Василий теркин сложный план. Пересказ произведения "Василий Теркин" Твардовского А.Т

Тема урока: «Дороги Василия Теркина».

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Цель: подвести итог изучения поэмы: от истории создания произведения до характеров героев.

Задача - показать знание текста, понимание идейно-художественного богатства поэмы, проникнуть в замысел автора, научиться понимать чувства, переживания человека, проникнуться гордостью за русский народ-победитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Донгак Елена Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Балгазын.

Урок литературы в 8 классе «Дороги Василия Теркина».

Тема урока: «Дороги Василия Теркина».

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Цель: подвести итог изучения поэмы: от истории создания произведения до характеров героев.

Задача - показать знание текста, понимание идейно-художественного богатства поэмы, проникнуть в замысел автора, научиться понимать чувства, переживания человека, проникнуться гордостью за русский народ-победитель.

Ход урока.

Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова)

1.Слово учителя. Сколько дорог исхожено, сколько сапог изношено русским воином. О нем с уважением и любовью народ говорит: «Бывалый! Везде побывал, все повидал. Многое рассказать может». И сегодня мы пройдем дорогами такого героя (учитель обращается к теме урока, помещенной на доске). Это, конечно же, Василий Теркин из одноименной поэмы А.Т. Твардовского (слайд № 1 портрет Теркина), о которой он писал: (учитель обращается к эпиграфу, помещенному на доске)

«Теркин» был для меня моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».(слайд №2)

2.Начнем мы поход с устного описания памятника А. Твардовскому и его герою В. Тёркину (подготовленный ученик знакомит с памятником по фотографии )(слайд№3)

Ученик. На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин. (слайд №4)

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

3.Учитель: Давайте и мы прислушаемся к разговору двух современников, двух боевых товарищей - автора знаменитой “Книги про бойца” Александра Твардовского и всенародного героя Василия Тёркина. Они вместе прошагали по дорогам войны, преданно выполняя долг перед Родиной и, несмотря ни на какие трудности и испытания, выжили, потому что любили жизнь, свою родную землю, свой народ и страну.

Твардовский : Я ушёл на фронт на второй день войны. Участвовал в битве за Москву, а позднее – в победоносном походе нашей армии за освобождение от немецких фашистов Белоруссии, Украины, Польши и дошёл до Берлина. Все эти годы работал военным корреспондентом. Писал очерки, стихи, фельетоны, листовки, заметки. Встречи с солдатами, испытанное и увиденное своими глазами на дорогах войны повлияли на моё творчество. Все последние новости с фронта записывал в военную тетрадку и материал помещал в газету. Постепенно сложилась “Книга про бойца” и всеобщий любимец Тёркин.

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей…

Тёркин:

Грянул год, пришёл черёд

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете...

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы-

Ради жизни на земле.

Вывод ученика

Поэма «Василий Тёркин» состоит из 25 глав, каждая из которых имеет свое название.

Названия глав выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне. Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» и других. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», «Поединок», «Тёркин ранен», «О награде».

4.Беседа

Давайте посмотрим,как наши солдаты, такие,как Василий Теркин шли на бой не ради славы,а ради жизни на земле. Первый вопрос будет таким.

1.«Тёркин – кто же он такой»? Как вы думаете, о чём говорит фамилия героя поэмы?

(Тёркин – значит тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тёртый калач». «Жизнью тёртый человек», - определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.)

2.Что вы узнали о военной биографии Василия Тёркина из прочитанных глав?

(Он начинает воевать во время финской кампании, в июне 1941 вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.)

3.Какой подвиг совершил Теркин в главе «Переправа»

Вывод делает ученик. Твардовский в главе «Переправа» показал бой, кровь, потери, гибельный холод ночи и великое мужество людей,идущих на смерть за родину.(слайд №5)

4.С кем встречается Теркин в главе «Два солдата»? (со стариком и старухой).

5.Какой вопрос задает дед Теркину? («Отвечай: побьем мы немца, или, может, не побьем)

6.Какой ответ дает Теркин деду?(«Побьем, отец»).(слайд №6)

7.Как говорит дед о себе и о Теркине

(«Вот что значит мы, солдаты…»). Слайд №7

8.В чем смысл названия главы «Два солдата»?

Вывод делает ученик. И дед, и Теркин – настоящие солдаты. Дед воевал в 1 мировую войну, а Теркин сейчас. Оба –герои своего времени.

9.Какую награду получил Теркин за сбитый самолет? (орден и отпуск).Слайд №8

5.Продолжим работу по главам по группам

Группы получают карточки с текстом. Вы хорошо должны знать предложенные для чтения главы и сейчас проверим, как вы это знаете. Ваша задача – правильно вставить пропущенное слово.

1.Видят -маленькая точка

Показалась вдалеке:

То ли чурка, то ли …

Проплывает по реке? (бочка)

2.-Нет, живой. Без гимнастерки.

А не фриц? Не к нам ли в тыл?

Нет. А может, это ….?-

Кто-то робко пошутил. (Теркин.)

3.-Разрешите доложить

Взвод на правом берегу

Жив-здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит

….туда подбросить. (Огоньку)

4.“Эти штуки в жизни нашей,-

Дед расхвастался,- пустяк!

Нам …..даже в каше

Попадались. Точно так.

Попадет, откинешь ложкой,

А в тебя - так и мертвец”. (осколки)

5.У кого …..,ребята?

Да она-то здесь, браток-

Оглянулся виновато

На водителя стрелок. (Гармонь)

6.Слова учителя. Василий Теркин – прирожденный гармонист. О том, как досталась ему гармонь, принадлежавшая убитому накануне командиру танкистов, мы узнаем из главы "Гармонь “. Эти танкисты вспомнили Теркина, которого они, раненого, доставляли однажды в санбат.

Инсценирование главы “Гармонь” (Тёркин подходит к 2 танкистам, берёт в руки гармошку и заводит с ними беседу) слайд №9

Теркин- Так сыграть бы на дорожку?

Солдат- Да сыграть - оно не вред.

Т.- В чём же дело? Чья гармошка?

С.- Чья была, того, брат, нет…(снимают шапки)

Т.- Да нельзя так уж нельзя

Я ведь сам понять умею,

Я вторую, брат, войну…

И опять же, посудите,

Может, завтра- с места в бой…

С.- Знаешь что. Ну, сыграй ты, шут с тобой.

(Тёркин садится за гармошку и начинает играть)

7. Звучит аудиокассета с записью фрагмента главы «Гармонь».слайд №10

И от той гармошки старой,

Что осталось сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

8.В поэме «Василий Тёркин» очень много строк, которые стали афоризмами и произносятся довольно часто. Слайд №11


Сейчас будет произноситься начальная строка, а вы должны продолжить известную фразу.

1.Не зарвёмся, так прорвемся, …. (Будем живы – не помрём)

2. Переправа, переправа! ….. (Берег левый, берег правый)

3. Кому память, кому слава, Кому темная вода,- ….. (Ни приметы, ни следа)

4. Бой идет, святой и правый, Смертный бой не ради славы- …… (Ради жизни на земле)

5. Я не так еще сыграл бы- …… (Жаль, что лучше не могу)

6. Хоть бы что ребятам этим, С места – ……. (в воду и огонь)

7. Смерть есть смерть. Ее прихода ……... (Все мы ждем по старшине)

  1. В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный, …… (Русский чудо-человек)

  1. Рвутся мины. Звук знакомый

Отзывается в спине.

Это значит - Теркин дома, …… (Теркин снова на войне)

9.Работа с репродукцией. Слайд №12

Какой момент фронтовой жизни изобразил художник? (Жизни солдата на войне посвящено полотно художника - фронтовика Ю.М. Непринцева "Отдых после боя" ("Василий Теркин", 1951) . Картина Непринцева перекликается с поэмой А.Т. Твардовского "Василий Теркин". На картине изображена группа солдат(кто лежит, кто сидит и тд), вероятно, только что вышедших из боя. В центре, окруженный солдатами, боец с ярко красным кисетом в руках. Это свой "Василий Теркин". Он также устал, так же только что подвергался смертельной опасности, но он что-то весело говорит присутствующим, пытаясь их развеселить.)

Чем центральная фигура напоминает героя поэмы Василия Тёркина? «То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, - В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный. Русский чудо-человек».Мне кажется, что эти строчки о Василии Теркине напоминают этого человека.

Какое настроение передал художник своей картиной? Как это характеризует людей, собравшихся вокруг Теркина?

(Люди, чья жизнь находится в постоянной опасности, ценят каждую минуту, они не падают духом, верят в победу и в редкие минуты отдыха стараются не думать о смерти.Необходимо было жить, выживать и в этих страшных условиях. И когда выпадали минуты отдыха, люди искренне радовались тому, что остались живы, что вернули пядь родной земли. Окружающие остановились на мгновение, передохнут и двинутся дальше.)

Почему именно вокруг Теркина собрались бойцы?

(Видимо, он снова рассказывает какую-то байку, старается поддержать дух солдат. Они умеют радоваться и той малой радостью, которая выпала на их долю в недолгие минуты отдыха).

Вывод учителя. Непринцев сумел создать художественное произведение, отражающее оптимизм и патриотический подъем защитников Родины, хотя время и было тяжелое .

10. Теперь давайте подберем прилагательные, характеризующие Васю Тёркина, на каждую букву его имени и фамилии. слайд №13

В - еселый

А - ктивный

С - мелый

Я - рый

Т - ерпеливый

Е - динственный

Р - асторопный, - ешительный

К - репкий

И - нтересный

Н - аходчивый

11.Учитель: Наши земляки-участники войны были такими же мужественными и бесстрашными, как легендарный Тёркин. Из Балгазына ушли на фронт и не вернулись 46 бойцов-односельчан. Говоря о собирательном образе Тёркина, современный писатель Г.Бакланов справедливо заметил: “Только большие художники способны в одну судьбу вместить судьбу всего народа; потому каждый, читая книгу, находит в ней и самого себя” В нашей библиотеке собраны материалы об участниках войны, хранятся воспоминания близких и родственников бойцов. Сейчас мы прочитаем воспоминания участников войны, которые они рассказали своим детям, внукам и правнукам. У них, наверное, тоже были на войне встречи с Тёркиным.

Что нового узнали о войне из рассказов дедушек и бабушек?

Обобщение учителя : У каждого солдата Великой Отечественной своя война, выпавшая на его долю, и в сердце каждого она оставила вечно незаживающий рубец. У одних- это контузии и ранения, у других- потеря любимого человека, родного дома… У поэтов же – вдохновенные и проникновенные строки. Они и сегодня звучат торжественно, весомо и значимо:

Вывод делает ученик : Твардовский с первой главы знакомит нас с взводом молодых солдат. Они вовсе не герои от рождения, а простые ребята с “вихрастыми висками” и мальчишечьими глазами. Тёркин ничем от них не отличается, только, может быть, чуточку смелее, находчивее. В этом его обыкновенность. Тёркин – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат. Свою любовь к Родине доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя. Понятно, что Тёркин достоин награды. Но скромный человек даже не пытается говорить о своих заслугах. В этом его простота и обыкновенность. Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль. Мы хотим быть такими же сильными, мужественными, отважными, как Василий Теркин, как наши прадеды.

Вывод учителя : На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки- прибаутки, дружба.

Поэма “Василий Тёркин” - настоящая повесть огненной страды, вобравшая в себя всё:

Что изведано горбом,

Что исхожено ногами,

Что испытано руками,

Что повидано в глаза … такими отважными бойцами “из Рязани, из Казани, из Сибири, из Москвы, из Балгазына”

Домашнее задание: чтение и анализ главы «Переправа», «Гармонь»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

I.Введение.Традиции искусств Тувы…………….……………………………..2

Тувинская скульптура –резьба по чонар-дашу..………………………………3

II. Основная часть.

2.1.Связь скульптур с обрядами и ритуалами…………………………………..3

2.2 Образ арзылана,сказочного льва…………………………………………...4

2.3. Одушпай С.К- член Союза ХудожниковСССР и Российской Федерации.5

2.4. Выставки мастера камнерезного искусства………………………………...6

2.6. Труд и искусство………………………………………...…………………..7

III. Заключение.Одушпай С.К – известный в Туве камнерез…………………..8

Использованная литература……………………………………………………..9

Наша Тува уникальна национальным достоянием – искусством народных мастеров-резчиков по камню. Тувинский камнерезный промысел развивает глубокие и прочные традиции создания скульптуры малых форм из агальматолита. Эта разновидность камня мягких пород имеет очень спокойный пастельный оттенок, в котором как бы мягко смешаны светло-серый и розово-коричневый цвета. В зависимости от способа отделки скульптура активно проявляет цветовые оттенки камня.

Тувинская скульптура малых форм – резьба по чонар-дашу – интереснейшее и оригинальное явление, своеобразный символ народной культуры. Здесь традиции искусства резьбы по камню сложились в условиях кочевого быта. Народные мастера делали игрушки, культовые принадлежности, шахматные фигурки, используя дерево, разные сплавы металлов, более условные изображения выполнялись из войлока. Мастера современного художественного промысла предпочитают камень, а создание скульптуры из агальматолита стало традицией. В условиях нового быта каменная пластика составила один из наиболее выразительных жанров народного творчества. Важной особенностью тувинской пластики является смелое нарушение пропорций тела животного, когда декоративная скульптура тувинских мастеров подчинена принципу силуэтного решения, что помогает ее выразительности и ясному восприятию даже в очень малых размерах. Этому же способствует традиционный прием обработки поверхности камня: сопоставление гладких поверхностей объема с деталями, проработанными укрупненной резкой, доведенной до выраженной орнаментации.

Тувинская скульптура на первый взгляд проста, статична. Но такое впечатление складывается лишь при предварительном знакомстве. Черты статичности здесь действительно прослеживаются. Однако тувинские мастера и последние годы добились значительных успехов в передаче внутренней динамики движения фигурок. Это достигается путем расчленения объема, придания силуэту изображаемых животных определенного ритма. Мастера-камнерезы изображают хорошо знакомых домашних животных - верблюдов, баранов, коней, коз. Это друзья и помощники человека, хозяина степей, скотовода. И потому они наделены чертами естественности. Резчики любят изображать животных отдыхающими, кормящими своих детенышей. Тогда особенно ярко раскрывается человечное отношение мастера к животным, а через это и к родной природе. Сюжетно - тематический диапазон и иконографический характер тувинской народной скульптуры закреплен многолетней традицией и выявляется вполне определенно. Прежде всего, это изображение животных и зверей, обитающих в горах и степях Тувы. Наиболее часто можно встретить изображение коня, горного козла - серге, характерного тувинского яка - сарлыка, верблюда, быка, оленя. Во всех этих фигурках точно сочетаются декоративная стилизация и реалистическая достоверность. Народным мастерам присуще великолепное знание животных, их повадок, особенностей строения тела: ведь каждый из резчиков - потомственный охотник, скотовод, изо дня в день наблюдающий животных. Но в скульптуре мастера дают волю мысли, фантазии не просто изображают зверя, но стремятся выразить его состояние, настроение: упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, тревожную чуткость или готовность к бегству, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя. Фигурку покрывают богатыми резными орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву.

Работы тувинских мастеров сохраняют привязанность скульптурных изображений к древним ритуалам и обрядам. Частыми мотивами их скульптур являются драконы, духи, похожие на львов и других хищников. Их изображения канонизированы, но имеют много вариантов. Драконы строго подчинены силуэтному решению композиции и зачастую обильно покрыты орнаментальной резьбой. Реальный мир животных, которых хорошо знают мастера, составляет большую часть тувинской малой пластики. Быки и верблюды, кони и степные бараны, всадники-скотоводы и дети изображаются в свободных, естественных движениях, которые демонстрируют наблюдательность мастеров, их умение отразить через скульптурный образ важную частицу жизни.

Особое место в тувинской резьбе по камню занимает образ арзылана, сказочного чудовищного льва. Этот образ имеет аналогии в китайском искусстве, а также в творчестве других народов Востока. В точном переводе с тувинского арзылан означает лев, но настоящих львов вживую тувинские мастера не видели, и они создают своих арзыланов как сказочных персонажей. Позднее образ арзылана приобрел в тувинском народном творчестве самостоятельный, независимый от религии характер, стал пластическим воплощением силы. Вероятно, в Туву этот иконографический тип проник из Китая и частично был связан с декором ламаистских храмов. Исполнение их в камне отмечено необыкновенной тщательностью и четкостью. В скульптуре всегда выразительны соотношения резных деталей с гладкой поверхностью, что создает декоративную остроту даже в работах небольшого размера.

Значительное место в народном искусстве занимает создание из камня украшенных резной скульптурой предметов утилитарного назначения, таких как шахматы, чернильные приборы, пепельницы, резные печати и даже государственные гербы. Статичные изображения человека и животных служат основой для создания шахматных фигур. Особенно широкое распространение имеют шахматы. Они не похожи на европейские типы шахмат, традиционная иконография шахматных фигур здесь своеобразна: арзылан - ферзь как самая сильная шахматная фигура предстает в облике этого сказочного чудовища, верблюд – слон как легкая шахматная фигура ассоциируется с этим выносливым животным, способным пройти длинное расстояние по дорогам и бездорожью тувинских степей, конь изображается не в полфигуры, а полностью, спокойно стоящем на доске, как на пастбище, на четырех ногах. Необычайно интересен король в облике дамы высокого чина, одетой изысканно и богато. Органично используются при резьбе шахмат цвета агальматолита: черный камень - для черных фигур, все оттенки светлого - для белых. Многие шахматы, созданные руками тувинских народных резчиков, имеют большую художественную ценность, на мировом рынке она выражается в золотом весе.

Есть два легендарных месторождения агальматолита в нашей республике, где мастера добывают мягкий камень тувинские мастера-резчики. В западном районе Тувы, в Бай-Тайгинском кожууне, в месте Сарыг-Хая – Желтая Скала добывается агальматолит светлых оттенков. Столетиями из темной глубины, из-под толщи почвы находил солнечный камень тот, кто владел его секретом и умел видеть заключенный в нем волшебный образ. Только в руках истинного мастера оживали причудливые фигурки, оставляя в вечности мгновения жизни. Залежи камня темных оттенков агальматолита - серпентинита, находятся на сопках Аргалыга и Шеттиг-Арга, с. Ак-Туруг, Улуг-Хемского кожууна республики Тува.

С 28 ноября до конца декабря 2013 года в Национальном музее им.Алдан- Маадыр Республики Тыва открылась вторая выставка камнереза Сергея Кашпик-ооловича Одушпая, посвященная 55-летию со дня рождения народного мастера моего родного дяди.

На выставке в витринах представлены 24 камнерезных произведения автора из фондов музея и его частичной коллекции, которые характеризуют всю тематику творческой деятельности камнереза.

Одушпай Сергей Кашпик-оолович – известный в Туве камнерез, член Союза художников СССР и Российской Федерации с 1991 года. Он участвовал на многих местных республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках с 1984 года.

С.К.Одушпай родился 21 января 1958года в с.Ильинка Каа-Хемского района Тувинской АССР в семье рабочих. Сергей Одушпай со школьных лет занимался народным творчеством, резьбой по дереву и камню. После окончания средней школы он поступил на художественное отделение Кызылского училища искусств, которое успешно в 1984 году.

В 1980-е годы Сергей Одушпай стремится более профессионально овладеть камнерезным искусством, он бывает в республиканском краеведческом музее им.Алдан-Маадыр, у народных мастеров-камнерезов в Союзе художников Тувы, где полностью воспринимает традиционную культуру и искусство кочевого народа, сохранившего древние истоки народного творчества.

Его скульптурные произведения с 1984 года экспонируются на крупных выставках Союза художников России таких, как «Сибирь социалистическая» Кемерово 1985,»Советская Россия» Москва 1985, «Молодые художники России» Москва 1989, «Художники автономных республик, областей и округов РСФСР Москва 1989, «Художники России – Москве» Москва 1997, «Россия» Москва 2004, «Народное искусство России» Вологда 2008, Россия» Москва 2009,зональных выставках - «Сибирь» Красноярск 1991, «Ремесла Сибири» Томск 1997, «Сибирь» Иркутск 2003, «Сибирь» Новосибирск 2008, Ремесла Сибири» Томск 2011, «Искусный мастер» Нарьян-Мар 2011, «90-летие ТНР» Кызыл 2011, «По родному краю» Кызыл 2012

После окончания Кызылского училища искусств он стал работать художником - оформителем в Кызылском промторге, затем художником-прикладником в экспериментальном предприятии народно-художественных промыслов и сувениров Министерства промышленности Тувинской АССР.

В 1991 году за активное участие на зональных, всероссийских художественных выставках С.К.Одушпай был принят в члены Союза художников СССР, затем России.

С.Одушпай в большинстве, свои камнерезные скульптуры исполняет в светлом агальматолите. Его любимые темы для изображения в камне – это однофигурные скульптуры домашних, диких животных и мифических зверей (арзылан, лошадь, горный козел, сарлык-як, дракон). Очень интересно выполнены этнографические композиции – «На чайлаг», «Сакманщица», «Упрямый козел», в которых он со знанием скотовода-кочевника изображает повседневную жизнь тувинских чабанов.

В экспозиции выставки представлены замечательные в пластическом решении его многофигурные композиции всадников на лошадях в динамичном движении – «Скачки», «Всадники на скачках», Конный духовой оркестр. Также он вырезает из агальматолита группы животных в стремительном движении – «Бегущие дзерены», «Бегущие кабаны». Особенно привлекает внимание его историческая композиция «Красный обоз», состоящий из двух частей. Она посвящена дружественной помощи Тувинской Народной Республики частям Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.

В настоящее время С.К.Одушпай находится в расцвете творческих сил, он полон будущих творческих замыслов и всегда стремится к новым достижениям в изобразительном искусстве Республики Тыва. За многолетний, творческий труд в честь 55-летнего юбилея Одушпай С.К награжден Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации.

В развитии традиций своего национального искусства скульптуры, мастер смело расширяет тематику пластики малых форм и обновляет выразительные средства художественной обработки камня.

Особенностью тувинского камнерезного промысла является прочная преемственность традиций и мастерства. Искусства обработки камня передается из поколения в поколение в рамках одной семьи, традиции переходят от отцов к детям. У Одушпай С.К двое детей: сын Эртине заканчивает Новосибирский ВУЗ, он будет программистом, а вот дочь Чаяна пошла по стопам отца, в следующем году заканчивает Кызылское училище искусств, станет как отец – художником. Я горжусь им и хочу научиться у него камнерезному искусству.

Работа посвящена исследованию творчества камнереза Одушпая Сергея Кашпик-ооловича.
Актуальность исследования обусловливается и тем, что тувинское камнерезное искусство прошло большой путь в своем развитии, достиг на этом пути немалых успехов, в частности, было создано много произведений эпического жанра, разных фигур животных, предметов, шахмат; эти произведения получили широкую известность не только в нашей республике, но и в других городах России. Их увидели многие любители искусства.
Объект исследования – творческий путь дяди – Одушпая С.К.
Предмет исследования – изучение материалов по камнерезному искусству Тувы, их особенностей, жанров и видов, проследить за процессом творения мастера; изучить и познакомиться с некоторыми его работами.
Цель состоит в системном изучении и комплексном описании творчества мастера камнерезного искусства Одушпая Сергея Кашпик-ооловича.
Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
− уточнение понятий «чонар-даша» и «камнерезного искусства»;

Изучение книги Тойбухаа «Оживший камень»;

Посещение второй выставки камнереза Сергея Одушпая в музее им. «Алдан-Маадыр».
В качестве материала исследования использовались рисунки его работ с выставки, которая проходила в музее им.Алдан-Маадыр в конце 2013 года.
Методами исследования явились - метод наблюдения и описания.
Новизна работы состоит в том, что мною впервые было проведено исследование и изучение камнерезного искусства Тувы, а самое главное, это изучение творческого пути моего родного дяди – камнереза Одушпая Сергея Кашпик-ооловича.

Мемориал они сооружали всем селом, каждый внес свой маленький вклад.

– Вот эти лавочки смастерили пожарные вместе с участковыми милиционерами, кустики посадили лесники, а вот эти серебристые тополя привезли откуда-то учащиеся школы. Думали, не приживутся, смотри-ка, как хорошо принялись. Дорожники из ДРСУ уложили асфальт… Словом, обустраивали и облагораживали мемориал всем миром, – подытоживает глава администрации села Аяна Ооржак. – Обнесли оградкой, а для удобства сделали два прохода с лестницами, поскольку люди уже привыкли здесь ходить. А неподалеку даже маленькую песочницу для детей устроили…

К 70-летию Победы не только облицовку основной стелы заменили, но и установили еще две новых: на первой высечены в мраморе имена тех балгазынцев, которые были призваны на фронт и вернулись, а на второй – тех, кто сложил свои головы на поле брани. В общей сложности в списках 86 человек.Все это стало возможным только благодаря настойчивости и сподвижничеству почетного жителя села Антонины Пепеляевой, которая давно уже вынашивала идею запечатлеть на мраморе фамилии всех балгазынцев-фронтовиков. Отличник народного образования СССР, заслуженный учитель Республики Тыва Антонина Пепеляева приехала в Балгазын в 1948 году. 60 лет проработала в местной школе. Почти 40 лет руководила школьным лесничеством. Сбором материалов об участниках войны занималась практически всю жизнь.

– Ведь тогда, до перестройки, легче было, не то, что сейчас, – рассказывает Антонина Семеновна. – Сельсовет еще был, в котором все документы на фронтовиков хранились. А потом, в то время были комсомольская, пионерская организации, – красные следопыты. Так и собрали материал. Все, слава Богу, сохранили. Вот как теперь все пригодилось.О каждом балгазынском фронтовике она знает практически все:

– Вот Пахоруков такой же подвиг совершил, как и Шумов. Березиков – единственный, кто до Берлина дошел. И, кстати, живым вернулся. Уже в мирное время он в Енисее утонул, спасая своего племянника. Племяша спас, а сам до лодки не доплыл, утонул. А вот Тырышкин в 44-м был призван, а весной 45-го уже погиб под Берлином. Все ребята из Балгазына призывались в основном в 1942–1943 годах. А Тырышкин был призван позже, поэтому в «Книгу памяти» почему-то не попал. Кстати, в «Книге памяти» сказано, что Леонтий Попеляев в госпитале от ран скончался. А мы выяснили, что его орудийный расчет под Курском немецким танком раздавило...О подвиге Владимира Пахорукова она узнала из переписки с ленинградскими краеведами. Они сообщили, что во время боев под Ленинградом он был взят в плен. Но ему удалось бежать к партизанам. Однажды партизанский отряд получил из центра задание: во что бы то ни стало уничтожить немецкий состав с боеприпасами. Он шел на подкрепление частям, осаждавшим город. А железную дорогу фашисты усиленно охраняли. Партизаны никак не могли к нему подобраться. Тогда Пахоруков обвязал себя гранатами, дополз-таки незамеченным до насыпи и бросился под поезд. Ценой своей жизни он остановил состав.– Когда президент СССР Михаил Горбачев подписал указ о присвоении Кечил-оолу звания Героя Советского Союза, мы тоже ходатайствовали за Пахорукова, – вспоминает Антонина Семеновна. – Но нам ответили, что нужно найти очевидцев, свидетелей из партизанского отряда. Так дело и заглохло.У большинства фронтовиков, имена которых запечатлены на стелах, родственников и близких в Балгазыне уже не осталось. Нынче их разыскали и пригласили на парад, который в Балгазыне впервые проводили 9 Мая. Кто смог, приехал. У обновленного мемориала, как полагается, провели митинг. А в параде, кроме пожарных, лесников и милиционеров, приняли участие школьники. Стройной шеренгой прошлись даже первоклашки, которые сами сшили для себя костюмы барабанщиков. Учащиеся местного профтехучилища издали красочный альбом, который передали в сельскую библиотеку.

В рамках акции «Моя Победа» на могилах ветеранов Великой Отечественной войны установили памятники, обустройством могил и по сей день занимаются балгазынские «молодогвардейцы»и ученики старших классов МБОУ СОШ села Балгазын.


План:
1. Особенности военной литературы.
2. Изображение войны в поэме «Василий Теркин».
а) «Василий Теркин» как Библия фронтового человека.
б) Черты характера Теркина в русских бойцах.
в) Роль героя в воспитании патриотического духа солдат.
3. Оценка поэмы критиками и народом.

За долгие четыре года, в которые продолжалась война между СССР и фашистской Германией, было написано немало литературных произведений, по праву вошедших в сокровищницу русской литературы. Среди них особое место занимает поэма Твардовского «Василий Теркин». Иван Бунин писал о ней, что «это поистине редкая книга». Может возникнуть вопрос: в чем же отличие этой книги от других?

Главное отличие заключается в непохожести на литературу военных лет. Где же еще можно встретить поэму, пронизанную юмором, в которой нет ни одной нотки пессимизма? Война – это слеза, горе, душевная боль. Простым труженикам, бойцам и без того было тяжко. Если бы поэма раскрывала только страх и ужас происходящего, она не произвела бы такого светлого впечатления. Твардовский задался целью, чтобы его поэма оживила советский народ в трудное время.

«Василий Теркин» — произведение очень оригинальное. Образ бойца-весельчака настолько понравился советским солдатам, что даже газеты, в которых по главам печаталась поэма, они хранили, берегли как зеницу ока, а не использовали на самокрутки. Это была своего рода фронтовая Библия. Каким счастьем для солдат были посылки из тыла и письма от родных, такой же радостью была для них новая глава поэмы. Поэма была им дорога, потому что история главного героя – это биография их самих, всей армии, миллионов советских солдат. Каждый мог разглядеть в Теркине какую-нибудь черту характера и воскликнуть: «Так это про меня поэма написана!». Многие стремились быть на него похожими.

«Василий Теркин» — интересное, увлекательное произведение. Правдивость, простота, народная речь покоряют читателя. Юмористические истории солдата Теркина служат средством поддержания боевого духа. Главного героя никогда не покидает оптимизм. Он поднимает настроение пехотинцам и снимает усталость, играя на гармони. Наверное, автор неслучайно использует именно этот инструмент, ведь гармошка – символ счастья, благополучия, гармонии. Сыграет простую мелодию этот русский чудо-человек – сразу повеет чем-то родным, на душе станет теплей, а вера в победу загорится ярким огнем. Как Василий Теркин поднимал своими историями, игрой на гармони настрой отчаявшимся товарищам, так и сама поэма поднимала у солдат боевой дух, давала силы сражаться дальше. Пожалуй, именно в этом заключается главное значение поэмы.

«Василий Теркин» — действительно редкая книга. В ней нет прославления Сталину, что было обычным явлением произведений военных лет. Сам Твардовский отмечал, что упоминание о руководящей роли партии не позволило бы стать поэме народной. «Книга про бойца» была довольно высоко оценена, а Твардовский был за свой труд награжден Сталинской премией, хотя ни разу не упомянул о вожде народа в поэме. Далеко не каждое произведение удостаивается такой награды и высокой оценки критиков. Даже этот факт подтверждает значимость этого произведения в русской литературе. «Василий Теркин» — это народное произведение, полюбившееся миллионам.

Характеристика персонажей: взаимоотношения Василия Теркина с фронтовыми товарищами

«Теркин, Теркин, добрый малый…» — так обращается автор к своему герою в одноименной поэме. Твардовский очень полюбил образ этого удалого бойца, великолепного товарища, чудо-человека. Но не только один Твардовский проникся симпатией к выдуманному им герою: все советские солдаты очень любили его, пытались быть на него похожи.

Еще в первой главе все солдаты замечают в своей роте нового товарища, который «парень хоть куда». Этой характеристики уже достаточно, чтобы в дальнейшем было понятно, насколько хорошо сложатся отношения у солдат.

Этому доброму и веселому человеку все доверяли. Так, танкисты с удовольствием одолжили Теркину гармошку своего погибшего командира. Василий сразу начинает исполнять задорную песенку, за что еще больше начинает нравиться боевым товарищам. Танкисты решили подарить гармонь своему новому знакомому – он и есть самый достойный ее хозяин.

Теркин находит общий язык не только со своими ровесниками, но и с людьми старшего поколения. Он не может пройти мимо избы, в которой живут не знакомые старик со старушкой. Он чинит старикам все, что у них неисправно: пилу, часы. Ему приятно находиться в компании с этими милыми людьми, но военный долг обязывает идти дальше. На пороге дед спрашивает Теркина, смогут ли русские одержать победу над фашистами, на что Теркин уверенно отвечает, что смогут. Этих же стариков Теркин встречает немного позже, будучи офицером. Узнав, что часы, которые он собственноручно чинил, украл немец, он обещает привезти новые.

В госпитале Теркин знакомится с тамбовским мальчишкой, который, несмотря на свой юный возраст, уже успел стать героем и продемонстрировал Василию свой орден. Но у Теркина более скромные желания: «Зачем мне орден? Я согласен на медаль». Однако его задевает горделивый тон мальчишки, и он пытается доказать на деле, что и в Смоленске могут быть герои.

Самым загадочным собеседником в поэме у Теркина является Косая, или смерть. Раненый боец лежит на снегу и теряет силы, но стоило Косой заявить о своем приходе, Теркин прогоняет ее, сказав, что не сдастся ни при каких условиях, даже в морозную ночь, плача от боли и бессилия.

Вот таким и был славный боец Василий Теркин. Он всегда помогал товарищам, помогал старым и бедным, на войне вел честный бой, а на «гражданке» был обычным задорным человеком. Во время войны таких «Теркиных» по стране было немного, но каждый солдат обладал хоть одной из черт этого замечательного героя, поэтому можно утверждать, что этот персонаж хоть и выдуман Твардовским, но прототип его, «русского чудо-человека», наверняка можно найти и сейчас.

Мини-сочинение

Победа в Великой Отечественной войне – главное достижение советского народа в 20 веке. Казалось бы, сколько невзгод вынесли жители этого большого государства, но им все нипочем! Ключевую роль в приближении победы сыграли не только умелые бойцы, храбро стоявшие грудью за родину, но и персоны, которые по-своему трудились в тылу. Писатели и поэты многое внесли в победу, поскольку они поднимали военный дух солдат, создавая идеальные образы, к которым все стремились. Война – событие трагическое, но жизнеутверждающий пафос военных песен и поэм настраивал солдат на оптимистический лад.

Главное произведение писателя военных лет Александра Твардовского – «Василий Теркин». С нетерпением солдаты ждали публикации новой главы в газете, с удовольствием читали и тем самым поднимали себе военных дух. Всем хотелось быть похожим на главного героя Василия Теркина, который перенял черты богатырей из русских былин. Никто не застрахован он шальной пули в военные годы, но далеко не каждый находит в себе силы, чтобы бороться за жизнь. Тяжело раненый Теркин не страшится смерти и прогоняет ее, когда она за ним приходит: «Я не звал тебя, Косая, Я солдат еще живой» — говорит Василий и побеждает в схватке со смертью.

Таким оптимистическим, жизнеутверждающим пафосом проникнута каждая глава в поэме. Солдаты, читая подобные произведения, не могли после этого не победить, ведь даже после окончания войны у них был стимул – стремиться стать похожим на их любимого героя, Василия Теркина.

    • Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала «Новый мир». Именно ему мы обязаны возвращением в родную литературу «врага и эмигранта» И. Бунина, произведения которого не печатались в СССР. Твардовский взял на себя большую смелость опубликовать в журнале полную уважения и признательности статью о великом русском писателе, разрушив тем самым идеологическую клевету вокруг его […]
    • «Матренин двор» как история последней праведницы в стране посттоталитарного режима План: 1) Александр Солженицын: «Жить не по лжи!». 2) Реалистическое изображение жизни советских людей в посттоталитарном обществе а) Россия в послевоенное время. б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима. в) Судьба русской женщины в советском государстве. 3) Матрена – последняя из праведников. Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические […]
    • Как я мою полы Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так: Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
    • Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети - это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
    • Первый вариант Я вижу перед собой очень яркую картину русского художника Александра Яковлевича Головина. Она называется «Цветы в вазе». Это натюрморт, который получился у автора очень живым и радостным. В нем много белого цвета, домашней утвари и цветов. Автор изобразил в работе много деталей: вазу для конфет, керамический стакан золотого цвета, статуэтку из глины, банку с розами и емкость из стекла с огромным букетом. Все предметы стоят на белой скатерти. На уголок стола наброшен пестрый платок. Центром […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Сочинение-рассуждение: Возможно ли вернуться после войны? План: 1. Введение а) От «Семьи Ивановых» до «Возвращения» 2. Основная часть а)«Странен и непонятен был родной дом» 3. Вывод а) «Уразуметь сердцем» Уразуметь «сердцем», значит понять П. Флоренский В 1946 году Андрей Платонов написал рассказ «Семья Ивановых», который затем был назван «Возвращением». Новое название более соответствует философской проблематике рассказа и подчеркивает его основную тему - возвращение после войны. Причем речь идет […]
    • Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
    • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
    • 19 век отличается поразительной глубиной понимания человеческой души в русской литературе. Можно ответить на этот вопрос на примере трех великих русских писателей: Толстого, Гоголя и Достоевского. Толстой в "Войне и Мире" раскрывал также и мир души своих героев, делая это "по-хозяйски" и легко. Был высоким моралистом, однако его поиски истины к сожалению закончились уходом от истины Православной веры, что впоследствии негативно повлияло на его творчество (пример, роман "Воскресенье"). Гоголь своей сатирой […]
    • В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
    • Аустерлицкое поле очень важно для князя Андрея, произошла переоценка его ценностей. Сначала счастье он видел в славе, общественной деятельности, карьере. Но после Аустерлица он "повернулся" к семье, понял, что именно там можно найти настоящее счастье. И тут же мысли его прояснились. Он понял, что Наполеон - не герой и не гений, а просто жалкий и жестокий человек. Так, мне кажется, Толстой покажывает, какой путь истинный: путь семьи. Еще одна немаловажная сцена - подвиг. Князь Андрей совершил геройский […]
    • Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора.Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы: 1. Социально-политическая проблема […]
    • В. Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед со­бой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному пере­устройству жизни. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», - писал поэт. Но он никогда не чуждался лирической темы любви. Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно тра­гическое звучание этой темы. В поэме «Человек» - страдания человека, пережив­шего неразделённую любовь. «И толькоболь мояострей -стою,огнём обвит,на несгорающем костренемыслимой […]
    • 1. Введение. Личностное отношение поэта к теме. Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) - размышляет лирический […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • 1 версия таблицы Лиза Эраст Качества характера Скромная; стеснительная; робкая; любезная; прекрасна не только внешностью, но и душой; нежная; неутомимая и трудолюбивая. Учтивый, с добрым от природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый, легкомысленный и безрассудный. Внешность Красивая девушка с Розовыми щечками, голубоглазая и светловолосая (Работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости»). Лиза не походила на крестьянку, скорее на воздушную […]
    • 1 версия таблицы Калашников Кирибеевич Положение в поэме Степан Парамонович Калашников - исключительно положительный, хотя и трагичный герой. Кирибеевич - искобчительно отрицательный персонаж. Чтобы показать это, М.Ю. Лермонтов не называет его по имени, а лишь дает ему кличку «басурманский сын» Положение в социуме Калашников занимался купечеством, то есть - торговлей. Имел собственную лавку. Кирибеевич служил Ивану Грозному, был воином и защитником. Семейный быт Степан Парамонович […]
    • На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]
  • План
    Введение
    Герой поэмы Василий Теркин - любимый народный герой.
    Основная часть
    Образ героя:
    а) Теркин - человек долга;
    б) он надежный товарищ;
    в) Теркин мечтает о награде, но не сейчас, а когда кончится война;
    г) он мастер на все руки;
    д) Теркин - жизнерадостный, добрый человек.
    Заключение
    Теркин - воплощение национального характера.
    Герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» стал любимым народным героем в годы войны и продолжал им оставаться еще много лет спустя. Это простой солдат, деревенский парень, вставший на защиту своей Родины. Он человек из народа, близкий тем бойцам, которые читали поэму где- нибудь на фронте в редкие свободные минуты.
    Чем он так близок им?
    Конечно, прежде всего чувством долга, горячим патриотизмом, сознанием своей ответственности.
    Грянул год, пришел черед,
    Нынче мы в ответе
    За Россию, за народ
    И за все на свете.
    Он надежный товарищ, готовый, если надо, погибнуть сам, но выручить своих соратников. Он совершает подвиг, переплыв
    ледяную реку, чтобы доложить об удачной переправе их взвода и попросить огневой поддержки, но для него это не подвиг, а нечто совершенно естественное. Так было надо.
    Он мечтает о награде, но не сейчас, а вот когда кончится война... «Я не гордый», - говорит он о себе, и ордена ему не нужно, он «согласен на медаль». Зачем она ему? Мечты о мирной жизни, о любви, о возвращении домой, конечно, свойственны герою. Но эту грусть он не выставляет напоказ, он не унывает сам и не дает унывать товарищам. Мастер на все руки, гармонист, балагур - и за это его любят и ценят однополчане. Он шутит даже в самые неожиданные минуты: его, полузамерзшего, растирают спиртом, а он вдруг просит «погреться изнутри». Можно жить без еды какое-то время, говорит автор, но
    На войне одной минутки
    Не прожить без прибаутки,
    Шутки самой немудрой.
    Это хорошо понимает Василий Теркин. Он жизнерадостный, добрый человек, к жизни относится легко и всегда верит в лучшее:
    Я большой охотник жить
    Лет до девяноста.
    Мужественный солдат, преданный Родине и народу, надежный товарищ в бою, оптимист, никогда не унывающий и всегда готовый прийти на помощь, - такого героя полюбили и оценили читатели. Это воплощение и национального характера, и народного юмора, и народного патриотизма. Поэтому такой герой - большая удача автора, и он еще долго будет оставаться любимым народным героем.

    Ответ оставил Гость

    План Введение Поэма стала откликом поэта на события Великой Отечественной войны. Основная часть Василий Теркин - общий герой поэмы. Чувство патриотизма всегда проявлялось в трудное для страны время. Поэт воссоздает многие трагические эпизоды войны. Глава «Переправа»: а) поэт передает растущую тревогу, напряженность событий; б) драматичность действия усиливается; в) бойцы в минуту отдыха; г) печаль Теркина. Заключение Бойцы не боятся смерти. Долг перед Родиной выше личного. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» стала непосредственным откликом автора на трагические события Великой Отечественной войны. Поэма состоит из отдельных глав, объединенных общим героем - Василием Теркиным, простым деревенским парнем, как и многие другие, вставшим на защиту своей Родины. Чувство патриотизма - это то, что всегда было свойственно русскому человеку, всегда проявлялось в трудное для страны время. Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым Русский труженик-солдат. Опасность подстерегает их в любую минуту, ведь каждый из них может погибнуть. Мимо их висков вихрастых, Возле их мальчишьих глаз Смерть в бою свистела часто И минет ли в этот раз? А.Т. Твардовский рисует многие трагические эпизоды войны, например, в главе, «Переправа», где ему удается замечательно передать растущую тревогу, напряженность событий - неудачной попытки переправы. Переправа, переправа! Берег левый, берег правый. Снег шершавый, кромка льда... Кому память, кому слава, Кому темная вода, - Ни приметы, ни следа. Драматичность действия усиливается, когда автор показывает гибель людей: И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно... «Под огнем неразбериха», артиллерийский обстрел, рвущиеся снаряды - обстановка, в которой происходят события, передана поэтом так, что предстает перед глазами эта страшная картина войны, нарисованная правдиво и честно. Бойцы показаны и в минуты отдыха. У них простые бытовые заботы, дружеские беседы, но и в это время чувствуется, что идет война, что мирная жизнь разрушена врагом. Они мечтают о том, как все вернется, как они будут счастливы, но Где девчонки, где вечерки? Где родимый сельсовет? Ведь понятна печаль Теркина, что «не носит писем почта в край родной смоленский твой», - его родные места оккупированы врагом, он ничего не знает о своих близких, но он и его товарищи сделают все возможное, чтобы освободить родную землю и вернуть мирную жизнь. Они чувствуют свою ответственность и высокое чувство долга по отношению к Родине. Грянул год, пришел черед, Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за все на свете. Они не боятся смерти, потому что долг перед Родиной и народом выше личного: «Раз война - про все забудь...» Им не нужны награды, они сражаются не ради этого. И автор, говоря о высоком предназначении русского солдата- освободить землю от фашизма, - проявляет подлинный гуманизм поэта и человека. Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы - Ради жизни на земле.

    «Василия Теркина» по праву считают одним из самых значи-тельных произведений литературы второй половины XX века.

    Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много ли-рических отступлений. Ее содержание и форма близки к народ-ным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и герои-ческих сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор пока-зывает ее от начала до конца.

    За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота — все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.

    Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой про-являет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа».

    Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты — не герои от рождения, они — молодые ребята. Неко-торые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов — воинов про-шлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность «нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль». Он хочет произвести впечатление на девушек:

    …И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят, Только слушали б девчонки, Как ремни на мне скрипят.

    В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описани-ем страшного боя:

    Страшный бой идет кровавый, Смертный бой не ради славы - Ради жизни на земле.

    Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.

    Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.

    Потерять кисет с махоркой, Если некому пошить - Я не спорю — тоже горько, Тяжело, но можно жить, Пережить беду-проруху, В кулаке держать табак. Но Россию, мать-старуху, Нам терять нельзя никак.

    Твардовский рассказывает и о любви. Материал с сайта Бойцы с нежностью вспо-минают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвра-щения.

    Я мечтал о сущем чуде: Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть, теплей.

    План

    1. Монолог героя поэмы.
    2. Переправа.
    3. Раненый Теркин попадает в медсанбат.
    4. Рассуждение героя о возвращении домой.
    5. Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны.
    6. Бой Теркина с немцем.
    7. Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден.
    8. Мечты героя об отдыхе.
    9. Взвод переходит в наступление.
    10. Разговор со смертью.
    11. Встреча со стариком и старухой.
    12. Дорога на Берлин.
    13. Прощание с героем произведения.