Скрипка паганини которую он завещал генуе. Триумф и трагедии великих скрипок

27 октября 1782 года родился всемирно известный композитор и скрипач Никколо Паганини. Говорили, что Никколо, обладавший не самым спокойным характером, полностью преображался во время игры на любимом инструменте. У музыканта было непростое детство и интересная жизнь. До сих пор ходят слухи, что после похорон Никколо на кладбище ещё много лет слышались звуки скрипки.

Никколо родился в небогатой генуэзской семье. Отец часто запирал сына в кладовке для того, чтобы он выучил сложное произведение. Каждый день по много часов будущий скрипач занимался музыкой, будучи лишенным нормального детства. Первый концерт Никколо сыграл в 11 лет. Он исполнил свои вариации любимых произведений композиторов.

Никколо уже в молодости выглядел очень загадочно – бледная кожа, синяки под глазами, болезненная худоба. Ходили слухи, что музыкант заключил сделку с дьяволом, и поэтому так потрясающе играет на скрипке. На самом деле, Никколо был очень суеверным человеком и сам безумно боялся дьявола. Он даже перестал посещать игорный дом, потому что решил, что ему помогает выигрывать сатана.

Каждый концерт Паганини был не просто выступлением, а целым шоу. Композитор продумывал каждый выход, показывал различные трюки вроде «случайно» лопнувшей струны или скрипки, которая внезапно расстроилась. Часто Никколо пародировал звуки деревенских животных, а также имитировал гитару, трубу, флейту и другие инструменты.

Паганини старался не записывать сочинённую музыку, чтобы никто другой не смог её исполнить. Из-за этого, к сожалению, далеко не все произведения маэстро сохранились.

Никколо являлся масоном. Имеются документы, это подтверждающие. Кроме того, музыкант написал музыку масонского гимна на слова Ланчетти.

Музыкант был коллекционером. Он собирал скрипки, и среди множества экземпляров инструмента были такие сокровища, как скрипка Страдивари, Гварнери и Амати. Он настолько любил свою скрипку работы Гварнери, что завещал её городу Генуе, чтобы ни один музыкант не играл на ней после его смерти. Эта скрипка получила название «Вдова Паганини».

Паганини был очень рассеянным человеком. Он не помнил год своего рождения, он забывал, сколько у него братьев, но всегда говорил, что его память находится в руках и всецело принадлежит музыке.

На день рождения императора Наполеона Паганини написал для него сонату для одной струны. Для Никколо лопнувшая струна во время концерта не была помехой – он умел играть одно и то же произведение и при наличии всех струн, и при отсутствии одной или двух.

Никколо занимался музыкой по 14-16 часов в день. Он забывал про еду и сон, тренируясь дни напролет.

Часто можно услышать легенду о нетленности маэстро. Спустя 56 лет после смерти тело Никколо не имело никаких признаков разложения, что подтвердили несколько людей, занимавшихся перезахоронением композитора и музыканта. А это определенно говорит о том, что Паганини – уж точно не обычный человек.

Личность Никколо Паганини всегда приковывала внимание публики, одни видели в нем настоящего гения, другие же мошенника, отказываясь верить в такой необычайный талант. Вся жизнь великого музыканта окутана тайнами и недомолвками, сопровождавшими его повсюду. Но никто не может отрицать тот факт, что он был настоящим Маэстро.

Краткая биография

Родился будущий музыкант в Генуе 27 октября 1782 года. Его отец был мелким торговцем, но вместе с тем, Антонио Паганини очень увлекался музыкой и мечтал, чтобы его сын стал великим музыкантом. Практически все детство Никколо посвятил занятиям на инструменте. От природы ему достался необычайно острый слух, и с каждым днем его отец осознавал, что Никколо ждет слава настоящего виртуоза, поэтому было решено нанять ему профессионального учителя.

Секрет необычайного таланта Паганини

Вокруг необычайного таланта Паганини всегда ходили легенды, и какие только истории не выдумывали современники, чтобы попытаться объяснить его гениальную игру на скрипке. Сговор с потусторонними силами, специальная операция, мошенничество - все эти слухи, лишь малая часть из множества других, окружавших музыканта. Американский врач Майрон Шенфельд попытался тоже объяснит секрет скрипичной техники маэстро. По его мнению, все дело в наследственном заболевании, от которого страдал Паганини.

Фильмы о Паганини


Если говорить о фильмах, посвященных гениальному музыканту, то стоит выделить работу Леонида Менакера «Никколо Паганини» (1982 г). Он был снят по произведению А. К. Виноградова «Осуждение Паганини» и специально приурочен к 200-летию со дня рождения Маэстро. Это четырехсерийный фильм, повествующий о жизни легендарного скрипача, его чувствах, переживаниях, творчестве, помогающий понять его мистическую и многогранную натуру. Партию скрипки исполнил Леонид Коган. Известно, что режиссер первоначально хотел пригласить на главную роль известного дирижера Юрия Темирканова, но тот не согласился.

Еще одна заметная работа – фильм «Паганини» (1989) Клауса Кински. Примечательно, что это его единственный опыт в качестве режиссера. Он же сыграл главную роль, исполнив великого музыканта. Клаус Кински показал удивительного Паганини, жизнь которого балансировала на краю бездны. Такого скрипача еще никто не видел.

Драма Бернарда Роуза «Паганини: Скрипач Дьявола», покорила мир в 2013 году. Главную роль исполнил знаменитый исполнитель Дэвид Гарретт. Режиссер взял за основу слухи, ходившие в свое время об итальянском скрипаче. Ведь многие его современники были уверены, что он продал свою душу дьяволу и получил необычайный дар. На своем пути Паганини встречает прекрасную девушку, но сможет ли он познать счастье? В этом фильме открываются некоторые загадки из жизни Маэстро.

Это наверно мечта любого скрипача, любого музыканта, пусть даже попытавшегося закодироваться от алкоголизма , завладеть скрипкой, на которой когда-то играл великий маэстро Николо Паганини. Эта та самая скрипка, которая как утверждают современники, была подарена маэстро дьяволом, после того как Паганини подписал с ним контракт. Мистика, но в это верили, об этом говорили, про это шушукались по углам. Но всё равно шли на концерт скрипача, чтобы услышать его исполнение. А оно было просто божественно. Он умел выжать из своей скрипки такие звуки, которые до этого не старались выжать никто, да и не пытались, а он смог.

Но почему его имя всё время пытались связать с дьяволом? Скорее всего, из-за его вида. Он был не очень симпатичным человеком, как говорили «горбун с кошачьим глазом», а всё, потому что он на самом деле страдал генетическим заболеванием – болезнью Морфана. Именно поэтому у него было плохое зрение, удлинённые пальцы и совершенно плохо с аортой. Но зато у него была большая коллекция скрипок, на которых он играл. А скрипки были именитые над ними работали мастера Страдивари, Амати, Гварнери. Эти мастера умели создавать удивительные скрипки, и он это понимал. Он чувствовал каждую из них, и благодаря этому мог спокойно выявлять из них такие рулады звуков, чего раньше никто и не предполагал это делать.

А ведь по сути всё начиналось у него как и у Моцарта. Его отец возился с ним с раннего детства. Только если отец Моцарта заставлял заниматься музыкой своего ребёнка с утра до вечера, то отец Паганини требовал заниматься музыкой целыми сутками. Правда и в том случае и в этом была заинтересованность самих детей. Им обоим было интересно искать новое в том что есть и сочинять новое, такого чего ещё не было. Но Моцарт это делал на клавесине, а Паганини на скрипке.

Паганини доказал своим искусством, что у маленькой скрипки есть своя душа и свои чувства. В его руках скрипка оживала и выдавала то весёлые мелодии, то печальные, а бывало и тревожные трели. То звучала лёгкая мелодия и вдруг обрывалась в пучину горя.

Когда Паганини умирал его скрипка была с ним рядом. И уже когда не было сил держать её в руках, он просто перебирал её струны. Из-за слухов, которые никто не мог опровергнуть гроб с телом никак не могли похоронить. Вообще история беспрецедентна. Такого ещё не было! Он умер в 1840 году, а похоронить его смогли лишь в самом конце 1890-х. Всё дело в том, что католические священники отказывались предать его тело земле, поскольку считали его посредником дьявола. Понадобилось вмешательство Папы римского, чтобы, в конце концов, его похоронили. А скрипка, которая до самой смерти была с ним рядом получила новое имя – «Вдова Паганини».

Почему одни великие скрипачи мира предпочитают играть на инструментах Страдивари, а другие на Гварнери? В чем разница между Страдивари и Гварнери?

Давайте сразу уточним, что Страдивари и Гварнери представляли собой целые семейства скрипичных мастеров и если мы заглянем в каталог итальянских скрипичных мастеров составленный Карелом Яловцем, то увидим, что фамилию Гварнери представляют десять различных мастеров, а семейство Страдивари как минимум три. Самыми знаменитыми представителями этих фамилий считаются Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери Дель Джезу. Считается, что в мире сохранилось около 650 скрипок работы Страдивари и примерно 140 — Гварнери.

Антонио Страдивари родился в 1644 году в Кремоне. С раннего возраста начал обучаться искусству изготовления музыкальных инструментов. Сохранилась скрипка с этикетом «Антонио Страдивари ученик Николо Амати» изготовленная великим итальянцем в возрасте 13 лет. Исследователи творчества Страдивари не пришли к единому мнению можно ли считать его учеником Амати. В 1667 году Страдивари начал работать в собственной мастерской. С ранней молодости он проявил выдающийся талант и трудолюбие, об этом свидетельствуют заказы на изготовление целых оркестров и квартетов струнно-смычковых инструментов от королей Испании, Англии, Польши. Страдивари делал не только скрипки, альты и виолончели, но и арфы, гитары, цитры. Современники считали Антонио Страдивари скупым и угрюмым. Он был невероятно богат и постоянно занят изготовлением инструментов. Возможно ему завидовали, по этому поводу сохранилась даже поговорка: «Богат, как Страдивари». Он прожил 93 года, нажил 11 детей. Только двое из его сыновей Франческо и Омобоне продолжили дело отца, но не добились значительных результатов после его смерти. На одном из самых известных инструментов Страдивари виолончели «Дюпор» (1711) с 1974 по 2007 годы играл Мстислав Ростропович, который называл его своей «любовницей». После смерти музыканта «Дюпор» был приобретён за 20 млн долларов Японской музыкальной ассоциацией.

Гварнери (Guarnieri, Guarneri или Guarnerius), знаменитая семья итальянских мастеров смычковых инструментов 17-18 вв. Самым знаменитым считается Джузеппе Гварнери (1698 - 1744 гг.), прозванный Гварнери Дель Джезу. Хотя Андреа, Пьетро Джованни (Мантуанский) и Пьетро (Венецианский) создали за свою жизнь не мало шедевров, инструменты Гварнери Дель Джезу приблизились,а по мнению некоторых музыкантов и экспертов даже превзошли скрипки Страдивари. Гварнери Дель Джезу прожил всего 46 лет. Он подписывал скрипки монограммой “IHS”, что является одним из священных знаков Христа — “Иисус Христос Спаситель”. Именно поэтому Джузеппе Гварнери называют Guarneri del Jesu, что значит “Гварнери Иисуса”. Есть мнение, что он работал и жил в монастыре и принадлежал к религиозному ордену.

В чем же заключен феномен маленького итальянского города Кремоны подарившего миру плеяду великих скрипичных мастеров? Этот секрет пока остается до конца не разгаданным. Версии о «малом ледниковом периоде», повлиявшем на плотность древесины, попытки открыть секрет изготовления и нанесения лака и другие разрозненные исследования не дают полной картины успешности великих итальянских скрипичных мастеров.

Скрипки Амати и Страдивари ценились еще при жизни этих великих мастеров, а Джузеппе Гварнери Дель Джезу прославился уже после смерти в основном благодаря своему не менее знаменитому земляку Никколо Паганини.

В начале XIX века скрипка стала необычайно популярной в Европе. Такой интерес был вызван триумфальными гастролями Никколо Паганини. У скрипача было семь или девять инструментов работы Страдивари, скрипки тирольских мастеров, возможно, также инструменты работы Вильома. Но однажды некий торговец сахаром после концерта предложил Паганини купить скрипку мало известного в то время мастера, Джузеппе Гварнери, на нижней деке которой был знак “I. H. S”. Великий музыкант влюбился в скрипку Гварнери, назвал ее “Пушка” (“Cannone”) за убийственную мощь звука и завещал родному городу Генуя. После такой рекламы инструменты Гварнери дель Джезу стали цениться не меньше, чем творения Страдивари. В наши дни скрипка по имени “Пушка” по-прежнему хранится в одном из музеев Генуи и застрахована на 3 миллиона евро. За ней ухаживают, время от времени дают поиграть на ней талантливым молодым скрипачам.

В мае 1999 года «Пушку» привезли в Киев. Знаменитый украинский скрипач Богодар Которович играл концерт на легендарной скрипке в Оперном Театре.

Вот как он отозвался о скрипке принадлежавшей Паганини: «…Знаете, когда я взял скрипку Паганини в руки, первое, что почувствовал, -- это разочарование: ведь обычно я играю на точной ее копии мастера Вильома. На репетиции «Пушка» не произвела особого впечатления, но позже, на концерте, она просто преобразилась. Это было необъяснимо, и не обошлось без мистики. Когда я играл, то вдруг почувствовал -- точно за мной кто-то разыгрывается. Чувствовал только звуки, может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, что за мной стоит двойник. Помните, когда Паганини изображали со скрипкой, то за ним рисовали играющего дьявола…»

За скрипку была уплачена беспрецендентная страховая сумма залога-4 миллиона долларов, но истинную стоимость этого инструмента установить не возможно, эта скрипка бесценна!

Вадима Репина называют «русским Паганини», в одном из интервью ему был задан вопрос о впечатлениях от игры на скрипках Страдивари и Гварнери.

«…С одной стороны, Страдивари - это скрипки, которые звучат сами по себе, у них невероятно магический звук, как будто на небесах. Скрипки Гварнери, на мой взгляд, имеют несколько более обширный диапазон звуковой палитры. На скрипках Гварнери можно даже прорычать, или гавкнуть, и в то же самое время, они обладают невероятными магическими звуковыми свойствами. Скрипки Гварнери требуют более высокого уровня мастерства игры на скрипке, но при этом дают больше возможности раскрыться своей личности. Скрипки Страдивари всегда звучат красиво, но как будто пытаются навязать свои качества тому, кто на них играет…Если обратиться к истории скрипичного исполнительства, то самые великие скрипачи (Крейслер, Хейфец, Стерн, Коган, Мильштейн и другие), предпочитали играть на скрипках Гварнери, за исключением нескольких (например, Ойстрах, который предпочитал Страдивари). Стоит также упомянуть о том, что скрипка Гварнери в два раза дороже».

Леонид Коган предпочитал инструмент, изготовленный кремонским мастером Гварнери дель Джезу. На такой скрипке, купленной в 1958 году, он исполнил за кадром «роль» великого итальянца в фильме Леонида Менакера «Никколо Паганини». Всю жизнь он стремился разгадать феномен "скрипача-дьявола". Как и Паганини, он предпочитал скрипкам Страдивари инструмент, изготовленный Гварнери дель Джезу, считая, что "ее и сложность, и преимущество в том, чтобы делать звук самому, на них индивидуальный звук скрипача со временем доходит до слушателя гораздо полнее и легче, чем у Страдивари".

Иегуди Менухин, Ицхак Перлман и Пинхас Цукерман играли на скрипке «Вьетан» изготовленной Гварнери в 1741 году.

Анне- Софи Муттер владеет двумя скрипками Страдивари (The Emiliani (1703), и Lord Dunn-Raven (1710), Ида Гендель так же предпочитает скрипки Страдивари.

А вот например альтист с мировым именем Юрий Башмет много лет не изменяет своему альту итальянского мастера Паоло Тесторе (Милан, 1758).

Звуковые тесты, когда исполнители играют за занавеской и эксперты оценивают инструменты по звуку, обычно заканчиваются тем, что даже авторитетные специалисты ошибаются и ставят на первое место скрипки не имеющие никакого отношения к инструментам экстра класса.

Кому сегодня нужен старинный рояль? Играть на нем невозможно. С течением лет
звучание теряется, угасает. Рояль с «биографией» может представлять интерес
разве что как предмет интерьера или экспонат какого-нибудь исторического музея.
Но скрипки… Эти инструменты работы великих мастеров не утрачивают с веками
благородства, глубины, блеска, мягкости и силы звука. И как истории жизни самих
мастеров, судьбы великих инструментов порой полны драматизма. Подобно другим
драгоценным произведениям искусства старинные скрипки крадут и подделывают, в
них влюбляются и их ненавидят… Об этом наша статья.

Проигрыш и выигрыш синьора
Паганини


Осенью 1800 года в таверну города Ливорно вошел нескладный худощавый молодой
человек со скрипичным футляром в руках. За одним из столиков играли в карты.
Молодой человек присоединился к игре. Ему не везло: деньги быстро таяли, и
вскоре молодой человек остался без гроша. Тогда он поставил на кон скрипку,
пояснив, что она довольно дорогая. Картежники согласились, и скрипка тут же была
проиграна. Молодой человек просил вернуть ее хотя бы на сутки, ссылаясь на
вечерний концерт, но над ним только посмеялись:
«Ты же сам ее на кон ставил!
Мы тебя не заставляли!» Тогда к незадачливому игроку подошел пожилой француз
из-за соседнего столика. «Я простой купец из Парижа, – сказал он, – но люблю
музыку и бывал на ваших концертах. Вы – синьор Никколо Паганини. Так вот,
скрипка ваша не из лучших. Не жалейте о ней. На вечер я дам вам другую. Ее
сделал никому не известный мастер Джузеппе Гварнери дель Джезу, но, может быть,
ее звук понравится вам».
Звуком этой скрипки семнадцатилетний Паганини был
очарован. Был потрясен его игрой и парижский купец, имени которого не сохранила
история. После концерта он отказался принять скрипку обратно, подарив ее
молодому гению. «Не мне, скромному любителю, на ней играть», – сказал он.
Эта
скрипка Гварнери сопровождала Паганини всю жизнь. Только один раз, перед
концертом в Париже, она «заболела», и Паганини отнес ее скрипичному мастеру
Вильому (к нему мы еще вернемся). Вильом сумел «вылечить» скрипку, и
растроганный Паганини обнял его и вручил драгоценную шкатулку. «У меня было две
таких шкатулки, – пояснил он. – Одну я подарил врачу, исцелившему мое тело,
вторую дарю вам, исцелившему душу».
До самой смерти Паганини так и не
расстался с этой скрипкой Гварнери. Он завещал ее музею родного города Генуи.
Там ее можно увидеть и сейчас под именем «Вдова Паганини». Только если в Геную
приезжает выдающийся скрипач, ему разрешают сыграть на ней.

Загадочный узник

Скрипка Страдивари
из собрания Мадридского королевского дворца

Так кто же он, тот самый мастер Джузеппе Гварнери, прозванный дель Джезу и
создавший скрипку, прославившую Паганини? Почему парижский купец назвал его
«никому не известным»?
О Джузеппе Гварнери и теперь известно очень мало,
разве что год рождения – 1698-й. Зато ясно, что ему завидовал сам Антонио
Страдивари. Он говорил, что его собственные скрипки хотя и превосходят
инструменты Гварнери мягкостью и блеском звучания, но уступают им в силе звука.
Правда, Страдивари знал, что Гварнери считается пьяницей и буяном, а значит,
полагал он, серьезных заказчиков ему не видать. К тому же Страдивари был очень
богат. В ходу в Кремоне была даже поговорка: «богат, как Страдивари». И все же
зависть не оставляла его до конца дней.
Однако Гварнери был арестован и
заключен в тюрьму (за какую именно провинность – не знает никто). Из темницы он
уже не вышел, там и умер в 1744 году. Но и в тюрьме мастер продолжал создавать
скрипки – материалы и инструменты для работы приносил ему тюремщик, потом
продававший творения Гварнери за бесценок. Заслуженная слава пришла к дель Джезу
только после смерти…

Приказ «отнять и
поделить»

Эдгар Банди.
«Антонио Страдивари». 1893 год

Судьбы инструментов самого Антонио Страдивари тоже безоблачными не назовешь.
В мире его инструментов осталось не так мало, около тысячи. И многие из них
вскрывали, пытаясь копировать, но безуспешно. Никому не удалось проникнуть в
тайны божественного звука. Появилась легенда, что в этих скрипках живет душа
Страдивари…
В советское же время в России большевики попросту приказали
конфисковать все инструменты Страдивари, у кого бы они ни находились, и
«национализировать» их. Знакомая песня, не правда ли? Знаменитое «отнять и
поделить» товарища Шарикова. Правда, как известно, будущий Шариков играл на
балалайке по трактирам и едва ли подозревал о существовании Страдивари, но сути
дела это не меняет.
Итак, в мае 1920 года сотрудник ВЧК, некто Прокофьев (не
путать с композитором!), вышел из поезда на привокзальную площадь Одессы. В
кармане его гимнастерки лежал примечательный документ, подписанный одним из
большевистских лидеров (не станем называть имен, чтобы у этих деятелей не было
славы Герострата). Текст был таким: «Предоставить подателю сего т-щу Прокофьеву
отдельный классный вагон для поездки в Одессу и обратно».
Зачем же прибыл в
Одессу привилегированный пассажир? Да вот с тем же пресловутым поручением –
найти и конфисковать все сохранившиеся в Одессе скрипки Страдивари. Забегая
вперед, можно сказать, что он и ему подобные «конфискаторы» достигли немалых
успехов на этом поприще. Часть инструментов погибла или бесследно пропала в ту
эпоху. Счастье, что усилиями энтузиастов много великих скрипок удалось
сохранить. Некоторые инструменты составили основу Государственной коллекции
уникальных музыкальных инструментов. Здесь и скрипка 1628 года работы Антонио и
Джироламо Амати, и виолончель учителя Страдивари – Николо Амати… В коллекции и
альт самого Страдивари, достойный быть причисленным к лучшим инструментам мира.
Он принадлежал известному меценату Живаго и был обнаружен в его доме у Никитских
ворот в Москве. Понятно, что наследникам мецената требовать возвращения их
законной собственности едва ли имеет смысл. Хорошо еще, что альт вообще уцелел.
Здесь же и скрипка Страдивари «Юсупов». Она была привезена из Италии князем
Юсуповым. Ее нашли случайно в тайнике Юсуповского дворца.

Подделки и
похищения

В 1767 году в семье крепостных графа Шереметева родился Иван Андреевич Батов,
которому суждено было стать одним из прославленных скрипичных мастеров, «русским
Страдивари», как его называли. Он учился в Москве, у мастера Владимирова, и
вскоре преподнес Шереметеву виолончель своей работы, «прекрасную телом и душою».
Растроганный граф дал Батову вольную. Тот открыл мастерскую и до конца жизни
создавал скрипки, пользовавшиеся невероятным успехом и в России, и за границей.
Ну как тут мошенникам устоять от искуса! Они скупали дешевые саксонские скрипки,
ставили на них батовское клеймо и продавали – понятно, уже по другой цене.
А
вот история одной из удивительных скрипок – считалось, что сделал ее итальянский
мастер по имени Дуиффопругар. Это первый в мире создатель инструментов,
называемых теперь скрипками. В конце XIX века подлинных инструментов Гаспара
Дуиффопругара было известно всего пять, среди них скрипка 1510 года, подаренная
Франциску I. Надо ли упоминать об их неизмеримой ценности… И вот сенсация:
обнаружена еще одна скрипка! Прелестный инструмент с завитком, декорированным
резной человеческой головой, и золотыми буквами по бокам: «Я когда-то жил в
лесах, живой я молчал, мертвый же нежно пою». Нижнюю деку украшала
картина
маслом… Долгое время исследователи не сомневались в авторской принадлежности
этой скрипки. Однако выяснилось, что это всего лишь отличная подделка, и создал
ее не кто иной, как… французский мастер Вильом. Да-да, тот самый Вильом,
исцеливший скрипку Паганини! Воистину, неисповедимы пути творцов…
Но как бы
то ни было, Вильом – мастер. Обычные жулики со звуком и лаком возиться не
станут, им лишь бы продать – поскорее и подороже. Такова трагическая судьба
скрипки Страдивари, принадлежавшей Александру I и после его смерти помещенной в
Эрмитаж. Оттуда ее похитили, а когда инструмент нашли в Германии, оказалось, что
воры в целях маскировки смыли неповторимый «коралловый» лак… Теперь эта скрипка
возвращена в Россию, но лишь как музейный экспонат. Волшебный звук утрачен
навсегда.

Тайна лака
Страдивари

Что же за лак смыли со скрипки великого мастера невежественные похитители? В
чем секрет лака Страдивари и других старых итальянских мастеров? Известно лишь,
что этот лак (вернее, несколько его видов, у каждого мастера свой) отличался
особыми свойствами, повторить которые не удалось еще никому. Многие специалисты
считают причиной упадка скрипичного искусства исчезновение бальзамной сосны и
«драконовой крови» – прозрачной темно-красной смолы, растворимой в эфирных
маслах. Утверждается, что старые итальянцы добывали лаки и из сандала и
шафрана.
Помимо лака, и само дерево, конечно, было также важным компонентом.
Французский ученый Жак Савар доказал, что скорость распространения звука в
еловой древесине превышает таковую в воздухе в 15 раз. На нижнюю деку брали
обычно клен. Черное дерево шло на гриф… Но за два века почти полностью исчезли
«музыкальные» леса. Тот же Вильом в поисках нужного дерева вынужден был
разъезжать по рынкам и скупать старые столы и скамейки. Словом, сколько бы ни
«препарировали» старинные скрипки, сколько бы их тайн и секретов ни угадывали,
превзойти и даже просто скопировать их чудесное звучание пока не получилось ни у
кого. Да и разве можно повторить волшебство?

http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post290072032/