Герои литературных сказок которых придумали писатели. Создание отдельного жанра

Удивительные истории, прекрасные и загадочные, полные необыкновенных событий и приключений, знакомы всем - и старому, и малому. Кто из нас не сопереживал Ивану-царевичу, когда он сражался со Змеем Горынычем? Не восхищался Василисой Премудрой, одержавшей верх над Бабой-ягой?

Создание отдельного жанра

Герои, которые не теряют своей популярности не одно столетие, известны практически всем. Они пришли к нам из сказок. Никому неизвестно, когда и как появилась первая сказка. Но с незапамятных времен из поколения в поколение передавались сказочные истории, которые со временем обрастали новыми чудесами, событиями, героями.

Очарование старинных историй, вымышленных, но полных смысла, всей душой ощутил А. С. Пушкин. Он первый вывел сказку из второразрядной литературы, что позволило выделить сказки русских народных писателей в самостоятельный жанр.

Благодаря образности, логичному сюжету и образному языку, сказки стали популярным средством обучения. Не все из них носят воспитательный и обучающий характер. Многие выполняют только развлекательную функцию, но, тем не менее, основными признаками сказки, как отдельного жанра, является:

  • установка на вымысел;
  • особые композиционно-стилистические приемы;
  • направленность на детскую аудиторию;
  • сочетание образовательной, воспитательной и развлекательной функций;
  • существование в сознании читателей ярких прототипических образов.

Жанр сказки очень широк. Сюда входят народные сказки и авторские, поэтические и прозаические, поучительные и развлекательные, простые односюжетные сказки и сложные многосюжетные произведения.

Писатели сказок XIX века

Русские писатели сказок создали настоящую сокровищницу удивительных историй. Начиная от А. С. Пушкина, сказочные нити потянулись к творчеству многих русских писателей. У истоков сказочного жанра литературы стояли:

  • Александр Сергеевич Пушкин;
  • Михаил Юрьевич Лермонтов;
  • Петр Павлович Ершов;
  • Сергей Тимофеевич Аксаков;
  • Владимир Иванович Даль;
  • Владимир Федорович Одоевский;
  • Алексей Алексеевич Перовский;
  • Константин Дмитриевич Ушинский;
  • Михаил Ларионович Михайлов;
  • Николай Алексеевич Некрасов;
  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин;
  • Всеволод Михайлович Гаршин;
  • Лев Николаевич Толстой;
  • Николай Георгиевич Гарин-Михайловский;
  • Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Рассмотрим их творчество более подробно.

Сказки Пушкина

Обращение великого поэта к сказке было закономерным. Их он слышал от бабушки, от дворового, от няни Арины Родионовны. Переживая глубокие впечатления от народной поэзии, Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки!» В своих произведениях поэт широко использует обороты народной речи, облекая их в художественную форму.

Талантливый поэт объединил в своих сказках быт и нравы русского общества того времени и чудесный волшебный мир. Его великолепные сказки написаны простым живым языком и легко запоминаются. И, как многие сказки русских писателей, прекрасно раскрывают конфликт света и тьмы, добра и зла.

Сказка о царе Салтане завершается веселым пиром, славящим добро. Сказка о попе высмеивает служителей церкви, сказка о рыбаке и рыбке показывает, к чему может привести жадность, сказка о мертвой царевне повествует о зависти и злости. В сказках Пушкина, как и во многих народных, добро побеждает зло.

Писатели-сказочники современники Пушкина

В. А. Жуковский был другом Пушкина. Как он пишет в своих воспоминаниях, увлеченный сказками Александр Сергеевич предложил ему поэтический турнир на тему русских сказок. Жуковский принял вызов и написал сказки о царе Берендее», об Иване-царевиче и Сером Волке.

Работа над сказками ему понравилась, и в течение последующих лет он пишет еще несколько: «Мальчик с пальчик», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек».

Русские писатели сказок знакомили своих читателей с чудесными историями иностранной литературы. Жуковский был первым переводчиком зарубежных сказок. Он перевел и пересказал в стихах историю «Наль и Дамаянти» и сказку «Кот в сапогах».

Восторженный поклонник А.С. Пушкина М. Ю. Лермонтов написал сказку «Ашик-Кериб». Ее знали в Средней Азии, на Ближнем Востоке и Закавказье. Поэт переложил ее на стихотворный лад, а каждое незнакомое слово перевел так, чтобы оно стало понятно русским читателям. Красивая восточная сказка превратилась в великолепное творение русской литературы.

С блеском облек в стихотворную форму народные сказки и молодой поэт П. П. Ершов. В его первой сказке «Конек-Горбунок» отчетливо прослеживается подражание великому современнику. Произведение было опубликовано еще при жизни Пушкина, и молодой поэт заслужил похвалу знаменитого собрата по перу.

Сказки с национальным колоритом

Будучи современником Пушкина, С.Т. Аксаков, начал писать в позднем возрасте. В шестьдесят три года он приступил к написанию книги-биографии, приложением которой стало произведение «Аленький цветочек». Как и многие русские писатели сказок, он открыл читателям историю, которую услышал в детстве.

Аксаков старался выдержать стиль произведения в манере ключницы Пелагеи. Самобытный говор ощутим на всем протяжении произведения, что не помешало «Аленькому цветочку» стать одной из самых любимых детских сказок.

Богатая и живая речь сказок Пушкина не могла не пленить и великого знатока русского языка В. И. Даля. Языковед-филолог и в своих сказках старался сохранить очарование бытовой речи, привнести смысл и мораль народных пословиц и присловий. Таковы сказки «Медведь-половинщик», «Лиса-лапотница», «Девочка Снегурочка», «Ворона», «Привередница».

«Новые» сказки

В. Ф. Одоевский - современник Пушкина, один из первых начал писать сказки для детей, что было большой редкостью. Его сказка «Город в табакерке» - первое произведение этого жанра, в котором была воссоздана иная жизнь. Практически все сказки повествовали о крестьянском быте, который старались передать русские писатели сказок. В этом произведении автор рассказал о жизни мальчика из благополучной семьи, живущей в достатке.

«О четырех глухих» - сказка-притча, позаимствованная из индийского фольклора. Наиболее известная сказка писателя «Мороз Иванович» полностью заимствована из народных русских сказок. Но в оба произведения автор привнес новизну - рассказал о быте городского дома и семьи, включил в канву детей-воспитанников пансиона и школы.

Сказка А. А. Перовского «Черная курица» была написана автором для племянника Алеши. Возможно, этим объясняется чрезмерная поучительность произведения. Надо отметить, сказочные уроки не прошли бесследно и благотворно сказались на его племяннике Алексее Толстом, ставшем впоследствии известным прозаиком и драматургом. Перу этого автора принадлежит повесть-сказка «Лафертовская Маковница», которой дал высокую оценку А. С. Пушкин.

Дидактика явно просматривается и в произведениях К. Д. Ушинского - великого педагога-реформатора. Но мораль его сказок ненавязчива. Они будят добрые чувства: верность, сочувствие, благородство, справедливость. К ним можно отнести сказки: «Мышки», «Лиса Патрикеевна», «Лиса и гуси», «Ворона и рак», «Козлятки и волк».

Другие сказки XIX века

Как и вся литература в целом сказки не могли не повествовать об освободительной борьбе и революционном движении 70-х годов XIX века. К таковым относятся сказки М.Л. Михайлова: «Лесные хоромы», «Думы». Страдания и трагедию народа в своих сказках показывает и известный поэт Н.А. Некрасов. Сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин в своих произведениях обнажил сущность помещичьей ненависти к простому народу, рассказал о притеснениях крестьян.

В. М. Гаршин затрагивал в своих сказках насущные проблемы его времени. Наиболее известные сказки писателя - «Лягушка-путешественница», «О жабе и розе».

Много сказок написал Л.Н. Толстой. Первые из них создавались для школы. Толстой писал небольшие сказки-притчи и басни. Великий знаток человеческих душ Лев Николаевич в своих произведениях призывал к совести и честному труду. Писатель критиковал социальное неравенство и несправедливые законы.

Н.Г. Гарин-Михайловский написал произведения, в которых ясно чувствуется приближение социальных потрясений. Таковы сказки «Три брата» и «Волмай». Гарин побывал во многих странах мира и, конечно же, это отразилось на его творчестве. Путешествуя по Корее, он записал более ста корейских сказок, мифов и легенд.

Писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк пополнил ряды славных русских сказочников такими замечательными произведениями как «Серая Шейка», сборником «Аленушкины сказки», сказкой «Про царя Гороха».

Немалый вклад внесли в этот жанр и более поздние сказки русских писателей. Список замечательных произведений ХХ века очень велик. Но сказки XIX века навсегда останутся образцом классической сказочной литературы.

Сказки сопровождают нашу жизнь с пеленок. Дети еще не умеют разговаривать, а мамы и папы, бабушки и дедушки уже начинают общаться с ними посредством сказок. Ребенок еще не понимает ни слова, но вслушивается в интонацию родного голоса и улыбается. В сказках столько добра, любви, искренности, что это понятно без всяких слов.

Сказочники почитались на Руси с древних времен. Ведь благодаря им жизнь, частенько серая и убогая, раскрашивалась в яркие краски. Сказка дарила надежду и веру в чудеса, делала детей счастливыми.

Хочется узнать, кто же эти волшебники, которые умеют словом вылечить тоску и скуку, горе и беду отвести. Познакомимся с некоторыми из них?

Создатель Цветочного города

Николай Николаевич Носов сначала писал произведения от руки, потом печатал на машинке. У него не было помощников, секретарей, все делал сам.

Кто хоть раз в жизни не слышал о таком ярком и неоднозначном персонаже, как Незнайка? Николай Николаевич Носов является создателем этого интересного и милого коротышки.

Автор расчудесного Цветочного города, где каждая улица была названа именем какого-нибудь цветка, родился в 1908 году в Киеве. Отец будущего писателя был эстрадным певцом, и маленький мальчик с увлечением ходил на концерты любимого папы. Все вокруг пророчили певческое будущее маленькому Коле.

Но весь интерес мальчишки угас после того, как ему купили долгожданную скрипку, которую он так долго просил. В скором времени скрипка была заброшена. Но Коля всегда чем-нибудь увлекался и интересовался. Он с одинаковым рвением тянулся и к музыке, и к шахматам, и к фотографии, и к химии, и к электротехнике. Все в этом мире было ему интересно, что и отразилось в дальнейшем на его творчестве.

Первые сказки, которые он сочинил, были исключительно для сынишки. Он сочинял для сына Пети и его друзей, и видел отклик в их детских сердцах. Он понял, что это его предназначение.

На создание нашего любимого персонажа Незнайки Носова вдохновила писательница Анна Хвольсон. Именно среди ее маленьких лесных человечков встречается имя Незнайка. Но только имя было позаимствовано от Хвольсон. В остальном Незнайка Носова уникален. В нем есть что-то и от самого Носова, а именно, любовь к широкополым шляпам и яркость мышления.

«Чебуреки… Чебоксары… А Чебурашки-то нет!…


Эдуард Успенский, фото: daily.afisha.ru

Автор так полюбившегося во всем мире неизвестного зверушки Чебурашки, Успенский Эдуард Николаевич, родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. Любовь к писательству у него проявилась уже в студенческие годы. Первая его книга под названием «Дядя Федор, пес и кот» была опубликована в 1974 году. Идея создания этой сказки ему пришла в голову во время работы библиотекарем в детском лагере.

Изначально, в книге дядя Федор должен был быть взрослым лесником. Он должен был жить с собакой и котом в лесной чаще. Но не менее известный писатель Борис Заходер предложил Эдуарду Успенскому сделать своего персонажа маленьким мальчиком. Книга была переписана, но многие взрослые черты в персонаже дяди Федора так и остались.

Интересный момент отслеживается в 8 главе книги о дяде Федоре, где Печкин подписывается: «До свиданья. Почтальон деревни Простоквашино, Можайского района, Печкин». Имеется в виду, скорее всего, Можайский район Московской области. На самом деле населенный пункт с названием «Простоквашино» есть только в Нижегородской области.

Очень популярным стал и мультфильм про кота Матроскина, пса Шарика, их хозяина дядю Федора и вредного почтальона Печкина. Интересно еще в мультфильме то, что образ Матроскина был нарисован после того, как мультипликатор Марина Восканьянц услышала голос Олега Табакова.

Еще один симпатичный и милый персонаж Эдуарда Успенского, который стал любим во всем мире благодаря своему обаянию – Чебурашка.


Придуманный почти полвека назад Успенским Чебурашка до сих пор не теряет своей актуальности - например, недавно в Совете Федерации предложили назвать именем ушастого героя российский интернет, закрытый от внешнего мира

Такое несуразное имя появилось благодаря приятелям автора, которые называли так свою, только начинающую ходить, неуклюжую дочурку. История ящика с апельсинами, в котором нашли Чебурашку, тоже взята из жизни. Как то Эдуард Николаевич в Одесском порту увидел огромного хамелеона в ящике с бананами.

Писатель является национальным героем Японии, благодаря Чебурашке, которого очень любят в этой стране. Интересно то, что в разных странах по- разному относятся к персонажам автора, но без сомнения они всеми любимы. Например, финны очень симпатизируют дяде Федору, в Америке обожают старуху Шапокляк, ну а японцы поголовно влюблены в Чебурашку. Равнодушных к сказочнику Успенскому в мире нет.

Шварц как обыкновенное чудо

На сказках Шварца выросли поколения – «Сказка о потерянном времени», «Золушка», «Обыкновенное чудо». А «Дон Кихот», снятый режиссером Козинцевым по сценарию Шварца, до сих пор считается непревзойденной экранизацией великого испанского романа.

Евгений Шварц

Евгений Шварц родился в интеллигентной и зажиточной семье православного врача-еврея и акушерки. С раннего детства Женя постоянно переезжал с родителями из одного города в другой. И, наконец, они осели в городе Майкопе. Эти переезды были своего рода ссылками за революционную деятельность отца Евгения Шварца.

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского университета, но уже через 2 года понял, что это не его путь. Его всегда манили литература и искусство.

В 1917 году его призвали в армию, где он получил контузию, отчего у него всю жизнь дрожали руки.

После демобилизации из армии Евгений Шварц полностью посвятил себя творчеству. В 1925 году он издал первую свою книгу сказок, которая называлась «Рассказы старой балалайки». Несмотря на большой надзор со стороны цензуры, книга имела большой успех. Это обстоятельство окрылило автора.

Окрыленный, он написал сказочную пьесу «Ундервуд», постановка которой была в Ленинградском ТЮЗе. Там же состоялись постановки его последующих пьес – «Острова 5К» и «Клада». А в 1934 году Шварц стал членом Союза писателей СССР.

А вот в сталинские времена его пьесы перестали ставить, в них видели политический подтекст и сатиру. Писатель очень переживал по этому поводу.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод -
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь".

Сказки Самуила Яковлевича Маршака - Двенадцать месяцев

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - все не гак, как ни повернется - все не в ту сторону.

Сказка Корнея Ивановича Чуковского - Айболит

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

И пришла к Айболиту лиса:
"Ой, меня укусила оса!"
И пришёл к Айболиту барбос:
"Меня курица клюнула в нос!"
И прибежала зайчиха
И закричала: "Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!"
И сказал Айболит:
"Не беда! Подавай-ка его сюда!