Африканское племя химба. Удивительное племя химба с его ускользающей аутентичностью

Племя химба одно из немногих в современной Африке, где продолжают вести традиционный образ жизни. Они не пользуются благами современной цивилизации и не спешат покинуть родные места ради жизни в городе, а женщины этого народа по праву считаются самыми красивыми на африканском континенте.

Химба, численность которых не превышает 50 000 человек, являются визитной карточной туристической индустрии Намибии. Обитающие в засушливых районах страны люди племени химба обеспечивают себе пропитание, занимаясь скотоводством и собирательством. Так же, как и их предки сотни лет назад, химба разводят коз и коров. Их домашние животные не слишком упитанны: сказывается отсутствие сочного корма. Но худощавые козы и коровы обеспечивают племя питательным молоком, которое, наряду с растительной пищей, составляет основу рациона химба. Мясо они едят крайне редко, лишь по большим праздникам. Люди племени химба целыми днями заняты физическим трудом: мужчины пасут скот, ежедневно уходя за несколько километров от деревни, занимаются ремонтом и постройкой хижин, женщины воспитывают детей, готовят пищу и уделяют время рукоделию.


Их традиционное жилище - это обычная глиняная хижина, иногда покрытая соломой. Еду готовят на кострах, а малышня есть кашу руками прямо из общего котла. Традиционно в племени практиковалось многоженство, но сегодня от этого обычая зачастую отступают. Химба активно общаются с соседними племенами и могут вступать в брать не только с представителями своего народа.


Интересно, что людей химба пытались обратить в христианство многочисленные миссионеры. Более 150 лет их племена постоянно посещали белые люди, но химба так и остались при своих традиционных ценностях. Они верят в природных духов так же, как и их предки.


Примечательно, что химба по-прежнему предпочитают традиционную одежду, что особенно заметно по женщинам. Юбка из козьей шкуры, множество браслетов и великолепная прическа - вот те внешние признаки, по которым можно без труда узнать женщин этого племени. Среди других африканских народов, большинство из которых носит короткие прически, химба выделяются своими длинными волосами. Такая красота требует тщательного ухода: несколько часов в день эти красавицы уделяют косметическим процедурам. В условия небольшого количества воды и постоянной экономии химба заплетают свои волосы в косы. А чтобы их приходилось реже мыть, косы покрывают специальным составом из смеси козьего молока, растертой в порошок охры и пряных трав. Когда девочка еще маленькая, косички две и их заплетают вперед. А когда девушка готова к замужеству, она заплетает волосы назад и делает красивую прическу на голове.


Но уходом за волосами не ограничиваются заботы женщин химба о своей привлекательности. Они ежедневно окуривают волосы и кожу дымом, а также втирают питательный крем на основе все того же козьего молока и охры. Такие усилия окупаются с лихвой: женщины химба слывут первыми красавицами Африки. Высокие, стройные, длинноногие с потрясающими прическами и красивыми лицами, они вызывают неподдельный интерес со стороны внешнего мира.

Посещение деревень химба входит во все туристические программы Намибии. Но, несмотря на растущий интерес к себе, племя не приобрело те черты показной «самобытности», присущие многим народам, вовлеченным в туристический бизнес. Они не навязывают гостям свои сувениры и не бегут наряжаться в традиционные одежды перед приездом очередной группы, хотя и с радостью общаются с приезжими. На вырученные деньги женщины химба покупают продукты питания, в основном крупы, а также гребни для ухода за своими прекрасными волосами.


Женщины химба считаются эталоном красоты на Африканском континенте.

В наш век становится все сложнее найти уголок земного шара, не тронутый цивилизацией. Конечно, кое-где так называемый национальный колорит все еще остается главной приманкой для туристов. Но все это по большей части экзотика напускная, искусственная. Взять, к примеру, грозных масаев – визитную карточку Кении. Заслышав звук мотора приближающегося автобуса, представители этого племени прячут подальше телевизоры, телефоны и джинсы и срочно придают себе первобытный вид. Совсем другое дело химба – небольшое племя на севере Намибии. Они сохранили в своем быту традиции каменного века не ради туристов, а потому, что не желают жить иначе, пишут со ссылкой на Рекорды и факты.

Климат провинции Кунене, по которой кочуют химба, мягким не назовешь. Днем столбик термометра неумолимо стремится к отметке +60°, ночью иной раз выпадает иней. Сказывается дыхание самой старой пустыни на планете – Намиба.

Химба переселились на север Намибии около нескольких сот лет назад из Восточной Африки. Когда-то это было большое племя, но в середине XIX века оно разделилось. Большая его часть перекочевала южнее, в область более богатую водой. Отколовшиеся от химба люди стали называться гереро. Они вступили в контакт с европейцами, что их, в конечном счете, и погубило.


Несколько десятков лет назад в Намибии спохватились: коренного населения, сохранившего быт и верования предков, оставалось немного. В общем, химба решили оставить в покое и позволили им жить так, как они хотят. Любые законы Намибии на их территории вступают в силу только после одобрения племенным вождем, которого называют королем.

Как и сотни лет назад, племя ведет полукочевую жизнь. Основное занятие – разведение коров, коз и овец. Количество коров определяет социальный статус, буренки же служат и платежным средством. Деньги химба практически не интересуют, потому что никакие промышленные товары в быту они не используют. Исключение составляют пластиковые канистры для хранения и переноски воды и различные мелочи, случайно попавшие в руки.

Живут химба в краалях, имеющих круговую планировку. В середине расположен скотный двор, окруженный плетеным забором. Вокруг – круглые или квадратные хижины. Их строят из жердей, вкопанных в землю и скрепленных кожаными ремешками. Каркас обмазывают глиной, а крышу покрывают соломой или тростником. Пол в хижинах земляной, мебели нет. Спят химба на матрасах, набитых соломой. У входа в хижину располагается очаг, который топят по-черному.

По мере истощения пастбищ они разбирают хижины и перекочевывают. Воду химба раньше добывали, выкапывая в песке глубокие ямки, а подходящие для этого места находили одним им ведомым способом. Крааль они никогда не ставят близко от источника, чтобы посторонние не могли подглядеть, где берется вода. Не так давно по распоряжению правительства на кочевых маршрутах вырыли артезианские скважины. Но аборигены эту воду не пьют, разве что поят ею стада.

Дедовским способом живительную влагу можно добыть только для собственного употребления, да и то в обрез. О том, чтобы помыться, и речи быть не может. Помогает волшебная мазь, которой химба обязаны красным оттенком кожи. Это смесь масла, взбитого из молока коров, разнообразных растительных эликсиров и истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы. Добывают ее в одном-единственном месте – на горе на границе плато, которое занимают химба. Гора, естественно, считается священной, а рецепт мази они не раскрывают никому.

Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы несколько раз в день. Мазь защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Кроме того, когда вечером мазь соскабливают, с ней сходит и грязь, что является хоть и странным, но эффективным средством личной гигиены. Удивительно, но кожа у женщин химба идеальная. При помощи той же мази делают традиционную прическу: чужие волосы − обычно мужские, чаще всего от отца семейства – вплетают в свои, создавая на голове «дреды».

Как правило, один крааль занимает одна семья, но бывают поселения и крупнее. Почти все химба умеют читать, считать, писать свое имя и знают несколько фраз по-английски. В этом заслуга мобильных школ, которые посещают почти все дети племени. Но больше двух-трех классов оканчивают единицы – для продолжения обучения нужно ехать в город.

Работают в краалях только женщины. Они носят воду, ухаживают за скотиной, взбивают масло, шьют и чинят нехитрую одежду. Кроме того, слабый пол занимается собирательством, чтобы рацион племени состоял не только из молочных продуктов. Разумеется, воспитанием детей занимаются тоже женщины. Кстати, малышей на своих и чужих не делят.

Скот пасут старики и подростки. Мужчины химба не перетруждаются. Собрать и разобрать крааль – вот, по большому счету, и все их дела. Охота не входит в число постоянных занятий племени, это, скорее, хобби мужчин химба. Постоянная обязанность представителей сильного пола – добыча той самой красноватой породы, которая идет на приготовление краски для тела. Впрочем, изготавливают состав тоже женщины.

Слабый пол является и своего рода двигателем прогресса. Если туристы хотят приобрести у племени какой-нибудь сувенир, то торговаться приходится только с женщинами. В последние годы у людей племени стали пользоваться небывалой популярностью яркие полиэтиленовые пакетики. За них химба готовы отдать последнее. Ведь в этих пакетиках так удобно хранить свои небогатые пожитки, украшения и, конечно же, гребешки. С помощью последних очень удобно сооружать фантастические прически, которыми славятся женщины химба. Они, между прочим, считаются эталоном красоты на Африканском континенте.

К 12-14 годам у каждого химба недостает четырех нижних зубов. Это следствие обряда инициации. Зубы выбивают камнем. Хочешь быть взрослым – терпи. К 14 годам химба разрешается вступать в брак, но свадьбы случаются нечасто, так как за невесту надо платить большой выкуп.

Свадебный обряд весьма оригинален. Новобрачные ночуют в хижине семьи невесты. Утром они в сопровождении подруг будущей жены покидают родительский дом, выбираясь на улицу непременно на четвереньках. Затем все поднимаются на ноги и, взяв друг друга за набедренные повязки, направляются в сторону «священного огня», где для совершения церемонии молодых уже ожидает вождь. Если кто-то из процессии оступится, обряд придется повторить, но не ранее чем через несколько недель.

Участники церемонии усаживаются вокруг огня, а вождю подносят три сосуда с молоком − по одному из хижин жениха, невесты и самого вождя. Он снимает пробу, после чего к сосудам по очереди прикладываются остальные члены племени. После этого все присутствующие направляются к хижине вождя, где молодоженам предстоит провести три дня. Чтобы первая брачная ночь прошла успешно, перед хижиной жених и невеста снова опускаются на четвереньки и так обходят дом против часовой стрелки.

Даже если мужчина и женщина химба состоят в браке, соблюдать супружескую верность они не обязаны. Каждый химба может иметь столько жен, сколько в состоянии прокормить. Женами можно меняться, а если мужчина отправляется в дальнее путешествие, то пристраивает свою супругу жить с кем-то из знакомых.

Такая свобода нравов беспокоит местные власти. Более 20% населения Намибии больны СПИДом, так что химба – своего рода группа риска. Однако в племени к медицинским проблемам относятся философски. Боги дают жизнь, они же ее могут и забрать, говорят химба. А вообще они долгожители: почти все доживают до 70 лет, а некоторые и до ста.

Интересна и система правосудия химба. Если, к примеру, муж убивает жену или кого-то из ее родственников, то должен выплатить компенсацию в 45 коров. Если жена или кто-то из ее родственников убивает мужа, то никакой выкуп не предусмотрен. Власти Намибии химба никак не наказывают, считая все это их внутренним делом.

Химба считают, что их племя произошло от прародителя Мукуру, который вместе со своей женой вышел из священного дерева Омумборомбонго. Мукуру создал все сущее и наделил души умерших предков химба сверхъестественными способностями. Но потом враги выгнали племя с его исконных земель и захватили дерево. Когда-нибудь химба вернутся туда. Между прочим, не имея никакого представления о географии, любой глава рода покажет рукой направление, где стоит искать Омумборомбонго.

В середине XIX века химба чуть было не исчезли с лица земли. На них напало самое крупное и могущественное племя Намибии – нама. В результате жестоких набегов химба потеряли все свои стада и бежали в горы. Там им пришлось заниматься охотой, однако такая жизнь была им не по нраву, и они ушли на север, в Анголу.

Некоторое время считалось, что химба вымерли или смешались с другими племенами, как они вдруг снова появились на старом месте. Произошло это в 1903 году, когда нама подняли восстание против немецких колонизаторов. Европейские войска быстро разбили нама и союзных им гереро, после чего устроили самый настоящий геноцид. В результате оба племени практически прекратили свое существование. Не обошли «вниманием» немцы и химба. Почти все химба были убиты либо схвачены и отправлены в лагеря для чернокожих. К счастью, после Первой мировой войны колонии у Германии забрали. И если гереро с нама так и не оправились от удара, то химба «восстали», словно птица феникс из пепла.

В третий раз их посчитали вымершими в середине 1980-х годов. Ужасная многолетняя засуха уничтожила 90% поголовья скота, и в 1988 году погас последний очаг в последнем краале химба. Оставшиеся люди племени были переселены в город Опуво как беженцы. Но в начале 1990-х химба вернулись. Теперь их насчитывают чуть меньше 50 тысяч, и население растет. При этом живут они точно так же, как их предки сотни лет назад.














На севере Намибии обитает удивительное племя, о котором мало кто знал. Его жители, не контактировавшие с белыми людьми, долгое время не допускали к себе журналистов, а после нескольких репортажей интерес к ним невероятно возрос. Появилось множество желающих побывать в племени и рассказать миру о кочевниках, живущих по своим законам.

Племя скотоводов

Племя химба, численность которого не превышает 50 тысяч человек, с 16-го столетия живет в разрозненных поселениях и ведет полуоседлое-полукочевое существование в пустыне, где отсутствует вода. Сейчас оно занимается скотоводством: жители разводят коров особой породы, неприхотливых и готовых обходиться без воды долгое время. Домашние животные - это основное богатство и наследство, которое не рассматривается в качестве пищи.

Народ, не знакомый с благами цивилизации

Продавая животных, они выручают немного денег, а зачастившие гости покупают сувениры и поделки. Заработок химба тратит на покупку сахара, кукурузной муки, лакомств для детишек. Одежда жителям не нужна, они делают из шкур животных и закрепляют их на теле ремнем. Все, что им требуется, - шлепанцы, чтобы идти по обжигающей ноги пустыне. Никто из них не пользуется техникой, почти не знает письменности, посуду членам племени заменяют сосуды, выдолбленные в тыкве, но они совершенно не страдают от отсутствия атрибутов цивилизации.

Племя химба, фото которого стали часто печатать в различных изданиях, соблюдает древние обычаи, поклоняется душам мертвых и богу Мукуру, разводит скот и не проливает чужую кровь. Они ведут мирное существование в безжизненной пустыне, в условиях жесткого дефицита воды.

Внимание к внешнему виду

Для членов племени внешний вид играет важную роль в традиционной культуре. Он указывает на положение в обществе и определенные фазы жизни. Например, замужние женщины носят на голове некое подобие короны, которую изготавливают из шкур козы, а женатые мужчины - тюрбан.

Девочки заплетают длинные волосы в косы надо лбом, с возрастом они делают прически, которые состоят из огромного количества косичек, а мальчики стягивают волосы в конский хвост, завязанный в пучок.

Женщины, признанные самыми красивыми

Представители химба не упускают ни одной мелочи и тщательно следят за своим обликом, ухаживая за кожей и прической. Отсутствие одежды они компенсируют многочисленными украшениями, смастеренными из меди, ракушек и жемчуга. Это важная часть многовековых традиций, а женщины племени химба признаны самыми красивыми. Их тонкими чертами лица и глазами миндалевидной формы любуются путешественники, утверждающие, что каждая девушка могла бы работать моделью на подиуме.

Это высокие и стройные женщины, выделяющиеся на фоне остальных Они ловко носят на голове емкости с драгоценной водой, благодаря чему у них сформировалась великолепная осанка. Украшения, которые представительницы прекрасного пола носят на шее, ногах, руках, служат не только для красоты - таким образом местные девушки защищают себя от укусов змей.

Волшебная смесь для лица и тела

Каждая капля воды на вес золота, и то, что удается добыть, выпивается, поэтому члены племени не моются, а выживать им помогает специальная смесь красно-оранжевого цвета, которой химба обязаны особым оттенком кожи. Женщины растирают камни вулканической породы в пудру и смешивают ее с взбитым из молока коров маслом, пеплом, растительными эликсирами. Каждое утро начинается с того, что аборигены наносят охровую краску, поддерживающую необходимый уровень гигиены и защищающую от укусов насекомых и палящих солнечных лучей, на все тело и лицо.

Невероятно мягкая кожа женщин прекрасно выглядит и приятно пахнет ароматической смолой, которую часто добавляют в смесь, служащую и основой для сложных причесок, которыми отличается племя химба.

У каждого жителя есть второе, «европейское» имя. Дети его получают, когда учатся в передвижных школах. Каждый ребенок умеет считать и знает несколько фраз на английском языке, но после первых классов обучения его мало кто продолжает.

Племя химба в Намибии строит хижины конусообразной формы из молодых деревьев и пальмовых листьев, которые переплетаются кожаными ремешками, а позже покрывает их навозом и илом. Внутри такого жилища отсутствуют удобства, кроме матраса на полу.

Племя живет в клане, которым руководит старейшина - дедушка, отвечающий за жилье, религиозные аспекты, соблюдение законов и традиций, экономические вопросы, управление собственностью. Его полномочия подтверждаются специальным браслетом на руке erenge. Староста заключает браки, проводит различные церемонии и ритуалы у священного огня, привлекая духов предков к решению насущных вопросов.

Браки заключаются таким образом, чтобы богатство распределялось поровну. После свадьбы жена переезжают к мужу и принимает правила нового клана.

Женщины встают очень рано, с рассветом, доят коров, которых мужчины отводят на пастбища. Как только угодья скудеют, племя химба снимается с места и перебирается в другое место. Мужья кочуют со стадами, оставляя в деревне своих жен и детей.

Из современных вещей у племени прижились пластиковые бутылки, в которых хранятся украшения.

В деревню лучше всего ехать вместе с гидом, который подробно расскажет о быте племени и сможет договориться с вождем о посещении жилища.

Удивительное племя химба - это гостеприимные и улыбчивые люди, не ищущие выгоды от зачастивших путешественников. Самобытный народ, существующий изолированно от внешнего мира, равнодушен к благам цивилизации, и каждый случай сохранения традиционных укладов представляет огромный интерес для ученых и туристов.

На юго-западе Африки, в глубину пустыни от побережья Атлантического океана, которое из-за частых кораблекрушений назвали «берегом скелетов», в северной Намибии простирается территория, где время остановилось. Здесь живут люди, они зовутся племя химба . Еще столетие назад о нем почти ничего не было известно. Но благодаря туристам и журналистам в интернет попали фотографии и теперь это племя считают самым красивым в Африке.

Химба − полукочевой африканский народ, живущий в северной части Намибии вблизи границы с Анголой, в области Кунене, в труднодоступных районах плато Каоколэнд. Численность его представителей составляет 20000-50000 человек. Они говорят на языке отжихимба и ведут свое происхождение от народа гереро. Несколько сотен лет назад гереро, в том числе и предки химба, мигрировали в Намибию из восточной Африки. Приблизительно 150 лет назад остальные гереро, отделившись покинули эти земли и ушли дальше на юг.

Широкоизвестное о малоизвестном химба

В середине XIX века племя подверглось нападению племени нама, и многие из них вместе с вождем переселились в Анголу. После Первой мировой войны химба вернулись в Намибию. В 1904 году они подверглись геноциду со стороны немецких колонизаторов.

В 1980 году на землях рлемени разразилась ужаснейшая засуха, в результате которой племя едва не прекратило свое существование. Оставшиеся химба нашли прибежище в городе Опуво. Только в 1990-х началось возрождение племени на исконных землях.

Племя благодаря изолированности от внешнего мира сохраняет свой традиционный образ жизни. Социальная структура представляет собой родовой строй, основанный на билатеральном наследовании (каждый член племени принадлежит к двум кланам − патриклану и матриклану). Основным занятием химба является скотоводство: они разводят коров, а также коз и овец.

Данный народ сохраняет свои традиционные верования. Единственным богом, творцом всего, они считают Мукуру и совершают ритуалы, связанные со священным огнем − окоруво.

Главным в племени является старейшина, он следит за соблюдением правил и обычаев.

Традиции химба

Женщины должны быть красивыми — своей красотой они и заняты, не все время конечно, но считают это занятие крайне нужным и важным. Женщины химба обладают необычайно красивой кожей, секрет красоты которой заключается в мази, которой они ежедневно и не по разу покрывают все тело и волосы.

Эта мазь, приготовленная из растертой в пудру вулканической пемзы, коровьего масла и разнообразных растительных экстрактов, не только придает коже красивый красноватый оттенок, но и сохраняет ее эластичность и упругость на долгие годы, она также является прекрасным гигиеническим средством и средством, защищающим от солнечных ожогов.

Народ химба бережно охраняет от чужаков свой устоявшийся уклад жизни и, обладая массой уникальных знаний о природе и человеке, пополняющихся из поколения в поколение, довольствуется тем немногим, что у него есть и не нуждается ни в чем, чего у него нет и никогда не было — вот вам и


Цивилизация изменяет облик Земли и народы, живущие во всех ее уголках. Так на протяжении всего XX века большинство африканских племен утратили свою самобытность, лишь изображая соблюдение древнего образа жизни в угоду туристам. Но есть исключение: на севере живет племя химба, над которым прогресс и блага цивилизации не имеют никакой власти.

Общая информация

Химба – африканское племя в Намибии, численность которого не более 50 тыс. человек. Этот народ не ведет отсчет годам, они не знают своего возраста и веками хранят традиции, почитая предков. Долгое время жители племени не контактировали с белыми людьми, и о них мало кто знал. Племя химба с XVI века ведет полукочевое существование, занимаясь скотоводством. Они выращивают особые породы коров, обходящиеся долгое время без воды. Домашний скот – это главное наследство и богатство, которое в качестве пищи даже не рассматривается. «Деньги не дают новую жизнь», - так считает народ африканского племени химба.


Быт и традиции

Племя химба бережно соблюдает , поклоняясь душам и могилам предков и богу Мукуру. Они веками мирно живут в пустыне с огромным дефицитом воды. Из одежды химба носят набедренные повязки из шкур животных, закрепленные на теле ремнями. Сосуды, выдолбленные их тыквы, заменяют им посуду. Народ химба имеет массу уникальных знаний о человеке и природе, передающихся и пополняющихся из поколения в поколение. На деньги от продажи животных они приобретают кукурузную муку, сахар и сладости детям. Небольшой заработок приносит продажа и поделок туристам.

Распределение семейных обязанностей

Распределение обязанностей в племени химба немного отличаются от тех, к которым привыкли мы:


Внешний вид

Огромное внимание уделяется внешности, ведь она играет большую роль в племени химба, указывает на положение в обществе и некоторые фазы жизни.

Несколько интересных примеров:

  • женатые мужчины носят тюрбан, а женщины на голове делают подобие корон, сотворенных из козьих шкур;
  • женщины племени химба тщательно следят за собой, ухаживая за кожей и прической. Носят короткие юбки из мягкой кожи и большое количество украшений из меди, жемчуга, ракушек. Высокие и стройные, с тонкими чертами лица, миндалевидными глазами и великолепной осанкой, могли бы запросто работать на подиумах Парижа моделями. Свое тело они натирают «волшебной» красно-оранжевой смесью, которая защищает их кожу от насекомых и палящего солнца. Делают ее из камней вулканической породы, превращая их в пудру, и масла из коровьего молока, также добавляют пепел, эликсиры из растений и охры. Благодаря этом кожа женщины химба становится невероятно мягкой и ароматой. На лодыжках они носят украшения, которые являются своеобразной версией обручального кольца, по ним также можно узнать о количестве детей. Эти многовековые ритуалы позволяют женщинам племени оставаться самыми красивыми среди всех африканских племен. На фото ниже женщины химба во всей красе.

Интересные факты

О жизни уникального племени химба расскажут такие детали:


Как посетить племя химба?

Всем желающим побывать в деревне химба стоит начать с города Опуво. Там нужно взять в аренду внедорожник для 3-х часового путешествия по дороге C 41. Ехать лучше с местным гидом, который договорится с вождем племени о визите. Народ химба – добродушные и улыбчивые люди. Они не ищут никакой выгоды от вашего посещения и не нуждаются во всем том, чего не имели никогда.