Тик биография. Людвиг тик

ТИК Людвиг
ТИК, ИОГАНН ЛЮДВИГ
(Tieck, Johann Ludwig)
(1773-1853), немецкий поэт, прозаик и критик. Родился 31 мая 1773 в Берлине в семье канатного мастера. Учился в университетах Галле, Геттингена и Эрлангена, особое внимание уделяя истории английской литературы - прежде всего елизаветинской эпохи (16 в.). В 1794 началось его сотрудничество с берлинским издателем и писателем-просветителем Кр.Ф.Николаи (1733-1811), по заказу которого Тик продолжил прозаический цикл И.К.Музеуса (1735-1787) Страусовые перья (Straussfedern, 1787), дополнив его новеллами (1795-1798) преимущественно сатирического, назидательно-рационалистического толка, резко отличающими от его более ранних экзотических, в высшей степени оригинальных работ, каков, в частности, Альманзур (Almansur, 1790). Смешение рационализма и романтизма характерно для всего творчества Тика. Главные произведения Тика - грустный роман в письмах История Уильяма Ловелла (Die Geschichte des Herrn William Lovell, 1795-1796) и Народные сказки Петера Лебрехта (Volksmrchen, herausgegeben von Peter Lebrecht, 1797), включающие как пересказ преданий и легенд из народных книг 15-16 вв., так и собственные сказания, необычайно оригинальные, полные волшебства и тайны, как, например, Белокурый Экберт (Der blonde Eckbert). Народные сказки привлекли внимание братьев Шлегель, особенно Августа Вильгельма, которые провозгласили Тика "романтическим" поэтом. В 1799 Тик начал работу над Романтическими сочинениями (Romantische Werke, 1799-1800); в состав двухтомника вошла, в частности, типично романтическая драма Жизнь и смерть святой Геновевы (Leben und Tod der heiligen Genoveva). В 1804 вышла в свет огромная и тяжеловесная пьеса Император Октавиан (Kaiser Octavianus), которую Тик считал лучшим образцом своей "романтической манеры". В 1802 Тик вместе с семьей поселяется неподалеку от Франкфурта-на-Одере, в Цибингене, в имении графа К.Финкенштейна, где остается - с отлучками вроде поездки в Англию (1817) - вплоть до 1819. В это время он создает переработки средневековой немецкой поэзии (Песни любви швабской эпохи - Minnelieder aus dem schwabischen Zeitalter, 1803), готовит собрания пьес елизаветинской эпохи (Театр Старой Англии - Altenglisches Theater, 1811) и немецкой драматургии 16-17 вв. (Немецкий театр - Deutsches Theater, 1817). В 1819 Тик переезжает с семьей в Дрезден, где в 1825-1830 заведует литературной частью придворного театра. В эти годы он отходит от романтизма и пишет целый ряд новелл, в которых обычно реалистический сюжет зачастую служит морализаторству на общественные и литературные темы. Последнее значительное произведение Тика - роман из эпохи итальянского Возрождения Виттория Аккоромбона (Vittoria Accorombona, 1840). Тогда же он написал множество не оставивших следа статей и, в продолжение незавершенного труда А.В.Шлегеля, отредактировал переводы пьес Шекспира, выполненные графом В.Баудиссином (1784-1878) и дочерью Тика Доротеей. В 1842 по приглашению прусского короля Фридриха Вильгельма IV Тик переселился в Берлин, где под его руководством ставились античные и елизаветинские драмы. Его работы 1820-1840 оказали значительное влияние на английскую и американскую литературу.
Умер Тик в Берлине 28 апреля 1853.
ЛИТЕРАТУРА
Данилевский Р.Ю. Людвиг Тик и русский романтизм. - В кн.: Эпоха романтизма. Л., 1975 Тик Л. Белокурый Экберт. Жизнь льется через край. - В кн.: Избранная проза немецких романтиков, т. 1. М., 1979 Тик Л. Поэзия немецких романтиков. М., 1985 Тик Л. Странствия Франца Штернбальда. М., 1987 Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ТИК Людвиг" в других словарях:

    - (Tieck) (1773 1853), немецкий писатель романтик. Входил в кружок йенских романтиков. Показывая ограниченность просветительского рационализма, воссоздавал смутные, «непоследовательные» движения души, находил загадочное в повседневном, отвергал… … Энциклопедический словарь

    Тик, Людвиг - ТИК (Tieck) Людвиг (1773 1853), немецкий писатель романтик. Входил в кружок йенских романтиков. Показывая ограниченность просветительского рационализма, воссоздавал смутные, “непоследовательные” движения души, находил загадочное в повседневном,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Tieck, 1773 1853) изв. нем. писатель, один из главных представителей романтической школы. Род. в Берлине; в 1805 18 годах совершил путешествия в Италию, Францию и Англию; последние годы жизни он провел в Дрездене, где был директором Королевского … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - … Википедия

    - … Википедия

    Людвиг Иоганн Тик Johann Ludwig Tieck Дата р … Википедия

    Тик (Tieck) Людвиг Иоганн (31.5.1773, Берлин, 28.4.1853, там же), немецкий писатель. Сын ремесленника. В 1792 95 учился в университетах в Галле, Эрлангене и Гёттингене. Друг В. Ваккенродера и Новалиса. Первое значительное произведение Т. роман в… … Большая советская энциклопедия

    ТИК Людвиг Иоганн - ТИК (Tieck) Людвиг Иоганн (1773—1853), немецкий писатель. Сказочные комедии «Кот в сапогах» (1797, п. 1916), «Синяя Борода» (1797), «Мир наизнанку» (1799); сб. «Романтические поэмы» (ч. 1—2, 1799—1800; в т. ч. пьеса «Жизнь и смерть … Литературный энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Людвиг (Johann Ludwig Tieck, 1773 1853) немецкий писатель, один из крупнейших представителей романтической школы. Сын зажиточного берлинского ремесленника. Окончил гимназию, учился в Галльском и Геттингенском университетах, где усиленно изучал… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Людвиг Тик. Комедии и драмы , Людвиг Тик. В этой книге представлены ранее не переводившиеся комедии и драмы немецкого романтика Людвига Иоганна Тика: "Автор", "Пролог", "Анти Фауст", "Принц Цербино", "Кайзер Октавиан", а также "Мир…
  • Жизнь и смерть святой Геновевы , Людвиг Тик. В книге представлены впервые переведенная трагедия Жизнь и смерть святой Геновевы йенского романтика Людвига Иоганна Тика (1773-1853), его эссе Трактовка чудесного уШекспира, а также…

Учился в университетах Галле, Гёттингена и Эрлангена, особое внимание уделяя истории английской литературы – прежде всего елизаветинской эпохи (16 в.). В 1794 началось его сотрудничество с берлинским издателем и писателем-просветителем Кр.Ф.Николаи.


Родился 31 мая 1773 в Берлине в семье канатного мастера. Учился в университетах Галле, Гёттингена и Эрлангена, особое внимание уделяя истории английской литературы – прежде всего елизаветинской эпохи (16 в.). В 1794 началось его сотрудничество с берлинским издателем и писателем-просветителем Кр.Ф.Николаи (1733–1811), по заказу которого Тик продолжил прозаический цикл И.К.Музеуса (1735–1787) Страусовые перья (Straussfedern, 1787), дополнив его новеллами (1795–1798) преимущественно сатирического, назидательно-рационалистического толка, резко отличающими от его более ранних экзотических, в высшей степени оригинальных работ, каков, в частности, Альманзур (Almansur, 1790). Смешение рационализма и романтизма характерно для всего творчества Тика.

Главные произведения Тика – грустный роман в письмах История Уильяма Ловелла (Die Geschichte des Herrn William Lovell, 1795–1796) и Народные сказки Петера Лебрехта (Volksm rchen, herausgegeben von Peter Lebrecht, 1797), включающие как пересказ преданий и легенд из народных книг 15–16 вв., так и собственные сказания, необычайно оригинальные, полные волшебства и тайны, как, например, Белокурый Экберт (Der blonde Eckbert). Народные сказки привлекли внимание братьев Шлегель, особенно Августа Вильгельма, которые провозгласили Тика «романтическим» поэтом. В 1799 Тик начал работу над Романтическими сочинениями (Romantische Werke, 1799–1800); в состав двухтомника вошла, в частности, типично романтическая драма Жизнь и смерть святой Геновевы (Leben und Tod der heiligen Genoveva). В 1804 вышла в свет огромная и тяжеловесная пьеса Император Октавиан (Kaiser Octavianus), которую Тик считал лучшим образцом своей «романтической манеры».

В 1802 Тик вместе с семьей поселяется неподалеку от Франкфурта-на-Одере, в Цибингене, в имении графа К.Финкенштейна, где остается – с отлучками вроде поездки в Англию (1817) – вплоть до 1819. В это время он создает переработки средневековой немецкой поэзии (Песни любви швабской эпохи – Minnelieder aus dem schwabischen Zeitalter, 1803), готовит собрания пьес елизаветинской эпохи (Театр Старой Англии – Altenglisches Theater, 1811) и немецкой драматургии 16–17 вв. (Немецкий театр – Deutsches Theater, 1817).

В 1819 Тик переезжает с семьей в Дрезден, где в 1825–1830 заведует литературной частью придворного театра. В эти годы он отходит от романтизма и пишет целый ряд новелл, в которых обычно реалистический сюжет зачастую служит морализаторству на общественные и литературные темы. Последнее значительное произведение Тика – роман из эпохи итальянского Возрождения Виттория Аккоромбона (Vittoria Accorombona, 1840). Тогда же он написал множество не оставивших следа статей и, в продолжение незавершенного труда А.В.Шлегеля, отредактировал переводы пьес Шекспира, выполненные графом В.Баудиссином (1784–1878) и дочерью Тика Доротеей. В 1842 по приглашению прусского короля Фридриха Вильгельма IV Тик переселился в Берлин, где под его руководством ставились античные и елизаветинские драмы. Его работы 1820–1840 оказали значительное влияние на английскую и американскую литературу. Умер Тик в Берлине 28 апреля 1853.

Тик Людвиг

Е. Козина

Тик Людвиг (Johann Ludwig Tieck, 1773-1853) - немецкий писатель, один из крупнейших представителей романтической школы. Сын зажиточного берлинского ремесленника. Окончил гимназию, учился в Галльском и Геттингенском университетах, где усиленно изучал Шекспира и Сервантеса. Литературной работой Т. занялся еще на школьной скамье. В 1797 Т. встретился с братьями Шлегель. Это знакомство сыграло решающую роль в литературном развитии Т. В 1799 Т. вошел в т. наз. иенский кружок романтиков. Стяжал признание и восхищение теоретиков романтизма романом «Странствование Франца Штернбальда» (Franz Sternbalds Wanderungen, 1798). То, что стихийно зрело в Т., получает в иенском кружке обоснование, подымается на высоту философии. После распада иенского кружка Т. надолго почти совершенно прекратил лит-ую деятельность. С 1819 он занимался гл. обр. историей театра и драмы. С 1825 Тик состоял официальным драматургом дрезденского придворного театра. Его последнее произведение - роман «Vittoria Accorombona» (1840).

Т. - первый писатель, осуществивший в творческой практике принципы романтической теории, раскрывший с большой силой психологию немецкой мелкобуржуазной интеллигенции начала XIX в. Отвращение к пошлой действительности, ужас перед нею ведут Т. к уходу от действительной жизни в экзотику и фантастику, в отдаленное прошлое народа и в замкнутый мир индивидуальных переживаний. В ранних произведениях Т. культивирует образы экзотического Востока («Almansur», 1790 (напеч. впервые в 1798), «Abdallah», 1792 (напеч. в 1795)), обращается к народной сказке («Volksmärchen, hrsg. von Peter Lebrecht», 1797), изучает вместе с Ваккенродером немецкое средневековье, поэтизирует старый Нюренберг, культивирует столь существенный для романтизма принцип народности (Volkstümlichkeit) в смысле любви к национальной старине. Вместе с тем он изощренно передает смятение раздвоенного сознания («Der blonde Ekbert», 1797), тонко анализирует утомленную и неуравновешенную душу. Характерен роман Т. «История Вильяма Ловелля» («Die Geschichte des Herrn William Lovell», 1793-1795), напеч. 1795-1796, где интерес к психологическому анализу перерастает в отчетливое отрицание мира вне познающего его субъекта. В творческой манере Т. все эти тенденции проявились в подчеркнутом отказе от реализма. Чрезвычайно характерны для стиля Т. его драмы, в которых один из основных принципов романтической эстетики - принцип иронии нашел наиболее полное выражение. Его пьеса «Кот в сапогах» («Der gestiefelte Kater», 1797) - полемически заостренный выпад против мещанской драмы; здесь провозглашено требование «театральности», основанное на понимании театра как искусства, якобы по самой специфике своей враждебного реализму. Дарование Т. раскрылось в Иене во всей силе в драме «Геновева» (Leben und Tod der heiligen Genoveva, 1800). Сюжет «Геновевы» заимствован из народной лубочной книги - «Легенды о св. Геновеве». Сказочные рыцарские времена, битвы с маврами, рыцарские замки, феодальная любовь, верность, месть, фантастические приключения, мистическое настроение, прозрения и предчувствия, вторжение сверхъестественного в обыденную жизнь, ощущение удвоения мира, иной, высшей сущности - такова «Геновева» Т. Драматическое построение ее основано на непрерывной перемене места действия, нагнетании настроения.

Художественные тенденции «Геновевы» реализуются Т. еще раз в драме «Император Октавиан» (Kaiser Oktavianus, 1802, напеч. 1804). Но «Геновева» остается высшим взлетом романтизма Т.; за нею начинается спад, разложение, уход от художественной литературы, слабые попытки вернуться к ней - и переход к историко-литературной работе, сохраняющей, однако, неизменными принципы и влечения Т. как художника.

Список литературы

I. Schriften, 20 Bde, B., 1828-1846

Kritische Schriften, 4 Bde, Lpz., 1848-1852

Gesammelte Novellen, 12 Bde, B., 1852-1854

Nachgelassene Schriften, hrsg. v. R. Köpke, 2 Bde, Lpz., 1855. Об искусстве и художниках (Размышления отшельника, любителя изящного), изд. Л. Т., М., 1826 (нов. изд. с предисл. П. Н. Сакулина, М., 1914)

Кот в сапогах, «Любовь к трем апельсинам», П., 1916, кн. 1

ряд произведений в сб.: «Немецкая романтическая повесть», с вступ. ст. и комм. Н. Берковского, т. I, Москва - Ленинград, 1935.

II. Köpke R., L. Tieck, 2 Tle, Lpz., 1855

Briefe an L. Tieck, ausgew. und hrsg. v. K. v. Holtei, 4 Bde, Breslau, 1864-1865

Bischoff H., L. Tieck als Dramaturg, Brüssel, 1897

Miessner W., L. Tiecks Lyrik, B., 1902

Günther H., Romantische Kritik und Satire bei L. Tieck, Lpz., 1907

Drach E., L. Tiecks Bühnenreformen, B., 1909

L. Tieck und die Brüder F. u. A. W. Schlegel. Briefe, hrsg. v. H. Lüpeke, Frankfurt a. M., 1930

Zeydel E. H., L. Tieck and England, Princeton, 1931

Гайм Р., Романтическая школа, М., 1891

Брандес Г., Литература XIX в. в ее главнейших течениях (Немецкая литература), СПБ, 1900

Жирмунский В., Немецкий романтизм и современная мистика, СПБ, 1914.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/

"Самое приятное в нем - музыкальное"

Клеменс Бретано о Людвиге Тике

(В письме А.фон Арниму. 1803)
Людвиг Тик - знаменитый немецкий писатель-романтик, поэт, переводчик, драматург.

Он родился в простой семье 31 мая 1773г. в Берлине на Конной улице (Roßstraße) близ Кёльнского Рыбного рынка (Cöllnischer Fischmarkt). Небольшой домик, в котором жили родители Тика, - по местным меркам того времени очень приличный - стоял в самом начале этой улицы, что находилась в тесном, суматошном и шумном городском квартале, сплошь заставленном невысокими мелочными лавочками и мелкими магазинчиками розничной торговли.

Отец Людвига, Иоганн Людвиг Тик, был канатным мастером. Тем не менее, семья была зажиточной, и отец пользовался заслуженным уважением в своей гильдии. Иоганн Тик был образованным и необычайно начитанным человеком: в доме была библиотека, в которой большое место занимали произведения европейских просветителей.


От природы ему достался также дар необычайного красноречия, поэтому гильдия в некоторых важных случаях, когда от нее к прусскому королю Фридриху II отправлялась делегация с прошениями, доверяла Иоганну Тику представлять ее интересы 1 .

Мать Людвига была дочерью кузнеца из небольшой деревни под Бранденбургом, но, поскольку была сиротой, с раннего детства воспитывалась в доме деревенского священника. В семье царила атмосфера протестантского благочестия, в том же духе воспитывались и все дети.

Кроме Людвига, старшего сына, в семье их было еще двое: младшие сестра София и брат Кристиан Фридрих. Братья были очень похожи лицом друг на друга.

Кристиан Фридрих Тик (1776 – 1851) станет очень известным скульптором, специализирующимся на скульптурных, в частности, рельефных, портретах. Он внёс большой вклад в оформление многих сооружений знаменитого немецкого архитектора Карла Фридриха Шинкеля. До нас дошло несколько его замечательных работ - бюстов знаменитых немецких писателей: И.В.Гете, Фридриха Шиллера, Клеменса Брентано.

Сестра София (1775 – 1833) – переводчица, поэтесса и писательница романтического направления.

Как мы видим, можно сказать, что семья канатного мастера Иоганна Людвига Тика была уникальной: не в каждой семье простого берлинского ремесленника дети становятся выдающимися писателями и скульпторами. И в этом наверняка есть большая заслуга их родителей. Впрочем, Иоганн Людвиг Тик был ремесленником весьма прочного положения и солидного образа жизни: всех своих детей он отдал учиться в самую лучшую гимназию Берлина.
Это была гуманитарная гимназия Фридриха Вердера, где с 1782 года учился Людвиг (как впоследствии его сестра и брат). Там он познакомился с Вильгельмом Генрихом Вакенродером , тоже ставшим впоследствии писателем романтического направления.

Самым преданным другом юности и самым близким человеком по духу, таланту и стремлениям был для Людвига Тика той поры этот юноша. Вильгельм Вакенродер был одних лет с Людвигом: оба они родились в 1773г. Эта дружба - самая искренняя - будет продолжаться долгие годы, вплоть до ранней смерти Вакенродера в 1798 г. в возрасте 24-х лет.

Вильгельм принадлежал к одной из самых уважаемых семей Берлина. Его отец, тайный военный советник Вакенродер, был строгим и честным государственным служащим, придававшим огромное значение воспитанию своего единственного сына. Вначале юный Вильгельм, как и Людвиг Тик, получил основательное домашнее воспитание, а затем отец отдал в его в ту же гимназию Фридриха Вердера, считавшуюся в Германии того времени одной их самых авторитетных. Ее возглавлял немецкий богослов, педагог, реформатор эпохи позднего Просвещения Фридрих Гедике, пользовавшийся в то время в Пруссии очень большим влиянием благодаря произведенным им преобразованиям в устройстве гимназий. Его книги для чтения и хрестоматии для гимназистов были лучшими в своем роде и выдержали много изданий.
Именно в гимназии Фридриха Гедике Людвиг Тик развил в себе вкус к сочинительству и к театральным постановкам.

По окончании гимназии Людвиг Тик поступает в Университет Галле на факультет теологии. В то время это был, пожалуй, единственный способ для молодых людей из небогатых семей получить университетское образование, поскольку государство, поощряя занятия богословием, брало на себя все расходы на обучение. Впоследствии этот путь повторит и другой замечательный писатель-романтик Вильгельм Гауф.

И после нескольких лет учебы в Университетах Галле (1792), Гёттингена (1792/1793, 1793/1794) и Эрлангена (1793), где Тик, помимо богословских дисциплин, изучал историю, филологию, литературу старого и нового времени, он, прервав обучение, возвращается в 1794 году обратно в Берлин.

Собственно целью его учебы было получение высшего образования, которое помогло бы ему стать свободным писателем. И действительно, выйдя из Университета, Людвиг Тик посвящает себя всецело литературе, никогда не изменяя ей и никогда не занимаясь никакой иной профессией. В этом состояло его отличие от других романтиков старшего поколения: ни для кого из них литература не составляла каждодневного занятия, никто из них не полагался на нее одну. Тик остался в литературе на всю жизнь, он не уходил из нее ни на академическую кафедру, ни в канцелярию, ни в церковь. Литература для Тика была естественной и необходимейшей средой обитания.

Во время учебы в Эрлангене Тик совместно с Вакенродером совершает несколько путешествий: в Нюрнберг; по Франконской Швейцарии, Фихтельгебирге – гористым регионам Баварии; к замку Вайсенштайн в Померсфельдене – впечатления от этих поездок легли в основу произведений той поры.

В 1794г. Людвиг Тик возвращается в свой родной город, Берлин. Там начинается его сотрудничество с берлинским издателем и писателем-просветителем Фридрихом Николаи, по заказу которого Тик продолжает прерванный смертью прозаический цикл "Страусовые перья" (Straussfedern, 1787), написав для него множество рассказов и сказку "Достопамятное жизнеописание Его Величества Абрагама Тонелли" 5 .

Луиза Дуттенхофер.
Сидящий Людвиг Тик
В это время возникают его новеллы и романы: «Петер Лебрехт, история без авантюризма» (1795), «История Вильяма Ловелла» (1795–1796). В новеллах-фантазиях «Альмансор» (1790) и «Абдалла» (1792) Тик обращается к образам экзотического Востока.

Вслед за тем, в 1797 году, он издает три тома своих знаменитых "Народных сказок Петера Лебрехта" - обработку немецких народных преданий и сказок XV-XVI вв, куда вошли также и его собственные оригинальные сказки "Руненберг", "Белокурый Экберт", ..

В конце 1797 года Людвиг Тик впервые встречается с Фридрихом Шлегелем - немецким писателем, поэтом, философом, лингвистом. Фридрих и его старший брат Август Вильгельм были главными теоретиками Йенского романтизма.

В 1798 г., вскоре после смерти Вакенродера, Тик женится на дочери проповедника из Гамбурга Амалии Альберти и спустя год переезжает вместе с женой и новорожденной дочерью Доротеей в Йену. Там семья Тиков живет в доме Августа Вильгельма Шлегеля и его жены Каролины. В Йене Людвиг Тик становится членом Йенского кружка романтиков, куда входили, помимо Фридриха и Августа Шлегелей, Иоганн Готлиб Фихте и Фридрих Шеллинг, а также (он учился в Йене). Часто из Вайсенфельса приезжал . В Йене Тик знакомится также с и Фридрихом Шиллером.

Члены Йенского кружка писателей-романтиков начинают выпускать журнал «Атенеум», где формулируют собственную эстетическую программу. Деятельность Йенской школы знаменовала собой начальный этап в развитии немецкого романтизма.

Ко времени вхождения в литературу Йенских романтиков в Германии уже несколько десятилетий существовал культ Шекспира, были переведены основные его произведения, начало складываться шекспироведение.


Август Вильгельм Шлегель - поэт и драматург, но прежде всего историк литературы, был блестящим переводчиком произведений У. Шекспира, П. Кальдерона, Ф. Петрарки, автором одной из первых работ по теории перевода «Нечто о Шекспире» (1796).

Людвиг Тик продолжил это начинание. Переводы А.В.Шлегеля и Л.Тика утвердились впоследствии в немецкой культуре в качестве классических, эталонных. Шекспиру Тик останется верен всю свою жизнь.
Йенский период останется в жизни Л.Тика как время интенсивных духовных поисков, напряженной творческой работы, счастья знакомства и дружбы с великими литераторами.

Что же касается жизни семейной... Можно предположить, судя по дошедшим до нас свидетельствам, что Амалия Тик не принимала никакого участия ни в деятельности мужа, с которым, очевидно, они не были духовно близки, ни в жизни Йенского кружка.
Весна 1801г. явилась для Людвига Тика тяжелым периодом жизни. На пасху один за другим в Берлине от тифа умирают его родители: сначала мать, затем отец. Заразившись тифом, тяжело заболела сестра София, которая ухаживала за стариками.

Но еще раньше, в марте 1801г., из жизни ушел Новалис - Фридрих фон Гарденберг, - самый близкий друг Тика после смерти Вильгельма Вакенродера.

В работах, посвященных немецкому романтизму их имена часто упоминаются вместе, что только справедливо. Их связывала самая задушевная дружба. Между ними была тесная взаимосвязь, и часто один высказывал мысли другого. У них нередко возникало чувство, что слова только им мешают: они понимали друг друга без слов. После смерти Новалиса Тик жаловался, что он уже не сможет никого любить, - само понятие любви дало, по его словам, в нем трещину. При этом парадоксальным образом и Новалис, и Тик являлись противоположными характерами, и, как писал впоследствии А.Шлегель, «трудно понять, что связывало вместе таких извергающих огонь и воду людей, как Новалис и Тик». Один из них, аристократ, скончался в двадцать восемь лет, а второй, простолюдин, проживет все восемьдесят.
Кружок Йенских романтиков со смертью Новалиса прекращает свое существование.

Период с 1801 по 1818 гг. – это годы странствий для писателя.
В это время он попеременно живет то в Дрездене, то в Гамбурге, Праге, Риме, Берлине и Англии. Единственное место в этот период, своего рода центр притяжения, куда Тик возвращается всегда, было поместье Цибинген близ Франкфурта на Одере. Он живет там со своей семьей с конца 1802 г. по приглашению своего знакомого, владельца поместья Вильгельма Бургдорфа. В Цибингене (совр. Цыбинка — город в Польше, Любушское воеводство) он останется до 1819 года, почти до смерти Бургдорфа.

В соседнем с Цибингеном поместье Мадлитц, принадлежавшем семье Финкенштейнов, Людвиг Тик знакомится с графиней Генриеттой фон Финкенштейн (1774 – 1847), которая станет его ближайшим другом до конца своей жизни. В 1819г. она последует за ним в Дрезден, а еще через два десятилетия переедет вместе с Тиком в Берлин.

В этот период возникают такие значительные произведения Людвига Тика в духе немецкого романтизма, как «Странствия Франца Штернбальда» (1798), стихотворения (1799–1800, 2 тома), трагедия «Жизнь и смерть Святой Геновьевы (1820), а также комедия в народном духе «Император Октавиан» (1804).


На сказочные сюжеты, взятые у Шарля Перро, Тик написал пять пьес-сказок "Кот в сапогах" (1797), "Принц Цербино" (1799), "Жизнь и смерть маленькой Красной Шапочки", "Жизнь и деяния маленького Томаса по прозвищу Мальчик-с-пальчик", "Семь жен Синей Бороды" (1799).

В 1812-1817 гг. он издает под названием «Фантазус» три тома своих ранних сказок и пьес, которые дополнил новыми новеллами и пьесой-сказкой «Фортунат».

В 1819–1841гг. Людвиг Тик живет в Дрездене. В 1825 г. он получает место официального драматурга придворного дрезденского театра. Годы, проведенные в этом городе, можно охарактеризовать как самый плодотворный этап в жизни писателя. В это время он не только пишет собственные произведения, но и работает как переводчик своего любимого Уильяма Шекспира, а также как издатель сочинений немецкого писателя-романтика (1777-1811). В 1826-27гг. наш русский поэт В.А.Жуковский, находясь в Дрездене, знакомится с Л.Тиком и его семейством и неоднократно посещает их дом 2 . Кстати, в своих воспоминаниях о Л.Тике В.А.Жуковский упоминает и еще один его замечательный талант: Тик был замечательным, первокласснейшим художественным чтецом. На его чтения драматических произведений собиралась многочисленная публика, слушавшая его восторженно. По отзывам современников, он таил в себе величайшего из актеров, какого только могли тогда помыслить на подмостках. Но искушению стать актером он, однако, не поддался, (да и отец его был категорически против) и актерское дарование нашло отражение в особой тиковской литературной манере, любви к театральным постановкам и сочинению пьес, в умении проникаться любым персонажем и любым положением, в котором тот оказывался по воле автора.


В 1841г. начинается последний период жизни Тика. Он переезжает в Берлин, куда пригласил его король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Монарх, прозванный «Романтиком на немецком троне», очень ценил творчество писателя-романтика Тика.

Во время переезда в Берлин у Тика случился обширный инсульт, от которого он медленно поправлялся в последующие годы. Королем Пруссии ему была назначена пенсия в 1.000 талеров, предоставлены секретарь и слуга. По распоряжению Фридриха Вильгельма IV за состоянием здоровья Людвига Тика следили два придворных лейб-медика, регулярно предоставлявших медицинские отчеты королю. Заботу о Тике и уход по дому взяла на себя старая экономка, которая на протяжении 25 лет была в услужении в доме Тиков. Однако в 1845 г. с Людвигом Тиком случился второй апоплексический удар, после которого он уже не оправился и до самой смерти почти не вставал с постели.

Тут, в Берлине, столице Пруссии, Людвиг Тик и провел свои последние годы - как очень уважаемый и прославленный немецкий писатель, но в то же время как очень несчастный человек, переживший смерть почти всех своих близких друзей и родных 3 и страдающий от многочисленных тяжелых болезней. Как известно, Тик вообще отличался слабым здоровьем и с молодых лет мучился от подагры, усиленной давней травмой 4 .

Он умер 28 апреля 1853 года и через три дня был похоронен на кладбище церкви Святой Троицы в Берлине-Кройцберг.

Л.Бетховен. Соната No 8.ч.2 Adagio Cantabile (фрагмент).
Исп.В.Горовиц ЧИТАТЬ:

СКАЗКИ ЛЮДВИГА ТИКА



**
БЕЛОКУРЫЙ ЭКБЕРТ
РУНЕНБЕРГ
БОКАЛ
ЛЮБОВНЫЕ ЧАРЫ
ЖИЗНЬ ЛЬЕТСЯ ЧЕРЕЗ КРАЙ (новелла)
ЖИЗНЬ ПОЭТА



СКАЗКИ-ПЬЕСЫ

КОТ В САПОГАХ
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ МАЛЕНЬКОЙ КРАСНОЙ ШАПОЧКИ
ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ МАЛЕНЬКОГО ТОМАСА ПО ПРОЗВИЩУ МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК

ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (внешние ссылки)


ДОСТОПАМЯТНОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА АБРАГАМА ТОНЕЛЛИ
СТРАНСТВИЯ ФРАНЦА ШТЕРНБАЛЬДА (старонемецкая история) - РОМАН
ВИТТОРИЯ АККОРОМБОНА - РОМАН

** Мои переводы.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Обычно такие встречи с Фридрихом II, "Старым Фрицем", - как его называли в народе, - выглядели так:

в определенный час дня король Пруссии имел обыкновение стоять, отдыхая, у окна своего кабинета во дворце Сан-Сусси. Просители же вставали по указанию сторожа королевского парка под определенное дерево напротив королевского окна и ждали появления Фридриха II. Нередко случалось, что король, увидев людей, ищущих его внимания, выражал желание поговорить с ними и звал их к себе, чтобы выслушать их просьбы. Именно Иоганн Тик и передавал королю такие прошения, являясь представителем своей гильдии, уполномоченным разговаривать с королем.

2. В Дрездене Жуковский находился в период с 29.08.1926г. по 14.04.1827г.
Вот как он сам вспоминает об этих встречах:

"...Тик, немецкий П(лещеев), он с большим совершеством читает драматические стихотворения, а особливо комедии. Я просил его, чтобы он прочитал мне "Гамлета"...Он дал мне слово, и я, кончив свое путешествие по Саксонской Швейцарии, явился к нему. В первое мое посещение нашел я его одного, с какою-то пожилою женщиною, которую принял за его жену, потому что она хозяйничала и меня угощала. Но это была не жена его, а какая-то графиня Финкенштейн, которая живет с его семейством. Жена же его и две дочери путешествовали по Саксонской Швейцарии. Во второй раз я нашел их всех в сборе: жена его, кажется, женщина простого и здравого ума, обе дочери милы, особливо старшая, которая, не будучи красавицею, имеет много приятного: милое, доброе дитя, с образованностию и женской скромностию. Это семейство мне понравилось. Они все приняли меня с сердечным доброжелательством, и во все минуты, которые после я провел с ними вместе, был я у них, как дома, как с давишними знакомцами. И в Тике нашел я то, чего единственно желаю найти в людях, известных мне по своему гению: любезное, искреннее добродушие. Он не мог читать мне "Гамлета", пьеса слишком длинна, а он был болен. Он прочитал "Макбета" - большое искусство! Особенно понравились мне места ужасные: сцена ведьм, монолог Макбета перед убийством, ужасное описание убийства.. Он так же, как и П(лещеев), читает, не называя говорящих лиц; и по голосу, и по выражению, и по лицу его можно легко узнавать всех... Он еще читал мне Шекспирову комедию "Двенадцатая ночь, или что угодно", и в комическом он еще лучше, нежели в трагическом.."

Жуковский В.А.

Дневники. Записные книжки (1804-1833)

Жуковского и Тика связывала искренняя дружба. На первом экземпляре "Странствий Франца Штернбальда", подаренном В.А.Жуковскому, Людвиг Тик оставил свой автограф:
Die dich im Geist erkennen
Und dich in Liebe finden.
Im Glauben dann verbinden.
Kann keine Ferne trennen.


Gedenken Sie hierbei eines Freundes,
der sich Ihrer oft erinnern wird. L.T.»
3. Сестра София умерла в 1833г., жена Амалия Альберти-Тик - в 1837 , дочь Доротея - в 1841г., Генриетта фон Финкенштейн - в 1847г. , брат Кристиан Фридрих Тик – в 1851г. Из родных в живых в год смерти Тика в 1853 г. оставалась только приемная дочь Л.Тика Агнес ( 1806-1880; дочь его жены Амалии и, как утверждают немецкие ис точники, Вильгельма Бургдорфа).

4. В 1828 и 1830гг. Людвиг Тик ездил в Баден-Баден для лечения прогрессирующей подагры – болезни, при которой поражаются почки и суставы (возникает подагрический артрит). В августе 1836г. он намеревался в очередной раз повторить там курс лечения, но по дороге на курорт с ним произошел несчастный случай.

У городка Вислох, за Гейдельбергом, на обрывистой проселочной дороге, лошади внезапно понесли, экипаж бросило на каменную стену, и Тика выкинуло из него на дорогу. Без сознания он пролежал под обломками некоторое время.

Раны с правой стороны на лба и на затылке были очень опасными. Раненого сначала перенесли на постоялый двор в Вислохе, где местный врач наложил ему повязки, из Гейдельберга был срочно вызван еще один доктор.

Как только позволило состояние больного, поездка в Баден в сопровождении врача была продолжена.

В Бадене 6 дней подряд Тику, у которого не спадала высокая температура и продолжались мучительные боли, делались компрессы со льдом. Врач опасался сотрясения мозга.

Но, в конце концов, организм победил. Термальные воды Баден-Бадена ускорили выздоровление, хотя полностью избавиться от последствий аварии Тику не удалось. Шейные позвонки его остались неподвижными, а голова искривленной. Остался большой рубец и на лбу.

Генрих Берл (Heinrich Berl)
«Баден-Баден в век романтизма».

Баден-Баден, 1936,стр.163.
(цитировано по Р.Кёпке "Людвиг Тик. Биография".1855)

5. С 1777 года Музеус издавал в Берлине многотомную серию под названием "Страусовые перья". Это было собрание новелл и рассказов. Впрочем, он успел издать только первый том (в 1787г.) После его смерти серию продолжил Людвиг Тик.

6. Портрет Людвига Тика, представленный в заставке к статье, выполнен выдающимся немецким художником-портретистом Йозефом Карлом Штилером (Joseph Karl Stieler) (1781-1858гг) в 1838г. См. также его же портрет И.В.Гете в статье о нем.
7. Сущ ествует замечательная биография Людвига Тика немецкого историка и публициста Рудольфа Кёпке (Rudolf Köpke), написанная в 1855г., через два года после смерти писателя. Она и по сей день считается самым достоверным и обширным источником информации о жизни Тика. Сам Тик, как известно, мемуаров после себя не оставил. Рудольф Кёпке неоднократно беседовал с писателем в последние годы его жизни, и все факты биографии Тика, которые ему удалось услышать, переданы в этой работе , написанной живым и неравнодушным пером .

Насколько мне известно, на русский язык она, кажется, не переводилась. Зарубежные биографы Л.Тика широко ссылаются на этот труд. Некоторые факты и эпизоды из биографии Тика, приведенные на этой странице, взяты оттуда.

Т.К.


ПЕРЕЧЕНЬ СКАЗОК ЛЮДВИГА ТИКА

Учился в университетах Галле, Гёттингена и Эрлангена, особое внимание уделяя истории английской литературы – прежде всего елизаветинской эпохи (16 в.). В 1794 началось его сотрудничество с берлинским издателем и писателем-просветителем Кр.Ф.Николаи.


Родился 31 мая 1773 в Берлине в семье канатного мастера. Учился в университетах Галле, Гёттингена и Эрлангена, особое внимание уделяя истории английской литературы – прежде всего елизаветинской эпохи (16 в.). В 1794 началось его сотрудничество с берлинским издателем и писателем-просветителем Кр.Ф.Ни

колаи (1733–1811), по заказу которого Тик продолжил прозаический цикл И.К.Музеуса (1735–1787) Страусовые перья (Straussfedern, 1787), дополнив его новеллами (1795–1798) преимущественно сатирического, назидательно-рационалистического толка, резко отличающими от его более ранних экзотических, в высшей

степени оригинальных работ, каков, в частности, Альманзур (Almansur, 1790). Смешение рационализма и романтизма характерно для всего творчества Тика.

Главные произведения Тика – грустный роман в письмах История Уильяма Ловелла (Die Geschichte des Herrn William Lovell, 1795–1796) и Народные сказки

Петера Лебрехта (Volksm rchen, herausgegeben von Peter Lebrecht, 1797), включающие как пересказ преданий и легенд из народных книг 15–16 вв., так и собственные сказания, необычайно оригинальные, полные волшебства и тайны, как, например, Белокурый Экберт (Der blonde Eckbert). Народные сказки привлекл

и внимание братьев Шлегель, особенно Августа Вильгельма, которые провозгласили Тика «романтическим» поэтом. В 1799 Тик начал работу над Романтическими сочинениями (Romantische Werke, 1799–1800); в состав двухтомника вошла, в частности, типично романтическая драма Жизнь и смерть святой Геновевы (Lebe

n und Tod der heiligen Genoveva). В 1804 вышла в свет огромная и тяжеловесная пьеса Император Октавиан (Kaiser Octavianus), которую Тик считал лучшим образцом своей «романтической манеры».

В 1802 Тик вместе с семьей поселяется неподалеку от Франкфурта-на-Одере, в Цибингене, в имении графа К.Финкен

штейна, где остается – с отлучками вроде поездки в Англию (1817) – вплоть до 1819. В это время он создает переработки средневековой немецкой поэзии (Песни любви швабской эпохи – Minnelieder aus dem schwabischen Zeitalter, 1803), готовит собрания пьес елизаветинской эпохи (Театр Старой Англии – Alten

glisches Theater, 1811) и немецкой драматургии 16–17 вв. (Немецкий театр – Deutsches Theater, 1817).

В 1819 Тик переезжает с семьей в Дрезден, где в 1825–1830 заведует литературной частью придворного театра. В эти годы он отходит от романтизма и пишет целый ряд новелл, в которых обычно реалистичес

кий сюжет зачастую служит морализаторству на общественные и литературные темы. Последнее значительное произведение Тика – роман из эпохи итальянского Возрождения Виттория Аккоромбона (Vittoria Accorombona, 1840). Тогда же он написал множество не оставивших следа статей и, в продолжение незавершенног

о труда А.В.Шлегеля, отредактировал переводы пьес Шекспира, выполненные графом В.Баудиссином (1784–1878) и дочерью Тика Доротеей. В 1842 по приглашению прусского короля Фридриха Вильгельма IV Тик переселился в Берлин, где под его руководством ставились античные и елизаветинские драмы. Его работы 182