Этот памятник русской архитектуры поражает своими габаритами. V

Вид речевой ошибки

Пример

Употребление слова в несвойственном ему значении

Меня раздражает его отвратительная харизма.

Неразличение оттенков значения синонимов

Употребление слов, не соответствующих по своей окраске основному стилю текста

Я прочитал текст, и меня ошарашила мысль…

Нарушение лексической сочетаемости

Расширяется уровень владения техникой;

это играет важное значение в жизни

Плеоназм (дублирование значения в словосочетании)

Возложить цветы к памятному мемориалу

Тавтология (использование слова в сочетании с однокоренным)

Через какие-то едва уловимые ощущения он ощущает связь с родной землёй.

Неоправданный повтор слов

Некорректное употребление местоимений

Я читал диссертации с приложениями. Они привлекли моё внимание.

Смешение паронимов

Особенности лиричного героя Пушкина

Нарушение структуры фразеологизма

Единожды солгавши, кто тебе поверит

Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях:

Варианты с ошибками

Тип ошибки

Исправленный вариант

1. Этот памятник русской архитектуры поражает своими причудливыми габаритами.

2. У учащихся выросла уверенность в своих силах.

3. У рада испытуемых существует эгоизм

4. Это исследование имеет большую роль в развитии современной науки.

5. . Неустанная любовь художника к динамике в искусстве хорошо известна.

6. Во многих районах вода оказалась в минимуме.

7. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного.

8. Революционеры-демократы вскрыли фиктивный характер буржуазной демократии.

9. Данная деталь является важнейшим фактором, на котором базируется надежность методики исследования типов акцентуаций личности.

10. Преподаватель оперирует положительными примерами из жизни.

12. Профессор показал мне вариант плана ВКР и сказал, что он уже устарел.

13. Следует отметить следующие ошибки в произношении.

14. Можно согласиться с теми главами реферата, не содержащими внутренних противоречий.

15. Правильно определив цели и задачи исследования, эксперимент показал следующее.

16. Не всегда существует взаимопонимание между народом и их представителями в Законодательном собрании.

18. Условия для достижения положительных результатов были созданы, но однако тем не менее испытания прошли неудачно.

19. Статья содержательная и интересна.

20. ВАК издает требования к кандидатским диссертациям

Задание 9 . Прочитайте приведенные отрывки и определите, к текстам каких функциональных стилей они принадлежат.

1 . Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в каком его постигают «частные науки» (аристотелевский термин), есть общее и большего масштаба, а именно – в отдельности для каждой из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания (познания). Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа «необходимость», "случайность", «причинность", "связь", "время" и т.п. Таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно-общее (компетенция отдельных наук), наиболее, общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).

2 . Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой (акцией), а лишь свидетельством, которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам (учредителям).

3 . Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, – с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А "осень и зима хорошо живут, Коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 . Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Джо Мартин, например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса – и в то же время студент университета Дьюка. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена мистера Мартина уже спит, Джо садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 . Русская нефть и русский газ сакральны, они не должны принадлежать кучке сомнительных олигархов с кривыми, испуганными физиономиями или извилистым гладкобёдрым чиновникам. Это часть национального бытия – в нефть вложили свою энергию миллиарды древних живых существ, да, они сгнили, но ничто живое не исчезает бесследно – их жизнь питает сегодня прожорливые желудки машин (А. Дугин)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 . Участники круглого стола заслушали и обсудили сообщения

Н. Н. Черешневой и А. Драгуна по вопросам специфики субкультуры болельщиков футбольного клуба «Зенит» (Санкт-Петербург). Участники дискуссии отмечают особый статус феномена ФК «Зенит» как объединяющей «высокой идеи» большой части населения Санкт-Петербурга, уникальный характер болельщицкой среды ФК «Зенит», высказывают общее мнение о необходимости комплексного (общегуманитарного) изучения данной субкультуры мегаполиса.

Наличие многочисленный органов СМИ, пишущих и вещающих о «Зените», к сожалению, не решает вопроса объективного исследования субкультуры болельщицкой среды, ее места в системе субкультур и в целом в культуре Санкт-Петербурга.

Участники круглого стола пришли к следующим выводам:

    необходимо комплексное изучение субкультуры ФК «Зенит» как уникального культурного феномена современного Санкт-Петербурга;

    выйти с предложением организации Проекта по внедрению идеи корпоративной культуры болельщиков футбольного клуба «Зенит»;

поместить на сайте института обращение ко всем студентам вузов Санкт-Петербурга с приглашением участвовать в Проекте для продвижения бренда «Зенита» как футбольного клуба культурной столицы России.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7 . Уважаемые товарищи депутаты! Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране, и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура». На самом Съезде слово «культура» было проходным образом произнесено только на третий день.

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8 . Современное студенчество как особая, традиционная устойчивая социально-возрастная группа имеет свои особенности речевого поведения. Так, студентам во все времена было присуще при общении друг с другом использовать определенные устойчивые формулы (как прецедентные, так и этикетные), экспериментировать над языковыми нормами (как национального языка, так и иностранных). Для них характерна особая манера общения с преподавателями и другими студентами. Они используют различные речевые способы завоевания авторитета в группе и пр. Все эти особенности, являясь в какой-то мере признаками речевого поведения членов данной социально-возрастной группы, в разное время наполняются разным содержанием, их распространенность и периодичность использования в речи изменяется.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 . Что? Как зовут? Звать-то меня Степаном. А вот если фамилию скажу, так, может, сразу и не поверите. Фамилия у меня редкая, чудная, можно сказать. Сорока я. Хотя, если разобраться, фамилия как фамилия. Это для здешних мест она странной кажется, а у нас на Украине (я сам-то из-подо Львова родом) и не такие встречаются: Кочан, скажем, или Тарас. А то и вовсе Саранча. А я, значит, Сорока. Птичья, выходит, фамилия. Отец мой Сорока. И дед был Сорока. И дети мои с той же фамилией. А что? Не в фамилии дело, в человеке. Главное, чтобы ты сам с добром к людям относился. Тогда будет и тебе почёт и уважение, и фамилия твоя зазвучит. Я вот, к примеру, своей очень даже горжусь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10 . Напишите эссе «Нормы русского литературного языка: их роль в языковом строительстве и жизни общества». Опирайтесь на материалы лекции, предыдущих упражнений и следующую схему.

1. Работа с упр. 111: выразительное чтение, составление плана, определение стиля и типа речи текста.

Примерный план:

1. В память о взятии Казани.

2. Невиданное сооружение.

3. Воплощение народных представлений о красоте архитектуры.

4. Судьба зодчих Бармы и Постника.

Стиль текста - публицистический, тип речи - описание с элементами повествования. Тип связи предложений в последнем абзаце - цепной.

2. Выразительное чтение фрагмента стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (читает учитель или заранее подготовленный ученик).

3. Сравнение поэтического текста с описанием храма (упр. 111).

4. Устное сообщение-рассказ о храме Василия Блаженного.

Вариант сообщения

Храм Василия Блаженного находится в самом центре нашей столицы. Это одно из сооружений, ограничивающих пространство Красной площади. Храм поражает своей необычностью, оригинальностью. Он похож на яркую гигантскую игрушку, собранную из разных частей чьими-то талантливыми руками.

А создали храм русские зодчие Барма и Постник, поплатившиеся за это гениальное произведение своим зрением. По легенде, царь Иван Грозный велел ослепить зодчих, чтобы они не смогли построить что-нибудь подобное. Храм остался уникальным сооружением, которым любуются люди уже в течение четырех с половиной веков.

Храм-памятник начал строиться в 1554 году в ознаменование великой победы: русское войско штурмом взяло Казань. Каменный собор Покрова теперь известен как храм Василия Блаженного, по имени юродивого, похороненного у стен собора.

Восемь столпов храма окружают девятый. Каждый купол оригинален, неповторим. Центральный храм венчает шатер. Это поистине сказочно красивое здание, изумляющее своей нарядностью, неожиданностью замысла.

Домашнее задание. Описание памятника архитектуры города (упр. 114).

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 16. Подлежащее

Цель урока: расширить представления учеников о подлежащем, его признаках, способах выражения; углубить знания о синонимических связях языковых единиц.



Методические приемы: анализ письменных работ; объяснение учителя, словарная работа, составление таблицы, беседа, конструирование предложений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и разбор двух-трех сочинений-описаний.

II. Объяснение нового материала

1. Беседа. Слово учителя.

Тема нескольких уроков - «Двусоставные предложения» - не нова для вас. Вы знаете, конечно, что такое главные члены предложения, можете определить подлежащее и сказуемое. (Ответы учеников, устное выполнение упр. 115.)

В 8 классе мы должны расширить наши представления о двусоставном предложении и его основе. Речь, прежде всего, о подлежащем.

Всегда ли субъектом действия, действующим лицом в предложении выступает подлежащее? (Ответы учеников.)

А кто действует в следующих предложениях? (они написаны на доске):

Загородный лес пересечен множеством тропинок. Задача решена программистом с помощью компьютера. (В этих предложениях субъекты действия не являются подлежащими. Подлежащее не должно зависеть от других членов предложения и отвечать на вопросы кто ? или что ?)

Еще один вопрос: чем может быть выражено подлежащее? (Ответы учеников.)

На самом деле, в роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие. Убедимся в этом, прочитан материал учебника, а затем составив обобщающую таблицу.

2. Изучение теоретического материала учебника (§ 11, с. 56).

3. Упр. 116 (устно): определение способов выражения подлежащего.

4. Составление обобщающей таблицы «Способы выражения подлежащего» (см. табл. на с. 40). (Используем материал упр. 116. По желанию ученики придумывают свои примеры.)

III. Практические задания

Упр. 117, 118, 119 (однословные подлежащие и подлежащие, выраженные словосочетаниями) - устно, «по цепочке».

Найдите, объясните и исправьте лексические ошибки (или нарушения точности, однозначности) в предложениях. 1. Поэт стоял у источников новой поэзии. 2. Зверь злостно смотрел на охотника. 3. Надо оставить термин «функциональный стиль». 4. За околицей зеленела березовая дубрава. 5. Я расскажу об одном моменте, который произошел во время войны. 6. Этот памятник архитектуры поражает своими причудливыми габаритами. 7. Подойдя к очереди, он спросил: «Кто крайний?» 8. Юрий Гагарин был первым проходимцем в космосе.

Похожие вопросы

  • представьте дробь 2/11 в иде суммы двух других дробей с разными знаменателями, числители которых равны 1
  • Оцени слова императрицы Екатерины Великой: "Черни не должно давать образование: поскольку будут знать столько же, сколько вы да я, то не станут нам повиноваться в такой мере, как повинуются теперь " Кого императрица счита...
  • Сколько энергии E нужно затратить, чтобы расплавить 13 кг льда при температуре 0ºС? Удельная теплота плавления льда равна 330 кДж/кг.
  • Имеет ли смысл выражения: arccos корень из 5 ? И arccos п/5 ? Помогите пожалуйста
  • в слове тамошных какой корень? и ЭТО ПРИЧАСТИЕ???????????????? и слово заснеженным является причастием??????????????
  • свеча находится на расстоянии 12.5 см от собирающей линзы. оптическая сила которой равна 10 дптр. на каком рассстоянии от линзы получится изображение

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Методические указания

Контрольная работа выполняется самостоятельно студентами первого курса заочной формы обучения всех специальностей и является допуском к сдаче зачета.

В контрольную работу включены разнообразные задания по всем темам курса «Русский язык и культура речи».

Некоторые задания предусматривают работу со словарем. Список словарей и справочников, к которым необходимо обращаться, приводится в конце документа.

Вариант 1.

Дополните синонимические ряды прилагательных, определив основной цвет каждого ряда.

Травяной, изумрудный, малахитовый.

Лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный.

Составьте текст, используя фразеологизмы, позволяющие выразить ваше отношение к предмету или адресату речи.

Нести околесицу; мелко плавать; в подметки не годится; мышиная возня; нести ахинею; рвать и метать; довести до белого каления; быть на седьмом небе; воспрянуть духом; выходить из себя; ни в медный грош не ставить; не ахти как; последняя спица в колеснице; ни шатко ни валко; шишка на ровном месте; птица высокого полета; повесить нос; вкривь и вкось; быть вне себя; поставить во главу угла.

Исправьте речевые ошибки в следующих предложениях.

1) Этот памятник русской архитектуры поражает своими причудливыми габаритами. 2) Этим первым мощным порывом сазан часто вытягивает лесу в одну прямую линию с удилищем и легко рвет ее. 3) Лицо господина принимает сонное состояние. 4) У учащихся выросла уверенность в своих силах. 5) У Печорина существует эгоизм. 6) Лица престарелого возраста должны тщательно следить за своим здоровьем. 7) Неустанная любовь художника к динамике в искусстве хорошо известна.

4. Проверьте по орфоэпическому словарю постановку ударения в следующих словах, поставьте ударение:

Валовой сбор, оптовые цены, тигровая шкура, августовский совет, пломбированный зуб, кухонная утварь, избалованный ребенок, языковые средства, госпитальный режим, языковая колбаса, гербовая печать, экспертная комиссия, новорожденный ребенок, договорные цены, агент, алфавит, алкоголь, аналог, арест, безудержный, блага, боязнь, бестселлер, бармен, баллотироваться, вероисповедание, вечеря, вандалы, газопровод, глашатай, гражданство, добыча, договор, документ, дремота, досуг, донельзя, дочиста, еретик, жалюзи, завидно, завсегдатай, задолго, заговор, заиндеветь, закупорить, заржаветь, зубчатый, значимость, иначе, индустрия, иконопись, изобретение, инструмент, искра, избаловать, каталог, квартал, комбайнер, красивее, корысть, кладовая, каучук.

5. Приведенные ниже глаголы поставьте в форму 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени, сохраняя вид глагола; поставьте ударение в словах:

вручить, включить, звонить, кружить, прислониться, жалить, клонить.

6. Поставьте в форму прошедшего времени женского рода единственного и множественного числа следующие глаголы, поставьте ударение в словах:

брести, вить, вести, брить, внять, гнать, грызть, долить, жать, замереть, замять, класть, красть, крыть.

Вставьте недостающие буквы.

1) Актер надел небольш… пенсне в золотой оправе. 2) Газеты сообщают о падении цен на колумбийск… кофе. 3) Поздн… барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. 4) В качестве вспомогательного языка был… создан… эсперанто. 5) На плечи красавицы накинут… пушист… боа. 6) Дв… колибри привлекли внимание орнитолога. 7) «Юманите» обратил…с… с призывом к французскому народу. 8) Сочи расположен… на берегу Черного моря. 9) «Нью-Йорк таймс» поддерживал… нового президента.

Поставьте заключенные в скобках слова в нужной форме.

1) На днях состоялась премьера новой пьесы (Жан Поль Сартр). 2) В произведениях французской писательницы (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные проблемы. 3) Профессору (П.Я. Черных) принадлежит ряд работ по истории русского языка.