Известные архитекторы италии. Итальянские зодчие, которые работали в России 

Италия – страна, которая дала миру выдающихся художников, скульпторов, . Культурное наследие Италии одно из самых значимых и больших в Европе. Картины итальянских художников, скульптуры итальянских скульпторов, церкви и дворцы, построенные итальянскими архитекторами, представляют собой непревзойденные примеры искусства различных эпох человечества.

В этой статье мы хотели бы познакомить вас с творчеством самых выдающихся современных итальянских архитекторов. Некоторые из которых проектируют до сих пор. К сожалению на нашем сайте представлены проекты не всех архитекторов, о которых мы хотели бы поговорить, поэтому к некоторым архитекторам мы подобрали похожие по стилистике проекты.

Ренцо Пиано. Музей Пауля Клее

Итальянский архитектор Ренцо Пиано наряду с британцами Норманом Фостером и Ричардом Роджером считается родоначальником архитектурного стиля хай-тек. Пиано внес огромный вклад в развитие современной архитектуры, а его работы не перестают удивлять даже самую искушенную публику. В нашем обзоре представлен проект музея и выставочного центр Пауля Клее в Берне, Швейцария.

Необычное по форме здание музея и выставочного центра немецкого художника Пауля Клее было построено в швейцарском Берне в 2005 году. Согласно замыслу Ренцо Пиано, оригинальная постройка представляет собой «некую ландшафтную скульптуру, плавные линии которой повторяют контуры поросших деревьями холмов на заднем фоне и гармонично вписываются в окружающий пейзаж». Из-за того, что картины Клее очень чувствительны к свету, основная часть культурного комплекса была расположена под землёй. Любопытно, что в коллекцию музея художника входят 2600 его работ.

В стиле Альдо Росси (Alberto Campo Baea. Caja Granada)

Альдо Росси был одним из самых влиятельных архитекторов в период с 1972 по 1988 гг. Он достиг значительных успехов и получил международное признание в нескольких связанных, но всё же независимых областях: теории архитектуры, живописи и графике, собственно архитектуре, а также проектировании изделий.

Здания, спроектированные Росси, не рассчитаны на то, что глядя на них, вы будете восхищаться, умиляться и предаваться визуальному удовольствию. Они как тест Роршаха по чернильным пятнам - в этих обманчиво простых зданиях каждый видит (или воспоминает) то, что хочет видеть. Город, как человек, помнит свое прошлое, а архитектурные памятники – и есть «воспоминания», придающие ему определенную структуру, – утверждал Росси в своей книге «Архитектура города» («L’architetturadellacittà»), изданной в 1966 году.

В своих теоретических работах Росси критикует характерное для архитектурно-градостроительной практики 1960-х годов отношение к городской среде. Архитектор спорит с представлением о том, что город может проектироваться и создаваться как единовременно возникающий объект, существующий вне времени. Города, по мнению Росси, имеют тенденцию развиваться во времени и накапливать «коллективное сознание».

Геометрические формы (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед), восстановленные в своей чистоте в зданиях Росси – это своего рода противодействие уничтожению истории, создание ауры целостности и подлинности посреди суматохи современного города.

Гае Ауленти. Tour Table

Гае Ауленти – одна из самых популярных дам-архитекторов Европы в 1950-х и 1960-х годах прошлого столетия. Самое занимательное и узнаваемое ее творение – стеклянный ретро стол Tour Table, ножки которого заменяют велосипедные колеса. Создавая Tour Table, Гае хотела подчеркнуть технический бум, царящий в середине 20 века. Стол Tour Table стал одной из самых поздних работ автора и произвел настоящий фурор в мире дизайна.

Устойчивость столу обеспечивают четыре колеса, расположенные друг к другу под углом. Дополняет такую конструкцию стеклянная столешница, которая позволяет любоваться оригинальными «ножками» во время чаепития. Не смотря на то, что применять стол по назначению – настоящее святотатство.

Стеклянный стол Tour Table по праву заслужил место в музее современного искусства в Нью-Йорке и подарил госпоже Gae Aulenti статус одного из лучших дизайнеров мира.

В стиле Этторе Соттсасса (Frigerio Palo & C.. Libreria Babylon)

Этторе Соттсасс) - выдающийся дизайнер, архитектор, художник, теоретик и философ проектной культуры. Символ «итальянской альтернативы» в дизайне и основатель знаменитого объединения «Мемфис».

80-е прошли под знаком «Мемфиса» - его стиль стал наиболее влиятельным в мировом дизайне. Они играли текстурой, красками, формами, сочетая свободу творческого самовыражения и проектный реализм. Смешение тем и косвенное цитирование стилей прошлого, используемое дизайнерами «Мемфиса», способствовали созданию стилистики пост-модернистского дизайна.

Двойственность Этторе Соттсасса стала главным источником мифов о нем. Сочетание бунтарства и профессионализма, увлечение мистикой и гиперфункциональность проектов. К концу 60-х он становится чем-то вроде Учителя и Пророка для бунтующей дизайнерской молодежи.

Его двойственность - это источник творческой свободы, между полярными знаками профессионала промышленного дизайна и лидера альтернативной проектной культуры тянутся многочисленные переплетенные ниточки взаимосвязей. Этторе Соттсасс посвятил свою жизнь и работу демонтажу прошлого в роли художника, архитектора, индустриального дизайнера, производителя стекла, издателя, теоретика и керамиста.

Максимилиано Фуксас (Дориана Фкусас). Реконструкция здания бывшего Военного Союза в Риме

Максимилиано Фуксас – известный итальянский архитектор современности. Его творчество сложно отнести к какому-то определенному стилю. Фуксас заимствует понемногу от разных направлений, создавая эффектные и . При этом архитектор всегда учитывает культуру и историю страны, для которой работает. Активно использует энергосберегающие технологии. Одно из его известных высказываний сводится к невозможности допущения эгоцентризма в архитектуре, поскольку архитектор, в первую очередь, трудится для общества. Фуксас имеет множество международных наград и является преподавателем престижных университетов по всему миру.

Любит трехмерный каркас с треугольными ячейками, но часто и легко отказывается от него. Известность Фуксасу принес пластик. Уж очень оригинальное применение нашлось этому материалу в проектах архитектора. Также его работы отличает выразительный, запоминающийся облик. В данном случае вашему вниманию представлен реализованный .

В стиле Микеле де Лукки (Haag Architects. ECE residence)

Микеле де Лукка был самым младшим в легендарной дизайнерской группе “Мемфис” (о которой мы упоминали ранее) и, чтобы не отставать от маститых Этторе Соттсасса и Андреа Бранци, обзавелся манерами, свойственными почтенному возрасту, да так с ними и не расстается. Даже его вызывающая борода – не признак бунтарства, а насущная необходимость.

Как выглядит идеальный город в представлении де Лукки? “Мой годовой курс по городскому пространству является отличным ответом на этот вопрос, но для вас я постараюсь объяснить покороче. Секрет в формуле “плюс пять, минус пять”, метров, разумеется. Я бы убрал под землю все служебные вещи – коммуникации, транспортные развязки, паркинги и прочее – и оставил бы наверху только самое важное, нужное и красивое. У города, как и у человека, есть только один шанс произвести первое впечатление, поэтому необходимо сосредоточить всё внимание на оформлении фасадов, порталов, переходов”.

  • В XV веке итальянские зодчие внесли значительный вклад в создание облика Кремля , построив большинство из имеющихся там строений.
  • Наиболее выдающиеся работы того периода ‒ башни Кремля, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата, Успенский собор, Архангельский собор.
  • В XVIII веке итальянские архитекторы создали старый Гостиный двор, Большой театр с театральной площадью, Триумфальные ворота, Александровский сад.
  • В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина выставлены скульптуры XIII-XVI веков и около 200 произведений итальянской живописи.
  • Итальянские рестораны и магазины занимают значительную нишу на рынке современной Москвы.

Российско-итальянские отношения имеют многовековую историю. Первый документально подтвержденный визит русских послов к миланскому герцогу Франческо Сфорца состоялся в 1461 году. За ним в истории отмечены многочисленные обмены визитами и посланиями. Наиболее заметную роль итальянцы сыграли в Москве в XV веке, когда по приглашению великого князя Ивана III итальянские архитекторы фактически создали образ Кремля, который сегодня хорошо известен во всем мире.

Великие итальянские строители Кремля

Вторая волна итальянских зодчих, XVIII-XIX век

Повторное «нашествие» зодчих с Аппенин на Москву пришлось на 18 век. Итальянских архитекторов приглашали для оформления обеих столиц, новой – Санкт-Петербурга, и старой — Москвы. В городе трудились Джовани Мария Фонтана (Giovani Maria Fontana), Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli), Франческо Кампорези (Francesco Camporesi), Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi), Джузеппе Бове (Giuseppe Bovе), сменивший свое имя на русское Осип.

Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi ), 1744-1818, — также известный российский архитектор итальянского происхождения, уроженец Бергамо. Еще до того, как прославиться в Санкт-Петербурге, он работал в Москве. Здесь по его проекту построены здания , 1790-1830 (ул. Ильинка, 4) около Кремля и Странноприимного дома (больницы-приюта для нищих и калек) на Большой Сухаревской площади д.3 стр.1.

Большой вклад облик Москвы внёс архитектор Осип Бове (Guiseppe Bova) , 1784-1834 . Он родился в Санкт-Петербурге, в семье художника из Неаполя. Принимал активное участие как архитектор в восстановлении Москвы после пожара 1812 года (война с Наполеоном). В частности, по его проекту в Москве был отреставрирован Кремль, создана Театральная площадь с , Триумфальные ворота , точная копия которых находится недалеко от , оформлены фасады (1817) и разбит Александровский сад у стен Кремля.

Архитектор Доменико Жилярди (Domenico Gilardi) , 1785-1845, из итальянского кантона Тичино в Швейцарии, также прославился в России участием в восстановлением послепожарной Москвы. По его проекту построены здания Московского университета (Моховая, 9), Екатерининского института благородных девиц (сейчас Центральный дом российской армии, Суворовская пл., 2, стр.1), Слободского дворца (сейчас «старое» здание МГТУ им. Баумана, 2-я Бауманская ул, 5), дома Луниных, который ныне занимает Музей Востока (Никитский б-р, д. 12а), усадьбы Усачёвых-Найдёновых (Земляной Вал, д. 53), усадьбы Студенец на Пресне (Мантулинская ул., вл. 5).

Итальянская живопись и скульптура в Москве

Самым известным и богатым музеем Москвы по европейской скульптуре и живописи является . Здесь выставлены оригиналы картин великих итальянцев: «Благовещение» Ботичелли, «Дама за туалетом» Пиппи, и многие другие. В музее есть Итальяский дворик –это зал скульптуры Средневековья и эпохи Возрождения (XIII-XVI вв.). Своими архитектурными формами он повторяет двор палаццо Барджелло во Флоренции и наполнен слепками (в подлинном масштабе!) с известных произведений скульптуры того времени. Здесь хранятся копии статуй «Давид» Микеладжело, украшающая площадь во Флоренции, «Кондотьер Гаттемелата» Донателло и «Кондотьер Коллеони» Вероккьо, которые можно увидеть на площадях в Падуе и Венеции. Отдельный зал музея посвящен скульптуре Древней Италии и Древнего Рима (VIII в до н.э. – V в. н.э.) и несколько залов – XV-XVII векам.

В залах музея сегодня экспонируется порядка 200 картин итальянских художников, хронологически они охватывают весь период развития итальянской живописи. Наиболее многочисленным и качественным являет ся раздел итальянской живописи XVII-XVIII веков. Здесь можно увидеть работы Гвидо Рени и Бернардо Строцци, Массимо Станционе и Андреа Ваккаро, Себастьяно Маццони и Луки Феррари, Якопо Виньяли и Бартоломео Лигоцци, Антонио Петрини и Франческо Тревизани, Джованни Антонио Пеллегрини и Франческо Фонтебассо, Джузеппе Ногари и Стефано Торелли, Микеле Мариески и Карло Маджини.

Изюминка раздела итальянской живописи XIX-XX веков — «Наполеон на троне» Андрея Аппиани, ведущего представителя неоклассицизма Аппенинского полуостроа. Среди картин XV-XVI века стоит выделить работы Бронзино, Больтраффио, Париса Бордоне, Лоренцо Лотто, Тициана и Джулио Романо.

Раздел раннеитальянской живописи небольшой, но в нем особенно разнообразно представлена сиенская школа. Шедевры коллекции – «Распятие» Семьи ди Бонавентуры (помощника Дуччо) и «Мария Магдалина» и «Святой Августин», созданные Симоне Мартини.

0+

История так называемых «Ворот Победы» берёт отсчет с 1814 года. За это время памятник архитектуры несколько раз перестраивали и переносили с места на место, а сегодня его можно найти на площади Победы. Несмотря на постоянную смену дислокации, арка по традиции обращена фасадом к въезду в Москву. С высоты на въезжающие в столицу автомобили смотрит богиня Победы. Кстати, этот мифологический персонаж в 1834 году возмутил московского митрополита, и тот даже отказался освятить сооружение. То, что сейчас представляет из себя арка - плод трудов Осипа Бове, скульпторов Ивана Витали и Ивана Тимофеева. Главным архитектором этого объекта стал Бове. Его отец, неаполитанский художник Винченцо Бове, переехал с супругой в Россию за два года до рождения сына. И хотя Осип Иванович родился в Петербурге, основы мастерства он перенял у отца, поэтому Триумфальная арка изобилует итальянскими мотивами. Каждая часть этого сооружения давно стала самостоятельным памятником, а имена авторов проекта можно найти на памятной доске под сводами арки.

Кутузовский проспект

Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила)

Церковь Архангела Гавриила появилась в Москве в начале XVIII века и была не похожа на другие храмы. Пятиэтажное строение украшал позолоченный шпиль с фигурой Архангела, а колокольня была значительно выше всех остальных в городе. Над созданием церкви трудилась целая группа итальянских мастеров во главе с Доменико Трезини, который стал основоположником европейской школы в русской архитектуре. Так же, как и Триумфальная арка, Меншикова башня перестраивалась несколько раз, но здесь причиной реконструкции стала стихия и отчасти мистика. В 1723 году, во время службы, местный священник внезапно упал замертво, а в шпиль попала молния, и весь верхний ярус храма загорелся. На людей, которые пытались спасти церковь, упали куранты и полсотни колоколов. Из здания удалось вынести только икону Архангела Гавриила, которая через несколько лет бесследно исчезла. Восстановили башню только к концу XVIII века, и церковь снова стала местом паломничества москвичей.

пер. Архангельский, д. 15а

В конце XIX века католические церкви Москвы уже не вмещали многочисленных прихожан, и общими усилиями за 12 лет был выстроен собор на Малой Грузинской, который до сегодняшнего дня остаётся самым большим в России. При разработке проекта архитектор Томаш Богданович-Дворжецкий вдохновлялся образами Миланского собора и церкви Святого Петра в Вестминстере. За время своего существования собор неоднократно закрывался, в нём располагалось общежитие и конторы различных организаций. Последнюю из них удалось выселить в 1996 году, а спустя три года здание торжественно освятили и вернули ему статус кафедрального собора.

ул. Малая Грузинская, д. 27/13

Исторический корпус Московского университета хорошо виден с Манежной площади. Восьмиколонный портик и невысокий купол над парадным залом - дело рук Матвея Казакова, который работал над проектом до конца XVIII века. Однако через 30 лет после открытия университета в Москву вошли французы, и в нём произошёл пожар. Восстановлением здания занялся известный московский архитектор Доменико Жилярди. Он реконструировал особняк, сохранив прежнюю структуру, но внёс небольшие правки: на парадном фасаде появился дорический портик, а пространство над окнами украсили львиные маски. В советское время на фронтоне установили орден Ленина, а в годы войны здание сильно пострадало от бомбардировок, но было вновь восстановлено.

ул. Моховая, д. 11

Большой театр
Один из самых великих и значительных в мире

Большой театр ведёт свою историю с 1776 года. За время своего существования он пережил три пожара и одну бомбардировку. Так, в 1805 году здание театра сгорело, и новым проектом занялся российский архитектор с итальянскими корнями Карл Росси. В 1816 году руководство Москвы объявило конкурс на строительство нового здания с сохранением исторических стен. Свои варианты предлагали многие российские и зарубежные архитекторы, но они не подходили либо из-за дороговизны, либо из-за несоответствия окружающей застройке. В результате перестройку доверили уже знакомому нам Осипу Бове. Он сохранил основы композиции, но уменьшил высоту строения и внёс значительные правки в отделку. Исторические элементы оригинального здания театра так или иначе присутствуют в современном Большом. Сегодня этот многовековой гигант стоит в одном ряду со знаменитыми театральными площадками Италии и Англии, а для российских артистов выступление на его сцене считается своеобразным знаком качества. В Большом впервые показали «Лебединое озеро». Эта постановка так впечатлила известного голландского цветовода Дэвида Лефебера, что он вывел два новых сорта тюльпанов: один назвал по имени солистки «Галина Уланова», а второй получил имя «Большой театр». Уже несколько десятилетий эти цветы украшают клумбы на Театральной площади.

Театральная пл., д. 1

Работа итальянского архитектора Джакомо Кваренги в Москве украшает столицу с 1803 года. Идея строительства странноприимного дома появилась у графа Шереметева после смерти супруги. Вначале над проектом работал Елизвой Назаров, но привлечённый к работе Кваренги внёс в проект значительные изменения. Благодаря ему появились полукруглая ротонда с колоннами и скульптуры евангелистов, а домовая церковь обзавелась барельефами. Стройка была настолько масштабной, что Шереметев не дожил до её окончания. На здании можно найти изображения самого графа (с него был написан лик одного из херувимов) и его супруги (ангел с бубном в синих одеждах). Сейчас здесь располагается НИИ Склифосовского и планируется открытие музея Дворца Милосердия.

Большая Сухаревская пл., д. 3

Рядом со сталинскими высотками и вестибюлем станции «Баррикадная» расположилось ярко-жёлтое здание, где в своё время находилась летняя усадьба Апраксиных. В 1811 году его планировали отдать вдовам солдат, погибших на полях сражений, однако этим планам не удалось осуществиться. Начавшаяся Отечественная война диктовала свои условия, и здесь разместили госпиталь для раненых. А когда в Москву пришли французы, они сожгли здание практически дотла - остались только стены. Его восстановлением в 1813 году занялся Иван Жилярди, а в 1818-м к нему присоединился сын Доменико. Он значительно увеличил постройку отца и надстроил ещё один этаж. Также тут восстановили церковь, которая стала настолько популярной, что по праздникам посетить её можно было только по приглашениям. Со временем приход закрыли, и сегодня во Вдовьем доме расположен Институт усовершенствования врачей.

ул. Баррикадная, д. 2/1

Ещё один плод совместного труда дуэта «Доменико Жилярди - Афанасий Григорьев». Едва закончив с Институтом благородных девиц, они принялись за здание управления благотворительными заведениями Российской Империи. Главный дом, два симметричных флигеля, пилоны с фигурами львов и ограда с двумя парадными воротами - так выглядел Опекунский совет до второй половины 1840-х, пока здания не объединили и не изменили архитектуру фасадов. Кстати, эта постройка пережила всего одну реконструкцию, и то не кардинальную. К ней в своё время приложил руку известный скульптор Иван Витали: он добавил изображение играющих детей на фасадную стену за колоннадой портика. Помещения центральной части здания перекрыты каменными сводами, чтобы защитить документы и сбережения. Интересно, что Опекунский совет - одно из немногих строений той поры, которого не коснулся пожар.

ул. Солянка, д. 14a

В петровской России преподносить щедрые подарки было делом привычным. Одно из доказательств этого - Лефортовский дворец, который Пётр I отдал своему соратнику Францу Лефорту. И хотя строительством дворца занимался российский архитектор Дмитрий Аксамитов, в проекте Лефортовского он попытался уйти от допетровских форм российской архитектуры и использовать традиции итальянского зодчества. Площадь зала для приёмов здесь превышала 300 квадратных метров, а вместить он мог полторы тысячи гостей одновременно. Изящные шкафы, зелёная кожаная обивка на стенах, огромные кровати и другие изысканные элементы интерьера сделали резиденцию самой красивой в Москве. Однако пристрастие к роскоши, пьянству и дебошам не позволило Лефорту долго насладиться жизнью в роскошном особняке: через несколько лет он умер от алкоголизма, и Пётр I передарил здание Александру Меншикову. Впрочем, сподвижник Петра не захотел окончательно покидать стены эклектического дворца с высокими крышами. Поговаривают, что его дух до сих пор живёт здесь и не даёт покоя современным обитателям.

ул. 2-я Бауманская, д. 3

Здание, где сейчас расположен Институт мировой литературы, может похвастаться трёхвековой историей. Изначально считалось, что его автором был Осип Бове, и только в 1975 году удалось выяснить, что подлинным создателем главного дома князя Гагарина является итальянец Доменико Жилярди. Князь приобрёл это владение и начал строительство в начале XIX века. Вместо привычной колоннады фасад здания украшают три арочные ниши на уровне второго этажа, орнаментальные вставки-горельефы с изображёнными на них орлами и лавровыми венками. Внутреннее убранство дворца также поражает роскошью: большой зал для танцев, ряд открытых гостиных и другие помещения украшены колоннами с богатой лепниной. Впрочем, в наши дни здание несколько «обрусело»: с 1937 года здесь располагается Институт мировой литературы, а перед центральным входом поставили памятник Горькому.

угол ул. Петровки и Страстного бул., д. 15/29

В 1777 году в «Московских известиях» появилось объявление о продаже оранжерейных деревьев и цветов, а вместе с ними - домашней утвари и имущества. Это графский сын Алексей Салтыков продавал имение своего отца. За 25 тысяч рублей усадьба перешла во владение государства. Здесь разместили инвалидный дом, а в 1803 году - Институт благородных девиц. Новое предназначение потребовало достройки и переоборудования, которыми занялся Иван Жилярди. По его проекту территорию огородили камнями, возвели высокий флигель, а к главному корпусу добавили пристройки. Продолжил реконструкцию Жилярди-сын. Он привнёс объем в плоские фасады домов, а позднее в сотрудничестве с Афанасием Григорьевым добавил к зданию новые крылья, завершив облик монументального ансамбля.

ул. Мясницкая, д. 7, стр. 2

От сгоревшей мельницы на пустоши - до самой большой усадьбы в черте Москвы. Такой путь прошло имение князей Голициных примерно за сто лет. Сегодня этот музей усадебной культуры - единственный в столице, в распоряжении которого сохранились все исторические постройки. Здесь вы увидите скотный и конный дворы, церковь, служительский комплекс, господский двор и многое другое. В своё время усадьбу посещали представители семейства Романовых, Фёдор Достоевский, Ульянов-Ленин и другие известные личности. Сегодня здесь можно устроить экскурсию или организовать детский праздник. Кстати, в местном парке находятся изваяния работы Петра Клодта - знаменитого автора коней на петербургском Аничковом мосту.

Тополевая аллея, 6

Даже в пределах шумного Садового кольца можно найти уголок с тихими аллеями и романтичным кусочком Италии. Усадьбу Усачёвых-Найдёновых считают последней работой Доменико Жилярди в Москве. Архитектор, будучи последователем Луиджи Каньолы и Антонио Антолини, создал свой собственный стиль, основанный на традициях итальянского ампира. В российской столице Жилярди также построил усадьбу Гагариных на Поварской, усадьбу «Студенец» на Пресне, конный двор и Музыкальный павильон в усадьбе Кузьминки и многое другое. Усадьбу «Высокие горы» Жилярди построил для торговцев чаем братьев Усачёвых, а последними её владельцами стало семейство Найдёновых. В особняке до сих пор сохранились старинные чугунные вазы, львы на пандусе и скульптурное изображение Амура. В советское время здание облюбовали сотрудники здравоохранения и кинематографисты: здесь снимали «Покровские ворота» и «Звезду пленительного счастья», а ещё располагались тубдиспансер и медцентры. В наши дни тут находится научно-практический центр спортивной медицины.

ул. Земляной Вал, д. 53

Гостиный Двор

Один из первых торговых центров Москвы насчитывает уже шесть веков, и количеству размещённых в нём торговых лавок могли позавидовать многие современные заведения массовой торговли. В XV веке в Гостином дворе одновременно размещалось до 760 арендаторов, которые покупали на торговой площадке участок земли и строили лавку своими руками. За качеством строительства никто не следил, и со временем в здании начали появляться провалы, перепады и трещины, угрожающие постройке разрушением. О реконструкции Гостиного двора заговорили в конце XVIII века и поручили её Джакомо Кваренги. И хотя изначальный проект архитектора претерпел изменения (придерживаться плана мешали особенности помещения и халатность российских строителей), Гостиный двор причисляют к одному из лучших творений знаменитого итальянца.

ул. Ильинка, д. 4

Магазин «Елисеевский»

В доме №14 по Тверской улице расположился один из самых знаменитых гастрономов Москвы. Здание, построенное по проекту Матвея Казакова, вобрало в себя всё совершенство и гармонию итальянского классицизма. Однако ротозеев и гастрономов привлекали не архитектурные особенности, а диковинные продовольственные товары, редкие напитки и королевские интерьеры. Купец Елисеев приобрёл этот особняк в 1898 году, и уже через три года здесь закончилась перестройка. В роскошном «дворце на Тверской» развернулись три торговых зала: с фруктами (это был крупнейший отдел «Елисеевского»), с кондитерскими, бакалейными и гастрономическими товарами, а также изделиями из хрусталя. Здесь же обустроили собственное производство. Особняк принадлежал Елисееву до 1917 года. До сих пор здесь можно приобрести продукты по «музейным» ценам. Главный ориентир, задуманный купцом (продовольствие для состоятельных потребителей), оказался неподвластен ни векам, ни реконструкциям.

ул. Тверская, д. 14

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

19 июля 1485 года в Москве итальянским зодчим Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня - старейшая башня Московского Кремля. Вспоминаем 7 итальянских архитекторов - строителей России.

Антон Фрязин

Архитектор и дипломат Антонио Джиларди, прозванный московитами Антоном Фрязиным, был одним из первых итальянцев, прибывших на Русь. В Московию он приехал в 1469 году в составе свиты Юрия Траханиота, посла кардинала Виссариона с предложением брака Великого князя Московского Ивана III и Софьи Палеолог.

Кириллица

Достижения

В 1580-ых он был ангажирован на строительство Московского Кремля: в его активе две башни Московского Кремля - Тайницкая м Водозводная.

Ридольфо Аристотель Фьораванти

О прибытии итальянского архитектора в Москву свидетельствует Первая Софийская летопись, где значится, что он приехал «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут».

Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина и Кривцова. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю - за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен вёлся при помощи «барана» - дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трёх брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их.

Кириллица

Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора. Однако зачинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством.

Достижения

Построил Успенский собор в Московском Кремле. В качестве начальника артиллерии участвовал в походах Ивана III на Новгород, Казань и Тверь. Отливал колокола, чеканил монеты.

Пьетро Антонио Солари

Первый официальный главный архитектор Москвы. Приехал из Милана в 1490 году. Вероятно, Иван III предложил Солари внушительную сумму контракта, поскольку зодчий отказался от весьма заманчивых проектов в Италии. Прожил в Москве всего 3 года и умер в 1493 году.

Кириллица

Достижения

Построил несколько башен Московского Кремля (Боровицкую, Константино-Еленинскую, Сенатскую и т.д.). Вместе с Руффо закончил строительство Грановитой палаты.

Доменико Андреа Трезини

С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

Кириллица

Достижения

По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова и т.д.

Антонио Ринальди

В 1751 году архитектор был приглашён в Россию, к гетману Малороссии К. Г. Разумовскому. Контракт был подписан на семь лет, в его условия входило обучение итальянцем русских мастеров. Затем, в 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III.

Кириллица

Достижения

Строительство Большого Гатчинского дворца.

Джакомо Антонио Доменико Кваренги

В 1780 году приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». Русский литератор Филипп Вигель вспоминал зодчего: «Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу».

Итальянские архитекторы в России

Изх истории Руси мы знаем, что красивейшие архитектурные строения, которые по сей день являются достопримечательностями строили известные архитекторы иностранцы. Предлагаю вспомнить итальянских зодчих, которые увековечили память о себе в красивейших сооружениях.

19 июля 1485 года в Москве итальянским зодчим Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня - старейшая башня Московского Кремля. Вспоминаем 7 итальянских архитекторов - строителей России.

1. Антон Фрязин

Архитектор и дипломат Антонио Джиларди, прозванный московитами Антоном Фрязиным, был одним из первых итальянцев, прибывших на Русь. В Московию он приехал в 1469 году в составе свиты Юрия Траханиота, посла кардинала Виссариона с предложением брака Великого князя Московского Ивана III и Софьи Палеолог.

Достижения


В 1580-ых он был ангажирован на строительство Московского Кремля: в его активе две башни Московского Кремля - Тайницкая м Водозводная.

2. Ридольфо Аристотель Фиораванти

Успенский собор

О прибытии итальянского архитектора в Москву свидетельствует Первая Софийская летопись, где значится, что он приехал «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут».

Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина и Кривцова. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю — за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен вёлся при помощи «барана» — дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трёх брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их. Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора. Однако зачинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством.


Достижения

Построил Успенский собор в Московском Кремле. В качестве начальника артиллерии участвовал в походах Ивана III на Новгород, Казань и Тверь. Отливал колокола, чеканил монеты.

3. Пьетро Антонио Солари

Первый официальный главный архитектор Москвы. Приехал из Милана в 1490 году. Вероятно, Иван III предложил Солари внушительную сумму контракта, поскольку зодчий отказался от весьма заманчивых проектов в Италии. Прожил в Москве всего 3 года и умер в 1493 году.


Достижения

Построил несколько башен Московского Кремля (Боровицкую, Константино-Еленинскую, Сенатскую и т.д.). Вместе с Руффо закончил строительство Грановитой палаты.


4. Доменико Андреа Трезини

С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

Достижения


По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова и т.д.

5. Антонио Ринальди

В 1751 году архитектор был приглашён в Россию, к гетману Малороссии К. Г. Разумовскому. Контракт был подписан на семь лет, в его условия входило обучение итальянцем русских мастеров. Затем, в 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III.

Достижения


Строительство Большого Гатчинского дворца

6. Джакомо Антонио Доменико Кваренги

В 1780 году приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». Русский литератор Филипп Вигель вспоминал зодчего: «Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу» .


Достижения

Строительство Английского дворца в Петергофе, здания Эрмитажного театра, Академии наук в Санкт-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе.

7. Карл Иванович Росси

Уроженец Неаполя отправился искать счастья в России в 1795 году, поступив на службу в «Адмиралтейскую коллегию архитектурии» в Санкт-Петербурге.

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном.


Достижения

Своё мастерство Росси воплотил в ансамблях Михайловского дворца, Дворцовой площади с грандиозным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода, Александринской площади со зданиями Александринского театра и т.д.