Два мороза главная мысль. Русская народная сказка Два Мороза.docx - Проект урока литературного чтения "Два Мороза"

«Два мороза» - русская народная сказка. Главная ее мысль такова: того не берет мороз и холод, кто лениться не любит, а трудиться привык. А тому, кто бездельничает, всегда холодно и студено.

Два брата – мороз Красный-нос и мороз Синий-нос, развлекаются, гуляя ночью по полям и лесам и нагнетая мороз и стужу. Кругом нет ни души; однако же, к утру людям начинают выходить на улицы, у каждого появляются свои дела и заботы.

Поджидая выхода людей, два брата-мороза решают поспорить между собой и определить, кто из них сильнее сможет человека заморозить. С этой целью они идут в поле и поджидают путников. Наконец, выезжает на дорогу крестьянин на санях, ведомых конем. Собрался тот крестьянин в лес ехать, да дров нарубить. Следом за ним выезжает барский воз, там сидит барин, одетый в шубу. Братья-морозы договариваются между собой, что Синий-нос пойдет барина морозить, а Красный-нос – крестьянина. У кого лучше выйдет, тот и выиграл.

Побежал Синий-нос свое дело делать, залез под шубу к барину и начал его холодом окутывать. А барин сидит, мерзнет, да сделать ничего не может. Трясется только. Очень сильно Синий-нос барина заморозил, чуть ли не до смерти.

А Красный-нос попытался крестьянина заморозить, но не тут-то было. Крестьян начал шевелиться, топтаться и бегать; до того бежал, что даже вспотел. Пришел в лес, стал дрова рубить, так ему так жарко стало, что он даже тулуп снял. А Красный-нос залез в этот тулуп и стал его морозить. Тулуп покрылся коркой снега, но крестьянин не растерялся: взял кнут и начал тулуп свой им колотить, чтобы мороз выбить. Еле живой вылез Красный-нос из тулупа.

Так он и проиграл спор. А все потому, что крестьянин не засиживался, а двигался и делами занимался.

Особенности народных сказок

Как правило, народные сказки сочинялись для детей. В них заключался простой смысл, который должен был нести поучительный характер и учить детей добру, а также уметь отличать хорошее от плохого.

Примеры классических идей народных сказок:

  • кто ленится и ничего не делает, тот ничего и не добивается;
  • если кому-то делаешь добро, то сам потом с добром и остаешься;
  • никому не нужно делать зла; а того, кто все же сделал, надо простить.

Бегали два мороза по полю, все резвились и друг друга замораживали. Но надоела им такая игра, захотели они заморозить людей. Выбежали они на пустой бор. Слышат, с одной стороны едет барин, с другой простой мужик. Мужик одет по простому и легко, где-то видны дыры в одежде, а барин одет прилично и тепло, весь в мехах. Мороз Синий нос был младше Мороза Багрового носа. Синий нос решил заморозить мужика, думал его проще ему будет заморозить, а Багровый нос пошел морозить барина. Через некоторое время встречаются, Багровый нос похвастался, что смог сильно заморозить барина, а Синий нос пожаловался, что не смог заморозить мужика, да ещё его побили, что он с побитыми боками остался.

МБОУ СОШ №8 г.Лобня

Школьный семинар

«Современные педагогические технологии

обучения литературному чтению

в начальной школе»

Открытый урок

По литературному чтению

по теме:

«Сказка.Два Мороза»

Подготовила:

Тищенко О.Н.учитель

начальных классов

2016-2017 уч. г.

Урок литературного чтения был проведён во 2 Д классе в декабре 2016г.

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Русская народная сказка «Два Мороза».. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. 2 класс УМК «Школа России»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока : используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Планируемые результаты:

  1. Предметные
  • Учащиеся познакомятся с русской народной сказкой « Два Мороза»;
  • научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Познавательные УУД

  • находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

- коммуникативные УУД

  • слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
  • оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Личностные

  • формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  • учебник
  • доски для работы маркером
  • мультимедийная презентация

Заявленной цели и поставленных задач приведённый урок достиг.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём развитии.

Ход урока.

I. Орг.момент.СЛАЙД №1

«Прозвенел звонок на наш урок. Доброе утро дети! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку чтения. Начинаем наш урок» Девиз нашего урока: Упустишь минутку-потеряешь час СЛАЙД №2

II. Проверка домашнего задания.

Дома ребята должны были выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Береза». Сейчас мы послушаем некоторых из вас.

СЛАЙД №3

III. Постановка цели урока. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями о зиме. Слышите, звенит волшебный колокольчик? (волшебная музыка колокольчика)Он приглашает нас в сказку. СЛАЙД№4

СЛАЙД №7

«Лесом частым
Полем вьюжным
Зимний праздник к вам идёт.
Что за праздник?
Скажем дружно:
Это праздник - Новый год!

Звучит музыка и появляется Снегурочка

Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Я пришла к вам из сказочного леса. А какой Новый год без сказки? Поднимите руки, кто любит сказку. А вы любите сказки? А что такое сказка?

Сказка - это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев. Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! Отгадайте загадку: СЛАЙД №5

Побелело на ночь всюду.

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез –

Там волшебный вырос лес

Узор

СЛАЙД №6

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы

И заросли роз?

Мороз.

Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз – зима не настанет. Явится он – мосты наведёт на реках, птиц и зверей загонит по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать и приговаривать «Ай, да мороз!» Угадайте, как называется наша сказка?

Скажите, пожалуйста, а чем отличается сказка от других литературных произведений? СЛАЙД №12

Ответы детей:

В сказках могут говорить звери и растения, с ними происходят необычные приключения.

А кто пишет сказки?

Ответы детей:

Как называются сказки, которые сочинил народ?

Ответы детей:

Эти сказки называются народными.

А как называются сказки, которые написали писатели?

Ответы детей:

Я сейчас вас приглашаю в сказочный лес, закройте глаза и раз. Два.три... Вот, послушайте, какой восхитительный «Вальс снежных хлопьев» сочинил П.И.Чайковский.

(Дети слушают вальс П.И.Чайковского)СЛАЙД№ 13

Что вы себе представили, слушая эту музыку?

И вместе со снежными хлопьями спустились на землю

IV. Изучение нового материала.

1.Словарная работа.

Перед тем, как я прочту вам сказку, давайте выясним значение некоторых слов.

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;

Дровосек – человек, рубящий дрова;

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

Вот как об этом волшебстве говорится в сказке.

2. Прослушивание записи сказки “Два Мороза” СЛАЙД №20

  1. Первичная проверка понимания.

–Скажите, кто же действующие лица этой сказки?

Ответы детей:

Два Мороза: купец, крестьянин.

А кто такой купец? Крестьянин?

А вам понравилась эта сказка? Почему?

Ответы детей:

Потому что мороз не крестьянина заморозил, а купца. Ведь крестьянин трудился, а купец – нет.

А что волшебного в этой сказке?

Ответы детей:

Морозы разговаривают, бегают, подпрыгивают.

Удалось ли заморозить крестьянина? А купца? Почему?

Ответы детей:

Крестьянина не удалось заморозить, потому что он трудился, а купец сидел и ничего не делал, только в шубу кутался.

Сейчас мы с вами ещё раз прочитаем сказку.

Вторичное чтение сказки.

Прочитаем сказку ещё раз. – Обратите внимание на слова, помогающие понять, что это русская народная сказка?

«По чистому полю, по густому лесу».

«Свистнули, щёлкнули, побежали.»

«Ели я ноги унёс, до сих пор бока болят».

Повторы: «Два мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».

Удалось ли главным героям людей заморозить?

Какую забаву придумали Морозы? Найдём и прочитаем эти строки.

А чтение начнут мои помощники.

Выходят 3 ученика в колпаках и читают начало сказки

Как решили подшутить Морозы?
- Что делали Морозы?

Что решили?

Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос?

Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?

(До слов «Свистнули, щелкнули, побежали..»Прочитаем, что произошло дальше?
- Что они услышали?


- О чём договорились?

Два Мороза сделали выбор: старший решил заморозить купца, младший – дровосека, потому что на нём полушубок рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.

А вот как они это делали, вы прочитаете нам после самостоятельного чтения.

ФИЗМИНУТКА

Я – Мороз Красный Нос

Я – Мороз Синий Нос (показали на себя, поклонились)

Братья меж собой родные

Мы Морозы удалые (приседают в присядку)

Землю снегом мы укроем (имитируют движения)

Через речку мост построим

Берегите щеки, нос (показывают на нос и щёки)

Коль на улице мороз.(растирают)

Хотим позабавиться,

Силой помериться. (кидаются снежками)

Проезжая дорога – «зж» читается как долгое мягкое «ж»

Свистнули – непроизносимый согласный звук «т»

А теперь читаем сначала по слога, а потом целыми словами

Ко-ло-коль-чик

Бу-бун-чик

Дро-во-сек

Крес-тья-нин

Вы-ко-ла-чи-вать

По-за-ба-вить-ся

А теперь приступаем к чтению.

(Чтение по цепочке)

Беседа по прочитанному:

Как решили позабавиться два мороза?

Ответы детей:

Поморозить людей.

СЛАЙД №23

Куда едет купец?

В город

Куда едет крестьянин?

В лес за дровами. .

6Выборочное чтение.

Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца.

Посмотрите на иллюстрацию.с.199 Как одет купец? В шубе медвежьей, шапке лисьей, сапогах волчьих.

Так почему же Мороз его заморозил?

Слайд №24

Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина.

Удалось ли ему это сделать?

Посмотрите на иллюстрацию. С.201

Как одет крестьянин? В рваном полушубке

Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно7

Ответы детей:

Стал бить по полушубку поленом.

Зачем он так сделал?

Выбивал мороз.

Так почему же Мороз его не смог заморозить?

кто выиграл спор? Почему? Мороз Синий-нос, потому, что топор лучше шубы греет.

Какой пословицей заканчивается сказка?

Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии)

Работа в парах тест

6. ИТОГ УРОКА

С какой русской народной сказкой познакомились?

О ком рассказывается в сказке?

А чему учили наши два Мороза?

Какая главная мысль сказки? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)

Домашнее

Задание с.202 вопрос 5, пересказ


Тема: Сказка «Два Мороза»

Цель: Познакомить с русской народной сказкой. Развивать выразительное чтение, умение передавать интонацию и характер героев. Развивать умение выделять главное, давать характеристику героям. Воспитывать трудолюбие.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Девиз нашего урока: Упустишь минутку — потеряешь ча c .

  1. Проверка домашнего задания.

— Дома ребята должны были выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Береза». Сейчас мы послушаем всех вас.

III. Постановка цели урока . Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями о зиме. Слышите, звенит волшебный колокольчик? (волшебная музыка колокольчика)Он приглашает нас в сказку.

«Лесом частым
Полем вьюжным
Зимний праздник к вам идёт.
Что за праздник?
Скажем дружно:
Это праздник — Новый год!

Звучит музыка и на доске — Снегурочка

К нам пришла Снегурочка из сказочного леса. А какой Новый год без сказки? Поднимите руки, кто любит сказку. А вы любите сказки? А что такое сказка?

Сказка — это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев. Сказка — это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом!

Отгадайте загадку:

Побелело на ночь всюду.

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез –

Там волшебный вырос лес (Узор)

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы

И заросли роз? (Мороз.)

Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз – зима не настанет. Явится он – мосты наведёт на реках, птиц и зверей загонит по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать и приговаривать «Ай, да мороз!»

Скажите, пожалуйста, а чем отличается сказка от других литературных произведений?

(В сказках могут говорить звери и растения, с ними происходят необычные приключения.)

Как называются сказки, которые сочинил народ?

А как называются сказки, которые написали писатели?

  1. Изучение нового материала.

1.Словарная работа.

Перед тем, как я прочту вам сказку, давайте выясним значение некоторых слов.

  • Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;
  • Дровосек – человек, рубящий дрова;
  • Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
  • Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

— Вот как об этом волшебстве говорится в сказке.

  1. Прослушивание записи сказки “Два Мороза”
  1. Первичная проверка понимания.

–Скажите, кто же действующие лица этой сказки?

А кто такой купец? Крестьянин?

А вам понравилась эта сказка? Почему?

А что волшебного в этой сказке?

Удалось ли заморозить крестьянина? А купца? Почему?

Сейчас мы с вами ещё раз прочитаем сказку.

3.Вторичное чтение сказки.

Прочитаем сказку ещё раз. – Обратите внимание на слова, помогающие понять, что это русская народная сказка?

«По чистому полю, по густому лесу».

«Свистнули, щёлкнули, побежали.»

«Ели я ноги унёс, до сих пор бока болят».

Повторы: «Два мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».

Удалось ли главным героям людей заморозить?

Какую забаву придумали Морозы? Найдём и прочитаем эти строки.

(Два Мороза сделали выбор: старший решил заморозить купца, младший – дровосека, потому что на нём полушубок рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.)

— А вот как они это делали, вы прочитаете нам после самостоятельного чтения.

4.ФИЗМИНУТКА

Я – Мороз Красный Нос

Я – Мороз Синий Нос (показали на себя, поклонились)

Братья меж собой родные

Мы Морозы удалые (приседают в присядку)

Землю снегом мы укроем (имитируют движения)

Через речку мост построим

Берегите щеки, нос (показывают на нос и щёки)

Коль на улице мороз.(растирают)

Хотим позабавиться,

Силой помериться. (кидаются снежками)

  1. Чтение по цепочке

Беседа по прочитанному:

Как решили позабавиться два мороза?

Куда едет купец?

Куда едет крестьянин?

  1. Выборочное чтение.

— Прочитайте, Как Мороз — Синий нос пытался заморозить купца.

— Удалось ли ему это сделать?

— Посмотрите на иллюстрацию.с.199 Как одет купец? В шубе медвежьей, шапке лисьей, сапогах волчьих.

— Так почему же Мороз его заморозил?

— Прочитайте, Как Мороз — Красный нос пытался заморозить крестьянина.

— Удалось ли ему это сделать?

— Посмотрите на иллюстрацию. С.201

Как одет крестьянин? В рваном полушубке

Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно7

Зачем он так сделал?

— Так почему же Мороз его не смог заморозить?

кто выиграл спор? Почему? Мороз Синий-нос, потому, что топор лучше шубы греет.

Какой пословицей заканчивается сказка?

Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии)

Работа в парах тест

ИТОГ УРОКА — С какой русской народной сказкой познакомились?

— О ком рассказывается в сказке? -А чему учили наши два Мороза?

Какая главная мысль сказки? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)

Домашнее задание с. 198 — 202 пересказ

Русская народная сказка «Два Мороза».

УМК «Школа России»

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цель урока: проанализировать произведение, понять главный смысл произведения.

Планируемые результаты.

· познакомить с русской народной сказкой “Два мороза”;

· отрабатывать навыки выразительного чтения;

· закреплять умение анализировать поступки героев, выражать свое отношение к героям сказки;

· развивать умение выделять главное в прочитанном тексте;

· отрабатывать навыки составления картинного плана сказки;

· способствовать воспитанию трудолюбия.

Познавательные УУД:

· осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе и творческого характера.

Регулятивные УУД:

· выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД:

· проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

· задавать вопросы,

· строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные УУД:

· сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,

· осмысливать поступки героев.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Я желаю каждому успеха на уроке, дружной и плодотворной работы.

2. Проверка д/з.

Начнем урок с проверки д/з.

Откройте учебник на с. 195, прочитайте выразительно стихотворение С. Есенина «Поет зима – аукает…»

Какие картины зимней природы представили? (над лесом плывут облака,

метелица стелется по двору,

воробышки жмутся к окну, замерзли)

Прочитайте первые 3 строчки. Как их понимаете? (зимний, холодный ветер кружит в

лесу, заставляет колыхаться сосны)

Какое интересное слово придумал поэт? (стозвон: звон 100 сосен)

Прочитайте следующие 3 строчки. Какой поэтический прием здесь использован? (олицетворение)

Что такое олицетворение? (когда предметы неживой природы изображены как живые существа: зима – аукает, баюкает; облака плывут какие – тоскливые )

Дочитайте стихотворение. А здесь поэт использует какой оборот речи? (метафору)

Что такое метафора? (употребление слов в переносном смысле, на основе сходства, сравнения).

Метелица во дворе схожа с чем? (с шелковым ковром, но холодным).

3. Актуализация знаний.

Кто помогает зиме расстилать ковры по земле, строить мосты через реки зимой, рисовать на окнах? (мороз)

Поэты говорят о Морозе, как о живом существе. Явится он – в лесу кружева развесит. Берегитесь лесные жители! Суров и грозен Мороз! Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притоптывать. Недаром говорят «Мороз не велик, а стоять не велит!»; «Силен Мороз!»

4. Постановка темы и целей урока.

А 2 Мороза – великая сила! Кто догадался, о какой сказке пойдет речь на уроке?

Прежде, чем начать работу со сказкой, давайте вспомним, что такое сказка? Есть научное толкование этого слова. Из предложенных мною вариантов, выберите верное утверждение.

· научно-фантастическое произведение;

· произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло.

Сказка обязательно чему-то учит людей. Недаром многие сказки имеют концовку «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

А какой урок извлечете из сказки «Два Мороза», вы скажете позже.

5. Изучение нового материала.

А) Знакомство с произведением. Чтение сказки за диктором .

Сейчас послушаем аудиозапись русской народной сказки «Два Мороза» и одновременно проследим за чтением диктора по учебнику. Для этого откройте стр.198, приготовьтесь к чтению. (и слушаем, и следим одновременно)

Б). Словарная работа .

При прослушивании встретились слова, значение которых я хотела бы уточнить. Прочитайте. Что такое…

Бубенчик (картинка): металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;

Дровосек (картинка): человек рубящий дрова;

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина;

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли;

Ёжиться – прятать лицо, руки от холода.

6. Гимнастика для глаз

7. Анализ содержания сказки.

- Вернемся к сказке.

Почему эта сказка русская народная ? (придумал и передавал из поколения в поколение народ;

· Слова русские: профессия купца известна еще в древней Руси почти 1000 лет назад. Это слово появилось в русском языке после Крещения Руси.

· Купец и крестьянин одеты в шубы. Россия с давних времен считалась меховой державой. Купцы носили дорогие шубы: из медведя, песца, соболя; а крестьяне – более дешевые: из зайца и овцы). Именно эти русские слова говорят о том, что это РНС.

Кто является главными героями произведения? (два брата: Мороз Синий нос, Мороз Красный нос)

Что решили сделать братья? (позабавиться, людей поморозить)

Кого встретили браться на проезжей дороге? (купца и крестьянина)

Куда направлялся купец? (в город)

А куда ехал крестьянин? (в лес по дрова)

Найдите в тексте и зачитайте, во что был одет купец? (На нем шуба медвежья, сапоги волчьи)

Как выглядел крестьянин? Прочитайте. (полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.)

Как вы думаете, кого легче было заморозить и почему? (Если судить по их одежде?) (легче крестьянина, т. к. одет был очень бедно).

Что выяснилось, когда вечером снова братья встретились? (произошло все наоборот: замерз купец, а не крестьянин)

8. Составление картинного плана .

Давайте попробуем составить картинный план к этой сказке. Какие события здесь происходили? (Встреча 2-х Морозов.

Мороз Синий нос морозит купца.

Мороз Красный нос морозит крестьянина.

«Топор лучше шубы греет»)

- Работаем в группах.

- Вас на столах рисунки. Почему их 4? (4 части)

1. Какой рисунок выберем для 1 части? Объясните, что на нем должно быть нарисовано? (лес, дорога, М-СН, М - КН). На доску рис. 1

Пронумеруйте его, как я.

О чем здесь будет рассказываться? (о том, как встретились 2 Мороза, два Брата и решили позабавиться)

Найдите в тексте и зачитайте отрывок, который подходит к первой части.

Озаглавьте 1 часть. (встреча 2-х Морозов)

2. - Какой рисунок выберем для 2 части? (Лес, дорога, сани купца, М-СН) На доску рис. 2

О чем будет 2 часть? (М - СН морозит купца)

Найдите и зачитайте 2 часть сказки.

Как озаглавим эту часть? (Мороз – Синий нос морозит купца)

Сделайте вывод : Почему купец замерз? (он не двигался ).

3. – Выберите рисунок для 3 части. Там изображены: (лес. дорога. сани крестьянина, М-КН) На доску рис. 3

О чем будет отрывок 3 части? (М-КН морозит крестьянина)

Найдите и зачитайте его.

Сделайте вывод : Удалось ли ему заморозить бедняка? Почему? (крестьянин все время работал)

4. - Найдите и зачитайте, что ответил старший брат младшему в ответ на то, что крестьянин победил Мороза? (топор лучше шубы греет )?

Докажите, что эти слова выражают главную мысль сказки?

Посмотрите на рисунок, что у вас остался. Что скажете? (как раз подходит к этому отрывку). Это 4 часть. На доску рис. 4

Как озаглавим её?

Вывод : У нас с вами получился картинный план, который поможет пересказать эту сказку.

9. Творческий пересказ.

Кто из вас желает попробовать пересказать 3 часть?

10. Физминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ножке)
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ножке)
По тропинке побежим
До лужайки добежим.

(Бег на месте)

На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки

(Прыжки на месте)
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.

11. Работа в группах.

- Сейчас мы поработаем в группах. Вспомним правила дружной работы. Каждая группа имеет свое название.

1 группа: «Аналитики»

Кто такой аналитик? (Человек, который умеет анализировать.)

Я предлагаю проанализировать качества, присущие купцу и крестьянину, сделать вывод: к чему они привели в итоге.

Возьмите конверт. Заполните таблицу, вклеив соответствующие качества в нужный столбик. Набор качеств вы тоже найдете в конверте. Приступайте.

2 группа: «Новые сказочники»

Откройте конверт. Посмотрите на выделенные слова. Замените эти слова современными.

3 группа: «Исследователи»

- Откройте конверт.

Соедините части пословицы, выделите маркером те, которые подходят к данной сказке.

Проверка работы в группах.

· 1 группа охарактеризуйте купца, … крестьянина.

Получилась такая модель описания героев.

Вывод: Что согревает лучше, работа или шуба купеческая?

· 2 группа. Прочитайте получившийся отрывок.

Вывод : Выразительные слова украшают сказку, делают её ярче, интереснее.

· 3 группа: 1 человек встает, зачитывает отобранные пословицы.

Какая из названных пословиц выражает основную мысль сказки?(Топор лучше шубы греет)

Итог урока :

Вернемся к высказыванию «Сказка – ложь, да в ней намек добрым молодцам урок».

Какой урок дала нам эта сказка? (ленивого ни одна шуба не согреет )

Рефлексия:

Посмотрите на слайд. Выберите и продолжите любое предложение:

· На месте какого героя вы бы хотели оказаться?

· Какой урок извлекли из сказки?

Самооценка:

Встаньте, кто считает, что у него все получилось на уроке.

А теперь те дети, которым было трудно. Что вызывало трудность? (отвечать на вопросы, делать выводы)

Оценка учителя.

Домашнее задание .

1 группа: с. 198 – 201,подготовить пересказ по плану.

2 группа: с. 198 – 201, подготовить чтение по ролям.

>>Литература 2 класс >> Литература: Сказка «Два Мороза»

Урок 38

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ДВА МОРОЗА»

Цель : учить видеть заключенную в сказках народную мудрость, ум, смекалку.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.


1. Сообщение темы, целей.

Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это - клён, а это - ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!

Ответ: Мороз

Правильно, мороз. Да не один мороз, а два мороза – Мороз - Синий нос и Мороз – Красный нос.

Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!»(хором)

Вот как об этом волшебстве говорится в сказке. Откройте учебни-ки с.198. Прочитайте название.

Сегодня мы познакомимся со сказкой «Два Мороза»

2. Работа над сказкой «Два Мороза».

1) Чтение сказки учителем.
2) Высказывания детей.
3) Сравнение двух Морозов (выборочное чтение).

– Какова основная мысль сказки?
– Как вы понимаете слова: «Топор лучше шубы греет»?
- Понравилась сказка?
- Назовите действующих лиц сказки.
- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного?
- Как решили подшутить Морозы?
- Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос?
- Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?

4) Соотнесение содержания сказки с пословицей.

– Какие еще пословицы можно подобрать к этой сказке?

Береги нос в большой мороз.
В зимней шубке и морозы - шутка.
Зима лодыря морозит.

Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца.
- Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец?
- Так почему же Мороз его заморозил?

Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина.
- Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет крестьянин?
- Так почему же Мороз его не смог заморозить?

Прочитайте, какой пословицей заканчивается сказка. Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии)

5) Словарная работа

- А перед чтением мы с вами потренируемся читать сложные слова.

Ко-ло-коль-чик
бу-бен-чик
дро-во-сек
крес-тья-нин
вы-ко-ла-чи-вать
по-за- ба-вить-ся

Бубенчик – металлический шарик с кусочком метал-ла внутри, позванивающий при встряхивании;
Дровосек – человек, рубящий дрова;
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

IV. Итог урока.

С какой русской народной сказкой познакомились?
- О ком рассказывается в сказке?
- Какая главная мысль сказки? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)

Домашнее задание : подготовить выразительное чтение сказки «Два Мороза».

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.