Интересные факты о сергее рахманинове. Сергей Рахманинов - самый русский композитор! Известные личности и друзья

1.Дед С.В. Рахманинова – Аркадий Александрович – был хорошим пианистом, сочинил несколько романсов и фортепианных пьес. Брал уроки у Д. Филда. По семейной традиции он должен был стать военным, но служил недолго, а выйдя в отставку целиком посвятил себя музыке. Прожил 73 года и до конца жизни занимался на рояле по несколько часов каждый день.

2.Отец С.В. Рахманинова – Василий Аркадьевич – любил импровизировать на рояле, был необыкновенно добр, обожал детей, сам купал их и кормил.

3.Мать – Любовь Петровна – была очень музыкальна, она и стала первой учительницей сына, хотя, по воспоминаниям самого композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие».

4.Бабушка – Софья Александровна – любила посещать церкви и брала с собой внука. Особенно запомнились мальчику перезвоны колоколов и церковное хоровое пение. Колокольность, пронизывающая все творчество Рахманинова – композитора, уходит своими корнями в далекое детство.

5.Маленький Сережа играл с дедом в 4 руки сонаты Бетховена. В 7 лет он аккомпанировал по слуху любимый романс матери «Жалоба девушки» Шуберта.

6.В 1882 году поступил на младшее отделение Петербургской консерватории, но уроками не занимался. Проводил свободное время на катке. Любил кататься на конке, прыгая и соскакивая на ходу.

7.Двоюродный брат Сережи Александр Зилоти забрал его в Москву и определил на четвертый курс младшего отделения Московской консерватории в класс Николая Сергеевича Зверева. Именно в годы пребывания у Зверева Рахманинов усвоил то умение трудиться, которое помогло ему в дальнейшем вести на редкость интенсивную и разностороннюю работу композитора, пианиста и дирижера.

8.Переводу на старшие курсы консерватории предшествовал экзамен по гармонии. Рахманинов сдал его не просто успешно. Сочиненные им пьесы так понравились Чайковскому, что тот окружил пятерку четырьмя плюсами.

9.Рахманинов обладал феноменальной памятью: ему достаточно было услышать один раз сложное произведение, чтобы сыграть его.

10. Музыкальную одаренность Рахманинова воспринимали как чудо. На год раньше срока он закончил консерваторию по классу фортепиано, а через год – с большой золотой медалью - по композиции. Его имя занесено золотыми буквами на мраморную доску в Малом зале консерватории.

11.В качестве экзаменационного задания будущим композиторам было предложено сочинить одноактную оперу на либретто В. Немировича-Данченко по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Сюжет увлек Рахманинова. 27 марта стала известна тема, а 13 апреля опера в партитуре, начисто переписанная, украшенная темно-малиновым с золотым тиснением переплетом, была предоставлена комиссии. Оценка была очень высокой. Большой театр принял оперу к постановке, а известный музыкальный издатель Гутхейль заключил с Рахманиновым контракт на издание «Алеко». Через год состоялась премьера оперы в Большом театре. Успех был грандиозный. В восторге были и публика, и критики.

12.Пьесы- фантазии опуса 3 один из ведущих критиков того времени назвал «маленькими шедеврами». Все они чрезвычайно популярны и в наши дни. Став знаменитым композитором и сочинив большое количество произведений, в том числе прелюдий для фортепиано, Рахманинов тяготился тем, что на каждом концерте публика непременно хотела услышать в его исполнении Прелюдию до диез минор. Он говорил: «Помимо сочиненной мною Прелюдии до–диез минор, у меня есть и другие веские причины претендовать на мое положение в музыкальном мире».

13.После провала первой симфонии Рахманинов ничего не сочинял около трех лет. Он говорил, что «был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись голова и руки…». Партитуру симфонии он, по-видимому, уничтожил. При жизни Рахманинова она исполнялась только один раз, а после смерти композитора была восстановлена по голосам и сейчас исполняется разными симфоническими оркестрами.

14.Приняв предложение знаменитого мецената Саввы Мамонтова занять пост второго дирижера в его Частной опере, Рахманинов легко вошел в мамонтовскую компанию. Особенно тесно он сошелся с Федором Шаляпиным, это было началом дружбы, которую композитор и певец пронесли через всю свою жизнь. Сохранились воспоминания современников, которым довелось услышать дуэт Рахманинов – Шаляпин. Все они уверенно говорят: такого дуэта Россия еще не слышала.

15.Летом 1897 года Рахманинов, по приглашению одной из певиц мамонтовской оперы, отдыхал в Путятине. В середине лета там появилась невеста Шаляпина, балерина Иоле Торнаги. Сыграли свадьбу. А рано утром молодых разбудила «серенада»: под окнами располагался хор мамонтовской оперы, пение которого сопровождал удивительный оркестр – гремели кастрюлями, горшками, звенели пустыми бутылками. Всем этим «чертовым хором», так назвал это представление Шаляпин, дирижировал Рахманинов.

16.В 1938 году Шаляпин тяжело заболел. Рахманинов дважды в день приходил к больному, стараясь развлечь его. После смерти Шаляпина Парижская газета «Последние новости» опубликовала заметку Рахманинова, которая заканчивалась словами: «Да! Шаляпин – богатырь. Для будущих поколений он будет легендой».

17.Заняв пост дирижера Большого театра, Рахманинов предъявил жесткие требования и к певцам, и к оркестру. В исполнении оперы он шел от требований автора и чувства правды. В результате все постановки, проведенные Рахманиновым - «Жизнь за царя» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, а особенно сочинения Чайковского – «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Опричник» - стали эталонными.

18.Одно из наиболее крупных духовных сочинений Рахманинова – «Литургия Св. Иоанна Златоуста». Один из священнослужителей, присутствовавший на премьере произведения отозвался о нем так: «Музыка действительно замечательная, даже слишком красивая, но при такой музыке молиться трудно. Не церковная». Несмотря на колоссальный успех, церковным сочинением «Литургия» так и не стала.

19.Вскоре после Октябрьской революции Рахманинов с семьей, с разрешения Советского правительства, выехал за границу. Сначала в Швецию, затем в Данию и, наконец, в Соединенные штаты Америки. Это заграничное турне растянулось на всю оставшуюся жизнь. Сочинять вдали от Родины оказалось невероятно трудно. Рахманинов занялся исполнительской деятельностью и очень скоро завоевал положение первого пианиста мира.

20.Уехав из России, Рахманинов очень тосковал по родине. Купил участок земли в Швейцарии на берегу Фирвальдштетского озера, выстроил на нем виллу. Все тщательно, продумал, распланировал, получилось поместье, напоминавшее Россию, любимую Ивановку. Здесь он старался проводить лето, чувствовал себя дома.

21.Отношение Рахманинова к большевистскому режиму было непоколебимо отрицательным. Но войну России с гитлеровской Германией переживал очень тяжело. Передавая сбор с одного из своих концертов в фонд обороны России, он писал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

22.12 октября 1942 года Рахманинов начал очередной концертный сезон. Турне пришлось прервать из-за приступа болезни. Его перевезли в лос-анджелесский госпиталь, затем – из госпиталя домой. В день его семидесятилетия пришла поздравительная телеграмма, подписанная советскими композиторами. Но Рахманинов уже не мог ее прочитать, он был без сознания. 28 марта 1943 года он умер. Похоронили его на русском кладбище в Кенсико недалеко от Нью-Йорка. Похоронили в цинковом гробу, чтобы позднее его можно было перевезти в Россию. Это была мечта композитора, которая так и не осуществилась.

Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, выдающийся пианист и дирижер. Его творческий путь начался рано – в двадцать лет. Еще, будучи студентом консерватории, он сочинил ряд самых разных музыкальных произведений, среди которых и опера «Алеко». Именно эта опера, благодаря совету Чайковского, была принята к постановке на главной сцене страны – Большого театра. Подборка интересных фактов о Рахманинове рассказывает не только о творческих успехах музыканта, но и о его личной жизни.

Интересные факты из жизни Рахманинова для детей

  • Говорят, что прививать любовь к музыке нужно с детства. Именно так и поступила мать будущего композитора – Любовь Петровна. Она познакомила сына с основами языка музыки – нотами. Далее он брал уроки у частного преподавателя, а в девять лет стал учеником младших классов Санкт-Петербургской консерватории. Но ранняя самостоятельность не пошла ему на пользу: он всё чаще прогуливал занятия. Позже он нашел в себе смелость прямо и кратко заявить родителям, что ему не хватает дисциплины. Отец перевел Сергея в частный пансион для музыкально одаренных детей, воспитанники которой были под постоянным надзором.
  • Однако личностный конфликт с преподавателем не позволил ему достойно завершить это обучение. Четыре года спустя он навсегда покидает стены пансиона, но возвращаться в северную столицу не спешит. Он остался жить в Москве в доме родственников. В пятнадцать лет он всё же продолжил обучение, но на этот раз уже в старших классах Московской консерватории.
  • Большую роль в жизни юного музыканта сыграл Чайковский. Он всячески поддерживал и продвигал студента Рахманинова. Однако после смерти великого русского композитора многообещающая карьера Сергея остановилась. В течение двух-трёх лет его единственный источник дохода – несколько уроков, и безуспешные попытки найти работу пианиста.
  • В жизни композитора много удивительных фактов биографии. Пробиться на большую сцену Рахманинову помог Савва Мамонтов. В то время он был известной личностью, меценатом, который покровительствовал молодым талантам разных областей искусства.
  • Мамонтов организовал частную оперу и пригласил Рахманинова на место дирижёра. Он с радостью согласился. Кроме того, в труппу был приглашён и Фёдор Шаляпин – молодой, никому в то время неизвестный певец, который, по мнению Рахманинова, обладал беспредельным талантом. Тогда и возникла настоящая дружба двух гениев, которая продлилась до конца их дней.

Самые популярные материалы марта для класса.

Рахманинов – великий русский композитор, представивший русскую природу во всей ее красоте. Его произведения отличаются глубокой философией, не у каждого получится понять их с первого раза. В них заложен гораздо больший смысл, чем иногда кажется вначале. Но обо всем по порядку.

Творческий путь Рахманинова. 3 основных периода

Критики делят творчество композитора на 3 этапа.

1 период. В течение первого периода творчество композитора начиналось под символом позднего романтизма, и не удивительно, в эти годы значительную роль в судьбе молодого пианиста сыграл великий композитор . Но в сочиненном Трио d-moll, посвященном памяти Петра Ильича, уже прослеживаются новаторские идеи, а в Первой симфонии их еще больше, что является одной из причин ее провала.

2 период. Во втором (зрелом) периоде начинает прослеживаться индивидуальный стиль, особенно он виден в Прелюдиях из 23-го опуса, Фортепианном концерте №2 и симфонии №2. А в «Острове мертвых» этот стиль более усложнен.

За эти годы композитором были созданы 3 концерта, 3 оперы, 2 симфонии, 80 романсов, поэмы «Колокола» и «Остров мертвых», кантата «Весна», прелюдии, «Вокализ», «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и многое другое. Композитор считал Литургию и Всенощную своими лучшими сочинениями.

3 период. В третьем (зарубежном) периоде в произведениях композитора можно угадать философию, символику, здесь гармонично смешиваются различные музыкальные элементы и стили.

Детство и юность С.В Рахманинова. Становление композитора

Будущая гордость музыкальной культуры России появился на свет в семье дворян 1 апреля 1873 г. в небольшом селе Семеново Новгородчины. Согласно преданию, передаваемому из поколения в поколение, род происходил от «молдавского государя Стефана Великого» Василя, которого прозвали Рахманиновым. Любовь Петровна — дочь генерала П.И. Бутакова. Дед Аркадий Рахманинов, был довольно известным пианистом и объехал почти всю Россию с концертами.

Сергей провел свое детство в усадьбе среди лесов, пения птиц, бегущих ручьев и великих колокольных звонов. Его интерес к музыке проявился еще в детстве. Уроки сначала давала мать, но вскоре пригласили преподавателя музыки, пианистку А.Д. Орнатскую. В 1882 г. девятилетний мальчик поступает в консерваторию на младший курс. Но учеба не нравилась резвому мальчугану, выросшему на деревенских просторах, он частенько пропускал занятия.

Родители перевели двенадцатилетнего подростка в Москву и определили частный пансион профессора Н.С. Зверева. Здесь была строжайшая дисциплина, учащиеся ежедневно занимались не менее шести часов и часто посещали оперные спектакли. Юноша провел в этом пансионе несколько лет, где познакомился с Петром Ильичом Чайковским в возрасте тринадцати лет.

Сергей Васильевич был привязан к Чайковскому, и когда композитор ушел из жизни, он посвятил ему трио, что стало неким продолжением традиции Петра Ильича, в свое время посвятившего свое фортепианное трио «Памяти великого художника» — Н.Г. Рубинштейна.

Несмотря на жизнь в большом городе, перед его глазами все также стояли картины русской природы. Именно их композитор описывал в своих произведениях. Но потом юноша поссорился с профессором и съехал из пансиона. Он остается в Москве, где находит гостеприимный кров у родственников — Сатиных. Наталья Сатина (из рода князей Рюриковичей) спустя несколько лет станет его женой и самым близким другом. Разделит с мужем его разочарования и мировую известность.


Закончив весь курс консерватории в девятнадцать лет с золотой медалью, юный музыкант быстро добился признания, в качестве композитора и дирижера, но всю яркую полосу событий оборвал провал премьеры Первой симфонии в 1897 г., как говорят, это произошло по вине неопытного дирижера Глазунова. После такой громкой неудачи композитор не мог притронуться к нотной бумаге в течение четырех последующих лет, он находился в глубокой депрессии, из которой его вывел известный психотерапевт и гипнотизер Николай Даль. К слову, первое произведение после пережитого невроза – концерт для фортепиано с оркестром №2 (c-moll) – посвящается именно Далю. Это было ступенью, шагом на новый уровень творчества.

С.Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

Заграничный период. Эмиграция в Соединенные Штаты Америки

В 1906 г. композитор побывал в некоторых городах Италии и около трех лет проживал в Дрездене. А в 1909 г. у него были гастроли в Канаде и Соединенных Штатах Америки.

Одним из болезненных событий в жизни музыканта стала эмиграция из России. Это произошло из-за Октябрьской революции 1917 г. В это время, уже получившему широкую известность во многих странах мира, композитору пришло приглашение из столицы Швеции с просьбой о концертном туре, и, безусловно, Рахманинов согласился, но он даже не предполагал, что больше никогда не ступит на родную землю.

Композитор вместе с семьей переехал в Соединенные Штаты Америки. Первое время они жили в съемной Нью-Йоркской квартире, после переехали в собственный особняк, который располагался на берегу Гудзона. В летний период Рахманиновы проводили время в Калифорнии, а с 1924 года — в Европе.

Нью-Йорк, 505 West End Avenue , Сергей Рахманинов жил в этом жилом доме 17 лет своей жизни.

Зарубежная концертная деятельность началась с 1918 г., которая принесла пианисту ошеломляющий успех.

Сергей Рахманинов смог вывести фортепианную музыку и русские традиции на другой, более высокий уровень, его произведения вошли в постоянный репертуар многих пианистов мира. Он утвердил величие и приоритет русской музыкальной школы. Записи его произведений являются основой обучения многих поколений музыкантов и по сей день.

Но несмотря на зарубежный фурор, из-за эмиграции у музыканта вновь наступил серьезный творческий кризис. Он страдал и очень тосковал по родине, и написал лишь шесть произведений, которые относятся к вершине мировой музыки. Здесь же он почти прекратил выступления в качестве дирижера, лишь изредка вставал за дирижерский пульт.

Он часто давал благотворительные концерты, отправляя деньги на помощь Красной Армии. На его деньги во время войны был построен боевой самолет. К слову, Рахманинов был первым композитором-миллионером.

Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка

Проживая в США, музыкант часто бывает в Швейцарии, где у него была прекрасная вилла «Сенар» с большим садовым участком и великолепным видом на живописнейшее озеро и гору Пилатус.

Он очень много курил и практически не выпускал сигареты из рук, скорее всего, именно из-за этого его и постигло серьезное заболевание (меланома). Сергей Рахманинов скончался 28 марта 1943 г. До его семидесятилетия оставалось три дня.

Композитор подарил миру большое количество музыкальных шедевров. Он внес огромный вклад в церковную музыку, будучи глубоко верующим. Ему удалось объединить традиции Московской и Санкт-петербургской музыкальной школы в одно цельное искусство.

Прелюдия С.В Рахманинова До-диез минор

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Род Рахманиновых, согласно семейным преданиям, ведёт своё начало от молдавского господаря Стефана III Великого (ок.1433 - 1504). Его внук боярин Рахманин, служивший уже московским государям, получил своё прозвище по названию мифического народа в средневековых русских сказаниях - рахманов (блаженных, от инд. «брахман»; впрочем, «рахманом» на Руси называли лентяя). Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в родовой усадьбе Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии. Его музыкальный гений развивался поистине моцартовскими темпами. Интерес к музыке пробудился у мальчика в четыре года, а в девять лет Сережа поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории. 13-летним отроком был представлен Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта. В возрасте 19-ти лет Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью (по композиции), получил место преподавателя фортепиано в московском Мариинском женском училище; в 24 - стал дирижером русской частной оперы Саввы Мамонтова.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

1. Aу, где я?! Крейслер и Рахманинов исполняли сонату Франка в "Карнеги-холл". Скрипач играл без нот и... вдруг память подвела его уже в первой части! Крейслер подошел ближе к пианисту и заглянул в ноты, пытаясь найти тот такт, где он мог бы "поймать" партнера. - Где мы находимся?! Где мы находимся?! - отчаянно зашептал скрипач. - В "Карнеги-холл", - не переставая играть, шепотом ответил Рахманинов. 2. Шутка с миноносцем Однажды Федор Иванович Шаляпин решил подшутить над газетным репортером и сказал, что намерен приобрести старый миноносец. Пушки же, снятые с корабля, уже привезены и поставлены в саду его московского дома. Репортер шутку воспринял всерьез, и эта сенсационная новость была напечатана в газете. Вскоре к Шаляпину явился посыльный от Рахманинова с запиской, в которой значилось: "Возможно ли посетить господина капитана завтра? Пушки еще не заряжены?"

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

3. "Самое главное" Как-то раз некий въедливый и не слишком грамотный интервьюер задал Сергею Васильевичу "умный" вопрос: что самое главное в искусстве? Рахманинов пожал плечами и ответил: - Если бы в искусстве имелось нечто самое главное, все было бы довольно просто. Но в том-то и дело, молодой человек, что самое главное в искусстве - это то, что в нем нет и не может быть чего-то одного самого главного... 4. Увы мне... Рахманинов был человеком весьма бесстрашным, никогда не боялся сказать правду, даже в ущерб самому себе. Как-то в Швейцарии пианист Иосиф Левин пришел к нему и попросил совета: - Сергей Васильевич, подскажите, как мне играть Первый концерт Бетховена, я его никогда не играл. Всемирно знаменитый композитор и выдающийся концертирующий пианист развел руками: - Какой совет я могу вам дать?... Вы его никогда не играли, а я его никогда слыхом не слыхивал...

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

5. Или кашлять - или играть Сергей Васильевич очень не любил, когда в зале кашляли. Играя свои новые Вариации на тему Корелли, Рахманинов следил за тем, сколько в зале кашляли. Если кашель усиливался, он следующую вариацию пропускал, кашля не было - играл по порядку. Композитора спросили: - Отчего вы так не любите собственные вариации? - Мои вариации до того не любят, когда их обкашливают, что они сами убегают от моих пальцев, предпочитая не звучать... 6. Сувенир на память Однажды Рахманинов получил письмо от некоего господина, в котором тот писал: "...Когда в "Карнеги-холл" я остановил Вас, чтобы попросить огня, я не представлял, с кем разговаривал, но вскоре узнал Вас и взял вторую спичку в качестве сувенира". Пунктуальный Рахманинов ответил: "Благодарю Вас за письмо. Если бы я узнал раньше, что вы являетесь почитателем моего искусства, то без сомнения и всяческого сожаления я отдал бы Вам не только вторую спичку, но даже и всю коробку".

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

7. Назидательная история Известный пианист Иосиф Гофман написал Рахманинову восторженное письмо, где были такие строки: "Мой дорогой Премьер! Под "Премьером" я разумею: первый из пианистов..." Рахманинов тут же отозвался: "Дорогой Гофман, существует такой рассказ: Некогда в Париже жило много портных. Когда одному из них удалось снять лавку на улице, где не было ни одного портного, он написал на своей вывеске: "Лучший портной в Париже". Другой портной, открывший лавку на той же самой улице, уже вынужден был написать на вывеске: "Лучший портной на всем свете". Но что оставалось делать третьему портному, арендовавшему лавку между двумя первыми? Он написал скромно: "Лучший портной на этой улице". Ваша скромность дает вам полное право на этот титул: "Вы лучший на этой улице"". Рахманинов часто повторял, что в нем восемьдесят пять процентов музыканта... - А на что приходятся остальные пятнадцать? - спрашивали его. - Ну, видите ли, я еще немножко и человек...

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

8. Сапожник Периоды творческих сомнений у Рахманинова случались часто не после провалов, а наоборот, после особенно удачных концертов, и переживал он их мучительно. Однажды, закончив выступление под бурный восторг публики, Рахманинов заперся в гримерке и долго никому не открывал. Когда дверь наконец-то отворилась, он никому не дал сказать и слова: - Не говорите, ничего не говорите... Я сам знаю, что я не музыкант, а сапожник!.. 9. Ходячая пианола Какой-то французской пианистке очень хотелось, чтобы ее прослушал Рахманинов. Наконец ей это удалось, и, явившись в его парижскую квартиру, она сыграла ему труднейший этюд Шопена без единой ошибки. Рахманинов внимательно выслушал исполнительницу, затем недовольно поднялся из кресла и произнес: - Ради Бога, хотя бы одну ошибку! Когда пианистка ушла, он пояснил: - Это нечеловеческое исполнение, это же пианола какая-то, надо бы хотя бы раз ошибиться... было бы о чем поговорить. А так - хорошая пианола, - и, вздохнув, он безнадежно махнул рукой.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

10. Зачем? Когда Рахманинов прибыл в Америку, один музыкальный критик удивленно спросил: - Почему маэстро так скромно одевается? - Меня все равно здесь никто не знает, - ответил Рахманинов. Со временем композитор ничуть не изменил своих привычек. И тот же критик через несколько лет снова спрашивает: - Мэстро, ваши материальные обстоятельства значительно изменились к лучшему но лучше одеваться вы не стали. - Зачем, ведь меня и так все знают, - пожал плечами Рахманинов. 11. Ох, уж эти папарацци!.. Как-то раз, приехав на концерт в один американский город, чтобы избежать встречи с корреспондентами, Рахманинов вышел последним из опустевшего вагона и окольным путем прошел прямо к ожидавшей его машине. Рахманинов не любил назойливых папарацци, преследовавших его во время концертных выступлений в Америке, Европе, дома, и сколько возможно старался их избегать. Однако возле гостиницы его уже ожидал фотограф с аппаратом наготове. Рахманинов почти бегом вошел в гостиницу, не дав возможности снять себя. Но когда композитор отправился обедать в ресторан, у его стола опять очутился человек с фотокамерой и принялся его снимать. Заслонив лицо ладонями, Сергей Васильевич сказал не без раздражения: - Прошу вас, оставьте меня в покое, я не хочу сниматься... Вечером, купив газету, он увидел свою фотографию. Лица правда не было видно, одни руки... Надпись под этим снимком гласила: "Руки, которые стоят миллион!"