Кто участвует в создании балета. Энциклопедия танца: Балет


Группа 1. Изучить строение черепа человека. Найти и показать на модели отделы скелета черепа. Найти и показать на модели основные кости отделов скелета черепа. Почему мозговая часть скелета черепа преобладает над лицевой частью? Группа 2. Изучить отделы позвоночника. Изучить строение позвонков. Показать части позвонка на экране. Выяснить, какие особенности в строении позвоночника появились, в связи с прямохождением.




Скелет головы (череп) Лицевой отдел Мозговой отдел Непарные кости: нижняя челюсть, сошник, подъязычная. Непарные кости: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая. Парные кости: верхняя челюсть, небные, скуловые, носовые, слезные. Парные кости: теменные, височные.


Затылочная кость имеет углубление, через которое спинной мозг соединяется с головным. В костях черепа имеются мелкие отверстия, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды. В височной кости располагается орган слуха и равновесия. В верхней и нижней челюстях имеются углубления – альвеолы – места, где располагаются зубы. Нижняя челюсть имеет четко обозначенный подбородочный выступ, что обусловлено развитием речи. Череп защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, дает опору мышцам лица и начальным отделам пищеварительной и дыхательной систем.




Позвоночный столб (позвоночник) Является основным стержнем, костной осью тела и его опорой. Он защищает спинной мозг, составляет часть грудной, брюшной и тазовой полостей и, наконец, участвует в движении туловища и головы. Он образован 33 – 34 позвонками и имеет 5 отделов.


Каждый позвонок состоит из тела и дуги. От позвонка отходят семь отростков: два поперечных, непарный остистый и по два верхних и нижних суставных отростка. Между телом и дугой позвонка имеется позвоночное отверстие. Совокупность расположенных друг над другом отверстий позвонков образует позвоночный канал, в котором располагается спинной мозг. Размеры тел позвонков увеличиваются от шейного отдела к поясничному в связи с возрастающей нагрузкой на нижние позвонки. Тела позвонков соединены между собой хрящевыми межпозвоночными дисками, обеспечивающими его подвижность и гибкость.


Название отдела Количество позвонков Особенности строения Особенности строения позвонков в разных отделах Шейный 7 Малые размеры, остистый отросток раздвоен, наличие отверстия в каждом поперечном отростке (через отверстия проходит позвоночная артерия) I шейный позвонок, или атлант, лишен остистого отростка, а также и суставных отростков; не имеет тело, а имеет две дуги. II шейный позвонок осевой – имеет зубовидный отросток для соединения с первым шейным позвонком. VII позвонок – выступающий – остистый отросток не раздвоен.


12 Поперечные отростки и тела грудных позвонков имеют суставные ямки для присоединения ребер. Остистые отростки очень массивны и направлены назад и вниз. Грудной Поясничный 5 Массивные тела, остистые отростки небольшие и направлены прямо назад. Крестцовый 5 Позвонки срастаются в единую кость – крестец. Копчиковый 4 – 5 Срастаются в одну кость – копчик.



Развитие скелета у зародыша человека 1 - скелет 1-4 недельного зародыша, образованный мягкой (перепончатой) соединительной тканью (а - пластинка основания черепа, б - зачаток позвоночника, в - зачаток руки, г - зачаток ноги) 2 - хрящевой скелет 8-9 недельного зародыша 3 - костный скелет двухмесячного зародыша 4 - костный скелет четырехмесячного зародыша ЭТО ИНТЕРЕСНО


Строение грудной клетки 12 грудных позвонков Грудина 12 пар рёбер Тело; Рукоятка; Мечевидный отросток. Истинные (I – VII); Ложные (VIII – X); Колеблющиеся XI и XII. Истинные ребра срастаются с грудиной; ложные ребра срастаются с хрящом вышерасположенного ребра; колеблющиеся ребра не соединяются с грудиной и лежат свободно в мягких тканях. Грудная клетка защищает расположенные в ней сердце, легкие, трахею, пищевод и крупные кровеносные сосуды, принимает участие в осуществлении дыхательных движений. В связи с прямохождением человека ее форма плоская и широкая.


Особенности строения скелета, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью: 1. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. 2. Нижняя челюсть небольшая, имеет четко выраженный подбородочный выступ. 3. Особенности строения скелета и взаимодействие костей обеспечивают человеку поддержание равновесия и прямохождение. 4. Позвоночник имеет изгибы, которые выполняют роль амортизаторов, смягчают походку, делают ее плавной, облегчают удержание равновесия. 5. Грудная клетка человека расширена в стороны, что связано с особенностями дыхания и прямохождением.


Отделы тела Отделы скелета Кости скелета Типы костей Характер соединения костей Особенности скелета человека Скелет человека Голова Лицевой отдел черепа Парные кости: верхнечелюстные, скуловые носовые, небные и др. Непарные: нижнечелюстная, сошник, предъязычная Плоские Неподвижное, кроме нижней челюсти Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью Мозговой отдел черепа Парные кости: теменные, височные. Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая. Неподвижное (швы) Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым Плоские


Туловище Позвоночник 33 – 34 позвонка 7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 4-5 копчиковых позвонков Смешанные Полуподвижное S-образная изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный; кифозы – грудной, крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвоночника Грудная клетка 12 грудных позвонков, 12 пар ребер (истинные, ложные, колеблющиеся), грудина: тело, рукоятка, мечевидный отросток. Смешанные; Плоские; Губчатые Полуподвижное Грудная клетка сжата спереди назад, грудина широкая.

Цели урока: создать условия

  • для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • для самореализации учащихся в работе с текстовыми источниками информации, схемами, таблицами, рисунками;
  • для формирования коммуникативной и кооперативной компетентности

.Задачи:

  • создать условия для усвоения учащимися отделов скелета, его строения и особенностей, присущих только человеку.
  • научить распознавать типы костей и способы их соединения.
  • продолжить развивать УУД;

Комбинированный урок. Работа в малых группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель биологии

МОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской

Сущенкова И.А.

Методическое руководство к уроку

Предмет Биология, 8 класс

Тема урока : Опорно-двигательная система. Обзор скелета головы и туловища.

Цели урока: создать условия

  1. для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  2. для самореализации учащихся в работе с текстовыми источниками информации, схемами, таблицами, рисунками;
  3. для формирования коммуникативной и кооперативной компетентности

Задачи:

  1. создать условия для усвоения учащимися отделов скелета, его строения и особенностей, присущих только человеку.
  2. научить распознавать типы костей и способы их соединения.
  3. продолжить развивать УУД;

Форма организации учебной деятельности . Комбинированный урок. Работа в малых группах.

Ход урока

Организационный момент.

Класс разделен на 4 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами».

I этап. Актуализация знаний о строение, составе и соединении костей.

Технология работы: групповая работа учащихся в течение 3-4 минут и последующее коллективное обсуждение

1 группа.

Составьте систему понятий, отражающую строение и значение опорно-двигательной системы (задание с избытком информации)

Опорно-двигательная система Хрящи Движение Опора Защита

Борьба с инфекционными заболеваниями Скелет Мышцы Железы

Спинной мозг Кости Головной мозг Связки Транспорт веществ

Регулирование процессов жизнедеятельности

Накопление веществ Кроветворная функция Хрящи воздухоносных путей

Задания способствует формированию умений: анализировать предложенные объекты и устанавливать их пространственные отношения, составляя систему понятий, разворачивать и сворачивать информацию

2 группа

Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Исправьте ошибки, зачеркнув их, а над ними подпишите правильные варианты.

Задания способствует формированию умений работать с информацией представленной в виде текста с биологическими ошибками, анализировать её, вносить исправления на основании полученных раннее знаний.

3 группа

Вставьте пропущенные слова

Кость растет в толщину за счет_______. Губчатое вещество кости заполняет _______. В ячейках губчатого вещества находится __________мозг, в котором образуются _________. В центральной части кости находится ________, которую заполняет____________. Он содержит большой запас __________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________и эластичное _______________________вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает _________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется ______________.

Задания способствует формированию умений работать с информацией представленной в виде неполного текста, анализировать её, дополнять, выделять главное.

4 группа

1. Исключи лишнее и объясни:

В) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.

………кость обладает прочностью ………….

……… кость способна срастаться при переломе………………

……….кости детей гибкие и упругие……………

……….кости плеча и предплечья соединены подвижно…………

Задания способствует формированию умений анализировать и сравнивать (о пределять аспект сравнения и проводить неполное однолинейное сравнение), доказывать точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.

II этап. Индивидуальная проверка домашнего задания (письменно на листах контроля) (Приложение 1)

III этап. Изучение новой темы

Прочитайте предложенный вам текст «Скелет головы и туловища», разбейте его на смысловые фрагменты, озаглавьте каждый фрагмент (Приложение 2).

Три группы работают с отдельными фрагментами текста, анализируют информацию и заполняют таблицу по форме:

Четвертая группа, анализируя текстовые фрагменты, составляет к ним вопросы.

Выступление групп, заполнение таблиц в рабочих тетрадях

III. Закрепление знаний

Индивидуальная работа (может быть предложена в качестве домашнего задания)

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения. Самостоятельная работа учащихся. Затем – коллективное обсуждение результатов. Следует обратить внимание учеников на то, что здесь нет однозначно правильных ответов, так как почти все эти предложения могут иметь разные варианты начала или завершения.

…………в черепе человека лучше развит мозговой отдел ……
…………позвоночник человека имеет четыре анатомических изгиба ………

…………опасно смещение позвонков…………..

Данное задание способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Моя мыслительная активность на уроке была ……….
Больше всего мне понравилось ……………………….
У меня пока не совсем получается…………………….
Сегодняшний урок показал мне ………………………

Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.

Домашнее задание

Это задание со свободой выбора и свободой деятельности. Каждый ученик имеет право выбора из ряда предложенных заданий:

  1. сделать рисунок к теме;
  2. создать схему опорного конспекта;
  3. написать шпаргалку к уроку;
  4. составить кроссворд;
  5. составить вопросы к тексту;

Такая работа позволит применять, преобразовывать, дополнять, находить новые связи, интегрировать знания.

Приложение 1

Скелет. Строение, состав и соединение костей

  1. Функции опорно-двигательной системы:

1. Защитная 2. Двигательная 3. Выделительная 4. Регуляторная

  1. В состав опорно-двигательной системы входят:

1. Кожа 2. Мышцы 3. Связки 4. Кости

  1. Суставная головка и суставная впадина покрыты _________________ хрящом, сам сустав находится в суставной _____________ и укреплен
    ________________________
  2. Надкостница обеспечивает:

1. Срастание кости при переломе 2. Кроветворение

3. Рост кости в толщину 4. Запас питательных веществ

  1. Кости способны выполнять кроветворную функцию, потому, что:

1. Имеют надкостницу

3. Состоят из органических и неорганических веществ

4. Пронизаны кровеносными сосудами

  1. Благодаря костным пластинкам, окружающим полость канальца:

1. Кость обладает гибкостью 2. Растет в длину

3. Является довольно прочной 4. Срастается при переломах

  1. Подвижность сустава обеспечивается:

1. Формой суставной поверхности 2. Суставной жидкостью

3. Суставными связками 4. Суставной сумкой

Приложение 2

Скелет головы и туловища.

Под кожей и мышцами головы находится ее скелет – череп . Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений. Кости черепа – плоские, прочные, они соединены друг с другом швами. Шов – это прочное неподвижное соединение костей. Лишь одна кость – нижняя челюсть – с остальными костями соединена подвижно . Это позволяет нам не только захватывать и пережевывать пищу, но и разговаривать. В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой . У человека, в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел , что связано с увеличением объема головного мозга. Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей. К лицевому отделу относятся различные крупные и мелкие кости, в том числе парные скуловые и носовые кости, непарные верхнечелюстная и нижнечелюстная кости. На челюстях расположены ячейки для зубов. В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное – большое затылочное отверстие. Через большое затылочное отверстие головной мозг соединяется со спинным, а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды. Позвоночник расположен на спинной стороне туловища. Он образован 33 или 34 короткими костями – позвонками , каждый из которых состоит из массивной части – тела и дуги с несколькими отростками . Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают, и образуется позвоночный канал , в котором находится спинной мозг. Позвоночник защищает нежный спинной мозг от повреждений. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски . Благодаря им образуется полуподвижное соединение . Хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться. Когда мы спим, ее толщина увеличивается, а когда ходим – уменьшается. Вследствие этого человек утром выше, чем вечером. Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они массивнее. Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных, а 5 крестцовых позвонков сливаются в единую кость – крестец . 1-5 копчиковых позвонков (у разных людей их количество варьирует в этих пределах) тоже сращены, но причина здесь другая. Эти позвонки неподвижны, а потому хрящевые прослойки их окостеневают, срастаясь в сплошную кость – копчик . У мыши и жирафа, человека и коровы, у всех млекопитающих – по 7 шейных позвонков. Шейные позвонки, в отличие от крестцовых, обладают большой подвижностью, а потому наша голова может не только смещаться влево и вправо, вперед и назад, но и оборачиваться. Тело 1-го шейного позвонка срослось с телом 2-го шейного позвонка, образовав зуб – ось горизонтального вращения головы. Отделяет зуб от спинного мозга лишь сухожильная связка. Вот почему опасно резко отклонять голову назад, а тем более поднимать человека за голову. Относительно большой подвижностью обладают и поясничные позвонки. В позвоночнике выделяют пять отделов : шейный (7 позвонков) , грудной (12) , поясничный (5-6) , крестцовый (5) и копчиковый (1-5) . Позвоночник человека, в отличие от позвоночника животных, образует 4 изгиба : шейный, грудной, поясничный и крестцовый. Их появление связано с прямохождением. Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняют внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений. Грудная клетка находится в верхней части туловища. Ее образуют грудина (средняя часть передней стенки грудной клетки), 12 пар ребер и грудной отдел позвоночника . Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней сердце и легкие. Десять пар ребер подвижно (суставами) соединены с позвонками и полуподвижно (хрящами) с грудиной. Две нижние пары ребер с грудиной не связаны (сочленены только с позвонками). Это позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, что увеличивает объем грудной полости и обеспечивает поступление воздуха в легкие, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них. Хорошо развитая грудная клетка улучшает работу сердца, легких. Ее развитию способствуют физический труд, занятия физкультурой, спортом (плаванием, греблей, бегом). У животных грудная клетка сплющена с боков, а у человека – она плоская, широкая - сплющена в спинно-брюшном направлении, что связано с передвижением человека вертикально на двух конечностях.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1. Исключи лишнее и объясни: а) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка в) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость

Установите соответствие Пример соединения костей Тип соединения костей А) Позвонки копчика Б) тазобедренный сустав В) коленный сустав Г) кости мозгового отдела черепа Д) позвонки шейного отдела позвоночника Е) локтевой сустав 1 . Неподвижное 2. Подвижное 3. Полуподвижное

Дополнить предложение … .кость обладает прочностью ……… … ..кость способна срастаться при переломе……….. … ..кости детей гибкие и упругие……… … ..кости плеча и предплечья соединены подвижно…………

………… в черепе человека лучше развит мозговой отдел …………… ………… позвоночник человека имеет четыре анатомических изгиба ……… ……… опасно смещение позвонков……

Домашнее задание сделать рисунок к теме; создать схему опорного конспекта; написать шпаргалку к уроку; составить кроссворд; составить вопросы к тексту;

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения: Моя мыслительная активность на уроке была ………. Больше всего мне понравилось ……… У меня пока не совсем получается …... Сегодняшний урок показал мне ………

Предварительный просмотр:

1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность костей зависят от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом. 4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Исправьте ошибки, зачеркнув их а над ними подпишите правильные варианты.

1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность костей зависят от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом. 4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Вставьте пропущенные слова

Кость растет в толщину за счет______________________. Губчатое вещество кости заполняет ________________________. В ячейках губчатого вещества находится _________________________мозг, в котором образуются __________________. В центральной части кости находится _______________________, которую заполняет_____________. Он содержит большой запас __________________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________________и эластичное _______________________вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает ____________________________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется _______________________________.

Вставьте пропущенные слова

Кость растет в толщину за счет________________________. Губчатое вещество кости заполняет _____________________________. В ячейках губчатого вещества находится _________________________мозг, в котором образуются __________________. В центральной части кости находится __________________________, которую заполняет _____________________. Он содержит большой запас _______________________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________________и эластичное __________________________ вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает ____________________________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется _______________________________.

Составьте систему понятий, отражающую строение и значение опорно-двигательной системы (избыток информации)

Опорно-двигательная система

Скелет

Мышцы

Кости

Связки

Хрящи

Опора

Защита

Движение

Транспорт веществ

Регулирование процессов жизнедеятельности

Выведение из организма вредных веществ

Накопление веществ

Борьба с инфекционными заболеваниями

Кроветворная функция

Железы

Спинной мозг

Головной мозг

Хрящи воздухоносных путей

Опорно-двигательная система

Скелет Мышцы Кости

Связки Хрящи Опора

Защита Движение Транспорт

Регулирование процессов

Выведение из организма вредных веществ

Накопление веществ

Борьба с заболеваниями Кроветворная функция Железы Спинной мозг Головной мозг

Хрящи воздухоносных путей

Исключи лишнее и объясни:

А) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость

Б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка.

Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

Метод «незаконченное предложение»

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

Исключи лишнее и объясни:

А) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость

Б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка.

Б) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.

Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

Метод «незаконченное предложение»

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

…………кость обладает прочностью ………….

…………кость способна срастаться при переломе………………

…………кости детей гибкие и упругие……………

………...кости плеча и предплечья соединены подвижно…………


§ 1 Скелет человека

«Движение - это жизнь», - заметил выдающийся французский просветитель Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения - тянуться, хватать различные предметы.

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Клавдий Гален - древнеримский врач и естествоиспытатель - посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии. Наука неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных.

Скелет - совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела и защищающих его от механических повреждений.

В скелете человека различают осевой скелет и добавочный. Добавочный образован костями поясов конечностей и скелетом свободных конечностей. На этом уроке подробно рассмотрим строение осевого скелета. К нему относят скелет головы (череп) и скелет туловища.

§ 2 Строение скелета черепа человека

В черепе различают мозговой и лицевой отделы. В связи с развитием головного мозга у гомосапиенс размеры мозгового отдела преобладают над лицевым.

Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Соединение костей мозгового отдела черепа неподвижное, при помощи швов. Вверх от глазниц поднимается, снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся в области крыши черепа с двумя теменными костями. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам — весьма тонкие височные кости. Так как прочность их мала, удар в висок опасен. Кости мозгового отдела черепа плоские, служат для защиты головного мозга.

У новорожденных число костей черепа больше, чем у взрослого, и они соединены друг с другом соединительной тканью. Есть промежутки между отдельными костями, которые закрыты соединительной тканью, так называемые роднички. Череп новорожденного очень эластичен, что является приспособлением к прохождению по родовым путям женщины во время родов.

Лицевой отдел черепа образован шестнадцатью костями, которые связаны с органами пищеварения, дыхания и чувств. На лицевой части черепа есть крупные глазницы, под ними расположены парные скуловые кости. Чуть ниже глазниц лежат непарные верхнечелюстная и нижнечелюстная кости. В них имеются специальные ячейки для зубов - альвеолы челюсти. Нижняя челюсть единственная подвижная кость черепа. В связи с развитием членораздельной речи у человека появился подбородочный выступ. Наружное отверстие полости носа прикрывают сверху сросшиеся друг с другом носовые кости, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед.

В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное - большое затылочное отверстие. Через него головной мозг соединяется со спинным, а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды.

§ 3 Строение скелета туловища человека

Основу скелета составляет позвоночник, он является прочной и гибкой опорой для тела. Это обусловлено его строением:

1.позвоночник состоит из 33-34 позвонков. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости.

2.хрящевые прослойки между позвонками и сотни упругих межпозвонковых связок позволяют совершать сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу.

3.изгибы позвоночника, которые появились в связи с прямохождением, соответствуют нагрузке на ось скелета.

Кроме того, позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища.

Каждый позвонок состоит из тела и дуги с несколькими отростками. Тело и дуга позвонка формируют кольцо. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг. А к отросткам позвонка крепятся мышцы спины.

В позвоночнике взрослого человека различают следующие отделы:

шейный (7 позвонков),

грудной (12 позвонков),

поясничный (5 позвонков),

крестцовый (5 сросшихся позвонков),

копчиковый (4-5 сросшихся позвонков).

В шейном отделе первые два позвонка отличаются от других по строению. Тело первого шейного позвонка - атланта срослось с телом второго шейного позвонка - эпистрофея, образовав зуб - ось горизонтального вращения головы. Позвонки грудного отдела имеют суставные поверхности для сочленения с ребрами. Позвонки поясничного отдела самые массивные, так как им приходится выдерживать основную тяжесть тела.

Позвоночник человека имеет два изгиба вперед - лордозы (шейный и поясничный) и два изгиба назад - кифозы (грудной и крестцовый). Они играют роль амортизатора: благодаря изгибам смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

Грудная клетка образует костную основу грудной полости. Она защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей. Она состоит из грудины и 12-ти пар ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника. Первые семь пар ребер - истинные ребра, они с помощью хрящей прикрепляются к грудине. Следующие три пары - ложные ребра, которые с помощью хрящей прикрепляются к последнему истинному ребру. И еще две пары - колеблющиеся ребра, их передние концы свободно оканчиваются в толще мышц стенок живота. Такое строение грудной клетки позволяет ей изменять форму и объем при вдохе и выдохе.

Список использованной литературы:

  1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 272 с.
  2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек 9 класс. - М.: Дрофа, 1997. – 304 с.
  3. Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов. Биология человека. В таблицах рисунках и схемах. – М.: «Издат-школа 2000», 1999. – 208с.
  4. М.З. Залесский. Занимательная анатомия. – М.: Росмен,1998. – 145с.
  5. Е.П. Сидоров. Анатомия для поступающих в вузы. – М.: Евразийский регион, Российский университет дружбы народов «Уникум-центр», 1998. – 224с.

Использованные изображения:

Ске-лет че-ло-ве-ка со-сто-ит из 3 от-де-лов: ске-лет го-ло-вы, ске-лет ту-ло-ви-ща, ске-лет ко-неч-но-стей и их по-я-сов.

2. Скелет головы

Ске-лет го-ло-вы на-зы-ва-ет-ся череп. Глав-ная функ-ция че-ре-па - за-щи-та го-лов-но-го мозга и ор-га-нов чувств от по-вре-жде-ний. Он со-сто-ит из плос-ких ко-стей, со-еди-нен-ных непо-движ-ны-ми со-еди-не-ни-я-ми. Череп со-сто-ит из ли-це-во-го и моз-го-во-го от-де-ла.

Моз-го-вой отдел со-сто-ит из лоб-ной, за-ты-лоч-ной, 2 те-мен-ных, 2 ви-соч-ных ко-стей.

Ли-це-вой отдел со-сто-ит из 2 ску-ло-вых, 2 слез-ных, но-со-вых ко-стей, кли-но-вид-ной кости, ре-шет-ча-той, верх-не-че-люст-ной кости (все они со-еди-не-ны непо-движ-но) и ниж-не-че-люст-ной кости (об-ра-зу-ет по-движ-ное со-еди-не-ние).

Также к ко-стям че-ре-па от-но-сят-ся слу-хо-вые ко-сточ-ки (мо-ло-то-чек, на-ко-валь-ня, стре-меч-ко), рас-по-ло-жен-ные в по-ло-сти сред-не-го уха в ви-соч-ной кости (см. Рис. 1).

В по-зво-ноч-ни-ке че-ло-ве-ка вы-де-ля-ют 5 от-де-лов. Так, вы-де-ля-ют 7 шей-ных по-звон-ков, 12 груд-ных, 5 по-яс-нич-ных, 5 крест-цо-вых (срос-ши-е-ся), 4-5 коп-чи-ко-вых.

Пер-вый шей-ный по-зво-нок на-зы-ва-ет-ся Ат-лант, вто-рой - Аксис, или Эпи-стро-фей.

Рис. 3. От-де-лы и из-ги-бы по-зво-ноч-ни-ка (Ис-точ-ник)

По-зво-ноч-ник имеет 4 из-ги-ба: шей-ный лор-доз, груд-ной кифоз, по-яс-нич-ный лор-доз, крест-цо-вый кифоз.

Лор-доз - это изгиб по-зво-ноч-ни-ка впе-ред.

Кифоз - это изгиб по-зво-ноч-ни-ка назад.

По-яв-ле-ние из-ги-бов свя-за-но с пря-мо-хож-де-ни-ем, они амор-ти-зи-ру-ют при ходь-бе, за-щи-щая внут-рен-ние ор-га-ны от со-тря-се-ния.

3.2. Грудная клетка

Груд-ная клет-ка об-ра-зо-ва-на гру-ди-ной и 12 па-ра-ми ребер, ко-то-рые со-еди-не-ны с груд-ны-ми по-звон-ка-ми.

Вы-де-ля-ют 3 вида ребер:

1. Ис-тин-ные ребра - со-еди-ня-ют-ся с гру-ди-ной с по-мо-щью хря-щей (7 пар).

2. Лож-ные ребра - со-еди-не-ны с по-след-ним ис-тин-ным реб-ром (3 пары).

3. Ко-леб-лю-щи-е-ся ребра - пе-ред-ние концы сво-бод-ны, очень ко-рот-кие (2 по-след-них пары).

Такое стро-е-ние груд-ной клет-ки поз-во-ля-ет уве-ли-чи-вать ее объем при вдохе и умень-шать при вы-до-хе. По-это-му хо-ро-шо раз-ви-тая груд-ная клет-ка спо-соб-ству-ет хо-ро-шей ра-бо-те серд-ца и лег-ких. Груд-ную клет-ку раз-ви-ва-ют фи-зи-че-ские на-груз-ки и спорт (пла-ва-нье, греб-ля).

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/bopornodvigatelnaya-sistemab/skelet-golovy-i-tulovischa

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=DQadVx4Fvpc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=nCnOunkue4I

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Cqm1lxS9AK4

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=UlEuBuUbrJg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=QKHEEfH3ZF0

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Rk7JJm9E_2g

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=GNTLxAeixX4

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

источник презентации -http://ppt4web.ru/biologija/skelet-cheloveka.html

источник теста - http://testedu.ru/test/biologiya/8-klass/skelet.html

План урока № 1 4

Группа

Дата

БС-22

31.10

Предмет: Анатомия, физиология и школьная гигиена

Тема урока: Скелет головы, туловища, верхней и нижней конечностей.

Цели:

Образовательная : Познакомить учащихся со строением скелета человека, выделить его значение в приспособлении организма к окружающей среде, обобщить и закрепить знания о строении и значении опорно – двигательной системы, об особенностях строения костей.

Развивающая : способствовать дальнейшему развитию умения формировать и излагать свои мысли, правильно строить монологическую речь;· содействовать развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления через использование заданий и упражнений, развивающих интеллектуальные способности;· создать условия для развития умения общаться, работать в группе, планировать свою деятельность и работать во времени;

Воспитательная : воспитание творческого подхода к разрешению ситуаций, активности, внимательного отношения к окружающим и себе , побуждать к занятиям физкультурой и спортом.

Оборудование: тестовые задания, скелет человека, череп, муляжи верхней и нижней конечностей, презентация, слайды, мультимедийный проектор.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Формы урока : фронтальные (общеклассные); групповые; индивидуальные

Межпредметные связи: биология, химия, медицина, экология, валеология

Ход урока

1. Организационный моме нт (приветствие и произвольное рассаживание в группы) 3 мин

2. Проверка и актуализация знаний (фронтальный опрос). 20 мин

На прошлом уроке мы начали знакомиться с опорно-двигательной системой человека.

Из каких частей состоит опорно-двигательная система? - Какое значение имеет опорно-двигательная система?

Какой тканью образован скелет? - На какие две большие группы подразделяются все кости? - Приведите примеры.

3. Актуализация базовых знаний Учитель: Как вы думаете, чем люди дорожат больше всего? /Говорят, что люди дорожат тремя вещами: богатством, славой, властью…/. Да, многие стремятся к этому, но, заимев богатство, как ни странно, они не становятся счастливыми. Известными людьми становятся герои, путешественники, ученые, артисты. Но для этого, прежде всего, нужны ум, воля, трудолюбие и упорный труд. Как вы относитесь к пословице «Здоровый нищий – счастливее больного короля». Ваше мнение?

Вывод: Нам интересны люди, увлекающиеся, хорошие мастера своего дела. Чтобы такими людьми стать, надо много знать и многое уметь. Что же еще нужно для счастья? /ответы детей/ 4. Выход на новую тему. Приходилось ли вам болеть? Чем больной человек отличается от здорового? Все мы с вами хорошо знаем. Здороваясь, люди желают, друг другу здоровья /мы с вами на уроке русского языка знакомились, со словами здравствуйте, здоровье, находили общее в значении и правописании/. Здоровье – необходимое условие для полного счастья человека, его главное богатство. 5. Этап изучения нового материала. Учитель: Посмотрите на своих товарищей. Из каких частей состоит тело человека? /голова, туловище, руки, ноги./ Опыт № 1 . Задание: ощупайте части своего тела: голову, грудь, ноги колени, руки и локти, спину. Что вы прощупываете? Во всех ли частях есть кости? Что вы прощупываете? Одинаковы ли они по размеру и форме?

Демонстрация презентации.

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что опорно-двигательная система – это кости скелета и мышцы.

Слайд №1

Опорно – двигательная система. Опорно-двигательную систему человека составляют кости, хрящи, суставы, связки и мышцы.

Итак, тема сегодняшнего нашего урока «Скелет человека».

Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, так как в Древней Греции он применялся к мумиям. У новорожденного скелет частично состоит из хрящевой ткани. Окостенение скелета заканчивается к 25 годам, поэтому сейчас, пока еще не поздно, следить за своей осанкой, правильной посадкой за партой. Не забывать контролировать походку, заниматься спортом, в меру своих возможностей, плаванием. В теле взрослого человека более 200 костей. У человека, массой 70кг средняя масса скелета 8–9кг.

Слайд № 2

Скелет человека.

Скелет – это совокупность всех костей человека.

Скелет человека состоит из:

1.Скелета головы /черепа / 2.Скелета туловища / позвоночника и грудной клетки / 3.Скелета пояса верхних и нижних конечностей и скелета свободных конечностей. Основой скелета туловища является позвоночник.

Опыт № 2. Задание: Встаньте, согните и разогните руки, ноги; наклонитесь вперед, назад, вправо, влево.

Что можно сказать о подвижности тела и его костей? /ответы детей/ Вывод : отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем свободно и устойчиво стоять сидеть, висеть на руках и ногах, прыгать и бегать.

Виды соединения костей. Учащиеся рассматривают слайд и выясняют, какие соединения костей существуют. Соединение костей: Неподвижное /шов/ - кости черепа и кости таза связаны между собой неподвижно. Полуподвижное - кости позвоночника соединяются между собой полуподвижно.

Строение сустава. Подвижное соединение костей называется суставом . Строение сустава – две кости, суставная ямка, суставная головка. Они покрыты хрящом и связаны между собой связками. Сверху сустав покрыт суставной сумкой, которая заполнена суставной жидкостью. - Как вы думаете, зачем нужна суставная жидкость?

/ответы детей/

Строение скелета головы или черепа.

Череп состоит из 29 костей и образует единое целое, в котором все кости, за исключением нижней челюсти прочно соединены между собой швами. Несмотря на общее сходство, строение черепа у разных людей имеет свои индивидуальные особенности. Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого.

Мозговой отдел черепа. У человека в отличие от обезьяны мозговой отдел черепа развит сильнее, чем лицевой, он состоит из 6 костей: лобной, двух теменных, двух височных и одной затылочной.

Лицевой отдел состоит из15 костей, которые неподвижно срастаются друг с другом, одна подвижная кость – нижняя челюсть.

Как вы думаете, какую роль играет череп? /ответы детей: защищает мозг/

Скелет туловища. Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник состоит из 33 – 34 позвонков, которые между собой соединяются полуподвижно. Скелет туловища состоит из нескольких отделов: шейный отдел, который включает 7 позвонков. Задание : Нагните голову и нащупайте на позвоночнике выступающую кость – это 7 шейный позвонок.

Грудной отдел включает 12-13 грудных позвонков.

Поясничные позвонки – их 5. Крестец-это 5 сросшихся позвонков и копчик.

Между позвонков находятся межпозвоночные хрящи. Оказывается, человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. К старости длина позвоночника уменьшается на 5 – 7см.

Догадались, почему?/стираются хрящи/

Строение грудной клетки.

Грудная клетка состоит из 12 – 13 ребер, которые неподвижно срастаются с грудиной и полуподвижно с позвоночником. Как вы думаете, какую роль играет грудная клетка? /защищает от ударов сердце, легкие/

Физкульминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо - влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Строение скелета верхних конечностей /рук/.

Пояс верхних конечностей играет большую роль в прикреплении руки к скелету туловища. Он образован двумя ключицами и двумя лопатками.

Свободная верхняя конечность образована:

а) костью плеча

б) двумя костями предплечья – локтевой и лучевой и в) костями кисти

Строение скелета пояса нижних конечностей /ног/ и свободной нижней конечности.

Пояс нижних конечностей играет большую роль в прикреплении ноги к скелету туловища. Он образован двумя парами тазовых костей, которые неподвижно срастаются с крестцом позвоночника и между собой.

Свободная нижняя конечность образована: а) бедренной костью

б) двумя костями голени – малой и большой берцовой

в) костями стопы

6. Этап закрепления изученного материала 1. Мини-блиц в форме ответов-вопросов. - Назовите основные части скелета. - Каково значение скелета? - В каких частях скелета расположены самые длинные кости?

Что является основой скелета?

2.Моделирование схемы «Значение скелета» Скелет - служит опорой тела человека - придает нашему телу определенную форму, горизонтальное положение - защищает внутренние органы от повреждений /грудная клетка – сердце и легкие; кости черепа – головной мозг/

7. Этап контроля . Тестовые задания. 1 . Выберите верное определение понятия «скелет» а) важный орган человека б) наружный покров тела человека в) опора тела человека 2 . Какие функции выполняет скелет? а) защищает от перегрева б) защищает органы от повреждений в) поддерживает мягкие части тела 3. Из чего состоит скелет человека?

а) скелет состоит из мышц б) скелет состоит из сосудов в) скелет состоит из костей 8. Домашнее задание :