Почему кавказцы говорят лее. Что делать, когда кавказцы говорят всякие гадости вслед? Уважение и достоинство – основные критерии мирного существования

Несмотря на славную историю мирного взаимодействия славянских и кавказских народов, многие россияне с недоверием воспринимают приезжающих в нашу страну иностранцев, особенно представителей с Кавказа. И это, к сожалению, не без оснований – многие на собственном опыте убедились, что армянам, грузинам и азербайджанцам лучше не доверять. Как и в других нациях, среди кавказских мигрантов порой встречаются лица, промышляющие криминалом, агрессивные, грубые – хотя заметьте, что и среди чисто коренных москвичей такие личности встречаются довольно часто.

Непонимание рождает конфликт…

Безусловно, нельзя «всех грести под одну гребенку» – каждый брюнет с карими глазами и «южным» акцентом не должен восприниматься обществом как потенциальный преступник и грубиян – поверьте, в любой нации встречаются и негодяи, и вполне культурные и порядочные люди. Но вот беда, порой глядя, как кавказцы беседуют друг с другом на родном языке, у нас появляется ощущение, что они задумывают против нас что-то не достойное, а порой и вовсе издеваются…

Впервые общество заговорило про «Васю» после того, как на экране телевизора Жорик Вартанов произнес свой знаменитый монолог на СевКав ТВ. Именно после этой передачи обыденное армянское обращение стало невероятно популярным на территории России. Поэтому всем стало интересно, почему армяне говорят Вася и что это значит.

Уважение и достоинство – основные критерии мирного существования

Держать дистанцию, но не обижаться по пустякам – вот золотая середина поведения при общении с представителями кавказских народов. Особенно актуальна эта проблема в тех городах, где очень остро стоит национальный вопрос. Ведь согласитесь, порой одно неаккуратно высказанное слово является главной причиной серьёзных конфликтов на национальной почве, которые, к сожалению, заканчиваются дракой. Долг каждого разумного человека любой национальности – не допустить подобных беспочвенных конфликтов.

Я русская (живу в России), христианка. За себя могу сказать сразу, что я не пью, не курю, девушка домашняя. Одеваюсь прилично, никаких мини-юбок и т. д. Пишу это к тому, что, идя по улице, никаким образом не провоцирую мужское внимание к себе. Тем не менее, очень часто лица кавказской национальности позволяют себе какие-то пошлые высказывания, завывания. В случае отрицательного ответа грязно сквернословят, оскорбительно высказываются… Я не сильна в религиях, но, почитав статьи на сайте, поняла, что Ислам учит уважению и мудрости в своих поступках... Что же движет этими мусульманами, объясните? Это поведение дикарей, им наплевать на всех, они считают, что имеют право оскорблять девушек, унижать, по каким-то совершенно непонятным причинам считают себя лучше и выше, позволяют себе навязывание своей веры, что в крайней степени возмущает. Хотелось бы узнать у Вас, как отвечать таким людям? Неужели Ислам для них – пустое слово? Я никогда не хамлю и не обижаю людей, даже в ответ. Всегда просто игнорирую. Возможно, Вы поможете найти правильные слова, чтобы вразумить этих людей, сказать что-то такое, чтобы они задумались, насколько мерзко поступают. Такое поведение наблюдаю не только я одна, а подавляющее большинство представительниц прекрасного пола нашего города.

С точки зрения религии:

Разумеется, ни одна из божественных религий или цивилизованных культур не может оправдывать такое поведение. Однако, к сожалению, порой такое случается, невоспитанные молодые люди позволяют себе неприличные высказывания и распускание рук в адрес посторонних девушек, женщин. И, конечно же, ещё больше удручает, что конкретно в Вашем случае вольность себе позволяют кавказцы. Тем самым они принижают в первую очередь себя, своих достойных предков, которые готовы были отдать жизнь для защиты чести женщины, нас – своих земляков, и в какой-то степени свою религию. Ведь пострадавшие от их неправильного и недостойного поведения волей-неволей будут ассоциировать с ними и их религию. И вряд ли у них сложится хорошее мнение о религии, в частности об Исламе. Каждый мусульманин, оставивший неприятный отпечаток на сердце другого человека – не говоря уже о притеснении и нарушении прав – и отдаливший его от изучения Ислама, прихода к нему или возникновения неверного стереотипа или неприязни к нашей религии, будет держать ответ перед Господом в Судный день!

Хочу также сказать, что подобным поведением отличаются не только некоторые кавказцы, но и представители других народностей и вероисповеданий, в частности русские. Однако поскольку кавказцы представляют меньшинство за пределами кавказских республик, они выделяются, притягивают к себе больше внимания. Естественно, их поступки не могут быть оправданы и даже остаться без осуждения. Потому как даже если допустить, что для некоторых людей такое поведение вполне обыденное, то кавказцы, которые в большинстве своём являются представителями исламской культуры, не имеют права на такое поведение!

В очередной раз, естественно, не дай Аллах, но всё же, если это произойдёт, скажите им что-либо вроде «так вы следуете своей религии?» , «а если бы к вашей сестре приставали?» или «а вы не боитесь, что Аллах (именно Аллах, а не Бог – такая формулировка больше повлияет на них) не поставит ваших родных в такое же положение?» .

Однако не думаю, что словами вам удастся как-то повлиять на них. Больше эффекта будет от беседы ваших родственников (отца, брата, дяди и т. д.), если речь идёт об одних и тех же лицах. И, конечно, старайтесь избегать таких мест, где вам могут попасться хулиганы.

От своего лица и всех остальных кавказцев хочется попросить у Вас прощения за непристойное поведение моих земляков.

С точки зрения психологии:

К большому сожалению, на самом деле приходится констатировать, что многие выходцы из кавказских регионов ведут себя очень некрасиво и вызывающе, находясь в больших городах вдали от своей родины. Ещё большее сожаление вызывает тот факт, что людьми такие субъекты воспринимаются как представители Ислама со всеми вытекающими последствиями. Естественно, Ислам порицает такое поведение, и на самом деле это просто поступок невежественного человека, но не мусульманина. Такие люди сами не понимают, какой вред своей религии они наносят, какой вред они несут своим землякам, которые вынуждены находиться за пределами своей родины в поисках работы.

Вообще надо исходить из того, что поведение таких людей есть не что иное, как компенсация собственных неразрешённых комплексов малозначимости. Это не реализовавшие себя люди, пытающиеся агрессивными и хамскими выходками заявить о себе. Уверенный в себе человек никогда не поведёт себя подобным образом. Если мы посмотрим на их поведение как следствие их психологической нездоровости, то особую актуальность обретает вопрос о том, как делать им замечания и как реагировать на их поведение.

Делать им замечания иногда бывает небезопасно, потому что ждать от них можно чего угодно, это крайне непредсказуемая категория лиц. Их поведение не соответствует нормам общежития, принятым в обществе, и тем более остро порицаемо в Исламе. Как правило, такие люди и на родине не отличаются высокими моральными качествами. Это такая категория лиц, которая может наличествовать в любом обществе.

Сделать замечания им можно, но лишь так, чтобы вызвать чувство стыда, но не агрессии. Если просто сказать, что так себя вести некрасиво, то рискуете нарваться на грубость. Вместо этого нужно воздействовать на самое важное: на их отношение к себе и к своей принадлежности. Следует исходить из того, что в большинстве случаев эта категория людей страдает крайне болезненным самолюбием, они прямо-таки зациклены на собственной персоне. На это и нужно направить воздействие.

Можно сказать нечто следующее: «Вот теперь, глядя на вас, я буду думать, что так ведут себя мусульмане в обществе» или «Наверно, если бы вашей сестре сказали нечто подобное, вы бы вряд ли так смеялись». Тут, конечно, есть варианты, поскольку такая реплика может вызвать агрессию, и применять это нужно последовательно, лишь после того, как они адекватно отреагируют на предыдущее высказывание. Как вариант, можно создать для них хорошую репутацию следующим высказыванием: «Вы же на самом деле добрые люди, не показывайте дурной пример, ведь через него окружающие будут думать нехорошо обо всех мусульманах, которых Вы тут представляете».

Главное – не провоцировать их на конфликт, не отвечать грубостью на грубость. Может, даже они и не покажут Вам, что Ваши слова на них подействовали («мужская гордость» не позволит), но для себя-то вывод они сделают и в будущем постараются избегать подобного.

Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Несмотря на то, что славяне и кавказцы долгие десятилетия жили в одной стране, жители гор, приезжающие в Россию жить или работать, воспринимаются местным населением чужаками. Это и не удивительно: к сожалению, расхожий стереотип о том, что грузинам, армянам или азербайджанцам нельзя доверять, в ряде случаев отнюдь не беспочвенен. Среди кавказских эмигрантов встречается немало лиц, промышляющих криминалом, нечистых на руку, агрессивных, просто грубых.

Разумеется, нельзя любого брюнета с характерными «южными» чертами лица беспочвенно объявлять потенциальным преступником – среди представителей любого народа встречаются и порядочные люди, и негодяи. Но всё же нет-нет, да и закрадутся нехорошие мысли, глядя, как кавказцы беседуют между собой на своём родном языке – или по-русски, но используя какой-то непонятный слэнг: о чём там они болтают, не задумали ли чего нехорошего?..

Не обижаться по пустякам – но всё же держать дистанцию, вот какую манеру поведения можно посоветовать при общении с армянами. Особенно в тех городах, где национальный вопрос стоит остро. Порой неаккуратно сказанное слово становится причиной возникновения серьёзных конфликтов, решающихся кулаками, а то и оружием. Долг разумного представителя любой национальности – подобного не допустить.