трех китов, трех основных сфер, основных областей музыки. Они доступны и понятны всем, кто неоднократно встречался с ними в совей жизни. С помощью песни, танца и марша обучающиеся легко и незаметно для себя проникнут в любую сферу музыкального искусств, и ее связь с жизнью станет для них очевидной и естественной.

Вхождение в мир большой музыки – это увлекательное путешествие в крупные и сложные музыкальные жанры – оперу, балет, симфонию, кантату, концерт. Знакомство с этими областями музыки должно показать второклассникам, что владение музыкальным языком дает им возможность проникать в глубины любого музыкального жанра, простого или сложного, и с их помощью познавать мир.

Важно, что программное содержание 2 класса направлено на накопление у обучающихся музыкальных впечатлений, музыкальных понятий и терминов, приобретение слухового опыта. Это позволит им в следующем классе перейти к более углубленному освоению музыки как «искусства интонируемого смысла».

Класс (34 ч)

«Музыка – искусство интонируемого смысла»

1 четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

Темы Миша и Маша открывают для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.

2 четверть – «Интонация»

Темы: сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

3 четверть – «Развитие музыки»

Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

4 четверть – «Построение (формы) музыки»

Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда сочинения имеют две или три части? Рондо – интересная музыкальная форма. Как строят вариации? О важнейших средствах построения музыки.

Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались 1-2 классах с музыкой песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют в ней большую роль.

Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле – как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле – как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

Класс (34 ч)

«Музыка мира»

1 четверть – «Музыка моего народа»

Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.

2 четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ».

Темы: «От Москвы – до самых окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России.

3 четверть – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразность музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!

4 четверть – «Композитор – исполнитель – слушатель»

Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!


Похожая информация.


Урок музыки 1 класс

по программе «Музыка» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой

Раздел: «Музыкальные встречи Маши и Миши»

Тема урока: «Музыка про разное»

Цель: установление естественных связей детей с музыкой, которая сопровождает их в жизни.

Задачи:

Организовать встречи детей с любимыми героями;

Создавать поисковые ситуации, чтобы дети разобрались, о чем может рассказать музыка;

Обратить внимание детей на то, как фиксируются при записи музыкальные звуки;

Планируемые результаты:

Предметные результаты – узнают, о чем может рассказать музыка;

Метапредметные результаты:

Личностные :

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове, жесте, пении;

Проявлять внутреннюю позицию при аргументированных ответах на проблемные вопросы;

Познавательные :

Сравнивать разные музыкальные произведения и находить в них общие и различные черты;

Объяснять особенности музыкального языка разных музыкальных произведений;

Регулятивные :

Выстраивать пути решения учебных задач в соответствии с вопросами и заданиями, предложенными в учебнике;

Коммуникативные :

- участвовать в коллективном исполнении песен;

Тип урока: первичное усвоение новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийные презентация.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, (ноутбук), экран и проектор.

Методы: деятельностный подход

Виды деятельности учащихся:

просмотр презентации

пение

обсуждение

Музыкальный материал :

Р. Роджерс «Звуки музыки»;

Чайковский «Баба Яга»

Ход урока.

    Организационный момент

.

1.Дети входят в класс под музыку песни «Музыкальная азбука. Буква «А».

2. Музыкальное приветствие:

«Звенит звонок – начнем мы урок»

    Актуализация знаний

    Исходная мотивация.

Вступительная беседа.

У.: Ребята, знакома вам песня, под которую вы вошли в класс?

Как вы предполагаете, о чём мы сегодня поведём речь?

Правильно, мы сегодня будем о музыкальной азбуке.

2. Создание учебно-проблемной ситуации.

У.: А что такое «музыкальная азбука»?

Вообще, что такое азбука ? Из чего она состоит?

(Правильно, из букв )

Для чего нам нужны буквы?

(Записывать слова)

А сколько в азбуке букв?

(Правильно, 33)

3 Постановка цели и задач урока.

У.: А как вы думаете, чем музыкальная азбука отличается от обычной азбуки? -

Может быть, и у музыки есть такие буквы, которые можно записать?

Возможно, они помогут нам увидеть, как музыка живет.

III этап (основной) – п огружение в тему урока

1.Формулировка основной учебной задачи.

У.: Обратите внимание на экран – в 1-м слайде обозначена тема урока, а на других слайдах мы увидим:

Где живут ноты;

О чем они могут рассказать.

Как вы думаете, а для чего мы будем всё это изучать?

Правильно, чтобы мы могли спеть любую песенку чисто, правильно и красиво

2.Первичное усвоение новых знаний

Кто знает, как называются музыкальные буквы? (Ноты).

Сколько нот в музыкальной азбуке? (7).

Как называется музыкальная азбука? (Звукоряд).

Где записываются ноты? (На нотном стане).

А как попасть на нотный стан? (Нужен скрипичный ключ).

Вот перед нами дом,

А проживает в нем Семья веселых нот.

Их каждый назовет:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

А теперь давайте познакомимся с голосами наших нот. (Исполняют звукоряд, называя ноты).

Сейчас мы послушаем песню «Звуки музыки».

Понравилась вам песня?

Мы ее с вами сейчас разучим. Я вам буду петь фразы, а вы повторяйте их за мной.

(Слайд 2,3)

3.Первичная проверка понимания

Молодцы. А теперь, если вы были внимательны, то ответите на мои вопросы.

О чем рассказывает музыка в этой песне?

( Каждая нотка рассказывает о чем-то своем: гнедо воробышка, деревья во дворе…)

Кто участвует в исполнении?

- (Учитель и ученики )

Музыкальная физминутка

Ребята, когда мы с вами пели песенку о музыкальном звукоряде, мы выяснили, что музыка, нотки нам могут о многом рассказать. О чем? Давайте еще раз вспомним.

А о чем еще может рассказать музыка?

Давайте послушаем музыкальную пьесу Чайковского.

Как вы думаете, что за герой представлен в ней? (Баба Яга )

Какой изображена Баба Яга? (коварной, злой, страшной, вредной и т.п.)

- Почему вы так думаете? Что в музыке помогло это узнать? (музыка быстрая,резкая, скачущая, с ударениями)

Давайте послушаем ее еще раз.

Слушайте, вот Баба Яга еле идёт, ковыляет (слушают дальше) . А сейчас она ворчит, что – то замышляет, колдует (слушают дальше) . А вот появляются резкие звуки, - это Баба Яга улетает, поднимается всё выше и выше. Какие предметы Баба Яга использует для передвижения? (ступа, метла)

А теперь послушайте, она спускается вниз, ругается, ворчит (слушают) . А в конце мелодии композитор изображает исчезновение Бабы Яги . Музыка это очень ярко показывает .

- Ребята, а каких еще героев народных сказок, похожих на Бабу Ягу вы знаете? (Леший,Кикимора)

А помните, мы с вами слушали музыкальную пьесу «Кикимора», которую написал русский композитор, фамилия которого состоит из двух нот. Кто помнит фамилию композитора? (Лядов).

Давайте еще раз послушаем музыкальную тему Кикиморы и сравним ее с музыкой про Бабу Ягу.

Что в музыкальных пьесах общего и чем они отличаются? (Музыка изображает злых героев; в «Кикиморе две темы, а в «Бабе Яге» - одна)

- IV этап – итог урока.

1.Рефлексия:

У.: Наш урок подходит к концу. Кому на уроке было скучно? Ну, а если всем понравилось, значит, мы работали на «хорошо» или «отлично»?

Давайте вспомним, на какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (о чем может рассказать музыка)

Но точку ставить еще рано. На следующем уроке мы продолжим разговор по этой теме.

2.Задание на дом:

Нарисовать иллюстрацию к пьесе Чайковского баба яга и придумать короткий стишок.

Ольга Дюпина
Конспект занятия «В гостях у Маши и Миши. Звук и буква Ш»

В гостях у Маши и Миши . Звук и буква «Ш»

подгрупповое логопедическое занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе /ФФНР/

Цель : Коррекция фонематических нарушений. Знакомство со звуком и буквой «Ш» .

Задачи :

1. Коррекционно-обучающие :

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

Автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях.

2. Коррекционно-развивающие :

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания;

Развитие тонких движений пальцев рук.

3. Коррекционно-воспитательные :

Формирование положительной установки на участие в занятии ;

Умение слушать сверстников и логопеда;

Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.

Оборудование :

звуковые схемы , кружочки красные, синие, зеленые, шарики Су-джок, картинки-листы задания по количеству детей, задания с буквой «Ш» по количеству детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент :

Дети заходят в кабинет.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости . Повернемся к гостям и поздороваемся .

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся.

Сегодня на занятии нас ожидают игры , задания, встречи. Мы отправимся в гости , где познакомимся с новым звуком , но чтобы путешествие удалось, вспомним, чем отличается звук от буквы (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем ).

На какие две группы делятся звуки (гласные и согласные?

Чем отличаются гласные звуки от согласных ? (при произношении гласного воздух не встречает преграду, он поется; согласный звук не тянется , так как при его произношении воздух встречает преграду.)

У меня на подносе кружочки красные, синие, зеленые. Возьмите себе каждый по одному кружочку и назовите любой звук соответствующий данному символу, объясните, что это за звук . (Те, кто назвал, садятся за столы)

2. Сообщение темы (включить песенку из мультика «Маша и Медведь» )

Ребята, узнали к кому мы идем в гости ? (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь» ) Правильно, мы сегодня пришли в гости к Маше и Мише .

Характеристика звука [ш] по артикуляционным признакам.

– Какие звуки я выделяю в словах Машшша и Мишшша? – Верно, это звук [Ш] .

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуком Ш и буквой , которая обозначает его на письме.

Давайте покажем, как произносится звук «Ш» . Возьмите в руки зеркала.

Что делают наши губы? (вытягиваются трубочкой, вытянуты и округлены)

Что делают наши зубы? (заборчиком с щелью)

Где находится язык? (наверху)

Какой он узкий или широкий? (язык широкий, «чашечкой» )

Как мы произносим звук «Ш» с голосом или без голоса? (глухой)

Он твердый или мягкий? (всегда твердый)

Он гласный или согласный? (согласный)

Итак, звук «Ш» согласный, твердый, глухой, обозначаем синим кружочком.

3. Игры со звуком Ш .

Маша и Миша предлагают нам поиграть со звуком Ш .

«Поймай звук »

Я буду произносить слова, а вы, если услышите звук Ш хлопните в ладоши : шапка, шорты, санки, кошка, маска, мышка, шея, каска, шлем.

«Повтори за мной» (с мячиком)

Ловите мяч и повторяйте за мной чистоговорку.

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Шо-шо-шо – и поёт хорошо.

Шу-шу-шу – поёт песню малышу.

Ши-ши-ши – Маша с Мишей хороши.

«Чемоданы» (определение позиции звука в словах )

Маша и Миша очень любят путешествовать. Поможем им собрать чемоданы.

Разложите картинки по чемоданам : в 1 –звук в начале слова , 2 – звук в середине слова , 3 - звук в конце слова (шапка, мишка, душ, карандаш, мешок, малыш.)

шапка мишка душ

4. Физкультминутка.

5. Игры с буквой Ш .

Давайте станем волшебниками и превратим звук «Ш» в букву «Ш» .

Платья звукам надеваем ,

Звуки в буквы превращаем .

«На что похожа буква »

Посмотрите это буква Ш . Из каких элементов она состоит? (из 3 вертикальных коротких палочек и одной горизонтальной длинной палочки).

Выложите букву Ш из палочек .

Допишите букву Ш .

6. Работа с кассами и звуковой анализ .

Откроем кассы и найдем, где живет буква Ш . На верхнюю полоску выложите слово МАША, МИША. Составьте звуковые схемы слов МАША , МИША.

7. Развитие мелкой моторики с использованием «Су-джок» терапии.

Миша предлагает вам поиграть с колючими мячиками.

Этот Мишка хочет спать,

Этот Мишка прыг в кровать,

Этот Мишка прикорнул,

Этот уж давно уснул,

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Мишек вы не разбудите.

«Разгадай ребус»

По последним звукам слов отгадайте загаданное слово.

«Веселый поезд» (деление слов на слоги)

Помогите пассажирам, отправится в путешествие, назовите и определите количество слогов в каждом слове, и узнаете, кто в каком вагоне поедет. Проведите линию.

8. Зрительная гимнастика

Нашим глазкам надо отдохнуть. Следим за предметами.

9. «Составьте предложение»

Даша нашла шишку.

Маша помогает бабушке.

Мама купает малыша под душем.

Алеша увидел мышку на полу.

10. Итог занятия

Молодцы! Мы с вами сегодня хорошо сходили в гости . Вы справились со всеми заданиями Маши и Миши .

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какой буквой мы обозначаем звук Ш ?

Что вам понравилось?

Что было трудным?

Ребята вы старались, внимательно слушали, отвечали. Вам медали от Маши и Миши .

Публикации по теме:

«Подарок от Маши и Миши». Интегрированное логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада «Подарок от Маши и Миши» (интегрированное логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада)

Конспект игры-путешествия в первой младшей группе «В гостях у медведя Миши» Цель: обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов цвета и величины. Задачи Обучающие: - обеспечить закрепление у детей умения соотносить.

Конспект СОД в подготовительной группе (ОНР) Тема: «День рождения куклы Маши» (звук [Ш] и буква «Ш») Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе (ОНР). Подготовка к обучению грамоте. Тема: «День рождения куклы.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.