Рождаются ли дети у карликов. Человек, который в течение жизни был и карликом, и гигантом


Маленькие люди у многих, к сожалению, вызывают чувство снисхождения, жалость и то и вовсе смех. При этом мало кто знает, что среди карликов много талантливых и ярких людей, которые вошли в историю, несмотря на свой маленьких рост. В нашем обзоре речь пойдёт о великих представителях маленьких людей.

1. Сэр Джеффри Хадсон


Сын известного мясника Джеффри Хадсон был представлен ко двору английского короля Карла I в возрасте восьми или девяти лет. На тот момент рост мальчика составлял всего 37 сантиметров. Представили Хадсона очень необычным способом – во время званого ужина, устроенного герцогом Бирмингема для короля и королевы, карлика подали к столу Карла 1… внутри пирога.

Достаточно быстро Хадсон стал любимчиком королевы Генриетты Марии Французской, которая доверяла ему самые личные поручения. Королева даже отправила Хадсона в Францию за акушеркой перед родами.

Прославился карлик двумя дуэлями. В одном из случаев это было сражение с индюком, который «оскорбил его, украв обед». Птица была на добрых полтора десятка килограммов тяжелее Хадсона, а также значительно выше его.

Вторая дуэль Хадсона была со швейцаром по имени Крофтс, который постоянно донимал карлика насмешками. Крофтс презрительно явился на дуэль с клизмой вместо пистолета, чтобы еще больше унизить Хадсона, но тот застрелил его. Инцидент привел к скандалу (дуэли были запрещены), и Хадсона отстранили от королевского двора.

На этом несчастья Хадсона не закончились. Корабль, на котором он плыл, захватили пираты, и он провел несколько лет в плену. Позднее его освободили, и Хадсон отправился к королеве, которая пребывала в Париже в изгнании во время гражданской войны в 1644 году. В конце 1650-х годов Хадсон вернулся в Англию.

2. Чарлз Протеус Штейнмец


Известный как «колдун из Скенектади» Чарлз Протеус Штейнмец был гениальным инженером-электриком, который дружил с Эйнштейном, Эдисоном и Теслой. Несмотря на то, что уже в университете Бреслау он прослыл вундеркиндом, Штейнмец был вынужден бежать из Германии из-за того, что было начато расследование его причастности к социалистической газете. Когда Штейнмец попытался иммигрировать в США, ему сначала отказали во въезде из-за его карликовости, но друзья из Америки убедил бюро по иммиграции в гениальности Штейнеца. Его математически доказанный «закон гистерезиса» (или закон Штейнмеца), а также работы в сфере переменного тока помогли произвести настоящую революцию в электротехнике.

3. Древнеегипетские карлики


Карликов высоко ценили в древнем Египте, а также они регулярно получали высокие должности при дворах фараонов. Низкорослые люди часто были ювелирами, дрессировщиками, рыбаками, артистами, танцорами и врачевателями. Некоторые из них даже попадали в высший свет.

Карликами также часто изображались некоторые древнеегипетские боги, такие как Птах - творец вселенной и Бес - бог любви, сексуальности и деторождения. Самым известным карликом из египетской элиты был Сенеб, который был начальником ткацких мастерских при дворце фараона Пепи II VI династии. Сенеб был женат на царской родственнице Сеннеттефес, от которой имел сына и двух дочерей. Он также выступал в роли погребального жреца фараона Хуфу и фараона Джедефры.

4. Бушвик Билл


Родившийся на Ямайке в 1984 году рэпер Бушвик Билл был членом известной хьюстонской рэп-группы Geto Boys, которая создала очень неоднозначную форму «южного рэпа», тексты которого были полны паранойи и насилия. В его карьере было много сумасшедших и эпатажных историй, но самым известным стал случай с огнестрельным ранением.

В состоянии невменяемости после большой дозы алкоголя и наркотиков Бушвик нанес визит своей подруге и попросил, чтобы она выстрелила ему в лицо. Между ними завязался скандал, после чего Бушвик начал угрожать ребенку девушки, после чего та выстрелила рэперу в глаз. Кардик-рэпер выжил, но с наркотиками так и не завязал.

5. Везалий


Благодаря фламандскому анатому Везалию, который родился в 16-го веке, люди узнали много нового о человеческом теле. Везалий изучал медицину в Париже и Падуе. После того как Везалий получил докторскую степень в 1537 году, он был немедленно приглашен на должность профессора хирургии и анатомии в университете Падуи. На то время хирургия и анатомия считались менее важными отраслями медицины, но Везалий верил в важность анатомии и нелегально (это было запрещено церковью) выполнял вскрытия, чтобы сделать анатомические диаграммы кровообращения и нервной системы. Сегодня Везалий считается основоположником анатомии. .

6. Франсуа де Кювилье


Франсуа де Кювилье в 11 лет стал придворным карликом при дворе курфюрста Баварии Максимилиана II Эмануэля. Казалось, что у него нет будущего, но курфюрст разглядел в мальчике талант к наукам и отправил его в Париж учиться математике, инженерному делу и архитектуре. Под опекой известного архитектора Франсуа Блонделя младшего Кювилье изучал зарождающийся стиль французского рококо. После того, как Кювилье вернулся в Мюнхен, вскоре он был назначен главным архитектором Баварии. Его самыми известными работами являются охотничий замок Фалькенлуст, оформление залов Мюнхенской резиденции, дворец Хольнштайн, дворец Амалиенбург, дворец Вильгельмсталь в Кассиеле, театр Кювилье и фасад церкви Театинеркирхе.

7. Тамара Де Тро


Актриса, которая начала свою карьеру в качестве второй вокалистки в группе под названием Medflys в 1980 году, впоследствии выступала в в театрах и комедийных клубах по всему Сан-Франциско. Там Тамара Де Тро была замечена Стивеном Спилбергом, который нанял ее для съемок в роли инопланетянина в одноименном фильме. Спилберг предупредил Тамару, чтобы та помалкивала о спецэффектах в «Инопланетянине», но она публично заявила, что сыграла внеземное существо в сценах, требующих движения, а механическая версия инопланетянина была использована только для съемок крупным планом. Тамара также появилась в фильмах «Гоблины» и «Рокула». Актриса умерла в возрасте 31 года из-за проблем с легкими и сердцем.

8. Генерал Том-Там


В 1842 году шоумен Барнум обратил внимание на уникального мальчика, проживающего в городе Бриджпорт. Рост Чарльза Шервуда Страттона в четыре года составлял всего 63 сантиметра, а вес - 7 кг. Отец Чарльза согласился, чтобы Барнум нанял его сына за $3 в месяц (плюс проживание и питание) для показа в передвижных выставках и представлениях своего музея.

Именно Барнум научил Чарльза петь, танцевать и разыгрывать пантомимы. Вскоре «Генерал Том-Там», как его вскоре начали называть, прославился своим остроумием и выступлениями в военной форме. Страттон благодаря своим выступлениям в цирке Барнума стал богатым человеком и вскоре отправился в турне по Европе, где был приглашен даже в Букингемский дворец. Его выступления в роли Наполеона Бонапарта обрели колоссальный успех в Англии и Франции. Свой последний тур Страттон провел по Англии в 1878 году, а в 1883 году он скончался от инсульта.

9. Дон Сантьяго де Лос Сантос


Самый известный филиппинец в Великобритании 19-го века был карликом. Он чуть не умер очень в младенчестве из-за своих крохотных размеров, но его чудом спас вице-король Филиппин, который подобрал кроху на улице и вырастил вместе со своими детьми. После смерти наместника этот человек, известный как Дон Сантьяго де лос Сантос, решил остаться в Маниле, а не уехать с детьми наместника обратно в Испанию. Его старая семья, однако, отвергла юношу-карлика, после чего он решил поехать в Мадрас. Там он нашел капитана, который был готов взять его с собой в Англию.

В пути Сантьяго смыло за борт и пока его вытащили, он чуть не замерз насмерть в холодных водах Северной Атлантики. Добравшись до Англии, Де Лос Сантос сделал себе имя в Англии выступлениями на сцене в паре с 19-летней девушкой ростом 213 сантиметров. Вскоре де Лос Сантос женился на молодой женщине из Бирмингема по имени Энн Хопкинс, рост которой составлял 97 сантиметров (при этом его рост был 66 сантиметров). Свадьба стала сенсационной. Мало того, что пара была карликами, так еще и Сантос был ярым католиком, а Хопкинс - протестантом.

10. Маршалл Пинкни Уайлдер


Маршалл Пинкни Уайлдер родился в штате Нью-Йорк, и его считали незаурядной личностью с раннего возраста. В детстве он часто играл с друзьями в мяч в местном парке, откуда их постоянно выгонял полицейский. Маршалл, несмотря на свой юный возраст, пошел к меру, у которого добился разрешения на игру в парке. В 12 лет он стал популярен благодаря своим выступлениям в кукольном шоу. Повзрослев, Маршалл переехал в Нью-Йорк и сначала работал стенографистом, но потом решил связать карьеру со сценой, где выступал с юмористическими монологами.

В 1883 году Уайлдер отправился в Лондон, где стал любимцем британской королевской семьи. Будучи еще принцем Уэльским, король Эдуард VII стал поклонником Уайлдера и на протяжении многих лет лично присутствовал на его выступлениях. В 1904 году Уайлдер отправился в кругосветное путешествие. Хотя сегодня о Уайлдере почти не помнят, 100 лет назад он считался мастером по передаче эмоций на сцене.

Каждый из нас хоть раз в жизни видел взрослых людей, которые ростом с ребенка. Вероятно, это были просто низкорослые люди, а может быть, истинные карлики. А видел ли кто-нибудь людей, взрослых на вид, но размером... с кошку или собаку?

Знаменитые женщины маленького роста

Если верить дошедшим до нас свидетельствам, раньше средний рост людей был намного ниже, чем сейчас, и женщины в целом были невысокими по нынешним меркам. Но некоторые выделялись особой миниатюрностью на фоне современниц.

К примеру, известная английская писательница Шарлотта Бронте, автор знаменитого романа «Джен Эйр», обладала ростом всего в 144 сантиметра. В 20 веке самой маленькой знаменитостью была французская певица Эдит Пиаф, ее сценический псевдоним недаром переводится как «воробушек». Ее рост (142 сантиметра), а также мальчишеская комплекция и в целом «гаминный» типаж делали ее действительно похожей на маленькую хрупкую птичку. Миниатюрность певицы была ее особенностью, которую даже старались подчеркнуть – она никогда не пыталась казаться выше, не носила каблуков, выбирала соответствующую одежду.

Среди звезд 21 века также есть низкорослые женщины. Они кажутся особенно маленькими, если учесть тот факт, что современный модельный эталон женщины обладает довольно высоким ростом, 175-180 сантиметров, а средний рост обычных представительниц слабого пола составляет примерно 165 сантиметров. В список известных «малышек» входят такие знаменитости как Ева Лонгория (155 см), Кайли Миноуг (154 см), Шакира (150 см).

Рост явно не мешает им быть объектами обожания миллионов. Кроме того, современные сценические технологии позволяют создать почти любую иллюзию: фотографии и видео обрабатываются и монтируются с учетом того, как должна выглядеть героиня, а не того, как она выглядит на самом деле. Так что многие узнают о реальном росте своей любимой звезды только из интернета, или же увидев вживую.

Женщины карлики и лилипуты

Если рост взрослой женщины не превышает минимальной нормы в 130 см, можно говорить о ее карликовости. Под этим названием кроется эффект некоторых генетически обусловленных или приобретенных гормональных отклонений: человек не растет, его пропорции остаются детскими, замедляется рост волос и развитие голосовых связок. Конечно, здоровье таких людей не отличается крепостью, и продолжительность жизни обычно невысокая. Но бывают и карлики-долгожители.


Иногда карликов называют лилипутами, но сами маленькие люди не любят это слово применительно к себе. Название это придумал Джонатан Свифт (в книге про Гулливера), и оно применяется исключительно в словосочетании «цирк или театр лилипутов». Талантливые карлики занимаются сценической деятельностью, часто снимаются в кино. К примеру, в известном фильме Сергея Соловьева «Асса» в одной из ролей (Зоя) снималась Анита Жуковская, русская актриса театра лилипутов.

История хранит память об экстремально маленьких женщинах-карликах.

Одна из них – Лючия Зарате, жившая в Мексике во второй половине 19 века. Свидетели утверждали, что она была похожа на куколку, так как ее рост по достижению совершеннолетия был всего лишь 43 сантиметра - это даже меньше, чем обычная кошка! И весила Лючия тоже меньше кошки, чуть больше 2 кг. А родилась она вообще 17-сантиметровой, хотя и в срок. Как и многие карлики, Лючия с детства выступала в цирке, и достаточно успешно, неплохо зарабатывая на своей уникальной внешности.

Ее особенность была в том, что у нее были довольно гармоничные пропорции по сравнению с большинством карликов, и она больше походила на искусственно уменьшенную женщину, чем на большеголового ребенка. К несчастью, жизнь девушки была недолгой: она погибла на заре юности в железнодорожном происшествии. Поезд, на котором ехала Лючия, был заблокирован в горах в морозную погоду, и многие пассажиры, включая знаменитую лилипутку, просто замерзли.

Вторая по миниатюрности женщина в истории жила в Нидерландах, также в конце 19 века. Ее звали Полина Мустерс, или «Принцесса Полин» - это было ее сценическое имя. Как и Лючия, Полина попала на сцену цирка еще девочкой, и специализировалась на акробатических трюках и танцах. Ее судьба в чем-то повторила судьбу мексиканской карлицы: Полина умерла от осложненного воспаления легких в возрасте 19 лет. На этот момент ее рост был 58 сантиметров, а вес – чуть меньше 4 кг.

Женщина самого маленького роста в мире

Если обратиться к крайностям низкорослости среди ныне живущих женщин, то в Книге рекордов Гиннесса на первом месте сейчас индианка Джиоти Амге, самая маленькая женщина на планете.


Она немного выше исторических рекордсменок – 65 сантиметров, и так как Джиоти уже достигла совершеннолетия, вряд ли она вырастет еще. У нее также одна из форм карликовости - ахондроплазия. Девушка была внесена в Книгу рекордов Гиннесса как раз в день своего восемнадцатилетия. В целом она выглядит счастливой и довольной жизнью, и, судя по всему, не считает свое заболевание сильным недостатком.

После того, как Джиоти прославилась, к ней проявляют достаточное внимание разные СМИ. Кто-то даже запускал «утку» о том, что самая маленькая женщина выходит замуж за самого большого мужчину планеты. Правда, более-менее серьезного подтверждения этого слуха найти не удалось, зато в интернете есть фотографии парочки, на которых девушка приблизительно соразмерна со ступней великана. Впрочем, опять же неизвестно, настоящие ли снимки. Как бы то ни было, жизнерадостная Джиоти всегда позирует с очаровательной улыбкой, любима родными, и можно надеяться, что проживет она долгую и счастливую жизнь.

Тем более, что в Индии, в Бхопале, проживает еще одна лилипутка-рекордсменка – самая старая женщина-карлик в мире. Старушку зовут Зинат Би, и она утверждает, что давно перевалила за столетний рубеж. Рост ее побольше, чем у Джиоти – почти метр в высоту.

Маленькими бывают еще и животные.. На сайте есть подробная .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

На фотографии изображен Адам Райнер в моменты, когда он был карликом, и когда стал великаном.

Различные расстройства функционирования регуляторных систем организма, в результате которых человек остается на всю жизнь карликом, или, напротив, вырастает настоящим великаном, не так уж редки. Причем чаще в жизни мы видим людей маленького роста, а не гигантов. Но в истории медицинских наблюдений имеется один поистине поразительный случай, когда один и тот же человек в течение своей жизни поочередно был и карликом, и великаном. Речь идет об австрийце Адаме Райнере, родившемся в 1899 году в городке Грац.

Впервые в документах рост Адама Райнера был зафиксирован в 1914 году, когда началась Первая мировая война, и юноша хотел пойти добровольцем на фронт. Тогда военный врач признал юношу слишком «коротким и слабым» для службы в армии, поскольку его рост составлял только 4 фута и 6 дюймов, что соответствует примерно 122 см. Очевидно, что в пятнадцатилетнем возрасте Адам Райнер был карликом. Этот факт не подлежит сомнениям, поскольку его рост был измерен и зафиксирован военным врачом, который именно на основании низкорослости признал юношу негодным к армейской службе.

Через год Адам повторно попытался поступить на военную службу, и хотя он и вырос за прошедшее время на 5 см, и его рост составил примерно 127 см, врач снова признал его негодным к службе в армии. Последнюю попытку поступить на военную службу Райнер предпринял в 19-летнем возрасте, и тогда его, как и в первые два раза, не приняли по причине низкорослости. Согласно записям врача, к 19 годам он вырос уже до 132 см, но все равно оставался карликом.

Несмотря на очень маленький рост, у Адама были непропорционально крупные руки и ноги. Так, этот карлик носил обувь 43 размера в 15-летнем возрасте, когда в первый раз пытался поступить на военную службу, и был ростом только 122 см. А в 19 лет, когда рост Адама составлял уже 132 см, размер его ноги был 53. Такой размер ноги обычно бывает только у очень высоких людей – ростом более 2 м.

Адам Райнер до 21 года оставался таким необычным карликом с огромными руками и ногами. А в год совершеннолетия по австрийским законам положение вещей кардинально изменилось – Адам вдруг начал расти с огромной скоростью. За 11 лет, к возрасту 32 лет он вырос до 7 дюймов и 2 футов, что соответствует 218 см. То есть за десять лет рост Адама из менее полутора метров стал более двух метров! Так один и тот же юноша из карлика стал буквально великаном.

Причиной такого удивительного состояния Райнера, по заключениям известных докторов того времени, была опухоль гипофиза . Именно опухоль давила на гипофиз, вследствие чего данная структура мозга вырабатывала избыточное количество гормонов роста. Сначала гормоны роста вызывали только увеличение размеров рук и ног, а рост тела оставался малым, но с определенного возраста включились иные механизмы, и гормоны стали причиной буквально взрывного роста туловища юноши. Но самым ужасным было то, что Адам продолжал расти, поскольку гипофиз по-прежнему сдавливался опухолью и вырабатывал большое количество гормонов роста.

Тогда врачи, сумевшие поставить диагноз, решились провести сложнейшую операцию, чтобы избавить молодого человека от страданий и остановить его рост. Ведь такое быстрое увеличение длины тела привело к очень сильным нагрузкам на кости скелета, вследствие чего у Адама сильно искривился позвоночник , ему было трудно ходить и выполнять простые физические действия.

Операция прошла успешно, и через несколько месяцев после удаления опухоли врачи снова измерили рост Адама, который составил те же 218 см, что и до хирургического лечения. Но вот искривление позвоночника было гораздо более сильным, чем в 32 года, а это означало, что, фактически, учитывая уменьшение роста за счет сутулости, юноша был выше 218 см! А это подводило врачей к ужасному выводу – Адам продолжает расти, несмотря на удаление опухоли мозга, хотя скорость его роста стала гораздо медленнее, чем до операции.

Чем выше вырастал Адам Райнер, тем сильнее ухудшалось его

Например, по писанию Вебера, на вечере по случаю рождения великого князя Петра Алексеевича (будущего Петра II) произошёл следующий случай. «На мужской стол подали пирог, из которого, когда его вскрыли, вышла хорошо сложенная карлица, совершенно голая, кроме головного убора и нескольких красных бантиков. Она обратилась к компании с изящной речью, налила в несколько стаканов вина, которое у неё было припрятано в пироге, и преподнесла несколько здравиц». На дамский же стол подали карлика.

Карлик выползает из пирога (А. Бенуа)

Однако особое впечатление в памяти современников оставила свадьба царского карлика-шута Якима Волкова, состоявшаяся в Петербурге в 1710 году.

Свадьба царского карлика Якима Волкова и карлицы царицы Прасковьи Федоровны 14 ноября 1710 года была кульминацией торжественных мероприятий по случаю бракосочетания царевны Анны Иоанновны с герцогом Курляндским Фридрихом Вильгельмом, состоявшимся 31 октября. На эту потешную свадьбу, ставившей целью «развести» в России породу карликов, по специальному указу Петра собралось около 80 карликов.

Карлики в свите Петра I

Накануне свадьбы двое статных, одинаковых ростом карлика в маленькой одноколке о трех колесах, запряженной одной маленькой лошадкой, убранной разноцветными лентами, разъезжали по городу в предшествии двух верховых лакеев со своими приглашениями. На следующий день, 13 ноября, когда гости собрались в назначенном доме, молодые, а вслед за ними торжественное шествие отправились к венцу. «Впереди шел нарядно одетый карлик в качестве маршала с жезлом, на котором висела длинная, по соразмерности, кисть из пестрых лент. За ним следовал, тоже в особом наряде, Его Величество с несколькими министрами, князьями, боярами, офицерами и прочими…».

Свадьба карлика Якима Волкова (А. Зубов, 1711)

Шествие заключали 72 карлика, выступавшие парами: «они были одеты в одежды разнообразных цветов: карлики в светло-голубые или розовые французские кафтаны, с треугольными шляпами на головах и при шпагах, а карлицы в белых платьях с розовыми лентами… Вслед за карликами шло множество сторонних зрителей.

Пара была обвенчана в русской церкви по русскому обряду. Все карлики заняли середину церкви. На вопрос священника к жениху, хочет ли он жениться на своей невесте, тот громко произнес по-русски: «На ней и ни на какой другой». Невеста же на вопрос, хочет ли она выйти за своего жениха и не обещалась ли уже другому, ответила: «вот была бы штука!», но её «да» чуть можно было расслышать, что возбудило единодушный смех…». Венец над невестой держал сам Царь, в знак своей особой милости.

После венчания все поехали «водою» в дом князя Меншикова (на Васильевском острове), где молодоженов и гостей ожидал роскошный стол, накрытый в «той же большой зале, где происходило пиршество по случаю бракосочетания Герцога Курляндского с Анной Иоанновной». Карлы заняли несколько специально изготовленных столов для них посередине залы. Над местами жениха и невесты, которые сидели за разными столами, были сделаны шелковые балдахины, убранные, по тогдашнему обычаю, венками. Маршал и восемь шаферов имели для отличия кокарды из кружев и разноцветные ленты; они важно расхаживали вокруг столов, потчуя гостей, словно кроме них здесь никого не было… Кругом, по четырем сторонам залы, тянулись узкие столы, за которыми сидели Царь, Герцог Курляндский, русские и чужестранные министры, Герцогиня Курляндская со своими сестрами и знатнейшими русскими дамами, князья, бояре, русские и немецкие офицеры, но все спиной к стене, чтобы им «можно было удобнее видеть суетню карликов.

Свадьба карликов

Первое здоровье провозгласил маленький маршал, который, подойдя вместе с восьмью дружками к столу Его Величества, поклонился ему до земли; причем все они под звуки труб и литавр к общему удивлению осушили свои кубки до дна, как бы великорослые люди…

После стола все карлы очень весело танцевали «русского», часов до одиннадцати. Какие были тут прыжки, кривляния и гримасы, вообразить себе нельзя! Все гости, в особенности же Царь, не могли довольно тем навеселиться и, смотря на коверканье и ужимки этих 72-х уродцев, хохотал до упаду. У иного были коротенькие ножки и высокий горб, у другого — большое брюхо, у третьего-ноги кривые и вывернутые, как у барской собаки, или огромная голова, или кривой рот и длинные уши, или маленькие глазки и расплывшее от жира лицо и так далее…».

На сегодняшний день это самый ужасный фильм Вернора Херцога, что я видел. Просмотр сей ленты равносилен визиту к дантисту-садисту. Это ночной кошмар. Он стирает грань между документальным и художественным кинематографом. И не ищите скрытые смыслы в странном названии ленты — это был просто черновой вариант.

С самого начала ясно, что перед нами нечто мучительно-дискомфортное. С первых кадров Херцог отсеивает «незваных» зрителей: карлик (в титрах он обозначен как «Омбре»="человек») вертит в руках табличку с порядковым номером и отказывается отвечать на вопросы (как и сам режиссер). Далее мы видим предысторию: Бунт. Немногочисленное поселение карликов бесчинствует на улицах, а их «инструктор», запертый в главном здании со связанным заложником, пытается выбраться наружу, позвать полицию или, на худой конец, убить заложника. Как видите, сюжет на первый взгляд присутствует. Но «первый взгляд» обманчив.

Это аллегория. Ненавязчивая, но всё же аллегория. Конечно, можно воспринимать фильм и «в лоб». Но Херцог был хитрее. Его карлики агрессивны, тупы и беспомощны. Они захватывают «власть», но не могут забраться на кровать или дотянуться до дверной ручки. Они дерутся с тенью. Они плюют в вечность. Карлик останавливается у засохшего дерева причудливой формы и пытается «перестоять» его — кто первым опустит руку/ветку. Они сеют разрушение. Они заводят машину и вместо того, чтобы куда-то ехать, пускают её по замкнутому кругу. Они смеются над калеками (слепыми), не замечая собственного уродства.

Это «Мальчишник в Вегасе» Херцога. Или «Безбрачная неделя» Херцога. «И карлики начинают с малого» — это смачный и едкий плевок в лицо человечества — венца творения природы или бога. Низвержение человека до уровня безмозглой курицы. Фильм психически разрушителен. Смех карлика Омбре над больным верблюдом давит на психику как инфра- или ультразвук. «Голова ластик» — всего лишь детская колыбельная. «Пролетая над гнездом кукушки» — тривиальная развлекуха для домохозяек. Под конец фильма «И карлики начинают с малого» ты чувствуешь себя так, словно просидел полтора часа с визжащей бормашиной у уха. Этот фильм хочется выключить. Рука тянется к пульту. И вдруг он обрывается. Обрывается на чистейшем садистском безумии.

Бой петухов до «полной победы». Умерщвление свиньи. Распятая обезьяна. Куры, клюющие дохлую мышь. Курица, пожирающая своего одноногого собрата. Херцог упивается человеческим животным садизмом и его бесцельной агрессией. Это порнография, богохульство — это современный немецкий Маркиз де Сад. Кричащие, острые как бритва, народные напевы в качестве саундтрека. Вызжанный извержением лавы безжизненный ландшафт. Мизантропия в своём апогее. Суть искусства — изучение человека. И Херцог поднёс к лицу зеркало — и созерцание оказалось невыносимым. И это не «то, во что мы превратились» — это «то, чем мы были всегда».

В определенном смысле, режиссер, подобно карликам в фильме, тоже всего лишь «плюёт в вечность». Вторая половина произведения замыкается в себе и кинолента, как и тот грузовичок на центральной площади, начинает бесцельно кружить вокруг своей оси. Бесцельно, за исключением лишь одной сомнительной цели — продолжать кружиться. Так и мы кружимся, потому что боимся остановиться, и ещё больше боимся куда-то идти. И разрушаем(ся), чтобы не пришлось менять(ся). И высмеиваем других, чтобы не замечать собственных изъянов.

Эти карлики — это не только неприкаянные уроды, которым мир оказался не по росту, но это ещё и дети, взрослые дети, которые со злости и обиды разбивают об пол пластмассовые машинки и отрывают куклам конечности. Это озлобленные, жестокие дети со взрослыми лицами. Это венец творения природы или бога.

«Кинематограф — это не только отображение мечтаний. Это ещё и отображение ночных кошмаров»(с) Вернор Херцог о фильме «И карлики начинают с малого»