Картины русской живописи 19 века. Русская живопись середины XIX века (Передвижники)

После убийства о. Павла (Адельгейма) хлынул какой-то безумный поток конспирологических версий: дескать, и сумасшедший убийца - не сумасшедший, и вообще священника убила кровавая гебня (ТМ), и вообще был глоблальный заговор с целью убиения священника.
Увы, на самом деле всё гораздо проще и печальнее. Официально установлено, что убийца - душевнобольной.
Обвинение в убийстве псковского священника Павла Адельгейма предъявлено 27-летнему москвичу Сергею Пчелинцеву. 5 августа молодой человек пришел побеседовать с отцом Павлом о своих делах, но внезапно накинулся на него с кухонным ножом в руках. По данным оперативников, при задержании Пчелинцев кричал, что Сатана приказал ему убить священника, после этого парень ударил себе в грудь ножом.

Подозреваемый в убийстве при задержании ударил ножом и себя, что говорит в пользу версии о некой проблеме с психическим здоровьем у молодого человека. Сейчас он находится в больнице на аппарате искусственного дыхания. Следователи попробуют его допросить, как только врачи предоставят им такую возможность.
Следствие уже назначило предполагаемому убийце психиатрическую экспертизу. Свидетели утверждают, что до страшных событий в доме священника приезжий москвич вел себя неадекватно....

Подробности и обстоятельства трагедии. Что этому предшествовало?

Оказалось, что признаки надвигающейся беды все же были:

Невеста убийцы отца Павла Адельгейма посылала его к священнику избавиться от бесов

Невеста подозреваемого в убийстве отца Павла Адельгейма Сергея Пчелинцева в свое время советовала молодому человеку обратиться к священнику, чтобы избавиться от бесов.
Родители записали Сергея на прием к психиатру, чего тот боялся, так как чувствовал, что его сдадут в больницу. Тогда невеста Аня посоветовала ему поехать к отцу Павлу. Сергей сбежал от родителей и приехал к священнику за помощью.

"Отец Павел скоро понял, что молодому человеку нужна не беседа, а квалифицированная помощь специалиста, — рассказали прихожане церкви. — Невеста Сергея оказалась хорошей знакомой матушки Веры Михайловны. Ей сразу сообщили о приезде знакомого, а та, видимо, рассказала о прибытии Сергея в церковь его отцу".
(отсюда)

Мать подозреваемого в убийстве священника: Сын снимал фильм о маньяках-убийцах
Светлана Ковалева, мать Сергея Пчелинцева, подозреваемого в убийстве священника в Псковской области, сообщила, что сын снимал документальный проект, посвященный маньякам-убийцам.
По ее словам, это могло стать причиной помешательства сына."Сережа всегда снимал хорошее, доброе кино, — рассказала Ковалева. — Но в этот раз он каялся, что снял злой фильм — даже говорил, что этот фильм у людей энергию отбирает".
Мать предполагаемого убийцы также рассказала, что сын в последние годы страдал от сильных головных болей из-за травмы верхнего шейного позвонка.
(отсюда)

«Улыбчивого» выпускника ВГИКа Сергея Пчелинцева изменила его же работа - фильм о маньяках-убийцах
Москвич, подозреваемый в убийстве священника Павла Адельгейма, год назад окончил кинооператорский факультет Всесоюзного государственного института Кинематографии
Никто не предполагал, что с оператором ВГИКа могут произойти такие метаморфозы
«Сережа всегда снимал хорошее, доброе кино. Но в этот раз он каялся, что снял злой фильм - даже говорил, что этот фильм у людей энергию отбирает!» - поделилась с правоохранителями мать предполагаемого убийцы Светлана Ковалева. По ее словам, отравившись к священнику, молодой человек хотел очиститься. По словам Светланы Владиленовны, ее сын собирался вскоре венчаться со своей девушкой и в разговорах со святым отцом хотел подготовить себя к обряду.

«Сын сообщил, что убежал в Псков, он мне все время говорил про Библию. Он мне страшные СМС писал... Что хочет, например, забрать мою душу, и что-то еще про причастия...», - вспоминает последние ужасные дни Светлана Владиленовна. По ее словам, жизнь Сергея в последние годы была отравлена частыми головными болями, вызванными травмой верхнего шейного позвонка. Не без содрогания женщина вспоминает: «В последний раз, когда я его видела, он схватил меня за грудки. Начал кричать: «Мама! Как ты не понимаешь, что у меня как будто штырь в голове! Что мне больно!».

Мама Сергея Светлана Ковалева рассказывает, что ее 27-летний сын работал одно время оператором короткометражных фильмов. Среди снятых им в превеликого множества картин был и посвященный жизни маньяков-убийц документальный проект. Мать не исключила, что толчком к жестокому преступлению, в котором обвиняют Сергея, могла стать именно эта кинолента. Вполне вероятная версия, тем более, что мотивы убийства пока не установлены. Известно только, что, по рассказам свидетелей, в момент совершаемого преступления молодой человек пребывал в совершенно неадекватном состоянии и кричал, что действует по указке сатаны.
(отсюда)

«На такси прикатил сюда из Москвы, 16 тысяч заплатил»
Знакомый подозреваемого в убийстве священника Павла Адельгейма рассказал, что Сергей Пчелинцев был закрытым человеком, но на убийцу не походил. Сейчас Пчелинцев лежит в больнице и пока не может давать показания. Он прожил дома у священника и его жены три дня, мотивы его поведения до сих пор неизвестны. Друзья семьи отмечают, что жена погибшего Вера Адельгейм еще накануне убийства почуяла неладное. Похороны отца Павла состоятся в четверг.

Подозреваемый в убийстве священника Павла Адельгейма видеооператор Сергей Пчелинцев сейчас находится в больнице и подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. Врачи оценивают его состояние как тяжелое, однако говорят, что угрозы для жизни нет.

«Газета.Ru» поговорила с режиссером компании «Единая Медиа Группа» Дмитрием Пищулиным , который в свое время учился с предполагаемым убийцей священника. Пищулин не видел Пчелинцева последние два года и, хоть и говорит, что тот был закрытым человеком, был шокирован новостью об убийстве отца Павла. «Мы общались с Сергеем во время учебы во ВГИКе и несколько раз работали вместе. Он считается очень хорошим оператором, всегда очень тщательно подходит к каждому кадру и продумывает его, — рассказал Пищулин. — Нельзя сказать, что он общительный и веселый, он был все время в себе. Но по его поведению никогда нельзя было предположить, что человек может быть убийцей. Уж кто-кто, но не он точно. Правда, за эти годы многое могло измениться, ходили слухи, что он съездил в Гоа и вернулся странным».
По словам Дмитрия Пищулина, Сергей Пчелинцев — коренной москвич, холост. «Он никогда не говорил о религии и не высказывал своего отношения к ней», — добавил Пищулин.

Старший помощник руководителя СУ СКР по Псковской области Антон Доброхотов рассказал «Газете.Ru», что следователи дежурят в больнице и ждут, пока врачи разрешат допросить Пчелинцева. Представитель ведомства сообщил, что в момент трагической гибели священника в доме находилась его жена, Вера Адельгейм.

«Священник проводил работу с этим молодым человеком. Гость внезапно схватил нож и ударил его. Попал в сердце. Супруга позвонила в полицию, а предполагаемый преступник выбежал на улицу и вел себя неадекватно, чем привлек внимание соседей. Находящийся поблизости наряд задержал его, причем он не пытался причинить какие-то повреждения стражам порядка, а просто начал резать себя», — пояснил Доброхотов.

По данным Псковского агентства информации, супруга отца Павла накануне трагедии созванивалась с другом семьи Петром Гусевым и рассказала ему о Пчелинцеве. «Она сказала: неприятность у нас. Приехал человек из Москвы, сын каких-то знакомых. На такси прикатил сюда, 16 тысяч заплатил. Зовут Сережа. Он не совсем адекватно себя ведет», — цитирует издание Гусева. По словам Веры Адельгейм, за Сергеем Пчелинцевым приехал отец, чтобы забрать его домой, но тот повел себя неадекватно — опустился на колени и попросил, чтобы тот не отправлял его в психбольницу.

Позже в тот день отец Павел находился в одной комнате с Пчелинцевым. Священник резал кабачки, а его гость читал Евангелие. «И вдруг истошный крик отца Павла. Я прибежала и не поняла, в чем дело. Увидела ножи на столе. Я ножи смахнула на пол и закричала на Сережу: «Что ты сделал, иди вон отсюда!» Я и не поняла, что случилось», — пересказывает Петр Гусев слова Веры Адельгейм.

Священника Павла Адельгейма похоронят на Мироносицком кладбище при церкви Жен Мироносиц, где он служил. Отпевание состоится утром в четверг.
Близкие и знакомые отца Павла тяжело переживают утрату. Псковское агентство информации передает слова алтарника храма Романа: «Он никогда не бросал свою паству, до конца был с нею. Речи говорил такие, что на душе становилось спокойно. А на исповеди напутствовал добрыми словами. Весь приход держался на нем». Депутат местного собрания Лев Шлосберг рассказал, что священник Павел Адельгейм всегда был готов помочь: «Он открывал свои двери всем, кто просил его о помощи. Так случилось, что он открыл двери и своему убийце».
(отсюда)

Как свидетельствуют очевидцы, смертельный удар ножом в сердце священника убийца нанес во время разговора об известном хирурге епископе Луке...

Почему психически больные нападают на священников, какую ошибку совершил отец Павел Адельгейм, как не стать жертвой сумасшедшего? Рассказывает священник и психиатр Григорий ГРИГОРЬЕВ, лично хорошо знавший убитого батюшку .

- Почему психически больные люди убивают священников, что происходит у них в голове?

Еще во времена Советского Союза, когда существовала мощная психиатрическая система, 8-10 психиатров в год погибали от рук психически больных людей. Психически больные люди убивают не только священников, но всех, кто встречается у них на пути и пытается оказать им помощь. Это не относится ко всем психически больным людям, но в первую очередь к тем, у кого есть «бред воздействия».

Есть в психиатрии такое понятие как «бред воздействия», и это один из самых тяжелых видов бреда. Если какой-то человек, не важно, врач, священник или родственник, пытается оказать помощь психически больному, то он может попасть в его «бредовую картину воздействия темных сил».

Психически больному покажется, что помогающий оказывает на него какое-то вредное воздействие, и по этой причине больной себя плохо чувствует. Например, из соседней квартиры воздействуют какие-то специальные генераторы излучения. Или из розетки исходит электрическое поле. Или через телевидение наводят отравляющие лучи. И если у психически больного человека сложится картина, что кто-то на него таким образом воздействует, он всю свою жизнь посвятит тому, чтобы уничтожить этот источник зла.

Если психически больной человек приходит в Церковь, а такое бывает нередко, и священник, сразу не включившись, не осознав, что перед ним больной, скажем, шизофренией, пытается оказать ему помощь, то он может серьезно пострадать. Если помогать больному только при помощи молитвы, при помощи отчитки, давать пастырские советы, особенно связанные с покаянием, что еще больше может углубить депрессию больного, дать почитать какие-то духовные книги, то в результате может возникнуть тот самый бред воздействия и больной поставит себе задачу уничтожить помогающего священника как источник зла.

- На многих приходах есть психически больные люди, как сделать так, чтобы они тебя не убили?

С ними надо вести себя очень осторожно и надо научиться их чувствовать. У нас, к сожалению, сейчас нет такого курса как клиническая психиатрия, есть только пастырская. Надо поинтересоваться - не лежал ли человек в психических больницах, не состоит ли на учете у психиатра.

Если выяснится, что состоит и лечился в больницах не раз, но туда его враги загнали - это симптом. Надо спросить - нет ли видений, нет ли бреда, галлюцинаций, то есть попытаться с помощью элементарных вопросов оценить адекватность. И еще надо обязательно оценить его критическую самооценку, у психически больных людей она полностью отсутствует. Надо спросить - а может ли это быть не так, как вы говорите? Если человек говорит «да, может быть, я могу ошибиться», то он, наверное, не такой уж и больной.

Самое главное, священник в пастырской работе должен быть всегда начеку и должен понимать, что к нему на исповедь, на беседу, за консультацией может прийти психически больной человек. С ним надо быть очень вежливым, корректным и осторожным. И попытаться его эвакуировать в сторону психоневрологического диспансера. Если врач будет лечить медикаментозно и снимет острый психоз, а священник окажет духовную помощь, то можно достигнуть хорошего результата. Но если священник попытается взять все на себя, то он и больному не поможет, и себе навредит.

- То есть убийство о. Павла никак не связано с тем, что батюшка мог критиковать какие-то решения церковных иерархов?

Это не связано ни прямо, ни косвенно. Убийцу зовут Сергей, он является психически больным, состоит на учете у психиатра. Мама привезла его к о. Павлу с шизофренией в острой стадии, в надежде, что священник поможет ее сыну. Я очень хорошо знал отца Павла, это был замечательный батюшка, очень добрый и мягкий человек. Он был очень доверчивый и иногда делал такие ошибки. Например, разрешал пожить у себя ворам, и они его потом обворовывали.

И в этот раз он тоже совершил ошибку, он бы не справился с шизофренией и реактивным психозом. Он переоценил свои силы как священника. Он был уверен, что поможет Сергею. А помочь он не мог, потому психически больные люди находятся вне контакта, они живут в своем собственном мире.

У Сергея быстро развился бред воздействия, и он зарезал священника, пытавшегося ему помочь. То, что Сергей после убийства пытался покончить собой еще раз доказывает, что убийство не заказное и не политическое. Это ошибка отца Павла как священника и мученический венец его служения как пастыря. Жизнь забирается не без Бога, и в этом событии сказался Его непостижимый Промысел. Замечательный был батюшка. Для священника такой конец как мученический венец, за который ему несомненно простятся все грехи, ведомые и неведомые.

Скоро пять лет как не стало знаменитого псковского священника Павла Адельгейма . В этом году ему могло бы исполниться 80. И нельзя сказать, что дело его живёт.

Зимой 2003 года он сел за руль своей старенькой «Волги» и отправился на службу. Ехал медленно, потому что гололёд - и поэтому прожил ещё десять лет. Тогда в ГИБДД ему официально подтвердили, что рулевое управление машины развинчено человеческой рукой, но дело возбуждать отказались. Произошло это вскоре после публикации скандальной книги Адельгейма «Догмат о Церкви в канонах и практике», в которой он пытался осмыслить гонения, обрушившихся на него в последние годы.

История эта деликатная и глубоко личная: в 1970 году отец Павел сел на три года за самиздат - Библия, Ахматова и т.д. Он не сомневался, что к его посадке имеет отношение молодой священник Троице-Сергиевой лавры о. Евсевий (Саввин). В ходе бунта на зоне Адельгейм потерял правую ногу. А в 1993-м Евсевия назначили архиепископом в Псковскую епархию, где Адельгейм служил с 1976 года.

Кто-то из верующих замашет руками: мол, не может православный священник сдать единоверца гонителям, да ещё и в связи с распространением Священного Писания. Для этого же надо быть полным атеистом. Может, сам Адельгейм наблатыкался на зоне возводить на честных людей поклёп? Тем более он сын репрессированных: отец Анатолий Адельгейм, поэт и артист, - расстрелян, мать Татьяна Пылаева сидела в лагере. Оба, правда, реабилитированы в 1962-м.

Однако вся жизнь отца Павла словно противостояла агрессии, мести и насилию. Он с одной ногой восстанавливал храм Жён-Мироносиц после переезда из него склада «Росбакалеи». В 1992-м открыл при храме православную школу регентов, на следующий год - приют для сирот-инвалидов в деревне Писковичи. А эти проекты мало похожи на церковную лавку, где влёт расходятся свечки, ладанки и журнал «Фома» - тут нужны постоянные вложения сил и средств. Адельгейм даже умудрился окружить словом Господним пациентов психиатрической больницы в Богданово, куда уж точно зажиточным паломникам вход заказан. Старик жил в небогатом деревянном доме, ездил на своей «Волге», бандитов на деньги не разводил.

Сказать, что он пользовался любовью и уважением людей - значит, ничего не сказать. Однажды я явился к нему в храм Жён-Мироносиц без приглашения, но он полагал, что любой человек достоин беседы - пригласил домой. В XXI веке я видел прохожих псковичей, в пояс кланяющихся «Волге» Адельгейма. И вспоминал задохнувшуюся в пробках Москву во время Архиерейского собора и что говорили по этому поводу добрые москвичи. Мы пили чай в доме отца Павла, а вокруг кухни мелькали трое-четверо детей странного вида. Священник объяснил: это воспитанники его недавно закрытой школы регентов. Они не совсем психически здоровы, их не в каждый приют возьмут. Кого смог, он пристроил, оставшихся забрал в свой дом.

Казалось бы, отец Павел должен быть гордостью РПЦ. Но школу регентов закрыли как раз по инициативе епархии. Также владыка Евсевий отобрал у него и приют Писковичи, и церковь в психиатрической больнице, а ещё - изгнал из настоятелей храма Жён-Мироносиц.

В храме у него появился начальник - годящийся ему во внуки священник Сергей Иванов, про которого в СМИ писали, будто он брат криминального авторитета. Спустя несколько дней после его назначения бесследно исчезло дорогостоящее булыжное мощение перед храмом. А Иванов при поддержке епархии изменил приходской устав и начал чистку совета прихода: на место обычных верующих пришли люди епархии. Вертикаль РПЦ в те годы выстраивалась по всей стране: епископам надоела полуфеодальная независимость настоятелей, и они стали наращивать власть по примеру светских властей.

Адельгейм рассказывал, что большинство священников не понимали, почему он не хочет публично повиниться перед Евсевием. Ведь всего-то и надо было подписать обращение, уже составленное к этому случаю: «Я, проклятая гадина и мразь, оскорбил Вашу святыню, Высокопреосвященнейший Владыка! За совершённую подлость мне не место в человеческом обществе. Мне место в выгребной яме…» Власть архиерея ничем не ограничена, он может выгнать любого священника каждую минуту: недавно батюшки не имели даже трудового договора, а пенсия, если и будет, - минимальная. Поэтому мероприятия с участием епископа пронизаны покорностью, словно обкомовские собрания.

Каждый год в Прощёное воскресенье Адельгейм сообщал в письме Евсевию, что прощает его по-христиански, но ответного жеста в ответ не получил. В интервью отец Павел с грустью констатировал:

Самое страшное, что из церкви ушла любовь, а вместо любви вся эта бюрократическая начинка пришла. Патриарх - он по духу своему чиновник, и он этот бюрократизм в церкви насаждает. Выстраивает вертикаль власти. Он думает, что этим создаст мощную организацию, которая на него будет работать. Но мне кажется, что он глубоко заблуждается, и итогом всего этого будут похороны РПЦ.

Отец Павел Адельгейм оценивал процессы, происходящие в церкви, всё жёстче, а за месяц до смерти сказал:

К сожалению, церковная жизнь в России гаснет. И сколько бы в Патриархии ни говорили про золотые купола, к сожалению, золотые купола выражают только силу церковной власти и рост церковного бюджета за счёт государственных доходов, не больше. А духовная жизнь разрушается и уничтожается… В этой церкви не остаётся места для Христа: имя Его всё реже и реже главами церкви упоминается. …Теперь православие и христианство совсем не одно и то же. Потому что под словом «православие» больше понимается национальная идеология, а вовсе не христианская вера.

Мы уже давно привыкли, что политики, призывающие нас покупать отечественное, предпочитают «лексусы», а детей учат в Швейцарии. Что за речами о многодетных семьях - бесплодие авторов, а ревнители усыновления не рвутся взять в собственный пентхауз сироту. Так и за проповедями любви и сострадания может жить готовность выселить больных детей на улицу, чтобы насолить критику.

К отцу Павлу приезжали целые автобусы паломников с Урала и Поволжья, и даже с Чукотки была группа. Хотя он даже священником формально не являлся - так, старичок при храме. В августе 2013 года он пустил в дом 27-летнего душевно больного москвича, который во время разговора о евангелисте Луке ударил священника ножом. Владыка Евсевий на похороны Адельгейма не приехал и не сделал ожидаемых от христианина заявлений: мол, ругались мы с покойным, конечно, но я его уважал, прощаю и т.д. Епархия вообще постаралась об отступнике забыть, но не позволили его преемники.

Прошло три года, и у нового настоятеля храма Жён-Мироносиц протоиерея Сергия (Иванова) изъяли крупную партию наркотиков и пистолет с глушителем. На суде батюшка получил 3,3 года условно, в приговоре отмечено, что священник является наркозависимым. На следствии Сергей Иванов утверждал, что сумку с 20 граммами метамфетамина он нашёл у подъезда. То ли ангел протрубил ему в ухо «возьми и положи в холодильник», то ли по какой другой причине, но батюшка не стал зарекаться от сумы. На этом щедроты 2016 года по отношению к Иванову не исчерпались: он нашёл у подъезда ещё один знак свыше – в сумке покоились пистолет Марголина, с глушителем и 65 патронами. Вместо полиции святой отец отнёс ствол в квартиру, где проживал с женой и несовершеннолетним ребёнком, и хранил в шкафу.

Процесс над Ивановым проходил в закрытом режиме, а подсудимый утверждал, что претерпевает за веру - дескать, возобновились гонения на церковь. Не оставил подчинённого и епископ Евсевий, призвав паству не верить, будто у «почтенного отца Сергия» изъяли наркотики и ствол, как написано в «грязных статьях», ибо «сатана действует через людей». Однако «в грязных статьях» есть свидетельства прихожан храма о том, что «почтенный отец» зело потел во время служб и вообще выглядел неважно, несмотря на молодой возраст. Даже при наличии судимости Иванов продолжал служить в храме святых Жён-Мироносиц и преподавать в воскресной школе, которую посещали полсотни детей. Правда, собравшийся перед Рождеством архиерейский совет запретил Иванову вставать на амвон в течение ближайших трёх лет, но «в случае достойного поведения» отлучение могут сократить на год - то есть по всем правилам УДО.

Многострадальный храм Жён-Мироносиц принял 31-летний отец Александр (Николаев), который был вторым священником при Сергии, а карьеру начинал иподьяконом у владыки Евсевия. И первым делом решил реформировать воскресную школу при храме, созданную Адельгеймом в 2010 году.

По субботам в ней занимались пением взрослые ребята, малыши, дети из приютов Пскова и Неёлово. Кроме того, учились готовить еду, занимались в творческой мастерской рисованием, расписывали стулья, делали витражи на стекла. Как сообщалось в псковских СМИ, формально школу содержала церковь: директор Юлия Ермолаева получала от её щедрот зарплату в 2 тысячи рублей (то есть бак бензина в месяц) и искала деньги на всё остальное. По словам вдовы о. Павла Веры Адельгейм, еду для детей готовили родители и бабушки воспитанников. Но новый настоятель сдал в аренду пищеблок коллеге для просфорни - это ж всё-таки деньги. И запретил посещать школу детям из приютов, а заодно и группе старших подростков.

…Со стороны может показаться, что вся это история - полный мрак. Что какие-то бесы и упыри отплясывают на костях нежного душой праведного старика, и без того настрадавшегося в жизни, что рушат своими рогами и копытами всё, им созданное. Но не нужно забывать - для верующего человека всё ценное создаётся в мире духа. А там отец Павел Адельгейм задал ориентиры, недосягаемые для любых гонителей.

Павел Адельгейм (1 августа 1938 года, Ростов-на-Дону – 5 августа 2013 года, Псков) – выдающийся священник Русской православной церкви, мученик за веру, автор многочисленных статей по церковной тематике, автор книг «Своими глазами» и «Догмат о церкви в канонах и практике», вызвавшей широкий резонанс в церкви. Отец Павел Адельгейм был духовным учеником старца , Серафима (Суторихина) и других исповедников веры. Всю свою жизнь отец Павел посвятил Богу и Церкви.

Был членом Преображенского братства, преподавал и входил в попечительский совет Свято-Филаретовского института.

Отец Павел Адельгейм входил в псковское отделение общества «Мемориал» и много делал для восстановления исторической правды в обществе. Являясь сыном «врагов народа», сам провел три года в лагерях по обвинению «за клевету на советский строй». В 1971 году, находясь в заключении, в результате покушения потерял ногу.

Отец Павел был блестящим проповедником. С апреля 2009 года вел свой блог, который до сих пор является свидетельством о жизни церкви.

Семья. Детство. Караганда. 1938-1956 гг.

Отец Павел Адельгейм много лет был другом Преображенского братства, регулярно принимал братских паломников. Он становится членом Попечительского совета института в 2006 году, с 2008 года преподает в Свято-Филаретовском институте курсы «Каноника и экклезиология», «Проблемы каноники и экклезиологии», «Введение в канонику», «Конфессиональное право». Священник Павел Адельгейм участвовал в конференциях и встречах, проводимых силами ПСМБ.

В 2010 году братчики помогли протоиерею Павлу Адельгейму опубликовать и издать книгу «Своими глазами».

В 2013 году отец Павел Адельгейм становится членом Преображенского братства.

В память об отце Павле Адельгейме Преображенское братство подготовило выставку «Свидетель: священник Павел Адельгейм», которая прошла во многих городах России.