Развитие личности аргументы. Аргументы для сочинения ЕГЭ – большая коллекция


Вариант 30. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы.

Текст




Не так давно я имел счастье говорить с человеком, который в раннем детстве видел Пушкина. У него в памяти не осталось ничего, кроме того, что это был блондин, маленького роста, некрасивый, вертлявый и очень смущенный тем вниманием, которое ему оказывало общество. Уверяю вас, что на этого человека я глядел, как на чудо. Пройдет лет пятьдесят - шестьдесят, и на тех людей, которые видели Толстого при его жизни (да продлит Бог его дни!), будут также глядеть, как на чудо. И потому я считаю не лишним рассказать о том, как весной тысяча девятьсот пятого года я видел Толстого.
Сергей Яковлевич Елпатьевский предупредил меня, что завтра утром Толстой уезжает из Ялты. Ясно помню чудесное утро, веселый ветер, море - беспокойное, сверкающее - и пароход "Святой Николай", куда я забрался за час до приезда Льва Николаевича. Он приехал в двуконном экипаже с поднятым верхом. Коляска остановилась. И вот из коляски показалась старческая нога в высоком болотном сапоге, ища подножки, потом медленно, по-старчески, вышел он. На нем было коротковатое драповое пальто, высокие сапоги, подержанная шляпа котелком. И этот костюм, вместе с седыми иззелена волосами и длинной струящейся бородой, производил смешное и трогательное впечатление. Он был похож на старого еврея, из тех, которые так часто встречаются на юго-западе России.
Меня ему представили. Я не могу сказать, какого цвета у него глаза, потому что я был очень растерян в эту минуту, да и потому, что цвету глаз я не придаю почти никакого значения. Помню пожатие его большой, холодной, негнущейся старческой руки. Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микеланджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях. Помню его утомленный, старческий, тонкий голос. И вообще он производил впечатление очень старого и больного человека. Но я уже видел, как эти выцветшие от времени, спокойные глаза с маленькими острыми зрачками бессознательно, по привычке, вбирали в себя и ловкую беготню матросов, и подъем лебедки, и толпу на пристани, и небо, и солнце, и море, и, кажется, души всех нас, бывших в это время на пароходе.
Здесь был очень интересный момент: доктора Волкова, приехавшего вместе с Толстым, приняли благодаря его косматой и плоской прическе за Максима Горького, и вся пароходная толпа хлынула за ним. В это время Толстой, как будто даже обрадовавшись минутной свободе, прошел на нос корабля, туда, где ютятся переселенцы, армяне, татары, беременные женщины, рабочие, потертые дьяконы, и я видел чудесное зрелище: перед ним с почтением расступались люди, не имевшие о нем никакого представления. Он шел, как истинный царь, который знает, что ему нельзя не дать дороги. В эту минуту я вспомнил отрывок церковной песни: "Се бо идет царь славы". И не мог я также не припомнить милого рассказа моей матери, старинной, убежденной москвички, о том, как Толстой идет где-то по одному из московских переулков, зимним погожим вечером, и как все идущие навстречу снимают перед ним шляпы и шапки, в знак добровольного преклонения. И я понял с изумительной наглядностью, что единственная форма власти, допустимая для человека, - это власть творческого гения, добровольно принятая, сладкая, волшебная власть.
Потом прошло еще пять минут. Приехали новые знакомые Льва Николаевича, и я увидел нового Толстого - Толстого, который чуть-чуть кокетничал. Ему вдруг сделалось тридцать лет: твердый голос, ясный взгляд, светские манеры. С большим вкусом и очень выдержанно рассказывал он следующий анекдот:

Вы знаете, я на днях был болен. Приехала какая-то депутация, кажется, из Тамбовской губернии, но я не мог их принять у себя в комнате, и они представлялись мне, проходя пред окном... и вот... Может, вы помните у меня в "Плодах просвещения" толстую барыню? Может быть, читали? Так вот она подходит и говорит: "Многоуважаемый Лев Николаевич, позвольте принести вам благодарность за те бессмертные произведения, которыми вы порадовали русскую литературу..." Я уже вижу по ее глазам, что она ничего не читала моего. Я спрашиваю: "Что же вам особенно понравилось?" Молчит. Кто-то ей шепчет сзади: " ", "Детство и отрочество"... Она краснеет, растерянно бегает глазами и, наконец, лепечет в совершенном смущении: "Ах да... Детство отрока... Военный мир... и другие..."
В это время пришли какие-то англичане, и вот я опять увидал нового Толстого, выдержанного, корректного, европейского аристократа, очень спокойного, щеголявшего безукоризненным английским произношением.
Вот впечатление, которое вынес я от этого человека в течение десяти - пятнадцати минут. Мне кажется, что, если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он так же был бы неуловим.
Но я понял в эти несколько минут, что одна из самых радостных и светлых мыслей - это жить в то время, когда живет этот удивительный человек. Что высоко и ценно чувствовать и себя также человеком. Что можно гордиться тем, что мы мыслим и чувствуем с ним на одном и том же прекрасном русском языке. Что человек, создавший прелестную девушку Наташу, и курчавого Ваську Денисова, и старого мерина Холстомера, и суку Милку, и Фру-Фру, и холодно-дерзкого Долохова, и "круглого" Платона Каратаева, воскресивший нам вновь Наполеона, с его подрагивающей ляжкой, и масонов, и солдат, и казаков вместе с очаровательным дядей Брошкой, от которого так уютно пахло немножко кровью, немножко табаком и чихирем, - что этот многообразный человек, таинственною властью заставляющий нас и плакать, и радоваться, и умиляться - есть истинный, радостно признанный властитель. И что власть его - подобная творческой власти Бога - останется навеки, останется даже тогда, когда ни нас, ни наших детей, ни внуков не будет на свете.
Вот приблизительно и все, что я успел продумать и перечувствовать между вторым и третьим звонком, пока отвалил от ялтинской пристани тяжелый, неуклюжий грузовой пароход "Св. Николай".
Вспоминаю еще одну маленькую, смешную и трогательную подробность.
Когда я сбегал со сходен, мне встретился капитан парохода, совсем незнакомый мне человек.
Я спросил:
- А вы знаете, кого вы везете?
И вот я увидел, как сразу просияло его лицо в крепкой радостной улыбке, и, быстро пожав мою руку (так как ему было некогда), он крикнул:
- Конечно, Толстого!
И это имя было как будто какое-то магическое объединяющее слово, одинаково понятное на всех долготах и широтах земного шара.
Конечно, Льва Толстого!
От всей полноты любящей и благодарной души желаю ему многих лет здоровой, прекрасной жизни. Пусть, как добрый хозяин, взрастивший роскошный сад на пользу и радость всему человечеству, будет он долго-долго на своем царственном закате созерцать золотые плоды - труды рук своих.
А.И. Куприн

Примерный круг проблем:

1. Проблема отношения к выдающимся личностям, к кумирам. (Как люди относятся к выдающимся личностям, к своим кумирам?)

Авторская позиция: Люди ценят выдающихся личностей, своих кумиров, оказывают им внимание, преклоняются перед их талантом, выражают им свою благодарность, глядят на них как на чудо, гордятся тем, что выдающиеся люди являются их современниками и соотечественниками.

2. Проблема силы таланта. (В чем заключается сила таланта?)

3. Проблема несоответствия наших представлений о человеке и действительности. (Всегда ли наши представления о человеке соответствуют реальности?)

Авторская позиция: Наши представления о человеке могут не соответствовать действительности: рассказчик, ожидавший встретить мастистого старца Л.Н. Толстого «увидел среднего роста старика», осторожного и точного в движениях».

4. Проблема трудности жизни талантливых людей. (Легко ли быть талантливым человеком?)

5. Проблема соотношения внешнего облика человека и его внутреннего мира. (Всегда ли внешность человека отражает его внутренний мир?)

Авторская позиция: Не всегда внешность человека отражает его внутренний мир: внешне беспомощный человек может обладать огромной внутренней силой, которую не всегда сразу можно уловить.

6. Проблема роли личности Л.Н. Толстого в нашей культуре. (Какова роль личности Л.Н. Толстого в нашей культуре? Что отличало личность Л.Н. Толстого?)

Авторская позиция : Л.Н. Толстой был очень наблюдательным, выдержанным, учтивым человеком, был «истинным царем», вызывающим уважение у окружающих его людей, был признанным мастером слова, создавшим яркие художественные образы. Его вклад в русскую литературу трудно переоценить.

1. Проблема душевных переживаний, душевной боли, страдания поднимается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Герой этого произведения Родион Раскольников испытывает глубочайшие душевные муки, источником которых стало его собственное мировоззрение, теория, придуманная им и тщательно проверяемая. Душевная борьба Раскольникова растет, становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Душевное воскресение героя намечается лишь в Сибири на каторжных работах.
2. Проблема «униженных и оскорбленных», проблема нищеты, крайней бедности поднимается в романе Достоевского «Преступление и наказание». В глубокой нищете изображена семья Мармеладовых. Потеря работы, болезни, невозможность содержать жену и детей приводят Семена Мармеладова к пьянству. Причины падения человека Достоевский видит в его слабости, неспособности противостоять ударам судьбы, а также в отсутствии поддержки со стороны других. Семья Мармеладова обречена на гибель.
3. Проблема появления философских псевдотеорий поднимается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников в своей статье высказал принцип разделения людей. Главная мысль его идеи состоит в том, что люди по закону природы делятся на два разряда: на низших, обыкновенных и собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать новое слово. Эта теория преступна. Дорогой ценой заплатил Раскольников за свои ошибочные убеждения. Свою теорию он проверил на себе: физически он убил другого, а духовно – себя.
4. Проблема добра и зла поднимается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» . Герой романа Родион Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать, жалеет Мармеладовых и помогает им, не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм и жестокость. Раскольников создает античеловеческую теорию «двух разрядов людей», в которой определяет, кому жить, а кому умереть. Герой, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство. Добро и зло соседствуют в душе Раскольникова.
5. Проблема неуважительного отношения к старости и старикам, проблема одиночества поднимается в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» . Это произведение посвящено проблеме бездушного отношения к одиноким пожилым людям, к их безрадостной жизни. Как могло случиться, что заботящаяся о других девушка Настя не находит время навестить родную мать? Над этим вопросом задумывается автор рассказа. Чувство непоправимой вины, невыносимой тяжести навсегда поселяется в душе главной героини.
6. Проблема одиночества поднимается в рассказе Потеряв любимого человека, детей, Матрена остается совсем одна. Казалось бы, человек в такой ситуации должен озлобиться, отвернуться, спрятаться от других. Но героиня находит способ чувствовать себя нужной людям. Она неустанно трудится, помогает по хозяйству сестрам и соседям. Труд избавляет Матрену от одиночества.
7. Проблема значимой роли слова в жизни человека всегда волновала людей творческих, неравнодушных. Поэт В. Шефнер в стихотворении «Слово» писал: «словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести…» Огромной энергетике слова он посвятил свое произведение, призывая людей помнить это и быть тарпимее к окружающим.
8. Проблема воспитания молодого поколения посредством активной работы внутреннего мира человека, его душевных сил поднимается в повести В.Г. Распутина «Уроки французского» . Формирование личности главного героя, подростка, происходит в трудные военные годы. Огромную роль играет пример поступка учительницы, ее личностные качества: душевная щедрость и искреннее участие в судьбе мальчика. Все это рождает жажду знаний, нравственную стойкость, чувство собственного достоинства – те качества личности, которые способны поднять культурный и нравственный уровень человека нового поколения, развить его индивидуальность.
9. Проблема жертвенности поднимается в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». Главная героиня – открытый для других, чистый человек. Не было у Матрены любви, все дети умерли, муж пропал на войне. Вот и она себя труду, заботе об окружающих. Но искренняя жертвенность довела героину до гибели. Люди не смогли понять ее внутренний мир, душу. Они использовали ее помощь в собственных целях, не проявив даже уважения. Конечно, прав автор, говоря, что без такого праведника «не стоит село».
10. Проблема чести, долга и достоинства поднимается в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Старый гвардейский офицер Андрей Гринев рассматривает понятие чести по-своему, считая, что ее суть в верном служении «тому, кому присягнешь». Гринев-сын, учитывая наставления отца, старается следовать народной мудрости «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной императрице, а, выбирая между жизнью во лжи и предательстве и смертью, он предпочитает второе.
11. Олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения стал «неизвестный цветок» из одноименного рассказа А. Платонова . Герой сказки-были – маленький цветок, который вырос на пустыре между камнем и глиной, жил, преодолевая невзгоды, ночью копил росу, чтобы не умереть от жажды, дремал, когда было особенно тяжело, стойко держался днем и благоухал. Пример его удивительной жизненной силы будит особые чувства детей, пришедших на пустырь, - милосердие, участие, желание помочь тому, кто нуждается в этом. Коротенькая жизнь неизвестного цветка рождает мечту, мечту о таком близком, реальном преображении мира.
12. Проблема жизненной стойкости и несгибаемой воли в полной мере раскрывается в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Ни горькие потери родных людей, ни ранения, ни плен и лишения военных лет не смогли сломить волю главного героя Андрея Соколова. Жизнеутверждающим пафосом проникнуто произведение донского писателя. Бросив вызов судьбе, герой побеждает, ведь в его жизни вновь появляется любовь к ближнему, надежда на обретение счастья, душевной гармонии и вера в светлое будущее.
13. Проблема истинного и ложного патриотизма раскрывается в романе Льва Толстого «Война и мир». По мнению автора, истинными патриотами являются крестьяне, сжигающие сено, чтобы оно не досталось врагу, жители Москвы, покидающие жилища, чтобы не остаться под властью самозванцев, солдаты, спокойно, просто и уверенно делающие свое дело. Лжепатриотическая атмосфера царит в салонах Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой, где «надо было делать большие усилия, чтобы осознать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ». Свет продолжал жить своими интересами даже в минуту всенародного бедствия.
14. Проблема добра и зла, нравственности и безрассудства лежит в основе романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Героиня произведения Элен Безухова – это воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Пьера Безухова поражает ее внутренняя грубость. «Я не такая дура, чтобы иметь детей», - произносит она кощунственные слова. Элен хороша внешне, но она является олицетворением безнравственности и порочности.
15. Проблема семьи, материнства, особого предназначения женщины раскрывается в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Мир семьи, по мнению писателя, - основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина. Княжна Марья и Наташа Ростова – прекрасные матери и жены. Гармония их семей заключается в том, что муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляют одно целое. Временное непонимание, легкие конфликты разрешаются здесь примирением. Героини Толстого самоотверженно любят своих близких, свою семью.
16. Проблема патриотизма поднимается в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Так, герой произведения Петя Ростов ушел на войну совсем юным и не пожалел своей жизни ради отечества. Наташа Ростова готова бросить все ценности только потому, что хочет помочь раненым. С любовью и уважением рисует писатель и героев партизанской войны. Страстно ненавидит захватчиков Тихон Щербатый, который называет французов «миродерами». Мысль Толстого о глубокой патриотичности русского народа является ведущей в романе. С явной симпатией и гордостью за свой народ рассказывает нам писатель о его горячем патриотизме и беззаветной преданности.
17. Проблема искания смысла жизни поднимается в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Наиболее близкими и дорогими для автора становятся лишь те герои, которые находятся в постоянном нравственном поиске, душа которых трудится над проблемой выбора, над решением извечного вопроса о смысле жизни. Пьер Безухов всегда искал решения этого вопроса. Он искал это в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В итоге он приходит к выводу: цель жизни состоит в том, чтобы сводить «независимых» и «деятельных» людей в общество против социального и политического зла.
18. Проблему деградации человеческой личности раскрывает И.А. Гончаров в романе «Обломов» . Апатия, лень, отсутствие жизненной цели и интереса к жизни, равнодушие к себе – главные черты характера его героя, Ильи Ильича Обломова. Большой диван, удобный халат, мягкие туфли определяют характер жизни героя. Пытаясь избавиться от этих символических деталей, Обломов через некоторое время вновь возвращается к любимому образу жизни.
19. Проблема деятельного, трудолюбивого человека, готового к самопожертвованию , раскрывается в образе Штольца, героя романа И.А. Гончарова «Обломов» . Для этого героя смысл жизни – в труде, он необычайно работоспособен, предприимчив, это активный человек, сильный мужчина, способный постоять за себя и справиться со всеми трудностями. Гончаров любуется его кипучей энергией.
20. Проблема особенного характера русской женщины (новой женщины, равенства женщин) раскрывается в романе И.А. Гончарова «Обломов». Незаурядные черты характера женщины воплощены в образе Ольги Ильинской, главной героини произведения. Это и стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, неудовлетворенность собой и жизнью. Деятельная, страстная натура, Ольга много сделала, чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Эта девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы.
21. Проблема противоборства двух поколений поднимается в романе По мнению писателя, «дети» принимают в наследство от «отцов» весь их духовный опыт. Но они не должны рабски копировать «отцов», наоборот, необходимо творчески переосмысливать их жизненные принципы. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей происходит гораздо более жестко. Отсюда и непонимание между «отцами» и «детьми». Конфликт двух поколений представил Тургенев в своем романе.
22. Проблема противопоставления человека обществу, проблема одиночества поднимается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Базаров противопоставлен всем действующим лицам. Он человек из иной среды, и это проявляется в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, другом, любимой девушкой. Читатель сразу чувствует, что перед ним человек одинокий, так как он принадлежит к миру, отличному от мира окружающих.
23. Проблема нигилизма (отрицания всех принципов и авторитетов) поднимается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, религию, самодержавие. Это отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Тургенев понимал нигилизм Базарова как революционность.
24. Проблема одиночества человека в обществе поднимается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения Евгений Базаров – бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. Жизнь в одиночестве – сознательный выбор героя, делающий его избранным. Базаров – необыкновенно сильная личность, внутренне свободная, но одинокая.
25. Проблема преодоления жизненных невзгод поднимается в повести Герой произведения Иван Флягин, обладая огромной физической силой, отличается поразительной нравственной мощью, отчаянной храбростью. Ему присущи необыкновенная стойкость, сопротивляемость невзгодам, живучесть. Богатырство и внутренняя безмерная сила помогают ему оставаться живым и невредимым.
26. Проблема любви к отечеству, умения видеть красоту родины поднимается в повести Лескова «Очарованный странник». Чтобы быть готовым мужественно отстаивать свое отечество, надо иметь видеть и ценить его красоту. Ивану Флягину, главному герою произведения, это дано в полной мере. Он с любовью вспоминает о курской ночи, даже в плену любуется степью, восхищается и всякой живностью. Для него все это – Отчизна, достойная очарования.
27. Проблема истинной цены личности, бездуховности общества поднимается в повести Главный герой произведения - миллионер, который долгие годы работал не покладая рук, чтобы стать похожим на богатых людей. Добившись этого, он упивается своим положением и богатством, но презрительно относится к бедным. Бунин с иронией говорит о господине из Сан-Франциско и оставляет его без имени, подчеркивая свое критическое отношение к бездуховности буржуазного общества.
28. Проблема разделения общества на богатых и бедных затрагивается в повести И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Основное действие произведения разворачивается на огромном пароходе, не случайно названном в честь легендарной погибшей цивилизации «Атлантидой». На верхних палубах протекает спокойная сытая и праздная жизнь «верхов» общества. Ей противопоставлен адский труд в «подвалах», непосильное напряжение у «исполинских топок». Бунин создает картину рая и ада.29. Проблема трагической любви поднимается в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» . Любовью полна душа купринского героя Желткова. Но это безответная любовь, неразделенная. «Да святится имя твое», - повторяет в своих письмах влюбленный. Однако объект его пылкой страсти, княгиня Вера, слишком поздно осознает свою ошибку. Самоотверженная любовь Желткова разбудит душу героини, заставит ее страдать от осознания горькой потери.
30. Проблему кумира в жизни человека затрагивают и русские писатели. Так герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Ситников считает себя учеником Базарова. Он пытается также, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. Для Ситникова нигилизм Базарова – способ преодоления своих комплексов. Он по-собачьи предан своему кумиру, но тот его откровенно презирает.
5

Проблема отношения к поэтам, к их творчеству. (Как люди относятся к поэтам, к их творчеству?)

Авторская позиция: люди не всегда способны по достоинству оценить поэтов и их творчество, порой осуждают и отторгают творческую личность, в то же время такие поэты, как Есенин, заслуживают подлинного уважения.

    1. Ю. Нагибин «Заступница» (Повесть в монологах). Автор 1 монолога повести Леонтий Васильевич Дубельт говорит об отношении к творчеству Пушкина современников, которое проявилось в их поведении после гибели поэта: «Свет поделился на две неравные части. Большинство осуждает Пушкина и оправдывает Дантеса…, меньшинство же оплакивает Пушкина и проклинает его убийцу». Однако, самое важное то, что «смерть Пушкина вдруг обнаружила, что есть не только свет…, а такое странное, неощутимое и не упоминаемое в России образование, как народ…. Не холопы, не смерды, не дворня,…не голытьба, не мещане, а именно народ. Иначе как назовешь те тысячи и тысячи, что осаждали дом Пушкина во дни его агонии, а затем по одному прощались с покойным, целуя его руку?» Почему масса неимущих стала народом, хотя не было революции? Видимо, национальное самосознание было разбужено словом. Словом Гения.
    Дубельт считает, что государство держится на таких, как он, ревностных слугах власти, а история доказывает, что властью на самом деле обладает поэтическое слово.

  • 2. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием» . Поэма «Реквием» А. Ахматовой самим своим появлением свидетельствует об отношении общества к поэту. В годы сталинских репрессий люди боялись даже своих мыслей, не то что слов, и только отчаяние могло заставить их желать справедливости любой ценой. Женщина, стоявшая вместе с А. Ахматовой в тюремных очередях, попросила поэта описать все то, что пережили люди, приходящие туда узнать о судьбе близких:
    • Подымались как к обедне ранней,
    • По столице одичалой шли,
    • Там встречались, мертвых бездыханней,
    • Солнце ниже, и Нева туманней,
    • А надежда все поет вдали.

    Ахматова правдиво рассказала о происходившем словами тех самых матерей, жен, сестер, с которыми стояла в очередях:

    • Для них соткала я широкий покров
    • Из бедных, у них же подслушанных слов.

    Драгоценные строки были спасены благодаря друзьям А. Ахматовой, которые хранили их в своей памяти долгие годы. Эти слова – свидетельство преступлений тех, кто был уверен в своей безнаказанности, эти слова – вечный памятник безвинно осужденным и тем, кто боролся за их оправдание.

  • 3. А.А.Блок. Поэма «Двенадцать». Поэма «Двенадцать» А.А. Блока – свидетельство неоднозначного отношения к поэту читателей. Это произведение сам автор считал лучшим, однако эту точку зрения разделяли далеко не все. Так, И. Бунин зло отозвался о поэме, возмущала она и Вяч. Иванова, и З. Гиппиус. Имеющие предубеждение относительно революции писатели не замечали действительных достоинств произведения. А вот А.М. Ремизов восхищался «музыкой уличных слов и выражений». Сама улица «приняла блоковскую поэму», «запестрели на плакатах близкие к лозунгу строки». А. Блок тревожился за судьбу революции, потому что видел, что к ее пламени примешивалось нечто чужеродное. «Двенадцать» — это не только попытка передачи сути происходящего с Россией, ее народом, но и пророческое предвидение будущего. Каждый читающий поэму по-своему понимал его смысл, отсюда – разнообразие взглядов и оценок.
  • Обновлено: Август 7, 2017
  • Автором: Миронова Марина Викторовна
  • Люди, не читающие книг, лишают себя мудрости предыдущих поколений
  • Литературные произведения учат человека думать, анализировать, искать скрытые смыслы
  • Идеологическое влияние книги может пройти через всю жизнь человека
  • Читая, человек становится умнее и интеллигентнее
  • В книгах можно найти отраду даже в самые тяжелые времена
  • Книги – это собрание всей человеческой мудрости, накопленной за многие века
  • Без книг человечество обречено на гибель

Аргументы

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Для Татьяны Лариной, главной героини произведения, книги являются совершенно особенным миром. Девушка читает много романов и, фантазируя, видит себя их героиней. Она представляет жизнь такой, какой она представлена в любимых книгах. Когда Татьяна влюбляется в Евгения Онегина, она начинает искать в нем черты, общие с героями ее любимых произведений. Когда Евгений уезжает из деревни, девушка изучает его библиотеку, по книгам все больше узнавая об этом человеке.

Рэй Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”. Значение книг в жизни человека трудно переоценить. В романе-антиутопии Рэя Брэдбери мы видим мир, лишенный литературных произведений. Уничтожив книги, человечество уничтожило свою историческую память и свою свободу, разучилось мыслить и вникать в суть вещей. Заменой литературным произведениям стали совершенно глупые телепередачи, говорящие экраны с “родственниками”. Люди и сами не поняли, как превратились в существ, не способных думать, улавливать суть прочитанного. Их мозг привык воспринимать легкую информацию развлекательного характера. Люди всерьез решили, что книги несут только зло и что читать их не нужно. Потеряв книги, человечество обрекло себя на гибель, позволив управлять собой.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Библия оказала огромное влияние на жизнь Родиона Раскольникова, главного героя произведения. Соня Мармеладова читает герою эпизод, смысл которого окажется важным для его дальнейшей жизни. Отрывок, повествующий о воскрешении Лазаря, несет идею всеобъемлющей милости Бога и прощения грешников: искреннее покаяние ведет к возрождению души. Находясь в остроге, Родион Раскольников читает именно Библию. Книга помогает герою встать на путь духовного воскрешения.

Джек Лондон “Мартин Иден”. Чтение книг помогло Мартину Идену превратиться из малообразованного моряка в умнейшего человека своего времени. Герой не жалел времени и сил на чтение: одновременно он читал и изучал грамматику, восхищался прекрасными стихотворениями, изучал труды Герберта Спенсера. С помощью книг Мартин Иден получил всестороннее образование, не проводя время в школе и университете. Читая, герой жалел, что в сутках настолько мало времени. История жизни Мартина Идена подтверждает, что именно книги – это огромный багаж знаний человечества, в котором можно найти ответ на любой вопрос.

К. Паустовский “Сказочник”. В качестве новогоднего подарка мальчик получает книгу со сказками Ганса Христиана Андерсена. Сказки настолько увлекают ребенка, что он забывает и о празднике, и о веселье. Читая, он засыпает под елкой, а во сне видит самого автора. Мальчик благодарит писателя за то, что открыл ему дорогу в мир сказок. Герой уверен, что именно сказки научили его вере в чудо и силу добра.

Для рисования двух квадратов с разными сторонами, например 2 и 3, нам нужно было составить два разных вспомогательных алгоритма. А как быть, если нужно рисовать много разных квадратов с разными длинами сторон? Не писать же для каждого свой алгоритм! Оказывается алгоритмы могут иметь аргументы, можно составить алгоритм рисования квадрата с произвольной длиной стороны.

С понятием аргумент вы уже встречались в математике. В математике аргумент функции - независимая переменная, от значений которой зависят значения функции.
Например, функция f(x) = x 2 +1 имеет один аргумент. При различных значениях аргумента будем получать различные значения функции - при x=2 получим f(x)=5, при x=3 получим f(x)=10 и т. д.

Нужный нам вспомогательный алгоритм (который рисует квадрат определенной длины) можно записать так:

алг квадрат(арг вещ а)
нач
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,а)
. сместиться на вектор (а,0)
. сместиться на вектор (0,-а)
. сместиться на вектор (-а,0)
. поднять перо
кон

Запись «алг квадрат(арг вещ а)» означает, что у алгоритма «квадрат» есть один аргумент (арг) «а», который может быть произвольным вещественным (вещ) числом.
Для того чтобы вызвать этот алгоритм нужно написать, например, «квадрат(2)» - получим квадрат со стороной 2 или «квадрат(3)» - получим квадрат со стороной 3 и т. п.
Какое-то конкретное значение «а» получит только во время работы программы во время соответствующего вспомогательного алгоритма. И везде вместо «а» будет подставлено компьютером это число.

Программа для рисования это рисунка может быть такой:

использовать Чертежник
алг квадраты
нач
. сместиться в точку (1,1)
. квадрат(2)
. сместиться в точку (4,1)
. квадрат(3)
. сместиться в точку (8,1)
. квадрат(4)
. сместиться в точку (13,1)
. квадрат(5)
. сместиться в точку (0,0)
кон
алг квадрат(арг вещ а)
нач
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,а)
. сместиться на вектор (а,0)
. сместиться на вектор (0,-а)
. сместиться на вектор (-а,0)
. поднять перо
кон

Научим Чертежника новым командам. Одна из команд пусть называется «линия(арг вещ x1,y1,x2,y2) » – для рисования линии из точки (x1,y1) в точку (x2,y2).


нач
. сместиться в точку (x1,y1)
. опустить перо
. сместиться в точку (x2,y2)
. поднять перо
кон

Вторая команда пусть называется «прямоугольник(арг вещ x1,y1,x2,y2) » для рисования прямоугольника. Точка (x1,y1) одна точка диагонали АС прямоугольника, точка (x2,y2) – противоположная. Перед записью алгоритма нужно понять чему равны координаты двух других точек.

Вспомогательный алгоритм может быть таким:


нач
. сместиться в точку (x1,y1)
. опустить перо
. сместиться в точку (x2,y1)
. сместиться в точку (x2,y2)
. сместиться в точку (x1,y2)
. сместиться в точку (x1,y1)
. поднять перо
кон

Теперь используя эти команды нарисуем домик:


использовать Чертежник
алг домик
нач
. прямоугольник(2,1,8,5)
. прямоугольник(3,2,5,4)
. прямоугольник(6,1,7,4)
. линия(1,4,5,8)
. линия(5,8,9,4)
кон
алг линия(арг вещ x1, y1, x2, y2)
нач
. сместиться в точку (x1,y1)
. опустить перо
. сместиться в точку (x2,y2)
. поднять перо
кон
алг прямоугольник(арг вещ x1, y1, x2, y2)
нач
. сместиться в точку (x1,y1)
. опустить перо
. сместиться в точку (x2,y1)
. сместиться в точку (x2,y2)
. сместиться в точку (x1,y2)
. сместиться в точку (x1,y1)
. поднять перо
кон

Примечание: естественно, одновременно с этими командами мы можем использовать и стандартные команды чертежника (сместиться в точку, сместиться на вектор …).

Задание 1. Используя вспомогательные алгоритмы линия и прямоугольник создайте какой-либо рисунок.

Задание 2. Попробуйте переписать алгоритмы линия и прямоугольник так, чтобы рисование осуществлялось командой сместиться на вектор.

Задание 3. Составьте алгоритм «прямоугольник (арг вещ x, y, a, b)», который рисует прямоугольник с длинами сторон a и b, начиная из заканчивая в точке (х, y).

Задание 4. Нарисуйте самостоятельно, что нарисует Чертежник выполнив алгоритм:

использовать Чертежник
алг спираль
нач
. сместиться в точку (3,3)
. опустить перо
. виток(1); виток(3); виток(5); виток(7); виток (9)
. поднять перо
кон
алг виток(арг вещ а)
нач
. сместиться на вектор (а, 0)
. сместиться на вектор (0, -а)
. сместиться на вектор (-а-1,0)
. сместиться на вектор (0, а+1)
кон