Стелла эсамбаева личная жизнь. "новые известия": "он не посещал мечеть, но жил по корану"

Марина ПОТОЦКАЯ

Детям имена придумывают родители, а собакам – хозяева. Один такой хозяин, бывший моряк, назвал своего пса Адмиралом: чтоб веселее было и о морской жизни напоминало. Потому что адмирал у моряков – самое почётное звание.

Был этот Адмирал псом видным, ростом с хозяйский велосипед. Породы неизвестной, но симпатичной. Один только недостаток имелся у собаки: не умел наш Адмирал плавать!

А жил он, между прочим, в городе, где все улицы вели к морю – большому, синему, солёному. Там в порт приплывали корабли со всего мира, а на пляжах с утра до вечера загорали и купались все городские жители – дети, взрослые и даже собаки, хотя повсюду висели объявления: « С СОБАКАМИ НЕ ГУЛЯТЬ!»

Но собаки и не гуляли – они плавали. По-собачьи: быстро-быстро перебирая лапами и высоко задирая довольную морду.

Только один Адмирал не плавал. Хозяин привёл его как-то на пляж, сам кинулся в воду, поплыл, фыркая, и стал звать:

– Адмирал, Адмираша, ко мне!..

Но Адмирал вдруг задрожал, заскулил, забился под скамейку и ни за что не желал плыть к хозяину.

Этого хозяин ему не простил – выгнал из дому, да ещё и со скандалом:

– Чтоб у меня, у моряка, собака моря боялась?! – кричал хозяин на всю улицу. – Да после этого я видеть тебя не желаю! И будку твою заколочу, так и знай!

Убежал поскорее Адмирал, чтобы не слышать справедливых хозяйских слов. Устроился жить на пляже, в кустах. Целыми днями лежал там, глядел на синее море и думал о своей собачьей доле.

А однажды решил пойти в порт. Был у него там приятель – корабельный пёс Жучок. Этот Жучок на своём рыбачьем баркасе куда только ни плавал – и в Средиземное море, и в Балтийское, и в разные океаны…

Вот приходит баркас домой, в порт. Вся команда с трапа сходит; рядом с боцманом – корабельный пёс. Идёт себе вразвалочку, по-моряцки, хвостом помахивает. Все встречающие его гладят, обнимают, вместо цветов косточку дарят… Но не зазнался пёс от такой содержательной жизни! С ним любая собака поговорить могла, посоветоваться.

Спрашивает у него Адмирал:

– Ну, расскажи, как ты плавать-то научился?

Жучок глаза прикрыл, вспоминает:

– Давно это было. Шёл наш баркас к берегам Индии. Проплывали мимо какого-то островка, вот боцман с ребятами и решили туда сплавать в шлюпке. И меня с собой взяли, я тогда ещё в щенках ходил. Плывём мы, вдруг боцман меня схватил и прямо в океан швырнул: « А ну, плыви! – говорит. – Или ты не моряк?!» Куда тут денешься? Я сразу лапами по воде забил, забил – и выплыл! Вот так и научился.

Адмирал вздохнул:

– Может, и меня так швырнуть?

– Тебя не швырнёшь, – говорит Жучок. – Ты небось тяжелее мешка с селёдкой. Раньше надо было думать, пока маленький был!

– Что ж делать-то теперь, Жуча?

– Что делать, что делать… Ты сейчас на пляже живёшь? Вот и давай, по ночам плавать учись! Залезай в воду и пробуй.

Пошёл Адмирал домой, в кусты. Спал до самой ночи, сны видел отвратительные: всё кошки да кошки. А ночью вдруг проснулся и пошёл к морю.

Какое оно было огромное! И как шумело, рокотало… Чёрные волны дразнили Адмирала, подкатывались к самым его лапам, а потом, шурша, катились обратно. Адмирал сделал шаг вперёд, потом ещё один… Шерсть на нём встала дыбом, он задрожал и поджал хвост. Волны окатили его с головы до лап. Он фыркнул, отряхнулся, но не убежал.

«Хорошо помню себя в детстве - это помогает писать»

Детская писательница Марина Потоцкая рассказывает о своих книгах, рассуждает о важности особого отношения к детям и отказывается сравнивать жизнь в Москве и в Тель-Авиве.

Вы пишете добрые весёлые книги. Как получилось, что в жизни, где есть место страданию и депрессии, и не каждый писатель может обойти эти болота, Вы избрали путь хорошего настроения? Как Вы стали детским писателем?

Я не специально пишу весёлые книги - у меня, наверное, так получается. Задачу рассмешить я перед собой не ставлю: я не юморист. И потом, далеко не все рассказы у меня весёлые.

Конечно, мне бы хотелось, чтобы моим читателям жилось полегче, повеселее. Взрослые часто думают, что детям легко. Да, им не надо работать, кормить семью, принимать непростые решения, отвечать за себя и за всех вокруг. Но зато у них свои истории, ничуть не проще наших. Просто они другие.

У ребёнка нет жизненного опыта. То, что «всё перемелется», ему объяснить трудно. Взрослые умеют держать удар, компенсировать неудачи. А для пятилетнего, скажем, человека «сегодня» - это полжизни, а «завтра» - это через сто лет. Детский мир ограничен: семья, детсадовская группа, лучший друг… И проблемы, возникающие в этом маленьком мире, ребёнок считает глобальными, ужасными, вечными.

Я хорошо помню себя в детстве. Помню свои детские ощущения, страхи, радости. Наверное, это главное, что мне помогает писать.

Расскажите о семье, о жизни в Израиле. Вы ведь родились в Москве и можете сравнить два мира, два уклада жизни. Где Вам интересней наблюдать за людьми?

Я родилась в Москве, жила там много лет и уехала оттуда уже вполне сложившимся… не писателем - литератором. В Москве много работала на детском радио и на телевидении. Радио - это была главная любовь. Первый раз я пришла туда в пять лет: я уже хорошо читала с листа. Сначала читала у микрофона то, что написали другие, потом - то, что написала сама.

Про семью. Моя мама - актриса Ирина Потоцкая. Все, кто в СССР слушал детские радиопередачи, знали мамин голос. До сих пор в Интернете есть записи с ней. Мама приносила домой желтоватые листы с напечатанными на машинке стихами и рассказами, которые она читала по радио. Николай Носов, Валентин Берестов дарили ей свои книжки. Поэтому, наверное, вполне логично, что, начитавшись всего этого, я стала писать для детей.

Мой отец - поэт Марк Соболь. У него много стихов о войне, которую он сам прошёл. Но известнее всего его «Песня Бена» из фильма «Последний дюйм»: «Какое мне дело до вас до всех, а вам - до меня»… Мои родители разошлись, когда я была совсем маленькая и, к сожалению, с отцом я по-настоящему познакомилась и подружилась много позже.

Моя семья - это мой муж, сценарист и телережиссёр Борис Салибов, две совершенно взрослые дочки, которые давно существуют самостоятельно, а также кот и пёс.

В Израиле мы живём уже больше 25 лет. Если измерять прожитое тут время в собаках, то наш нынешний Джек - уже третий.

Здесь я начинала с нуля. Училась в педагогическом колледже - это после филфака МГУ! Занималась тут самыми разнообразными делами. В израильских школах была консультантом по проблемам детей-репатриантов из бывшего СССР. Озвучивала фильмы - пригодился опыт московского радио! Писала для здешних русскоязычных газет. Вместе с Борисом вела курс на молодёжной программе в университете города Ариэля. И уже много лет преподаю в вечерней школе в Тель-Авиве: учу людей от четырех до десяти лет думать, говорить и читать по-русски. Конечно, многое из того, что пишу, читаю своим ученикам - мне очень интересно их мнение.

Сравнивать Москву и Тель-Авив невозможно, да и не нужно. Это два разных мира, и удивительно, что они существуют одновременно. В Москве трудно представить, что есть такая улица Нахмани, где я живу: с пальмами, кошками и фикусами величиной с дом. А на улице Нахмани непредставима бесконечная Москва.

Как часто сюжеты из жизни попадают в Ваши произведения?

Потоцкая- Откуда берутся сюжеты? Они банально возникают в голове. Особенно часто это происходит по утрам. Поэтому, если мне никуда не надо идти утром, я лежу себе и придумываю. Эти рассказы и сказки - смесь из увиденного, услышанного, выдуманного и пережитого. Правда, вот в книжке «Происшествие в Плюшкине» есть два рассказа, где сюжетами стали случаи из жизни, которыми когда-то поделились со мной наши московские соседи. Я их только немножко «подредактировала». Но без соседей эти истории точно не появились бы!

Ваша книга «Острое поросячье заболевание» - знаменита. Её знают и цитируют. Как долго она создавалась? Хотели бы Вы увидеть по ней фильм или мультфильм? Кого видите режиссёром?

В книжке «Острое поросячье заболевание» три абсолютно не связанных друг с другом рассказа: первый - одноименный, ещё «Две бабушки» и «Через улицу». Два рассказа, само «Поросячье заболевание» и «Две бабушки» много печатались, а третий позабыт. Про мультфильмы - пока что не слишком реально. Соответственно и про режиссёров.

В московском издательстве «Время» вышла Ваша новая книга . Там есть мальчики Коля-Кроличек и Саша, и есть цирковой слон. Вы уже получали отзывы от читателей? Кто пишет чаще, родители или дети?

Потоцкая- Книжка состоит из десяти совершенно разных сказок и рассказов. Есть смешные, например, «История про стол». А, скажем, «Кроличек» - это вовсе даже драматическая история. Первый письменный отзыв об этой книжке дал Андрей Усачёв - мой «столетний» друг и по совместительству самый строгий критик. То, что Андрей написал про меня и про «Плюшкино», есть в интернете. Я это перечитываю, когда у меня плохое настроение, - чтобы оно улучшилось.

«Происшествие в Плюшкине» вышло в начале апреля, так что отзывы, надеюсь, появятся позже. А на другие книжки («Когда мама была маленькой», «Нехочукин и другие», «Петя и мороженое», «Сказка о синеглазом поросёнке», «Лимонадная корова») откликов довольно много. Почти все - положительные и замечательные. Я их читаю и удивляюсь: неужели это в самом деле про меня?

Великая вещь - интернет! Вот видео: посреди детской библиотеки города Тамбова, в котором я, к сожалению, никогда не была, сидит девочка. Листает мою книжку и рассказывает, что ей там понравилось и почему. С ума сойти! Или читаю, что в Курске был конкурс юных чтецов, где первое место заняла ученица шестого класса с моей сказкой «Острое поросячье заболевание». И приложено фото этой симпатичной барышни…

Посмотришь, почитаешь такое - и сразу хочется придумывать что-нибудь новенькое для новой книжки.

– О чём Вы мечтали в детстве? Сбылась ли главная мечта? Чего бы хотели теперь для себя и для семьи?

В детстве мечты у меня были разные. Некоторые сбылись: например, чтоб у меня была собака. Или чтобы я увидела море. Тут сбылось даже с перехлёстом: я у моря живу. Наверное, мечты у меня были какие-то обыкновенные.

Чего бы мне хотелось теперь? Ну, вот чтобы мои внуки Галя и Павлик хорошо говорили по-русски. Это серьёзная проблема. И чтобы я всегда находила с ними общий язык - во всех смыслах.

Где лучше работать, в тишине дома или в шумном многолюдном кафе? Может быть, на берегу моря?

Работать мне лучше всего дома, за компьютером. На море я бываю не так уж часто. Летом там жарко, а лето у нас длинное. Люблю гулять по старому Тель-Авиву, хотя какой же он старый - ему чуть больше ста лет!

Дома в Тель-Авиве похожи на белые корабли. Многие как будто потрёпаны штормами, но всё равно есть в них какая-то лёгкость. Весь город выстроен на песке, как на огромном пляже. И этот не до конца закатанный в асфальт пляж во многом определяет стиль тель-авивской жизни. Наблюдать эту жизнь я люблю ещё больше, чем участвовать в ней.

Наверное, я вообще по сути своей больше наблюдатель, чем «созидатель».

Марина Марковна Потоцкая родилась в Москве, училась в школе на Большой Ордынке. Окончила филфак МГУ. Работала на радио и на телевидении - автором, ведущей, репортёром. Уехала в Израиль, и вместо четырнадцатого этажа в Чертанове оказалась на первом в Тель-Авиве. В Израиле училась в колледже, была журналистом, озвучивала на русском языке героинь Умы Турман и Джулии Робертс, работала в израильских школах, в университете.

Интервью: Александра Багречевская
Фото из личного архива Марины Потоцкой

М ахмуд Эсамбаев был первым артистом СССР, который выступил со своей сольной программой и собрал в одном концерте танцы народов мира. Про свое творчество он говорил: «Танец - это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет».

Махмуд Эсамбаев родился в предгорном селении Старые Атаги (сегодня - Грозненский район Чеченской Республики). Уже в семь лет он танцевал на деревенских свадьбах, а через год - выступал в небольшом цирке, который кочевал по горным селениям. Увлечение сына вызывало гнев отца: он запирал его дома, прятал одежду, бил мальчика, чтобы тот перестал танцевать. Сверстники дразнили мальчика «скоморохом». Однако Махмуд Эсамбаев продолжал танцевать.

В 1939 году он вопреки воле отца поступил в Грозненское хореографическое училище и уже в 15 лет выступал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.

Когда началась Великая Отечественная война , Махмуду Эсамбаеву исполнилось 16. Он оказался во фронтовой концертной бригаде. Артисты выступали в военных госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время одного такого концерта недалеко от танцора разорвался снаряд, осколок попал в ногу. Раненый Эсамбаев закончил выступление, ушел за кулисы и там потерял сознание. Военный хирург сказал ему, что ногу спасли чудом и танцевать он не сможет. Однако Эсамбаев выздоровел и вернулся на сцену.

В 1943 году Эсамбаев выступал в освобожденном от немцев Пятигорске - его пригласили в местный театр оперетты, но проработал он там недолго. Спустя год жителей Чечни и Ингушетии начали переселять в Среднюю Азию и Казахстан. Танцор и его родственники оказались в городе Фрунзе (сегодня - Бишкек). Здесь в местном Доме культуры он давал уроки народных и балетных танцев. В Киргизии Махмуд Эсамбаев женился, у него родилась дочь Стелла.

Махмуд Эсамбаев исполняет лезгинку на празднике в родном селении Старые Атаги. 1963 год. Фотография: aif.ru

Махмуд Эсамбаев. Фотография: fishki.net

Махмуд Эсамбаев на съемках фильма «Поэт танцев». 1961 год. Фотография: aif.ru

Вскоре Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета. Здесь он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан» и в первых национальных балетных спектаклях. Позже Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии» . Он - первый танцор, которому присвоили звание народного артиста Киргизской ССР. В дальнейшем Эсамбаев станет народным артистом еще нескольких союзных республик.

В середине 50-х годов восстанавливалась Чечено-Ингушская АССР, и семья вернулась туда. В то время был популярен Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева . Участники коллектива ездили в экспедиции и изучали танцевальный фольклор народов мира. Позже эти композиции обрабатывались и становились основой репертуара. Однако в одиночку национальные танцы в те годы никто не исполнял. Эсамбаев, как и Моисеев, обратился к народному творчеству, но программу разработал сольную.

Так появились танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ был индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля коррида», таджикский «Танец с ножами». В 1957 году Махмуд Эсамбаев стал солистом Республиканской филармонии.

«На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы - «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева - это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра - это, я бы сказал, маленький законченный балет».

Юрий Григорович, балетмейстер

В 1957 году в Москве проходил Всесоюзный фестиваль молодежи. Жена Махмуда Эсамбаева продала ковер и швейную машинку, чтобы он смог поехать в столицу и выступить там. Конкурс изменил его жизнь: Эсамбаеву присудили одну золотую и две серебряные медали.

«Мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, кричит: «Стеллочка, папа наш получил всё!» И вот я помню этот момент, я как ребенок его понимала, но была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости».

Стелла Эсамбаева

После победы Эсамбаев смог переехать в Москву и перевезти в столицу свою жену и дочь. А вскоре советские танцоры отправились в мировое турне. Они побывали во Франции, Испании, Аргентине, Бразилии, Мексике, Перу, Индии и многих других странах. За границей Махмуд Эсамбаев коллекционировал танцы разных народов, чтобы включать их потом в свои номера. У него в репертуаре были бразильский ритуальный танец «Макумба», узбекский танец «Чабаненок», русский «Эмигрант», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин». «Я с детства подсознательно ощутил волшебную связь народного танца с жизнью» , - писал спустя десятилетия Эсамбаев в своей статье-исповеди «Радость танца». После гастролей танцор создал свой коллектив.

Когда танцор оставил сцену, он организовал Международный союз деятелей эстрадного искусства, был академиком Международной академии танца. При его поддержке в Грозном построили новые здания для драматического театра и цирка. Умер Эсамбаев в 2000 году. Он похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.

Сегодня в киноконцертном зале "Россия" пройдет вечер памяти Махмуда Эсамбаева. Представлять этого человека нет необходимости. Эсамбаев первым на советской сцене создал сольную программу "Танцы народов мира" и объездил с ней почти весь земной шар. В тридцать лет получил всемирное признание и славу. Но при этом запомнился скромным и веселым человеком, с настежь открытой душой. В этом году маэстро исполнилось бы 80 лет. О своем отце рассказывает дочь великого артиста Стелла ЭСАМБАЕВА.

– Стелла Махмудовна, далеко не все поклонники таланта вашего отца знают, что его феерическая карьера начиналась чуть ли не в лагерных условиях...

– В 1944 году он, как и весь чеченский народ, был депортирован в Среднюю Азию. Отцу каждый день приходилось отмечаться в комендатуре как спецпереселенцу. Однажды папа отказался от этой унизительной процедуры. Состоялся скорый суд, и его отправили на рудники в отдаленный поселок Актюз. Условия там были ужасные, папа тяжело заболел и чуть не умер. Но как только поправился, пришел в лагерный клуб, собрал людей и начал репетировать с ними разные номера.

Труппу стали приглашать на другие рудники и даже в городские театры. А вскоре ансамбль под его руководством получил известность во всей Киргизии. Через шесть месяцев папу освободили.

Мало кто знает, что Эсамбаев был ранен на фронте. Агитбригада советских мастеров искусств, в которой он тогда работал, часто выезжала с концертами на передовую. Однажды во время его выступления вблизи разорвался снаряд. Осколок попал в ногу. Несмотря на адскую боль, папа дотанцевал номер, а за кулисами упал без сознания. Полевой врач прооперировал его и сказал: "Молодой человек, забудьте о сцене. Танцевать вы уже не сможете".

После ранения отец вернулся домой, в Киргизию. Устроился работать в Киргизский театр оперы и балета. В те годы здесь собрались известные мастера искусств, оказавшиеся в эвакуации. Вскоре он стал местной знаменитостью. Люди приходили специально посмотреть "на Эсамбаева".

Всемирную славу Эсамбаев приобрел после создания проекта "Танцы народов мира". Как он возник?

– Вначале папа танцевал в балете, где ставки молодых артистов, даже известных, были невысокими. Чтобы немного подработать, он устроился еще в филармонию. И долгое время разрывался между филармонией и театром.

В послевоенные годы по всей стране гремел ансамбль под руководством Игоря Моисеева. Именно знакомство с творчеством Моисеева, по словам отца, натолкнуло его на идею создания сольной программы. Он долго вынашивал ее.

Однажды, это было весной 1957 года, пришел домой после концерта и сказал маме, что собирается в Москву, где состоится первый международный фестиваль. Хочет попробовать свои силы.

Конечно, это был рискованный шаг. Но мама его поддержала: "Ты должен поехать. Уверена, ты добьешься успеха".

И вот приезжает он в Москву и сразу попадает на всероссийский конкурс. Исполнил испанский танец. Жюри единогласно присудило победу высокому и красивому танцору из Киргизского балета. Потом выступил на всесоюзном конкурсе, и опять высшая награда. Когда Галина Уланова и Игорь Моисеев впервые увидели молодого Эсамбаева, они тут же поняли, что перед ними редкий самородок, и предложили выступить на международном конкурсе. Здесь он также получил золотую медаль. Три высшие награды только за один год.

Позже Игорь Моисеев поставил ему восточный танец с ножами. Это был очень эффектный и динамичный танец.

В 1959 году папа выехал на четыре месяца в Южную Америку, где начал собирать материал для сольной программы.

– Видимо, оттуда привез и "Макумбу"?

– Вы знаете, во время исполнения этого танца заговорил мальчик, потерявший речь из-за тяжелой травмы. Это произошло в Херсоне в 1964 году. Отца пригласили выступить в культпросветучилище. Он рассказывал о себе, и все это время с первого ряда на него вдумчиво смотрел, не задавая никаких вопросов, юноша. Потом отец узнал, что его звали Анатолий Барыкин. В конце выступления папа спрашивает у директора: "Почему этот мальчик все время молчит?" Директор отвечает: "Вы знаете, Махмуд, пять лет назад с ним произошел несчастный случай и вследствие этого он перестал разговаривать. Врачи ничего не могут поделать".

"Приведите его на концерт, – говорит отец, – и вообще, возьмите всех ваших детей".

Папа рассказывал, что в тот вечер он танцевал "Макумбу" для этого мальчика. Будто чувствовал, что сможет помочь ему. Это очень тяжелый, драматичный ритуальный танец. Колдун совершает магические действия и постепенно изгоняет злого духа. Но сам при этом погибает, ценой жизни избавляя людей от зла.

И вот во время танца, когда герой падает, раздается душераздирающий крик. Это был немой Барыкин. Он кричал: "Махмуд…" А затем упал без чувств.

Папа, конечно, об этом не знал. Он сидел в гримерке и приходил в себя. И тут заваливается целая процессия. Все кричат, плачут. Творится что-то невообразимое. Отец рассказывал, что такого сильного эмоционального подъема он никогда не испытывал в жизни.

– Махмуд Алисултанович не имел духовного образования. Но все его поступки удивительно сочетаются с канонами священных писаний...

– Отец всегда любил говорить – "Делай добро! И никогда не жди, что тебе ответят". Он не посещал мечеть, но жил по Корану. Был очень набожным человеком, хотя и не совершал традиционный намаз. "Аллах должен быть в душе", – любил он повторять. При этом каждый свой шаг сопровождал молитвой, даже выход на сцену.

– А каким был Эсамбаев в обычной жизни, в отношениях с близкими – детьми, супругой, родственниками?

– Знаете, очень легким человеком, с огромным чувством юмора. У нас всегда было приподнятое настроение только оттого, что он дома. Не помню, чтобы мы когда-нибудь унывали, когда оставались вместе. В доме всегда царила радостная атмосфера. Он умел жить легко, несмотря на то, что жизнь его не баловала.

В общении с людьми также был необычайно легок. Норвежские телевизионщики сняли картину "Танцующий дипломат", подчеркивая необычайную деликатность его манер и талант общения.

И еще он очень любил людей. Однажды в Ялте я зашла утром к нему в номер и вижу следующую картину – все кровати заняты, везде спят дети, взрослые, а его нигде не видно. Оказывается, ночью к нему приехали друзья из Хабаровска и он уступил им свое место.

Папу я нашла на балконе. Он спал на надувном матраце, прикрыв голову соломенной шляпой и укрывшись сверху полотенцем.

– А как ваша мама, Нина Аркадьевна, воспринимала происходящее? Ведь женщине нелегко выдержать такой ритм?

– Конечно, она очень уставала, но никогда не подавала виду. Она жила ради него и для него.

Мама никогда не оставалась равнодушной к людям, хотя росла в обеспеченной семье, никогда ни в чем не нуждалась. Родители без слов понимали и всегда поддерживали друг друга.

– 80-летие Махмуда Эсамбаева будет сегодня широко и торжественно отмечено в киноконцертном зале "Россия". А как вы отмечаете дни рождения своего отца дома?

– Весьма скромно. К нам в этот день приходят только самые близкие друзья – те, чьей дружбой отец очень дорожил.

Беседовал САИД БИЦОЕВ

Здравствуйте, уважаемые читатели блога. В этой статье я расскажу вам о человеке, имя которого во всех уголках Земли произносят с воодушевлением. При этом, каждый раз используют эпитеты – «маэстро танца», «патриарх мировой хореографии», «величайший танцор века», «народный артист восьми республик». Как вы уже поняли, зовут его – Махмуд Эсамбаев.

Говорят, что есть люди, которых невозможно перехвалить. Именно к таким относится Махмуд Алисултанович. Его жизнь – это настоящее воплощение победы сильного духа над трусостью и злом. Махмуд Эсамбаев на протяжении 35 лет избирался депутатом Верховного Совета и за это время его назвали «народным слугой». Ведь, девизом его жизни всегда было – помогать людям и не ждать за это благодарности. Фраза «доброта спасет мир» принадлежит ему. Махмуд всю жизнь протягивал руку помощи людям и хотел обогреть их теплотой своей души. Но, самое главное, каждый раз, делая добро, он сам становился от того счастливее.

Такие танцоры рождаются раз в 1000 лет. Во всем вире великие хореографы и танцоры, такие как Игорь Моисеев, Галина Уланова, давно это признали. Эсамбаев очень любил Россию и свой чеченский народ. Ведь, вспомним знаменитые слово маэстро: «У меня два крыла – Чечня и Россия». Без участия Махмуда Алисултановича не проходило ни одно значимое в Советском Союзе мероприятие. Концерты, фестивали, праздники, знаменательные даты, юбилеи, «Голубой огонек» — везде Махмуд был самым желанным гостем. И, практически всегда, он задавал тон, неоднократно просили его выступить на «бис».

Биография и творчество Махмуда Эсамбаева

Родился будущий король танца в селении Старые Атаги 15 июля 1924 года в семье чеченца Алисултана из тейпа Ишхой (кстати, о чеченских тейпах напишу большую статью). Любовь к танцу у в те годы прививалась еще с младенческих лет. Ведь, людей, которые не умели танцевать, на Кавказе считали неполноценными.

Когда Махмуду было 7 лет, отец очень часто брал его с собой на свадьбы, где маленький танцор поражал всех своим талантом. Но, мог ли кто-нибудь тогда предположить, что этот юнец прославится на весь мир. В те времена по селам и городам разъезжали кочевые цирки. В 8 лет Эсамбаев в составе одного из таких цирков начинает гастролировать по Чечне. Данный факт вызывает ярость у его отца, так как он считает, что – это не дело настоящих мужчин и так семью нельзя прокормить.

Вообще, складывается такое ощущение, что сама судьба вела его за руку к вершинам мастерства. Все, что происходило в жизни Махмуда, случалось «вопреки, а не благодаря». В 1934 году в Чечню приезжает Любовь Орлова и ей говорят, что есть мальчик, который просто превосходно пародирует ее. Конечно же, Орловой стало интересно посмотреть на него. Когда Махмуд спародировал ее, она очень долго смеялась и сказала, что у этого мальчика большое будущее. Именно встреча с цирком и Любовью Орловой укрепили в сознании маленького Махмуда ясное и четкое желание стать актером.

В 1939 году в возрасте 15 лет Эсамбаев поступает в Грозненское хореографическое училище и начинает участвовать в концертах Чечено-Ингушского ансамбля. Но, в 1941 года начинается . Махмуд в составе ансамбля уезжает на фронт, но во время выступления его ранят в ногу. Лечащий хирург тогда объявит ему, что он больше не сможет танцевать. Это был первый удар судьбы. Но, Эсамбаев не опускает руки и в 1943 году в Пятигорске в театре оперетты ему предлагают сразу несколько ролей. Кстати, он был награжден «Орденом Отечественной войны» II степени.

Но, в 1944 году приходит новая беда. Всю семью Эсамбаевых насильственно депортируют в Киргизию. Этого удара судьбы не перенесла его мать, которая ушла из жизни, видя страдания своей семье. Отец тоже очень сильно заболел. Но, Махмуд и здесь не сломался. Он упорно трудился и верил, что его звезда когда-нибудь взойдет.

Здесь талант молодого раскрылся в новой огранке. Долгих 12лет, вплоть до 1956 года, Эсамбаев является солистом Киргизского театра оперы и балета. До сих пор, в этой среднеазиатской республике считают его одним из основателей киргизского балета. Махмуд Алисултанович исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан». Кстати, именно здесь отец признал, что был не прав, когда противился выбору своего сына.

Позже сам Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии». Махмуд стал самым первым танцующим мужчиной в Киргизии, которому было присвоено звание Народного артиста Киргизской ССР. Хочется сказать, что он во всем был первым, ведь не зря в дальнейшем он станет Народным артистом еще 7 республик.

Наступает 1957 год и, начиная с этого времени, фортуна сопровождает его везде. Как раз в тот год в Москве проводился Всемирный фестиваль молодежи. Махмуд очень хотел попасть на него, но понимал, что средств на это у него нет. В это тяжелое для семьи время его поддержала жена Нина.

Они продали все ценности, хоть и было их немного (ковер, швейная машинка), и он поехал покорять столицу. Конечно же, сейчас мало кто помнит о том, что ему пришлось спать на вокзалах и жить впроголодь, лишь случайная встреча с балетмейстером Большого театра Крамаревским, который был знаком с Эсамбаевым, помогла молодому таланту.

Дальше была победа в двух номинациях, золотые медали, слезы счастья родных. Лучше всех тот момент описала дочь Стелла Эсамбаева:«Я была маленькая, а мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, закричала: «Стеллочка, папа наш получил все!». И вот я помню этот момент, я как ребенок воспринимала тот момент, но я была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости. На самом деле как-то по жизни она очень хорошо его понимала и всегда способствовала его росту. Безумно радовалась его успехам, то есть она была просто настоящим ему другом и необыкновенной для меня мамой.

На фестивале Махмуд Эсамбаев удостоился самых лестных отзывов и почестей. Прочитайте, что о нем сказала великая Галина Уланова:

«Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются, даже не знаю, во сколько лет, может быть единожды. Он имеет уникальные данные. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен, и самое замечательное, что он своими силами нашел форму выражения своего искусства, искусства своего народа. Мне кажется, что его танцы, все, что он исполняет, никто другой не смог бы сделать как он. Даже имея физические данные, которые бывают только у считанных людей, и то не всякий артист балета сможет делать то, что удается Махмуду. К тому же он начал заниматься искусством нашего классического балета довольно поздно. Может, это даже и лучше, что он начал в детстве танцевать не в классической школе, может быть, у него тогда много и пропало бы. А так у него осталась народность, народность во всех смыслах этого слова. И это здорово»

После фестиваля Эсамбаев решает расширить свой репертуар и начинает обучаться различным танцам народов мира. Самым сложным здесь является то, что мало исполнить танец технически, нужно прочувствовать его так, чтоб народ посмотрел и признал его своим. Вот, как описывает свое решение перейти в жанр народных танцев сам Махмуд Эсамбаев:

«Оставив академическую оперу, я двинулся в трудный и полный неожиданностей путь. Трудный оттого, что традиций сольного исполнения танцев разных национальностей у нас не существовало, и, потому, что работа танцора на концертной эстраде не легче, чем работа исполнителя большой партии в спектакле. Там в его распоряжении три-четыре действия, на протяжении которых он постепенно показывает становление и развитие характера. Там он в окружении своих коллег, образующих живую среду спектакля. Здесь, на эстраде, номер занимает от минуты до четверти часа. Танцор находится один на один с залом. И он должен, совместив в себе исполнителя, режиссера, постановщика, убедительно, последовательно рассказать о жизни своего героя и вместить эту жизнь в считанные минуты номера. Такая краткость рассказа требует особой точности в сохранении рисунка танца, безукоризненной логики актерской работы, абсолютного чувства меры и, главное, отношения к танцу как к истории человеческого характера. Танец любого народа выражает его самые характерные, самые высокие и прекрасные черты. Поэтому я знаю, что профессиональной школы танцору мало. Его школой должна быть сама жизнь»

На этом поприще талант Эсамбаева раскрылся в новых красках. Рассказать о всех танцах, которые исполнил Махмуд, лучше не сможет никто, кроме него самого. Поэтому, предлагаю вам посмотреть уникальный фильм, в котором сам Махмуд Эсамбаев рассказывает о своей жизни и творчестве:

Здесь же хотелось бы сказать о том, что каждый юбилей Махмуда отмечался с большим размахом и помпезностью. Нет, он сам не хотел этого, просто друзья и товарищи каждый раз устраивали в его честь грандиозные мероприятия. На свое 50-летие в 1974 году он был удостоен звания Народного артиста СССР, в день своего 60-летия в 1984 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. В 70 лет его награждают орденом Дружбы за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность, а в 75 лет – он получает орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Отношение к войне и своему народу

Однажды в Большом театре на фуршете в присутствии бывшего мэра Москвы Лужкова и многих министров Правительства Эсамбаев произнес следующие слова: «Пусть сдохнут все, кто начал войну в Чечне!». Все были просто обескуражены, но никто не посмел сказать ему слова. принесла большие страдания Эсамбаеву. Он видел и чувствовал боль своего народа. Переживания усиливались еще и потому, что он всю жизнь старался помогать людям, а тут был бессилен. Махмуд пытался докричаться и достучаться до Правительства и мирового сообщества, но его никто не слышал.

Каждый раз, когда у него спрашивали о его состоянии, ответ был таким: «Это все мелочи, там гибнут мои родные люди – и это самое страшное». Близкие люди стали видеть, как на глазах Махмуд стал угасать. Вот, о чем мечтал великий танцор в последние годы жизни: «Приезжая всякий раз с гастролей, я ходил по Грозному и любовался каждым вновь построенным домом. Сам помогал строить и аэропорт, и театр, и здание Республиканского комитета. Теперь все это разрушено. Нет, я не смогу видеть все, что там натворили, я сразу же упаду и умру». Он со слезами на глазах произносил: «Только вот еще бы раз хотел увидеть мои тополя, которые я посадил в родном селе Старые Атаги. Но, видно, этому не суждено сбыться».

Действительно, за время двух Чеченских компаний был нанесен невосполнимый урон культуре не только чеченского народа, но и . Посмотрите, что пишет дочь Эсамбавева о его тогдашних переживаниях:

«Наш дом в Чечне безжалостно сожгли. Исчезли уникальные костюмы Махмуда, исчезли книги, исчез весь архив Махмуда. Хороший был дом, добрый и красивый. Его называли «чеченским Эрмитажем». Там были подлинники великих художников. Люди просто приходили, как в музей: посидеть в комнате, посмотреть. Ему Индира Ганди, например, подарила костюм, вышитый бриллиантами и другими драгоценными камнями. Потеря родного дома стала для дяди большой трагедией. Каждый свой концерт он впоследствии начинал с чеченского танца «Легенда», рассказывающего о трагической судьбе горца, семье которого пришлось покинуть родные места. Он очень переживал, что пришлось уехать из Чечни. Ему было невероятно больно, что на чеченской земле лилась кровь, и он надеялся, что доживет до того дня, когда будут судить тех, кто развязал эту войну»

К великому сожалению, Махмуд Эсамбаев не дожил до этого дня. 7 декабря 2000 года ушел из жизни великий сын Кавказа, а вместе с ним – величайшая эпоха. Это день ознаменовался трагедией не только для всех , но и для всего мира. Согласно традиции, его должны были похоронить в родном селе на чеченской земле, но пламя войны не позволило исполнить последнее пожелание Махмуда. Его похоронили в Москве на Даниловском мусульманском кладбище.

Несомненно, что война в Чечне ускорила смерть мэтра. Сегодня в его честь в Грозном установлен памятник. Дело его продолжают племянники Саид-Абдул и Саид-Магомед Эсамбаевы, а также дочь Стелла Эсамбаева. Созданы и успешно функционируют Всемирный Благотворительный Фонд и ансамбль имени М.Эсамбаева. Также, его именем назван астероид 4195 (Esambaev).

Махмуд Эсамбаев навсегда останется в наших сердцах как человек, который любил и восхвалял людей. Он стал гражданином мира и таковым будет всегда! Для нас Махмуд всегда будет жив! В заключении хочу показать вам небольшой репортаж о нем: